Системный подход как объяснительный принцип теоретического описания психики человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пешкова В. Е. Системный подход как объяснительный принцип теоретического описания психики человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2521–2525. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85505.htm.
Аннотация. Системный подход к изучению сложных объектов служит обоснованием теории системного подхода к анализу психических явлений. Это предполагает выделение в изучаемой системе различных аспектов (подходов, планов, измерений) и способствует обоснованию принципа системности как объяснительного принципа теоретического познания, в рамках которого идут процессы интеграции предметных областей знания, накапливается собственный аналитический инструментарий, уточняются его объект, предмет и категориальный аппарат. Такое использование системного подхода в качестве методологической парадигмы для психологических исследований приводит к возможности рассматривать человеческую психику через комплекс системно ориентированных подходов, что связано с расширением психологического знания и формированием нового направления исследований – системной психологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пешкова Валентина Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп.peshk@yandex.ru

Системный подходкак объяснительный принцип теоретического описания психики человека

Аннотация. Системный подход к изучению сложных объектов служитобоснованием теории системного подхода к анализу психических явлений. Это предполагает выделение в изучаемойсистеме различных аспектов (подходов, планов, измерений) и способствует обоснованию принципа системности как объяснительного принципа теоретического познания, в рамках которого идут процессы интеграции предметных областей знания, накапливается собственный аналитический инструментарий, уточняться его объект, предмет и категориальный аппарат. Такое использование системного подхода в качестве методологической парадигмы для психологических исследований приводит к возможностирассматриватьчеловеческуюпсихикучерез комплекс системноориентированных подходов, что связано с расширениемпсихологического знанияи формированием нового направления исследований ‬системную психологию.Ключевые слова: система, системный подход к анализу психики, системный анализ в психологии,принцип системности, теоретическаямодель психики человека, системная психология

Одним из главных теоретикометодологическим оснований в изучении объектов сложной природы является системный подход, выступающий в качестве определенной методологической ориентациив познании как совокупностипонятий, идей, правил, норм, принципов и подходов, руководящихего общей стратегией. Важнейшим требованием системного подходав любой наукеявляется воспроизведение многомерности изучаемых объектов, что предполагает соотнесение в единую непротиворечивую модельосновных плоскостей еерассмотрения. Поэтому основная задача нашегоисследования состоялав попытке осуществить данное требование и построить многомерную модель человеческой психики на основе теории системного подхода к анализу психических явлений. Теория систем (система ‬греч. systёma‬целое, составленное из частей; соединение) ‬совокупность общенаучных методологических принципов или требований, в основе которых лежит изучениеприродных объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимостей каждого элемента в соответствии его места и функции в системе и с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущего данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности. Разработке теории, раскрывающей понятие системы, посвящены: «всеобщая организационная наука (тектология)» А.А. Богданова[1]; «общая теория систем» Л. фон Берталанфи[2]; «кибернетика» Н. Винера [3] и У. Росс Эшби[4]; «праксеология» Т. Котарбиньского; «единая организационная теория» или «функциональная теория организации» М.И. Сетрова[5]; «общая теория систем» А.Н. Аверьянова[6], В.Н. Садовского[7]и А.И. Уемова[8]; «принцип системности» В.П. Кузьмина[9]; «системный подход» И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина[10]; «теория функциональных систем» П.К. Анохина[11]; «теория «целостной системы» В.Г. Афанасьева[12]; «общая теория цикла» Ю.Н. Соколова[13]; «общая теория систем управления (ОТСУ)» Ю.А. Урманцева [14] и т.д. Системный подход в различных науках представлен многочисленными теориями междисциплинарного характера: теория открытых систем, теория линейных систем, теория больших систем, теория знаковых систем (семиотика), теория управляемых систем (кибернетика), общая теория организации, общая теория информации, общая прогностика, а также более конкретные теории ‬системотехника, исследование операций, теория игр и т.д. В этой множественности теорий выделяется общая теория систем, на базе которой разрабатывается системный подход, являющийся всеобщим теоретикометодологическим инструментом познания и преобразования мира.Основными признаками любых систем являются: элементы, организация, системообразующий фактор, управление, взаимодействие и развитие, качества и свойства, функциональность, обратные связи и т.д.

Что касается ее структуры, то система,по Г. Хагену, имеет четыре основные разновидности: пространственную, временную, пространственновременную и функциональную[15]. В структуре любой системы выделяются уровни, которые образуют иерархию. В силу этого, система по своей структуре может быть разбита на элементы и подсистемы, а сама она является частью еще более общей системы (метасистемы). Каждый элемент или подсистема, в свою очередь, может рассматриваться как отдельная система (микросистема). Отсюда,все возможные типы взаимодействий между элементами (подсистемами одной системы) и между разными системами (как подсистемы метасистемы) являются внутрисистемными. Таким образом, подсистема ‬это элементсистемы, или тип отношений между элементами системы (систем). Составляющие систему элементы находятся в определенных связях между собой, среди которых особое место занимают системообразующие, в частности, связи управления. То есть способом регулирования многоуровневой иерархии в любой системе выступает управление, обеспечивающее ее функционирование и развитие. Управление системой предполагает наличие целей и целесообразного характера ее поведения. Здесь уместно напомнить характеристику, данную П.К. Анохиным: «системой можно назвать только комплекс таких избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов для получения фокусированного полезного результата»[16]. Данный результат, т.е.будущее событие, для всех систем и на всех уровнях организации выступает как системообразующий фактор. Поэтому описать конкретную систему позволяют[17], [18]: 1) репертуар ‬все множество моделей взаимодействий, которые идентифицируются по полезным приспособительным результатам (продуктам взаимодействия); 2) структура ‬относительно устойчивое единство компонентов системы и их взаимоотношений. Сущностью этого системообразующего фактора является стремление системы к максимальной устойчивости, самосохранению. Данноесамосохранение ‬как ресурс (потенциально возможное действие) и потенциал (наличная готовность к действию) ‬в своей целевой направленности уже содержит в себе категорию развития, реализация которого осуществляется при помощи активности. Следовательно, целью системообразующего фактора системы, как «точки завершения процесса деятельности, описываемой через совокупность результатов, состояний, последствий и продуктов деятельности»[19], становится ее приспособление, или адаптация к среде.

Основным и общим свойством системы является признание соответствий ее элементов друг к другу и всей системе в целом ‬ко внешней среде. Здесь свойства элементов, проявляющихся в процессе такого взаимодействия, ‬функциональны. Каждая система имеет своим системообразующим отношением не просто взаимодействие, но и специфическую форму взаимообусловленности ‬функциональную связь. Каждый элемент в такого рода динамических системах характеризуется определенной ролью, которую он выполняет по отношению к другим элементам и системе в целом. Системы данного типа называют системами с функциональными связями, или функциональными системами.Важным условием устойчивости систем с функциональными связями выступает их функциональная полнота, выражающаяся в том, что в системеимеются все необходимые элементы, обеспечивающие их функционирование ‬друг для друга и для системы в целом.Природа связей в функциональной системе такова, что свойства каждого элемента в значительной мере зависят от характера функциональных связей во всей системе, их организации. Одним словом, свойства элементов и характер их взаимодействия существенным образом детерминируются целостной системой.Таким образом, «система ‬это множество элементов (компонентов), обладающих генетической общностью, отношениякоторых носят характер взаимосодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром»[20]. Основу такого взаимосодействия элементов системы составляет системообразующий фактор ‬механизм интеграции, направленный на согласование всех функций системы для обеспечения ее жизнедеятельности и целостности. Это ведет к выделению системы из окружающего мира или среды. Качество целостности любой системы выводится из свойстви характеристик составляющих ее элементов. Данный признак системы генерализован через так называемый системный подход: связи между элементами столь существенны, что для объяснения и прогнозирования поведения системы ни одна из них не может быть оставлена без внимания ‬они должны быть учтены в своей целостности.Системный подход,как методологический принцип научного познания,предполагает различные аспекты (подходы, планы, измерения) в анализе изучаемой системыв качестве феноменологической категории. Это ведет кмногоаспектному обоснованию принципа системностикак объяснительномупринципутеоретического познания. Принцип системности отражает всеобщее обоснование единства системы, ее субстанцию, имеющую всеобщий универсальный характер. Поэтому система диктует предельно жесткие правила описания системных признаков в зависимости от объектаисследования и его системных параметров.В описаниисистемы в системном подходе, по В.Г. Афанасьеву, определяются следующие его методологические аспекты[21]:1. Системнокомпонентный аспект, в рамках которого выявляются элементыили компоненты системы, ее подсистемы и их функциональноеназначение.2. Системноструктурный аспект, который предполагает рассмотрение системы с точки зрения межкомпонентных связей, отношениймежду элементами, а также между элементами и системой в целом.3. Системнофункциональный аспект, имеющий место в анализе функциональныхвзаимодействий ‬во времени и пространстве ‬между системой и другими подсистемами по координационному или субординационному признакам, т.е. зависимостям. (Координация здесь представлена отношениями элементов системы в пределах уровня одной подсистемы; субординация же связана с влиянием верхних уровней, или надсистем, на нижний уровень, или подсистему).4. Системноинтегративный аспект как исследование системного качестваи его проявлений в функционированиивсей системыи каждого его элемента.

5. Системнокоммуникативный аспект ‬исследование обменаинформационными сигналами между системой и окружающей ее средой, а также внутри системы.6. Системноисторический аспект‬связан с системогенезомсистемы, тоесть с ее динамическимипреобразованиями, преемственностью и проектированием.7. Системноинформационный аспект‬отражает процесс получения, накопления, обработки и применения тех информационных потоков, которые пронизывают систему.В результатетаких многосторонних характеристик врассматриваемомобъектесистемный подход, будучи, в свою очередь, совокупностью и взаимосвязью представленных выше составляющих его объяснительных подходов, может рассматриватьсяв качестве самостоятельного межнаучного принципа. Его методологическая основа является той концептуальной областью познания, в рамках которой наблюдаетсяинтеграцияпредметных областей знания, накапливается собственный инструментарий описаниясистемы, уточняется объектисследования, его предмет и категориальный аппарат. Так, по В.Г. Афанасьеву, «системный подход,… в свою очередь, также системен, поскольку заключает в себе ряд аспектов, единство и взаимосвязь которых только и дает о нем глубокое и всестороннее представление»[22].Такое возведениесистемного подхода в междисциплинарный принцип ‬принцип системности ‬становится парадигмойв исследовании сложных систем, на базе которой любой системный объектпредусматриваетего изучениеи описаниечерез системнокомпонентный, системноструктурный, системнофункциональный, системноинтегративный, системнокоммуникативный, системноисторический и системноинформационный аспекты. В результате, принцип системности становится нормативнойметодологической моделью в изучении системы «Человек»;построение этой моделиопределяется реализациейсоставляющих ее аспектов, или методов;такие же подходы находят применение и к ее анализу,которыйцеликом относится к категорииэтойсистемы. Основным объектом в психологических и педагогических исследованиях выступает человек как сложнейшая из известных науке систем. Психика человека ‬многомерное и многоуровневое образование, поэтому область психического всегда представлена многопрофильно. «Действительная трудность заключается в том, чтобы «удерживать» психическое явление в единстве его свойств и отношений, рассматривая одновременно и как образ мира, и как переживание человека, и как регулятор его активности, и как свойство функционирующего мозга» [23]. Поэтому авторв своемисследовании «Мозг и психика: Теория системного подхода в психологии» сделалпопытку раскрыть методологию и теоретические основы системного подхода к анализу психики человека, где анализ психического был охарактеризован через комплекс системноориентированных отношений в системе «мозг и психика» [24].В контексте общефилософской модели системных аспектов, выявленных и обоснованных В.Г. Афанасьевым [25], автор увязывает эту модель с соответствующими в психологии системными подходами[26], но уже применительно к психологическому знанию для системы «Мозг и психика». Эти полученные системные подходы выстроены в той последовательной логике, которая служит своего рода «каркасом» для построения теоретической модели системного подхода к анализу психики как системы.

Аспекты системного подхода к анализу систем

№п/пФилософское знание

Психологическое знание1.Системноструктурный аспектОрганизационный подход2.Системноисторический аспектДеятельностный подход3.Системнофункциональный аспектФункциональный подход 4.Системноинтегративный аспект Интеллектуальный подход5.Системнокомпонентный аспектКультурологический подход6.Системнокоммуникативный аспектЛичностный подход 7.Системноинформационный аспектИнформационный подход

Как видим, общефилософские аспекты к анализу системы, поВ.Г. Афанасьеву[27], и соответствующиеим, по мнению автора[28],системноориентированные подходыв психологии ‬все они имеют единые методологические основания, на базе которых возможна не только интеграция внутрипредметного знания, но и возникает синтез разнородных межнаучных взаимодействий. В результатевыявляется методология системного подхода к анализу человеческой психики, комплекс которого открывает широкие возможностидля дальнейшегопоискаусловий, средств и возможностей в области разработок системных исследований.Изучение каждой из сторон объекта предусматриваетвыбор и определение угла зрения на исследуемый объект ‬его аспект. Такая преднамеренная ориентация на выбор одного из системноориентированных подходовобретает статус самостоятельного подхода и определяется собственной методологической и теоретической базой в его осуществлении. Поэтому сущность системного подхода в психологии заключается в том, что каждое его системное устройство может выступать в качестве относительно самостоятельной системы со своими особенностями в функционировании и развитии. Это осуществляется посредством группы методов, с помощью которых психика описывается как совокупность взаимодействующих элементов. Эти методы ‬как внутренние системноориентированные подходы ‬развиваются в рамках общенаучных концепций и включают в себя междисциплинарные синтезы. Принцип системности, представленныйс общесистемных позицийкомплексом системноориентированныхподходов, определяется соответствующимидля каждого из этих подходов аспектамисистемногоанализа.Ивсе они по своей сути являются частнымиподходамив изучениисистемы;по своей нормативной и теоретической значимости возводятся в статус обязательных.Врамках системного подхода ониначинают уже самивыступатьв качестве самостоятельных теоретикометодологических подходов:со своим понятийным аппаратом, методами, задачамиисследованияи собственным системным анализом. То есть все системноориентированные подходы ‬в рамках принципа системности ‬суть методы, продолжающие или образующие его. Это нормировано еще и тем обстоятельством, что любой аспект системного анализа(или теоретикометодологический подход) описываетсяязыком той предметной области знания, которая включает в себя адекватное научное содержание ипонятийныйаппарат, характеризующий данноенаправление; здесь каждый аспект, или метод научного поиска,будет строго соответствоватьконкретной областинаучного знания. Таким образом, системный подход к анализу психического ‬это принцип,или парадигма исследования;представлен совокупностью собственных методологическихсистемноориентированныхподходов. Здесь каждая плоскость системного анализа имеет не только собственный язык описания, но и своиисследовательскиезадачи. Поэтомуструктура системного подхода в его раскрытии

‬это общая программа технологическогоуровня исследования, включает в себя реализацию всех этапов описания системного объекта.

Теоретическая модель системного подхода в психологии

Что касается моделирования психики человека, то ее структурные компонентыбудут базироватьсяна методологии системного подхода к анализу психического ивсецело определяться опосредствованным теоретическим построением объекта исследования, на базе которого изучается уже не сам объект (в его системной репрезентации), а некоторая его естественная (или искусственная) система [29]: а) находящаяся в объективном соответствии с познаваемым объектом и отражающая определенные его свойства; б) способная замещать объект в определенных отношениях; в) дающая при ее использовании информацию о самом моделируемом объекте.В результате такого моделирования каждый из системных методологическихподходовк анализу психики (т.е. присущая только ему психологическая реальность) представлен тем обобщеннородовым понятием, которое в своей основной функции приобретает статус объяснительного принципа. Этот объяснительный принцип в рамках конкретного системноориентированного подхода становится его ведущим методом познания (с соответствующей «единицей» анализа психического) и будет представлен с присущим только для него понятийнокатегориальным аппаратом и задачами исследования.Такое укрупнение системы базовых категорий, увеличение междисциплинарных связей общей психологии (ядро) с ее областями и отраслями психологического знания, а также и с другими науками ‬все это дало возможность автору даннойстатьи построить многомерную, «объемную» теоретическую модель психики человека и показать ее в тех связях и отношениях, в которых она существует в реальной действительности [30]. В итоге, каждая плоскость анализа (иликаждый методологический подход), различаясь своей исходной «клеточкой», или «единицей» анализа, позволилавыявить и описатьприроду психического; и во всех ее разнообразных проявлениях психика человека была представлена как сложно организованное и развивающееся целое.Как было сказано выше, системный анализ в психологии базируется на совокупности системноориентированных подходов, или методов системного анализа. Этот системный анализ, образуя собственную систему понятий, методов и средств для описания поведения связей и отношений элементов системы психики, тем самым являетсятехнологией познания ‬системным описанием. В результате, системный подходи системный анализ возникаютв условиях системного исследования психики как организованного объекта, поэтомусистемное описание ‬это результат системного исследования. В зависимости от разновидности системного подхода выстраиваютсяуровни системного анализа. То есть происходит классификация системного анализа поего системным признакам. Так, автор получил следующие его уровни:1.Организационный анализ психики как системы.2.Деятельностный анализ психики как системы.3.Функциональный анализ психики как системы.4.Интеллектуальный анализ психики как системы.5.Культурологический анализ психики как системы.6.Личностный анализ психики как системы.7.Информационный анализ психики как системы.Данные уровни системного анализа имеют различия в категориальных дефинициях, т. к. они связаны с понятийнотерминологическим аппаратом различных системных областей психологического знания. И здесь системный анализ будет определятьсяне столько методами анализа этих предметных областей психологии, сколько выявляет и изучает их системные инварианты.Следовательно, системный анализ в психологии ‬это реализация принципа системности в исследовании психики как сложного объекта. Здесь методологической основой моделирования психики становится построение обобщенной (единой) модели объекта, отражающей важнейшие факторы и взаимосвязи психологической системы. Это ведет к укрупнению знания с выстраиванием предметного поля психологии как системной психологии.Такая возникающая целостность, или общая организациявсех системноориентированных подходов,осуществляется через синтез многомерного знания, являющегося результатом исследовательского процесса. Это обнаруживается в создании: а) метамодели психики как системного объекта (системный подход в психологии), б) теоретической знаниевой метамодели психики (системный анализ в психологии), в) метамодели психологии как системной науки (системная психология как синтез человекознания). Сутью такой теоретической модели становится создание теоретического «конструкта» психологической науки. Посредством синтеза психологического описания выстраивается общая схема предметного знания ‬системная психология, т.е. наука как система знания, или модель ее описания. Такое построение ‬как интеграция многочисленных областей психологического знания ‬приводит к целостному представлению о нейкак системной области человекознания.Системная методология, являясь, прежде всего, средством решения теоретических задач психологии, выступает в качестве интегратора разнородного психологического знания. Поэтому категории системной методологии переплетаются с понятиями высокого уровня теоретического обобщения.Человекознание ‬это центр рассмотрения и изучения человека в современных науках, где наблюдается сближение точных, естественных, гуманитарных, педагогических, медицинских, технических и др. предметных знаний. Центром синтеза человекознания, по Б.Г. Ананьеву[31], становится психология, которая является не только средством связи для различных знаниевых систем, их интеграцией, но и сама она выступает мощным стимулом интеграции всей культуры. Психология представляет собой целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают более ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с самыми различными сферами человеческой практики. Психология ‬как область научного знания ‬сама может быть рассмотрена как система.Предметная областьлюбой дисциплины ‬раздел науки, изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и явлений. Это определение можно считать системным определением предметной области.Психология, как системная предметная область, представлена общей психологией‬ядром, в котором раскрываются наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики и от которогопостоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей психологии, выделяющихся по различным основаниям.Закономерные связи между данными из разных областей психологической науки могут быть поняты и объединены только на основе системного подхода, позволяющего рассматривать психическое в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система. Системный подход с его собственными методами исследования неизменно приводит к рассмотрению различных сторон психики как тождественных или взаимодополняющих. Поэтому варианты решения психологической проблемы каждый раз будут иметь собственное методологотеоретическое сопровождение, свой категориальнопонятийный аппарат, свои задачи и методы исследования, т.е. определяться через различные области психологического знания. Это ведет к интеграции психологии как науки и разработке новых теоретических концепций системного типа, включая высшую нервную деятельность. Системное решение психологической проблемы связано собъединениемосновных областей психологии (общая психология, психология деятельности, функциональная психология, психология интеллекта, культурная психология, психология личности, информационнокибернетическая психология) и формирует новое направление исследований ‬системную психологию.

В результате, знание о психике становится системным; это предполагает создание сложнейшей классификации, которая способна объединитьмногочисленные области психологической науки, а в будущем и все знания о человеке. Поэтому категории системной методологии превращаются в понятия высокого уровня теоретического обобщения. Системный подход ‬система понятий, методов, технологий, связанных с описаний системы психики; это требует общефилософского обоснования такой предметной области знаний, как системная психология. Отсюда, системная психология определяется методологией и программой системного исследования. В условиях системного подхода выстраивается следующая модель системного психологического знания: общая психология (ядро) ‬психология деятельности ‬функциональная психология ‬психология интеллекта ‬культурная психология ‬психология личности ‬информационнокибернетическая психология.

Теоретическая модель системной психологии

Тенденция развития современной науки о человеке свидетельствует о широкой и все углубляющейся интеграции как отдельных дисциплин, так и ряда научных направлений в целях решения разного рода проблем.Следовательно, задача психологиибудет заключаться в том, чтобы помочь достижению этих целей, создать для этого работоспособную методологическую и теоретическую базу. Изучение поведения и деятельности человека в любом современном исследовании должно быть основано на том комплексе человековедческих дисциплин, который характеризуется единством в раскрытии психологии человека и который имеет одинаковый подход ко всем наукам о человеке, обществе и природе. Это будет отражать тенденцию к объединению различных наук, аспектов и методов исследования в комплексные системы, связанных с построением синтетических характеристик, обусловливаемых человеческой эволюцией. В заключении необходимо отметить, что построение теории системного подхода в психологии с обоснованием его сущностных характеристик выстраивает технологическую модель системных исследований и становится предпосылкой для последующих разработок теоретического знания, связанных с исследованием психики как системы.

Ссылки на источники1. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология): В 2 частях. ‬М.Л., ‬1925. 2. Bertalanffy L. von. Problemsof Li: AnEvalution ofModernBiologicalandScientificThought. ‬New York: Harper Torchbooks, 1960. ‬216 p.3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Пер. с англ. ‬М.: Сов. радио, 1968. ‬326с.4. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. ‬М.: Издательство иностранной литературы, 1959. ‬432с.5. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Философский очерк. ‬Л.: Наука, 1972. ‬164с.6. Аверьянова А.Н. Система: философская категория и реальность. ‬М.: Мысль, 1976. ‬188с.7. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логикометодологический анализ. ‬М.: Наука, 1974. ‬279с.8. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. ‬М.: Мысль, 1978. ‬272с.9. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологииК. Маркса. ‬М.: Политиздат, 1980. ‬313с.10. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. ‬М.: Наука, 1973. ‬270с. 11. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. ‬М.: Наука, 1978.‬399с.12. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. ‬М.: Политиздат, 1986. ‬334с.13. Соколов Ю.Н. Цикл как основа мироздания. ‬Ставрополь: ЮРКИТ, 1996.‬123с.14. Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В.С Тюхтина, Ю.А. Урманцева. ‬М.: Мысль, 1988. ‬315с.15. Хаген Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. ‬М.; Мир, 1991. ‬С.2829.16. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. ‬М.: Наука, 1978. ‬С.72.17. Там же. 18. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: Нейрональные основы психики. ‬М.: ИП РАН, 1995. ‬164с. 19. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. ‬2001. ‬№3. ‬С.54. 20. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. ‬М.: Наука, 1978. ‬399с.21. Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. ‬1980. ‬№6.‬С.6278. 22. ‬Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросыфилософии. ‬1973. ‬№6. ‬С.101.23. Барабанщиков В.А. С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов: преемственность научных традиций // Психологический журнал. ‬2000. ‬Т. 21. ‬№3. ‬С.8.24. Пешкова В.Е. Мозг и психика: теория системного подхода в психологии.‬М.Берлин: ДиректМедиа, 2015. ‬628 с. Режим доступа: http://www.directmedia.ru/book_274426_mozg_i_psihika/

[Дата обращения 25.04.2015].25. Афанасьев В.Г. О целостных системах //Вопросы философии. ‬1980. ‬№6.‬С.6278. 26. Пешкова В.Е. Мозг и психика: теория системного подхода в психологии. ‬М.Берлин: ДиректМедиа, 2015. ‬628 с. Режим доступа: http://www.directmedia.ru/book_274426_mozg_i_psihika/

[Дата обращения 25.04. 2015].27. Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. ‬1980. ‬№6. ‬С.6278. 28. Пешкова В.Е. Мозг и психика: теория системного подхода в психологии. ‬М.Берлин:ДиректМедиа, 2015. ‬628 с. Режим доступа: http://www.directmedia.ru/book_274426_mozg_i_psihika/

[Дата обращения 25.04.2015].29. Фридман Л.М. Моделирование психологии и психология моделирования // Вопросы психологии. ‬1977. ‬№2. ‬С.1528.30. Пешкова В.Е. Мозг и психика: теория системного подхода в психологии. ‬М.Берлин: ДиректМедиа, 2015. ‬628 с. Режим доступа: http://www.directmedia.ru/book_274426_mozg_i_psihika/

[Дата обращения 25.04.2015].31. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ‬СПб.: Питер, 2002. ‬280с.