Полицейская реформа в России в начале ХХ века

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Келлер В. Ю. Полицейская реформа в России в начале ХХ века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2606–2610. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85522.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с содержанием полицейской реформы, её основными направлениями, формами и методами деятельности политической полиции. Указана структурой создаваемых организаций, представлены инструкции по работе органов политического сыска в России в начале века.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КеллерВалентинаЮрьевна,кандидат исторических наук,доцент кафедрысоциальногуманитарных дисциплин, филиала Федерального бюджетного государственного образовательногоучреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкkellera@yandex.ru

Полицейская реформа в России в начале ХХ века

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы,связанные с содержанием полицейской реформы,её основными направлениями, формами и методами деятельности политической полиции. Указанаструктурой создаваемых организаций, представлены инструкции по работе органов политического сыска в России в начале века.

Ключевые слова:Департаментполиции, борьба, революционны организации,

розыскные отделения, инструкции, агентура.

В начале XX в стране наметились серьезные предпосылки к усилению общественного и революционного движения. Департаментполиции в этот периодосновной акцент в своей работе делал на борьбус народовольческим движением. С появлением РСДРП борьба с революционным движением становится особенно сложной. Спектр действий, намеченный для революционной борьбы и агитации лидерами партии должен был

было кардинально реформировать политическую полицию в России.Специалисты политического сыска были приглашены в Петербург на совещаниев декабре 1901 года. На совещании начальников ГЖУ директор Департамента полиции С.Э. Зволянский предложил революционному движению противопоставить

органыполитического сыска,выработать

единые мерыпо борьбе с революционным движением. Необходимо было всрочном порядкеусилитьагентурное наблюдение[1]втех районах, гдеразвиты революционные выступления, объединить действия жандармских управлений. Начальникам ГЖУпредписывалось составить отчеты о революционном движении на местах.Как отмечал начальник Московской охранки С.В. Зубатов, местные органы политического сыска были не в состоянии справиться с нарастающим движением.

Начальник Особого отдела Департамента полиции Л.А.Ратаев

(в ноябре 1902 г. именно он будет назначен, по представлению В.К.Плеве, на должность заведующего заграничной агентурой)указывал, что высшаяадминистрацию провинциальных городов,оказаласьсовершенно не подготовленной к борьбе

с революционными выступлениями.События, которые последуют за этим только ускорят принятия решения, связанного с реформой. 2 апреля 1902 года в СанктПетербурге по заказу партии социалреволюционеровС.В. Балмашов, убилминистравнутренних дел Д.С.Сипягина.

Содержание и проведение полицейской реформытеперь зависело от имени того человека ,который

займётего место. На пост министра внутренних дел был назначен В.К.Плеве.

Новый министр после назначения, надеясь произвести впечатление на царя и его окружение, посетил ТроицеСергиеву лавру. Но даже находясь в святом месте,он вызвал к себе начальника Московского охранного отделения С.В.Зубатова , чтобы обсудить с ним предстоящую реформу. Впервую очередь организацию розыскных органов, расстановку кадров и выбор городов ,где предполагалось эти органы учредить. Плеве потребовал представить ему записку по этим вопросам, которая и была подготовлена Зубатовым.[2].

Вниманиеновогоминистра внутренних дел к С.В.Зубатову было не случайным. К началу 20 века С.В. Зубатов среди специалистов политического сыскабыл профессионалом, которыйзнал революционное движение и технику розыска. Он первый «поставил розыск в империи по образцу западноевропейскому, введя систематическуюрегистрацию, фотографирование,конспирированиевнутренней агентуры.»[3].

Революционерыопасались Москвы изза опасности провакаций.Начальник Московского охранного отделения поставил под агентурный контроль связи революционеров в столице, которая была центром революционного движения в стране и получил возможность быть в курсе происходящего на периферии, что расширило поле деятельности московской охранки и выдвинуло её начальника в число наиболее значительных фигур в полиции.

С.В.Зубатов считал, что справиться с массовым революционным движением одними административными мерами нельзя.Но в условиях усиления самодержавной власти демократическиереформынеподходили. Нужно было вводить репрессивные меры илиискать новые пути борьбы с революцией.С.В.Зубатов предложил метод «полицейскогосоциализма»для легализизации рабочего и студенческого движения. Эти предложения поддержали московскийоберполицмейстер Д.Ф.Трепов и великий князь Сергей Александрович. ОднакоДепартамент полиции воздержался применить их на практике.

Вопрос о реформе органов политического сыска будет подниматься неоднократно. С.В.Зубатовсчитал, что профессиональные кадры в составе более 200 офицеров и 1200 вахмистров и унтерофицеров необходимо организовать в соответствии с задачами розыска и предложилотказаться от командировок Летучего отряда филеров в целях наблюдения за революционерами.Вместностях, где было особо развито революционное движение, предложилсоздать постоянные наблюдательные посты во главе с жандармским офицером.

Неблагонадёжными в политическом отношении считались 14 городов (Киев,Харьков, Екатеринослав,Вильно,Саратов,Двинск, Минск,Полтава,Ярославль,ИвановоВознесенск, Гродно, Белосток,Ковно и РостовнаДону.), где он и предлагал учредить розыскные пункты. Предполагалосьчто «при такой организации эти 14 подвижных боевых единиц представят революционному движению на пути его развития такую преграду, перед которой ему придётся остановитьсяи в отличие от охранных отделений,которые превратились как бы в городские жандармские управления с многочисленными административными функциями, создать органы ,способствующие живому боевому делу.» [4].Л.А. Ратаев поддержал идею создания наблюдательных пунктови предложилсосредоточить разнородные полицейские функции в одном центре.Следовало переименовать начальников жандармских управлений в вицегубернаторов и подчинить им общую полицию, земских исправников,жандармских унтерофицеров дополнительного штата, железнодорожную жандармерию.Один из отделов управления вицегубернатора должен был заниматься политическим сыском,а своей организацией соответствовал охранному отделению средних размеров. Новому министру внутренних дел предстояло,создать из «органов правительства,призванных охранять государственный порядок, сильную и стройную организацию, способную вести не только оборонительную, но и наступательную борьбу с возрастающим движением.»[5]. Особым отделомпланировалось создать три разряда розыскных отделенийтам, где было особо развито революционное движение. Розыскные отделения 1го разряда учреждались в пяти городах –Киеве, Вильно, Харькове, Одессе и Тифлисе,2гов 15ти и 3гов 12ти городах. Штат отделения 1го разряда должен был состоять из начальника, письмоводителя, двух писцов, служителя , не менее пяти секретных сотрудников, 25 филеров и двух извозчиков.В городах 2й и 3й категории минимальный штатсостоял соответственно из трёх и двух агентов,филеровпо десять и пять, при одном писце. На жалованье, расходы по наблюдению,содержание конспиративных квартир и канцелярии из секретных сумм Департамента полиции проектировалось отпускать по категориям1й31670 руб., 2й15890, 3й10860 руб. в год.[6].

Однако изза нехватки денег проект был отклонён и учреждение розыскных отделений растянулось на несколько лет.

Принимая активное участие в разработке реформы,С.В.Зубатов, подготовилпроект «Инструкции членам, состоящим в распоряжение директора Департамента полиции, по заведованию охранными пунктами».В инструкции, подробно регламентировалась организация и деятельность охранныхпунктов. С.В. Зубатов включил в документпункт, согласно которому полиция, наблюдая за рабочими и крестьянами, должна содействовать «изысканию законных средств к устранению в их среде какихлибо недоразумений, могущих вызвать нарушение общественной безопасности и порядка.»[7].Таким образом,он пытался провести в жизнь идею установления контроля полиции, готовя базу для легализации общественного движения в широких масштабах. Но и эта инструкция былаотклонена.

Причину следует искать в разном понимании целей политического сыска Зубатовым и Плеве.Первый старался решать прежде всего розыскные задачи,в то время как для второго главным былоне только усилить политический сыск, но и укрепить административную власть.Начальникам Губернских Жандармских управлений был направлен особый циркуляр,в котором обращалось внимание на развитие кружков,которые занимаются

активной пропагандойидейсоциалдемократии

среди рабочих и массовымраспространением революционных воззваний. Для производства листовок используются гектографыилиих печатаютручным типографским способом.Среди учащейся молодёжиучастились сопротивления местным властям,уличныебеспорядки,систематическое поступлениеизза границы транспорта нелегальной литературы и наконец возникновение революционных организаций. Основная цельпоследних организовать

преступную пропаганду в средесельского населения. Результатом должны стать аграрные беспорядки, которые устраивали бы возмущенные крестьяне.Все эти серьезные обстоятельства, заставили«Начальников Губернских Жандармских управлений почти исключительное внимание обратить на политический розыск, отодвинув на 2й план другие стороны лежащих на них обязанностей,среди которых важное место занимает производство дознаний по государственным преступлениям.»[8].

Департаментомполицииоперативно были разработаны меры,направленныедляпредупреждениягосударственных преступлений. Вкачестве основной рекомендовалось установление постоянного наблюденияза лицами сомнительной политической благонадёжности.МВД выработало положение о негласном надзоре полиции,которое было подписано министром внутренних дел графом Игнатьевым ёще 1 марта 1882 года. Но как показала 20летняя практика применение надзора полиции оказалась неэффективным. Министерство внутренних дел убедилось в том, что наружного наблюдение за политически неблагонадёжными лицами недостаточно для сохранения общественного порядка и спокойствия. Ведь осуществление намеченных задач ложилось главным образом на чинов общей полиции. Однако, небольшая численность и «отсутствии при том средстве быть осведомлёнными о вредной деятельности отдельного лица или целой противоправительственной организации, могли в действительности собирать лишь общеизвестные или официальные сведения о лицах подчинённых,(на основании данных о их прошлом)негласному надзору.»[9].При этом часто вне сферы ведения чинов полиции оказывались , главным образом лица наиболее серьёзные, сведения о которых можно было получить только правильно организовав внутреннее и наружное наблюдение. Ещё в1894 году Департаментом полиции был сформированособый отряд наблюдательных агентов. Их собирались отправлять

для помощи местныморганам в те города, где проводилась особо усиленная революционнаяагитация.По мере того, как пропаганда, направленная против правительства охватывала все больше районов, деятельность отряда соответственно расширялась. В тех местностях, где наблюдалосьактивизация неблагонадёжных лиц, военная командировка наблюдательных агентов постепенно превратилась в постоянную.А это не соответствовало ни силам отряда,ни характеру и задачам его деятельности, Между тем,опыт последних лет доказывал, что современное революционное движение мобильно,охватывалоцелые районы сетью мелких кружков,связь между которыми поддерживали наиболее смелые, ловкие и опытные агитаторы,преимущественно нелегальные,отличающиеся чрезвычайной подвижностью, которая и создавала их особую неуловимость. Для того, что эффективно боротьсяс такими приёмами агитации и пропаганды необходимо было противопоставить им соответственно приспособленные розыскные органы.Но Начальники Губернских Жандармских управлений и их помощники, исполняя свои обязанности были прикреплены к месту, а кроме того не имели возможности заняться непосредственно только политическим сыском. Для того, чтобы начальникиГЖУи подведомственнымим чины, смогли сосредоточиться на производстве политических дознаний, Департамент полиции признал необходимым сформировать особые Розыскные отделения.Министр внутренних дел В.К. Плеве 12 августа 1902 года утвердил«Положение о начальниках розыскных отделений», так как в некоторых местностях империи особенно усилилось революционное движение.Данный документ определяло общую направленность организации и деятельности розыскных отделений, расширилполномочия их начальников. Они теперь имели правоизучать следственные материалыгубернских жандармских управлений, а в чрезвычайных ситуацияхи самостоятельно принимать решения.Согласно новому положению учреждались розыскные отделения, на начальников которых возлагалось заведывание политическим розыском , т.е. наружным наблюдением и секретными агентами.

Начальниками назначались по выбору Директора Департамента полиции из офицеров Отдельного Корпуса Жандармов и были прикомандированы к Губернскому Жандармскому Управлению.Они должны были подчиняться

в строевом отношении (если они офицеры, т.к. начальником мог бытьчиновник Департамента полиции). Также ониобязаны были предоставлять словесную информациюо ходе наблюдения и результатах розысков. Для объединения розыскной деятельности Начальник Розыскного отделения непосредственно должен был доносить в Департамент о всех поступающих к ним агентурных сведениях и данных наружного наблюдения и получал от Департамента соответствующие указания в отношении общего хода розыска в Империи. В своём распоряжении он имел канцелярию с письмоводителем и писцами. В обязанности Начальника Розыскного отделения входило приобретение секретных агентов, руководство их деятельностью, а также выбор и обучение наблюдательных агентов. В канцелярии должна былавестись специальная документация–регистрация данных наблюдения, агентурные записки, дневники наблюдения с соответствующими сводками, книга для отчетности, дела по переписке и листковый алфавит лиц, сведения о которых имеются в отделении.[10].Начальник Розыскного отделенияв интересах розыска, кроме информации, полученной отагентуры и наблюдения,

имел право пользоваться также и всеми сведениями, которые имелисьв Жандармском управлении. При этом Начальник Губернского Жандармского управления должен был предоставить Начальнику Розыскного отделения доступ ко всем делам и перепискам и направлять кнему в отдел все поступающие сведения, которые могли иметь отношения к розыску. Этоподписанные и анонимные заявления, доносы, предложения услуг и т.п. Лица, которые предоставляли агентурные услуги,

направлялиськ Начальнику Розыскного отделения. Если согласно сведениям, предоставленным агентами наружного

наблюдениянеобходимо было произвести обыски и аресты, то Начальник Розыскного отделения представлял в Департамент полиции список подозреваемых лиц.Вотношении каждого лицапредоставлялисьоснования к этим мерам иобъяснялась степеньучастия его в государственном преступлении. Местным Жандармским управлениемдолжны были производиться следственные действия,нотолько приличном участии и по указаниям Начальника Розыскного отделения(соответствующее предписание давалосьот Департамента полиции) В инструкции особо прописывалось, чтобез согласия Начальника Розыскного отделения не могли

проводиться никакие обыски и аресты, хотя бы по этому поводу поступило требование уполномоченного для этого другого лица.После производства обысков, отобранные вещественные доказательства необходимо было передать Начальнику Губернского Жандармского Управления для возбуждения по делу дознания.Если поступал запрос о политической благонадёжности когото из подозреваемых лиц Начальник Жандармского Управления направлял документы к Начальнику Розыскного отделения, который или ставилштамп об отсутствии сведений о данном лице, или же на самом запросе делал надпись по существу имеющихся у него указаний. В результате реформы Департаментомполиции были организованы розыскные отделенияв тех неблагонадежных городах, где отмечалосьособое усиление революционного движения.В этом спискебыли города: Вильно, Екатеринослав, Казань, Киев, Одесса, Саратов, Тифлис и Харьков.Предполагалось в ближайшем будущем учредить подобные отделения в тех местностях, где это потребуется «сообразно обстоятельствам дела». Приказом по Отдельному корпусу жандармов от 13 августа помощники начальников губернских жандармских управлений (Киевского, Тифлиского, Харьковского, Одесского и Екатеринославского) назначались начальниками розыскных отделений в этих городах.[11].

Работа жандармских управлений была неэффективна в связи с проблемами оперативнорозыскной работы. С усилениемреволюционных выступлений, прежде всего, его террористических проявлений, создание охранных отделений было объективно неизбежным.Реформаполитической полиции явилась одним из эффективных инструментов в борьбе

с революционным движением.

Ссылки на источники1Келлер В.Ю. Методы работы Донского охранного отделения с секретной агентурой. Научнометодический электронный журнал «Концепт».2014. № 530. С.1620.2Витте С.Ю. Избранные воспоминания.М.19913Заварзин П.П.Работа тайной полиции.Париж.1924.4ГАРФ, ф102,ДП,ОО,1901г.,д.801.5Там же , оп.230, д.1791.,ДП,ОО,1902г.,Д.825.

6ГАРФ, ДП,ОО,1902 г ,д.825.7Там же ,л.21.8ГАРО,ф 829 (2) 18.9ГАРО, ф 829. 2. 16 а.10ГАРО ,ф 829 , (2),18.11Келлер В.Ю.Организация и деятельность Донского охранного отделения а период революции 19051907 гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук/ Кропоткин, 2006.С.226.