Механизмы реализации воспитания детей «группы риска» в условиях детского дома

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абросимова Л. Н. Механизмы реализации воспитания детей «группы риска» в условиях детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2756–2760. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85552.htm.
Аннотация. Статья посвящена системе работы воспитателя с детьми «группы риска» с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абросимова Людмила Николаевна,воспитатель, МКОУ школа интернат № 68 (коррекционная) г. Новокузнецкabrosimovazoy@mail.ru

Механизмы реализации воспитания детей «группы риска»

в условиях детского дома

Аннотация.Статья посвящена системе работы воспитателя с детьми «группы риска» с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.Ключевые слова:дезинтеграция, депривация, адаптация, социализация.

Помимо важных перемен, которые произошли в России с 1990хг.г., в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежно свойственные любой стране. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россиясреди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков.Быстрый демонтаж советской идеологической системы и постепенное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к разрушению ряда важных моральнонравственных норм и ценностных установок, традиционных для России.Свободной и закономерной может быть только нравственная личность. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Школа призвана содействовать консолидации науки, ее сплочению на основе духовнонравственных ценностей и призвание создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрыть способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни высокоточнологическом конкурентном мире.

В воспитании россиянинагражданина, и патриотаособо важная роль принадлежит школе. Ценности формируются в семье, трудовых, армейских и иных коллективах.Воспитаниеэто комплексная социальнопедагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государство, содействующая решению стоящих перед ними проблем.Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретноисторических, социокультурных условиях жизни.Процесс воспитания детей в детском доме отличается от детей, живущих в социуме. Выпускники специальных(коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида являются одной из самых уязвимых групп населения. Бедственное их положение усугубляется низким уровнем образования и культуры, недостаточным опытом жизни в открытом социуме.

Коррекционноразвивающий процесс в школеинтернате представляет собой систему педагогического воздействия на учащихся, направленную на преодоление или ослабление недостатков развития и формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности, формирование реалистического мировоззрения, развитие умственных сил и коррекция отклонений развития в нравственной сфере. Педагоги осознают, что особенно важно воспитывать в подростках собственную активность, стремление реализовать свой жизненный потенциал. Любой ребенок умственно отсталый или с нервнопсихическими расстройствами, комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, совей семьи, государства в целомон должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.В современных условияхвозрастает количество детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с отклонениями в поведении, а также число неполных, малоимущих семей. То есть растет число детей, которые относятся к «группе риска». Такие дети обучаются в нашем учреждении. Это дети с отклонениями в поведении, совершающие системы поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Дети «группы риска» это подростки, которые характеризуются «девиантным» и «асоциальным» поведением. Под трудными» понимаются подростки, нарушения поведения которых затруднительно исправить, корректировать. они особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов. Причиной попадания в "группу риска» является психические заболевание, склонность к бродяжничеству.Из трудных детей формируются асоциальные подростки: вожаки асоциальных групп со сложившейся системой взглядов и потребностей, нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми, сознательно противопоставляют себя обществу, подростки неустойчивы, не имеют твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств, их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять, аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.Никаких специальных причин возникновения асоциального поведения искать не нужно. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами поведения взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы» дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное.Важной причиной асоциального поведения детей являются те или иные врожденные биологические особенности, обусловленные наследственностью. Трудные подростки ‬это те, которые требуют особого отношения, пристального внимания со стороны взрослых. Для того чтобы подросток развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали ‬необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающих. Но во всех интернатныхучреждениях среда обитания как правило сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственно развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило имеют какиелибо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям.

К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в тоже время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. Подросток относится к окружающим недружелюбно.Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со сверстниками, обижают малышей.

Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев.

У детей интерната, живущих на гособеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют ответственность и бережливость.По своему психическому развитию эти ребята отличаются от ровесников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хроническими заболеваниями. В виду ограниченного круга общения у них формируются неадекватное поведение, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и замечаний.В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, что создает приятельские, ближе к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в тоже время препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряжены со взрослыми, демонстрирую потребительские к ним отношения, постоянно требуют решения своих проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены.Воспитанники уходят из интерната в подростковом возрасте. Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке. Многие из них воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо.Поэтому данная проблема стала не только психологпедагогической, она стала социальной. И свидетельство этому «Концепция о правах ребёнка», «Закон об образовании», закон РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Понимая всю сложность процесса адаптации и социализации детей «группы риска» разработана «программа по работе с детьми «группы риска» для воспитанников старших классов.Целью программы является: Развитие потенциальных возможностей подростка, формирование условий для адаптации в обществе, необходимых для дальнейшей интеграции в социуме. Данная программа состоит из следующих модулей:Модуль I Профилактика школьной дезатаптации.Цель. Формирование чувства защищенности, психологического комфорта подростков.Задачи1.Создать для подростка условия для нормального формирования психики.2.Формировать умения адекватного общения в коллективе сверстников.3.Развивать мотивацию к учебе,ликвидации школьных неудач.Модуль II. Профилактика аддиктивногоповедения.Цель. Формирование у подростков стремления к здоровому образу жизни.Задачи: 1.Формировать у ребят ответственность за свое здоровье.2.Формировать собственную жизненную позицию, направленную на здоровый образ жизни.Модуль III Профилактика правонарушений.Цель. Формирование у подростков системы нравственного и правового просвещения.Задачи.1.Воспитывать социальнонормативное поведение.2.Формировать нравственные убеждения и качестваличности, необходимые подростку.Модуль IV. Труд в почете любой…Цель. Развитие способностей у воспитанников умения трудиться в коллективе.Задачи:1.Формировать навыки и умения бытового самостоятельного и обслуживающего труда.2.Включить воспитанников в посильную трудовую деятельность.3.Вовлекать подростка в общественную жизнь класса. Данная программа предназначена для воспитанников старших классов коррекционной школы VIII вида.Специфика работы по данной программе такова, что в коррекции поведения подростков важна взаимосвязь, преемственность в работе воспитателя, учителя, психолога, психиатра, нарколога. В нашем учреждении организовано тесноесотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних, которое помогает организовывать экскурсии в учреждения правоохранительной системы. Они оказывают большое психологическое влияние на детей и помогают уберечь их от совершения правонарушений. В работе с детьми «группы риска» использую технологию психологопедагогического сопровождения. Она включает в себя сбор информации. На основании психологопедагогической диагностики разрабатываются рекомендации для подростков.Работая по программе с детьми «группы риска» огромное внимание уделяется коррекции асоциального поведения. Имеются в виду трудности самих детей ито, как эти трудности преодолеть. Прежде всего необходима помощь таким детям в учебе. Поскольку именно от того, как подросток относится к учебе, берут начало все его остальные беды. Для это категории воспитанников характерно бесцельное времяпровождение. Их досугэто пассивное получение удовольствия, от слушания музыки, просмотра телепередач, шатание по улице. Духовная пассивность, наклонность получать удовольствие с минимальными интеллектуальными затратами является благодатной почвой для развития всяческихотклонений, т.е. организация досуга подросткачрезвычайно важное дело и лучшее средство профилактики отклоняющегося поведения. При коррекции асоциального поведения подростка «группы риска» мы стараемся применить принципы, стратегию и тактику личностноориентированного воспитания. Индивидуальный подход очень важен. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы не только наличной ситуации, но и особенности личности воспитанника, состояния в котором он в данное время находится.Что же является главным в работе с трудными подростками? Это, вопервых, теплое, сердечное, доброжелательное отношение взрослых. Вовторых, умение выявить то, положительное, что имеется в личности каждого подростка и опереться на его положительное в работе по его воспитанию. Без педагогического оптимизма, без опоры на положительный фонд личности, успеха в коррекционной работе успеха не достичь. В ‬третьих, открытое и постоянное доверие в нравственные силы трудных подростков.

Совместная работа и сотрудничество учреждений разной направленности, является эффективной. мы привлекаем к сотрудничеству различные спортивные детскоюношеские, культурнооздоровительные учреждения, учреждения дополнительного образования, для того, чтобы создать возможность общения подростка школыинтерната с другими детьми. Организация совместных мероприятий ребят «группы риска» с воспитанниками, имеющих стойкие моральнонравственные принципы, активную жизненную позицию, что будет способствовать их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни.Ребята участвуют в различных мероприятиях, мастерклассах, соревнованиях, дружеских встречах. для того, чтобы работа не носила формальный характер, проводятся индивидуальные и групповые беседы с подростками, анализируются происходящие события в группе, в школе, дается оценка и действиям ребят, с точки зрения принятых общественных норм, учатся адекватно реагировать на замечания и поступки окружающих.При проведении мероприятий, коррекционных занятий использую игровые, информационные, цифровые технологии. В рамках программы по работе с детьми «группы риска» использую различные формы и методы. Это индивидуальные беседы, беседы по душам, часы и уроки здоровья, тренинги, акции, классные часы, уроки профилактики с врачом, диспуты, библиотечные часы, видео уроки по проблемам трудных подростков, специальные занятия на правовые темы.Огромное внимание уделяю развитию способностей у воспитанников успешно трудиться в коллективе. Для этого в школеинтернате мы взяли на себя заботу об официальном трудоустройстве воспитанников в стенах своего учреждения. Это особая форма работы по подготовке учащихся старших классов к самостоятельной жизни. Чувство собственной нужности, причастности к общему делумощное воспитательное и коррекционное средство. Еще одной формой трудоустройства воспитанников интерната стало их участие в работе временных трудовых бригад, созданных на основе договора, заключенного между учреждением и комитетом труда и занятости населения. Воспитанники выполняют сезонные работы по благоустройству территории (побелка деревьев, посадка, прополка цветов, посильная помощь в работе по ремонту помещений интерната).Таким образом, еще находясь в стенах интерната, воспитанники приобретают социальный опыт и включаются в посильную трудовую деятельность, формируются навыки и умения трудиться. В последнее время активизировалась работа членов Совета старшеклассников. Ребята приглашают для беседы нарушителей дисциплины и пытаются решить возникшую проблему. В школе работает Совет профилактики, комиссия по урегулированию конфликтов.Для развития личностных качеств, расширения кругозора, социализации, активизируется общественная деятельность. Работу с подростками строили по следующим тенденциям от воспитанника к его личности, от воспитания к самовоспитанию, от педагогического экстремизма к толерантности. Это дает положительный результат в работе с трудными детьми.

Ссылки на источники1.И.А. Алексеева Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.:Генезис, 2006.256 с.2.Н.М. Гончарова Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: Мониторинг развития учащихся, разработка занятий с педагогами и родителями М.: Волгоград, Учитель, 2007157 с.3.И.П. ПодласыйКурс лекций по коррекционной педагогике. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.352 с.4.У.В. УльянковойПсихологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. ООО Питерпресс, 1997. 304 с.5.И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова Психология депривированного ребенка М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.