Элективный курс «Специалист в области экологии»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козликина О. Г., Мелешко А. Б., Шманай Е. Н. Элективный курс «Специалист в области экологии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2751–2755. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85551.htm.
Аннотация. Элективный курс разработан для старшеклассников, которые видят и понимают экологические проблемы города Новокузнецка, ищут пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козликина Ольга Геннадьевна,учитель математики, МБОУ «СОШ №64», г. Новокузнецкufyjdf@mail.ru

Мелешко Анна Борисовна,учитель математики, МБОУ «СОШ №64», г. Новокузнецк anuta_meleshko@mail.ru

ШманайЕлена Николаевна,учитель математики, МБОУ «СОШ № 64», г. Новокузнецк

Элективный курс

«Специалист в области экологии»

Аннотация. Элективный курс разработан для старшеклассников, которые видят и понимают экологическую проблему города Новокузнецка, ищутпути их решения.Ключевые слова:математика, экология, загрязнение атмосферы, экологические проблемы местности, проект озеленения улицы, двора.

Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.А.Швейцер

Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр. Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы). Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.Цели:

математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации,экология: видеть и понимать экологические проблемы местности, находить пути решения этих проблем.Задачи:

познакомить учащихся с экологическими проблемами местности;применять знания при решении задач экологического содержания.продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы; развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации;воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.Iуровень сложностиТехнологический компонентЗадание 1.1: Найти выбросы вредных веществ Кузнецкого цементного завода, если выброс пыли превышает предельно допустимые концентрации в 2 раза, превышение двуокиси азота составляет на 0,052 мг/м3, превышение угарного газа зарегистрировано в 2,8 раза.Условие выполнения задания:задание выполняется самостоятельно с использованием справочной литературы. Возможна помощь учителей химии и экологии. Необходима помощь инспектора СЭС. Задание считается выполненным, если: верно определена превышающая концентрация вредных веществ.

ФункциональныйкомпонентЗадание 1.2:Определить площадь жилой территории Центрального района, которая загрязняется КЦЗ. Выразить площадь в гектарах.Условие выполнения задания:задание выполняется самостоятельно в группах с использованием географической карты города, справочной литературы. Возможна помощь учителя географии.Задание считается выполненным,если: правильно определена и вычислена площадь загрязнения.

Ситуационный компонентЗадание 1.3: Древесные насаждения очищают воздух города от пыли и газа. 1 га деревьев в среднем задерживает 43 т пыли в год. Сколько тонн пыли от выбросов КЦЗ могут задержать зелёные насаждения в год, растущие на улице Строителей?Условие выполнения задания:задание выполняется самостоятельно в группах с использованием справочной литературы. Возможна помощь учителя географии, биологии и информатики.Задание считается выполненным, если:верно определена площадь зелёных насаждений и масса пыли, задерживаемая ими за год.

IIуровень сложностиТехнологический компонентЗадание 2.1 Определить выбросы КЦЗ, превышающие ПДК за год. Выразить выбросы в процентах от ПДК Условие выполнения задания:задание выполняется самостоятельно в группах с использованием справочной литературы. Возможна помощь учителей химии, экологии, информатики. Интернет.Задание считается выполненным, если: верно выполнен расчет превышения концентрации вредных веществ.

ФункциональныйкомпонентЗадание 2.2:

На столбчатой диаграмме показать количество (по массе) выбросов загрязняющих веществ КЦЗ за год.Условие выполнения задания:на столбчатой диаграмме показать количество (по массе) выбросов загрязняющих веществ КЦЗ за год.задание выполняется самостоятельно в группах с использованием справочной литературы (газетные статьи «Экологический бюллетень»). Возможна помощь учителя химии и информатики. Использование компьютерной программы Excel. Интернет. Задание считается выполненным, если: верно произведен расчет выбросов загрязняющих веществ КЦЗ и правильно построены диаграммы.

Ситуационный компонент:Задание 2.3:После выброса в атмосферу пыли и сероводорода погибло 5400 пчёл, 300 воробьёв, и 500 голубей. Какой штраф должен выплатить КЦЗ городу за нанесённый природе ущерб, если взыскание за экологический ущерб по РФ за один экземпляр от минимальной месячной оплаты труда:1 пчела –0,01,1 воробей –0,1,1 голубь –0,05?Условие выполнения задания:задание выполняется самостоятельно в группах с использованием справочной литературы. Возможна помощь учителей биологии, экологии, информатики, экономики. Интернет.Задание считается выполненным, если: верно произведён расчёт экологического ущербаприроде.

IIIуровень сложностиТехнологический компонентЗадание 3.1: Известно, что город Новокузнецк лидирует по выбросам твёрдых веществ в атмосферу среди городов бывшего СССР. Постройте круговую диаграмму по выбросам твёрдых веществ в атмосферу среди городов России с предприятиями металлургического профиля. Условие выполнения задания: задание выполняется самостоятельно в группах с использованием справочной литературы. Оформить задание в виде презентации (минимум на 3 слайда).Возможна помощь учителей химии, экологии и информатики. Интернет.Задание считается выполненным, если: задание считается выполненным, если верно выбраны указанные города и верно построена круговая диаграмма с использованием программы Word.Презентация представлена к защите.

Функциональный компонентЗадание 3.2: Навращающихся печах устанавливают два вида очистных фильтров: электрофильтры и рукавные фильтры с импульсной регенерацией.Рассчитайте, какое из этого оборудования будет работать эффективнее в условиях цементного завода, если ПДК выбросов не должно превышать 80 мг/м3, а запыленность воздуха на выходе из печи составляет 800 мг/м3.Предложите рекомендации по устранению превышения ПДК без сокращения производства.Условие выполнения задания:задание выполняется самостоятельно в группах с использованием справочной литературы (газетные статьи, «Экологический бюллетень») по профессиональным терминам. Затем сравнить результаты, сделать вывод об эффективности работы каждого очистного сооружения.При решении задания можно воспользоваться информацией на сайте 5ka.ru –сайт очистныхсооружений.Задание считается выполненным, если:верно выбрано очистное сооружение Возможна помощь учителей химии, физики. Интернет.

Ситуационный компонентЗадание 3.3:Предложите рекомендации по улучшению экологической обстановки на улице Строителей.Условие выполнения задания: задание выполняется самостоятельно в группах. Каждая группа разрабатывает проект улучшения экологическойобстановки (озеленения) одного двора.Можно воспользоваться экологической картой города, помощью специалистов Зеленстроя.Предложите рекомендации по улучшению экологической обстановки на улице Строителей.Возможна помощь учителей географии, биологии, информатики.Задание считается выполненным, если:если разработан проект озеленения своей улицы, произведены расчеты затрат на реализацию проекта

Ссылки на источники1.Информация по очистным сооружениям находится на сайте http://conf.bstu.ru/conf/docs/0037/0898.doc2.Информационное экологическое агентствоhttp://intca.ru3.Новостной сайтhttp://expcem.ru

http://i2n.ruhttp://rg.ru4.Сайт роспотребнадзораhttp://nvkz.com5.Сайт библиотеки им.Гоголяhttp://gogolevka.ru

6.Статистика СЭС по г. Новокузнецку.http://www.allbeton.ru/news/news3/853.htmlhttp://www.kuzbass.ws/main/kologij/471narushenijavrabotekuzneckogocementnogozavoda.html7.Карта г. Новокузнецка8.http://www.kuzbass.ws/main/kologij/471narushenijavrabotekuzneckogocementnogozavoda.html9.http://www.regnum.ru/news/1030818.html10.http://com.sibpress.ru/29.08.2008/companies/89632 11.«Экологические проблемы Кемеровской области». Информационное издание. Выпуск 1, 200612.http://www.greenpatrol.ru/ecomap/okrugunit/singlenews/?id=24524&category=400613.http://www.kuzbass.ws/main/kologij/471narushenijavrabotekuzneckogocementnogozavoda.html14.http://www.irimex.ru/services/catalog/gas/rubric_1158/rubric_1159/15.http://www.fingo.ru/ff/16.Техническая характеристика рукавных фильтров "ФИНГО"17.Техническая характеристика электрофильтров «ФИНГО»18.http://www.zvvz.ru/ООО «ЗВВЗМ»19.http://www.spacemotor.ru/