К истории российско-иранского военно-технического сотрудничества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лурда Р. В. К истории российско-иранского военно-технического сотрудничества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2781–2785. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85557.htm.
Аннотация. Статья посвящена истории военно-технического сотрудничества между Россией и Исламской Республикой Иран. Автор предлагает взглянуть на историю и перспективу отношений между потенциальными геостратегическими союзниками в свете новых договорённостей по ядерной программе Ирана.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лурда Роман Викторович,Старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Сызранского филиала Самарского Государственного Экономического УниверситетаRlurda@mail.ru

К истории РоссийскоИранского военнотехнического сотрудничества

Аннотация. Статья посвящена истории военнотехнического сотрудничества между Россией и Исламской Республикой Иран. Автор предлагает взглянуть на историю и перспективу отношений между потенциальными геостратегическимисоюзниками в свете новых договорённостей по ядерной программе Ирана.Ключевые слова: военнотехническое сотрудничество, экономические санкции, эмбарго, вооружённые силы, соглашения, экспорт оружия

Говоря об отношениях между Ирном и Россией, в первую очередь в голову приходит имя новгородского путешественника Афанасия Никитина. Его путешествие по Персии в 1468 году пришлось на момент её восстановления после войны между КараКоюнлуДжеханшахом и УзунХасаном, объединителем АкКоюнлу. Страна была изрядно разорена и не произвела на путешественника большого впечатления, а потому в знаменитых записках «Хождениеза три моря» описана весьма скупо.Ну, а говоря серьёзно,настоящие дипломатические отношения между странами начались в шестнадцатом веке. Во время династии Рюриковечей и Аббасе Iв 1592 году начались регулярные дипломатические и торговые отношения. Были даже попытки создания военнополитического альянсав XVIIXVIIIвеке, в основном направленные против Турции.Серьёзное ухудшение отношений произошло в XIXвеке. «Восточный вопрос» и желание Англии и Франции переделить сферы влияния и рынки сбыта спровоцировали две русскоперсидские войны в 18041813 и 18261828 годах. Вообще отношения между двумя странами довольно долго носили волнообразный характер, то улучшаясь, как например и 1838 и 1856 годах (походы Иранской армии на Герат отвлекали армию Великобритании от продвижения в Среднюю Азию),то ухудшаясь. Был и Туркманчайский мирный договор, который стоил Ирану части Кавказа и подавление Конституционной революции в Иране в 1911 году, что тоже не добавило популярности России в Иране.Первый равноправный договор между двумя странами был заключён после октябрьской революции в 1921году [1].СоветскоИранский договор 1921года «Об установлении дружественных отношений» подписан 26 февраля в Москве народным комиссаром по иностранным делам РСФСР Г.В.Чичериным, Л. М. Караханом и Иранским послом МошаверольМемалеком(Али Голихан Ансари). Этот Договор стал началом дипломатических отношений между Ираном и РСФСР.Он включал в себя и вопросы военного сотрудничества. В статье 6 Договора предусматривалось: "В случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы, в интересах самообороны, принять необходимые военные меры"[2].Добрососедские отношения и экономическое сотрудничество продолжались до конца 30х годов, когда в Иране стали весьма сильны прогерманские настроения. Германия занимает ведущее место во внешней торговле с Ираном –около 41%, а в начале сороковых до 46%. Шах ИранаРезахан благосклонно относится к поставкам из Германии оборудования для железных дорог и промышленности в обмен на использование авиационных баз, которые к слову строились немецкими же специалистами, в интересах германских войск. Страну наводнили представители немецких спецслужб, готовивших переворот. Положение дел в Иране стало угрожать интересам СССР и Великобритании.Эта ситуация закончилась 25 августа 1941 года, после ввода в Иран английских и советских войск.Послевоенный период.Анализируясостояние отношений между ССССР и Ираком после войны и до начала «Перестройки» в Советском Союзе нужно отметить, что Иран был ориентирован в большей степени на Запад, являясь противником СССР. Свою позицию Иранское правительство чётко продемонстрировало в1955 году, присоединившись к Багдадскому пакту вместе с Ираком, Турцией, Пакистаном и Великобританией. Фактически, участие Ирана в этом Соглашении нарушали СоветскоИранский Договор 1927 года, о чём Ирану было сделано соответствующее заявление и представлена нота правительству. В 1959 году Багдадский договор переименован в СЕНТО (TheCentralTreatyOrganization —CENTO, Организация центрального договора) [8], распавшийся после Исламской революции 1979 года.

Не улучшил отношений и договор 1959 года между Ираном и США о военном сотрудничестве (Анкарское военное соглашение), дававший возможность армии США использовать территорию Ирана в своих целях.(Аннулирован 5 ноября 1979 года одновременно с прекращением поставки нефти США и закрытием воздушного пространства и портов Ирана для самолётов и судов США.)Тесное сотрудничество с США и огромные доходы от продажи нефти позволили иранскому шаху Мохаммеду Реза Пехлеви резко модернизировать промышленность Ирана, а после резкого скачка цен на нефть в начале 70х годовприступить к созданию лучшей армии на Ближнем Востоке. Оснащались вооружённые силы самой современной техникой, которая в неограниченном количестве закупалась на Западе. Справедливости ради необходимо отметить,что несмотря на политические разногласия Советский Союз также поучаствовал в оснащении Иранской армии, а особенно ее Сухопутных войск.В Иран поставлялись средние танки Т55, легкие танки ПТ76, боевые машины пехоты БМП1, бронетранспортеры БТР50ПК, БТР60 и БТР152, буксируемые 122мм гаубицы Д30,152мм гаубицы Д20 и 130мм пушки М46, зенитные самоходные установки ЗСУ572 и ЗСУ234, самоходные ЗРК «Стрела1М», ПЗРК «Стрела2», ПТРК «Малютка», военные автомобили марок «ЗиЛ», «ГАЗ», «МАЗ», «КрАЗ» и «УАЗ», подвижные средства технического обслуживания и ремонта, инженерная техника (в том числе бронированная), средства радиосвязи и прочая техника[3].Кроме того, в 1973–1976 гг. недалеко от Тегерана на основании Договора о развитии экономического и технического сотрудничества (12.10.1972) [5]и советскоиранского межправительственного соглашения был построен заводской комплекс Бабак, по сей день остающийся главной ремонтной базой Сухопутных Войск. Комплекс предназначался для капитального и среднего ремонта артиллерийского вооружения, бронетанковой и автомобильной техники, поставленных через ГИУ. Завод был оборудован всем необходимым, чтобы по методике, принятой в Советском Союзе, не только ремонтировать ВВТ, но и восстанавливать ее детали, узлы и агрегаты [4].Победа в Иране революции 1979 года, образование Исламской Республики Иран и разрыв с Америкой не улучшили кардинально политических отношений между государствами,да и ввод Советских Войск в Афганистан и поддержка в ИраноИракском конфликте Ирака не давали повода для оптимизма, и почти на десятилетие контакты в военнотехнической области между Ираном СССР и Ираном замирают.В тоже время, разрыв отношений Ирана с США и его союзниками, и как следствие этого экономические санкцииналоженные на Иран, обозначил проблему отсутствия устойчивого рынка современного оружия. Иран несёт серьезные финансовые потери –кроме эмбарго наложенного Америкой на импорт иранской нефти, указом президента США Картера от 14.11.1979 года, заблокированыиранские счета в американских банках и их филиалах за рубежом (по разным оценкам от 8 до 24 миллиардов долларов), большая часть которых предназначалась для закупки современной военной техники и оружия.С учётом войны между Ираном и Ираком, которая к этомумоменту велась практически на истощения противников, а также необходимости восполнения потерь в оружии и военной технике Иран начинает вынужденное сотрудничество с СССР.Началом активных отношений в военнотехнической области можно считать ответный визит(на визит министра иностранных дел Э.Шеварнадзе в феврале 1989г. в Тегеран), в Москву председателя иранского парламента и исполняющего обязанности верховного главнокомандующего Вооруженными силами АлиАкбара Рафсанджани в 1989г. В ходе визита между высокими договаривающимися сторонами была достигнута договорённость о нормализации межгосударственных отношений и М.С.Горбачев и Рафсанджани подписали «Декларацию о принципах отношений и дружественного сотрудничества между СССР и Исламской Республикой Иран». Одним из важнейших моментов этой Декларации стало заявление о согласии СССР «сотрудничать с иранской стороной в деле укрепления ее обороноспособности[6][7]. Практическим воплощением этого договора стали четыре крупных межправительственных соглашения в области военнотехнического сотрудничества от 5 ноября 1989 г., 17 мая 1990 г., 24 апреля 1991 г. и 13 ноября 1991 г. Два соглашения касались сотрудничества в области сухопутных войск и военновоздушных сил, а два военноморского сотрудничества. Общий объём сделок по этим договорам составил сумму (по разным источникам) от 5,1до 10млрд долл. Таким образом, Иран становится крупнейшим импортёром советского оружия. Безусловно, наиболее интересным и крупным стало соглашение от 13 ноября 1991 г. Оно предполагало не только оказание технического содействия в организации производства в Иране 1 тыс. танков Т72С и 1,5 тыс. боевых машин пехоты БМП2, а также боеприпасов к ним на общую сумму 2,2 млрд.долл.но и передачу лицензий на их производство. Средняя сумма товарооборота в области вооружения ивоенной техники в первой половине 90х годов между Ираном и Россией оценивается в 500 миллионов долларов США вгод. Это составило около 85% общего импорта в Иран из России.

К сожалению, несмотря на обоюдную выгоду, это сотрудничество не стало долговременным. К власти в России пришло правительство,ориентированное на сотрудничество в большей степени с США –и как результат отношения между Россией и Иранской Республикой в военной сфере начинают сворачиваться. Апофеозом разрыва становится приход к власти правительства во главе с Виктором ЧерномырдинымПротокол «Гор–Черномырдин»Безусловноотрицательное, отношение США к поставкам Советского и Российского вооружения Ирану прослеживается с момента разрыва отношений между бывшими союзниками. Резкий разворот во внешней политике от успешного сотрудничества до образа врага №1 вынудили американское правительство начать мощнейшую кампанию по давлению на Россию и её правительство в частности, с целью свернуть военнотехническое сотрудничество с ИРИ. Эти усилия увенчались успехом. На встрече в Москве в мае 1995 года президенту США У. Клинтону удалось «дожать» проамериканские настроенного президента России Б.Ельцина. Россия, в ущерб собственным интересам, досрочно, до конца 1999 года, обязалась завершить все поставки военной техники в Иран. Мало того, российская сторона отказывалась от заключения новых соглашений военного характера с Тегераном и в будущем. Эти двусторонние договорённости были оформлены в виде секретной «Памятной записки» («Протокола»), который подписали 30 июня 1995 года вицепрезидент США А. Гор и председатель правительства РФ В. Черномырдин. В ней самым скрупулёзным образом перечислялись обязательства России по процессу завершения поставок. Виват ИРИ. В обмен наконкретную потерю Россией около 4 млрд. долларов, были получены абстрактные обещания «предотвращать несанкционированные передачи американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к границам России, а также развивать сотрудничество с РФ в области оборонных технологий в целях содействия доступу обеих стран на международные рынки таких технологий» [9].Антироссийская направленность этих договорённостей была весьма очевидной, и практически сразу начался поиск путей выхода из этой нелепой ситуации. Оснований для пересмотра протокола набралось много и относительно быстро. В ноябре 2000 года министр иностранных дел РФ И. Иванов уведомил США о выходе России из соглашения по Ирану и возобновлении с декабря 2000 года поставок вооружения ивоенной техникив Иран. Уже в конце декабря Тегеран с официальным визитом посетил министр обороны РФ И. Сергеев. К сожалению, расчет на сердечную встречу не оправдался и можно прямо говорить о двух факторах повлиявших на это. Первый –Иран сформировал длясебя образ России, как ненадёжного, нестабильного и несамостоятельного партнёра и второй, это изменившиеся приоритеты военнотехнической политики ИРИ. Иран в это непростое для себя время берёт курс на самообеспечение своих Вооружённых Сил техникой своей разработки и производства. И это у них неплохо получается, вплоть до появления устойчивой инфраструктуры НИОКР. Проводя аналогию с сегодняшней политикой санкций по отношению к России, Иран начал собственную программу импортозамещения.Всё это вместе взятое,скорее всего, послужило причиной того, что соглашение о ВоенноТехническом Сотрудничестве, которое всётаки было подписано 2 октября 2001 года министрами обороны Ирана и России, не стало прорывом, на который так надеялись в Москве. Более уместным, было быговорить о провале экспорта оружия и военной техникив этот период, так как за первую половину двухтысячных годов общая сумма контрактов заключённых с Ираном составила приблизительно 300400 млн. долларов, на фоне 500 млн. долларов в годаначале девяностых.Санкции и С300Ещё одним ударом по имиджу России на оружейном рынке Ирана стала ситуация вокруг отмены контракта на поставку пяти дивизионов систем ПВО С300 ПМУ1 в 2010 году. Не хотелось бы рассматривать ситуацию упрощённо, но факты штука упрямая. И решение, принятое в Кремле явно носило политический, сиюминутный характер. Контракт, заключённый в 2007 году оценивался в $800 млн., кроме того, он открывал дорогу российским кампаниям в участии в 25 летней программе перевооружения вооружённых сил Ирана(20002025гг), самая приблизительная стоимость, которой оценивалась в $25 млрд., на половину из которых вполне могла рассчитывать Россия. Но вместо этого, выполняя резолюциюСовета Безопасности ООН, принятую9 июня 2010 года(UnitedNationsSecurityCouncilResolution)1929, adoptedon9 June2010)издаётся Указ Президента «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 г.».Результатом этого Указа становится практически полное сворачивание военнотехнических связей и огромные финансовые потери. Россия второй раз наступает на одни и те же грабли. С учётом упущенной выгоды и потерянных контрактов по системам ПВО, радиолокационным станциям, военноморской тематике, авиационной тематике, модернизации бронетанковой техники и многого другого, сумма потерь России составила около $13 млрд.[10]Нои это не всё. Несмотря на то, что Россия выплатила Ирану авансовый платёж в размере $166,8 млн., 13 апреля 2011 года Тегеран обратился с иском в третейский суд Женевы, на сумму в $4 млрд. за отказ «Рособоронэкспортом» поставок систем ПВО С300 ПМУ1. В эту сумму были включены неустойки по контрактам невыполненным Россией с 1995 года в результате Протокола ГорЧерномырдин, моральный ущерб от сорванных сделок и затраты на подготовку к постановке систем ПВО на боевое дежурство. Надо сказать, что ни США, ни Израиль –инициаторы эмбарго, финансовых потерь не понесли. Перспектива судебного разбирательства для России выглядела совсем не радужной и позиция Тегерана вполне уверенной, но реальные сдвиги в переговорах по Иранской ядерной программе, проводившиеся в Лозане с 26 марта 2015 года странами «шестёрки»пятьпостоянных членов Совбеза ООН(Россия, США, Китай, Великобритания, Франция)и Германия, позволили Президенту России В. В. Путину сделать сенсационное заявление о снятии запрета на поставки систем С300 в Иран.

ПерспективыПодводя некоторый итогв отношениях двух стран, а главное перспективе новых отношений, необходимо понимать, что на сегодняшний день хорошие экономические отношения и военнотехническое партнёрство с Ираном нужны в большей степени России. И ей необходимо, наконец, то, выработать серьёзную концепцию отношений с ИРИ. То, что в элите Тегерана существует настороженное отношение к Москве, вина самой Москвы –её метаний между Востоком и Западом. Даже сегодня, на фоне эйфории от вполне конструктивного сотрудничества мы умудряемся делать политические ляпы на ровном месте. Сначала говорим о перспективе приёма Ирана в ШОС, перспективах сотрудничества в области региональной безопасности, одинаковом отношении к вопросам борьбы с терроризмом и тут же в лице Министра иностранных дел С. Лаврова на встрече с Министроминостранных дел Израиля АвигдоромЛиберманом заявляем о том, что в процессе урегулирования ядерной программы Ирана нельзя ставить под угрозу безопасность Израиля.[11]Впечатляет активность контактов между первыми лицами наших государств. За последние два года удалось наладить настоящие рабочие отношения, которые приводят к конкретным экономическим результатам. Вот только некоторые из них:Первая встреча Президента РФ В.В. Путина и вновь избранного президента Ирана ХасанаРоуханисостоялась 13 сентября 2013на саммите ШОСв Бишкеке(Киргизия)

седьмойпрезидент Иранас 3 августа 2013 года. Родился 12 ноября 1948 года в городе Сорхеостана Семнанна севере Ирана, закончил Тегеранский университет в 1969 и Каледонский университетвГлазгов 1995 году. Владеет русским языком. 15 июня 2013 года победил напрезидентских выборахот Исламской республиканской партии.)[12]Визит главкома российских ВВС генераллейтенанта Александра Бондарева в Иран для проведения переговоров с руководством сил ВВС и ПВО иранской армии и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) 2024 октября 2013 года 16 января 2014 года встреча Президента РФ В.В. Путина и Министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главой МИД Ирана МохаммадомДжавадомЗарифомВстреча Президента РФ В.В. Путина и президента Ирана ХасанаРоуханина саммитеСовещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Шанхае (Китай)21 мая 2014годаВстреча Министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу и Министра обороны и поддержки Вооруженных сил Исламской Республики Иран,бригадного генерала ХоссейнаДехгана, 24 мая 2014 годав Москвев рамках III Московской конференции по международной безопасности

Встреча Президента РФ В.В. Путина и президента Ирана ХасанаРоуханина саммите ШОС 12 сентября 2014 годав Душанбе (Таджикистан)Встреча Президента РФ В.В. Путина и президента Ирана ХасанаРоуханина IV Каспийском саммите в Астрахани (Россия) 29 сентября 2014 годаВизит в Тегеранминистра обороны РФ генерала армииСергеяШойгудля встречи с министром обороны вооруженных сил Ирана ХосейномДехканоми подписания расширенного соглашения о военном сотрудничестве между РФ и ИРИ 1920 января 2015 годаВстреча Президента РФ В.В. Путина со специальным представителем президента Исламской Республики Иран, Советником Верховного лидера по международным делам Али АкбаромВелаяти29.01.2015 года, прибывшемс особым посланием Президента ИРИ Президенту РФ.(Али Акбар Велаяти, родился в 1946 г. в провинции Шемиран.Закончил Тегеранский университет в 1975 году и курсы повышения квалификации в Университете Джонса Хопкинса (США). Профессор. Депутат Меджлиса исламского совета ИРИ (19811982). Министр иностранных дел ИРИ (19811997). С 1997 г. до сегодняшнего дня Советник Высшего духовного руководителя ИРИ по международным делам.)[13]4 марта 2015 года официальный представитель МИД Ирана МарзиеАфхам заявила о возможном визите в Иран Президента РФ В.В. Путинав мае 2015 годаи участии Президента ИРИХасана Роуханив саммите ШОС в Уфе, в начале Июля 2015 годаНаиболее интересными контактами,на мой взгляд, не считая президентских, являются два визита –визит министра обороны РФ Шойгу в Иран и специального представителя президента ИРИ Али АкбараВелаятив Москву. Первый своими конкретными результатами, а второй таинственным посланием нашему президенту. Первое посещение Тегерана военным уровня Министра обороны за последние пятнадцать лет, принесло свои плоды в виде совместного сотрудничества в разведывательной области: контроль оперативной обстановки в Персидском заливе со стороны Ирана, мониторинг южного направления, Центральной Азии, Афганистана, со стороны ОДКБ, взаимный обмен информацией. Огромное значение в свете событий в регионе имеет достигнутая договорённость об остановке военных кораблей в портах России и Ирана. Это реальная возможность возвращения ВМФ России вПерсидский залив, которую мы потеряли в 1946 годуКроме того, модернизация купленных у России в 1993 году комплексов С200, закупки ЗРС «Антей2500», совместное производства беспилотников и средств технической разведки, обмен военными технологиями и видимо многое другое, что по понятным причинам не было озвучено. В это же время серьёзно заговорили о возобновлении контракта на С300, и прозвучало желание Тегерана получить более современную технику –С400, первым покупателем которой, пока намечается Китай.Говоря же о миссии Велаяти, то в первую очередь вспоминается аналогичное послание, которое в 1989 году получил от другого лидера Ирана, аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни другой лидер России (тогда СССР) Михаил Сергеевич Горбачёв. Тогда, специальным представителем Тегерана выступил аятолла ДжавадиАмоли. Оба послания были направлены в непростое для Ирана и России время, и в обоих посланиях были выдвинуты предложения о сотрудничестве направленные на укрепление связи между странами. В первый раз это смотрелось довольно странно с точки зрения всё ещё господствующей коммунистической идеологии (да и речь всё же больше шла о вопросах морали и религии), а вот что конкретно предложил ХасанРоухани Владимиру Путину нам пока неизвестно. Нет, конечно, официальная, протокольная часть встречи состоялась так, как это и было положено в присутствии высоких официальных лиц, министров иностранных дел и энергетики С. Лаврова и А. Новика с одной стороны, и представителей ИРИ в лице Меди Санами (Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в России) и Ибрагима Рахимпура (замминистра иностранных дел Ирана) с другой. А вот о чем говорилось за закрытыми дверями после общей встречи, наедине –это очень интересный вопрос. Официальная версия озвученная Велаяти звучит следующим образом «были обсуждены вопросы регионального и международного сотрудничества»[14], но почему их надо было обсуждать за закрытыми дверями и наедине? О безусловной важности послания говорит, как минимум, выбор того, кто привёз его в Москву. Личность Али АкбараВелаяти, для тех, кто разбирается в реалиях политических деятелей Ирана сегодня, говорит о многом. Кандидат на пост президента на выборах 2013 года от консервативной Партии исламской коалиции («Монталефе»), политик с колоссальным опытом международной деятельности как министр иностранных дел ИРИ в 19811997годах и, наконец, советник верховного лидера Ирана по международным делам. Напрашивается вывод о том, что послание президента ИРИ это нечто большее, чем простое обсуждение рядовых вопросов регионального сотрудничества, а что то, что затрагивает существенные интересы лидера Исламской революции Хаменеи, чьим реальным представителем Велаяти, скорей всего, и является.С другой стороны, с момента этой встречи прошли события, которые могут существенно повлиять на расклад сил и векторов в отношениях Ирана со всем остальным миром. 2 апреля 2015 года в Лозане было, наконец, то, достигнуто соглашение по Иранской ядерной программе. Завершение подготовки самого договора планируется к 30 июня 2015 года и в случае его успешной реализации санкции с Ирана будут постепенно сняты. Сначала будут отменены санкции ООН, а затем санкции ЕС И США.В обмен на это Иран обязуется не строить новых объектов по обогащению урана 15 лет и ограничить его запасы, допустить инспекционную деятельность МАГАТЭ на своих ядерных объектах на 25 лет, приостановить работу 2/3 своих центрифуг по обогащению урана и коечто ещё.[15]Озвученные в Лозане соглашения, выводят Иран из международной изоляции и делают полноправным и серьезным игроком, как в региональной, так и мировой политике. И отношения с Россией он будет выстраивать несколько в другом ключе, чем раньше. Теперь Россия оказывается в ситуации Ирана, находясь под давлением санкций США и ЕС. И тревожные звоночки уже прозвенели. В начале апреля TheWashingtonPost опубликовала статью Майкла Морелла, бывшего заместителя директора ЦРУ, ныне работающего в консультативном совете по разведке при президенте США. Статья называлась «Это большая стратегия Ирана». В ней он цитирует Али Юнеси, бывшего Министраразведки и национальной безопасности Ирана, а ныне специального советники Президента ИРИ. «Со времен своего основания Иран был большим. Он был рожден империей. Иранские правители всегдамыслили в глобальном масштабе» высказался Юнеси. Конечно это единичное высказывание, пока, что за ним последует, покажет время, а время показывает, что даже с неснятыми санкциями Тегеран переходит в наступление. Новые нефтяные проекты с Пекином 9 апреля, «газовые договорённости» с Турцией, декларация о готовности вернуться на Иранский рынок со стороны Totalи Shell. Тегеран выжимает максимум возможного из сложившейся ситуации. Начинается наступление на политическом «фронте»: на IVмеждународной конференции по безопасности прошедшей в Москве, Ираном, в лице министра обороны Хоссейна Дехгана, было предложеноразвивать военное сотрудничества между Ираном, Индией, Китаем и Российской Федерацией для противодействия расширению НАТО на восток, а также размещению глобальной системы ПРО.[16]И как бы «назначен» виновник проблем на Ближнем Востоке в лице Саудовской Аравии, в то же время о роли США, по сути дела продвигающей идею ПРО сказано мельком, вместе с Израилем.Россия находится в сложнейшем положении –Иран это желаемый рынок который обладает огромным потенциалом и не только в области оружия и военной техники, но и в ряде других областей, однако он же выступает и определённым противовесом интересов России в регионе. От России, её руководства, требуется тщательная, стратегически проработанная концепция отношений с этим «старым –новым» союзником. Ясное осознание интересов нашего государства в ближневосточном регионе и на Кавказе, а самое главное методов и путей которыми они будут достигаться.

Ссылки на источники1.Алиев С.М. История Ирана. ХХ век. М.: ИВ РАН, 2004.2.А.А. Громыко. История внешней политики СССР 19171980 гг. Советскоиранские отношения и договор 1921 года http://society.polbu.ru/gromyko_politics/ch24_all.html3. М. Барабанов История военнотехнического сотрудничества с Ираном http://www.cast.ru/journal/2005/5_2005_2/4.М.Усов Военнотехническое сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки http://prowars.ru/ALL_OUT/TiVOut0507/VTSBV/VTSBV001.htm5.Большая советская энциклопедия Советскоиранские соглашенияhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/133900/6.А. Б. Широкорад «Персия —Иран. Империя на Востоке » С. 99 http://www.rulit.me/books/persiyairanimperiyanavostokeread31424799.html7.Декларация о принципах отношений и дружественного сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Исламской Республикой Иран 22.06. 1989г. http://allmedia.ru/laws/DocumShow.asp?DocumID=38171&DocumType=08.Багдадский пакт. http://m.ria.ru/spravka/20150224/1049283840.html9.Коротченко И. «Россия и Иран возобновили сотрудничество» http://nvo.ng.ru/armament/20010112/6_rossiy_iran.html10.Военнотехническое сотрудничество России и Ирана в перспективе снятия санкций СБ ООН: что дальше? http://www.armstrade.org/includes/periodics/mainnews/2015/0409/100528656/detail.shtml11.В Москве Либерман провел переговоры с Лавровым http://newsru.co.il/arch/world/26jan2015/liberman_709.html12.Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Рухани,_Хасан13.Али Акбар Велаяти http://www.ozon.ru/person/5666544/14.

Специальное послание Рухани Путину http://www.etpress.ru/?content=article&id=565715.Иран и «шестерка» завершили переговоры по ядерной программеhttp://lenta.ru/news/2015/04/02/end/16.Иран призвал Индию, Китай и РФ к союзу против НАТОhttp://www.vestifinance.ru/articles/56140