Старение населения и модернизация институтов пенсионного страхования в экономически развитых странах и России
Выпуск:
ART 85575
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каспарьянц
Н.
М. Старение населения и модернизация институтов пенсионного страхования в экономически развитых странах и России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2871–2875. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85575.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам демографического старения населения в экономически развитых странах и России, проведен анализ современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах.
Ключевые слова:
пенсионная система, социальное обеспечение, пенсионное страхование, продолжительность жизни, численность населения, демографическое старение населения, солидарность поколений
Текст статьи
Каспарьянц Надежда Михайловна, кандидат экономических наук, старшийпреподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Армавиреignatenko59@mail.ru
Старение населения и модернизация институтов пенсионного страхования в экономически развитых странах и России
Аннотация.Статья посвящена вопросамдемографического старения населения в экономически развитых странах иРоссии, проведен анализ современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах.Ключевые слова:пенсионная система,численность населения, демографическое старение населения, пенсионное страхование, социальное обеспечение, солидарность поколений, продолжительность жизни.
Пенсионные системы практически всех стран стоят перед серьезным вызовом демографического старения населения, которое обычно определяется как увеличение доли лиц пожилых и старых возрастов в общей численности населения. К 2030 году половина населения Западной Европы будет старше 50 лет, а ожидаемая продолжительность жизни в этом возрасте будет составлять 40 лет. В 2030 г. четверть населения экономически стран будет старше 65 лет, а половина населения Азии –старше 60 лет. Данная тенденция прогнозируется до середины ХХIвека (табл. 1) . В таблице представлены данные об изменении доли лиц старших возрастов и демографической поддержки, что дает представление о том, какая нагрузка ляжет на плечи будущих потенциальных работников. Если в наиболее развитых странах доля пожилых в общей численности населения увеличится в 1,6 раза, то в менее развитых странах –в 2–2,5 раза.По состоянию на 1 января 2014 г.в России доля мужчин и женщин старше трудоспособного возрастав общей численности населениясоставила 23,5%.Таблица 1
Прогноз демографических показателей, характеризующих уровень старения населения, в некоторых странах мира. 2006–2050 гг.[1]
Регион / странаДоля населения в возрасте старше 60 лет в общей численности населения,%Коэффициентдемографическойподдержки2006 г.2050 г.2006 г.2050 г.Весь мир112294Наиболее развитые страны203242Менее развитые страны820114Наименее развитые страны5101710Великобритания212943Германия253532Греция233742Дания212843Испания224042Италия264131Нидерланды203152Норвегия203042Португалия233642США172653Регион / странаДоля населения в возрасте старше 60 лет в общей численности населения,%Коэффициентдемографическойподдержки2006 г.2050 г.2006 г.2050 г.Финляндия223342Франция213342Швеция243142Япония274231Бразилия925113Индия821125Китай113193Россия173153
Современные пенсионные системы пенсионного обеспечения, в основном своем основанные на распределительных принципах, создавались в условиях демографически «молодого» общества. Относительно многочисленные поколения работающих содержали небольшие когорты пенсионеров за счет отчисления части своего дохода (в виде или страховых взносов). Процесс старения населения привел к тому, что все уменьшающееся поколения работающих обеспечивают выплату пенсий все увеличивающимся поколениям пенсионеров. Все большая доля производимого продукта стала перераспределяться от активных к неактивным членам общества, росла стоимость систем социального обеспечения пожилых. Механизм межпоколенного перераспределения ресурсов на основе социального контракта –через пенсионную систему, основанную на принципах солидарности поколений, перестал восприниматься как справедливый и эффективный.Экономические, финансовые и социальные последствия старения населения требуют взвешенных решений, с учетом политических аспектов, ведь пенсионеры составляют значительную часть электората; доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых возрастает. Поэтому, начиная с 80х гг. пенсионные реформы находятся в центре внимания политиков, ученых, бизнеса и профсоюзов.Достаточно в этой связи привести оценки западных экспертов по возможному росту страховых тарифов. Для того, чтобы сохранить размеры пенсий на достигнутом уровне страховые тарифы в течение ближайших 50лет потребуется увеличить (в % от заработной платы):–во Франции с 17 % до 28 %;–в Германии с 20 % до 28 %;–в Италии с 20 % до 46 % [2].Комплекс имеющихся и все более «разрастающихся» проблем в данной сфере все больше беспокоит политиков и специалистов. Всечаще выдвигаются предложения по увеличению возраста выхода на пенсию, снижению расходов на государственное социальное обеспечение и передачи части функций в области социального обеспечения частным структурам.Главным вопросом при этом является трансформация существующей модели финансовой нагрузки, ее перераспределение между субъектами правоотношений. Например, груз увеличения расходов могут взять на себя работающие путем увеличения тарифов взносов, либо пенсионеры –путем снижения уровней пенсий или увеличением возраста выхода на пенсию, либо они могут быть распределены между работающими и пенсионерами с помощью применения одновременно двух вышеуказанных мер –увеличения тарифов и снижения размеров пенсий.Большинство экономически развитых стран используютпри проведении пенсионных реформ комбинированный подход, который предполагает использование корректирующих мер, то есть параметрические изменения, и модернизацию отдельных сегментов системы. Следствием такого подхода является развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем и индивидуального пенсионного страхования. Практически во всех развитых странах изменения в системах пенсионного страхования сводятся к различным комбинациям мер по плавному повышению пенсионного возраста, увеличению страховых взносов, обособлению институтов страхования и социальной помощи, стимулированию развития частных пенсионных фондов. На смену распределительным системам, в которых пенсии устанавливались в зависимости от заработной платы, и на этих принципах охватывалосьбольшинство трудящихся, приходят пенсионные системы с условнонакопительными счетами. В большинстве стран пенсионные права отражаются на индивидуальных счетах, на которых отражается величина реально уплаченных работником и работодателем взносов, что устанавливает тесную и понятную связь между величиной страховых взносов и размером пенсии. Этот механизм формирует индивидуальное поведение человека в отношении определения возраста выхода на пенсию, так как чем дольше продолжается трудовая деятельность, тем выше будет пенсия. Нужно отметить, что условнонакопительные системы нельзя назвать идеальными, так как важнейшим недостатком их является отсутствие перераспределительного механизма в пользу наименее обеспеченных или инвалидов. Такие системы дополняются другими пенсионными институтами, призванными обеспечить гарантии минимального дохода лицам старшего возраста и инвалидам. Эти задачи решаются за счет общих доходов бюджета.Опыт государственного управления сферой пенсионного обеспечения в части стимулирования негосударственных его форм, участия граждан в дополнительном пенсионном страховании полезно учитывать при реформировании отечественной пенсионной системы. Прежде всего, это относится к разработке правовых основ и принятии законодательства, регулирующего учреждение частных планов; практике налогового регулирования взносов в частные пенсионные фонды и доходов на них; гарантиям сохранности пенсионных накоплений по частным планам с установленными выплатами; принятия специальных мер по стимулированию пенсионного обеспечения работников малых и средних компаний; порядку накопления акций компанийработодателей на пенсионных счетах; информационноразъяснительной работе среди участников пенсионных планов и компаний, учреждающих эти планы, по вопросам их прав и обязанностей, существующих льгот; контролю за неукоснительным соблюдением принятых норм и правил.Население Российской Федерации неуклонно стареет, хотя в 2013 г. в стране был зафиксирован впервые за много лет естественный прирост
населения
науровне 0,2% [3].Главная причина старения, а в России по существу единственная,- понижение рождаемости. Для простого воспроизводства населениянеобходимсуммарный коэффициент рождаемости 2,11–2,15. Рождаемостьв России не достигает уровня, необходимого для простоговоспроизводства населения. Возрастная структура населения России продолжает ухудшаться –сокращается доля людей трудоспособного и репродуктивного возраста. Например, доля 2029летних женщин (активный репродуктивный потенциал) составляет 8,6%, в общей численности населения, по прогнозным оценкам сократится до 7,3% (к началу 2015 г.), до 5,4% (к началу 2020 г.), до 5% (к началу 2025 г.). Наиболее интенсивно сокращение женщин репродуктивных возрастов будет происходить с 2012 по 2021 гг., что приведет к снижению рождаемости.Суммарный коэффициент рождаемостиза 2011 г. составляет 1,582, за 2012 г. –1,691, за 2013 г. –1,707, за 2014 г. –1,76[3]. Уровень рождаемости на одну женщину едва ли будет существенно превышен в ближайшей перспективе. Если сейчас не поднимать рождаемость, то в 2015г. для стабилизации численности населения (при отсутствии миграции) будет необходим суммарный коэффициент рождаемости, равный 2,52, в 2020г.–3,03, в 2025г. –
3,41, в 2030г.–3,58, в 2035г. –
3,77, в 2040г.–4,12, в 2045г.–4,53 и в 2049г.–4,80 ребенка на одну женщину. Повышение коэффициента до 2,1 маловероятно.За период с 1991 г. по 2009 г. коэффициент старения возрос с 16,3 % до 17,31 %. В настоящее время Россия находится на предпоследнем –«высоком уровне демографической старости». Последний–«очень высокий уровень демографической старости» начинается с 18 %. Женщины России этот уровень перешлизначительно раньше начала 90х г. прошлого века (коэффициент старения для них составляет 21,3 %).Коэффициент старения по прогнозам в 2016 г. составит 24,6%, а к 2030 г. возрастет до 28,8%.В 2014 г. на 100 детей приходится 144 человека лиц пожилого возраста.В ближайшие 10 лет (начиная с 2013 г.) число молодых людей (в возрасте от 15 до 29 лет) в России, по прогнозу, уменьшится до 25млн. человек. По данным Росстата, в 2009г. в России насчитывалось 33,7млн. молодых людей, в 2011г. их число составляло 32,4млн., в 2012г. –
31,6млн., а в 2013г.–29,4млн.[3].России нужна долгосрочная демографическая программа. Если государство желает вести настоящую политику поощрения рождаемости, то правительство должно быть готово потратить колоссальные средствабольше, чем на выплаты пенсий и другие социальные программы.Постепенное снижение доли дефицита бюджета ПФР в ВВП (до 1,25 к 2050 г.) и более плавное, чем прогнозировалось в прошлые годы, снижение коэффициента замещения, помимо повышения тарифа страховых взносов связано с долгосрочными результатами реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351, в которой поставлены целевые ориентиры стабилизации демографической ситуации:
–увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
–увеличить в 1,5 раза
по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости;
–снизить в 1,6 раза по сравнению с 2006 годом уровень смертности;
–обеспечить
миграционный
прирост
на
уровне
более
300 тыс.
человек ежегодно.В рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации для стимулирования повышения рождаемости через ПФР предоставляется материнский (семейный) капитал в связи с рождением не менее двух детей. Эта мера привела к определенному положительному эффекту: число родившихся в 2009 г. составило 1764 тыс. чел., в2012 г.–1896тыс. чел., в 2013 г. –1901 тыс. чел., в 2014 г. –1947 тыс. чел., против 1480 тыс. чел. в 2006 г.[3].Однако благотворное влияние роста рождаемости на пенсионную систему скажется лишь спустя 20 лет, когда нынешние новорожденные начнут трудовую деятельность.Кроме того, рост рождаемости является не настолько значительным, чтобы заметно повлиять на соотношение работающих и пенсионеров в условиях старения населения. Но он позволяет ожидать переноса сроков демографического кризиса с 20х на середину 30х годов.За период, прошедший после начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована уравнительность пенсий, усилена стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными –страховыми, а внешними к пенсионной системе –демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.Решение этих проблем, как показывает международная практика, и в частности последствия финансового кризиса, лежит не в русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социальностраховых отношений впенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.Так, в современных российских условиях накопительный компонент в качестве всеобщего инструмента обязательного пенсионного страхования не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80 % работающегонаселения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса –1518 % населения) и высокодоходной группы (23 % населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30летний стаж.Для основной численности населения к 2030 г. пенсионная реформа обеспечит не менее 40%й коэффициент замещения в рамках обязательного пенсионного страхования.Представляется целесообразным на основе проведенного в настоящем исследовании анализа современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:–выработки консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации, рассчитанного на период функционирования до 2050 г., включающего наиболее приемлемые для общества решения;–осуществления программы актуарного прогнозирования результатов реализации консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом Российской Федерации;–подготовки и принятия Программы долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Ссылкинаисточники1. Populationageing2006. UN. Department of Economic and Social Affairs. Population Division.www.un.org/esa/population/publications/ageing/ageing2006.html2. Буманс А. Европа стареет [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pensionline.ru.3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2014:С69 Статистический сборник/ Росстат M., 2014. –321 c.4. Каспарьянц Н.М. Пенсионное
страхование: региональные аспекты (Краснодарский край): монография–Армавир: РИО АГПА, 2014. –168 с.5. Каспарьянц Н.М.Экономика пенсионного обеспечения регионов Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 –М., 2011.
Старение населения и модернизация институтов пенсионного страхования в экономически развитых странах и России
Аннотация.Статья посвящена вопросамдемографического старения населения в экономически развитых странах иРоссии, проведен анализ современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах.Ключевые слова:пенсионная система,численность населения, демографическое старение населения, пенсионное страхование, социальное обеспечение, солидарность поколений, продолжительность жизни.
Пенсионные системы практически всех стран стоят перед серьезным вызовом демографического старения населения, которое обычно определяется как увеличение доли лиц пожилых и старых возрастов в общей численности населения. К 2030 году половина населения Западной Европы будет старше 50 лет, а ожидаемая продолжительность жизни в этом возрасте будет составлять 40 лет. В 2030 г. четверть населения экономически стран будет старше 65 лет, а половина населения Азии –старше 60 лет. Данная тенденция прогнозируется до середины ХХIвека (табл. 1) . В таблице представлены данные об изменении доли лиц старших возрастов и демографической поддержки, что дает представление о том, какая нагрузка ляжет на плечи будущих потенциальных работников. Если в наиболее развитых странах доля пожилых в общей численности населения увеличится в 1,6 раза, то в менее развитых странах –в 2–2,5 раза.По состоянию на 1 января 2014 г.в России доля мужчин и женщин старше трудоспособного возрастав общей численности населениясоставила 23,5%.Таблица 1
Прогноз демографических показателей, характеризующих уровень старения населения, в некоторых странах мира. 2006–2050 гг.[1]
Регион / странаДоля населения в возрасте старше 60 лет в общей численности населения,%Коэффициентдемографическойподдержки2006 г.2050 г.2006 г.2050 г.Весь мир112294Наиболее развитые страны203242Менее развитые страны820114Наименее развитые страны5101710Великобритания212943Германия253532Греция233742Дания212843Испания224042Италия264131Нидерланды203152Норвегия203042Португалия233642США172653Регион / странаДоля населения в возрасте старше 60 лет в общей численности населения,%Коэффициентдемографическойподдержки2006 г.2050 г.2006 г.2050 г.Финляндия223342Франция213342Швеция243142Япония274231Бразилия925113Индия821125Китай113193Россия173153
Современные пенсионные системы пенсионного обеспечения, в основном своем основанные на распределительных принципах, создавались в условиях демографически «молодого» общества. Относительно многочисленные поколения работающих содержали небольшие когорты пенсионеров за счет отчисления части своего дохода (в виде или страховых взносов). Процесс старения населения привел к тому, что все уменьшающееся поколения работающих обеспечивают выплату пенсий все увеличивающимся поколениям пенсионеров. Все большая доля производимого продукта стала перераспределяться от активных к неактивным членам общества, росла стоимость систем социального обеспечения пожилых. Механизм межпоколенного перераспределения ресурсов на основе социального контракта –через пенсионную систему, основанную на принципах солидарности поколений, перестал восприниматься как справедливый и эффективный.Экономические, финансовые и социальные последствия старения населения требуют взвешенных решений, с учетом политических аспектов, ведь пенсионеры составляют значительную часть электората; доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых возрастает. Поэтому, начиная с 80х гг. пенсионные реформы находятся в центре внимания политиков, ученых, бизнеса и профсоюзов.Достаточно в этой связи привести оценки западных экспертов по возможному росту страховых тарифов. Для того, чтобы сохранить размеры пенсий на достигнутом уровне страховые тарифы в течение ближайших 50лет потребуется увеличить (в % от заработной платы):–во Франции с 17 % до 28 %;–в Германии с 20 % до 28 %;–в Италии с 20 % до 46 % [2].Комплекс имеющихся и все более «разрастающихся» проблем в данной сфере все больше беспокоит политиков и специалистов. Всечаще выдвигаются предложения по увеличению возраста выхода на пенсию, снижению расходов на государственное социальное обеспечение и передачи части функций в области социального обеспечения частным структурам.Главным вопросом при этом является трансформация существующей модели финансовой нагрузки, ее перераспределение между субъектами правоотношений. Например, груз увеличения расходов могут взять на себя работающие путем увеличения тарифов взносов, либо пенсионеры –путем снижения уровней пенсий или увеличением возраста выхода на пенсию, либо они могут быть распределены между работающими и пенсионерами с помощью применения одновременно двух вышеуказанных мер –увеличения тарифов и снижения размеров пенсий.Большинство экономически развитых стран используютпри проведении пенсионных реформ комбинированный подход, который предполагает использование корректирующих мер, то есть параметрические изменения, и модернизацию отдельных сегментов системы. Следствием такого подхода является развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем и индивидуального пенсионного страхования. Практически во всех развитых странах изменения в системах пенсионного страхования сводятся к различным комбинациям мер по плавному повышению пенсионного возраста, увеличению страховых взносов, обособлению институтов страхования и социальной помощи, стимулированию развития частных пенсионных фондов. На смену распределительным системам, в которых пенсии устанавливались в зависимости от заработной платы, и на этих принципах охватывалосьбольшинство трудящихся, приходят пенсионные системы с условнонакопительными счетами. В большинстве стран пенсионные права отражаются на индивидуальных счетах, на которых отражается величина реально уплаченных работником и работодателем взносов, что устанавливает тесную и понятную связь между величиной страховых взносов и размером пенсии. Этот механизм формирует индивидуальное поведение человека в отношении определения возраста выхода на пенсию, так как чем дольше продолжается трудовая деятельность, тем выше будет пенсия. Нужно отметить, что условнонакопительные системы нельзя назвать идеальными, так как важнейшим недостатком их является отсутствие перераспределительного механизма в пользу наименее обеспеченных или инвалидов. Такие системы дополняются другими пенсионными институтами, призванными обеспечить гарантии минимального дохода лицам старшего возраста и инвалидам. Эти задачи решаются за счет общих доходов бюджета.Опыт государственного управления сферой пенсионного обеспечения в части стимулирования негосударственных его форм, участия граждан в дополнительном пенсионном страховании полезно учитывать при реформировании отечественной пенсионной системы. Прежде всего, это относится к разработке правовых основ и принятии законодательства, регулирующего учреждение частных планов; практике налогового регулирования взносов в частные пенсионные фонды и доходов на них; гарантиям сохранности пенсионных накоплений по частным планам с установленными выплатами; принятия специальных мер по стимулированию пенсионного обеспечения работников малых и средних компаний; порядку накопления акций компанийработодателей на пенсионных счетах; информационноразъяснительной работе среди участников пенсионных планов и компаний, учреждающих эти планы, по вопросам их прав и обязанностей, существующих льгот; контролю за неукоснительным соблюдением принятых норм и правил.Население Российской Федерации неуклонно стареет, хотя в 2013 г. в стране был зафиксирован впервые за много лет естественный прирост
населения
науровне 0,2% [3].Главная причина старения, а в России по существу единственная,- понижение рождаемости. Для простого воспроизводства населениянеобходимсуммарный коэффициент рождаемости 2,11–2,15. Рождаемостьв России не достигает уровня, необходимого для простоговоспроизводства населения. Возрастная структура населения России продолжает ухудшаться –сокращается доля людей трудоспособного и репродуктивного возраста. Например, доля 2029летних женщин (активный репродуктивный потенциал) составляет 8,6%, в общей численности населения, по прогнозным оценкам сократится до 7,3% (к началу 2015 г.), до 5,4% (к началу 2020 г.), до 5% (к началу 2025 г.). Наиболее интенсивно сокращение женщин репродуктивных возрастов будет происходить с 2012 по 2021 гг., что приведет к снижению рождаемости.Суммарный коэффициент рождаемостиза 2011 г. составляет 1,582, за 2012 г. –1,691, за 2013 г. –1,707, за 2014 г. –1,76[3]. Уровень рождаемости на одну женщину едва ли будет существенно превышен в ближайшей перспективе. Если сейчас не поднимать рождаемость, то в 2015г. для стабилизации численности населения (при отсутствии миграции) будет необходим суммарный коэффициент рождаемости, равный 2,52, в 2020г.–3,03, в 2025г. –
3,41, в 2030г.–3,58, в 2035г. –
3,77, в 2040г.–4,12, в 2045г.–4,53 и в 2049г.–4,80 ребенка на одну женщину. Повышение коэффициента до 2,1 маловероятно.За период с 1991 г. по 2009 г. коэффициент старения возрос с 16,3 % до 17,31 %. В настоящее время Россия находится на предпоследнем –«высоком уровне демографической старости». Последний–«очень высокий уровень демографической старости» начинается с 18 %. Женщины России этот уровень перешлизначительно раньше начала 90х г. прошлого века (коэффициент старения для них составляет 21,3 %).Коэффициент старения по прогнозам в 2016 г. составит 24,6%, а к 2030 г. возрастет до 28,8%.В 2014 г. на 100 детей приходится 144 человека лиц пожилого возраста.В ближайшие 10 лет (начиная с 2013 г.) число молодых людей (в возрасте от 15 до 29 лет) в России, по прогнозу, уменьшится до 25млн. человек. По данным Росстата, в 2009г. в России насчитывалось 33,7млн. молодых людей, в 2011г. их число составляло 32,4млн., в 2012г. –
31,6млн., а в 2013г.–29,4млн.[3].России нужна долгосрочная демографическая программа. Если государство желает вести настоящую политику поощрения рождаемости, то правительство должно быть готово потратить колоссальные средствабольше, чем на выплаты пенсий и другие социальные программы.Постепенное снижение доли дефицита бюджета ПФР в ВВП (до 1,25 к 2050 г.) и более плавное, чем прогнозировалось в прошлые годы, снижение коэффициента замещения, помимо повышения тарифа страховых взносов связано с долгосрочными результатами реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351, в которой поставлены целевые ориентиры стабилизации демографической ситуации:
–увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
–увеличить в 1,5 раза
по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости;
–снизить в 1,6 раза по сравнению с 2006 годом уровень смертности;
–обеспечить
миграционный
прирост
на
уровне
более
300 тыс.
человек ежегодно.В рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации для стимулирования повышения рождаемости через ПФР предоставляется материнский (семейный) капитал в связи с рождением не менее двух детей. Эта мера привела к определенному положительному эффекту: число родившихся в 2009 г. составило 1764 тыс. чел., в2012 г.–1896тыс. чел., в 2013 г. –1901 тыс. чел., в 2014 г. –1947 тыс. чел., против 1480 тыс. чел. в 2006 г.[3].Однако благотворное влияние роста рождаемости на пенсионную систему скажется лишь спустя 20 лет, когда нынешние новорожденные начнут трудовую деятельность.Кроме того, рост рождаемости является не настолько значительным, чтобы заметно повлиять на соотношение работающих и пенсионеров в условиях старения населения. Но он позволяет ожидать переноса сроков демографического кризиса с 20х на середину 30х годов.За период, прошедший после начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована уравнительность пенсий, усилена стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными –страховыми, а внешними к пенсионной системе –демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.Решение этих проблем, как показывает международная практика, и в частности последствия финансового кризиса, лежит не в русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социальностраховых отношений впенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.Так, в современных российских условиях накопительный компонент в качестве всеобщего инструмента обязательного пенсионного страхования не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80 % работающегонаселения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса –1518 % населения) и высокодоходной группы (23 % населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30летний стаж.Для основной численности населения к 2030 г. пенсионная реформа обеспечит не менее 40%й коэффициент замещения в рамках обязательного пенсионного страхования.Представляется целесообразным на основе проведенного в настоящем исследовании анализа современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:–выработки консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации, рассчитанного на период функционирования до 2050 г., включающего наиболее приемлемые для общества решения;–осуществления программы актуарного прогнозирования результатов реализации консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом Российской Федерации;–подготовки и принятия Программы долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Ссылкинаисточники1. Populationageing2006. UN. Department of Economic and Social Affairs. Population Division.www.un.org/esa/population/publications/ageing/ageing2006.html2. Буманс А. Европа стареет [Электронный ресурс]. URL: http: //www.pensionline.ru.3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2014:С69 Статистический сборник/ Росстат M., 2014. –321 c.4. Каспарьянц Н.М. Пенсионное
страхование: региональные аспекты (Краснодарский край): монография–Армавир: РИО АГПА, 2014. –168 с.5. Каспарьянц Н.М.Экономика пенсионного обеспечения регионов Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 –М., 2011.