Особенности деятельности органов государственной власти в Тюменской области как сложноустроенного субъекта Российской Федерации
Выпуск:
ART 85580
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Летаева
Е.
А. Особенности деятельности органов государственной власти в Тюменской области как сложноустроенного субъекта Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
2896–2900. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85580.htm.
Аннотация. В работе автор раскрывает понятие сложноустроенного субъекта на примере Тюменской области. Соотносит систему государственной власти Тюменской области с системой органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Определяет и подробно раскрывает особенности функционирования и взаимодействия трех систем государственной власти указанных субъектов. Кроме того, в результате исследованных правовых актов автором выявляются коллизии в правовом регулировании вопросов деятельности уставных судов субъектов и предлагаются пути оптимизации их работы.
Ключевые слова:
сложноустроенный субъект, уставной суд, автономный округ, тюменская область, органы государственной власти.
Текст статьи
Летаева Елена Андреевна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьletaeva_lena@mail.ru
Особенности деятельности органов государственной власти
в Тюменской области как сложноустроенного субъектаРоссийской Федерации
Аннотация. В работе автор раскрывает понятие сложноустроенного субъекта на примере Тюменской области. Соотносит систему государственной власти Тюменской области с системой органов государственной власти ХантыМансийского автономного округа –Югры и ЯмалоНенецкого автономного округа. Определяет и подробно раскрывает особенности функционирования и взаимодействия трех систем государственной власти указанных субъектов. Кроме того, в результате исследованных правовых актов,автором выявляютсяколлизии в правовом регулировании вопросов деятельности уставных судов субъектови предлагаются пути оптимизации их работы.Ключевые слова:сложноустроенный субъект, уставной суд, автономный округ, Тюменская область, органы государственной власти.
В составе Российской Федерации имеется два типа субъектов, особенность конституционноправового статуса которых состоит в том, что они могут входить в состав Российской Федерации в качестве ее равноправных субъектов либо непосредственно, либо через край или область, составными частями которых они являются. Это автономная область и автономные округа. Тюменская область является сложноустроенным субъектом, входящим в состав Российской федерации.Она включает в себя два равноправных субъекта ХантыМансийский автономный округ и ЯмалоНенецкий автономный округ. Особенностью их правового положения является то, что они могут входить в состав России вкачестве ее равноправных субъектовлибо непосредственно, либо через область, составными частями которых они являются.Автономные округа часто называют «матрешечнымисубъектами», так как, с одной стороны, они полноправные субъекты Российской Федерации, с другой стороны части других субъектов.Автономная область и автономные округа, как и иные субъекты России, обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.В Уставе, в соответствии с Конституцией Российской Федерациии Федеративным договором, определяются и разрешаются все вопросы компетенции субъекта, предусматривается право иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Символика автономной области и автономных округов состоит обычно из герба и флага, некоторые автономные округа имеют свой гимн. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Автономная область и автономные округа не вправе устанавливать какиелибо языки, кроме русского в качестве государственного.Для наименования края, области, в состав которых входит субъект Федерации —автономный округ —иногда используется специальное понятие «сложноустроенный субъект Федерации». Всловаре русского языка термин «устройство» означает «установленный порядок строй»[1]. Это понятие, по нашему мнению, вполне применимо для государственного устройства субъекта Федерации. В юридической литературе встречаются и такие термины, как «сложносоставные субъекты Федерации», «сложноустроенные субъекты Федерации»[2]. В ряде научных работ используется понятие «край, область с входящим в их состав автономным округом». По нашему убеждению, принципиального противоречия между данными понятиями нет, поэтому считаем возможным использование того и другого понятия применительно к краю, области, с входящими в их состав автономным округом.Сложноустроенные субъекты отличаются от всех иных субъектов Российской Федерации по ряду признаков. Прежде всего, внешним признаком таких субъектов является вхождение в их состав другого субъекта Федерации. «Вхождение одного субъекта Российской Федерации в состав другого является реальнымлишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта. Именно включение территории и населения автономного округа в состав края, области отличает их взаимоотношения от отношений с другимисубъектами Российской Федерации. Однако включение территории автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью»[3].Следует подчеркнуть, что все субъектыРоссийской Федерации являются равноправными. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционноправовой природы как субъектов Российской Федерации и не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т. п. «Вхождение» не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией России.Сложноустроенные субъекты в своем правовом положении отличаются от всех иных субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере функционирования органов государственной власти.Так,Тюменская область, являясь сложноустроенным субъектом Российской Федерации, представляет собой государственнотерриториальное образование,включающее наряду с административнотерриториальными единицами и муниципальными образованиями другое государственнотерриториальное образование являющеесясубъектом Российской Федерации,что порождает между ними особую государственноправовую связь, основывающуюся на признании территории и населения входящего субъекта Федерации частью территории и населения сложноустроенного субъекта Федерации, наличии взаимных обязанностей, а также конституционно установленных форм нормативноправового регулирования отношений между ними.[3]Систему органов государственной власти Тюменской области составляют: Губернатор области, Тюменская областная Дума, Правительствообласти ииные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Уставом Тюменской области[4].
Система органов государственной власти ХантыМансийского автономного округа –Югрыи ЯмалоНенецкого автономного округаустанавливается автономнымиокругами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Федеральным законом.
Систему органов государственной власти ХантыМансийского автономного округа Югры и ЯмалоНенецкого автономного округа составляют:Думаокруга, Губернатор округа,Правительство округа, иные исполнительные органы государственной власти округа(Администрация округа); государственные органы округа, Уставный Суди мировые судьи округа.[5,6]
Органы государственной власти Тюменской области обладают рядом особенностей:Вопервых, жители автономных округов имеют право избирать органы государственной власти области, в состав которых входит округ, и быть избранными в них. В то же время жители автономных округов избирают органы государственной власти автономного округа и могут избираться в эти органы власти. Порядок выборов обязательно должен согласовываться с органами власти округов и регулироваться как законом области, так и законом округов. Такое положение подкреплено позицией Конституционного Суда РФ.[7]Вовторых, полномочия органов государственной власти области в определенных случаях (на основании федерального закона, договора между органами государственной власти области и автономного округа) могут распространяться на территорию автономных округов.В связи с этим, следует обратить особое внимание на деятельность судебных органов в Тюменской области. Судебная власть в Российской Федерации является единой. При этом она имеет двухуровневую структуру, которую образуют суды Российской Федераций и ее субъектов. Существуют определенные сложности в разграничении полномочий судов конституционной юрисдикции. В сложносоставных субъектах данная проблема осложняется взаимодействием уставного суда областии уставного суда входящего в их состав автономного округа.Судебную власть области представляет уставный суд,и его компетенция определяется соответствующим законом. Компетенция уставных судов обусловлена целью обеспечения верховенства Устава области на территории соответствующей области, а эта территория включает территорию автономных округов. Получается, что юрисдикция областных органов государственной власти распространяется на автономные округа при определенных условиях. Также при определенных условиях устанавливается и верховенство Устава области над законами и другими нормативноправовыми актами автономных округов. К «определенным условиям» в данных случаях следует, по нашему мнению, относить согласие автономных округов в форме договора или соглашения. Получается, что правовые акты областных органов государственнойвласти обязательны для исполнения и на территории автономных округов, а решения уставного суда области обязательно на территории соответствующего автономного округа, если нормативноправовые акты приняты по полномочиям, закрепленным за ними федеральными законами; переданными для исполнения исполнительным органам власти Российской Федерации органам власти области по согласованию с автономными округами; установленными договорами с автономными округами как совместные полномочия, делегируемые органам государственной власти автономных округов областным органам власти. И по данным вопросам следует признать приоритет решений уставного суда области над решениями уставного суда входящего в ее состав автономного округа. По всем остальным вопросам каждый из уставных судов имеет собственную компетенцию, и их решения обязательны лишь на территории одного субъекта Российской Федерации.Втретьих, для координации деятельности органов государственной власти в Тюменской области могут создаваться совместные координирующие органы законодательной и исполнительной власти. Формы координации органов власти основаны на паритетных началах в виде договоренностейи соглашений. Деятельность этих органов регулируется положениями, утвержденными соответствующими органами государственной власти, а порядок проведения совместных заседаний законодательных органов регламентами этих органов.Например, в ст. 17 Устава Тюменской области для координации деятельности органов государственной власти области и автономных округов (ЯмалоНенецкого и ХантыМансийского) предложены следующие формы: для законодательных органов власти Совет Думы области и окружных Дум, совместные заседания областной и окружных Дум, а для исполнительных органов власти Совет губернаторов области и автономных округов. Перечень форм координации деятельности органов власти не является исчерпывающим и предполагает возможность создания новых форм взаимодействия. В уставе ХантыМансийского автономного округа конкретных форм координации вообще не называется, но ст. 20 Устава округа допускает координацию деятельности сорганами власти области через «совместные заседания законодательных или исполнительных органов государственной власти, а также в иных формах, установленных договором (соглашением)».Таким образом, Тюменская областьи входящие в нееХантыМансийский автономный округ
Югра и ЯмалоНенецкийавтономныйокруг являются полноправные сложноустроенными субъектамиРоссийской Федерации. Они имеют собственную структуру органов государственной власти субъекта РФ, которые осуществляют своюдеятельность в более тесном взаимодействии с определенными особенностями, характерными сложноустроенному субъекту.
Ссылки на источники1.См.: http://tolkslovar.ru/u3076.html2.См.: http://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/KpRF/kprf16.html3.См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. №12П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 КонституцииРФположения о вхожденииавтономного округа в состав края, области»// http://constitution.garant.ru/act/federative/165786/4.См.:Ст.3 Устава Тюменской области // Тюменские известия от 11.06.2008г.5.См.:Ст. 6. Устава ХантыМансийского автономного округа –Югры// http.consHS6.См.:Ст.11 Устава ЯмалоНенецкого автономного округа//Ведомости Государственной Думы ЯмалоНенецкого автономного округа, № 1, февраль 2008.7.См.: Собрание законодательства РФ 1997. №29 ст. 3581.
Особенности деятельности органов государственной власти
в Тюменской области как сложноустроенного субъектаРоссийской Федерации
Аннотация. В работе автор раскрывает понятие сложноустроенного субъекта на примере Тюменской области. Соотносит систему государственной власти Тюменской области с системой органов государственной власти ХантыМансийского автономного округа –Югры и ЯмалоНенецкого автономного округа. Определяет и подробно раскрывает особенности функционирования и взаимодействия трех систем государственной власти указанных субъектов. Кроме того, в результате исследованных правовых актов,автором выявляютсяколлизии в правовом регулировании вопросов деятельности уставных судов субъектови предлагаются пути оптимизации их работы.Ключевые слова:сложноустроенный субъект, уставной суд, автономный округ, Тюменская область, органы государственной власти.
В составе Российской Федерации имеется два типа субъектов, особенность конституционноправового статуса которых состоит в том, что они могут входить в состав Российской Федерации в качестве ее равноправных субъектов либо непосредственно, либо через край или область, составными частями которых они являются. Это автономная область и автономные округа. Тюменская область является сложноустроенным субъектом, входящим в состав Российской федерации.Она включает в себя два равноправных субъекта ХантыМансийский автономный округ и ЯмалоНенецкий автономный округ. Особенностью их правового положения является то, что они могут входить в состав России вкачестве ее равноправных субъектовлибо непосредственно, либо через область, составными частями которых они являются.Автономные округа часто называют «матрешечнымисубъектами», так как, с одной стороны, они полноправные субъекты Российской Федерации, с другой стороны части других субъектов.Автономная область и автономные округа, как и иные субъекты России, обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.В Уставе, в соответствии с Конституцией Российской Федерациии Федеративным договором, определяются и разрешаются все вопросы компетенции субъекта, предусматривается право иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Символика автономной области и автономных округов состоит обычно из герба и флага, некоторые автономные округа имеют свой гимн. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Автономная область и автономные округа не вправе устанавливать какиелибо языки, кроме русского в качестве государственного.Для наименования края, области, в состав которых входит субъект Федерации —автономный округ —иногда используется специальное понятие «сложноустроенный субъект Федерации». Всловаре русского языка термин «устройство» означает «установленный порядок строй»[1]. Это понятие, по нашему мнению, вполне применимо для государственного устройства субъекта Федерации. В юридической литературе встречаются и такие термины, как «сложносоставные субъекты Федерации», «сложноустроенные субъекты Федерации»[2]. В ряде научных работ используется понятие «край, область с входящим в их состав автономным округом». По нашему убеждению, принципиального противоречия между данными понятиями нет, поэтому считаем возможным использование того и другого понятия применительно к краю, области, с входящими в их состав автономным округом.Сложноустроенные субъекты отличаются от всех иных субъектов Российской Федерации по ряду признаков. Прежде всего, внешним признаком таких субъектов является вхождение в их состав другого субъекта Федерации. «Вхождение одного субъекта Российской Федерации в состав другого является реальнымлишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта. Именно включение территории и населения автономного округа в состав края, области отличает их взаимоотношения от отношений с другимисубъектами Российской Федерации. Однако включение территории автономного округа в состав территории края, области не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью»[3].Следует подчеркнуть, что все субъектыРоссийской Федерации являются равноправными. Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционноправовой природы как субъектов Российской Федерации и не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т. п. «Вхождение» не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией России.Сложноустроенные субъекты в своем правовом положении отличаются от всех иных субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере функционирования органов государственной власти.Так,Тюменская область, являясь сложноустроенным субъектом Российской Федерации, представляет собой государственнотерриториальное образование,включающее наряду с административнотерриториальными единицами и муниципальными образованиями другое государственнотерриториальное образование являющеесясубъектом Российской Федерации,что порождает между ними особую государственноправовую связь, основывающуюся на признании территории и населения входящего субъекта Федерации частью территории и населения сложноустроенного субъекта Федерации, наличии взаимных обязанностей, а также конституционно установленных форм нормативноправового регулирования отношений между ними.[3]Систему органов государственной власти Тюменской области составляют: Губернатор области, Тюменская областная Дума, Правительствообласти ииные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Уставом Тюменской области[4].
Система органов государственной власти ХантыМансийского автономного округа –Югрыи ЯмалоНенецкого автономного округаустанавливается автономнымиокругами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными Федеральным законом.
Систему органов государственной власти ХантыМансийского автономного округа Югры и ЯмалоНенецкого автономного округа составляют:Думаокруга, Губернатор округа,Правительство округа, иные исполнительные органы государственной власти округа(Администрация округа); государственные органы округа, Уставный Суди мировые судьи округа.[5,6]
Органы государственной власти Тюменской области обладают рядом особенностей:Вопервых, жители автономных округов имеют право избирать органы государственной власти области, в состав которых входит округ, и быть избранными в них. В то же время жители автономных округов избирают органы государственной власти автономного округа и могут избираться в эти органы власти. Порядок выборов обязательно должен согласовываться с органами власти округов и регулироваться как законом области, так и законом округов. Такое положение подкреплено позицией Конституционного Суда РФ.[7]Вовторых, полномочия органов государственной власти области в определенных случаях (на основании федерального закона, договора между органами государственной власти области и автономного округа) могут распространяться на территорию автономных округов.В связи с этим, следует обратить особое внимание на деятельность судебных органов в Тюменской области. Судебная власть в Российской Федерации является единой. При этом она имеет двухуровневую структуру, которую образуют суды Российской Федераций и ее субъектов. Существуют определенные сложности в разграничении полномочий судов конституционной юрисдикции. В сложносоставных субъектах данная проблема осложняется взаимодействием уставного суда областии уставного суда входящего в их состав автономного округа.Судебную власть области представляет уставный суд,и его компетенция определяется соответствующим законом. Компетенция уставных судов обусловлена целью обеспечения верховенства Устава области на территории соответствующей области, а эта территория включает территорию автономных округов. Получается, что юрисдикция областных органов государственной власти распространяется на автономные округа при определенных условиях. Также при определенных условиях устанавливается и верховенство Устава области над законами и другими нормативноправовыми актами автономных округов. К «определенным условиям» в данных случаях следует, по нашему мнению, относить согласие автономных округов в форме договора или соглашения. Получается, что правовые акты областных органов государственнойвласти обязательны для исполнения и на территории автономных округов, а решения уставного суда области обязательно на территории соответствующего автономного округа, если нормативноправовые акты приняты по полномочиям, закрепленным за ними федеральными законами; переданными для исполнения исполнительным органам власти Российской Федерации органам власти области по согласованию с автономными округами; установленными договорами с автономными округами как совместные полномочия, делегируемые органам государственной власти автономных округов областным органам власти. И по данным вопросам следует признать приоритет решений уставного суда области над решениями уставного суда входящего в ее состав автономного округа. По всем остальным вопросам каждый из уставных судов имеет собственную компетенцию, и их решения обязательны лишь на территории одного субъекта Российской Федерации.Втретьих, для координации деятельности органов государственной власти в Тюменской области могут создаваться совместные координирующие органы законодательной и исполнительной власти. Формы координации органов власти основаны на паритетных началах в виде договоренностейи соглашений. Деятельность этих органов регулируется положениями, утвержденными соответствующими органами государственной власти, а порядок проведения совместных заседаний законодательных органов регламентами этих органов.Например, в ст. 17 Устава Тюменской области для координации деятельности органов государственной власти области и автономных округов (ЯмалоНенецкого и ХантыМансийского) предложены следующие формы: для законодательных органов власти Совет Думы области и окружных Дум, совместные заседания областной и окружных Дум, а для исполнительных органов власти Совет губернаторов области и автономных округов. Перечень форм координации деятельности органов власти не является исчерпывающим и предполагает возможность создания новых форм взаимодействия. В уставе ХантыМансийского автономного округа конкретных форм координации вообще не называется, но ст. 20 Устава округа допускает координацию деятельности сорганами власти области через «совместные заседания законодательных или исполнительных органов государственной власти, а также в иных формах, установленных договором (соглашением)».Таким образом, Тюменская областьи входящие в нееХантыМансийский автономный округ
Югра и ЯмалоНенецкийавтономныйокруг являются полноправные сложноустроенными субъектамиРоссийской Федерации. Они имеют собственную структуру органов государственной власти субъекта РФ, которые осуществляют своюдеятельность в более тесном взаимодействии с определенными особенностями, характерными сложноустроенному субъекту.
Ссылки на источники1.См.: http://tolkslovar.ru/u3076.html2.См.: http://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/KpRF/kprf16.html3.См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. №12П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 КонституцииРФположения о вхожденииавтономного округа в состав края, области»// http://constitution.garant.ru/act/federative/165786/4.См.:Ст.3 Устава Тюменской области // Тюменские известия от 11.06.2008г.5.См.:Ст. 6. Устава ХантыМансийского автономного округа –Югры// http.consHS6.См.:Ст.11 Устава ЯмалоНенецкого автономного округа//Ведомости Государственной Думы ЯмалоНенецкого автономного округа, № 1, февраль 2008.7.См.: Собрание законодательства РФ 1997. №29 ст. 3581.