Проектная методика как фактор формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих русский язык (из опыта работы)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батраева О. М. Проектная методика как фактор формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих русский язык (из опыта работы) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2891–2895. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85579.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются методические возможности проектной методики как одного из приемов формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батраева Ольга Матвеевна,доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Международного института ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз», Владивосток, Россия.Link.olga@mail.ru

Проектная методика как фактор формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов, изучающих русский язык(из опыта работы).

Аннотация.В данной статье рассматриваются методическиевозможности проектной методикикак одного из приемов формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов.Ключевые слова:проектная методика, коммуникативная компетенция, педагогический процесс,интенсивность, речевые ресурсы.

Современный этап обучения характеризуется внедрением инновационных методов. Обращение преподавателей к современным технологиям обучения связан с развитие новой парадигмы образования, где студент из пассивного слушателя превращается в активного деятеля, способного овладеть компетенциями, которые позволят ему ориентироваться в сложном лабиринте международных отношений, направлено на реализацию повышенного внимания к управлению знаниями. Реформирование российского образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.В процессе формирования коммуникативной компетенции иностранные учащиеся должны научиться применять стратегии и тактики, мобилизовать свои речевые ресурсы для решения коммуникативной задачи наиболее доступным, экономичным и эффективным путем.Концепция управляемого коммуникативного общения это развитие индивидуальности в диалоге культур для ее подготовки к такому диалогу в жизни[3.с.32]. Поскольку компетенции эторезультат обучения, то ориентация на результаты обучения влечет за собой необходимость освоения новых знаний. В свете новой парадигмы, а также с учетом особенностей преподавания для иностранных студентов на русском меняется роль преподавателя университета. В настоящее время традиционная модель «преподаватель учит студента» не отвечает запросам современного мира. Преподаватель университета становитсяв большей степени организатором учебной деятельности студента, обеспечивающим более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов. Поэтому необходимо комплексное и целенаправленное использование различных видов учебной деятельности с использованием системного подхода к ее организации и поиск новых образовательных технологий. Одним из таких направлений является проектная методика обучения иностранным языкам, в том числе, русскому языку как иностранному (РКИ). Задача, стоящая перед вузами в настоящее время, заключается во внедрении инновационного подхода в обучении иностранным языкам, в том числе русскому языку как иностранному.Проектная методика является альтернативным подходом в современной системе образования, новой педагогической технологией,представляющей собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, и одновременно формирования определенных личностных качеств.Метод проектов это одна из технологий обучения, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса[4. c.114].Основой учебного процессав такой инновационной средестановится не только усвоение знаний, но и способы этого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Эта технологияотвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков и умения ради умений.Использование проектной методики на уроке и во внеурочной деятельности иностранных студентов это не только использование еще одного источника информации. Большинство людей, по утверждению ученых, запоминают 15% услышанного и 25% увиденного. Одновременное сочетание повышает запоминаемость до 65%. Это означает, что визуальный канал получения информации(видео,презентации) очень эффективен при изучении русского языка какиностранного.Работа над проектом (творческим проектом на русском языке) осуществляется в рамках дифференцированного подхода к обучению.Творческие проекты, выполненные иностранными студентами на русском языке, позволяют значительно повысить степень осмысленности учебного материала, вопервых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи, и, вовторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов.Использование проектной методики (творческих проектов на уроке языка специальности) способствует развитию различных сторон психической деятельности иностранного студента, прежде всего, внимания и памяти. В условиях реализации проекта в аудитории или с носителями русского языка на лицах города, даже невнимательный (может быть, неактивный студент) становится внимательным и активным. Как показывает практика, непроизвольное внимание студента становится произвольным (осознанным). Интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Данная технология базируется на основе взаимодействия учащихся в группе, идее взаимного обучения. Например, при подготовке к творческому проекту по теме: «Какую роль сыграл саммит АТЭС для развития Владивостока?», внимание студентов сосредоточено на речевом материале этикета, лексикограмматическом материале вопросов, на структуре диалогов. Использование различных каналов поступления информации(слуховой, зрительной, моторное восприятие) оказывает положительное влияние на восприятие материала творческого проекта. Данная методика (проектная) является одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся, она интенсифицирует процесс усвоения русскоязычной лексики, навыков говорения с носителями языка.Необходимо остановиться на особой роли преподавателя РКИ, применяющего в обучении проектную методику. В свете реформирования обучения, преподаватель приобретает роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности студентов. Он должен помочь студентам самостоятельно найти нужные знания, критически осмыслитьинформацию,систематизировать и представить материал в виде доклада илипрезентации в Power Point, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, подготовить видеоматериал. Для иностранного студента такая работа ‬это более быстрое восприятие новых терминов и лексикограмматических конструкций, что ведет к более быстрому развитию коммуникативной компетентности в профессиональной сфере на русском языке.Введение в дидактические средства обучения русскомуязыку наглядных и, по возможности, хорошо знакомых зрительных образов,значительно повышает степень осмысленности учебного материала.Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. С одной стороны, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений

ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, с другой стороны, курс иностранного языка в любом типе образовательного учреждения ориентируется на формирование общей и коммуникативной компетенций.Использование на уроках РКИ (на продвинутом этапе обучения) проектную методику, мы, прежде всего, преследуем цель дальнейшего формированияпрофессиональнокоммуникативной компетенции. Необходимо подчеркнуть, что проектная методика совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся[1.с. 69]в процессе создания конкретного продукта и определила основные требования к использованию метода проектов:1.обозначениев творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;2.практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например,доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,факторах, влияющих на это состояние,тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты,альманахас репортажами с места событий;программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.); 3.самостоятельная (индивидуальная, парная,групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;4.структурирование содержательной части проекта (суказанием поэтапных результатов и распределением ролей);Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Суть проектной методики состоитв стимулировании интереса иностранных студентов к определенным проблемам через творческую проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.Как показывает практика, можносделать вывод о том, что при использовании данной методики в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:* занятия не ограничиваются приобретением иностранными учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выводят ихна практические действия, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся(например, творческий проект «Какую роль играет спорт в Вашей жизни?»);* иностранные учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы,например, диалоги с носителями языка в повседневной жизни (творческий проект «Какую роль сыграл саммит АТЭС дляразвития Владивостока?»);* студентыиностранцы самостоятельно добываютнеобходимую информацию не только из учебников, но и из других источников, например , изучают информацию сайтов Владивостока, когда готовятся к Творческому проекту «Какая работа популярна во Владивостоке?»;

* в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с пре5подавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;* в проектной работе(в творческих проектах)весь процесс ориентирован на учащегося;* как показывает практика, усиливается индивидуальная и коллективная ответственность иностранных учащихся за конкретную работу в рамках творческого проекта, так как каждыйдолжен представить всей группе результаты своей деятельности(видео о проведении творческого проекта);* совместная работа в рамках проекта учит иностранных студентовдоводить дело до конца, они должны презентоватьрезультаты своего трудана русском языке: представить видео, продемонстрировать презентацию, написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, оформить альбом, коллаж и т.д.

Технология осуществления проекта предусматривает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности иностранных учащихся и преподавателя РКИ.При подготовке проектной работыучащиеся выполняют сложные комплексные задачи: выбирают нужную для целей проекта информацию из разных источников; анализируют, систематизируют и обобщают ее в соответствии с поставленной целью и задачами; интерпретируют ее и логично излагают, соблюдая культуру письменнойи устной русской речи.Они знакомятся с языковыми моделями и интонационной структурой выражения речевого акта.Интонационное оформление определенных речевых актов осуществляется в диалогах двух или нескольких участников в конкретной ситуации общения: приветствие, обращение, привлечение внимания, приглашение к диалогу, выражение благодарности, прощание.Речевые средства реализации, отработанные на уроках, способствуют развитию коммуникативной, и, в частности, прагматической компетенции иностранных учащихся.Проект, как правило, бывает заключительным этапом работы над определенной темой. Например, вработенад темой «Деловое общение», в которой иностранный студент выступает в качестве активного участника в ситуациях непосредственного общения или общения по телефону.

Входе выполнения проектов степень закрепления изучаемого учебного материала значительно повышает качество обученности. Так, например, иностранными учащимисяактивнее используются в проектах Программы речевого поведения, которые они изучают на уроках специальности, инициируя разговор по телефонуили в конкретных ситуациях общения: ярмарка вакансий, выставка, командировка, телефонные переговоры и т.д. Выходя на творческий проект, студенты, как правило, готовят речевые образцы для своих будущих диалогов: речевой этикет(приветствие, прощание, просьба),выражение согласия/несогласия/ удивления/радости; выражение желания/просьбы, благодарности[2.c.34].Таким образом, результаты исследования подтвердили эффективность использования проектной деятельности при изучении русского языка как иностранного на уроках по языку специальности. Лексикограмматический и речевой материалы, последовательно расположенные в презентациях, помогают студентам обобщить и повторить теоретический материал, быстрее и надежнее запомнить, усвоить, облегчает процесс их практического применения.Метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.Рассмотрим на примере творческого проекта «Какая работа популярна во Владивостоке?», который проводится как итог по теме: «Профессия».Информация о ПроектеВы участвуете в творческом проекте «Какая профессия популярна во Владивостоке?»на русском языке. Для того чтобы провести видеоинтервьюс жителями Владивостока, его гостями, студентами и сотрудниками Дальрыбвтуза, повторите Речевой этикет приветствия, прощания, уточнения, благодарности и т. д.ПрограммаПроектаДата проведения: 14 октября 2014 года.Место проведения: автобусная остановка «Баляева», территория Дальрыбвтуза, продовольственный рынок, супермаркет.Форма реализации проекта: видеоинтервью студентаучастника проекта на русском языке.Организация работы: группы по 23 человека.Инструменты проведения видеоинтервью. Вы можете сделать запись фотоаппаратом, видеокамерой, сотовым телефоном или планшетом.План речевого поведения1. Поздоровайтесь. Представьтесь.2.расскажите собеседнику о цели своегопроекта.3.Спросите у Вашего собеседника, может ли он(она) ответить на Ваши вопросы?4. Задавайте вопросы последовательно(по сценарию/по Плану речевого поведения).5. Поблагодарите собеседника за участиев диалоге.6. Попрощайтесь.Речевые формулы общения1.Мы участвуем в творческом проекте на русском языке(назовите проект).

2.Скажите, пожалуйста, …3.Вы можете ответить мне на несколько вопросов?4.Как Вы думаете, какая профессия популярна во Владивостоке?5.Скажите, Вы работаете или учитесь?(уточнение, когда закончил вуз/сколько работает).6.Вам нравится профессия, которую Вы выбрали?7.Какие деловые качества должны быть у хорошего специалиста?8.Как Вы думаете, какая профессия популярна во Владивостоке и почему? (проанализируйте сайтВладивостока www.prim.ru).9.Почему, на Ваш взгляд, эта профессия популярна? (определитеи запишитеобщие признаки популярности профессий).Итог проектаНа следующем занятии (21 октября) каждый студент представит свой видеоматериал (видеоинтервью), презентацию.

Безусловно, проектная методика основывается на личностно деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процессана постановку и решение самим студентами познавательнокоммуникативных и исследовательских задач. На итоговом занятии нами организована работа по отработке речевых блоков, которые мы увидели в презентациях и видео, представленных студентами. Комментирование и закрепление коммуникативных приемов, представленных в видеоматериале, происходит за счет монолога и презентации, представленных творческой группы. Студенты соотносят увиденные материалы на экране, услышанную речь (информацию) в ходе презентации видеоматериала, с реальными ситуациями на улице, на остановке, на продовольственном рынке, в супермаркете. На заключительном этапе организуется ролевая игра «Ярмаркавакансий»[1.с.178].Таким образом, психологические особенности воздействия проектной методики на иностранных студентов, изучающих русский язык в профессиональном аспекте, а именно: способность управлять вниманием, влиять на объем информации, увеличивать прочность запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на каждого участника проекта, повышать мотивацию обучения, способствует интенсификации учебного процесса. Кроме того, правильно организованный метод проекта создает благоприятныеусловия для формирования профессиональнокоммуникативной компетенции иностранных студентов.

Ссылки на источники1. Батраева О.М. Профессиональный иностранный язык II: Тексты по специальности: учеб. пособие /О.М.Батраева Владивосток: Дальрыбвтуз, 2013 237с. 2. Батраева. Иностранный язык: Изучаем интенции». Методическое пособие для иностранных студентов. Владивосток: Дальрыбвтуз, 201432с.3. Пассов Е.И., Кибирева Л.В. Концепция коммуникативного иноязычного образования. Методическое пособие для русистов.СПб: «Златоуст»,2007.200с.4. Щукин А.И. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. Филоматис,2008.188 с.