Маркетинг: вчера, сегодня и завтра

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карташов К. А. Маркетинг: вчера, сегодня и завтра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2901–2905. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85581.htm.
Аннотация. К сожалению, российскому обществу маркетинг стал известен не так давно. Даже в XXI веке большинство респондентов при ответах отождествляли маркетинг с рекламой и производными от нее процессами. Это самая распространенная ошибка дилетантов в области менеджмент-маркетинга. Компании в современных условиях хозяйствования – как космический корабль, бороздящий пространство бесконечного космоса. Иногда звезды освещают вам путь, а иной раз ослепляют вас и тем более не прощают ошибок. В статье раскрываются уже всем известные законы маркетинга. Приводятся авторское видение и собственные примеры и интерпретации маркетинговых законов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карташов Константин Аркадьевич,кандидат экономических наук, профессор Российской Академией Естествознания, Заслуженный работник науки и образования Российской Академией Естествознания, преподаватель кафедрыэкономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации,Краснодар, economical@rambler.ru

Маркетинг: вчера, сегодня и завтра

Аннотация. К сожалению, российским обществом маркетинг стал известен не так давно. Даже в XXIвеке спросив у русского гражданина, что он понимает под маркетингом, большинство респондентов при ответах отождествляли маркетинг с рекламой и производными от нее процессами. Самая распространенная ошибка дилетантов в области менеджментмаркетинга. Компании в современных условиях хозяйствования, как космический корабль бороздящие пространство бесконечного космоса. Иногда звезды освящает Вам путь, а иной раз ослепляют Вас и тем более не прощают ошибок. В статье раскрываются уже всеми известные законы маркетинга. Приводятся авторское видение и собственные примерыиинтерпретации маркетинговых законов. Ключевые слова:маркетинг, законы маркетинга, структурапотребностейпотребителей,закон устранение сложившихся стереотипов

Маркетинграссматриваетсяикакпроцесс,способ,методилирешениеподостижениюпоставленныхцелей;икакискусство,наука,философияиремеслоит.д.Следовательно,рольмаркетинга‬значимавсовременныхусловияххозяйствованиясубъектовэкономики.Данноеутверждениеподтверждаетсяибольшимколичествомдиссертационныхисследований,исущественнымколичествомкомпании,оказывающиепрактическуюпомощьорганизациям.Поэтомусчитаемцелесообразнымсвойисследовательскийинтерес,направитьнарассмотрениесуществующихзаконовмаркетингаУчасьвшколе,лицееуниверситетемыужесталкиваемсяспервымзакономмаркетинга,аименно‬закономлидерства.ЧтоэтозначитспроситеВы?Даделовтом,чтоеслиВыизначальноначнетеинтенсивноготовитьсякзанятиям,урокам,приниматьактивноеучастиевразличныхпроводимыхмероприятияхданнымиобразовательнымиучреждениями‬Выформируетеимиджлидера.ИдажееслисовременемпосмотревнаВасдругойученик,студентпытаетсясоставитьВамконкуренциюи/илизанятьпозициюлидера,доказывая,чтоонужелучшеВас‬учителя,преподавателиужесложилиоВасмнениеиоченьсложноегоизменить,следовательно,вступаетвсилучетвертыйзаконмаркетинга©закон восприятияª. Вас уже воспринимают лидером, а подготовленность (качественная составляющая) к занятию Вас и другого обучающегося максимум даст одинаковую оценку Ваших знаний. Вашепреимуществокакученика,студента‬ужеВы©форсируетедвижениеª,т.е.накакиезаданияследуетобратитьособоевнимание,акакиезадачиможноупуститьиотложитьнаследующийурок,занятие,‬Вамсделаютпоблажки.Вбизнесиндустриипримеры©законалидерстваªкуча.Всемиизвестныемеждународныекомпании,как©McDonald‱sª, ©CocaColaª,журнал©Timeª,©iFoneªит.д.,томупример[1].Т.е.вторым,третьимит.д.следуетдолгоиупорнодоказывать,чтоонилучшие.Пример.Привопросе,какойсамыйлучшийнемецкийавтомобиль©Сªкласса‬смеемпредположить,чтоответпоследует,это©MercedesBenzª. Если спросить о самом быстром автомобили то большинство респондентов ответит, что ©Ferrariª, ктото вспомнит о ©Bugattiª и ©Lamborghiniª, но ©исключение только подтверждает правилоª. 12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин полетел в космос, вопрос ‬дата полета и имя отчество второго космонавта? Далее следует, вспомним классический пример с первым персональным компьютером ©Altairª, к сожалению, он не сфокусировался в умах потребителей, а вот компания ©IBMªпрочно засела в сознании потребителей как организация номер один по производству компьютеров.Однако, не став лидером компания продолжила свою деятельность и в 2011 г. ©Altairª, была представлена к награде ©Gold Stevie Awardª в номинации ©компания года в области компьютерного моделированияª[2]. Следовательно, компания от производства компьютеров переориентировалась на разработку программного обеспечения для компьютерного моделирования (дизайн, инжиниринг) ‬став при этом одной из крупнейших компаний в мире. Из данного примера мы можем сказать, что третий закон маркетинга ©закон запоминанияª у компании ©Altairª ‬был слабо развит, т. к. быть компанией номер один в сознании потребителей и первым начать производить продукт,основываясь на стратегию снятия сливок ‬дело сложное. Однако, менеджеры компании воспользовались вторым законом маркетинга ©закон категорииª и занялись новой категорией компьютерной продукции ‬программное обеспечение. ВРоссиизаконкатегориимаркетинга‬работает.Вспомним один из классических примером бесплатной рекламы. ©Как это?ª спросите Вы. Да очень просто! Буквально тричетырегода назад прекратились рекламные ролики, где предприятия бытовой химии сравнивали свою продукцию с обычным моющим средством, с обычным порошком. Российская смекалка привела к созданию ©Обычного порошкаª. Данный порошок не стал конкурентом таким известным порошкам, как ©Tideª, ©Arielª, ©Persilª, ©Миф и т. д., он просто занял свою нишу и приобрел своих покупателей (малообеспеченные слои населения) ‬свою категорию потребителей. Цена низкая, качество среднее. А тем более есть реклама, все сравнивают с ним. Вот так.Пятый закон ‬закон фокусированиярассматривает закладывания в подсознание потребителей какието словесные ассоциации. Приведем примеры вышесказанного (табл. 1)Таблица 1 Компании с запоминающимися словами/слоганами [1,3,4]

Закон фокусирования‬

бренддолжензапомнитьсявумахпотребителейкакимтословомКомпанияи/илипродукткомпанииСлова,связанныесбрендоми/илислоганыVolvoБезопасностьFerrariСкоростьJaguarПрестижRenaultМашина для этой жизниToyotaУправляй мечтой.BMWС удовольствием за рулемФордНавстречу переменам. Надежен. Создан для жизниChevrolet.Большой плюсHummer.Ничего подобногоLADA.Продолжай движение. Лада. Ключ к дорогам РоссииPeugeot.Создан для удовольствияOpel.Движение к лучшемуSkoda.Просто гениальноNissan.Превосходя ожидания!Alfa Romeo.Автомобиль для одинокого мужчиныAudiПревосходство высоких технологийSsangYong.Воплощение совершенстваКамазТанки грязи не боятся

Продолжениетаблицы1Закон фокусирования ‬

бренддолжен

запомнитьсявумахпотребителейкакимтословом

MirindaЖизнь хороша, когда пьешь не спешаPepsiМолодость.Pepsi.Бери от жизни всеCocaColaПервокласснаявещьRed BullRed Bull окрыляяяяеееетRichЖизнь хорошая штука. Как ни крутиSpriteНе дай себе засохнуть! Имидж ничто жажда всё!FantaВливайся!BEERkaДоставляется к пивуКлинскоеКто идет за Клинским?MellerВремя есть, есть MellerПиво СоколОвип Локос. Во имя добра!ТвиксСделай паузу скушай TwixСам СамычПельмешки без спешкиGallina BlankaБульбульВискас Ваша киска купила бы WhiskasM&M'sТает во рту, а не в рукахРондоСвежее дыхание облегчает пониманиеСтиморолИногда лучше жевать, чем говоритьМамбаВсе любят Мамбу. И Сережа тоже!Chewits.Жевать не пережИватьРотфронтМир, дружба, жвачка!Milky WayМолоко вдвойне вкусней, если это Milky Way!NutsЗаряжай мозгиМезим"Мезим" ‬для желудка не заменимМоскитоллПотому и не кусаютOmsaОт Парижа до Находки "Omsa" лучшие колготки!ИкеаЕсть идея ‬есть IKEADomino‱sДоставканадомFedExЗаоднуночьAppleИначеNintendoИгрыCamelotCamelot.Оставь свой следНалоговая инспекция РоссииЗаплати налоги и спи спокойно, пора выйти из тени(Росгосстрах)Росгосстрах. Всё правильно сделал!

Впрочем,закрепитьзабрендомкакоетослововумахпотребителей‬этоещеполдела.Компаниипридетсясоответствоватьему,иотбиватьвсеатакиконкурентов.Шестой закон ‬закон исключительного права(закон эксклюзивности) гласит, что©Двекомпаниинемогутвладетьоднимитемжесловомвсознаниипотребителейª.Есликакаятокомпанияужезанялакакоетослововсознаниипотребителей,тонестоитдажепытатьсяотобратьегоунее.Ничегоихэтогоневыйдет.ВкачествепримераможнопосмотретьнасудьбукомпанииAtari,котораявсегдаславиласьсвоимивидеоиграми.Когдакомпаниясталапроизводитьсвоикомпьютерыунееначалисьпроблемы.Даженесмотрянато,чтокомпьютерыбылихорошими.Проблемабылавтом,чтоAtariпринадлежалословоигры,анекомпьютеры.КомпьютерыбылиуApple,нонеуAtari.АвоткомпанияNintendoсделалавыводыизэтого,ивыпустилаигровуюприставку.ИменноэтоиследоваловсвоемвремясделатьAtari…[6].Примером защиты исключительныхправ на объект авторского права в Российской Федерации может послужить иск авиакомпании ©Аэрофлотª и ее дочерней структуры ©Добролетª против администраторасайта dobroletavia.ru Владислава Полякована сумму в 100 тысяч рублей за незаконноеиспользование бренда и фирменного наименования [5]. Обоснованием иска являетсято, что название домена ответчика сходно достепени смешения с объектами интеллектуальной собственности истца. То есть налицонарушение исключительного права правообладателя на средство индивидуализации.Закон лестницыявляется седьмым законом маркетинга раскрывающий стратегиюзависимостипродукта,предприятияотпозиции,которуюонизанимаютвумахпотребителейª.Дляуспеханеобязательнобытьлидеромвкакойтокатегории.Можнопреуспеть,занимаяивтороеидажетретьеместо.Важнотольковыбратьправильнуюстратегиювэтомслучае.МноголетлидеромпопрокатуавтомобилейвСШАбылакомпанияHertz.Avisвсевремяпыталасьдогнатьее,ноунееничегонеполучалось.Витогебыларазработанастратегия,девизомкоторойстало:©Avis№2впрокатеавтомобилей,поэтомумыстараемсябольше.Аещеунасочередименьшеª.Успехэтойкампаниибылфеноменален.Правда,Avisпотомсамауничтожилавсечтопостроила,начавкампанию,входекоторойонадолжнабыластать№1впрокатеавтомобилей.Этобылаошибка,закоторуюAvisрасплатиласьмногимимиллионамидолларов.Укаждогопотребителяестьсвоеколичествоступенеквкаждойкатегориитоваров.Какправило,небольшепяти.Взависимостиотпродуктовойлинии.Интереснотакжето,чтозаконлестницыпредусматриваетподавляющеепреимуществобренда№1надбрендом№2ивторогонадтретьим.Какпоказываетдолятакихкомпанийнабольшинстверынков,такиесть.Лидеривпрямьполучаетвсе.Что,правда,немешаетсуществоватьидругим[1].Восьмой закон ‬закон парности(закон двух марок) ‬конкуренция в рыночной экономики ‬неотъемный атрибут. Однако рано или поздно преодолев многие ступеньки конкурентной борьбы останетсятолькодвеступеньки.Примеровтомумасса:CocaColaиPepsi,McDonald‱sиBurgerKing,HertzиAvis,BarcelonaиRealMadrid,DuracellиEnergizer,VirginAirlinesиBA,FordиGeneralMotors.ЭтуидеюразделялилегендарныйменеджерGeneralElectricДжекУэлч,которыйзакрываллюбоеподразделениекомпании,котороенемоглобытьлибовторым,либопервымнарынке[6].Закон противоположностиявляется девятым законом с тезисом ©Есливыпретендуетенавтороеместо,вашустратегиюопределяетлидерª.Главнаязадачакомпании№2найтислабоеместовсилелидера,иобернутьегосилупротивнегосамого.Всепросто.Кпримеру,компанияCocaColaсуществовалазадолгодопоявленияPepsi.Апотомупоследнейудалосьпровернутьмасштабнуюрекламнуюкампаниюподназванием©МолодоепоколениевыбираетPepsiª.Всебылопросто,таккакCocaColaявляетсядостаточностарымнапитком,тостановитсяпонятным,чтородителитекущихдетейпилиименноКолу.Но,какизвестно,молодежьвседелаетвпротивовессвоимродителям,считая,чтотевелинеправильныйобразжизни.ТакчтоPepsiиобратиласькэтойгруппелюдейспризывомвыбиратьеенапиток,вместотого,чтопилиихродители.ИменноблагодаряэтойкампанииPepsiпочтисравняласьпорыночнойдолисCocaCola[6].Десятый закон ‬закон деления.©Современемкатегорияразделитсяипревратитсявдвеилиболеекатегорийª.Данныйзаконненуждаетсявкакихлибоподробностях.Сначалабылакатегориякомпьютеры,потомонаразделиласьнанесколькокатегорий:миникомпьютеры,ноутбуки,обычныекомпьютеры,суперкомпьютеры,отказоустойчивыекомпьютеры.МобильныетелефоныразделилисьнаКПК,мобильныетелефон,коммуникаторыисмартфоны[1].Визуализируемнарис.1.структурупотребностейпотребителейвпродукциипоклассам,группамисоответственнопокатегориям.

Десятый закон маркетинга неразрывно связан с двенадцатым законом ©закон расширения ассортимента (закон расширения продуктовой линейки)ª. Данное утверждениемы хорошо видим из рис. 1..

Рис.1.Структурапотребностейпотребителейвпродукциипоклассам,группамисоответственнопокатегориям.

Здесь хотелось бы вспомнить крылатую фразу из кинофильма ©Бриллиантовая рукаª, когда Семен Семенович зашел в магазин женской одежды и спросил у продавца ©есть ли у них такое же платье только с перламутровыми пуговицамиª ‬ответ продавца ©нетª, Семен Семенович ©будем искатьª. Далее следует вспомнить фразу ©ВГреции есть всеª, ну и т.д. Поэтому будь то товары первой необходимости или товары, требующие тщательного выбора, а также товары промышленного назначения ‬предприятиямпроизводителям необходимо помнить о таком важном маркетинговом свойстве ‬ассортименте продукта. Оказывая услуги в сфере недвижимости необходимо помнить о широте и глубине ассортимента. Занимаясь куплейпродажей, Вы должны не забывать об основном и дополнительном ассортиментах, а в отдельных случаях и об углубленном ассортименте. Некоторые организаций специально для позиционирования в глазах потребителей как фирмы с насыщенным ассортиментом использует ложную широту товарной линий. Но следует вспомнить ситуацию с ©Volkswagenª. Выход первого ©Жукаª на американский рынок был не просто феноменальным, а данный автомобиль стал одним из самых конкурентоспособных автомобилей в США в то время. Но спустя время, добившись такого колоссального успеха ©Volkswagenª предложил американцем новые модели, однако эта продукция уже не пользовалась таким спросом[7].Однако компания©Volkswagenª до сих пор остается одной из самых конкурентоспособных автомобильных компаниине только в Германии.Следует помнить, что расширение ассортиментной линии не всегда ведет к успеху в долгосрочной перспективе. В практике конечно существует множество примеров обратного (ProcterandGamble, Chanel,Adidasит.д.).Одиннадцатый закон ‬закон перспективыЕщеодиндостаточнопростойзаконмаркетинга.©Результатымаркетингасказываютсяпоистечениидлительноговремениª.Сутьзаключаетсявтом,чтонестоитждатьотдачиотмаркетинговыхкампаниймоментально.Этодолгийпроцесс.Те,ктоискуситсясиюминутнойвыгодой,обычноплохозаканчивают.Говоряободиннадцатомзаконемаркетинга,тоследует,вспомним классическую художественную литературу ‬Ильфа и Петрова ©Золотой теленокª, фраза в диалоге Остапа Бендера с подпольным миллионером Корейко ©Я бы взял частями, но мне надо миллион и сразуª. Это на наш взгляд одна из основных проблем российского общества, мы хотим результаты от финансовых вложений, от маркетинговой деятельности уже ©завтраª. К сожалению, так не бывает, следовательно, необходимо исходить из предвидения долгосрочных перспектив компаний.Двенадцатый мы рассмотрели ранее, поэтому следующий закон жертвы‬тринадцатый закон.Частоотобучаемых,яслышуодинитотжевопрос©Какзаработатьденьги?ª,исходяизструктурынашегообразовательногоучреждения‬запрещенозаниматьсяпредпринимательскойдеятельностью,явсегдаотвечаюследующее:©Выготовыотказатьсяотопределеннойденежнойсуммысегодня,дабыполучитьэкономическийэффектвбудущем!?Далееконкретизируя,возможныеварианты1.ВыможетевложитьчастьВашихденежныхсредствсежемесячнымпополнениемвкредитныеинститутыинетрогатьихдолгийпромежутоквремени(сложныепроцентыработают).2.Вкладыватьсвоиденежныересурсывповышениеквалификации,курсыподготовкиипереподготовки‬знаниесила.Следуетвспомнить,чтокредитныеорганизацийлишаютсялицензийнараз‬два,особоостророссиянеэтоощущаютвпоследнеевремя,аВашиденьгимогутВамневернуть(наданныймоментзастрахованвозвратвразмере700тыс.руб.,еслиуВассуммабольшето,скореевсегоВыеелишитесь).Такжеследуетотметить,чтообразование©егомногонебываетª,такжекакиденег,темболееобразованныйчеловекспособеннайтито,чтоемупоканеизвестно(революционныйподход).Вбизнесеэтотожеиграетважноезначение.3.Сосредоточьтесьнаспециальности,естественноневущербдругимдисциплинам.Привожуследующееутверждение.Аудиторкомпанийнеможетбытьспециалистоввовсехотрасляхисферахдеятельности,естьаудиторосуществляющийаудитпосельскохозяйственному,банковскому,торговомусекторам.Выкакбудущиеспециалистыдолжныиметьэтоввидуинаправитьвсесвоисилынаприобретениезнании,уменииинавыковспециализации.Касательнобизнеса,тотринадцатыйзаконмаркетинга©закон жертвыªгласит,дабычтотополучитьнадоотчеготоотказаться

Четырнадцатый закон ‬закон атрибутов(закон дифференциации) ©Длякаждогоатрибутавсегданайдетсяпротивоположныйдейственныйатрибутª.Законисключительногоправаговорит,чтокомпаниянеможетзавладетьсловомвумахпотребителя,котороеужезанятодругойкомпанией.Такиесть.Новсегдаестьпротивоположныйэтомусловуатрибут.Егоинадоиспользовать.CocaColaявляласьнапиткомдлявозрастнойаудитории,онабыластаройиуважаемоймаркой.ПоэтомуPepsiсталаприбиратькрукаммолодежь.Попытказавладетьатрибутомдругойкомпанииможетпривестидажеккраху.BurgerKingвсвоевремядоказалаэто,попытавшисьсоперничатьсMcDonald‱sвскорости[6].Пятнадцатый закон ‬закон искренности(закон откровенности).©Допускайтенегатив,ипотребительпредложитвампозитивª.Тутможнопривестивпримервойнусредствдляполосканиярта‬©Листеринªи©Скоупª.Первыйобладалдостаточнопротивнымвкусом.Этимивоспользовался©Скоупª,вышедшийнарыноксаналогичнымпродуктом,носприятнымвкусом.У©Листеринªбылтолькоодинвыход‬бытьискренним.Апотомурекламнаякампания©Вкус,которыйвызываетувасотвращениедваждывденьªполучилахорошиеотзывы,каквпрессе,такисредипотребителей.Да,компанияпризнала,чтоихсредствообладаетдурнымвкусом,ноонодействительновеликолепносправляетсясмикробами.Сэтимнепоспоришь.Нуапотребителиподумали,чторазсредствообладаеттакимнеприятнымвкусом,тодолжнобытьоноиявляетсяистиннымлекарством,котороенамногоэффективнее,чемприятныйнавкус©Скоупª[1].Шестнадцатый закон ‬закон единичности(закон единственности выбора).©Вкаждойситуациитолькоодиншагприведетксущественнымрезультатамª.Сутьданногозаконапроста:вмаркетингевсерешаетодинверный,смелыйшаг,анесотнямелкихдействий.Спорно,ноТраутиРайссчитаютименнотак.Еслипроводитьвоеннуюаналогию,тоониправывбольшинствеслучаев[6].Руководителикрупныхкомпаний,менеджеры,работники,студенты,даипростогражданевсегдавыбираютизмножестваальтернативстоящихпередними.Частомыслышимотдрузей,коллег©Ненадобылоидтинадискотеку,надобылоготовитьсякэкзаменуª,©Надобыломневоспользоватьсяпредложенноймнедолжностьюª,©ЕслибыявложилвценныебумагиГазпрома,тосегодняяимелбы170%прибавочногокапиталаª.Такжехотелосьбыотметить,чтонасчастопосещаюткреативныеидей,нодляихреализациивжизнь,ксожалению,мынаходиттысячупричин,чтобыэтогонеделать,распыляясьнаужесуществующиесхемывведениябизнеса,становясьзаложникомлидероввэтойсфере.©Асчастьебылонезагорамиª.Поэтомузаконединичности©дляполногосчастьяизмножествапутейнасотделяеттолькоодиншагª.Семнадцатый закон ‬закон непредсказуемости

©Есливынесоставляетепланывашихконкурентов,вынеможетепредсказыватьбудущееª.Маркетинговыепланывсегдаусловны.Будущеенеможетпредсказатьникто.Втомчислеимаркетологи.Например,порезультатаммаркетинговыхисследований,компанииXeroxнестоилозапускатьодноименныйпродукт.Считалось,толюдинебудутимпользоваться,таккаккопированиеприпомощи©Термофаксаªсущественнодешевле.Xeroxнепослушалась.Исходизвестен[1].Закон успех‬является восемнадцатым законом маркетинга.©Успехчастоведетксамонадеянности,асамонадеянностькпровалуª.Эгопредпринимателя‬важноекачество,котороепомогаетпостроитьуспешныйбизнес,грызтьземлю,когданадо,работатьсутками.Новмаркетингеономожетсослужитьплохуюслужбу.Человек,познавшийуспех,сраздутымэгоможетсчитать,чтоонлучшепотребителейзнает,чтоимнадо.Аэтоприведеткплачевнымрезультатам[6].Следуетвспомнитьфразу©добитьсяуспеха‬легко,авотудержатьсясложноª.Считаем,чтодобитьсяуспеханетактолегко(отделяетвсегоодиншаг‬ноправильныйшаг),авотудержатьсяипродолжатьудерживатьпозициилидера/успешногопредпринимателя/маркетолога‬задачасложная.Крылатаяфразаизхудожественногофильма©Адвокатдьяволаª,произнесенная©дьяволомª‬©тщеславие отныне мой самый любимый грехª.Так и в бизнесе ‬именно знание потребностей потребителей делает Вас успешным в умах Ваших покупателей.Девятнадцатый закон ‬закон провала.©Неудачунадоожидатьипризнаватьª.Один из известных законов маркетинга ©закон провалаª. Нам часто говорили©упал с лошади, отряхнись и прыгай снова в седлоª. Здесь необходимо отметить, что организации, компании функционируют под влиянием эндогенных и экзогенных факторов, последнее оказывает существенное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. Всегда существуют угрозы, а угрозы это всегда отрицательное явление для компании. Следовательно, проблемы, угрозы необходимо исправлять, а самое главное признавать. Вспомним 1993 г. ‬Сомали. В помощь Миротворческим силам ООН американцы выслали свои элитные силы. К сожалению,с военной точки зрения ‬это был провал. Однако спустя восемь лет американские сценаристы снимают художественную ленту ©Черный ястребª, где патриотизм и геройские поступки американских рейнджеров невольно заставляют нас забыть о допущенных ошибкам американскихвоенных ©управленцевª. Следовательно, был провал военной операции, но ошибки признаны и исправлены. Маркетинг работает.Здесьхотелосьбыпривестипримерсобразовательнойсферы.Когдапреподавательговоритстуденту,курсанту,что©Выответилинеправильно,Вамнадобылорассмотреть…;илирешаязадачупостатистике‬получилсянеправильныйответипреподавательговоритперерешатьее‬вбольшинствеслучаевобучаемыевоспринимаютэтокакнегатив,исвойошибкипостараетсянепризнавать‬обидно.Преподавательздесьиспользуетизакон искренности, и закон перспектив, а студент, курсант должен применить закон жертвы и более тщательно подготовится к занятиям при этом с благодарностью к своему педагогу. Закон создания ажиотажаили двадцатый закон маркетинга.©Ситуациячастооказываетсяпротивоположнойтому,какеепредставляетпрессаª.Да,ажиотаждалеконевсегдаведеткуспехупродукта.Ккраткосрочному,возможно,нокдолгосрочномуприводитпланомернаяработа.

Логическимпродолжениемявляетсязакон ускорения, т.е. двадцать первый закон маркетинга.©Успешныепрограммыстроятсяненаповальныхувлечениях,анатенденцияхª.Следствиеизпредыдущегозакона.Понятно,чтолучшевсегоориентироватьсянадолгосрочнуюперспективу,натенденции,анебытьзаложникомажиотажа.Двадцать второй закон ‬закон ресурсовнеразрывно связан с финансовоэкономическим управлением компаний.©Безадекватногофинансированияидеинельзяоторватьсяотземлиª.Ещеодинзакон,которыйненуждаетсявобъяснениях.Слюбой,дажесамойлучшейидеейуваснетниединогошансанауспехбездолжногофинансирования.Исходя из вышесказанного, считаем необходимым, добавить еще несколькозаконов:‬закон адаптации. Крупные международные компании осуществляют свою деятельность во многих странах и регионах, имеют свои представительства, филиалы или дочерние компании, а также компании занимающиеся экспортом продукции ‬должны учитывать следующее: вероисповедание, менталитет, культурные традиции ‬компаниипартнеров, странпартнеров. Если Ваша компания занимается оказанием услуг в области кредитования, какие бы законы маркетинга Выне использовали, у мусульманрелигия запрещает брать деньги под проценты. В США в г. Дирборне (штат Мичиган) у ©Макдональдсª есть два филиала, где готовят халяльную продукцию для мусульман. Т.к. именно в этом городе проживает много мусульман, икомпания ©Макдональдсªиспользовало закон адаптации (расширение ассортиментной линии за счет новых категории потребителей). ‬закон устранение сложившихся стереотипов. Вспомним общество далекого прошлого, утверждающее,что Земля плоская. Вспомним пример сотового телефона ©Ifone5ª, который на основе инновации смог сквозь ©пассивную рекламуª о его создании сформировал повышающий спрос(четвертый и пятый закон маркетинга), и многокилометровые пробки ‬эксклюзивное предложение (закон категории маркетинга) сформировало ажиотажный спрос(20 закон маркетинга). Также отметим,наказ Ваших родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек ©Учись хорошо, получай отличные отметки и ты устроишься на хорошую, высокооплачиваемую работуª, однако в сети Интернет много шуток связанных со следующим ©Помогай троечникам,они потом дадут тебе работуª, или ©Те знания, умения и навыки, которые мы получили в школах и университетах, это не образование, а лишь способ получения образованияª и т.д. В маркетинге это креативность (непросто доработка и/или модификация старого ‬нет, именно стратегическое видение, революционный и эволюционный подходы к деятельности компании).Естественно данный закон соблюсти очень сложно, так как Вы и именно Вы меняете устоявшуюся деятельность компании. А психологический аспект говорит о том, что мало кто хочет менять сложившуюся сферу своей деятельности, где все понятно (консерватизм ‬присущ многим). Однако терпение, труд и поставленная цель ‬рано или поздно дадут эффект (Билл Гейтс, Стив Джобс тому пример). Сформировавсвой ©закон лестницыª уже другие будут по ней карабкаться. Выводы: Развитие современного маркетинга неразрывно связано с информационным пространством и всевозрастающей ролью нематериальных активов компаний (бренд, торговая марка, логотип и т.д.). Социальные медиа сегодня это трансформация маркетинга в инфраструктуру взаимоотношении клиентфирма, фирмаорганизация, компанияклиент.Позиционирование отдельных услуг и/или товаров на основе знаний законов маркетинга позволяет нам из рекламных роликов строительных компании раскрыть сущностные характеристики. А именно ©выполним быстро, качественно (надежно), дешевоª, воспринимаем только два слова: если быстро, надежно, то дорого; если долго, то качественно и дешево; если быстро и дешево, то низкого качества.Бизнес бизнесу рознь. Если мы возьмем маленькое российское торговопроизводственное предприятие, то задачи, решаемые в процессе формирования и функционирования, будут существенно отличаться от задач реализуемые крупными промышленными предприятиями. Однако малое предпринимательство сможет быстрее адаптироваться под ежедневно изменяющиеся рыночные условия, и в кратчайшие сроки и без потерь реорганизовать свой бизнес, изменить технологию производства и технологии продвижения, изменить маркетинговые подходы, конечно, ктото может и уйти с рынка, но на потребителях района, региона и страны в целом эти потери не скажутся. Приведем пример. Малое предприятие занимается производством и сбытом бытовой химий. В г. Краснодаре в районе Восточного и Карасунского рынках (от ул. Стасова до ул. Селезнева) продажей данной продукции занимаются более 35 предпринимателей, уход с рынка одного торговопроизводственного предприятия, если у компании нет сильного бренда, останется практически незамеченным, так как альтернатива данной продукции велика. (Авикомп, Аист, Аквалон, Арнест, Астер, Белла, Весна, ГарньеЛореаль,Джонсон и Джонсон, Дивидик, Жерминаль, Клевер, КолгейтПалмолив, Красная линия, Невская косметика, Нивея, Нэфис, Проктер & Гэмбл, Юнилевер, Тетраи т.д.). Из приведенного примера также хотелось ба отметить, что прежде чем открывать свое дело новые производители должны просмотреть сложившуюся ситуацию (экзогенную и эндогенную среду предприятия). А также возможные конкурентные преимущества, способствующие формированию и как следствие повышение конкурентоспособности продукции и предприятия в будущем. Конкурентоспособность в целом требует анализа и оценки емкости рынка сбыта, связями с потребителями, поставщиками, контактными аудиториями, конкурентами, маркетинговыми посредниками и многое другое, но самое главное целесообразность ‬прибыльность, рентабельность и затратность бизнеса. А это задача не из легких.В целомсовременная, прогрессивная компания должна отвечать на следующие вопросы, а именно:‬какую товарную иерархию ассортимента способна предложить компания? ‬способна ли она выполнить комплексный ассортимент с имеющимися ресурсами?‬как определиться со своим местом в категории или придумать свою?‬как впиться в сознание потребителей и запомнится им, не прибегая к пользования франшизой?‬на какой продукт следует сделать упор?‬что необходимо предпринять для преодоления законов маркетинга лестницы, парности и противоположности?‬в течение, какого времени окупятся ваши маркетинговые, финансовые и управленческие старания?‬что делать в случае неудачи/провала?‬и т. д.Считаем, что ответы на эти вопросы помогут с теоретикопрактической точкираскрыть роль и значение маркетинга. Надеемся, что наша статья не вызовет категоричности в научном круге, а лишь послужит к дальнейшему размышлению.

Ссылки на источники1.Законы маркетинга от Дж.Траута [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.marketch.ru/useful_to_marketers/studentammarketologam/zakony_ marketinga_trauta/index.php‬[Дата обращения 20.04.2015].2.Компания Altair признана компанией года в области разработки программного обеспечения [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.hyperworks. compmechlab.ru/news/3034 ‬[Дата обращения 02.05.2015].3.База слоганов: имиджевые корпоративные слоганы ‬автомобили [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.textart.ru/baza/slogan/avtokorp.html‬[Дата обращения 30.04.2015].4.Лучшие прикольные слоганы России от известных мировых отечественных брендов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://prezident.1bb.ru/ viewtopic.php?id=130‬[Дата обращения 30.04.20155.Аэрофлотª выиграл суд по иску за нарушение прав на бренд ©Добролетª [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа:http://www.1prime.ru/companies/20150126 /800986226.html[Дата обращения 19.02.2015].6.

Д. Траут ©22 неизменных законов маркетингаª [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mirtshb.com/d/234910/d/22neprelozhnyhzakonamarketinga--traut-68.pdf‬[Дата обращения 30.04.2015].7.Позиционирование: удачи и провалы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.biztimes.ru/index.php?artid=223‬[Дата обращения 14.04.2015].

Благодарности при написании научной статьи.Хотелось бы выразить свое восхищение книгамДжекаТраута, за проделанный титанический труд в области маркетинга. Его труды отличаются не только простотой и ясностью изложения, но и доступностью сочетания теоретикопрактических примеров.