Возможная коррекция подросткового суицида

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макаров П. В. Возможная коррекция подросткового суицида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2951–2955. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85591.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме первичной помощи подросткам, совершившим попытку суицида. Предложены возможные действия по коррекции суицидального поведения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макаров Петр Васильевич, доцент, кандидат педагогических наук, БайкалоАмурский институт железнодорожного транспорта–филиал ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» в г. Тындаnastya@yandex.ru

Возможная коррекция подросткового постсуицида

Аннотация.Статья посвященапроблеме первичной помощи подросткам, совершившим попытку суицида. Предложены возможные действия по коррекции суицидального поведения.Ключевые слова:суицид, постсуицид, коррекция, суицидент, ступор, истерия, профилактическая беседа, суицидальное поведение.

Итак, мы имеем факт неудачной попытки детского или подросткового суицида. Прежде всего, консультанту (психологу, педагогу) необходимо быть принимающим и заботливым при работе с юным суицидентом, давать возможность неоднократно возвращаться к обсуждению печальных событий, подчеркивать, что переживания являются естественными. Ни в коем случае не следует принимать просьбы, которые вы не можете выполнить, рационализировать события, давать неисполнимые обещания и делать замечания типа: «У вас есть еще родители, друзья», «Не стоит говорить об этом», «Это и без того давит на вас» и т.п. Очень важным, если не важнейшим, здесь является налаживание контакта с юным суицидентом, ведь он находится в состоянии «суженогосознания», особого психического состояния, когда он действительно один на этом белом свете со своим горем.По мнению Э. Шнейдмана (Шнейдман, 2001), главным стимулом самоубийства, является невыносимая психическая (душевная) боль. Молодые суициденты с недостаточностью саморегуляции рискуют утратить контроль над своими эмоциями в отсутствии внешнего вмешательства. Первым видом потенциально летальной боли является полное одиночество, субъективный эквивалент тотального эмоционального отвержения. Оно отличается от одиночества, воспринимаемого человеком как временное, смягчённое воспоминаниями о любви и близости, при котором остается надежда на близость в будущем. В экстремальном одиночестве надежда отсутствует. Суицидент, охваченный им, чувствует, что любви не было никогда и никогда не будет, и он умирает. Появляется страх полного разрушения, тревога, переходящая в панику и ужас. Человек готов на все, чтобы избавиться от этого чувства. Итак, сужение сознания, особая и исключительная минута жизни, момент полной безнадежности, за которым вечные муки, от которых можно избавиться только лишением себя к жизни. Душа одержима одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, в который окутан весь мир, человек закупорен в собственном «Я», он уже суицидент. Выйти из себяможно только через убийство себя. Как писал Н. Бердяев в своем известном эссе «О самоубийстве»: «Нужно сказать, что в момент самоубийства человек в большинство случаев находится в состоянии психического расстройства, психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражена, иерархия ценностей извращена и какаянибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено и память о слишком многом и важном парализована и удерживает лишь idéefixe самоубийцы».

Итак, при первой встрече и в последующих беседах мы придерживаемся следующих принципов(здесь, мелочей нет):

Способствует

ПрепятствуетПриветствиеОтсутствие приветствияУлыбка Мрачность, суровостьРукопожатие или наклонголовыОтсутствие реакцииОбращение по имениотчествуИзбегание имени, упоминание о клиентеСокращение физической или психическойДистанции: вставание при приветствии, выход изза стола, провожание до местаИгнорирование партнераНаклон в сторону собеседникаНаклон от собеседникаОптимальное для него расстояние, расположение под угломСлишком большое или слишком близкое расстояниеОтсутствие преграды перед партнерамиНаличие стола или другой преградыНейтральные или положительные первые фразыРазговор об острых, проблемных моментах, по которым могут быть разногласия, в самом началеОткрытость позы и жестовЗакрытые позы и жестыРасстегнутый пиджакПолная застегнутостьКонтакт глаз(около 40% времени, но каждый взгляд не дольше 10 секунд)Избеганиеконтакта глаз или долгий взгляд в упорРавенство позиции (оба сидя или стоя)Неравенство позицийПодстройка к партнеру (достижение сходство позы, состояния, стиля речи, ритма дыхания)

Рассогласование по позе, стилю, состояниюДоброжелательный тон голосаРезкий или равнодушный тонСосредоточенность внимания на партнере, отсутствие внешних помехОтвлечение других людей, звонки, делаГотовность к его приходуНеподготовленность нужных бумаг, беспорядок на столеПоложительная обратная связьНеодобрение, критикаВыражения внимания, сопереживания

Непонимание, равнодушиеГотовность, честнопризнать свои промахиСваливание вины на партнера и другихУмеренная мимика и жестикуляция«маска» на лице или обилие реакцийИндивидуальный подходСтереотипность,предубежденностьумеренностьСуетливость, навязчивые движениянеторопливостьРазговор впопыхах, между делом

Это общие принципы, но начинаемтаким образом, используя метод эвенкийских и якутских шаманов –я протягиваю клиенту обе руки ладонями вверх и прошу положить свои ладони на мои, закрыть глаза и передать мне всю свою боль, все что плохое, что накопилось у него. При этом заявляю, что я взрослый, старый,терпеливый человек, и опытный специалист и, что для меня это безвредно, так как умею избавляться от душевной грязи. Все это звучит несколько наивно, но такие действия, как показывает практика, очень эффективны. Главное, такие действия вызывают доверие, что очень немаловажно при дальнейшей работе.Далее, мы действуем следующим образом:1.Говорим спокойно, не скрывая сострадания; выслушиваем внимательно и терпеливо, без упреков.2.Прежде чем приступать к помощи, определяем, кто в чем нуждается. Уделяем этому 30 секунд при одном пострадавшем, около пяти минут —при нескольких клиентах. Мы готовы к среднему уровню возбуждения у суицидента (это нормально).3.Узнаем имена нуждающихся в помощи. Точно говорим, кто мы и какие функции выполняем. Говорим суицидентам или суициденту, что помощь скоро прибудет, что мы об этом позаботились.4.Берем положение на том же уровне, что клиент, берем его за руку или хлопаем по плечу. Ни в коем случае не поворачиваемся к нему спиной, не обвиняем его.5.Говорим, какая помощь будет ему оказана. Сразу говорим ему, что вы ожидаете от своей помощи и как скоро можно ожидать успеха. Говорим о своей квалификации и опыте, чтобы клиент убедился в вашей компетентности.6.Даем ему посильное поручение, чтобы он мог убедиться в способности самоконтроля.7.Даем клиентувысказаться. При этом оченьвнимательны к его чувствам и мыслям, пересказываемпозитивное.8.При расставании нахожусебезамену и проинструктируюо том,что нужно делать с суицидентом.9.Привлекаемлюдей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания ему помощи. Инструктируем их и даемпростые поручения. Избегаемлюбых слов, которые могут вызвать у коголибо чувство вины.10.Надо постаратьсяоградить пострадавшего от излишнеговнимания и расспросов. Даемлюбопытным конкретные задания.Подростковый постсуицид характеризуется разнообразными формами психологического состояния уцелевшего (англ. survivor): апатия, ступор, двигательное возбуждение, агрессия, нервная дрожь, плач, истерика и т.д. Консультанту при апатии следует поговорить с уцелевшим, задать ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком вам или нет, проводить к месту отдыха (кресло, кровать), помочь удобно устроиться (обязательно снять обувь), взять за руку или положить свою руку ему лоб, дать ему возможность просто полежать или еще лучше поспать. При ступоренеобходимо любым средствами добиться реакции уцелевшего, вывести его из оцепенения:Согните уцелевшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.Кончиками большого и указательного пальцев массируйте уцелевшему «позитивные точки» расположенные на лбу,над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.Ладонь свободной руки положите на грудь уцелевшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.Молодой человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).Очень часто потрясение настолько сильное, что подростокпросто не перестает понимать, что происходит вокруг него. Он теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. В этом случае психологуможно рекомендовать следующее:Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки уцелевшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.Изолируйте уцелевшего от окружающих.Массируйте уцелевшему «позитивные точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется чтото сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»). Не спорьте с уцелевшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).Двигательной возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, иногда и агрессивным поведением. Последнее является одним непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. При подобном состоянии юного суицидента необходимо свести к минимуму количество окружающих, дать пострадавшему «выпустить пар» (выговориться или «избить» подушку), не обвинять и постараться разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. Также после попытки суицида часто появляется нервная дрожь, так организм «сбрасывает» напряжение. В этом случае возьмите уцелевшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 1015 секунд, при этом продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. После завершения реакции необходимо дать уцелевшему возможность отдохнуть.Ни в коем случае нельзя обнимать уцелевшего или прижимать к себе, укрывать чемто теплым и успокаивать и говорить, чтобы он взял себя в руки.Также часто подростковыйпостсуцид сопровождается плачем и истерикой. При первом случае установите физический контакт с уцелевшим (возьмите за руки, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом. При этом не старайтесь успокоить его, не задавайте вопросов и не давайте советов. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, выплеснуть из себя горе страх и обиду. Очень эффективно и применение приемов «активного слушания» (они помогают выплеснуть свое горе):периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;повторяйте за уцелевшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;говорите о своих чувствах и чувствах уцелевшего.При истерике в первую очередь постарайтесь остаться с уцелевшим наедине и неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на него). Как обычно, после истерики наступает упадок сил. Уложите уцелевшего спать.Как показывает наша практика, коррекцию целесообразно проводить в 2 этапа: непосредственно после попытки самоубийства со следующего дня необходимо в течение 510 дней провести индивидуальную работу (суггестивный метод, активная и пассивная мышечная релаксация, профилактическая беседа) (Я.И. Гилинский, П.И. Юнаскевич, 1999), только потом групповые виды кризисной психотерапии (реориентационный тренинг) (И.Г. МалкинаПых, 2001). В качестве показаний для групповой кризисной психотерапии можно выделить следующие:—высокая вероятность возобновления суицидальных тенденций при ухудшении кризисной ситуации;—выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи;

—готовность обсуждать свои проблемы, рассматривать и воспринимать мнение участников группы с целью перестройки, необходимой для разрешения кризиса и профилактики его рецидива в будущем.

Как показывает наша практика, у части ребят (примерно 30%)после двух месяцев попытки наступает второй кризис (так называемый «кризис 70 дней»), поэтому психологу (социальному педагогу) следует продолжить индивидуальную работу не менее 2,5 месяцев. При этом следует учитывать, что при хотя бы в одном завершенном суициде в школе, в семьесоздается тяжелый специфический психологический климат, способствующий к совершению следующей попытки суицида. В 201011 учебном году в течение года в одной из школ (национальной эвенкийской) было совершено 3 самоубийства, за нимипоследовало 8 попыток, было выявлено более 20 потенциальных суицидентов. Поэтому было составлена специальная программа для этой школы и методическое обеспечение к нему. В другой школе (русскоязычной) в 2013году один завершенный суицид, за ним последовало 3 попытки, выявлено 7 потенциальных юных самоубийц. Отсюда можно сделать вывод о том, что суицид, в сущности, инфекционная социальная болезнь, и искоренению еедолжна быть привлечена не только школа, но и весь социум, все возможные ресурсы.Причем,все должны понимать особенности даннойсоциальной патологии –суицид в некотором роде похож на одержимость,неадекватность суицидента не еговина –внутри него живет другое существо, имя которому –смерть.

Ссылки на источники1.Колесникова, Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование [Текст] / Г.И. Колесникова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. 2.Крюкова, М.А., Никитина, Т.И., Сергеева, Ю.С. Экстренная психологическая помощь: практ. пособие [Текст] / М.А. Крюкова, Т.И. Никитина, Ю.С. Сергеева. –М.: НЦ ЭНАС, 2004. –64 с.3.Макаров, П.В. Профилактика, коррекция и реабилитация подросткового суицида: учебнометодическое пособие [Текст] / П.В. Макаров. –М.: Издво НИИ школьных технологий, 2013. –96 с.4.МалкинаПых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практ. психолога [Текст] / И.Г. МалкинаПых. –М.: Эксмо, 2006. –958 с.5.Шнейдман, Э. Душа самоубийцы [Текст] / Э. Шнейдман.М.: Мысль, 2001. –315 с.6.Шнейдер, Л. Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков [Текст] / Л. Шнейдер // Школьный психолог. –2009. № 22. –С. 3747.