Особенности организации трудовых поездок для сотрудников крупных предприятий г. Саратова

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Красникова Д. А., Яхина Т. М. Особенности организации трудовых поездок для сотрудников крупных предприятий г. Саратова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3016–3020. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85604.htm.
Аннотация. В статье описывается процесс планирования и организации трудовых поездок сотрудников крупных предприятий. Рассматриваются этапы организации перевозки сотрудников, нормирование скорости движения подвижного состава. Дается ответ, на каких условиях и в каких случаях по законодательству предприятия могут включить затраты на организацию в расходы, уменьшающие прибыль.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Красникова Дарья Андреевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов.dasha747@yandex.ru

Яхина Татьяна Марсовна,Студентка четвертого курса направления «Технологии транспортных процессов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовtatijana93@mail.ru

Особенности организации трудовых поездок для сотрудников крупных предприятий г.Саратова

Аннотация.В статье описывается процесс планирования и организации трудовых поездоксотрудниковкрупных предприятий. Рассматриваются этапы организации перевозки сотрудников, нормирование скорости движения подвижного состава. Дается ответ на каких условиях и в каких случая, по законодательству, предприятия могут включить затраты на организациюв расходы, уменьшающие прибыль.Ключевые слова: организация, планирование, перевозка сотрудников, подвижной состав, маршрут, расписание, автобус, транспортное средство.

Двухчасовая утренняя поездка на работу, длительное ожидание на остановке, пересадка с одного вида транспорта на другой, страх опоздания, давка в автобусе –с этого начинается обычный рабочий день простого сотрудника любой организации. Такоеначало дня может «выбить из колеи» даже самых оптимистичных и амбициозных сотрудников. А окончание рабочего дня, когда после тяжелой работы хочется расслабиться и отдохнуть, начинается всё та же проблема с поездкой до дома.Такие проблемы знакомы многим жителям больших городов. Какие же есть способы решения данной проблемы? Одним из способов является организация перевозки сотрудников. Предприятия самостоятельно занимается этим вопросом, либо арендует для этого подвижной состав.Множество больших и серьезных компаний и организаций нуждаются в таком виде транспортных услуг, какдоставка сотрудников на работу и их развоз после ее окончания.

Процесс планирования и организации маршрутов доставки сотрудников к местам их работы происходит в несколько этапов.Выбор подвижного состава. Для организации перевозки сотрудников, необходимо, прежде всего, само транспортное средство, с помощью которого и будет осуществляться данная услуга. Выбор типа подвижно состава зависит от количества перевозимых сотрудников, времени доставки и района, по которому будет проложен данный маршрут. Что же касается мегаполисов, то одного или двух автобусов будет мало для такого количества человек и большой площади города. Поэтому в таких случаях прокладываются несколько маршрутов, с наименьшими участками соприкосновения. Если же предприятие имеет в городе несколько филиалов, которые расположены в разных частях города, то это значительно упрощает процесс организации, так как представленные участки будут охвачены большим количеством проложенныхмаршрутов. Даже в тех случаях, когда сотрудникам необходимо будет пересаживаться с одного маршрута предприятия на другой, это не принесет больших проблем.Планирование маршрутовперевозки сотрудников.Процесс планирования и организации перевозки сотрудников не имеет существенных отличий от процесса организации перевозок пассажиров во внутригородском сообщении. Маршруты перевозки сотрудников относятся к категории специальных маршрутов, которые организуются для работников предприятий в случаях, если их местапроживания территориальноудалены от маршрутов общего пользования или условия перевозок на маршрутах общего пользования не обеспечивают необходимого уровня частоты и комфортности поездок на работу и обратно[1].Cпециальные маршруты классифицируются с учетомпотребностейв перевозкахна:

регулярные

движениеавтобусовосуществляетсяв течение всего года;

сезонные –автобусы работают на маршрутахв течение определенного периода.Процессорганизации перевозок на специальных автобусных маршрутах предполагает[2]: прокладку маршрута по дорогамс твердым покрытием; обследованиедорожных условий на маршруте; выбор типа автобуса для работына маршруте;проведение замеровдлины маршрутаи нормированияскоростей движения; составление расписания движения автобусов по маршруту с учетом требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и установленного режима труда и отдыха водителей; определение потребности в подвижном составе для перевозки пассажиров, исходя из ожидаемого их количества; разработку схемы маршрута с указанием на ней опасных участков; составление паспорта маршрута.

Выбор трассы маршрута, схема маршрута, паспорт специального маршрута согласовываются с органами местного самоуправления и утверждаются руководством организации. Доставка работников на производственные объекты по маршруту, не совпадающему с маршрутами регулярных перевозок, осуществляются после проверки соответствия дорожных условий на маршруте требованиям безопасности путем непосредственного обследования или по справке дорожных органов, органов ГИБДД, предоставляемой заказчиком.Нормирование скорости движения автобусов.Скорости движения нормируют для обеспечения безопасного и эффективного применения подвижного состава, производительного труда водителей, сокращения затрат времени пассажирами на поездки. Нормы времени на выполнение рейсов устанавливают на основании норм на проезд отдельных перегонов (включая задержки в связи с организацией дорожного движения), пассажирообмен на остановках и отстой подвижного состава на конечных пунктах маршрута по окончании рейса.Скорости на маршрутах устанавливаются (нормируются) при открытии маршрута и далее не реже двух раз в год в начале осеннезимнего и весеннелетнего сезонов. Внеочередной пересмотр норм проводят при изменении трассы маршрута (дополнительно нормируют затраты времени на проезд нового участка маршрута), типа работающих на маршруте автобусов, условий дорожного движения на трассе маршрута, частых жалоб водителей на невозможность соблюдения установленных норм.Нормы времени на выполнение рейсов используют в качестве исходной информации при распределении подвижного состава по маршрутам, составлении расписаний.При установлении норм времени на рейс принимают во внимание скорости движения автобусов, которые характеризуются следующимобразом[2]:конструктивная (максимальная) скорость –скорость, допустимая конструкцией транспортного средства и его двигателя (устанавливается предприятием подвижного состава);предельно допустимая скорость –скорость, разрешенная правилами дорожного движения Российской Федерации исходя из обеспечения безопасности эксплуатации на дорожной сети;среднеходовая скорость –скорость, установившиеся на участке маршрута, определяется без учета потерь на задержки, разгон и торможение;техническая скорость –определяется из отношения пробега транспортного средства к затратам времени на движение, включая задержки, вызванные условиями и изменениями дорожного движения;скорость сообщения –та же скорость, что и техническая, но дополнительно учитывают задержки на остановках для пассажирообмена и передачи водителем информации диспетчеру;эксплуатационная скорость –то же, что и скорость сообщения, но дополнительно учитывают задержки на отстой на конечных пунктах.Время рейсана специальных маршрутах зависит от количестваостановок на маршруте; тяговодинамическиххарактеристикавтобуса; конструктивных особенностейпосадочных устройств (двери, подножки, поручни); числапассажиров, приходящихся на одну дверь транспортного средства; интенсивноститранспортного потока на трассе маршрута; дорожныхи климатических условийдвижения (состояние дорожного покрытия, число полос движения, профиль дороги, пересечение в одном уровне с другими магистралями, наличие железнодорожных переездов, освещенность дороги и т.п.); ограниченийскорости движения, предписываемыхдорожными знаками, сигналами светофоров и регулировщиков; опыта и психофизическогосостоянияводителей.Кроме того, время рейса должно предусматривать вероятные задержки у дорожных знаков 1.20 «Пешеходный переход», 2.4 «Уступите дорогу», 2.5 «Движение без остановки» и 5.10.4 «Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средств» в среднем на 0,20,3 мин на каждый знак, установленный на трассе маршрута. В любом случае должны выполняться предписанные Правилами дорожного движения Российской Федерации и дорожными знаками ограничения скорости движения транспортных средств. Влияние на скорость движения возможных задержек у других знаков так же учитывается при нормировании времени рейса[3]. В осеннезимний период время рейса увеличивают примерно на 5% в южных и до 15% в северных (в средней полосе действуют промежуточные значения норматива увеличения).Подбор водителей. От водителя требуется высокая концентрация внимания, так как он выполняет функции оператора автоматизированной системы «человекмашина». Функционирование данной системы усложняют такие компоненты как дороги и среда, увеличивая поток воспринимаемой информации. Надежность оператора системы человекавтомобильдорогасреда (ЧАДС), то естьводителя,определяется его безотказной работой в определенное время и определенных условиях. Большинство ДТП происходит не изза технической неисправности автомобилей, а изза водителя, что подтверждает важную роль индивидуальных качеств. Вся информация об объектах, расположенных на дороге и о транспортном средстве управляемом водителем поступает к нему через органы чувств, вызывая у него ощущение –отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира. [4].Скорость реакцииявляется одним из основных качествводителя, поскольку именнобыстрота и точность реакции в условиях дефицита временивлияет на безопасность процесса перевозки. Установлено, что в лабораторных условиях время реакции составляет 0,10,3 с, это при сконцентрированном внимании. В дорожных же условиях время реакции водителя составляет 0,81,0 с, так как водитель,во время пути следования, реагирует сразу на несколько раздражителей, при этом ему необходимо выбрать наиболее важные, вследствие чего время реакции увеличивается.Определение необходимого числа автобусов. Приступая к расчету числа автобусов для работы на рассматриваемых маршрутах, следует исходить из основных задач предприятия, осуществляющего планирование и организацию перевозочного процесса. Полное и своевременное удовлетворение потребностей сотрудников в перевозке и ее безопасность; эффективное использование подвижного состава; повышенная производительность труда водителей и других работников предприятия и т.д.. Чтобы определить потребное число автобусов, для перевозки пассажиров, на рассматриваемых маршрутах, необходимо знать количество сотрудников (предполагаемых пассажиров), вместимость автобуса (выбирается в зависимости от числа предполагаемых пассажиров).После определения числа автобусов для обслуживания каждого маршрута, отдел эксплуатации разрабатывает основной документ организации движения сводное расписание движения автобусов. Составление маршрутного расписания является одним из трудоемким и в тоже время очень ответственным процессом. Составленное расписание является не только основой качества самого перевозочного процесса, но и от него зависит работа самого предприятия. Так как вовремя доставленные на рабочие места сотрудники могут приступить к своим должностным обязанностям. Маршрутное расписание, помимо вовремя доставленных сотрудников, это еще и обеспечение технически исправного состояния автобусов.По маршрутным расписаниям составляют рабочие маршрутные расписания, которые выдаются вместе с путевыми листом каждому водителю для работы на своем маршруте (линии). В них указано время выхода из предприятия, время остановок на промежуточных остановочных пунктах, время прибытия и отправления автобуса с конечных пунктов, время возвращения автобуса на предприятие.Каждому автобусному маршруту предприятия, как и городским маршрутам, присваивается определенный порядковый номер.В организации перевозок сотрудников, как и в организации перевозок пассажиров городским транспортом, необходимо учитывать не только сокращение затрат времени на передвижение (своевременную доставку сотрудников к предприятию), но и создание транспортного комфорта: удобство высадки и посадки, наличие накопительных площадок в салоне транспортного средства (автобуса), его уровень нормального заполнения по пути следования ТС, хорошо поставленной информации об наименовании и месте остановок, строгое соблюдение условий движения по расписанию и т.д..Привлекательность организации данного вида перевозок снижает степень интенсивности использования собственных легковых автомобилей у сотрудников,тем самым организации уменьшают число арендуемых парковочных мест вблизи предприятия. В этом случае решается еще одна проблема –опоздания сотрудников с личным авто, которые длительное время не могут найти свободное парковочное место, а порой и вовсе бросают автомобили в неположенном месте.Возникает вопрос, в каких же случаях и на каких условиях, по законодательству, предприятия или организация могут включить затраты на организацию и осуществление перевозки сотрудников в расходы, уменьшающие прибыль? Таких условий два.Первое условие: доставка вызвана «технологическими особенностями». В тех случаях, когда предприятие расположено вне прохождения городских маршрутов и сотрудник не может добраться до места работы, либо может попасть на производство только с помощью специального транспорта (Письмо Минфина от пятого июля две тысячи пятого года номер 030304/1/54).Второе условие: Организация перевозки сотрудников входит в обязанности предприятия или организации. Данная обязанность должна быть прописана в трудовых или коллективных договорах.Следует отметить, чтоНалоговый кодекс РФ не требует единовременно го соблюдения этих двух условий. Однако сотрудники финансового ведомства придерживаются прямо противоположной точки зрения, утверждая, что учесть в налоговых расходах затраты на перевозку можно лишь при выполнении сразу и первого и второго условия (письмо Минфина от 4 декабря 2006 г. № 030305/21). Во избежаниеконфликтов с инспекторами и судебных издержек, эксперты советуют закрепитьданный вид перевозокв трудовых (коллективных) договорах, а также обосновать необходимость в них «технологическими особенностями». Для этого должны быть оформлены следующие документы:

графика работы предприятияпо сменам (в случае работыпредприятияв то время, когда городской общественный транспорт не функционирует);

выписки о расписании маршрутов;

приказа руководителя об организации доставки работников и т.п.А в подтверждение понесенных затрат фирме надо оформить:

договор с транспортной компанией;

приказ руководителя с указанием ответственного за перевозку (если она организована собственными силами предприятия).Стоит обратить внимание на то, что с точки зренияМинистерства финансов, перевозки сотрудников в пределахгорода облагаемую прибыль не уменьшают, даже при условии, чтоданная обязанность предусмотрена трудовым договором и «технологическими особенностями» (письмо Минфина от 4 декабря 2006 г. № 030305/21).Таким образом, процесс организации перевозки сотрудников для крупных предприятий гарантирует своевременную их доставку на рабочие места с повышенным уровнем комфортности и безопасности, по сравнению с городским общественным транспортом и часто является необходимостью, вызванной «технологическими особенностями» производства.

Cсылкина источники1.Пассажирские автомобильные перевозки./ Л.Л.Афанасьев, А.И.Воркут, А.Б.Дъяков, Л.Б.Миротин, Н.Б.Островский / Под редакцией Н.Б. Островского. –Москва: Транспорт, 1986. –220 с.2.Спирин И.В. Организация перевозок на маршрутах городского пассажирского транспорта: Справочное пособие. / И.В.Спирин –М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. –413 с.3.Филимонов С.В. Основы управления транспортными средствами и безопасность/ С.В.Филимонов, С.Г. Талышев, Ю.В.Илясов // учебн. пособие. –Пенза, 2007. –С. 5256.4.Попова И.М., Маринин Д.М., Стельмашук К.А.,Данилов И.К.Влияние психофизиологических характеристик водителя на безопасность движения. / И.М. Попова, Д.М. Маринин, К.А. Стельмашук, И.К. Данилов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 53. С. 97100.5.Басков В.Н., Гусев С.А., Золотушкина Ж.А. Оценка качества перевозочного процесса на основе системы нечеткого вывода/В.Н.Басков, С.А.Гусев, Ж.А.Золотушкина // Научное обозрение. 2012. № 2. С. 212218.