Анализ перспективы присоединения Армении и Киргизии к Таможенному союзу

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Рябоконенко К. Р. Анализ перспективы присоединения Армении и Киргизии к Таможенному союзу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3036–3040. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85608.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема – вступление Республик Армения и Киргизии в Таможенный союз. Дается анализ результатов для экономической системы России.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна Анатольевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок иуправления на транспорте», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.», г. СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Рябоконенко Кристина Рустамовна,Студентка 5 го курса, специальности «Организацияперевозок иуправления на транспорте», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.», г.Саратовkristinarustamovna@gmail.com

Анализ перспективы присоединения Армении и Киргизии к Таможенному союзу

Аннотация.В статье рассматривается актуальная тема, которая в настоящее время является актуальной перспективам вступления Республики Армения и Киргизии в Таможенный союз. Дается анализ результатов для экономической системы России.Ключевые слова:Киргизия, Армения, Таможенный союз, Единое Экономическое Пространство.

Очень важным доводом в сторону вступления республики в союз является возможность повысить доходы населения. Материальное благополучие население будет обеспечено за счет увеличения торговли благодаря отмене внутренних приграничных тарифов, а еще за счет снижения цен на ввозимый груз, произведенный в странах ТС, увеличением норм прибыли предприятий,которые закупают ввозимый товар, повышением налоговых поступлений в государственный бюджет. Но рассмотрев более детально данную ситуацию можно сказать, что так как, в экономики РА много структурных особенностей и проблем, перспективы возникновения желаемого эффекта создания торговли весьма ограничены. Как видно из рисунка 1, структура армянского ввоза весьма ограничена конкретными товарами с невысоким уровнем установленной стоимости, среди этих товаров большую долю занимают руды, шлаки и зола, драгоценные камни и жемчуг, напитки, спирты и уксус, а также металлы и изделия из них. Все перечисленные товары занимают высокое место в экономике РА. Данный факт показывает, что в настоящее время развитие внешней торговли проходит по вышеперечисленным отраслям экономики, и следовательно для изменения направления специализации необходимо осуществить ряд нововведений системного и единого характера.

Рис.1.Структура армянского экспорта в 2014 году, индекс специализации

Следует отметить, что довольно большое количество товаров с высокой востребованностьюэкспортируются в третьи страны. Например, в страны СНГ экспортируются различные фрукты и овощи, драгоценные камни, а также напитки, количество этих товаров небольшое. Получается что, настоящая структура внешней торговли РА направлена в основном на третьи государства, и потенциал эффекта создания торговли по линии существующей группы экспортируемых товаров находится на невысоком уровне.Положительный эффект может дать перспектива возникновения торговых отношений по новой группе товаров. Но здесь есть показатели которые оценивают РА как не очень конкурентоспособную республику по сравнению со странами ТС. Еще одна сложность для перспектив РА является факт отсутствия границ с ТС. Следовательно, затраты на транспортные услуги скажутся на себестоимости экспортного товара. Данный факт приведет к еще более неконкурентоспособности. Импорт РА имеет широкое товарное и общегеографическое строение, на часть стран ТС в среднем приходится лишь 25.66% от общего объема импорта.После вступления РА в ТС и ЕЭП отменяются все внутренние тарифные барьеры. В перспективе понижение цен на вышеназванные товары на внутреннем рынке республики, как следствие повышение покупательной способности жителей республики, снижение издержек и повышение норм прибыли в сфере торговли. Уменьшение себестоимости импортного товара за счет отмены таможенной пошлины не отражается в снижении стоимости продажи, так как на армянском рынке нет механизмов конкурентного ценообразования.

Таблица 1.Сопоставление ТТ Армении и ЕТТ ТС

Вступив в Таможенный союз, Армения будет вести свою деятельность в условиях неестественного увеличения уровня конкурентоспособности товаров, которые производятся внутри ТС. Следовательно вероятность существенной переориентации спроса внутри РА на товары ТС весьма большая, т.е появление отрицательного эффекта ненужности товара.В результате отказа от внутреннего таможенного тарифа, а также установки нового порядка взыскания НДС на часть товаров, которые ввозятся на территорию РА изучастников Таможенного союза и предназначенных для беспрепятственного обращения на армянском внутреннем рынке, возникнут утраты в доходах госбюджета.Вступив в союз, республика отказалась от некоторой части госбюджета, а именно от поступлении по линии таможенной пошлины, которую берут с товаров, ввозимых из участников ТС и ЕЭП. Так как отмена взимания НДС у таможенной пошлины вводится теперь и для РА, то возникнут серьезные риски, которые связаны с недостатком должных инструментов налогового администрирования, т.е налоговые органы не смогут отслеживать движение импортируемых грузов и взимать НДС после прохождения таможенной границы.Уже есть исследования, которые показывают количественный расчет чистого эффекта вступления Армении в Таможенный союз, взяты за основу показатели внешней торговли Беларуси и Казахстана. Отмечается, что Казахстан в отличие от всех участников ТС очень близок к Армении по уровню внешнеторговой объединенности с другими участниками ТС, но явно обгоняет Армению по степени всесторонней конкурентоспособности.В армянской экономики выделяют ряд особенных структурных качеств, которые присущи и белорусской экономике. Белоруссия в условия Таможенного союза достигает большого положительного эффекта создания торговли от участия в этом объединении.В исследовании за базовую величину положительного эффекта создания торговли при вступлении РА в Таможенный союз принимают среднюю динамику коэффициентов роста экспорта Беларуси и Казахстана в других стран ТС в период с начала 2010 года. Статистические данные показывают, что средние темпы роста белорусского экспорта в РФ в докризисный период составили 23%, а в год кризиса 37%, в среднем период восстановления 36%. Такая же ситуация была и в Казахстане. Расчет чистого эффекта от вступления РА в ТС исходит от значений коэффициента ускорения темпа роста армянского экспорта в РФ в основном по текущим товарным категориям на 5 пунктов. Если все пойдет так как нужно то темп роста экспорта товаров РА в РФ увеличится на 10 пунктов, если нет то ускорения не будет. В таблице представлены приближенные расчеты эффекта вступления РА в ТС с 2013 года.

Рис.2. Темпы роста экспорта Белоруссии и Казахстана в Россию, %

Следствием роста внешней тарифной ставки будет удорожание импорта из других стран. В настоящее время Армения по еще находится на невысоком уровне интегрированности в с участников ТС. Увеличение тарифных ставок и одновременное снятие внутренних барьеров с большой долей вероятности приведет к уменьшению импорта из других стран на значительную величину. Такая переориентировка спроса на неконкурентоспособные товары повлечет за собой ухудшение благосостояния населения. Утрата в доходах госбюджета может увеличиться и произойти изза импорта из третьих стран..Для того чтобы избежать утраты по линии дохода госбюджета от НДС и таможенной пошлины РА или их минимизировать нужно провести структурные институциональные преобразования экономики и осуществить переход госбюджета на новую налогооблагаемую базу с превалирующей долей прямых налогов.Ведущие аналитики и исследователи Киргизии отметили, что основная цель вступление Киргизии в ТС и ЕЭП :

увеличение уровня жизни населения страны

обеспечить стабильный рост экономики на долгое время.Достигнув эти цели, экономика страны предоставит большую выгоду, связанную с наиболее емкими рынками, а также стремительным ростом прямых иностранных инвестиций, вступлением в дело современных и новейших технологий и общим усилением конкуренции. Выше перечисленное сделает возможным модернизацию экономики и ее последующее развитие. На опыте ранее присоединившихся государств, можно сказать, что каждое изменение условий торговли со странами ТС оказывает заметное влияние почти на все части экономики, а также на бюджет и занятость населения, и его доходы. Основными товарами экспорта КР в страны ТС это золото и предметы из него, поэтому КР несет огромный вклад в занятость и получение доходов населения. Общественные фонды проводили исследования вступления КР в ТС и установили риски:1. Товары из Китая подорожают в несколько раз, так как таможенная пошлина применяется не по его стоимости, по его весу, но данный факт коснется не только товаров из Китая, но из стран дальнего зарубежья.2. Нареспубликанский бюджет отразиться сокращение налоговых поступлений. 3. На содержание комиссии ТС необходимо порядка 200млн. рублей в год. Таким образом, в стране появляются дополнительные расходы. Для предпринимателей, которые занимаются реэкспортом китайских товаров и оптовой торговлей, вступление в ТС КР может стать убыточным Рисков и проблем конечно при вступлении достаточное количество, но все же плюсы есть и их тоже достаточно. Отмечается, что после вступления КР в ТС в дальнейшем будет заметен рост темпа экономики до полутора раз. КР довольна богата различными полезными ископаемыми, такими как золото, уран, сурьма, ртуть. Гидроэнергетический потенциал КР довольно большой, так как на территории страны представляется Нарынским каскадом. За счет внедрения инвестиций в экономику КР, например, в текстильное производство можно развить такие виды отраслей как производство кожаных изделий, достичь развитие в индустрии моды и дизайна. Страны ЕЭП возможно будут заинтересованы в аграрнопромышленном комплексе Киргизии.После вступления КР в ТС усилился контроль странучастников, что привело к установленному порядку на границе и в таможенной процедуре в стране. Следовательно, снизился уровень коррупции и повысился уровень денежных средств от таможенных сборов.Вступление КР в ТС отразилось на статусе мигрантов из Киргизии в странах ТС, в особенности РФ и Казахстана, так как их насчитывают около 400 тысяч и 150 тысяч граждан КР соответственно. Многие работники получают огромный опыт в странах ТС, а также дополнительные знания, дополнительное образование и другое. Мигранты чувствуют себя более спокойно и работают на законных основаниях.Если ввести двойное гражданство, то это облегчит процесс выезда за пределы страны и часть трудовых ресурсов выйдет из тени.Послевступления КР в ТС республика получила как экономическую поддержку от стран ЕЭП, так и политическую. От РФ в настоящее время явно видна поддержка в развитии гидроэнергетики, а также РФ является инвестором в данном случае и полностью согласна с политической стороной данного вопроса исходящей от КР. Повышение эффективности производства, прибыльность и результативность хозяйственной деятельности, создание производств по переработке полезных ископаемых и сельхозпродукции внутри страны, благодаря дешевой рабочей силы, а также достаточными трудовыми ресурсами – одним словом изменение в экономике страны, а также укрепление границ КР с другими государствами –все это положительные стороны вступления КР в ТС.Основная стратегия развития Киргизии направлена на экономический рост экспорта. После вступления в ЕЭП упростились правила игры в бизнесе. Таким образом, ожидается увеличение от резидентов ЕЭП инвестиций.Подводя итоги всему сказанному, можносказать, что экономика Киргизии после вступления в ТС направлена нарынки стран–участниц Таможенногосоюза, но больше всего на рынки России. Данный факт в перспективе должен увеличить и углубить существующий экономические связи с ТС, а также поднять на новый высокий уровень экономику Киргизии, которая стала составной частью огромного межконтинентального экономического объединения –ТС и ЕЭП. В будущем ожидается от иностранных партнеров взаимовыгодные отношения с КР. Очень важный решенный вопрос после вступления в ТС КР это вопрос, связанный с регулировкой миграционной политикой. В перспективе привлечется дополнительная прибыль для экономик всех заинтересованных стран, что позволит взять под контроль трудовую миграцию населения, а также обеспечить профессиональную подготовку и трудоустройство ценных кадров как внутри страны, так и на территории ЕЭП. А после осуществления реформ РА сможет снизить уровень концентрации на армянском внутреннем рынке и увеличить конкурентоспособность товаров, а также за счет иностранных капиталовложений, которые привлекаются за счет существенногоулучшения эффективности институциональной системы. ВышеперечисленныемероприятиясыграютположительнуюрольдляАрмении.

Ссылки на источники1.Гусев, С.А., Взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности автотранспортных услуг/ С.А. Гусев, Д.А.Красникова, А.Е. Добрыднев // Вестник Саратовского государственного технического университета. –2004. –Т. 4. № 1. –С. 124129.2.Попова И.М., Муравьева Н.А., Попова Е.А. Анализ моделей оценки состояния транспортных потоков –Наука: 21 век, журнал №1 (3), 2013 (транспорт и машиностроение)3.Басков В.Н., Видманова Е.И. Оценка условий движения транспортных потоков./ Научное обозрение. –2011, № 1. С. 4044.4.www.uncomtraid. un.org