Развитие метапредметности средствами ТРИЗ на уроках физики в соответствии с ФГОС общего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко Н. М. Развитие метапредметности средствами ТРИЗ на уроках физики в соответствии с ФГОС общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3031–3035. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85607.htm.
Аннотация. В статье рассматривается развитие личности в системе образования через метапредметный подход, который обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Одной из наиболее эффективных технологий является ТРИЗ-педагогика. На основе ТРИЗ-педагогики можно формировать знания и умения высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с командой и учителем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семененко Надежда Михайловна,Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томскschool25@tomsk.net

Развитие метапредметности средствами ТРИЗ на уроках физики в соответствии с ФГОС общего образования

Аннотация. В статьерассматривается развитие личностив системе образованиячерез метапредметный подход, который обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Одной из наиболее эффективных технологий является Тризпедагогика. На основеТриз педагогикиможно формировать знания иумениявысказывать своё предположение (версию)и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с командойи учителем.Ключевые слова:метапредметный подход, от действияк мысли,Тризпедагогика.

«Единственный путь, ведущий к знанию –это деятельность!»

Бернар Шоу

Современное образование в России переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Особенность ФГОС нового поколения –деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.Это –важнейшая основа развития человека, становление его как личности.

“Деятельность –важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности…”В результате изученияфизикиу выпускников должны быть сформированы не только предметные, но иличностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.Универсальные учебные действия, по сути, являютсяконкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающие,предметные,метапредметныеи личностные.Метапредметные результаты образовательной деятельности –способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Физика это наука о природе. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, и их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей. Необходимовведение метапредметного подхода. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира,предполагает, что обучающийся не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения необходимо в учебный процесс по физике включитьметапредметность.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознанииобучающегося. У обучающихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах(литература, музыка, ИЗО). Метапредметный подход

средство достижения метапредметногорезультата. Воснове метапредметногоподхода —понимание того, что главное, чему надо учить в школе, —это творческое мышление."Мета "(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумение (метаспособ). Метадеятельность–универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер. Две составляющие –метазнания и метаспособы. Метаспособы–это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения. Метаспособы

методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)Метазнания–это знания о знании, о структуре и способах получения знания. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». Возможности формирования метадеятельностипредоставляют: технология развивающего обучения;технологияпроектного обучения;Триз технология;технология развития критического мышления черезчтение иписьмо;кейстехнология;интерактивные технологии;технологияэвристического обучения;Метапредметныетехнологии –педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексиейобучающихся.Данная статья посвящена формированиюметадеятельностис помощьюТРИЗ –педагогики.ТРИЗ

педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой набор методов, объединенных общей теорией. Под методами решения изобретательских задачподразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а такжеметоды как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов.Основным инструментом ТРИЗ являлся алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).АРИЗ представляет собой ряд последовательных логических шагов, целью которых является выявление и разрешение противоречий, существующих в технической системе и препятствующих ее совершенствованию.ТРИЗ

предназначена для генерирования идей, а не для изучения уже существующих идей. Цель ТРИЗ—решение творческих задач,ТРИЗ педагогики—подготовка мышления для решения творческих задач. ТРИЗ педагогика помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня, рассчитанана задействование разнообразных способностей человека –памяти, развитие мыслительной деятельностиобучающихся:научить мыслить, искать причины явлений, анализировать полученные знания, применять в новой обстановке, в других областях знаний, не отделятьфизику от математики,химии, биологии, это можно сделать при решениифизических задач не как способ закрепления изученного материала, а как микромодель научного исследования. ТРИЗ, это: самый мощный инструмент решения реальных изобретательских (открытых, творческих) задач, огромное число решенных инженерных задачот космической, военной техники до бытовой техники.Один из важнейших выводов, которые можно сделать по результатам многолетнего преподавания: обучать детей нужно не терминологии и конкретным инженерным приемам, аопределенному стилю мышления, умению не бояться открытых задач, быстро осваивать и применять нужную информацию.Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах.Как же лучше решать творческие задачи? 1.Определить тип задачи. Изобретательская задача—это когда есть цель, которуютребуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть,очевидныерешения в данных условиях неприменимы.Возникает вопрос: "Как быть?". Исследовательская задача—это когда происходит некоторое явление инеобходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат.Ответить навопрос "Почему? Как происходит?". 2. Сформулируйте к задаче противоречие и идеальный конечный результат(ИКР). Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах —это позволяет найти несколько решений.3. Выявить ресурсы. Ресурсами является всё, что может быть полезно при решениизадачи.4. Применить приемы разрешения противоречий и принципы решения задач.Вы составили противоречие и ИКР и выписали ресурсы, но решение пока не нашлось?Примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач. 5. Проанализироватьрешения. Найденныерешения оцените с позиций идеальности.Необходимо задать себе вопросы. Насколько сложно и дорого осуществить решение? Задействованы ли ресурсы системы? Появилисьнежелательные эффекты при внедрении полученного решения? Задача 1. «Металлоплакирующая смазка».Однажды произошла такая история. Один инженер занимался металлоплакирующей смазкой. Это смазка, в которую добавлено несколько процентов тонкоизмельченного металлического порошка. В процессе работы частицы металла оседают на трущиеся поверхности и защищают их от износа. Чем меньше зазор между поверхностями, тем мельче должны быть частицы металла в смазке. Возникает техническое противоречие (ТП): чем мельче частицы металла, тем лучше смазка, но тем труднее её приготовить.

Изобретательская задача. Возникает вопрос: "Как быть?".Инженер сначалаискал решение методом проб и ошибок. Он пробовал самые различные способы измельчения металлов, ставил опыты, пытался найти решение в литературе... Вкнижном магазине инженер услышал, как ктото из покупателей попросил продавца дать ему справочник по металлоорганическим соединениям. Инженер задумался. Металлоорганические вещества включают металл, растворяются в масле.Инженер купил справочник, полистал его и сразунашел подходящее вещество —кадмиевую соль уксусной кислоты.Противоречие:«Металл в органическом веществе (масло) должен быть, что бы осуществлять смазку, и не может в нём находиться, т.к. не растворяется в органических веществах»ИКР. Измельчить частицы металладо отдельных атомов. Теория решения изобретательских задач даетподсказку, ещё один приём: «сделать чуть меньше требуемого». «Трудно получить мелкие частицы металла?Можно получать сверхсверхмелкиечастицы —этолегче».Если раздробить частицы металла, получим коллоидный раствор, если измельчить металл до атомов или ионов, получится истинный раствор.Можно уточнить ИКР: идеально было бы иметь раствор металла в масле, т. е. масло, а в нём отдельные атомы металла. Масло —вещество органическое, в нём хорошо растворяются органические вещества.Металлы, не принадлежат к органическим веществам.ОтступимотИКР: пусть в масле будут растворены не атомы, а молекулы, содержащие металл.Противоречиеисчезает. В масле нет атомов металла (есть молекулы) —и в масле есть атомы металла, (они входят в молекулы).Вопрос,какие молекулы взять? Молекулы должны содержать металл и должны быть органическими. Нужно взять металлоорганическое соединение («совместить несовместимое»). Оно легко растворится в масле (органическое вещество легко растворяется в органическом веществе) и будет содержать атомы металла. Чтобы атом металла выделился из молекулы, молекулу нужно разложить. Как это сделать? Масло в процессе работы нагревается от трения. Если мы возьмем металлоорганическое вещество, разлагающееся при повышении температуры, задача будетрешена.Для этого существуют химические и физические справочники. Инженер ими и воспользовался.Мы видим, что для решения изобретательских задач необходимо знать основы наук химии, физики, биологии и др. предметов илииметь справочники, учебники, монографии. Главное уметь ими пользоваться.Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и других предметов, запоминает важнейшие определения понятий. На метапредметах он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Результатом метапредметной деятельности можно считать развитие чувства собственного достоинства, получив на уроках физикиметазнания и метаумения, обучающиеся воплощают их на практике. Принимают активное участие вмеждународнойэвристической олимпиаде « Прорыв» и в городском Конкурсе решения творческих задач «Рыцари Творчества»,проводитсяон в соответствии с планом организационнометодической работы МУ ИМЦ и ТПУ, основная цель которого создать условия для творческой самореализации школьников.

Ссылки на источники1.Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1984.2.Демидова М.И. Курс физики основной школы в стандартах второго поколения/М.Ю. Демидова// Физика ПС.2010.№16.с.3538.3.Демидова М.И. Что нового в стандартах второго поколения по естественнонаучным дисциплинам/М.Ю. Демидова// Народное образование –2010.№5.с.154160.4.Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принциповметапредметности. /fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. 5.http://www.covenok.ru6.http://www.trizland.ru›Методики›47.http://www.4brain.ru«ТРИЗ»АРИЗ8.http://www.temm.ru›file.php/id/f4464/name/17TRIZ1A2.pdf9. http://www.nsportal.ru›Школа›Физика›…zadachipofiziketriz

1112.http://www.trizri.ru›ТРИЗ›АРИЗ13.http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdfСветлана Руденко«Жизнь на уроке должна стать подлинной,или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия»14.http://www.ariz.ru›index.php/triz/primeryzadachtrizПримеры задач ТРИЗ