Анализ дорожно-транспортной ситуации в городе Саратове
Выпуск:
ART 85609
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Красникова
Д.
А.,
Фролов
Д.
В.,
Денекова
Е.
О.,
Макаров
И.
Е. Анализ дорожно-транспортной ситуации в городе Саратове // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3041–3045. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85609.htm.
Аннотация. Ежегодный рост число транспортных средств в городе Саратове приводит к несоответствию развития улично-дорожной сети насыщенности транспортных потоков. В статье проведен анализ дорожно-транспортной ситуации в городе, представлены сведения о количестве происшествий и пострадавших в них в период с января по сентябрь 2014 года. Проанализирована дорожная ситуация на перекрестке улиц Пензенская и Проспект Энтузиастов. Предложена модель движения на данном перекрестке, построенная с помощью программного комплекса PTV Vision.
Текст статьи
Красникова Дарья Андреевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов.dasha747@yandex.ru
Денекова Елена Олеговна,Студентка пятого курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовdenekova92@mail.ru
Фролов Дмитрий Владиславович,Студент пятого курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовshark093@mail.ru
Макаров Илья Евгеньевич,Студент пятого курса специальности «Организация и безопасность движения», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовlistopad999@mail.ru
Анализ дорожнотранспортной ситуации в городе Саратове
Аннотация. Ежегодный рост число транспортных средств в городе Саратове приводит к несоответствию развития уличнодорожной сети насыщенности транспортных потоков. В статье проведен анализ дорожнотранспортной ситуации в городе, представлены сведения о количестве происшествий и пострадавших в них в период с января по сентябрь 2014 года. Проанализирована дорожная ситуация на перекрестке улиц Пензенская и Проспект Энтузиастов. Предложена модель движения на данном перекрестке, построенная с помощью программного комплекса PTVVision.Ключевые слова. Дорожнотранспортная ситуация, транспортный затор, моделирование дорожного движения.
По уровню автомобилизации населения Саратовом достигнут европейский уровень. По данным ГИБДД на начало 2015года в городе и области зарегистрировано более миллиона автотранспортных средств, включая личный транспорт, грузовые автомобили и прицепы (полуприцепы) к ним, автобусы и спецтехнику [1]. Анализ статистических сведений позволяет сделать вывод, что ежегодный прирост составляет около 15%, то есть почти 120 тысяч новых автомобилей в год. Вместе с ростом количества транспортных средств в городе растет и число дорожнотранспортных происшествий, причем значительная их часть происходит вследствие неудовлетворительного состояния городских улиц и дорог. В таблице 1 приведены данные о количестве и основных причинах дорожнотранспортных происшествий за январьсентябрь 2014 года.
Таблица 1 Число ДТП в Саратове и области за январьсентябрь 2014 года.
ДТП изза неудовлетворительного состояния улиц и дорогДТП изза нарушения ПДД водителями ТСДТП изза нарушения ПДД пешеходамиСаратовская обл.7001939275г.Саратов518877139Волжский район7812416Заводской район9621128Кировский район11719533Ленинский район12922134Октябрьский район638918Фрунзенский район353710
В дорожнотранспортных происшествиях пострадало 1098 водителей и 583 пешехода. Сведения о количестве происшествий и пострадавших в них представлено на рисунке 1.
Рис.1.Число ДТП и пострадавших в нихза январьсентябрь 2014 года
Причинами дорожнотранспортных происшествий на улицах города также являются несоответствие развития уличнодорожной сети насыщенности транспортных потоков[2]. Транспортные заторы возникают на всех основных магистралях города не только изза плохо развитой дорожной сети и узких улиц в центре, но и изза неправильно припаркованных автомобилей, а также проведения плановых и внеплановых работ по вскрытию дорожного полотна различными предприятиями.Проведем более подробный анализ дорожной ситуации на перекрестке улиц Пензенская и Проспект Энтузиастов.Общие параметры перекрестка:
ул. Проспект Энтузиастов: ширина проезжей части: 11м = 2,75м х 4 полосы движения; Фаза светофорного регулирования: 1 мин 5 сек (зеленый 42 сек, желтый –3 сек, красный –20 сек).ул. Пензенская: ширина проезжей части: 5,5 м = 2,75м х 2 полосы движения; Фаза светофорного регулирования: 1 мин 5 сек (зеленый –20 сек, желтый –3 сек, красный –42 сек). Обследование проводилось 1920 октября 2014 года в периоды времени 8:0011:00 и 16:0019:00.Результаты обследования в будний и выходной дни представлены в таблицах 2 и 3. Таблица 2 Результаты обследования в будний день
Таблица 3 Результаты обследования в выходной день
Далее результаты обследования были проанализированы с помощью программы PTVVisionVissimдля выявления причины возникновения на исследуемом перекрестке заторов и поиска возможных причин их устранения.
Программный комплекс PTVVisionVissimпозволяет моделировать как движение автомобильного транспорта, так и осуществлять моделирование движения воздушных и морских судов, а также пешеходных потоков. Возможность выполнения проектов в режиме трёхмерной анимации позволяет строить наглядные проекты для согласования их в органах власти.Перечислим некоторые возможности программы[3]:Оценка влияния типа пересечения дорог на пропускную способность (нерегулируемый перекрёсток, регулируемый перекрёсток, круговое движение, ж/д переезд, развязка в разных уровнях).Проектирование, тестирование и оценка влияния режима работы светофора на характер транспортного потока.Оценка транспортной эффективности предложенных мероприятий.Анализуправления дорожным движением на автострадах и городских улицах, контроль направлений движения, как на отдельных полосах, так и на всей проезжей части дороги.Период времениПоказателиИнтенсивность движения (а/м/час)Грузовые автомобили (а/м/час)Легковые автомобили (а/м/час)Автобусы (а/м/час)8:009:00960965762889:0010:008208545528010:0011:007508038928116:0017:008307748327017:0018:009007854727518:0019:0051060230220Период времениПоказателиИнтенсивность движения (а/м/час)Грузовые автомобили (а/м/час)Легковые автомобили (а/м/час)Автобусы (а/м/час)8:009:00500402701909:0010:006604241820010:0011:006904044021016:0017:007004543522017:0018:006203836721518:0019:0044030230180Анализ возможности предоставления приоритета общественному транспорту и мероприятия направленныена приоритетный пропуск трамваевАнализ влияния управления движением на ситуацию в транспортной сети (регулирование притока транспорта, изменение расстояния между вынужденными остановками транспорта, проверка подъездов, организация одностороннего движенияи полос для движения общественного транспорта).Анализ пропускной способности больших транспортных сетей (например, сети автомагистралей или городской уличнодорожной сети) при динамическом перераспределении транспортных потоков (это необходимо, например,при планировании перехватывающих парковок).Анализ мер по регулированию движения в железнодорожном транспорте и при организации стоянок ожидания (например, таможенных пунктов).Детальная имитация движения каждого участника движения.Моделирование остановок общественного транспорта и станций метрополитена, причём учитывается их взаимное влияние.Расчет аналитических показателей (более 50 различных оценок и аналитических коэффициентов), построение графика (в Microsoft Excel) временной загрузки сети и т.п.Анализ перекрестка с помощью PTVVisionVissimНа основе собранной статистической информации была построена модель движения транспортных средств на рассматриваемом участке уличнодорожной сети. Результаты моделирования представлены на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2Дорожная ситуация на перекрестке ул. Пензенская/ул. Проспект Энтузиастов
Рассмотрим ситуацию далее по ходу движения в сторону стадиона «Волга».
Рисунок 3 –Моделирование дорожной ситуации на ул. Проспект Энтузиастов.
Результирующие таблицы анализа дорожной ситуации на исследуемом перекрестке При движении от ул. Пензенская до стадиона «Волга»
При движении от стадиона «Волга» до ул. Пензенская
Характеристики среднестатистического легкового автомобиля, проезжающего через перекресток
Анализ модели позволяет сделать выводы о необходимости корректировки режима работы светофорных объектов, а также о перераспределении направления движения транспортных потоков. Решение данной проблемы требует построения новой модели движения транспортных средств, которая будет реализована в ходе дальнейшей работы.В целом для улучшения дорожной ситуации в городе необходимо строительство многоуровневых парковок и транспортных развязок, грамотная настройка светофорных объектов и управление транспортными потоками с использованием интеллектуальных средств, предоставление приоритетного проезда городскому пассажирскому транспорту и исключение дублирования маршрутов городского электротранспорта и автобусов, рассмотрение возможности ограничения въезда в исторический центр.Применение современных методов воздействия на транспортный поток позволит повысить пропускную способность уличнодорожной сети, снизить протяженность и время транспортных заторов, сократить число дорожнотранспортных происшествий и улучшить экологическую обстановку в городе.
Ссылки на источники1.http://www.gibdd.ru/r/64/2.Попова И.М.Оценка уровня безопасности дорожного движения в регионах/ И.М. Попова // Научное обозрение,2015. №4. С. 109112.3.
Руководство пользователя VISSIM5.40. –СанктПетербург, 2012. –837 с.
Денекова Елена Олеговна,Студентка пятого курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовdenekova92@mail.ru
Фролов Дмитрий Владиславович,Студент пятого курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовshark093@mail.ru
Макаров Илья Евгеньевич,Студент пятого курса специальности «Организация и безопасность движения», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовlistopad999@mail.ru
Анализ дорожнотранспортной ситуации в городе Саратове
Аннотация. Ежегодный рост число транспортных средств в городе Саратове приводит к несоответствию развития уличнодорожной сети насыщенности транспортных потоков. В статье проведен анализ дорожнотранспортной ситуации в городе, представлены сведения о количестве происшествий и пострадавших в них в период с января по сентябрь 2014 года. Проанализирована дорожная ситуация на перекрестке улиц Пензенская и Проспект Энтузиастов. Предложена модель движения на данном перекрестке, построенная с помощью программного комплекса PTVVision.Ключевые слова. Дорожнотранспортная ситуация, транспортный затор, моделирование дорожного движения.
По уровню автомобилизации населения Саратовом достигнут европейский уровень. По данным ГИБДД на начало 2015года в городе и области зарегистрировано более миллиона автотранспортных средств, включая личный транспорт, грузовые автомобили и прицепы (полуприцепы) к ним, автобусы и спецтехнику [1]. Анализ статистических сведений позволяет сделать вывод, что ежегодный прирост составляет около 15%, то есть почти 120 тысяч новых автомобилей в год. Вместе с ростом количества транспортных средств в городе растет и число дорожнотранспортных происшествий, причем значительная их часть происходит вследствие неудовлетворительного состояния городских улиц и дорог. В таблице 1 приведены данные о количестве и основных причинах дорожнотранспортных происшествий за январьсентябрь 2014 года.
Таблица 1 Число ДТП в Саратове и области за январьсентябрь 2014 года.
ДТП изза неудовлетворительного состояния улиц и дорогДТП изза нарушения ПДД водителями ТСДТП изза нарушения ПДД пешеходамиСаратовская обл.7001939275г.Саратов518877139Волжский район7812416Заводской район9621128Кировский район11719533Ленинский район12922134Октябрьский район638918Фрунзенский район353710
В дорожнотранспортных происшествиях пострадало 1098 водителей и 583 пешехода. Сведения о количестве происшествий и пострадавших в них представлено на рисунке 1.
Рис.1.Число ДТП и пострадавших в нихза январьсентябрь 2014 года
Причинами дорожнотранспортных происшествий на улицах города также являются несоответствие развития уличнодорожной сети насыщенности транспортных потоков[2]. Транспортные заторы возникают на всех основных магистралях города не только изза плохо развитой дорожной сети и узких улиц в центре, но и изза неправильно припаркованных автомобилей, а также проведения плановых и внеплановых работ по вскрытию дорожного полотна различными предприятиями.Проведем более подробный анализ дорожной ситуации на перекрестке улиц Пензенская и Проспект Энтузиастов.Общие параметры перекрестка:
ул. Проспект Энтузиастов: ширина проезжей части: 11м = 2,75м х 4 полосы движения; Фаза светофорного регулирования: 1 мин 5 сек (зеленый 42 сек, желтый –3 сек, красный –20 сек).ул. Пензенская: ширина проезжей части: 5,5 м = 2,75м х 2 полосы движения; Фаза светофорного регулирования: 1 мин 5 сек (зеленый –20 сек, желтый –3 сек, красный –42 сек). Обследование проводилось 1920 октября 2014 года в периоды времени 8:0011:00 и 16:0019:00.Результаты обследования в будний и выходной дни представлены в таблицах 2 и 3. Таблица 2 Результаты обследования в будний день
Таблица 3 Результаты обследования в выходной день
Далее результаты обследования были проанализированы с помощью программы PTVVisionVissimдля выявления причины возникновения на исследуемом перекрестке заторов и поиска возможных причин их устранения.
Программный комплекс PTVVisionVissimпозволяет моделировать как движение автомобильного транспорта, так и осуществлять моделирование движения воздушных и морских судов, а также пешеходных потоков. Возможность выполнения проектов в режиме трёхмерной анимации позволяет строить наглядные проекты для согласования их в органах власти.Перечислим некоторые возможности программы[3]:Оценка влияния типа пересечения дорог на пропускную способность (нерегулируемый перекрёсток, регулируемый перекрёсток, круговое движение, ж/д переезд, развязка в разных уровнях).Проектирование, тестирование и оценка влияния режима работы светофора на характер транспортного потока.Оценка транспортной эффективности предложенных мероприятий.Анализуправления дорожным движением на автострадах и городских улицах, контроль направлений движения, как на отдельных полосах, так и на всей проезжей части дороги.Период времениПоказателиИнтенсивность движения (а/м/час)Грузовые автомобили (а/м/час)Легковые автомобили (а/м/час)Автобусы (а/м/час)8:009:00960965762889:0010:008208545528010:0011:007508038928116:0017:008307748327017:0018:009007854727518:0019:0051060230220Период времениПоказателиИнтенсивность движения (а/м/час)Грузовые автомобили (а/м/час)Легковые автомобили (а/м/час)Автобусы (а/м/час)8:009:00500402701909:0010:006604241820010:0011:006904044021016:0017:007004543522017:0018:006203836721518:0019:0044030230180Анализ возможности предоставления приоритета общественному транспорту и мероприятия направленныена приоритетный пропуск трамваевАнализ влияния управления движением на ситуацию в транспортной сети (регулирование притока транспорта, изменение расстояния между вынужденными остановками транспорта, проверка подъездов, организация одностороннего движенияи полос для движения общественного транспорта).Анализ пропускной способности больших транспортных сетей (например, сети автомагистралей или городской уличнодорожной сети) при динамическом перераспределении транспортных потоков (это необходимо, например,при планировании перехватывающих парковок).Анализ мер по регулированию движения в железнодорожном транспорте и при организации стоянок ожидания (например, таможенных пунктов).Детальная имитация движения каждого участника движения.Моделирование остановок общественного транспорта и станций метрополитена, причём учитывается их взаимное влияние.Расчет аналитических показателей (более 50 различных оценок и аналитических коэффициентов), построение графика (в Microsoft Excel) временной загрузки сети и т.п.Анализ перекрестка с помощью PTVVisionVissimНа основе собранной статистической информации была построена модель движения транспортных средств на рассматриваемом участке уличнодорожной сети. Результаты моделирования представлены на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2Дорожная ситуация на перекрестке ул. Пензенская/ул. Проспект Энтузиастов
Рассмотрим ситуацию далее по ходу движения в сторону стадиона «Волга».
Рисунок 3 –Моделирование дорожной ситуации на ул. Проспект Энтузиастов.
Результирующие таблицы анализа дорожной ситуации на исследуемом перекрестке При движении от ул. Пензенская до стадиона «Волга»
При движении от стадиона «Волга» до ул. Пензенская
Характеристики среднестатистического легкового автомобиля, проезжающего через перекресток
Анализ модели позволяет сделать выводы о необходимости корректировки режима работы светофорных объектов, а также о перераспределении направления движения транспортных потоков. Решение данной проблемы требует построения новой модели движения транспортных средств, которая будет реализована в ходе дальнейшей работы.В целом для улучшения дорожной ситуации в городе необходимо строительство многоуровневых парковок и транспортных развязок, грамотная настройка светофорных объектов и управление транспортными потоками с использованием интеллектуальных средств, предоставление приоритетного проезда городскому пассажирскому транспорту и исключение дублирования маршрутов городского электротранспорта и автобусов, рассмотрение возможности ограничения въезда в исторический центр.Применение современных методов воздействия на транспортный поток позволит повысить пропускную способность уличнодорожной сети, снизить протяженность и время транспортных заторов, сократить число дорожнотранспортных происшествий и улучшить экологическую обстановку в городе.
Ссылки на источники1.http://www.gibdd.ru/r/64/2.Попова И.М.Оценка уровня безопасности дорожного движения в регионах/ И.М. Попова // Научное обозрение,2015. №4. С. 109112.3.
Руководство пользователя VISSIM5.40. –СанктПетербург, 2012. –837 с.