Формирование языковой личности младшего школьника средствами предметов «русский язык» и «английский язык»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева Ю. С., Руфеева И. А., Мелешко А. В., Никитская М. П., Ефимова Н. Н. Формирование языковой личности младшего школьника средствами предметов «русский язык» и «английский язык» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3091–3095. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85619.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования языковой личности младшего школьника средствами предмета «русский язык» и «английский язык». В качестве основных компонентов рассматриваются формирование языковой личности младшего школьника и уровни ее формирования. Автор подчеркивает, что формирование языковой личности младшего школьника происходит средствами предметов «русский язык» и «английский язык» и дает возможность добиваться высоких образовательных результатов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Киселева Юлия Сергеевна,Учитель английского языка МБОУ «СОШ №64» г. Новокузнецкаlondoneyes0310@gmail.com

Мелешко Алина Витальевна,Учитель английского языка МБОУ «СОШ №64» г. Новокузнецкаalinka_meleshko@mail.ru

Никитская Марина Петровна,Учитель английского языкаМБОУ «СОШ №64» г. Новокузнецкаnikitskaya63@mail.ru

Руфеева Илария Анатольевна,Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №64» г. Новокузнецкаilariyar@mail.ru

Ефимова Надежда Николаевна,Учитель русского языка МБОУ «СОШ №64» г. Новокузнецкаyuliak@64school.ru

Формирование языковой личности младшего школьника средствами предмета «русский язык» и «английский язык»

Аннотация.Статья посвящена вопросу формирования языковой личности младшего школьника средствами предмета «русский язык» и «английский язык». . В качестве основных компонентов рассматриваются формирование языковой личности младшего школьника и уровни ее формирования. Автор подчеркивает, что формирование языковой личности младшего школьника происходит средствами предметов «русский язык» и «английский язык» и дает возможность добиваться высоких образовательных результатов.Ключевые слова:языковая личность, уровни развития языковой личности, критерии развития языковой личности, средства формирования языковой личности.

В последние годыв современной школезначительно вырос интерес к изучению языковой личности. В условиях глобализации расширились границыкоммуникативных возможностей человека,и расширилось его представление о целостности картины мира.Кроме того социальный заказ современного общества, сформулированный в Концепции воспитания

интеллектуальная личность,способнаячерез свои речевые поступкидобиться поставленной цели и определять жизненные ценности и ориентиры. Развитие общества XXI века будет определяться тремяфакторами, которыми являются высокая технология, информативность и интернационализация.В поликультурном миреязыковая личность должнаполноценно использовать не только свой язык, но и язык международного общения. Поэтому одной из задач современной школы начала XXI века можно считать подготовку учащихся кмногоязычию. Таким образом, пришло время и впедагогикеговорить об ученике не просто как о личности, а, како«языковой личности»Впервые понятие «языковой личности» было введено В. В. Виноградовым [2]. Ученый подошел к понятию языковой личности путем исследования языка художественной литературы. Логика развития понятий «образ автора» и «художественный образ»,являющиеся центральнымив научном творчестве В. В. Виноградова, подвели исследователя к вопросу о соотношении в произведении языковой личности, художественного образа и образа автора. Первые описания конкретных языковых личностей также принадлежат перу В. В. Виноградова (глава «Опыты риторического анализа» монографии «О художественной прозе») [2].Существует несколько понятий языковой личности. По В.В. Виноградову языковая личность определяется, как носитель языка, который охарактеризован на основе анализа сделанных им текстов с точки зрения применения в этих текстах системных средств этого языка, чтобы представить его видение окружающей действительности и возможно для достижения какихто его целей,такжевключает в себя названиеспособа описания языковой способности человека, получение знания о личности на основе его письменного текста. Последователь теории В.В Виноградова, Ю.Н. Караулов структурировал представление языковой личности и выделил 3 ее уровня развития:1.вербальносемантический;2.когнитивный;3.мотивационный.Языковая личность не являетсясобирательным портретом человека, а предполагает конкретную индивидуальность с учетом его психических, социальных и этических характеристикчерез язык.[3]На вербальносемантическом уровне рассматриваются слова и их значения. На когнитивномконцепты. Высшим уровнем является мотивационный, так как отвечает на вопрос, с какой целью учащийся использует в своем тексте именно эти слова и когниции ,какую мысль он хочет выразить и передать в тексте.Овладение языком –его лексикой, грамматикой, стилистикой, произносительной сферойпроисходит на каждом уровне и помогает ученику создать свой внутренний образ мировоззрения.Внутренний образ мировоззрения человека зависит от его духовных свойств, по которым можем говорить о качественной определенности языковой личности. В идеале мы должны способствовать формированию всех трех уровней, чтобы получить развитую языковую личность,которая должна владеть следующими степенями создания и восприятия речевых произведений: а) степеньструктурноязыковой сложности, б) степень глубины и точностиотражения действительности, в) степень определения целевой направленности. Формирование языковой личности начинается в начальной школе. Процесс формирования такой личности начинается с формирования ряда критериев. Критериями развития языковой личности младшего школьника складывается из составляющих:1.степень владения фонетико орфоэпическими, морфемно словообразовательными, лексико семантическими, морфолого синтаксическими языковыми операциями;2.

уровень сформированное текстовыхдействий, обеспечивающих содержание, композиционную структуру и языковое оформление связных высказываний; 3.особенности мотивационной, когнитивной и поведенческой составляющих коммуникативной характеристики в ситуациях взаимодействия с различными партнёрами; 4.уровень мотивационной и операциональной готовности к активной речевой деятельности; 5.степень проявления творчества в речи и коммуникативном поведении; уровень сформированности действий контроля и оценки в речевой деятельности. Выделенные критерии отражают степень освоения индивидом системы языка. Языковая личность младшего школьника должна соответствовать продуктивнотворческому, репродуктивному или пассивноподражательному уровню развития.Основными педагогическими условиями эффективного развития языковой личности младшего школьника являются оптимизация ресурсных возможностей внеучебной деятельности как средства дифференциации педагогического процесса при сохранении обязательного учебного плана: применение различных форм внеучебной деятельности, организация познавательной деятельности учащихся на личностноразвивающих принципах, с использованием проблемнокоммуникативных, игровых, творческих методов, обеспечивающих активную речевую позицию всех обучающихся по восприятию, пониманию и творческой реконструкции на базе языковых средств окружающей действительности, их эффективное коммуникативное поведение и успешное функционирование в речевой среде, стремление к самовыражению в речи и творческому осмыслению чужой речевой позиции[4]На формирование языковой личности младшего школьника оказывают влияние разные факторы: 1.непосредственное речевое окружение ребёнка;2.

привычка к чтению художественной литературы;3.

систематическое языковое образование; 4.современная речевая ситуация в обществе; 5.язык средств массовойинформации.Одним из ведущих внешних факторов является систематическое образование. В формирование языковой личности важное значение приобретает организация внеучебной деятельности младших школьников. Внеучебная деятельность ориентируется на развитие мотивационноценностного отношения к языку и речи, удовлетворение потребности языковой личности в выражении себя в речи и познании другого через его речь, создаёт условия для становления внутреннего потенциала к осуществлению творческой самореализации в речевых произведениях.Для развития языковой личности используются комплексы упражнений, реализующих следующие задачи;• определить содержание работы по развитию языковой личности младшего школьника;• определить перечень заданий, направленных на реализацию выделенных направлений по развитию языковой личности и компонентов в структуре языковой личности младшего школьника;• составить комплексы упражнений, направленных на формирование в языковом сознании учащихся определенных фрагментов языковой картины мира в рамках концепта «Человек как социальное существо»;

проверить эффективность предлагаемых комплексов на практике.

Выделены основные направления по организации развития языковой личности.1.Выделение фрагмента действительности в языковой картине мира в рамках концептуального подхода.2.

Овладение лексикой с помощью заданий, обеспечивающих единство лексической и грамматической работы:

установление межсловных и внутрисловных связей;

формирование представлений о грамматических категориях;

формирование познавательной мотивации к языку и речи.

На занятиях использовались следующие виды упражнений:1.

Назвать одним словом: (чиж, грач, сова —... /птицы/; шарф, брюки, пальто —... /одежда/ и др.).2.

Назвать как можно больше слов, относящихся к заданному понятию:(«овощи», «имена существительные», «неживая природа» и др.).3.

Разделить слова на группы: (заяц, горох, медведь, шкаф, автомобиль, волк, капуста, стул, такси, огурец, автобус, стол и др.).4.

К выделенному слову подобрать нужные по смыслу слова: Травы: клевер, щавель, кедр, подорожник, лиственница.Насекомые: сорока, муха, сова, жук, пиявка, кукушка.5.Учитель задает какуюлибо тему (например, «Мебель —не мебель»). Затем он называет вперемежку слова, либо относящиеся к данной категории, либо по смыслу далеко отстоящие от нее (так, наряду со словами «стул», «кровать», «шкаф» называются слова «береза», «книга», «чайник» и др.) При этом, называя слово, учитель бросает ученику мяч, а ученик или ловит мяч, если слово соответствует заданной теме, или отбивает, если не соответствует. 6.Две команды учеников получают по колоде из 32 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Ученики должен как можно быстрее разложить колоду на две группы так, чтобы в одну группу попали слова, относящиеся к заданному понятию, а в другую —остальные. Приведем некоторые темы: «Герои сказок люди —герои сказок животные», «Имена существительные —не имена существительные», «Природа живая —природа неживая», «Растения культурные —растения дикорастущие», «Мебель —не мебель» и др.

7.Для обеспечения взаимосвязи вербальносемантического и тезаурусного компонентов в лексическую работу необходимо включить следующие виды упражнений: определение значения слова через синонимы или антонимы, разграничение лексических значений по значению синонимов илиантонимов.8.Задания, связанные с определением отношения ребенка к его выполнению и с обеспечением потребности ребенка в реализации подобных заданий. Например, как ты думаешь, для чего тебе может пригодиться это умение? Для чего нужно знать историю слова? Применение учителем в реальной школьной практике данных упражнений позволит не только формироватьвербальносмысловойуровень, но и устранить дефектность его развития, что обеспечит значительное уменьшение трудностей в обучении школьников, связанных с пониманием смыслового содержания учебного материала[5]Развитие языковой личности младшего школьника продолжается средствами предмета «английский язык». Используются следующие средства, формирующие языковую личность на уроке иностранного языка. 1.Технические средства обучения.

Помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Использование видеоматериалов базируется на наглядном восприятии информации, создает прототип иноязычной среды и помогает овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка. Видео является незаменимым пособием там, где надо показать, как то, или иное языковое явление отражает неречевую ситуацию. Применение видеоматериалов способствует повышению качества усвоениязнаний на уроках иностранного языка, позволяет дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях стран, изучаемого языка, и развивает речевую деятельность обучаемых.2.Книгидля чтения.Также выступают как средство формирования языковой личности на уроках, посредством

накопленияи уточнения знаний о культуре страны изучаемого языка, включая знания по истории, географии, литературе и др., поэтому учащимся необходимо читать как можно больше текстов различных научных стилей: литературнохудожественные, научнопопулярные, научные и газетнопублицистические. Содержание прочитанных текстов служит основой для многихупражнений, непосредственно направленных на развитие устной речи –вопросноответные упражнения, пересказы, беседы и дискуссии по прочитанному.На уроках английского языка младшим школьникам предлагается чтение сказок небольшого объема, соответствующего возрастным особенностям.3.Метод проектов. Проектная методика дает учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда. В методе проектов, проект это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала[1]Метод проектов это технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.Метод проектов предоставляет возможность познать особенности функционирования языка и сформировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную, учебную.Проектная деятельность раскрывает перед учителем целый спектр возможностей по работе с младшими школьниками, позволяет использовать метод коллажирования, видео и аудио материалы и т.д. Проектная деятельность не отменяет участия учителя, но вместе с тем способна создавать атмосферу соревнования, что также повышает мотивацию младших школьников. Учитель может представить свой проект в качестве примера для учащихся, тем самым повышая личную мотивацию.Благодаря тому, что проектная деятельность подразумевает тот или иной вид работы с коллективом она повышает внутреннюю мотивацию учащихся, а иногда и внешнюю.

Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.4.Дискуссия. Урокдискуссия –это всегда совместная деятельность учителя и учеников, как личностей, так и субъектов. Главная функция дискуссии –стимулирование познавательного процесса. С помощью дискуссии её участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться с мнением других.Кроме того, урок дискуссия –это организованное педагогом общение группы, содержанием которого является последовательное в рамках учебной темы исследование. Ключевым результатом становятся повышение мотивации к процессу говорения на иностранном языке, формирование языковой личности.

Книги для чтения, видеоматериалы, проекты, «урокдискуссия» способствуют формированию и развитию языковой личности. Использование данных средств формируетв школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать на иностранном языке, а также способность участвовать в межкультурной коммуникации.Для успешного формирования языковой личности младших школьников необходима ориентация учителейпредметников на учебные и личностные возможности учащихся, их непрерывное развитие, а также создание условий для реализации потенциальных возможностей данной личности.Основными элементами формирования языковой личности младшего школьника является использование элементов образовательного процесса, которые позволяют непрерывно включать школьников в коммуникативные ситуации и дают возможность продемонстрировать свою коммуникативные возможности в практической деятельности.

Ссылки на источники1.Бим И.Л.Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. –2009. –№ 1.2.Виноградов В. В. О художественной прозе / В. В. Виноградов // Виноградов В. В. Избр. труды: о языке художественной прозы. М.: Наука, 2012.3.Караулов Ю.Н.Русский язык и языковая личность. –М.: Наука, 2011.4.

Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д.Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. –Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010.5.http://bibliofond.ru/view.aspx?id=605460[Дата обращения 13.04.2015]