Отражение экологической лексики в произведениях башкирских писателей

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абдуллина Г. Р., Нурушева Д. А. Отражение экологической лексики в произведениях башкирских писателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3106–3110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85622.htm.
Аннотация. В статье рассматривается отражение экологической лексики в произведениях башкирских писателей. Анализируются повести, рассказы, стихи современных писателей, поэтов, приводятся примеры на эколексемы. Констатируется, что писатели и поэты в своих произведениях не только призывают человечество к защите окружающей среды, но и используют многочисленное разнообразие экослов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нурушева Диана Амировна,аспирант кафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамакshiriyazdanowa.di@yandex.ru

Абдуллина Гульфира Рифовна,доктор филологических наук, профессоркафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак

Отражение экологической лексики

в произведениях башкирских писателей

Аннотация.В статье рассматривается отражение экологической лексики в произведениях башкирских писателей. Анализируются повести, рассказы, стихи современных писателей, поэтов, приводятся примеры на эколексемы. Констатируется, что писатели и поэты в своих произведенияхне только призывают человечество к защите окружающей среды, но и используют многочисленное разнообразие экослов.

Ключевые слова:башкирский язык, окружающая среда, эколексика, экослова, экологические слова.

Развитие промышленности, торговли и других сфер деятельности нашей общественности значительно отражается в языке любого народа. С каждым днем количество лексем увеличивается, отражением чего являются художественные произведения, в которых имеютместо неологизмы. Башкирский язык также характеризуется образованием все новых слов в области экологии. Показателем данного процесса являются произведения башкирских писателей, журналы и газеты, издаваемые на башкирском языке[1]. Немало авторов затрагивают проблему экологии природы, экологии человека и экологии языка в своих рассказах, стихах, статьях.Так, ЛираЯҡшыбаевав повестях «Бөтәбеҙгә бер Ер шары» («Для всех нас одна планета Земля»), «Вәрәҙекүл аҡсарлағы» («Чайка озера Варазекул»), «Зиләйлүк», «Һынауҙарҙан туҡылған яҙмыш» («Судьба, сложенная из испытаний»), «Ырыҫлытау ыласыны» («Сокол горы Ырыслытау»), «Бәхетең үҙең менән» («Счастье с тобой»)[2] затрагивает проблему бережного отношения к природе, любви к родному краю.

В рассказе «Бөтәбеҙгә бер Ер шары»(«Для всех нас одна планета Земля»)можно обратить внимание на такие эколексемы, как вышкалар‰вышки‱, шахталар ‰шахты‱, карьерҙар ‰карьеры‱: Бөгөн кешелек донъяһы ҡорбанына ҡаҙалған ҡанэскес ас талпанды хәтерләтә. Ҡайҙа ҡарама ‬вышкалар, шахталар, карьерҙар.В произведении автор сравнивает человечество с кровопоглощающим клещом.Вповести«Вәрәҙекүлаҡсарлағы»(«Чайка озера Варазекул»)Фархазыйспасаетстаючаек: Энергетикһөнәренһайлағанүҫмерталмаҫҡанатлыбулыпүҫә, «Башкирэнерго»ныңданлыҡлышәхесенәфиҙаҡәрхеҙмәтеөсөнСоциалистикХеҙмәтГеройыисемебирелә.Впроизведении«Һынауҙарҙантуҡылғаняҙмыш»(«Судьба, сложенная из испытаний»)большоевниманиеуделяетсяэкологииводы(һыуэкологияһы): Ҡаранйылғаныңшифалыһыуын(‰лечебная, полезнаявода‱)эсеп,зирәк аҡыллы, телһөйәр, илһөйәр булып үҫә.

Вповести«Ырыҫлытауыласыны»(«Сокол горы Ырыслытау»)описывается гармония между природойичеловеком. В произведении можно увидеть такие эколексемы, как зилзилә‰землетрясение‱, ерҙедаръяһыуыбаҫыу‰наводнениеводойокеана‱, вулкандаратылыу‰извержение вулканов‱, ер тетрәү‰земля сотрясется, землетрясение‱, ҡоролоҡ ‰засуха‱:Ерасыуланһа,зилзилә, мәхшәр ҡубыр,ерҙедаръяһыуыбаҫыр, вулкандаратылыр, ер тетрәр, ҡоролоҡ, аслыҡ килер.Активным использованиемэкослов Лира Якшыбаева пытается доказать необходимостьохраны окружающей среды.Нияз Салимов в свои стихи вкладывает чувство восхищения, любви к своей Родине. Лирическому герою в его стихах свойственны эмоционально сильные переживания. В сборнике автора «Ураҡ өҫтө»[3] экологии окружающей среды, экологии человека посвященытакие стихи, как «Тайга», «SOS!», «Стәрле заводтары», «Ер пайы», «Милләткәһүҙ», «Ырғыҙ буйы», «Тел ‬хазина», «Ҡуңыҙбаҫты», «Әҙәмҡулында», поэма «Ярғаҙы».Стихотворение «Тайга» НиязСалимов посвящает пожарам, которые происходят каждый год.Автор называет леса легкими земли (ерем үпкәһе). Обратимся к следующему четверостишью:Күпме үлән, күпме кейекЮҡҡа сыға ялҡында.В стихотворении «SOS!»речь идет о катастрофе в океане. Н. Салимов призываетлюдей не только спасти человека от потопления, но и вообще от жизненной бури: Ишет: SOS! SOS!Ҡолаҡһалсы, Кешем,Йөрәгемдең ишет оранын:Миһырбанлыҡ көсөн юғалтмаһаҡ,Беҙ еңербеҙ яҙмыш буранын.В стихе «Стәрле заводтары»(«Заводы Стерли»)поэт говорит о вреде выбросов, отходов завода:Завод геүләй…Газы менәнКүпме йәндеҒазапланы,Өттөйәмде.В поэме «Ярғаҙы»(«Яргазы»)Н. Салимов рассказывает об озере, об экологической ситуации,сложившейся вокруг него, осуждает поступки людей, забывших про природу, привязанных лишь к компьютеру,призывает к помощи.

В этом произведении автор использует такие экослова, как ағыу ‰яд‱, эшкәрттеләр ‰обработали‱, таҙа һыуҙар ‰чистые воды‱, экология афәте ‰экологическая беда‱, нефть ҡатыш боламыҡ ‰болотистая местность с примесью нефти‱, «акулалар» (речь идет о людях, которые уничтожают природные богатства):Иҫкә төшә аяныс хәл:Яҡындағы баҫыуҙыАғыуменән эшкәрттеләр,Килтереп бик асыуҙы…Таҙа һыуҙарбөтөп бара, Бысрана ҡаныбыҙ.Экология афәтеБаҫты бит бөтә илде.Нефть ҡатыш боламыҡтаҮлемянай балыҡҡа.Нәфсе ҡыуып,«акулалар»Эҙләйҙәр һаман емдәр.В книге “Өҙөлгәняпраҡтар («Листва опавшая»)[4] Г. Давледи имеется стих, посвященный экологии языка. В стихотворении «Автограф алыусы ҡыҙға»(«Девушке, берущей автограф»)автор обращается от имени писателей не только к девочке, которая берет автограф у поэта, говоря на «русскобашкирском»языке, но а также ко всему башкирскому народу в целом. Он призывает к изучению своего родного языка:Ниндәй көлөү! Йөрәк үкһей минең:Әсәтелен белмәй балаһы!Киләсәктә шундай әсәләрҙәнХалҡыбыҙға суртым ҡаламы?Проблема экологии языка на сегодняшний день является актуальной.Все больше наблюдается процесс проникновения в лексику башкирского языка варваризмов, ненормативной лексики. Незнание своего родного языка молодым поколением ‬частое явление в наше время. Именно поэтому не только башкирские писатели, но и других народов, призывают соблюдать «этику» своей лексики. Автору стихотворения стыдно за матерей, которые воспитывают своих «таких» сыновей и дочерей. Данная проблема освещается на данный момент многими поэтами. В противном случае незнание языка в дальнейшем может привести к исчезновениюязыка и нации.В поэме «Өҙөлгәняпраҡтар»(«Листва опавшая»)скриком души поэт говорит о том, что больше людей погибают ни за что, об исчезновении красоты природы.В произведении с помощьюэкослов ҡаратөтөн ‰черный дым‱, йәшел ағыу ‰зеленый яд‱ Г. Давледи сравнивает длинные трубы завода с шеей динозавра:Динозавр муйынындай ОҙонторбалызаводҠара төтөнөнборхота,Йәшелағыуынһалып.В описании самого завода и рабочих можно встретить такие эколексемы,как противогаз кейеп йөрөр цехтарҙа ‰цехи, в которых нужно находиться в противогазах‱, һаҫыҡ завод мөрйәһе ‰вонючая заводская труба‱:Противогаз кейеп йөрөрЦехтарҙа‬йәштәр, йәштәр…Йөрө инде һаҡлағандайҺаҫыҡ завод мөрйәһен.В данной поэмеавтор хочет донести до людейто, что необходимо ценить красоту природы, беречь жизнь и здоровье своих близких, несмотря напроцветание ханжеского отношенияко всему. Если каждый будет призывать хотя бы одного человека к «великому поступку», то отношение к окружающему миру, языку изменится в лучшую сторону.

Равиль Бикбаев в поэме «Һыуһаным‬һыуҙар бирегеҙ!»(«Замучила жажда ‬дайте воды!»)[5] описывает экологическую ситуацию в стране. Впроизошедшей экологической катастрофеон винит самого человека и называет их: ҡырағайҙар(дикари, которые уничтожают леса), урман туҙҙырыусы (люди, которые губят лес), ғәмһеҙ әҙәм(беззаботный человек), уйһыҙ әҙәм (человек без мнения, соображения, мыслей), бульдог ирҙәр (мужчиныбульдоги), бушбоғаҙҙар (пустослов),таш бәғер (каменная душа). Изза плохого отношения к водным объектам сохнут реки, озера. Поэт призывает человечество одуматься и направить свои дела в благое русло.Ағыуланған завод быуаһында (отравленный, загрязненный заводской пруд)Сәсәйсәсәй мин дә быуылдым.Р. Бикбаев сравнивает лес с живым существом и процесс уничтожения леса сравнивает с убоем скота. Данное сравнение мы можем увидеть в следующих строках:Төпкөлдәрҙә түгел,АғиҙелдеңЯрына тиклем урман һуйыла.В свою очередь землю автор равняет к коже человека:Кәрәк икән,Ерҙең тиреһен (кожа земли)Тереләй һыҙырып алып,Алдығыҙға килтереп һалырбыҙ…Автор упоминает такие памятники природы, как Шульганташ, Нугуш, реки Караидель, Агидель, горы Шахтау, Уральские горы, Торатау.Впоэмепоэтавстречаютсяследующиеэколексемы: һыуһаҡлағыс‰водохранилище‱, ҡыуғын ‰молевой сплав‱, ҡырғын ‰мор‱, тереклек ‰жизнь‱, ағыуһаҡлағыс‰хранилище ядов, отравы‱, ағыулы мина ‰ядовитая мина‱, йылға быуыу ‰прудить реку‱, нефть ҡыуыу ‰качать нефть‱, һөрөм‰копоть‱, үле даръя ‰мертвая река, море‱, ыулы һыу ‰ядовитая вода‱, һөрөмлө күк ‰небо с копотью‱, перспективаһыҙтел ‰бесперспективный язык‱, перспективаһыҙ ауыл ‰бесперспективная деревня‱, ағыулы ләм ‰ядовитый ил‱, ыуағыу ‰яд, отрава‱, бысранған тулҡындар‰грязные волны‱, Кама ГЭСы ‰Камский ГЭС‱, ағыуланған ямғыр ‰ядовитый дождь‱.Про молевой сплав автор отзывается негативно, говоря о том, что дерево, которое потонуло,является ядовитой миной для всего живого в реке. Весь этот процесс превращается в мор для рыб:Ҡыуғынкилгән, ҡыуғынкилер.Ҡыуғынкилмәҫ, ҡырғынкилер.Һыутөбөнә батҡан ағас ‬

Ағыулыбер минаһымаҡ ‬

Йылғалағы тереклекте Шартлатасаҡ.Равиль Бикбаев называет водохранилище хранилищем отравы:Яңы һыуһаҡлағыстөҙөйбөҙ тип,Төҙөйбөҙ бит ағыу һаҡлағыс.«Прудить реку все равно, что душить себя», говорит автор в поэме:Ағиҙелдегенә быумайбыҙ бит,Үҙебеҙҙеүҙебеҙ быуабыҙ.Поэт в произведении говорит не только о водных объектах, лесах республики, но и о горах. Как уходятлюди, так и горы тоже исчезают с лица земли:Исчезает Шахтау, взрыв… Только Торатау лишь помнит,Какраньше возвышалась она. Как умирающий солдат,исчезает гора.Также Р. Бикбаев ведет речь о городе Стерлитамаке, о воздухе в городе, о заводах, загрязняющих окружающую среду:Стәрленән төтөн, йылға булып,Туғайыңа һылаша, Һәләүек!Город кричит об ожидаемом светлом будущем среди копоти и ядовитой воды, мертвой реки:Һөрөмаша ҡала оран һала,Булырмы тип көнөм яҡтыраҡ.Әалыҫта заводтарҙан сыҡҡанҮледаръяята ялтырап.Был һөрөмлөкүккә, ыулы һыуғаНисә йылдар ғәмһеҙ ҡараныҡ.В следующей части произведения поэт рассматривает проблему экологии языка. “Какойто “интеллигент”пришел к выводу, что имеются бесперспективные деревни и бесперспективные языки”, ‬сокрушается Р.Бикбаев. Изза всего этого исчезают целые деревни, исчезают языки:Илдең шәжәрәһен юймаҡ булдыБәғзе интеллигентзыялы.Перспективаһыҙ ауылдарҙы,Перспективаһыҙ телдәрҙеУйлап тапҡан өсөн ҡарғамайыҡ,Сәпәмәйек әллә кемдәрҙе.В то же время автор призывает винить не только этих самых “интеллигентов”в исчезновении деревень, интереса к изучению родного языка, ведь когдато и другие поддержали ихмнение.Далее поэт приводит разговор трех башкирских рек Агидели, Караидели и Дима. Каждая из нихжалуется на ядовитость, грязь своих вод:Күпме бысраҡ төшә аҙбарҙарҙан,Күпмеағыуаға баҫыуҙан.Тик бысранған тулҡындарымменәнҠағылырғаһеҙгә тартынам.Нужно отметить, что Равиль Бикбаев написал поэму «Һыуһаным‬һыуҙар бирегеҙ!» в 1988 году. Прошло 27 лет с тех пор, но ситуация в Республике Башкортостан, к сожалению, остается такой же...Башкирские поэты, писатели, журналисты призывают человечество Земного шара к гуманному отношению к своей планете. Описывая ситуации катастрофического характера, они надеются, что человек возьмется за уми начнет оберегать природу, свой язык. 2013 год в Башкортостане был объявлен Годом охраны окружающей среды. Проведено множество мероприятий, написанобольшое количество статей, книг, произведений об охране окружающей среды. Но необходимо помнить, что только этим годом не заканчивается сама экология. Каждый год в Башкортостане в целом должен быть посвящен охране родного края.Обобщая, отметим, что благодаря произведениям экологической тематики появляется возможность обогащения языка и пополнения башкирской лексикиновыми экословами. Конечно, отрадно видеть, что большое количество стихов, рассказов, повестей, поэм, посвященных экологии,с каждым годом пополняет фонд башкирской литературы. С другой стороны, это и настораживает...

Ссылки на источники1.Нурушева Д.А., Абдуллина Г.Р. Эколексемы в башкирском языке (обзор лексикографических источников) // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Матер. Всерос. науч.практ.конф. ‬Сибай, 2015. ‬С.3941.2.Яҡшыбаева Л. Бөтәбеҙгә бер Ер шары. ‬Өфө: Китап, 2013. ‬362 б.3.Сәлимов Н. Ураҡ өҫтө: шиғырҙар. ‬Өфө: Китап, 2008. ‬208 б.4.Дәүләди Ғ. Өҙөлгән япраҡтар. ‬Өфө: Китап, 2002. ‬200 б.5.БикбаевР. Ай күргәндәй, ҡояш алғандай. ‬Өфө: Китап, 1998. ‬544 б.