Cущность конструктивно-проектировочной деятельности учителя музыки
Выпуск:
ART 85621
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мавродина
Ю.
Н. Cущность конструктивно-проектировочной деятельности учителя музыки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3101–3105. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85621.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сущность конструктивно-проектировочной деятельности как одного из основных видов профессиональной деятельности учителя музыки. Автор приводит имена известных педагогов, педагогов-музыкантов, учёных, исследования которых посвящены вопросам профессиональной деятельности как педагогов в целом, так и учителей музыки в частности. В статье автор пытается обозначить основные этапы конструктивно-проектировочной деятельности учителя музыки, а также выявить специфику данного вида профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Ключевые слова:
учитель музыки, профессиональная деятельность учителя, музыкально-педагогическая деятельность, конструктивно-проектировочная деятельность, этапы конструктивно-проектировочной деятельности
Текст статьи
Мавродина Юлия Николаевна,старший преподаватель кафедры музыкального образования ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгородjulia.mavrodina@yandex.ru
Cущностьконструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки
Аннотация. В статье рассматривается сущность конструктивнопроектировочной деятельности как одного из основных видов профессиональной деятельности учителя музыки. Автор приводит имена известных педагогов, педагоговмузыкантов, учёных, исследования которых посвящены вопросам профессиональной деятельности как педагогов в целом, так и учителей музыки в частности. В статье автор пытается обозначить основные этапы конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки, а также выявить специфику данного вида профессиональной деятельности педагогамузыканта.Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя, музыкальнопедагогическая деятельность, конструктивнопроектировочная деятельность, учитель музыки, этапы конструктивнопроектировочной деятельности.
За последнее время отношение к педагогическому труду значительно изменилось. Среди профессиональных качеств учителя приоритет отдаётся умению самостоятельно осознавать, оценивать, проектировать, а также конструировать учебновоспитательный процесс. Особенно это актуально на современном этапе модернизации образования, когда изменяются стандарты, появляются новые учебные программы, разрабатываются инновационные педагогические технологии для совершенствования образовательного процесса, расширяются возможности для педагогического поиска, творчества. И от учителя всё чаще требуется выстраивать свою профессиональнопедагогическую деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в системе образования.Большое значение в формировании профессионально грамотного, творчески активного учителя, ориентирующегося в различных системах образования и способного к постоянному самообразованию, приобретает конструктивнопроектировочная деятельность. Многие исследователи в области профессиональной подготовки учителей рассматривали вопросы, связанные с конструктивнопроектировочной деятельностью: её сущностью, содержанием, принципами и т.д.Так, основоположником понятия теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С.Макаренко, который был противником спонтанных процессов в педагогике. А.В. Сухомлинский большое значение придавал анализу педагогических ситуаций, корректируя и оптимизируя все составные части учебновоспитательного процесса.М.Н.Яковлев детально разработал технику коллективообразования и урока. В.В.Краевский полагал, что конечная цель всей научной работы в области педагогики –разработка наиболее эффективных систем обучения и воспитания, то есть работа по обоснованию педагогических проектов [1].Начиная с 90х годов ХХ века, происходит всё большее развитие теории и практики педагогической конструктивнопроектировочной деятельности, которое находит отражение в исследованиях В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Л.И. Гурье, И.Ф. Исаева, И.А. Колесниковой, В.А. Сластёнина и др.Что же подразумевается под понятием «конструктивнопроектировочная деятельность» учителя? «Конструктивнопроектировочная деятельность –это формирующаяся помимо предметнодисциплинарных знаний и способов мышления специально осваиваемая педагогом реальность организации образовательного процесса, которая имеет определенные уровни становления» [2]. Сущность данного вида профессиональной деятельности учителя состоит в том, что он является не просто подготовительнымэтапом в планировании педагогических ситуаций, а представляет собой некоторую «виртуальную реальность», которая может воплотиться благодаря ряду условий и усилий, организуемых учителем и учащимися. Это деятельность связана с постановкой педагогической цели, проектированием педагогических ситуаций, с отбором, композицией учебного материала и планированием учебновоспитательного процесса. Следовательно, она включает в себя перспективное и текущее планирование процесса обучения и воспитания, отбор и распределение учебного материала, планирование деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке.Что же касается рассмотрения вопросов, связанных с конструктивнопроектировочной деятельностью учителя музыки, то анализ психологопедагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что данная проблема не являлась до настоящего времени объектом специального исследования. Отдельные её аспекты рассматривались в работах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.А. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, Е.В.Николаевой, Б.С. Рачиной, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр и др., но при этом остаются не исследованными содержание, специфика, сущность и другие компоненты конструктивнопроектировочной деятельности педагогамузыканта.Отличительной особенностью конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки является то, что процесс музыкального образования школьников в отличие от других школьных дисциплин, преимущественно носит воспитательный характер, в его основе –формирование личности ребёнка, его внутреннего мира, эмоций, чувств.Основываясь на принципах педагогики музыкального образования, в конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки можно выделить два направления: технологическое и художественное. Технологическая направленность основывается на общедидактических принципах, что объединяет данную деятельность учителя музыки с деятельностью других педагоговпредметников. Художественная направленность способствует формированию профессиональной деятельности учителя музыки как особой деятельности педагога в области искусства.Конструктивнопроектировочная деятельность учителя музыки –это не только деятельность педагога, это ещё и процесс последовательно изменяющихся состояний, подразумевающий определение новых целей и задач, смену видов деятельности, выбор новых методов и приёмов, систематическое обновление музыкального материала и т.д. Логично продуманная учителем музыки организация конструктивнопроектировочных действий позволяет достигать цели и реализовывать задачи музыкального образования с более высокими результатами,отвечая требованиям и интересам всех участников учебновоспитательного процесса.Рассмотрим этапы реализации конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки. В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходык выделению этапов реализации конструктивнопроектировочной деятельности. Мы остановимся на определении следующих этапов: подготовительный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, коррекционный этап.Подготовительный этап–это этап, задачей которого является создание благоприятных условий для реализации проекта в целом: его психологопедагогического, методического, организационного, материальнотехнического обеспечения. Данный этап содержит такие элементы конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки, как диагностика педагогической ситуации, выявление проблемы, целеполагание, моделирование педагогического объекта, программирование и планирование хода проекта, выбор дидактического инструментария (видов музыкальнопрактической деятельности, приёмов и методов музыкального образования).По окончании подготовительного этапа следует этап реализации проекта.Он представляет собой апробацию продукта конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки, позволяющую апробировать созданную педагогическую модель, как в первоначальных условиях, так и в вариативных. Примером может служить разработанный сценарный план урока, который впоследствии можно реализовывать в разных школах, классах, в исполнении разных учителей.Результативность данного этапа напрямую зависит от того, насколько полно был осуществлён предыдущий этап. Большое значение на данном этапе имеет принцип обратной связи. Он заключается в умениях учителя музыки критически относиться к своим действиям, применять специальные процедуры и приёмы, позволяющие контролировать процесс музыкального образования школьников. На данном этапе велика роль педагога в умении управлять целевой и программной базой реализации проекта.Осуществление проекта является социальным актом, поэтому он должен быть реализован в общественных условиях: группы, класса, школы, исполнительского коллектива и т.д. Также важным условием реализации проектируемого продукта является его соответствие эталонному варианту, что способствует достижению высокого педагогического и эмоционального эффекта проекта.К действиям, составляющим основу данного этапа, относятся: уточнение целей и задач, разработка действий каждого участника проекта, пошаговое выполнение запланированных в рамках проекта действий.Следующим этапом конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки является рефлексивный этап,являющийся завершающим в процессе воплощения первоначального замысла. Данный этап направлен на оценивание хода проекта, соответствия итогов проекта его первоначальному замыслу, его результата (качество проектируемого продукта, перспективы использования продукта и развития проекта, качество взаимодействий участников проекта и т.д.). На данном этапе конструктивнопроектировочной деятельности необходима также разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений. Это могут быть различные варианты технологии рефлексии, и учителю предстоит выбрать, каким из них воспользоваться в том или ином случае.Этапом, завершающим конструктивнопроектировочную деятельность учителя музыки, является коррекционный этап, который следует после получения представления о проекте и оценки результатов. Данный этап необходим в случае получения педагогического продукта, не соответствующего первоначальному замыслу. Итогом коррекционного этапа может быть внесение изменений в текущий проект, переход к новому проекту, интеграция с другими проектами и т.д.Примером конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки может служить его деятельность по подготовке к уроку, которая заключается в следующих действиях:моделирование художественнопедагогической идеи;определение темы урока, его типа, вида, цели и задач;формирование музыкального материала для слушания, исполнения и других видов деятельности учащихся в соответствии с целевыми установками урока;
освоение учителем музыкального материала (предварительное прослушивание, анализ, исполнение);
осмысление содержания, идеи, образного мира музыкальных произведений, слушаемых на уроке;
исследование теоретического материала урока, выделение наиболее значимых фактов, аспектов, деталей;
формирование материала, способствующего обогащению и конкретизации восприятия художественного образа произведений (стихотворения, цитаты, репродукции произведений изобразительного искусства, видеоматериалы и т.д.);
выбор оптимальных приёмов, методов работы, педагогических технологий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности учителя музыки, а также результативности учебной деятельности школьников, их самостоятельности и активности на уроке музыки;
структурирование урока, определение хронометража каждого этапа урока;
конструирование урока с учётом чередования видов музыкальнопрактической деятельности учащихся: вокальнохоровой работы, восприятия музыки, пластического интонирования, импровизации, музицирования и т.д.;
рефлексивный анализ модели урока с целью проецирования его темы и материала на определённый коллектив учащихся с учётом их возрастных особенностей, музыкальных и творческих способностей, интересов;
коррекция проектируемого продукта в случае несоответствия первоначальному замыслу;
оформление данного педагогического проекта в виде планаконспекта, сценарного плана или сценария урока музыки, представляющего собой результат конструктивнопроектировочной деятельности учителя по воплощению художественнопедагогической идеи в соответствующей драматургии урока.Итак, любую деятельность учителя музыки и учащихся предваряет конструктивнопроектировочная деятельность. От умения учителя правильно организовывать этапы данного вида профессиональной деятельности зависит успешная результативность процесса музыкального образования школьников. Этапы проектированияпедагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до её внедрения.В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки учащихся, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования [3].
Ссылки на источники1.Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие / Л.И. Гурье. –Казан. гос. технол. унт. –Казань, 2004. 2.Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3е изд. / В.Я. Ляудис. –М.: Издво УРАО, 2000.3.Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш.учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. ГорчаковаСибирская /Под ред. И.А. Колесниковой. –М: Издательский центр «Академия», 2005.
Cущностьконструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки
Аннотация. В статье рассматривается сущность конструктивнопроектировочной деятельности как одного из основных видов профессиональной деятельности учителя музыки. Автор приводит имена известных педагогов, педагоговмузыкантов, учёных, исследования которых посвящены вопросам профессиональной деятельности как педагогов в целом, так и учителей музыки в частности. В статье автор пытается обозначить основные этапы конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки, а также выявить специфику данного вида профессиональной деятельности педагогамузыканта.Ключевые слова: профессиональная деятельность учителя, музыкальнопедагогическая деятельность, конструктивнопроектировочная деятельность, учитель музыки, этапы конструктивнопроектировочной деятельности.
За последнее время отношение к педагогическому труду значительно изменилось. Среди профессиональных качеств учителя приоритет отдаётся умению самостоятельно осознавать, оценивать, проектировать, а также конструировать учебновоспитательный процесс. Особенно это актуально на современном этапе модернизации образования, когда изменяются стандарты, появляются новые учебные программы, разрабатываются инновационные педагогические технологии для совершенствования образовательного процесса, расширяются возможности для педагогического поиска, творчества. И от учителя всё чаще требуется выстраивать свою профессиональнопедагогическую деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в системе образования.Большое значение в формировании профессионально грамотного, творчески активного учителя, ориентирующегося в различных системах образования и способного к постоянному самообразованию, приобретает конструктивнопроектировочная деятельность. Многие исследователи в области профессиональной подготовки учителей рассматривали вопросы, связанные с конструктивнопроектировочной деятельностью: её сущностью, содержанием, принципами и т.д.Так, основоположником понятия теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С.Макаренко, который был противником спонтанных процессов в педагогике. А.В. Сухомлинский большое значение придавал анализу педагогических ситуаций, корректируя и оптимизируя все составные части учебновоспитательного процесса.М.Н.Яковлев детально разработал технику коллективообразования и урока. В.В.Краевский полагал, что конечная цель всей научной работы в области педагогики –разработка наиболее эффективных систем обучения и воспитания, то есть работа по обоснованию педагогических проектов [1].Начиная с 90х годов ХХ века, происходит всё большее развитие теории и практики педагогической конструктивнопроектировочной деятельности, которое находит отражение в исследованиях В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Л.И. Гурье, И.Ф. Исаева, И.А. Колесниковой, В.А. Сластёнина и др.Что же подразумевается под понятием «конструктивнопроектировочная деятельность» учителя? «Конструктивнопроектировочная деятельность –это формирующаяся помимо предметнодисциплинарных знаний и способов мышления специально осваиваемая педагогом реальность организации образовательного процесса, которая имеет определенные уровни становления» [2]. Сущность данного вида профессиональной деятельности учителя состоит в том, что он является не просто подготовительнымэтапом в планировании педагогических ситуаций, а представляет собой некоторую «виртуальную реальность», которая может воплотиться благодаря ряду условий и усилий, организуемых учителем и учащимися. Это деятельность связана с постановкой педагогической цели, проектированием педагогических ситуаций, с отбором, композицией учебного материала и планированием учебновоспитательного процесса. Следовательно, она включает в себя перспективное и текущее планирование процесса обучения и воспитания, отбор и распределение учебного материала, планирование деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке.Что же касается рассмотрения вопросов, связанных с конструктивнопроектировочной деятельностью учителя музыки, то анализ психологопедагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что данная проблема не являлась до настоящего времени объектом специального исследования. Отдельные её аспекты рассматривались в работах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.А. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, Е.В.Николаевой, Б.С. Рачиной, Н.М.Черноиваненко, Л.В.Школяр и др., но при этом остаются не исследованными содержание, специфика, сущность и другие компоненты конструктивнопроектировочной деятельности педагогамузыканта.Отличительной особенностью конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки является то, что процесс музыкального образования школьников в отличие от других школьных дисциплин, преимущественно носит воспитательный характер, в его основе –формирование личности ребёнка, его внутреннего мира, эмоций, чувств.Основываясь на принципах педагогики музыкального образования, в конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки можно выделить два направления: технологическое и художественное. Технологическая направленность основывается на общедидактических принципах, что объединяет данную деятельность учителя музыки с деятельностью других педагоговпредметников. Художественная направленность способствует формированию профессиональной деятельности учителя музыки как особой деятельности педагога в области искусства.Конструктивнопроектировочная деятельность учителя музыки –это не только деятельность педагога, это ещё и процесс последовательно изменяющихся состояний, подразумевающий определение новых целей и задач, смену видов деятельности, выбор новых методов и приёмов, систематическое обновление музыкального материала и т.д. Логично продуманная учителем музыки организация конструктивнопроектировочных действий позволяет достигать цели и реализовывать задачи музыкального образования с более высокими результатами,отвечая требованиям и интересам всех участников учебновоспитательного процесса.Рассмотрим этапы реализации конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки. В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходык выделению этапов реализации конструктивнопроектировочной деятельности. Мы остановимся на определении следующих этапов: подготовительный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, коррекционный этап.Подготовительный этап–это этап, задачей которого является создание благоприятных условий для реализации проекта в целом: его психологопедагогического, методического, организационного, материальнотехнического обеспечения. Данный этап содержит такие элементы конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки, как диагностика педагогической ситуации, выявление проблемы, целеполагание, моделирование педагогического объекта, программирование и планирование хода проекта, выбор дидактического инструментария (видов музыкальнопрактической деятельности, приёмов и методов музыкального образования).По окончании подготовительного этапа следует этап реализации проекта.Он представляет собой апробацию продукта конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки, позволяющую апробировать созданную педагогическую модель, как в первоначальных условиях, так и в вариативных. Примером может служить разработанный сценарный план урока, который впоследствии можно реализовывать в разных школах, классах, в исполнении разных учителей.Результативность данного этапа напрямую зависит от того, насколько полно был осуществлён предыдущий этап. Большое значение на данном этапе имеет принцип обратной связи. Он заключается в умениях учителя музыки критически относиться к своим действиям, применять специальные процедуры и приёмы, позволяющие контролировать процесс музыкального образования школьников. На данном этапе велика роль педагога в умении управлять целевой и программной базой реализации проекта.Осуществление проекта является социальным актом, поэтому он должен быть реализован в общественных условиях: группы, класса, школы, исполнительского коллектива и т.д. Также важным условием реализации проектируемого продукта является его соответствие эталонному варианту, что способствует достижению высокого педагогического и эмоционального эффекта проекта.К действиям, составляющим основу данного этапа, относятся: уточнение целей и задач, разработка действий каждого участника проекта, пошаговое выполнение запланированных в рамках проекта действий.Следующим этапом конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки является рефлексивный этап,являющийся завершающим в процессе воплощения первоначального замысла. Данный этап направлен на оценивание хода проекта, соответствия итогов проекта его первоначальному замыслу, его результата (качество проектируемого продукта, перспективы использования продукта и развития проекта, качество взаимодействий участников проекта и т.д.). На данном этапе конструктивнопроектировочной деятельности необходима также разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений. Это могут быть различные варианты технологии рефлексии, и учителю предстоит выбрать, каким из них воспользоваться в том или ином случае.Этапом, завершающим конструктивнопроектировочную деятельность учителя музыки, является коррекционный этап, который следует после получения представления о проекте и оценки результатов. Данный этап необходим в случае получения педагогического продукта, не соответствующего первоначальному замыслу. Итогом коррекционного этапа может быть внесение изменений в текущий проект, переход к новому проекту, интеграция с другими проектами и т.д.Примером конструктивнопроектировочной деятельности учителя музыки может служить его деятельность по подготовке к уроку, которая заключается в следующих действиях:моделирование художественнопедагогической идеи;определение темы урока, его типа, вида, цели и задач;формирование музыкального материала для слушания, исполнения и других видов деятельности учащихся в соответствии с целевыми установками урока;
освоение учителем музыкального материала (предварительное прослушивание, анализ, исполнение);
осмысление содержания, идеи, образного мира музыкальных произведений, слушаемых на уроке;
исследование теоретического материала урока, выделение наиболее значимых фактов, аспектов, деталей;
формирование материала, способствующего обогащению и конкретизации восприятия художественного образа произведений (стихотворения, цитаты, репродукции произведений изобразительного искусства, видеоматериалы и т.д.);
выбор оптимальных приёмов, методов работы, педагогических технологий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности учителя музыки, а также результативности учебной деятельности школьников, их самостоятельности и активности на уроке музыки;
структурирование урока, определение хронометража каждого этапа урока;
конструирование урока с учётом чередования видов музыкальнопрактической деятельности учащихся: вокальнохоровой работы, восприятия музыки, пластического интонирования, импровизации, музицирования и т.д.;
рефлексивный анализ модели урока с целью проецирования его темы и материала на определённый коллектив учащихся с учётом их возрастных особенностей, музыкальных и творческих способностей, интересов;
коррекция проектируемого продукта в случае несоответствия первоначальному замыслу;
оформление данного педагогического проекта в виде планаконспекта, сценарного плана или сценария урока музыки, представляющего собой результат конструктивнопроектировочной деятельности учителя по воплощению художественнопедагогической идеи в соответствующей драматургии урока.Итак, любую деятельность учителя музыки и учащихся предваряет конструктивнопроектировочная деятельность. От умения учителя правильно организовывать этапы данного вида профессиональной деятельности зависит успешная результативность процесса музыкального образования школьников. Этапы проектированияпедагогической деятельности наглядно показывают, как производится постепенный переход от возникновения идеи до её внедрения.В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки учащихся, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования [3].
Ссылки на источники1.Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие / Л.И. Гурье. –Казан. гос. технол. унт. –Казань, 2004. 2.Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3е изд. / В.Я. Ляудис. –М.: Издво УРАО, 2000.3.Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш.учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. ГорчаковаСибирская /Под ред. И.А. Колесниковой. –М: Издательский центр «Академия», 2005.