Электоральный протест как один из источников общественного несогласия в современном российском обществе (на примере Иркутской области)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хохлова О. М. Электоральный протест как один из источников общественного несогласия в современном российском обществе (на примере Иркутской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3221–3225. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85645.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития законодательных инициатив в современном российском обществе, выражению общественного несогласия на выборах, а также объекту особого внимания органов законодательной власти и общественности Иркутской области – региональному электоральному протесту.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хохлова Ольга Михайловна,кандидат философских наук, доцент кафедры таможенное дело и правоведение ФГБОУ ВПО «Иркутского государственного университета путей сообщения», г. Иркутскchochlovaolga17@mail.ru

Электоральный протест как один из источников общественного несогласияв современном российском обществе

(на примере Иркутской области)

Аннотация.Статья посвящена вопросам развития законодательных инициатив в современном российском обществе, выражению общественного несогласия на выборах, а также объекту особого внимания органов законодательной власти и общественности Иркутской области –региональному электоральному протесту.Ключевые слова:выборы, электоральный протест, местное самоуправление, согласие, несогласие, современное общество.

Запоследние 20 лет в современной России возникла острая необходимость исследования«протестного движения»,в том числе, одной из его разновидностей

«электорального протеста», способного сформироватьсякак универсальная формавыражения недовольства различных социальных групп.Электоральный протест способен обострить недовольство к власти, к отдельным депутатам или партиям. Такие изменения в современнойроссийскойдействительностинеобходимо учитывать в условиях напряженной социальноэкономической ситуациидля того,чтобы избежать неблагоприятных последствий.

В периоды нестабильной ситуации в обществе необходимо быть в курсесобытий, преобладающихнастроений и мненийчленов общества, а также намерений отдельныхсоциальных групп к различным формам выражения своего несогласия и недовольства, аполитических партийи оппозиционно настроенных лидеров, способных направитьситуацию к социальному взрыву, массовому развитию протестного движения, формирующегосяиз множества региональных и локальных протестных движений. Поэтому, изучение выражения общественного несогласия в современных российских реалияхдолжно стать объектом особого внимания органов законодательной и исполнительной власти, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций.Электоральный протест неразрывно связан с проявлениями социального недовольства, несправедливого распределения материальных благи социальноэкономического положения субъекта в обществе, поэтому на любом уровне выборов возможно проявление электорального несогласия, особенно яркоон способенпроявляться в периоды реформ исоциальноэкономических кризисов.По мнению А.Е. Кащаева, конфликт неустранимое из сферы общественных отношений социальное явление. Конфликты во все времена актуализировали внимание к проблемам социальных отношений и ценностей, они присущи каждой исторической эпохе, пронизывают и определяют структуру и направление жизнедеятельности каждого общества, этноса, социального института, социальной группы, индивида[1, С. 14]. Социальная структура в России, до сих пор переживающая процесс реконструкциии представляющаяотражение затянувшихся трансформационных процессов, отразившихсянакачествежизни россиян, особенно ярко проявляется в разрезе территорий: структура доходов населения небольшогогорода или поселкавыглядит гораздо хуже, чем в средние показателипо России. Поэтому, можно сделать вывод, что трансформация стратификационной структуры в современной России является незавершенной, нестабильной, что отчетливо показал мировой экономический кризис. Протест (от лат. protestor

публично доказываю) –возражение[2],индивидуальные или коллективные публичные действия, с целью показа неприятия, неодобрения тех или иных решений или действий (личности, организации, власти, общества), который может выражаться в рамках правовых действий и антиконституционными действиями.Любой протест всегда возражение, заявленное несогласие, отрицание, сопротивление. Социальный же протест протест, направленный против социального неравенства, проблем, господствующихв обществе, способный при определенных условиях перерасти в политическийпротест, в том числе, электоральный. Социологическими исследованиями, проведенными в нашем регионе за последние 10 лет выявлено, что наиболее популярными формами участия в протестном движении жителей региона являются пикеты и митинги. Крайне редко: перекрытие дорог и голодовки, последняя массовая голодовка была применима в апреле 2010 г. иркутскими авиадиспетчерами, поддержавшими всероссийскую акцию протеста. 21 мая 2010 г. в Иркутске прошел митинг в защиту Байкала (около 1000 чел.). Требование, с которым обратились собравшиеся к президенту и губернатору отмена Постановления № 1 от 13.01.2010 г., снимающего запрет на сброс опасных отходов ЦБК в Байкал, не допустить повторный запуск опасного производства.Российская традиция разрешения конфликтных ситуаций существенно отличается отамериканской и западноевропейской. Последние ориентированы на переговоры и компромисс, в российском варианте высшей ценностью является борьба до победы, независимо от неблагоприятных последствий. Это объясняется особенностями исторического развития России, в которой веками сохранялись наиболее тяжелые формы крепостной зависимости, политического, национального гнета самодержавия, боязнь реформ и неспособность правящего класса к обновлению. Следствия для социальнополитической жизни абсентеизма разновидности «тихого» протеста более значимы, чем бурная митинговая активность [3, С. 49]. Анализ экспертов показывает, что около 20 % избирателей охватывает так называемое протестное электоральное поле, которое весьма неоднородно, не имеет четкой политической ориентации [4, С. 17].Итоги голосований позволяют оценить колоссальную социальную пассивность основной массы жителей России. Такова глубинная социальнопсихологическая основа регулярно воспроизводящегося парадокса электоральной стабильности. Воснове сознательной мотивации абсентеизма лежит не только недоверие к конкретным партиям и лидерам, но главным образом предубеждение населения против политики в целом. Причины абсентеизма российского избирателя лежат и в снижении роли представительных органов власти, распаде социальных связей и отчуждении от политики. Наибольшее число аполитичных людей встречается среди беднейших слоев общества [5]. Абсентеизм вполне можно считать особым видомполитического протеста.Тем не менее,значительной части населения не свойственно активное участие в политической жизни, включенность россиян в какиелибо политические организации и процессы на протяжении десятков лет сформировала определенный тип личности –конформиста.Одной из характерных черт современного российского политического менталитета является низкий уровень доверия ко всем органам государственной власти, политическим институтам и организациям. Модели протеста только на поверхности являются безразличными к менталитету. На самом деле они имеют глубинную социокультурную основу.Состояние протестного движения в современной России на первый взгляд выглядит парадоксально. С одной стороны, налицо все основные предпосылки, наличие которых объективно запускает механизм протестного поведения: фактическое ухудшение материального благополучия основной массы российского населения и депривационные факторы, т. е. субъективное чувство недовольства по отношению к настоящему, вызванное увеличением разрыва между ожиданиями, надеждами и возможностями их реального осуществления. Вероятность обращения к протесту растет и в связи с состоянием самой политической среды, поскольку она не обеспечивает вовлеченности в политику, реального соучастия в принятии политическихрешений и ответственности за их осуществление.Государственной задачей и основнойфункцией является: предупреждение конфликтов,урегулирование и разрешение их в целях сохранения социального мира и стабилизации политической власти на всех уровнях. Эти социальные задачи и функции призваны реализовать соответствующие органы государственной власти на федеральном и региональном уровне субъектов. К числу второстепенных задач можно отнести: выявление причин и условий возникновения конфликтов в сфере социальнотрудовых отношений,анализ и прогнозное социальное проектирование развития взаимоотношений субъектов трудовых отношений. Таким образом, на политическую систему оказывается косвенное влияние, поскольку акции протеста вынуждают политических лидеров и государственных деятелей искать способы корректировки технологий управления. Исследование, проведенное в Иркутске накануне выборов мэра 2010года показало, что уровень доверия к большинству российских общественных институтовостается невысоким, причем в наименьшей степени доверяют политическим партиям 28 %. В целом политическая система российского общества устраивает менее четверти иркутян, в то время как большинство56 % признает необходимость ее реформирования. Около трети населения допускает возможность массовых акций протеста против роста цен и падения уровня жизни. Показатель протестного потенциала в 2010 г. составил38 %. Это говорит о том, что более трети опрошенных готовы защищать свои интересы: выйти на митинг, демонстрацию, участвовать в акциях протеста.Необходимо отметить, что за короткий отрезок времени протестный потенциал существенно увеличился. Для сравнения, в 2009 г. данный показатель был равен19 % респондентов.Необходимо отметить высокий уровень электорального протеста на выборах мэра города Иркутска в марте2010г. Политическим поражением главы Иркутской области и правящей партии назвали эксперты и политологи победу представителя от КПРФ В. Кондрашова. За В.Кондрашова проголосовали 62,32 % избирателей. Кандидат от ЕР, эксмэр Братска С. Серебренников, набрал 27,21 %. По мнению политологов, глава региона не просчитал возможности протестного голосования. Наблюдатели отмечают, что на результатах сказалось чрезмерное давление власти на избирателей. Назовем несколько причин, по которым потерпели политическое поражение«Единая Россия» и губернатор Д. Мезенцев: 1)кандидатура Серебренникова, представителя ЕР изначально была ошибочноопределена губернаторомдля выдвижения;2)

сыграла роль местная специфика: между Иркутском и Братском существуют конкурентные отношения. Ставка была сделана на то, что особой конкуренции не будет;3)местная элита затаила обиду, что не учли ее мнение. Но рисковать, идти против губернаторского кандидата не стали. Эти лозунги подхватил Романов, очень большую роль в победе Кондрашова сыграл именно он. Когда

Романов был снят, население активизировалось в сторону единственного оставшегося конкурента –В. Кондрашова. Результаты выборов мэра Иркутска протестное голосование. Главная причина поражения –это то, что было организовано давление на горожан (в том числе, с использованием образа иркутского губернатора на баннерах и рассылкой писем без обратного адреса и без строки «оплачено из избирательного фонда», в которых предлагали голосовать за Серебренникова. Итоги выборов в Иркутске можно назвать политическим поражением Д. Мезенцева и партии «Единая Россия».Главой региона проведен анализ ошибок, допущенных в этой избирательной кампании. Считаем, что не учтеныбыли и политические последствия, результаты выборов не означают, что в Иркутске 63 % избирателей являются сторонникамиКПРФили разделяют коммунистические устремления. КПРФ на данный момент явилась одной из сильных, способных составить конкуренцию оппозиций. Именно оппозиционный электоральный протест и был заявлен иркутянами. Необходимо отметить, что потенциал протеста, заданный Иркутском во многом активизировал общероссийскую электоральную протестную деятельность. Волна протестных выборов прокатилась впоследствии не только по нашему региону, нои по всей России. Назовем особенности регионального протестного движения:1)Высокий уровень электорального протеста;2)Социальные проблемы больших групп населения;3)Характер трудовых отношений в условиях кризиса, негативно отразился на положении работающих (увольнения, сокращения, вынужденные отпуска и т. д.).4)Объединения отдельных (чаще всего отраслевых) профсоюзов создает возможности для мощного потенциала протестного движения;5)Происходит распространение протестной активности на непромышленные предприятия (транспорт, образование, здравоохранение);6)Происходит формирование институционализациипротестного регионального движения;7)В ходе принятия управленческих решений региональные власти не всегда учитывают общественное мнение;8)Нарушение законных прав и интересов граждан;9)Высокий уровень социальной дифференциации;10)Оскудение регионального бюджета, связанное с остановкой ряда градообразующих предприятий области;11)Высокий уровень безработицы в регионе;12)Высокий уровень образованности населения в столице региона;13)Наличие общественных организаций и объединений;14)Руководство протестным движением областным комитетом КПРФ;15)Дотации центра.В.В. Путин вдекабре 2013 года поставил задачу проведения реформы местного самоуправления. Госдума приняла закон о реформе местного самоуправления, в котором дополнилак уже существующим еще одну форму организации местного самоуправления –городской округ с внутригородским районным делением. Таким образом депутатамбыла данавозможность контролировать деятельность внутригородской районной администрации. В крупных городах было решено вернуться к районному делению, увеличив число городских депутатов. Целью реформыявлялось затруднениепроникновенияво власть местных олигархов, приближение органов власти к народу, повышение их ответственности перед избирателями и усиление депутатского контроля.Результаты выборов городской Думы 14 сентября 2015 года прошли уже по новому закону, явка была крайне низкая, широко применялся административный ресурс для зачистки неугодных депутатов и партий.

После избрания городской Думы г. Иркутска принимается закон, согласно которому прямые выборы мэра отменяются, главой местного самоуправления становится депутат Гордумы, а глава городской администрации назначается из числа имеющихся претендентов. Инициатива президента была направлена на то, чтобы сделать местную власть более доступной, подотчетной и подконтрольной населению, то закон области об отмене прямых выборов мэра после того, как городские депутаты уже были избраны, приведет к противоположным результатам. Согласно новому закону в ходе одного срока полномочий резко возрос объем полномочий уже избранных депутатов, без согласия избирателей, что противоречит принципам народовластия. Закон лишил жителей города конституционного права избиратьсяи быть избраннымиглавой города.Прямые выборы мэра закон отменил, а стать мэромчерез избрание в городскую Думу уже невозможно, поскольку депутаты уже избраны. После смены модели управления депутаты должны были сложить полномочия и вновь избираться, по новым правилам. Тогда и выборы были другими, и кандидаты, и соответственно явка избирателей. Практически это второй подряд обман избирателей в Иркутске: в 2010 году, когда их лишили полноценной возможности выбрать мэра, и в 2015 году, когда просто отстранили от участия в выборах.Госдума 23 января приняла еще одну поправку в 131й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которой устанавливается новая форма местного самоуправления, когда глава муниципального образования может избираться из состава депутатов и возглавлять городскую администрацию. Субъектам Федерации дается право законами регулироватькакие формы местного самоуправления должны быть приняты в том или ином муниципальном образовании. В Иркутске на протяжении полугода модель менялась три раза. Это ставит под угрозу стабильность и преемственность местного самоуправленияв Иркутской области.Отдельные нормы 131го Федерального закона, а также областной закон противоречат Конституции РФ и претендуют на оспаривание в Конституционном суде Российской Федерации.Приведем нормы Конституции, которым не соответствуют оспариваемые положения закона: ст.3 (ч.3), 12, 32 (ч.2), 130 (ч.2), 131 (ч.1). Часть 1 (1) статьи 3 Закона Иркутской области от 30 мая 2014 года № 54–ОЗ «Об отдельныхвопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» должна быть оспорена,на том основании чтоона лишает население города Иркутска реальной возможности, действуя непосредственно или через органы местного самоуправления, определять структуру органов местного самоуправления (в части способа избрания главы муниципального образования и его места в системе органов местного самоуправления), тем самым несоразмерно ограничивая права населения города Иркутска. Конституция РФ гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления. Областной закон, предписывая какой должна быть структура органов местного самоуправления в Иркутске, прямо нарушает эту норму. Городская Дума послепринятия закона обязана изменитьУстав, который не может противоречить областному закону.Курс президента на укрепление местного самоуправлениявстретил в Иркутске организованное сопротивление нового политического класса, воспитанного на приватизации, освоения бюджета и природных ресурсов.Единственной надежной и долговременной опорой президента может быть только сильное местное самоуправление. По этой опоре в нашем регионе сейчас наносятся основные удары. Местное самоуправление постоянно дестабилизируется реформами, его лишают экономическойосновы и легитимности в глазах населения. Именно поэтому явка на местных выборах самая низкая. Происходит сжатие народовластия, отчуждение власти от народа, лишение конституционного права граждан.

Положения областного закона, согласно которым глава города может избираться из состава депутатов и возглавлять городскую администрацию, не соответствуют следующим нормам Конституции РФ[6]:Статья 3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.Статья 130. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.Статья 131. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправленияопределяется населением самостоятельно.

Этим положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют положения Европейской хартии местного самоуправления, статья 6 которой гласит: «Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление».Электоральная маргинальность имеет яркое проявление врегионе, в отличие от других регионов России, представляет четко выраженную реальную потенциальную угрозу институциональным основам современной российской политической системы. Данная угроза способна реализоваться в форме электорального конформизма, в крайнем варианте, проявиться в форме отрицательного воспроизводства электората, что практически неизбежно приведет к существенному снижению динамики позитивного социальноэкономического и общественнополитического развития. Кроме того, процесс формирования протестного движения может осуществляться «снизу». В современном развитии общества имеются для этого достаточные условия: массы испытывают потребность в политическом творчестве и имеют минимум политической свободы. Не исключено и возможное формирование протестного движения «сверху», в случае если возникнет стремление власти приступить к созданию новой организационной структуры общества. В обоих случаях критерием развития протестного электорального движения окажется практика политического развития.Различная по интенсивности и развитию протестная активность в регионах России, недостаток культуры протестных акций, политическая неопытность масс, порой позволяющих втянуть себя в межнациональные и другие конфликты, не умеющих своевременно разобраться в истинных целях тех или иных политических лидеров, приводят к разрозненности, неспособности протестного движения оказать влияние на перемену политической обстановки в стране, но выделяются регионы, к числу которых относитсяИркутская область, уже способные быть в числе «передовых» по развитию протестного электорального движения, стабильно «набирающего обороты».Отмена выборов мэра может крайне негативно отразиться на жизни горожан на фоне резкого обострения социальноэкономического положения в стране. Принятое решение неизбежно приведет к росту протестного голосования на выборах президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ и может дестабилизировать ситуацию в области. Как говорили классики, к революции приводят не протесты недовольного меньшинства, а законные неудовлетворенные требования подавляющего большинства. Законность и справедливость сегодня важна как никогда и является основныматрибутомбезопасности современной России.

Ссылки на источники1.Кащаев А.Е. Социальный конфликт: опыт философскосоциологического анализа. Иркутск. Издво Иркут. Унта. 1998. 368 с.2.Большой энциклопедический словарь/Под ред. А.М.Прохорова. М. 1999. 969 с. 3.Агапонова А.К., Игнатов В.Г. Электоральные и региональные элиты//Власть.2003.

№ 4.

С.49.

4.Кочетков А. Кто победит на парламентских выборах 2003 года?//Власть. 2003. № 3. С. 17.5.Малютин М.В. Электоральные предпочтения россиян: «парадокс стабильности»//Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 45.6.Конституция Российской Федерации.М.: «Проспект», 2001. –48 с.