Основные формы участия сотрудников ГИБДД в выявлении, раскрытии и пресечении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Летаева Е. А. Основные формы участия сотрудников ГИБДД в выявлении, раскрытии и пресечении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3261–3265. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85653.htm.
Аннотация. В статье автором рассматриваются процессуальные и непроцессуальные формы участия сотрудников ГИБДД в выявлении, раскрытии и пресечении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Раскрываются и анализируются сущность каждого вида форм взаимодействия со структурными подразделениями полиции, их важность и необходимость в расследовании вышеуказанных преступлений как отдельно взятых, так и в своей совокупности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Летаева Елена Андреевна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьletaeva_lena@mail.ru

Основные формы участия сотрудников ГИБДД в выявлении, раскрытии и пресечении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Аннотация. В статье автором рассматриваются процессуальные и непроцессуальные формы участия сотрудников ГИБДД в выявлении, раскрытии и пресечении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.Раскрывается и анализируется сущность каждого вида форм взаимодействия со структурными подразделениями полиции, их важность и необходимость в расследовании вышеуказанных преступлений как отдельно взятых так и в своей совокупности.Ключевые слова:Формыучастия, сотрудники ГИБДД, полицейские, орган дознания, преступление, незаконный оборот, наркотическиевещества, психотропные вещества, оперативнорозыскные мероприятия.

Расследование преступлений как правоохранительная функция является социально значимой всегда. Предварительное расследование имеет две формы ‬дознание и предварительное следствие. Анализдействующего законодательства позволяет выделить две формы участия сотрудников ГИБДД в выявлении, раскрытии и пресечении преступлений: процессуальные и непроцессуальные.К процессуальным формам следует относить: 1. Совместное рассмотрение материалов проверки заявлений и сообщений о фактах готовящихся и совершенных преступлений в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст.140 УПК РФ). Необходимость существования данной формы взаимодействия обусловлено тем, что в процессе осуществления контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения сотрудники ГИБДД выявляют и раскрывают преступления, в том числе как совершаемые с использованиемавтомототранспорта, так и иные. В таких случаях сотрудник ГИБДД обязан принять поступившее заявление или сообщение, выполнить все неотложные действия, в случае необходимости привлечь к расследованию преступления следователя. Такая совместная работа способствует быстрому, полному и объективному решению вопроса о своевременном и обоснованном возбуждении уголовного дела.Достижение успеха при раскрытии преступления во многом зависит от качества проведения осмотра места происшествия, при этом правильная организация взаимодействия следователя и иных служб должна начинаться с момента их прибытия на место происшествия. На практике же в ряде случаев на место происшествия первыми прибывают патрульные полицейские, участковые уполномоченные полиции, сотрудники ГИБДД. От того, как они поведут себя на месте происшествия, во многом зависит успех предстоящего расследования. Следователь совместно с сотрудниками оперативной группы или их руководителем и с учетом обстановки определяет порядок проведения осмотра, возлагает на каждого из его участников определенные обязанности. Работники органа дознания обязаны оказывать следователю содействие при производстве осмотра, по его поручению проводить необходимые мероприятия по обнаружению и задержанию преступника[1].Для работы по конкретным уголовным делам формируются следственнооперативные группы, в состав которых сотрудники ГИБДД могут входит по делам о ДТП, незаконном завладении транспортными средствами, использовании их в преступных целях.2. Выполнение поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ). Например, проверка владельцев автомашин. Закон наделил следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения поручения и указания. На органе дознания лежит обязанность выполнять эти требования. Выполнение поручений следователя о производстве следственных действий должно осуществляться при действительной необходимости в осуществлении поисковой, розыскной деятельности[2].По мнению Б.А. Денежкина, ©содержанием содействия органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий является участие работников дознания в подготовке и проведении отдельных сложных и трудоемких следственных действийª[3].В криминалистической литературе содержание содействия определяется как участие работников дознания в подготовке и проведении отдельных сложных и трудоемких следственных действий, которое выражается в непосредственной практической помощи тактического и организационнотехнического характера, оказываемой следователю[4].Указанной точкизрения придерживается также М.В. Цукрук[5].

С точки зрения Б.А.Викторова, ©...совместное производство следственных действий заключается в том, что следователь при участии оперативного работника производитосмотр места происшествия, обыск, выемку, задержание и некоторые другие предусмотренные законом процессуальные действияª[6].Данную форму взаимодействия по результатам анкетирования, проведенного Р.В. Зиминым, считают эффективной только лишь 45,0 % опрошенных следователей и 26,0 % сотрудников органа дознания[7].Осмотр места происшествия является следственным действием, при производстве которого наиболее часто осуществляется взаимодействие следователя с работниками дознания. При проведении этого действия, отмечает В.В. Котов, по 52 % изученных уголовных дел наряду со следователями участвовали сотрудники органов дознания[8].Как отмечает А.Г Кольчугин, в сельской местности следственнооперативная группа, выезжающая на осмотр места ДТП, как правило, состоит из следователя и сотрудника ГИБДД. Как показало проведенное им исследование, в осмотре места происшествия принимали участие следующие сотрудники: следователи ‬88%; сотрудники ГИБДД ‬96%; специалистыкриминалисты ‬16%; сотрудники уголовного розыска ‬8%; участковые уполномоченные ‬12 %[9].3. Осуществление органом дознания по мотивированному постановлению следователя привода свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого (ч.1 ст. 113 УПК РФ). Содержанием данной формы взаимодействия является осуществление органом дознания принудительной явки в органы предварительного следствия участников уголовного процесса, которые уклоняются от явки к следователю.4. Розыск лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого (п. 2 ч. 2 ст. 209, ст. 210 УПК РФ). Ст. 209 УПК РФ устанавливает, что розыск скрывшегося обвиняемого может быть объявлен как во время производства по уголовному делу, так и после его приостановления.На наш взгляд, сущность розыскных действий хорошо отражена в определении, предложенном А.А. Чувилевым. Он писал, что розыскные действия ‬это предусмотренные законом гласные, но не обеспеченные в уголовнопроцессуальную форму действия, направленные на обнаружение лиц, могущих стать свидетелями, скрывшихся подозреваемых и обвиняемых, поиски предметов и документов, имеющих значение для дела[10].Какогото перечня розыскных действий уголовнопроцессуальным законодательством также не предусмотрено. В юридической литературе таковыми названы: 1) применение служебнорозыскной собаки; 2) проведение подворных (поквартирных) обходов; 3) составление и рассылка ориентировок о совершенном преступлении и приметах скрывшегося преступника; 4) составление и рассылка субъективных портретов преступников; 5) расспросы граждан, получение от них заявлений и объяснений; 6) проверка лиц по оперативным учетам и системам уголовной регистрации; 7) прочесывание местности; 8) организация засад и заградительных мероприятий; 9) рассылка различного рода запросов; 10)истребование и изучение документов; 11) использование средств массовой информации и т.п. [11] Часть из перечисленных розыскных действий следователь может выполнить сам, а также может поручить их органам дознания. Другую группу составляют розыскные действия, которые могут осуществить только органы дознания (например, применить служебнорозыскную собаку, организовать засаду).Розыскные действия могут осуществляться как в целях установления лица, совершившего преступление, так и для розыска скрывшегося обвиняемого (подозреваемого). В то же время представляющееся более широким по значению понятие ©розыскªприменяется законодателем только в тех случаях, когда речь идет о розыске обвиняемого или подозреваемого, т.е. уже известных следствию лиц (ч. 5 ст. 108, ч. 5 ст. 208, ч. 2 ст. 209, ст.210 и др.) Розыск при этом представляет собой совокупность следственных действий, розыскных действий и оперативнорозыскных мероприятий[12].Следовательно, розыскные действия могут являться составляющими деятельности по розыску обвиняемого (подозреваемого), а могут и выходить за рамки этой деятельности и применяться при установлении лица, совершившего преступление.Чаще всего сотрудники участвуют в розыскном мероприятии ©Перехватª[13]. План ©Перехватª регламентирует действия органов внутренних дел по осуществлению неотложных оперативнорозыскных мероприятий при получении сообщения о незаконном завладении автомототранспортным средством, дорожнотранспортном происшествии, с места которого транспортное средство скрылось.В тех же случаях, когда с момента совершения изучаемого преступления до поступления сообщения о нем прошло несколько часов либо имеется информация о выезде преступников с территории, обслуживаемой горрайорганом, следует, не вводя план ©Перехватª на своей территории, оповестить о совершенном преступлении и принятых мерах дежурные части УВД (МВД) и соседних горрайорганов внутренних дел. В зависимости от конкретной обстановки, дежурный по УВД (МВД) принимает решение об организации введения соответствующих поисковых мероприятий на всей территории области или республики, при необходимости информирует о преступлении дежурные части соседних УВД (МВД), согласуя вопрос о введении плана ©Перехватª на их территории.5. Выполнение органом дознания отдельных поручений следователя в случае производства следственных или розыскных действий в другом районе (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ). В случаях, когда возникает необходимость производства следственных действий или розыскных мероприятий на территории другого района или населенного пункта, следователь зачастую не имеет возможности провести их лично. Поэтому возникает необходимость взаимодействия с органами дознания, осуществляющими свою деятельность в интересующем следователя районе.К непроцессуальным: 1. Взаимный обмен информацией: сбор и анализ статистических сведений о качественных и количественных характеристиках совершенных преступлений; формирование автоматизированных информационнопоисковых систем (далее ‬АИПС) и обеспечение доступа к ним всех заинтересованных служб. К наиболее значимым функциям информации относят: соответствие информации компетенции субъектов взаимодействия; достаточность ее для разрешения соответствующей проблемы (полнота); необходимую достоверность и точность для выработки и принятия решений; своевременность и систематичность передачи и поступления; коммуникативность (доступность для восприятия, унификация по форме и возможность использования компьютерных технологий).[2, с.12]Информация (сведения), которой обмениваются следователь и иные сотрудники полиции, и ее использование должны отвечать следующим требованиям: она должна быть взаимной, полезной и по возможности точной; представлена в требуемой форме; использоваться с учетом мнения участника взаимодействия, от которого исходит; результаты использования информации должны быть сообщены участнику взаимодействия, от которого она поступила[14].Информацию следует передавать своевременно, так как иначе она не принесет пользы, которую могла бы принести. Своевременная передача информации устраняет дублирование действий участников взаимодействия, способствует правильному выбору форм взаимодействия. А.В. Савкин полагает, что кроме своевременности к информации относится и такое требование, как достоверность и непрерывность ее поступления к следователю в процессе расследования дела[15].В законе не оговаривается, в какой форме должна передаваться информация: письменно или устно. Представляется, что использоваться могут различные способы передачи информации, однако следует отметить, что при устной передаче информации между участниками взаимодействия устанавливается более тесный контакт, возникает непосредственное общение, информация эмоционально окрашивается передающим ее лицом. Кроме того, во время устной передачи информации возникает возможность постоянной корректировки мысли на основе использования обратной связи. В связи с этим, как верно предложил И.Ф. Герасимов, информацию можно условно разделить на два вида ‬ основная и вспомогательная информация[16]. Основная включает сведения о содержании, целях и задачах намечаемых действий и мер. Сюда же входитинформация о результатах следственных действий или оперативнорозыскных мер. К вспомогательной относятся сведения о какихто особенностях исследуемых объектов или лиц, ориентирующие данные, предположения, суждения, случайные сообщения, слухи, данные об оперативной обстановке, психологической атмосфере и т.д. Основным отличием вспомогательной информации от основной может быть, на наш взгляд, отсутствие ее связи с расследуемыми фактами в данный момент, а также предположительный ее характер.Одним из качеств передаваемой информации выступает полезность. Однако при отборе информации участник взаимодействия сам решает, какая информация может представлять интерес для другого участника, в связи с чем, часть информации может быть утрачена. Информация, прежде чем передается следователю, подвергается определенной переработке и представляется не в том виде, в каком она поступила к сотруднику органа дознания, а в виде рапорта или справки, т.е. информация предоставляется в обобщенном виде. При подобном обобщении неизбежны потери информации. Детали, которые сотрудник органа дознания опускает как несущественные, для следователя, досконально знающего уголовное дело, материалы проверки, могут оказаться исключительно важными.В настоящее время сложилась практика, что вся информация от заявителя должна поступить вначале в дежурную часть соответствующего отдела полиции, а затем уже быть передана соответствующим службам, поэтому на данном этапе часто теряется много времени. В тоже время любой сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении принять меры по предотвращению и (или) пресечению преступления, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции (п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ ©О полицииª).Сотрудник, получивший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, должен проинформировать должностных лиц дежурной части:о дате и времени поступления заявления (сообщения);о фамилии, имени и отчестве заявителя;об адресе места жительства (пребывания), номере телефона заявителя;о форме фиксации заявления (сообщения) (письменное заявление, протокол явки с повинной и другие);о содержании заявления (сообщения).Соответственно сотрудник ГИБДД, получивший заявление (сообщение) о преступлении, имеет право принять заявление в любой форме,в том числе оформить протоколом принятия устного заявления. После заявление (протокол принятия устного заявления и другие) передается в дежурную часть территориального органа по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России. Таким образом, сократится время при передаче информации заинтересованным субъектам взаимодействия.2. Проведение согласованных мероприятий или совместное проведение отельных мероприятий: проведение неотложных оперативнопоисковых мероприятий по задержанию угнанного и похищенного автомототранспорта в рамках плана ©Перехватª.3. Межведомственные рейды: розыск транспортных средств в процессе повседневной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.4. Консультативносправочная деятельность: проведение разъяснительнойработы с владельцами автотранспорта, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся оперативной обстановке в части совершения хищений автотранспортных средств, а также о способах защиты своего имущества от преступных посягательств.5. Совместное планирование действий: принятие управленческих решений, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступными посягательствами. Основная цель такого взаимодействия ‬получение криминалистически значимой информации[17].6. Ситуативное выявление преступлений сотрудниками подразделений Госавтоинспекции в процессе повседневного выполнения основных должностных обязанностей во время осуществления контроля за дорожным движением.Так, экипажем ДПС ГИБДД во время службы 13.02.2012 г. по ул. Мельникайте г. Тюмени возле д. № 125 был остановлен автомобиль ВАЗ 2121 под управлением гр. К., поведение которого вызывало подозрение, в связи с чем был проведен личный досмотр и досмотр автомобиля, в ходе которого в кожаной сумке гр. К. была обнаружена пачка изпод сигарет ©Винстонª, в которой находился полиэтиленовый пакет с неизвестным порошкообразным веществом белого цвета, в бардачке салона указанного автомобиля пачка из под сигарет ©Кентª с похожим веществом. Инспектором ДПС ГИБДД были составлены протоколы личного досмотра гр. К., досмотра транспортного средств и изъятия вещей и документов, составлен рапорт об обнаружении признаков правонарушения, а затем гр. К. доставлен в дежурную часть ОП № 1 г. Тюмени, где в последствии следователем было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ[18]. 7. Проведение совместных семинаров по обмену опытом работы, межведомственных совещаний и т.п. На таких совещаниях, в том числе, обсуждаются ход и результаты следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям. Как отмечают Н.А. Басманов и В.С. Саттаров за 2008 г. в Республики Коми на межведомственных совещаниях были заслушаны ход и результаты следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий по 21 уголовному делу. В результате проведения совещаний и реализации предложенных на них мероприятий было раскрыто 7 преступлений, после чего 5 дел об убийствах и о групповом изнасиловании направлены в суд[19].Таким образом, успех в расследовании многих категории уголовных дел зависит во многом от установления делового контакта следователя (дознавателя) с работниками ГИБДД, особенно для выяснения обстоятельств преступления необходимы специальные познания в области автотехники, организации движения. Причем такая необходимость часто возникает уже при проведении первоначальных следственных действий по установлению и быстрому выявлению виновных лиц. При расследованиипреступлений с использованием автотранспорта также незаменимо содействие сотрудников ГИБДД.Несмотря на то, что организационные формы взаимодействия выполняют вспомогательную роль по отношению к процессуальным, их значение особо возрастает когда менее эффективны процессуальные формы. Организованные формы в целом имеют превентивное значение, позволяют выявлять и пресекать преступления, снижая, в том числе, их латентность. Именно эффективная организационная деятельность сотрудников ГИБДД позволяют выявлять преступления, в которых автомобиль выступает средством совершения преступления (перевозка оружия, наркотических средств и психотропных веществ, похищенных вещей и т.д.).

Ссылки на источники1 См.: Танкевич О.В. Профессиональное взаимодействие следователя с органами дознания: учеб.метод. пособие / О.В. Танкевич. Гродно: ГрГУ, 2003. С. 3132.2. См.: Аменицкая Н.А. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность в раскрытии и расследовании преступлений (в ОВД): Автореф… к.ю.н. Нижний Новгород, 2006. С. 20.3. См.: Денежкин Б.А. Взаимодействие органов предварительного следствия с другими государственными службами в борьбе с преступностью. Саратов, 1997. С. 12.4. См.:Герасимов И.Ф., Драпкин Л.Я., Ищенко Е.П. и др. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. М., 1994. С. 76.5. См.: Цукрук М.В. Процессуальная деятельность органов дознания в российском уголовном судопроизводстве: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2004. С. 165.6. См.: Советский уголовный процесс: (Особенная часть): учебник / под ред. Б.А.Викторова, В. Е. Чугунова. М., 1976. С. 38.7.См.: Зимин Р.В. Содействие органов дознания следователю при производстве предварительного следствия: Дис… к.ю.н. Москва, 2008. С. 39.8.См.:Котов В.В. Организационные и тактические основы взаимодействия следователя и органов дознания при производстве отдельных следственных действий: Автореф… к.ю.н. Екатеринбург, 2007. С. 114.9.См.:Кольчурин А.Г. Особенности расследования дорожнотранспортных преступлений,совершенных в сельской местности: Автореф… к.ю.н. Краснодар. 2004. С. 10.10.См.: Дознание в органах внутренних дел: учебн. пособие. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С.138.11.См.: Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. Возбуждение и расследование уголовных дел. М., 1997.С. 39; Шаталов А.С. Алгоритмизация некоторых действий следователя при осуществлении розыска скрывшегося обвиняемого // Следователь. 1999. №7. С. 35; Гаврилин Ю.В. Организация и тактика розыскной деятельности следователя (научнопрактический комментарий к ст. 210 УПК РФ) // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс"; и др.12.См.:Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие: учебн. пособие. Л.: Ленинградский унт, 1984. С. 6 7.13.См.: Приказ МВД РФ от 17.02.1994 N 58 (ред. от 12.09.2000) ©О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средстваª // Первоначальный текст документа также опубликован не был. [электронныйресурс]ttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=30276 (дата обращения:12 февр. 2015 г.)14. См.:Быков В.М. Психологические аспекты взаимодействия следователя и органа дознания. Омск, 1976. С. 37.15.См.:Савкин А.В. Взаимодействие следователя и оперативных служб при возбуждении уголовных дел о преступлениях в сфере экономики //Проблемы предварительного следствия и дознания: сб. науч. тр. М.: Акад. МВД РФ, 1992. С.7080.16.Cм.:Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск: СреднеУрал. кн. издво, 1975. 130. 17. См.: Безруких Е.С. Особенности взаимодействия следователя и оперативного работника на первоначальном этапе расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Дисс. … канд. юрид. наук. Калининград, 2003.С.78.18. См.: Архив СО ОП № 1 СУ УМВД России по г. Тюмени. Уголовное дело №201202255/71.19.См.:Басманов Н.А., Саттаров В.С.Общие усилия общий результат//Законность, 2009, № 8. С4.