Особенности уголовно-процессуальной деятельности участкового уполномоченного полиции на стадии возбуждения уголовного дела
Выпуск:
ART 85656
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черкасова
Е.
К. Особенности уголовно-процессуальной деятельности участкового уполномоченного полиции на стадии возбуждения уголовного дела // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3276–3280. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85656.htm.
Аннотация. В статье анализируются основания и поводы возбуждения уголовного дела, а также рассматриваются процессуальные статусы отдельных участников данной стадии производства по уголовному делу.
Ключевые слова:
возбуждение уголовного дела, заявитель, переводчик, основание и поводы для возбуждения уголовного дела
Текст статьи
Черкасова Елена Константиновна,Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьDenChTNCSMosc@ramler.ru
Особенности уголовнопроцессуальной деятельности участкового уполномоченного полиции
на стадии возбуждения уголовного дела
Аннотация.Встатье анализируется основания и поводы возбуждения уголовного дела, атакже рассматривается процессуальные статусы отдельных участников данной стадии производства по уголовному делу.Ключевые слова:возбуждение уголовного дела, заявитель, переводчик, основание и поводы для возбуждения уголовного дела.
Возбуждение уголовного делаявляется начальной, самостоятельной стадией уголовного процесса, в рамках которой устанавливаются поводы и основания к возбуждению уголовного дела, в том числе достаточность данных, указывающих на признаки преступления, их юридическая квалификация, обстоятельства, исключающие производство по делу, а также принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечениюпоследующего расследования и рассмотрения дела в соответствии с установленной законом подследственностью или подсудностью и т.п.Начинается стадия возбуждения уголовного дела с момента получения правоохранительным органом сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, именно с этого момента и начинаются уголовнопроцессуальные правоотношения.Основными задачами данной стадии уголовного судопроизводства является:1. Определение того, что источник информации о преступлении является законным поводом для принятия решения о возбуждении уголовного дела;2. Установление данных, указывающихна наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела.Проблемным вопросом на стадии возбуждения уголовного дела всегда являлся вопрос об участниках данной стадии, их процессуальном статусе.Так на данной стадии лица, пострадавшие от преступных действий, не могут быть признаны потерпевшими, так как согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании лица потерпевшим должно быть принято незамедлительно, но только после возбуждения уголовного дела. Таким образом, в какойто степени реализовать свои права пострадавший может только в статусе заявителя. Однако в действующем Уголовнопроцессуальном кодексе РФ отсутствует как определение заявителя, так и статья, в которой были бы полностью определены все права и обязанности заявителя. Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что данный участник есть, так как он неоднократно упоминается в отдельных статьях УПК РФ и он обладает определенными правами и обязанностями, а именно:Заявитель вправе:на получение документа о принятии сообщения о преступлении с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);знать о принятом по его сообщению решении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ, ч. 4. ст. 148 УПК РФ);отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников(ч. 1.1. ст. 144 УПК РФ);получить копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (ч. 4. ст. 148 УПК РФ);быть уведомленным о решении прокурора об отмене постановления овозбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148 УПК РФ);приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц(ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ и ч. 2 ст. 145 УПК РФ, ч. 4. ст. 148 УПК РФ);знать о вынесенном решении суда о признании решения об отказе возбуждения уголовного дела незаконным (ч. 7 ст. 148 УПК РФ);знать о передаче сообщения по подследственности (ч. 2 с. 145 УПК РФ);заявлять ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений(ч. 1 ст. 119 УПК РФ);иметь представителя (адвоката) (ч. 1.1. ст. 144 УПК РФ);Обязанностями заявителя о преступлении являются:удостоверение своего заявления своей подписью (ч.ч. 2 и 3 ст. 141 УПК РФ);сообщать правдивые сведения о преступлении.Несомненно, что в УПК РФ должен быть закреплен процессуальный статус заявителя о готовящемся или совершенном преступлении, в рамках которого заявитель наравне бы с потерпевшим обладал следующими правами:1)давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым он владеет;2)представлять доказательства;3)заявлять отводы;4)пользоваться помощью переводчика бесплатно;5)участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;6)знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы.При этом в обязанности заявителя должны быть включены обязанность являться по вызовам лица, осуществляющего проверку по его сообщению, а также пройти освидетельствование или предоставить образцы почерка и иные образцов для сравнительного исследования, которые вместе с постановлением о назначении экспертизына стадии возбуждения могут быть направлены на экспертное исследование.Весьма спорным является вопрос о правомерности участия на данной стадии такого участника как переводчик. По мнению одних ученых возможность участия переводчика на стадии возбуждения уголовного дела не предусмотрена, так как ч. 2 ст. 59 УПК РФ определяет, что порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 169 и 263 УПК РФ. Так как данные нормы определяют отдельные правила проведения предварительного расследования и подготовительной части судебного заседания, то авторы делают вывод о том, что процессуальный статус переводчика распространяется лишь на данные стадии1 С. 90.Безусловно, отсутствие возможности у участников стадии возбуждения уголовного дела пользоваться услугами переводчика не позволит в полной мере защищатьимсвои права и законные интересы.Следует согласиться с тем, что разрешение данной проблемы возможно только в случае изменения общей нормы УПК РФ, определяющей принцип языка уголовного судопроизводства (ст. 18), распространив её действие на все стадии уголовного судопроизводства. Кроме этого наравне со следственными и судебными документами должны переводиться на роднойязык или язык, которым владеет участник направляемые ему уведомления2, С. 26,27.Должна быть изменена и редакция ст. 307 УК РФ, так как уголовная ответственность за заведомо ложный перевод согласно ч. 1 может только, если перевод осуществлялся в суде, либо при производстве предварительного расследования3, С. 45; 1, С. 90.Круг участников стадии возбуждения уголовного дела достаточно, широк, но их процессуальный статус, также как и статус заявителя сообщения о преступлении и переводчика, в большинствесвоемне регламентирован должным образом. Так к таким участникам на данном этапе можно отнестипострадавшего и его представителя, лицо,явившееся с повинной, лицо,в отношении которого решается вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного делаи очевидца. Достаточно определен, хотя и не закреплен в отдельной норме, регламентирующей положения стадии возбуждения уголовного дела, статус уполномоченного лица, осуществляющего уголовное преследование, а также понятого и специалиста.Содержание стадиивозбуждения уголовного дела включает в себя процессуальную деятельность по:приему, оформлению и регистрации сообщения о преступлении;проверке этого сообщения;принятия решения по поступившему сообщению о преступлении.При этом в зависимости от подследственности участковый уполномоченный обязан выполнить все данные действия.Получение сообщения о преступлении участковым уполномоченным полиции порождает его обязанность согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, а также п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» принять заявление или сообщение о преступлении.На данномэтапе им осуществляется деятельность по оценке и формированию поводадля возбуждения уголовного дела, которым в соответствии сч. 1 ст. 140 УПК РФ являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.Заявление о преступлении–это сообщение в устной или письменной форме о совереном или готовящемся преступлении.Обязательными условиями для признания заявления как повода для возбуждения уголовного дела являются:1) сообщение сведений о себе заявителем;2) удостоверение заявления заявителем своей подписью.3) достижение заявителем 16летнего возраста уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.Таким образом, основным требованием к заявлению является известность данных о заявителе, в противном случае законодательно установлено, что анонимные заявления не являются поводом к возбуждению уголовного дела. Исключением из данного правило являются заявления или сообщения о готовящемся или свершенном террористическом актепп. 2.1.1, 2.2.3Приказа МВД России от 29 августа 2014г. № 736«Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».Заявление может быть сделано любым физическим лицом, в не зависимости от того пострадал ли он в результате совершенного общественно опасного деяния, либо просто располагает определенными сведениями о совершенном или подготавливаемом преступном деянии.Письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заносится в протокол принятия устного заявления или в протокол того следственного или судебного действия, в рамках которого оно было сделано.Протокол принятия устного заявления должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим данное заявление.Заявление, поступившее от юридического лица, и, подписанное руководителем, его заместителем или иным должностным лицом данного юридического лицане должно рассматриваться в качестве такого повода для возбуждения уголовного дела как заявление о преступлении. Данный источник информации о преступлении следует расценивать, как сообщение, полученное из иных источников, на основе которого участковым уполномоченным полиции должен составляться рапорт в соответствии со ст. 143 УПК РФ.Законодательно не определены требования к форме и содержанию заявлений о преступлении, за исключением дел частного обвинения. В связи, с чем в правоприменительной практике сложилось мнение о том, что в заявлении должно обязательносодержаться требование лица о привлечении виновных к уголовной ответственности. Так по изученным нами заявлениям о совершенном преступлении в 98,7%случаях содержалось данное требование.Однако как справедливо отмечает И.С. Дикарев, данное мнение являетсяошибочным, так как заявителями наравне с пострадавшими могут быть и очевидцы преступления, которые могут и не высказывать просьбу о привлечении лица к уголовной ответственности, так как в отличие от пострадавшего исход дела может быть для них безразличен.Кроме этого учитывая, что по делам публичного обвинения желание или нежелание заявителя не имеет никакого значения для привлечения виновных к ответственности, обязательное включение в заявление просьбы о привлечении к уголовной ответственности какоголиболица является не основанном на законе2, С. 54.Содержание протокола принятия устного заявления о совершенном или готовящемся преступлении должно содержать в себе:1.Место, дата и время принятия заявления;2.Должность, специальное звание, фамилия и инициалылица, составившего протокол;3.Фамилия, имя и отчество заявителя, дата и место его рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, контактный телефон, данные документа, удостоверяющего его личность;4.Сведения об иных лицах, участвовавших в данном процессуальном действии (переводчике, представителе и др.);5.Отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ;6.Технические средства, используемые для фиксации хода принятия заявления о преступлении;7.Указание на совершенное или готовящееся преступление;8.Форма ознакомления заявителя с протоколом (путем прочтения лично, или вслух лицом, принявшим заявление, либо переводчиком;9.Замечания к протоколу, сделанные участниками;10.Удостоверения своими подписями правильности составления протокола;11.В случае отказа заявителя подписать заявление, а также невозможности подписания заявителем заявления в силу физических недостатков или состояния здоровья отметка об этом, удостоверенная подписями иных лиц, участвовавших при принятии заявления (понятых, законного представителя, представителя)2, С. 57,58.В случае если участковым уполномоченным полиции рассматривается заявление о преступлении, поступившее, нелично от заявителя, а присланное по почте,в целях формирования надлежащего повода для возбуждения уголовного дела надлежит вызвать заявителя, направившего сообщение о преступлении, с тем чтобы удостовериться в его личности и разъяснить ему ответственность за заведомо ложный донос4, С. 103.В случае невозможности явки заявителя в целях своевременного реагирования на поступившее сообщение о преступлении следует составить рапорт об обнаружении признаков преступления, рассматривая поступившее заявление, как иное сообщение о преступлении2, С. 60.Законодатель поразному определяет повод для возбуждения уголовного дела, когда лицо, совершившее преступление добровольно сообщает об этом. Так в ч. ст. 141 УПК РФ речь идет о явке с повинной, а в п. 43 ст. 5 УПК РФ о заявлении о явке с повинной. Следует расценивать данные понятия как тождественные, при этом условиями для формирования данного повода для возбуждения уголовного дела являются:1)совершение лицом, подавшим заявление, преступления;2)добровольность сделанного заявления;3)сообщение о преступлении, о котором ранее не было известно правоохранительным органам.В случае, когда по факту совершения преступления уже было возбуждено уголовное дело, явка с повинной не имеет уголовнопроцессуального значения и может расцениваться только как обстоятельство, смягчающее ответственность4, С. 105;5,С. 7.Сообщение о явке с повинной также может быть сделано как в устной, так и письменной форме. В случае устного сообщения о совершенном лицом преступлении составляется протокол, в котором излагается подробно сделанное заявление. Требования к составлению данного протокола аналогичны тем, что предусмотрены для заявления о преступлении.Вместе с тем особенности данного протокола заключаются в том, что заявитель не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос,за исключением случае, когда сообщается о преступлении, совершенном в соучастии. Кроме этого в протоколе обязательно должен быть отражен факт того, что заявление сделано добровольно, об этом может свидетельствовать соответствующая отметка,удостоверенная подписью заявителя. В связи с этим целесообразным, хотя и не обязательным с точки зрения закона, является обеспечение присутствия адвоката при принятии заявления о явке с повинной.Всеостальные случаи получения какимлибо способом информации о преступлении рассматривается как сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).Лицо, приявшее сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом, для данного повода для возбуждения уголовного дела законодатель не установил ограниченного перечня источников получения информации о преступлении, которая может быть получена по самым разным каналам связи. К иным источникам можно отнести: непосредственное обнаружение самим участковым уполномоченным полиции признаков совершенного преступления, результаты оперативнорозыскной деятельности, сообщения из медицинских учреждений, в случае, например, обращения граждан с телесными повреждениями, которые могли быть следствие противоправных действий, материалы, опубликованные в печати и других средствах массовой информации и т.д.Определение законодателем отдельного повода для возбуждения уголовного дела как постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании связано с тем, что в отличие от сообщений о преступлениях, полученных их иных источников, информация, изложенная в данном постановлении, не нуждается в дополнительном процессуальном оформлении. То есть рапорт об обнаружении признаков преступления в данном случае не составляется.Прием сообщений о преступлениях осуществляется круглосуточно, независимо от формы и полноты предоставляемых сведений, а также независимо от времени и места совершения преступления. В соответствии с. ч. 4 ст. 144 УПК РФ и 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» заявителю, лично обратившемуся с сообщением о преступлении,должен выдаваться документ, удостоверяющий факт подачи им заявления, в котором отражается лицо, принявшее заявление, а также дата и время его принятия.В ходе проверки поступившего сообщения основной целью является установление наличие или отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. По вопросу о том, какие именно данные необходимо установить и какой объем будет признаваться достаточным, нет единого мнения. Следует согласиться с Е.Ю. Павловой что понятие «достаточные данные» является оценочным, что приводит к трудностям при определении основания для возбуждения уголовного дела6, С. 85.Для определения основания для возбуждения уголовного дела нет необходимости устанавливать признаки всех элементов состава преступления достаточно ограничиться необходимым и достаточным минимумом, в зависимости от особенностей конкретного состава преступления, который как правило, составляют объект преступления и отдельные признаки его объективной стороны7, С. 116.В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляетсяпутем проведения отдельных процессуальных действий, а именно:осмотрместа происшествия;осмотртрупа;осмотр предметов и документов;освидетельствование;назначение судебной экспертизы;получениеобъяснений;получение образцов для сравнительно исследования;истребование предметов и документов и их изъятие;требование о производстведокументальных проверок, ревизийс привлечением к их участию специалистов;исследованиедокументов, предметов, трупов, при необходимости с участием специалистов;направление органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативнорозыскных мероприятий;Кроме этого в рамках проверки сообщения о готовящемся или совершенном преступлении может осуществляться такое действие как досмотр.В рамках осмотра места происшествия может быть осмотреноне только непосредственно место совершения преступного деяния, но и место сокрытия похищенного, орудия преступления и т.д. При осмотре жилища необходимо получить согласие проживающих там лиц, которое должно найти свое отражение в протоколе осмотра места происшествия. В исключительных случаях, если производство данного действия не терпит отлагательства, оно может быть проведено и без согласия проживающих в нем лиц на основании постановления дознавателя. Но в этом случае в течение 24 часов с начала проведения осмотра надлежит уведомить об этом суд и прокурора.
Исполнение требований, поручений, запросов органа дознания в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ является обязательным. Истребованы,могут быть не только документы, но и предметы, которые в последующем приобщаются к материалам предварительной проверки вместе с сопроводительными письмами.В ходе проверки сообщения о преступлении не могут быть истребованы документы, содержащие в себе сведения, составляющие врачебную тайну без согласия пациента или его законного представителя. Это обусловлено тем, что Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что предоставление таких сведений допускается только в связи с проведением расследования (п. 3 ч. 4 ст. 13).Получение объяснений на этапе возбуждения уголовного дела являются одним из основных источников информации, на основе которой и принимается итоговое решение на данной стадии уголовного процесса. Право взятия объяснений для участковыхуполномоченных полиции предусмотрено ч. 1 ст. 144 УПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», в соответствии с которым сотрудники полиции имеют право в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, получать по таким заявлениям и сообщениям необходимые объяснения. При получении объяснений лицу обязательно разъясняется право не свидетельствовать против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). В случае получения согласия лица давать объяснения он должен быть предупрежден о том, что они могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа о сообщенных им ранее данных. При этом лицо, у которого берутся объяснения, не предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307308 УК РФ за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок рассмотрения поступившего сообщения о преступлении составляет 3 суток, который исчисляется со дня поступления указанного сообщения.Поскольку в ст. 128 УПК РФ не детализирован порядок определения начала сроков, исчисляемых в сутках, то данный срок будет исчисляться с тех суток, когда поступило сообщение вне зависимости от времени его поступления. То есть если сообщение поступило в 23 часа 1 июня, то срок предварительной проверки окончиться в 24 часа 3 июня.Данный срок может быть продлен начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить до 10 суток.Следует согласиться с мнением о том, что на этапе возбуждения уголовного дела вопросы взаимодействия субъектов, проверяющих наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела,должным образом не урегулировано. Так в соответствии со ст. 144 УПК РФ, следователь или дознаватель вправе давать поручения органу дознания о производстве оперативнорозыскных мероприятий на стадии проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Однако здесь речь идет о поручениях, даваемых сотрудникам оперативных подразделений, и ничего не сказано об участковом уполномоченном полиции. В связи с чем остается не ясным в какой форме должно осуществляться взаимодействие следователя с участковым 8, С.2.По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:1) о возбуждении уголовного дела;2) об отказе в возбуждении уголовного дела;3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.О принятом решении сообщается заявителю, одновременно ему должно быть разъяснено его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).Таким образом анализ процессуального института возбуждения уголовногоделапозволяет определить закономерности и распространенные ошибки на данной стадии производства по уголовному делу. При этом неправильное понимание сущности и значения данной стадии уголовного судопроизводства нередко приводит к принятию незаконного, необоснованного решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Напротив, применение норм института возбуждения уголовного дела в точном соответствии с закономнесомненно, будет способствовать повышению эффективности при решении задач уголовного судопроизводства.
Ссылки на источники1.Яшкин В.Н., Победкин А.В. Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы: учеб. пособие для вузов. М., 2002.2.Сущность и актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела: монография. 2е изд., испр. И доп. / отв. ред. И.С. Дикарев. М.: Юрлитинформ, 2012. 3.Химичева Г.П. Рассмотрение милицией заявлений и сообщений о преступлении. М., 1997.4.Якимович Ю.К., Пан Т.Д. Досудебное производство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства, доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие). СПб., 2003.5.Рылков Д.В. Повод для возбуждения уголовного дела как необходимое условие для начала производства по делу // Российский следователь. 2009. № 17. С. 69.6.Павлова Е.Ю. Проблемы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник криминалистики. 2004. Выпуск 1(9). С.7577.7.Малинин В.Б. Поводы для возбуждения уголовного дела // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 4 (30). С. 112116.8.Паутова Т.А. Отдельные вопросы взаимодействия дознавателей с участковыми уполномоченными полиции на первоначальном этапе расследования преступлений // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 29. –ART14840. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14840.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Особенности уголовнопроцессуальной деятельности участкового уполномоченного полиции
на стадии возбуждения уголовного дела
Аннотация.Встатье анализируется основания и поводы возбуждения уголовного дела, атакже рассматривается процессуальные статусы отдельных участников данной стадии производства по уголовному делу.Ключевые слова:возбуждение уголовного дела, заявитель, переводчик, основание и поводы для возбуждения уголовного дела.
Возбуждение уголовного делаявляется начальной, самостоятельной стадией уголовного процесса, в рамках которой устанавливаются поводы и основания к возбуждению уголовного дела, в том числе достаточность данных, указывающих на признаки преступления, их юридическая квалификация, обстоятельства, исключающие производство по делу, а также принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечениюпоследующего расследования и рассмотрения дела в соответствии с установленной законом подследственностью или подсудностью и т.п.Начинается стадия возбуждения уголовного дела с момента получения правоохранительным органом сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, именно с этого момента и начинаются уголовнопроцессуальные правоотношения.Основными задачами данной стадии уголовного судопроизводства является:1. Определение того, что источник информации о преступлении является законным поводом для принятия решения о возбуждении уголовного дела;2. Установление данных, указывающихна наличие или отсутствие основания для возбуждения уголовного дела.Проблемным вопросом на стадии возбуждения уголовного дела всегда являлся вопрос об участниках данной стадии, их процессуальном статусе.Так на данной стадии лица, пострадавшие от преступных действий, не могут быть признаны потерпевшими, так как согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании лица потерпевшим должно быть принято незамедлительно, но только после возбуждения уголовного дела. Таким образом, в какойто степени реализовать свои права пострадавший может только в статусе заявителя. Однако в действующем Уголовнопроцессуальном кодексе РФ отсутствует как определение заявителя, так и статья, в которой были бы полностью определены все права и обязанности заявителя. Вместе с тем нельзя не признать тот факт, что данный участник есть, так как он неоднократно упоминается в отдельных статьях УПК РФ и он обладает определенными правами и обязанностями, а именно:Заявитель вправе:на получение документа о принятии сообщения о преступлении с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);знать о принятом по его сообщению решении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ, ч. 4. ст. 148 УПК РФ);отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников(ч. 1.1. ст. 144 УПК РФ);получить копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (ч. 4. ст. 148 УПК РФ);быть уведомленным о решении прокурора об отмене постановления овозбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148 УПК РФ);приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц(ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ и ч. 2 ст. 145 УПК РФ, ч. 4. ст. 148 УПК РФ);знать о вынесенном решении суда о признании решения об отказе возбуждения уголовного дела незаконным (ч. 7 ст. 148 УПК РФ);знать о передаче сообщения по подследственности (ч. 2 с. 145 УПК РФ);заявлять ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений(ч. 1 ст. 119 УПК РФ);иметь представителя (адвоката) (ч. 1.1. ст. 144 УПК РФ);Обязанностями заявителя о преступлении являются:удостоверение своего заявления своей подписью (ч.ч. 2 и 3 ст. 141 УПК РФ);сообщать правдивые сведения о преступлении.Несомненно, что в УПК РФ должен быть закреплен процессуальный статус заявителя о готовящемся или совершенном преступлении, в рамках которого заявитель наравне бы с потерпевшим обладал следующими правами:1)давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым он владеет;2)представлять доказательства;3)заявлять отводы;4)пользоваться помощью переводчика бесплатно;5)участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;6)знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы.При этом в обязанности заявителя должны быть включены обязанность являться по вызовам лица, осуществляющего проверку по его сообщению, а также пройти освидетельствование или предоставить образцы почерка и иные образцов для сравнительного исследования, которые вместе с постановлением о назначении экспертизына стадии возбуждения могут быть направлены на экспертное исследование.Весьма спорным является вопрос о правомерности участия на данной стадии такого участника как переводчик. По мнению одних ученых возможность участия переводчика на стадии возбуждения уголовного дела не предусмотрена, так как ч. 2 ст. 59 УПК РФ определяет, что порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 169 и 263 УПК РФ. Так как данные нормы определяют отдельные правила проведения предварительного расследования и подготовительной части судебного заседания, то авторы делают вывод о том, что процессуальный статус переводчика распространяется лишь на данные стадии1 С. 90.Безусловно, отсутствие возможности у участников стадии возбуждения уголовного дела пользоваться услугами переводчика не позволит в полной мере защищатьимсвои права и законные интересы.Следует согласиться с тем, что разрешение данной проблемы возможно только в случае изменения общей нормы УПК РФ, определяющей принцип языка уголовного судопроизводства (ст. 18), распространив её действие на все стадии уголовного судопроизводства. Кроме этого наравне со следственными и судебными документами должны переводиться на роднойязык или язык, которым владеет участник направляемые ему уведомления2, С. 26,27.Должна быть изменена и редакция ст. 307 УК РФ, так как уголовная ответственность за заведомо ложный перевод согласно ч. 1 может только, если перевод осуществлялся в суде, либо при производстве предварительного расследования3, С. 45; 1, С. 90.Круг участников стадии возбуждения уголовного дела достаточно, широк, но их процессуальный статус, также как и статус заявителя сообщения о преступлении и переводчика, в большинствесвоемне регламентирован должным образом. Так к таким участникам на данном этапе можно отнестипострадавшего и его представителя, лицо,явившееся с повинной, лицо,в отношении которого решается вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного делаи очевидца. Достаточно определен, хотя и не закреплен в отдельной норме, регламентирующей положения стадии возбуждения уголовного дела, статус уполномоченного лица, осуществляющего уголовное преследование, а также понятого и специалиста.Содержание стадиивозбуждения уголовного дела включает в себя процессуальную деятельность по:приему, оформлению и регистрации сообщения о преступлении;проверке этого сообщения;принятия решения по поступившему сообщению о преступлении.При этом в зависимости от подследственности участковый уполномоченный обязан выполнить все данные действия.Получение сообщения о преступлении участковым уполномоченным полиции порождает его обязанность согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, а также п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» принять заявление или сообщение о преступлении.На данномэтапе им осуществляется деятельность по оценке и формированию поводадля возбуждения уголовного дела, которым в соответствии сч. 1 ст. 140 УПК РФ являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.Заявление о преступлении–это сообщение в устной или письменной форме о совереном или готовящемся преступлении.Обязательными условиями для признания заявления как повода для возбуждения уголовного дела являются:1) сообщение сведений о себе заявителем;2) удостоверение заявления заявителем своей подписью.3) достижение заявителем 16летнего возраста уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.Таким образом, основным требованием к заявлению является известность данных о заявителе, в противном случае законодательно установлено, что анонимные заявления не являются поводом к возбуждению уголовного дела. Исключением из данного правило являются заявления или сообщения о готовящемся или свершенном террористическом актепп. 2.1.1, 2.2.3Приказа МВД России от 29 августа 2014г. № 736«Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».Заявление может быть сделано любым физическим лицом, в не зависимости от того пострадал ли он в результате совершенного общественно опасного деяния, либо просто располагает определенными сведениями о совершенном или подготавливаемом преступном деянии.Письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заносится в протокол принятия устного заявления или в протокол того следственного или судебного действия, в рамках которого оно было сделано.Протокол принятия устного заявления должен быть подписан заявителем и лицом, принявшим данное заявление.Заявление, поступившее от юридического лица, и, подписанное руководителем, его заместителем или иным должностным лицом данного юридического лицане должно рассматриваться в качестве такого повода для возбуждения уголовного дела как заявление о преступлении. Данный источник информации о преступлении следует расценивать, как сообщение, полученное из иных источников, на основе которого участковым уполномоченным полиции должен составляться рапорт в соответствии со ст. 143 УПК РФ.Законодательно не определены требования к форме и содержанию заявлений о преступлении, за исключением дел частного обвинения. В связи, с чем в правоприменительной практике сложилось мнение о том, что в заявлении должно обязательносодержаться требование лица о привлечении виновных к уголовной ответственности. Так по изученным нами заявлениям о совершенном преступлении в 98,7%случаях содержалось данное требование.Однако как справедливо отмечает И.С. Дикарев, данное мнение являетсяошибочным, так как заявителями наравне с пострадавшими могут быть и очевидцы преступления, которые могут и не высказывать просьбу о привлечении лица к уголовной ответственности, так как в отличие от пострадавшего исход дела может быть для них безразличен.Кроме этого учитывая, что по делам публичного обвинения желание или нежелание заявителя не имеет никакого значения для привлечения виновных к ответственности, обязательное включение в заявление просьбы о привлечении к уголовной ответственности какоголиболица является не основанном на законе2, С. 54.Содержание протокола принятия устного заявления о совершенном или готовящемся преступлении должно содержать в себе:1.Место, дата и время принятия заявления;2.Должность, специальное звание, фамилия и инициалылица, составившего протокол;3.Фамилия, имя и отчество заявителя, дата и место его рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, контактный телефон, данные документа, удостоверяющего его личность;4.Сведения об иных лицах, участвовавших в данном процессуальном действии (переводчике, представителе и др.);5.Отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ;6.Технические средства, используемые для фиксации хода принятия заявления о преступлении;7.Указание на совершенное или готовящееся преступление;8.Форма ознакомления заявителя с протоколом (путем прочтения лично, или вслух лицом, принявшим заявление, либо переводчиком;9.Замечания к протоколу, сделанные участниками;10.Удостоверения своими подписями правильности составления протокола;11.В случае отказа заявителя подписать заявление, а также невозможности подписания заявителем заявления в силу физических недостатков или состояния здоровья отметка об этом, удостоверенная подписями иных лиц, участвовавших при принятии заявления (понятых, законного представителя, представителя)2, С. 57,58.В случае если участковым уполномоченным полиции рассматривается заявление о преступлении, поступившее, нелично от заявителя, а присланное по почте,в целях формирования надлежащего повода для возбуждения уголовного дела надлежит вызвать заявителя, направившего сообщение о преступлении, с тем чтобы удостовериться в его личности и разъяснить ему ответственность за заведомо ложный донос4, С. 103.В случае невозможности явки заявителя в целях своевременного реагирования на поступившее сообщение о преступлении следует составить рапорт об обнаружении признаков преступления, рассматривая поступившее заявление, как иное сообщение о преступлении2, С. 60.Законодатель поразному определяет повод для возбуждения уголовного дела, когда лицо, совершившее преступление добровольно сообщает об этом. Так в ч. ст. 141 УПК РФ речь идет о явке с повинной, а в п. 43 ст. 5 УПК РФ о заявлении о явке с повинной. Следует расценивать данные понятия как тождественные, при этом условиями для формирования данного повода для возбуждения уголовного дела являются:1)совершение лицом, подавшим заявление, преступления;2)добровольность сделанного заявления;3)сообщение о преступлении, о котором ранее не было известно правоохранительным органам.В случае, когда по факту совершения преступления уже было возбуждено уголовное дело, явка с повинной не имеет уголовнопроцессуального значения и может расцениваться только как обстоятельство, смягчающее ответственность4, С. 105;5,С. 7.Сообщение о явке с повинной также может быть сделано как в устной, так и письменной форме. В случае устного сообщения о совершенном лицом преступлении составляется протокол, в котором излагается подробно сделанное заявление. Требования к составлению данного протокола аналогичны тем, что предусмотрены для заявления о преступлении.Вместе с тем особенности данного протокола заключаются в том, что заявитель не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос,за исключением случае, когда сообщается о преступлении, совершенном в соучастии. Кроме этого в протоколе обязательно должен быть отражен факт того, что заявление сделано добровольно, об этом может свидетельствовать соответствующая отметка,удостоверенная подписью заявителя. В связи с этим целесообразным, хотя и не обязательным с точки зрения закона, является обеспечение присутствия адвоката при принятии заявления о явке с повинной.Всеостальные случаи получения какимлибо способом информации о преступлении рассматривается как сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ).Лицо, приявшее сообщение, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом, для данного повода для возбуждения уголовного дела законодатель не установил ограниченного перечня источников получения информации о преступлении, которая может быть получена по самым разным каналам связи. К иным источникам можно отнести: непосредственное обнаружение самим участковым уполномоченным полиции признаков совершенного преступления, результаты оперативнорозыскной деятельности, сообщения из медицинских учреждений, в случае, например, обращения граждан с телесными повреждениями, которые могли быть следствие противоправных действий, материалы, опубликованные в печати и других средствах массовой информации и т.д.Определение законодателем отдельного повода для возбуждения уголовного дела как постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании связано с тем, что в отличие от сообщений о преступлениях, полученных их иных источников, информация, изложенная в данном постановлении, не нуждается в дополнительном процессуальном оформлении. То есть рапорт об обнаружении признаков преступления в данном случае не составляется.Прием сообщений о преступлениях осуществляется круглосуточно, независимо от формы и полноты предоставляемых сведений, а также независимо от времени и места совершения преступления. В соответствии с. ч. 4 ст. 144 УПК РФ и 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» заявителю, лично обратившемуся с сообщением о преступлении,должен выдаваться документ, удостоверяющий факт подачи им заявления, в котором отражается лицо, принявшее заявление, а также дата и время его принятия.В ходе проверки поступившего сообщения основной целью является установление наличие или отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. По вопросу о том, какие именно данные необходимо установить и какой объем будет признаваться достаточным, нет единого мнения. Следует согласиться с Е.Ю. Павловой что понятие «достаточные данные» является оценочным, что приводит к трудностям при определении основания для возбуждения уголовного дела6, С. 85.Для определения основания для возбуждения уголовного дела нет необходимости устанавливать признаки всех элементов состава преступления достаточно ограничиться необходимым и достаточным минимумом, в зависимости от особенностей конкретного состава преступления, который как правило, составляют объект преступления и отдельные признаки его объективной стороны7, С. 116.В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляетсяпутем проведения отдельных процессуальных действий, а именно:осмотрместа происшествия;осмотртрупа;осмотр предметов и документов;освидетельствование;назначение судебной экспертизы;получениеобъяснений;получение образцов для сравнительно исследования;истребование предметов и документов и их изъятие;требование о производстведокументальных проверок, ревизийс привлечением к их участию специалистов;исследованиедокументов, предметов, трупов, при необходимости с участием специалистов;направление органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативнорозыскных мероприятий;Кроме этого в рамках проверки сообщения о готовящемся или совершенном преступлении может осуществляться такое действие как досмотр.В рамках осмотра места происшествия может быть осмотреноне только непосредственно место совершения преступного деяния, но и место сокрытия похищенного, орудия преступления и т.д. При осмотре жилища необходимо получить согласие проживающих там лиц, которое должно найти свое отражение в протоколе осмотра места происшествия. В исключительных случаях, если производство данного действия не терпит отлагательства, оно может быть проведено и без согласия проживающих в нем лиц на основании постановления дознавателя. Но в этом случае в течение 24 часов с начала проведения осмотра надлежит уведомить об этом суд и прокурора.
Исполнение требований, поручений, запросов органа дознания в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ является обязательным. Истребованы,могут быть не только документы, но и предметы, которые в последующем приобщаются к материалам предварительной проверки вместе с сопроводительными письмами.В ходе проверки сообщения о преступлении не могут быть истребованы документы, содержащие в себе сведения, составляющие врачебную тайну без согласия пациента или его законного представителя. Это обусловлено тем, что Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что предоставление таких сведений допускается только в связи с проведением расследования (п. 3 ч. 4 ст. 13).Получение объяснений на этапе возбуждения уголовного дела являются одним из основных источников информации, на основе которой и принимается итоговое решение на данной стадии уголовного процесса. Право взятия объяснений для участковыхуполномоченных полиции предусмотрено ч. 1 ст. 144 УПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», в соответствии с которым сотрудники полиции имеют право в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, получать по таким заявлениям и сообщениям необходимые объяснения. При получении объяснений лицу обязательно разъясняется право не свидетельствовать против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). В случае получения согласия лица давать объяснения он должен быть предупрежден о том, что они могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа о сообщенных им ранее данных. При этом лицо, у которого берутся объяснения, не предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307308 УК РФ за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ срок рассмотрения поступившего сообщения о преступлении составляет 3 суток, который исчисляется со дня поступления указанного сообщения.Поскольку в ст. 128 УПК РФ не детализирован порядок определения начала сроков, исчисляемых в сутках, то данный срок будет исчисляться с тех суток, когда поступило сообщение вне зависимости от времени его поступления. То есть если сообщение поступило в 23 часа 1 июня, то срок предварительной проверки окончиться в 24 часа 3 июня.Данный срок может быть продлен начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить до 10 суток.Следует согласиться с мнением о том, что на этапе возбуждения уголовного дела вопросы взаимодействия субъектов, проверяющих наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела,должным образом не урегулировано. Так в соответствии со ст. 144 УПК РФ, следователь или дознаватель вправе давать поручения органу дознания о производстве оперативнорозыскных мероприятий на стадии проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Однако здесь речь идет о поручениях, даваемых сотрудникам оперативных подразделений, и ничего не сказано об участковом уполномоченном полиции. В связи с чем остается не ясным в какой форме должно осуществляться взаимодействие следователя с участковым 8, С.2.По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:1) о возбуждении уголовного дела;2) об отказе в возбуждении уголовного дела;3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.О принятом решении сообщается заявителю, одновременно ему должно быть разъяснено его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).Таким образом анализ процессуального института возбуждения уголовногоделапозволяет определить закономерности и распространенные ошибки на данной стадии производства по уголовному делу. При этом неправильное понимание сущности и значения данной стадии уголовного судопроизводства нередко приводит к принятию незаконного, необоснованного решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Напротив, применение норм института возбуждения уголовного дела в точном соответствии с закономнесомненно, будет способствовать повышению эффективности при решении задач уголовного судопроизводства.
Ссылки на источники1.Яшкин В.Н., Победкин А.В. Возбуждение уголовного дела. Теория, практика, перспективы: учеб. пособие для вузов. М., 2002.2.Сущность и актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела: монография. 2е изд., испр. И доп. / отв. ред. И.С. Дикарев. М.: Юрлитинформ, 2012. 3.Химичева Г.П. Рассмотрение милицией заявлений и сообщений о преступлении. М., 1997.4.Якимович Ю.К., Пан Т.Д. Досудебное производство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства, доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие). СПб., 2003.5.Рылков Д.В. Повод для возбуждения уголовного дела как необходимое условие для начала производства по делу // Российский следователь. 2009. № 17. С. 69.6.Павлова Е.Ю. Проблемы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Вестник криминалистики. 2004. Выпуск 1(9). С.7577.7.Малинин В.Б. Поводы для возбуждения уголовного дела // Ленинградский юридический журнал. 2012. № 4 (30). С. 112116.8.Паутова Т.А. Отдельные вопросы взаимодействия дознавателей с участковыми уполномоченными полиции на первоначальном этапе расследования преступлений // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 29. –ART14840. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14840.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.