Противоречивое единство государства и гражданского общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малейченко Е. А., Малейченко В. Н. Противоречивое единство государства и гражданского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3286–3290. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85658.htm.
Аннотация. Гражданское общество – это сообщество, состоящее из граждан, зависимых от своего собственного объединения в государство. Сущность человека не в суверенизации индивида, а в богатстве общественных связей и отношений, делающих индивида органической частью общества. Учитывая единство интересов индивида и государства, нужно не бороться с государством, а совершенствовать его, сообразуясь с реальным состоянием уровня общественных отношений. Бороться нужно не с государством, а за государство.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малейченко Елена Алексеевна,кандидат социологических наук, доцент кафедры социальногуманитарных и естественнонаучных дисциплин Российского государственного университета правосудия Северокавказский филиал г.Краснодараkrasnodarlena@bk.ru

Малейченко Вячеслав Николаевич,доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Кубанского государственного аграрного университетаг.Краснодара

Противоречивое единство государства и гражданского общества

Аннотация.Гражданское общество ‬это сообщество, состоящее из граждан, зависимых от своего собственного объединения в государство. Сущность человека не в суверенизации индивида, а в богатстве общественных связей и отношений, делающих индивида органической частью общества. Учитывая единство интересов индивида и государства, нужно не бороться с государством, а совершенствовать его, сообразуясь с реальным состоянием уровня общественных отношений. Бороться нужно не с государством, а за государство.Ключевые слова:государство, гражданское общество, индивид, гражданин

В основе теорий гражданского общества, как общественной формы взаимодействия индивида с государством,лежит различная интерпретация гуманистической идеи, рассматривающей свободу индивида, как высшую ценность.Следует отметить, что проблемы свободы индивида, рассматриваемые в аспекте их государственного ограничения будут актуальны, пока будет существовать государство. Актуальность идей©гражданского обществаª, в настоящее время переживающих ренессанс, в частности в России, свидетельствует:с одной стороны,об обострении противоречий в системеобщественных отношений, стимулирующих поиск путей их решения;а с другой, о необходимости адаптации идей гуманизации общественных отношений к реалиям современного общественного и государственного устройства. Одной из проблем адаптации гуманистических идей ©гражданского обществаª к современности является осмысление произошедших,в результате исторического развития, научных представлений, отражающих измененияв социальноэкономических отношенияхи государственномустройстве. В этой связи необходимоуточнениетех дефиниций, которые были свойственныдля истоков гуманистическихпредставлений, отражающих тот уровень методологической основы научного отражения действительности.Это необходимо, так как в дефинициях раскрывается сущность явлений и ихразвитие.Необходимость этого обусловливается еще и тем, чтопри анализе явления в исторически более зрелой форме полнее и глубже раскрывается его сущность. На наш взгляд, одной из важных, в этом смысле, проблемявляется устранение логических противоречий, присущих исходным понятиям, с точки зрения современной науки об индивиде, обществе и государстве.

Как известно, гражданское общество противопоставлялось государству как суверенная организация свободных индивидов, вплоть до объявления государства ©абсолютным зломª. В менее радикальных взглядах онопредставлялоськак противоречивое единство государства и гражданского общества. Преимущественно такое же представление об этом феномене существует и сегодня. Однако, по нашему мнению, здесь следует устранить логическиепротиворечия, искажающее действительное отношение индивидов и гражданского общества к государству. На самом деле,как можно совместить понятие ©суверенный индивидª с понятием ©гражданинª?По логикеопределенийгражданского общества, оносостоит из граждан, но по современной юрисдикции гражданин ‬это индивид, принадлежащий государству на политикоправовой основе. Согласно этому,субъект определенного государства (россиянин, англичанин, француз и т.д.), изначально наделяется не только правами, но иобременяетсяобязанностями, ограничивающими его суверенитет. Государство любой страны требует не только от своих граждан, но и от иностранных соблюдения установленных норм государственного права.Следовательно, гражданское общество ‬это не©совокупность самостоятельных, независимых социальных элементовª, а сообщество, состоящее из граждан, зависимых от своего собственного объединения в государство.Достаточно очевидно, что в такой постановке индивиды, как граждане, и соответственно гражданское общество не могут быть свободными,пока они являются субъектами государства.Впрочем,следует заметить, что любоеобъединение индивидав какие бы то ни было общества нарушаетегосуверенитет, отчуждая какуюлибоизсторон его суверенитета. Без обязанностей, только с правами невозможно создание устойчивых сообществ. Поэтому, чтобы быть свободными от государства, нужно, как минимум упразднить его. Но в современной рыночной системе свобода от государства, вероятнее всего, привела бы к беспредельному господству бандитских формирований,и государство заместилось бы ©свободнойорганизациейªконкурирующих образований организованной преступности. Следовательно, ©гражданское обществоª должно бы бороться не за свободу индивидаот государства, а за укрепление государстваи охрану интересов ©суверенного индивидаª!Во всяком случае, вполне закономерно, что до сих пор не воплотились в жизнь идеи ЖанЖако Руссоогосударстве ©неотчуждаемого народного суверенитетаª, где каждый человек повиновался бы только своей собственной воле, и сохранял свою свободу. Идеи гуманизма родились,как антитеза феодальноцерковному государственному абсолютизму,в эпоху, когда государствосчиталось воплощением волиБога. Таким образом, власть считаласьсвященной, неизменной, не отчуждаемойволей Бога, аиндивид по отношению к государству рассматривался тождественно ©рабу божиюª как раб государства. Поэтому сама идея ©суверенного, самодостаточного индивидаª, выступала как протест против государственно церковного ©оскопленияªиндивида, полагавшего его, ©как раба Божьегоª,

рабом государства, лишавшейего свободы вообще и творческой самореализацииличности в частности.Не случайно, что идеи освобождения индивида от государственного диктата родились всреде творческой интеллигенции, наиболее островоспринимавшей церковногосударственное ограничение свободы творчества.

С тех пор утекло много воды, изменилось понимание сути государства

обществаи индивида, диалектикаих взаимоотношений.Главное же заключается в том, что основные идеи гражданского общества ассоциировавшиесяс интересами буржуазии, стали идеологией буржуазной революции, в результате которой,завоевав власть,буржуазия подчинила себе государство и объявила ©конец историиª.С тех пор, изменилась система общественного производства человека, за время своего господства буржуазия изменилась сама,изменила государство. При этом часть принципов гражданского общества трансформировались в формысоответствующие интересам буржуа, часть принциповуже устарела,и их осуществление противоречит социальному и экономическому прогрессу.

Анализируя буржуазную систему в ее уже достаточно развитой форме, К.Маркс показал, как капитал трансформировал мелкотоварное производство, до сих пор рассматриваемое как идеальная основа суверенитетаиндивида, в систему частнокапиталистического производства.Одновременно, идеал либерализма частнотрудовая собственность мелких товаропроизводителей (ремесленников и свободных крестьян) трансформировалась в частнокапиталистическуюсобственность. И что, особенно важно по отношению к теории ©гражданского обществаª, развитие капиталистического производства в результате внедрения машинного производства не только не привело к суверенизации индивидов, а, наоборот, в результатеобобществления труда, привело к действительному подчинению трудящегося индивида капиталу. Это подчинениеприняло такой характер, что индивид вместосуверенизации, требует закабаления, стоя в очередь на бирже труда.

Таким образом, ©гражданское обществоª в действительности оказалось обществом буржуазным. Объявив капиталистическую систему социальноэкономических отношений ©концом историиª, буржуазия поставила на охрану их от посягательства ©суверенных индивидовª буржуазное государство и фактически похоронила ©гражданскоеªобщество, как символ свободы индивида. Доказав несоответствие идей гражданского общества реальному развитию социальноэкономических отношений К. Маркс констатировал: ©Точка зрения старого материализма(на сущность индивида ‬авт.)есть ©гражданскоеª общество, точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечествоª[1, с. 3]. Естественно, что©гражданское обществоª, как социальная форма существования суверенных индивидов, для К.Маркса не сталапредметомисследования, так как,по его вполне обоснованному исторической практикой мнению, ©…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношенийª [1, с 2].Историческая практика подтверждаетнеоспоримый факт, что сущность человека не в суверенизации индивида, а вбогатствеобщественных связей и отношений, делающих индивида органической частью общества. При этом, не ©естественное правоª, дарованное Богом, аразвитие общественного производства основ жизнедеятельности человека решает сущностную проблему индивидуализации ‬проблему полного, свободного развития личности индивида. По сути дела,из этого вытекает действительный, практический факт ‬закон, согласно которому полнота самореализации личности индивида прямо пропорциональна его обобществлению.

В чем же сущность государства, если оно не божий промысел? Либеральная традиция со времен возрождения рассматривает государство как внешнюю по отношению к суверенному индивиду организацию власти. На самом деле государство, как общественнополитическая организация может функционировать, как и любое объединение индивидов только в том случае, когда оно выражает интересы этих индивидов. На наш взгляд,государство ‬это организационноправовое выражение всеобщего интереса, выступающее во внешне отчужденной социальной форме организации общества. Содержанием этой формы является совокупность социальноэкономических, политических, идеологических, юридических и других общественных отношений, образующих общественную среду жизнедеятельности индивидов, объективированных в соответствующих институтах государственного устройства.Государство консолидирует индивидов и всеобщий интерес, как интерес государственный, объективируется в идеологии организацииобщественной жизни и стратегии развития общества. Таким образом, нельзя отождествлять государствос существующими органами власти. Государство ‬это сущность, а органы власти ‬это форма реализации этой сущности, которая может не соответствовать сущности,использоваться против государства и, тем самым против огосударствленных индивидов. В этой связи, нам представляется иррациональным определение ©не правовое государствоª, так как не правовое государство ‬это не государство, или больное государство, которое надо лечить. В действительности,может быть,и имеет местонесоответствие функций, осуществляемых властными институтами, сущности государства. Если рассматривать государство, как исторически необходимую индивиду ассоциацию, то ни индивид, ни гражданское общество не образуют с государством антагонистической противоположности. Противоречия, которые возникают между индивидом и государством, на наш взгляд, имеют объективную и субъективную обусловленность.

Объективно противоречие между индивидом и государством неизбежновследствие противоречивого единствавсеобщего и отдельного. Дело здесь в том, что сущность диалектики взаимодействия всеобщего и отдельного выражаетсяв том, что всеобщее всегда беднее отдельного, так как выражает тольковсеобщее в многообразии и разносторонности содержания отдельногоинтересов. Потому, чем больше, множественность индивидов, разнообразнее и противоречивее их интересы, тем ограниченнее возможности консолидирующей роли государства. Как выражение всеобщего, в обыденности,государство противостоит индивиду в качестве внешней объективнойсилы ‬принуждения к соблюдению государственного права. Свой же интерес в государстве индивид осознает, как правило, в ситуациях, когда возникает реальная угроза его интересу или жизни. Тогдаон взывает к помощи государства. Это противоречие преодолевается в процессе развития общественных отношений, умножения связей, обобществляющих индивида, увеличивающих всеобщность в интересах отдельных индивидов. Соответственно и социальные функции государства расширяются, а государство совершенствуется, все полнее выражая содержание отдельного интереса, расширяя, одновременно, объективную основу участия индивидов в управлении государством. Субъективно, противоречие между индивидом и государством выступает как противоречие между индивидом и государственной бюрократией, между индивидом и социальными группами, использующими власть в своих корыстных интересах. Для государственного чиновника государство является средством реализации своих особенных интересов, в нарушение государственных ‬всеобщих. Кроме того, современное государство является классовым, в котором всеобщий интерес подменяется классовым интересом. В этом аспекте противоречие должно разрешаться в противодействием индивидов и их общественных объединений корыстному использованию государственной власти.Учитывая единство интересов индивида и государства, нужно не бороться с государством, а совершенствовать его, сообразуясь с реальным состоянием уровня общественных отношений. Бороться нужно не с государством, а за государство. Вопервых, против чиновников, чиновничий интерес которых противостоит интересу государства и индивида.Неследуетотождествлять государство с государственными чиновниками. Чиновники ‬это не государство, а обычные представители народа, занимающие особенное положение в системе общественного разделения труда, не более того. Это не слуги Бога, а служащие государства, то есть слуги тех самых индивидов, которые объединились в государство. Для этого гражданское общество, как объединение индивидов государственных людей,в различные общественные организации, действительно необходимо длятого, чтобы устав государства ‬Конституция адекватно отражала всеобщий интерес и была защищена от произвола субъектов винститутахгосударственной власти, с одной стороны, и приватизации государства меньшинством, не выражающим всеобщность интересов. Ссылки на источники1.К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. К.Маркс и Ф.Энгельс. Избранные произведения в 3х томах. Т.1.