Развитие нефтяной отрасли России в условиях нестабильности мировых цен на природные ресурсы
Выпуск:
ART 85670
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Власова
Е.
В.,
Богатых
Ю.
С.,
Гусева
О.
А. Развитие нефтяной отрасли России в условиях нестабильности мировых цен на природные ресурсы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3346–3350. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85670.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблематике развития экономики России. Рассмотрены экономические диспропорции, и определены основные аспекты, влияющие на их возникновение. Проведено исследование причинно-следственной взаимосвязи развития экономики. В статье представлено авторское видение возможного развития экономических аспектов в силу возникающих причин со стороны мировой геополитики. Рассмотрена проблематика зависимости российской экономики.
Ключевые слова:
геополитика, экономическое развитие, мировая экономика, цена на нефть, структурная зависимость
Текст статьи
Власова Елена Валериевна,Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиe.v.vlasova7@bk.ru
Богатых Юлия Сергеевна,
магистрант ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиjuliarich444@mail.ru
ГусеваОльгаАлександровна,
студент ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиgusseva.olga20@yandex.ru
Развитие нефтяной отрасли России
в условиях нестабильности мировых цен на природные ресурсы
Аннотация.Статья посвящена проблематике развития экономики России. Рассмотрены экономические диспропорции и определены основные аспекты влияющие на их возникновение. Проведено исследование причинноследственной взаимосвязи развития экономики. В статье представлено авторское видение возможного развития экономических аспектов, в силу возникающих причин со стороны мировой геополитики. Рассмотрена проблематика зависимости российской экономики.Ключевые слова:экономическое развитие, геополитика, мировая экономика, цена на нефть, структурная зависимость
События,произошедшие в 2014 году,на геополитической арене ярко выявили картину реальных событий и фактов играющих ключевую роль на мировой арене. В сложившейся экономической ситуацииначали трансформироваться основные постулаты, на которых держались все, как теоретические, как и практические аспекты развития экономики. Так, например, в 2014 году экономика России пережила один из сложнейших этапов не только реального кризиса, но и кризиса в теоретических аспектах. Поскольку экономика России какоето время имела прямую зависимость от объема добычи нефти и газа, и так же от устанавливаемой мировой цены на природные ресурсы, на которую российская экономика могла повлиять только косвенно. Вся экономика нашей страны построена на зависимости от геополитики в вопросах спроса и предложения мировых природных богатств.Основойпроизводства в России ГСМ служит нефть, являющаяся стратегическим для экономики сырьем. Соответственно, цена на нефть влияет на широкий спектр секторов реального сектора экономики. Нет ничего удивительного в том, что цены на нефть являются краеугольным камнем мировой экономики. Цена на нефть способна вызвать сильное движение в сторону роста или падения на фондовых рынках. Особенно сильно цены на нефть влияют на развивающиеся рынки, ориентированные на экспорт нефти. Не обращая внимание на котировки нефти, невозможно успешно торговать на российском фондовом рынке.
Рис. 1. ДинамикаценнаНефтьBrent (ICE.Brent), USD/баррель
В 2014 году наблюдалось стремительное снижение мировых цен на нефть, что в свою очередь сыграло значительную роль на мировой геополитической арене.Только за ноябрь месяц 2014 баррель нефти марки Brent подешевел на четверть —с 83 до 63 долларов. Логично было бы предположить, что в такой ситуации бензин и нефтепродукты должны дешеветь вслед за сырьем. Тем не менее в нашей стране бензин за один только месяц подорожал почти на 10 %. Более того по мнению главыМинэнерго России АлександраНовака в 2015 году топливо подорожает примерно на 10%, что приведет к росту цен.
На самом деле ничего странного и удивительногов этом противоречии нет. Дешевеющая нефть слабо влияет на ценовую политику российских компаний. На отечественный рынок нефтепродуктов влияют несколько другихфакторов. Первое, что нужно понимать: бензин делают в России и продают за рубли. Снижение цен на нефть в долларах не влияет на его стоимость для автомобилистов. Рассмотрим данную арифметику на примере. При цене на нефть в 90долларов и курсе 35рубля за доллар баррель стоил 3150рублей. При стоимости нефти в 60 долларов и курсе 64рубля за доллар тот же баррель стоит 3840рублей. Получается, что нефть для России на самом деле дорожает.Таким образом, в росте цен на бензин внутри России при дешевеющей нефти на внешних рынках нет абсолютно ничего странного. Сокрушаться о дорожающем бензине можно было бы при стабильном курсе национальной валюты, а курс рубля в настоящее время переживает не лучшие времена, ежедневно штурмуяочередной минимум. Рассмотрим особенности ценообразования. Конечно, же несомненным фактом является то, что Россия является одним из лидеров по объемам добываемой нефти. Объем добычи нефти в России в 2014 году вырос на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года, и составил 526,753 млн т (10,578 млн барр. в сутки), сообщает Интерфакс со ссылкой на оперативную сводку ГП «ЦДУ ТЭК».Проанализировав средние статистические данные, мы видим, что в нашей стране, в то время как объемы добычи увеличиваются, а стоимость барреля нефти постоянно снижается, цены на бензин тем не менее растут.Рассмотрим из чего складывается цена на литр топлива (рис.1)
Рис.2. Структура цены литра топлива
Далее рассмотрим причины роста цен.Итак, попробуем разобраться в других причинах и факторах этого «парадоксальногоявления, котороеявляетсяодной из основных причин раздражения населения страны.1. Одна из главных причин роста цен на топливо в России –это безусловно запредельная монополизация рынка. Корпорация «Роснефть»после покупки в 2012 году 100% акций ТНКВР добывает 200 млн тонн в год, то есть почти 40% российской нефти. Роснефть вместе с Лукойлом (85 млн тонн), Сургутом (60 млн) и Газпромнефтью (50 млн) контролируют 75% добычи пригодовой добычи 525 млн нефти.Таким образом, в результате резкого снижения конкуренции ведущие нефтедобывающие и перерабатывающие компании могутдиктовать цены на рынке. 2) Одна из важнейших причин роста цен на бензин –девальвация. Поскольку кредиторская задолженность нефтяных компаний это займы западных банков в иностранной валюте, нефтяные компании повышают ценына ГСМ, чтобы не снижалась долларовая выручка. Таким образом, цена на нефть зависит откурсарубля, а не отмировой ценына нефть.3)Еще однойпричинойроста цен огромные долги Роснефти (почти 70 млрд долларов), возникшие в результате покупкиТНКВР. Так как мировые цены на нефть на рынке падают, Роснефть воглаве с Сечиным увеличивают цену на внутреннемрынке, чтобы компенсировать потери от экспорта и расплатиться с долгами.Далее перейдем к вопросу последствийналогового маневра. В 2015 году Минфином России намечено проведениеналоговогоманеврав нефтяной отрасли, который должен стать частью поддержки, оказываемой компаниям правительством в условиях наложенных санкций.Суть налоговой реформы в следующем. Она представляет собойрезкое снижение пошлин на экспорт нефти с одновременным компенсаторным резким повышением НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Вместе в изменениями налоговых ставок, в 2015 году планируется ввести экспортную пошлину на мазут в размере 100% от пошлины на нефть.При этом чтобы не допустить резкого роста цен на внутреннем рынке на нефтепродукты, Минфин предлагает в 2017 г. практически в 2 раза снизить акцизы на нефтепродукты от уровня 2014 г. Таким образом, по расчетам Минфина, данные меры позволят ограничить рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в размерене более 1,5 руб. в год. Однако,по мнению членов комитета Госдумы по энергетике, реализация налоговогоманевра, задуманного Минфином,приведет лишь к повышению стоимости бензина и разгону инфляцииВ соответствии с расчетами комитета Госдумы по энергетике стоимость бензина за первое полугодие повысится на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр, —сказано в письме. —Другими словами налоговый маневр спровоцирует классическую инфляцию издержек.Последствия могут оказатьсявполне предсказуемыми. Повышение цен на топливо отразится и на инфляции, а также подорвет конкурентоспособность отечественного производителя. Правительство предлагает компенсировать уменьшение экспортных пошлин повышением НДПИ, другими словами, перекладывая налоговое бремя с иностранных потребителей на своих граждан. Сумма дополнительного налогового бремени,возложеная на внутренних потребителей, бизнес и население, существенная исоставляет порядка 800 млрд рублей. Это серьезнейшим образом может подорватьконкурентоспособность отечественного производителя. Кроме того, этот налоговый маневр создал дыру в бюджете примерно на 228 млрд рублей, который приходится покрывать за счет сокращения других расходов, в том числе на образование и здравоохранение.Дополнительную неопределенность в общую ситуацию создает намеченный на 2015 г. переход на бензин «Евро4». Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко комментировал ситуацию следующим образом. Нефтяным компаниям, не успевшим обеспечить выпуск бензина Евро4 в надлежащие сроки, могут разрешить докупить недостающие объемы. Следовательно,приобретение более дорогого топлива на внешнем рынке неминуемо скажется и на внутренних ценовых параметрах.В настоящее время существует необходимость в наращивании объемов производства и строительстве новых нефтеперерабатывающих заводах, так как по официальным оценкам, спрос на бензин в России ежегодно повышается на 4%.Однако,нельзя исключатьи тот факт, чтонаблюдаемый сегодня на российском розничном рынке дисбаланс между спросом и предложением искусственно формируется самими нефтяными компаниями, заинтересованными в получении прибыли, в первую очередь, на оптовом рынке. А в подобных обстоятельствах, тем более, затруднительно поверить в то, что в ближайшие годы рост цен на бензин не превысит заявленного Минфином годового уровня в 1,8 руб./л. Ведь ради этого нефтяным компаниям придется сократить свои прибыли.Таким образом, в последующие годы изменение цен на бензин в России будет определяться целым рядом факторов: от перехода на "Евро4" и "Евро5" до налогового маневра и вступления в силу соглашения по созданию Евразийского экономического союза. Причем и в дальнейшем оно не обязательно будет совпадать с движением ценна мировыхрынках
к непреходящему удивлению рядовых потребителей, расплачивающихся за топливо рублями, а не долларами. Разумеется, многое также будет зависеть от того, насколько успешно, в совокупности с прочими проблемами, станут корректировать существующие перекосы в механизме ценообразования. Российские потребители расплачиваются за топливо национальной валютой и потому ориентируются на рублевые цены. А они продолжат расти и в 2015 г., вследствие намеченного налогового маневра.Ссылки на источники1.Власова Е.В.Экономические преобразования России под влиянием западных санкций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 2022.2.Власова Е.В. Стратегическая траектория формирования экономического потенциала региона // Экономика и социум. 2014. № 31 (12). С. 386391.3.Власова Е.В. Моделирование структурных пропорций налогового потенциала на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.2010. № 2. С. 3235.4.Власова Е.В. Налоги / Учебнометодическое пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение»/Тольятти, 2014.5.Власова Е.В. Концепция развития налогового потенциала //Научнометодический электронный журнал «Концепт».2014.Т.20. С.14361440.
Богатых Юлия Сергеевна,
магистрант ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиjuliarich444@mail.ru
ГусеваОльгаАлександровна,
студент ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольяттиgusseva.olga20@yandex.ru
Развитие нефтяной отрасли России
в условиях нестабильности мировых цен на природные ресурсы
Аннотация.Статья посвящена проблематике развития экономики России. Рассмотрены экономические диспропорции и определены основные аспекты влияющие на их возникновение. Проведено исследование причинноследственной взаимосвязи развития экономики. В статье представлено авторское видение возможного развития экономических аспектов, в силу возникающих причин со стороны мировой геополитики. Рассмотрена проблематика зависимости российской экономики.Ключевые слова:экономическое развитие, геополитика, мировая экономика, цена на нефть, структурная зависимость
События,произошедшие в 2014 году,на геополитической арене ярко выявили картину реальных событий и фактов играющих ключевую роль на мировой арене. В сложившейся экономической ситуацииначали трансформироваться основные постулаты, на которых держались все, как теоретические, как и практические аспекты развития экономики. Так, например, в 2014 году экономика России пережила один из сложнейших этапов не только реального кризиса, но и кризиса в теоретических аспектах. Поскольку экономика России какоето время имела прямую зависимость от объема добычи нефти и газа, и так же от устанавливаемой мировой цены на природные ресурсы, на которую российская экономика могла повлиять только косвенно. Вся экономика нашей страны построена на зависимости от геополитики в вопросах спроса и предложения мировых природных богатств.Основойпроизводства в России ГСМ служит нефть, являющаяся стратегическим для экономики сырьем. Соответственно, цена на нефть влияет на широкий спектр секторов реального сектора экономики. Нет ничего удивительного в том, что цены на нефть являются краеугольным камнем мировой экономики. Цена на нефть способна вызвать сильное движение в сторону роста или падения на фондовых рынках. Особенно сильно цены на нефть влияют на развивающиеся рынки, ориентированные на экспорт нефти. Не обращая внимание на котировки нефти, невозможно успешно торговать на российском фондовом рынке.
Рис. 1. ДинамикаценнаНефтьBrent (ICE.Brent), USD/баррель
В 2014 году наблюдалось стремительное снижение мировых цен на нефть, что в свою очередь сыграло значительную роль на мировой геополитической арене.Только за ноябрь месяц 2014 баррель нефти марки Brent подешевел на четверть —с 83 до 63 долларов. Логично было бы предположить, что в такой ситуации бензин и нефтепродукты должны дешеветь вслед за сырьем. Тем не менее в нашей стране бензин за один только месяц подорожал почти на 10 %. Более того по мнению главыМинэнерго России АлександраНовака в 2015 году топливо подорожает примерно на 10%, что приведет к росту цен.
На самом деле ничего странного и удивительногов этом противоречии нет. Дешевеющая нефть слабо влияет на ценовую политику российских компаний. На отечественный рынок нефтепродуктов влияют несколько другихфакторов. Первое, что нужно понимать: бензин делают в России и продают за рубли. Снижение цен на нефть в долларах не влияет на его стоимость для автомобилистов. Рассмотрим данную арифметику на примере. При цене на нефть в 90долларов и курсе 35рубля за доллар баррель стоил 3150рублей. При стоимости нефти в 60 долларов и курсе 64рубля за доллар тот же баррель стоит 3840рублей. Получается, что нефть для России на самом деле дорожает.Таким образом, в росте цен на бензин внутри России при дешевеющей нефти на внешних рынках нет абсолютно ничего странного. Сокрушаться о дорожающем бензине можно было бы при стабильном курсе национальной валюты, а курс рубля в настоящее время переживает не лучшие времена, ежедневно штурмуяочередной минимум. Рассмотрим особенности ценообразования. Конечно, же несомненным фактом является то, что Россия является одним из лидеров по объемам добываемой нефти. Объем добычи нефти в России в 2014 году вырос на 0,7% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года, и составил 526,753 млн т (10,578 млн барр. в сутки), сообщает Интерфакс со ссылкой на оперативную сводку ГП «ЦДУ ТЭК».Проанализировав средние статистические данные, мы видим, что в нашей стране, в то время как объемы добычи увеличиваются, а стоимость барреля нефти постоянно снижается, цены на бензин тем не менее растут.Рассмотрим из чего складывается цена на литр топлива (рис.1)
Рис.2. Структура цены литра топлива
Далее рассмотрим причины роста цен.Итак, попробуем разобраться в других причинах и факторах этого «парадоксальногоявления, котороеявляетсяодной из основных причин раздражения населения страны.1. Одна из главных причин роста цен на топливо в России –это безусловно запредельная монополизация рынка. Корпорация «Роснефть»после покупки в 2012 году 100% акций ТНКВР добывает 200 млн тонн в год, то есть почти 40% российской нефти. Роснефть вместе с Лукойлом (85 млн тонн), Сургутом (60 млн) и Газпромнефтью (50 млн) контролируют 75% добычи пригодовой добычи 525 млн нефти.Таким образом, в результате резкого снижения конкуренции ведущие нефтедобывающие и перерабатывающие компании могутдиктовать цены на рынке. 2) Одна из важнейших причин роста цен на бензин –девальвация. Поскольку кредиторская задолженность нефтяных компаний это займы западных банков в иностранной валюте, нефтяные компании повышают ценына ГСМ, чтобы не снижалась долларовая выручка. Таким образом, цена на нефть зависит откурсарубля, а не отмировой ценына нефть.3)Еще однойпричинойроста цен огромные долги Роснефти (почти 70 млрд долларов), возникшие в результате покупкиТНКВР. Так как мировые цены на нефть на рынке падают, Роснефть воглаве с Сечиным увеличивают цену на внутреннемрынке, чтобы компенсировать потери от экспорта и расплатиться с долгами.Далее перейдем к вопросу последствийналогового маневра. В 2015 году Минфином России намечено проведениеналоговогоманеврав нефтяной отрасли, который должен стать частью поддержки, оказываемой компаниям правительством в условиях наложенных санкций.Суть налоговой реформы в следующем. Она представляет собойрезкое снижение пошлин на экспорт нефти с одновременным компенсаторным резким повышением НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Вместе в изменениями налоговых ставок, в 2015 году планируется ввести экспортную пошлину на мазут в размере 100% от пошлины на нефть.При этом чтобы не допустить резкого роста цен на внутреннем рынке на нефтепродукты, Минфин предлагает в 2017 г. практически в 2 раза снизить акцизы на нефтепродукты от уровня 2014 г. Таким образом, по расчетам Минфина, данные меры позволят ограничить рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в размерене более 1,5 руб. в год. Однако,по мнению членов комитета Госдумы по энергетике, реализация налоговогоманевра, задуманного Минфином,приведет лишь к повышению стоимости бензина и разгону инфляцииВ соответствии с расчетами комитета Госдумы по энергетике стоимость бензина за первое полугодие повысится на 20% и составит 45 рублей за литр, а к концу 2015 года достигнет 50 рублей за литр, —сказано в письме. —Другими словами налоговый маневр спровоцирует классическую инфляцию издержек.Последствия могут оказатьсявполне предсказуемыми. Повышение цен на топливо отразится и на инфляции, а также подорвет конкурентоспособность отечественного производителя. Правительство предлагает компенсировать уменьшение экспортных пошлин повышением НДПИ, другими словами, перекладывая налоговое бремя с иностранных потребителей на своих граждан. Сумма дополнительного налогового бремени,возложеная на внутренних потребителей, бизнес и население, существенная исоставляет порядка 800 млрд рублей. Это серьезнейшим образом может подорватьконкурентоспособность отечественного производителя. Кроме того, этот налоговый маневр создал дыру в бюджете примерно на 228 млрд рублей, который приходится покрывать за счет сокращения других расходов, в том числе на образование и здравоохранение.Дополнительную неопределенность в общую ситуацию создает намеченный на 2015 г. переход на бензин «Евро4». Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко комментировал ситуацию следующим образом. Нефтяным компаниям, не успевшим обеспечить выпуск бензина Евро4 в надлежащие сроки, могут разрешить докупить недостающие объемы. Следовательно,приобретение более дорогого топлива на внешнем рынке неминуемо скажется и на внутренних ценовых параметрах.В настоящее время существует необходимость в наращивании объемов производства и строительстве новых нефтеперерабатывающих заводах, так как по официальным оценкам, спрос на бензин в России ежегодно повышается на 4%.Однако,нельзя исключатьи тот факт, чтонаблюдаемый сегодня на российском розничном рынке дисбаланс между спросом и предложением искусственно формируется самими нефтяными компаниями, заинтересованными в получении прибыли, в первую очередь, на оптовом рынке. А в подобных обстоятельствах, тем более, затруднительно поверить в то, что в ближайшие годы рост цен на бензин не превысит заявленного Минфином годового уровня в 1,8 руб./л. Ведь ради этого нефтяным компаниям придется сократить свои прибыли.Таким образом, в последующие годы изменение цен на бензин в России будет определяться целым рядом факторов: от перехода на "Евро4" и "Евро5" до налогового маневра и вступления в силу соглашения по созданию Евразийского экономического союза. Причем и в дальнейшем оно не обязательно будет совпадать с движением ценна мировыхрынках
к непреходящему удивлению рядовых потребителей, расплачивающихся за топливо рублями, а не долларами. Разумеется, многое также будет зависеть от того, насколько успешно, в совокупности с прочими проблемами, станут корректировать существующие перекосы в механизме ценообразования. Российские потребители расплачиваются за топливо национальной валютой и потому ориентируются на рублевые цены. А они продолжат расти и в 2015 г., вследствие намеченного налогового маневра.Ссылки на источники1.Власова Е.В.Экономические преобразования России под влиянием западных санкций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 2022.2.Власова Е.В. Стратегическая траектория формирования экономического потенциала региона // Экономика и социум. 2014. № 31 (12). С. 386391.3.Власова Е.В. Моделирование структурных пропорций налогового потенциала на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.2010. № 2. С. 3235.4.Власова Е.В. Налоги / Учебнометодическое пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение»/Тольятти, 2014.5.Власова Е.В. Концепция развития налогового потенциала //Научнометодический электронный журнал «Концепт».2014.Т.20. С.14361440.