Юмор как средство формирования диалогической установки у будущих учителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булякова А. С. Юмор как средство формирования диалогической установки у будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3341–3345. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85669.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема исследования юмора как средства формирования диалогической установки у будущих учителей. Рассмотрены основные теории, объясняющие феноменальную природу юмора, и предложено определение юмора, позволяющее утвердиться в значимости использования юмора в системе образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Булякова Алина Салаватовна,студентка 3 курса Оренбургского государственного педагогического университета, город Оренбургoimguy@gmail.com

Юмор как средство формирования диалогической установки у будущихучителей

Аннотация.В статье рассматривается проблема исследования юмора как средства формирования диалогической установки у будущих учителей. Рассмотрены основные теории, объясняющие феноменальную природу юмора, и предложено определение юмора, позволяющее утвердиться в значимости использования юмора в системе образования.Ключевые слова:юмор, теории юмора, функции юмора, диалогическая установка.

Понятие ©юморª в психологической литературе представляется достаточно сложным феноменом, который может быть как ©смехом сª, так и ©смехом надª8, с. 132.Кроме того,как отмечает А.М. Арбитайло, некоторые авторы подходят к изучению юмора как к междисциплинарному понятию, лежащему в области пересечения многих дисциплин, в частности философии, эстетики, психологии, лингвистики, социологии и культурологии.К этому можно добавить, что©в психологии досих пор очень мало внимания уделялось исследованию юмора как такового, определению феномена и анализу его как комплексного явления, характерного именно для человеческого мира. Гораздо больше работ по проблеме юмора и комического создано в области философии, эстетики и культурологи. Но даже в этих областях исследования юмора содержатся явные противоречияª1, с. 54.В психологической литературе встречаются различные варианты, классификации подходов к пониманию юмора. Так, А.М. Арбитайло выделяет три группы теорий, объясняющих феноменальную природу юмора (теории возбуждения и энергетической разрядки, теории несоответствия, теории превосходства)1, с. 47.Род Мартин выделяет пять групп теорий (психоаналитическая теория, теории превосходства/унижения, теории возбуждения, теории несоответствия, теория переключения)9, с. 53108.Н.П. Дедов –шесть (психоаналитическая, когнитивная, коммуникативная, биологическая, дифференциальная концепции, интегральный подход (когнитивноаффективная концепция юмора)3, с. 50.В статьепредлагается классификация теорий в зависимости от роли структурного компоненталичности(эмоциональный, когнитивный, поведенческий).Первая группа теорий–это теория возбуждения или энергетической разрядки(психоаналитическая теория) 10, с. 288.Род Мартин к самым ранним теориям, объясняющим природу юмора, относит также теорию превосходства/унижения9, с. 64.В психоаналитической теорииЗ. Фрейда10, с. 282предполагается, что функцией юмора, смеха является снижение напряжения, разрядка ©излишнейª энергии. Юмор рассматриваетсякак защитный механизм высшего уровняи используется для облегчения адаптации при тревожных ощущениях и освобождения энергии в положительном направлении. Смех, в этой связи, представляется здоровым и необходимым процессом разрядки, который служит снижению тревоги. Данная теория позволяет выявить способность юмора быть посредником в эмоциональном овладении студентом –будущим учителем профессиональной деятельностью. Эмоциональное овладение обеспечивается защитной функцией юмора и заключается в преодолении тревожных ситуаций и событий студентом, возникающих в образовательном процессе при решении учебных задач. Эмоции, вызываемые средствами юмора, будутотличаться действенностью. Как в примере, приведенном А.В. Петровским, ©от радости человек готов ©горы перевернутьª, так и переживание смешного побуждает к активному положительному настрою. И наоборот, юмористическое настроение не приводит к пассивности, чувству страха, замыканию, уходу в себя и другим эмоциям, вызывающим повышение тревожности.Теория превосходства/унижения основывается на унижении, агрессии и умалении других людей по какомулибо признаку. Унижение позволяет человеку, генерирующемутакой юмор показать свое превосходство для сохранения или повышения самооценки. При такомподходеюмортакже рассматриваетсякак защитная реакция, которая ©позволяет не слишком эмоционально реагировать на несчастья и проблемы других. Макдугалл(McDougall,1903,1922) рассматривал юмор как своего рода ©эмоциональную анестезиюª, позволяющую нам не испытывать чрезмерное сострадание к другим, которое в противном случае могло бы ошеломить нас. Он полагал, что юмор и смех возникли у людей как противоядие против сострадания, защитная реакция, которая ограждает нас от угнетающего влияния других людей. Таким образом, когда мы шутим над своими собственными или чужими проблемами, мы отстраняемся, по крайней мере на мгновение, от связанной с ними эмоциональной болиª9, с. 73.Вместе с тем, в условиях образовательного процесса, когда преподаватель должен выступать в роли понимающего и помогающего взрослого, обладающего ценными знаниями и являющего собой пример, формирование диалогической установки у будущих учителей средствами юмора, характеризующимся высмеиванием и выражением презрения недопустимо.Рассмотрев первую группу теорий, включающую наиболее ранние идеи происхождения юмора, в качестве ее отличительной особенности можно отметить сходство теорий по признаку акцентуации на эмоциональном аспекте. Предполагается, что средства юмора могут воздействовать только на эмоциональную сферу человека, не задевая других компонентов его личности. Такой угол зрения не позволяет нам всесторонне исследовать психологическую природу юмора как средства формирования диалогической установки у будущих учителей.Ко второй группе теорийможно отнести теории несоответствия, включающуюконцепции И. Канта5, с. 68., А. Шопенгауэра11, с. 71.В данных теориях юмор рассматривается какнекоторое несоответствие, например, между ожидаемым и реальным.В определении юмора, данного толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля, также выделяется когнитивный аспект: ©Юмор веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев; удаль, разгул иронииª2,с. 254.И.Кант5, с. 63, А. Шопенгауэр11, с. 54считали, что юмор возникает из столкновения разнородных и плохо согласующихся друг с другом идей или ситуаций, выходящих зарамки привычных форм поведения.Обобщая все сказанное о когнитивном направлении в изучении юмора, можно отметить, что юмор может иметь место, только тогда, когда есть несоответствие или конфликт между сенсорным восприятием чеголибо и абстрактным знанием о данном предмете. Восприятие юмора следует понимать как когнитивныйопыт. Теория несоответствия, несмотря на очевидное влияниеэмоционального состояния человека и социальную ситуацию проявления смешного, несмотря на ассоциацию юмора с эмоциональными реакциями улыбки и смеха, основуюмора видит в когнитивномкомпоненте. И все же, представление человека, складывающиеся из схем, фреймов и сценариев, которые представляют собой определенный способ организации информации в структуре знания, входя в противоречие с тем, что наблюдается или преподносится в качестве реальности, порождает приятное чувство колебания мыслей между несовместимыми интерпретациями соответствующих понятий, что доставляет удовольствие и вызывает эмоциональную реакцию в виде улыбки, смеха.Строгая акцентуация теории несоответствия на когнитивном аспекте, такжекак и на эмоциональном аспекте в теориях энергетической разрядки или превосходства/унижения, сужает возможности для полного научного осмысления такого сложного психологического феномена как юмор.Третья группа включает в себя теорию переключения. В контексте данной теории юмор рассматривается как игровая, веселая деятельность, форма игры. Род Мартин, раскрывая идею теории переключения, отмечает, что©юмор —это игровое, несерьезное занятиеª9, с. 101.Для описания когнитивного процесса используетсяпонятие ©синергияª, при котором две несовместимые идеи или представления об одном и том же объекте одновременноудерживаются в сознании.Кроме того в теории переключения подчеркивается важность учета социального контекста юмора, указывается, что юмор —это прежде всего форма социальной коммуникации9, с. 106.Таким образом, можно отметить, что теория переключения объединяет многие из элементов других теорий. Подобно психоаналитическому подходу и теории превосходства, она дает объяснение эмоциональному элементу в юморе, рассматриваемому как повышающий уровень возбуждения, которое переживается как приятное и волнующее, когда человек находится в игривом настроении, связанном с юмором Кроме того, данная теория более явно сосредоточена на социальном контексте юмора, что позволяет подойти к рассмотрению юмора как формы межличностной коммуникации с позиции социальной психологии.Учитывая концептуальные положения выделенных теорий, объясняющих феноменальную природу юмора, можно прийти к определению юмора как формы диалогического взаимодействия, в основе которого лежит эмоциональное принятие и понимание участниками коммуникации различного вида несоответствий, взглядов, связанных с комическим эффектом, и способствующих, благодаря наличию диалогичности, возможности занять позицию ©вненаходимостиª, то есть способности отстраниться от ситуации, и ©двигаться навстречу Другомуª, открывая новое понимание самого себя.В педагогическом процессе такое понимание юмора предполагает соблюдение нескольких условий его применения. А.К. Маркова7, с. 35уточняет условия эффективности юмора в педагогическом процессе:1)высмеивать можно только то, что действительно заслуживает осмеяния, поскольку юмор есть особая форма отрицающей и утверждающей критики. Учитель старается увидеть ©ограниченияª в развитии и поведении школьников и, если это педагогически целесообразно, показать их комизм, при безусловном сохранении уважения к личности;2)юмор учителявоспитателя должен проявляться в безобидной насмешке, шутке, ведь предмет осмеяния –развивающаяся личность. Шутка ©не отрицает целогоª, а фокусирует внимание на оплошностях;3)тактичность –в юморе проявляет его гуманизм, желание помочь ученику избавиться от тех или иных недостатков своего характера. ©Юмор учителя, обнажая противоречие в поведении, преследует цель заставить школьника критически оценить себя, что способствует самовоспитаниюª;4)отвечать на шутку шуткой. Чувство юмора предполагает не только способность пошутить, но и умение понять и оценить шутку другого. Учащиеся исследовательски испытывают учителя ©на юморª.Применению юмора в качестве средства формирования диалогической установки у будущих учителей могут мешать два фактора. К факторам, препятствующим формированию диалогической установки относятся: угроза Я, проявляющаяся в заниженной самооценке, и доминирующие дискурсы, выражающиеся в стереотипизации позиции учителя относительно взаимодействия с учащимися 6, с. 27.Выделенные факторы, препятствующие формированию диалогической установки, преодолеваются следующими функциями юмора.Функции©регуляцииª(Н.П. Дедова) или ©снижение экзистенциальной тревожностиª (А.М. Арбитайло)позволяютсправиться с угрозой Я. Внезапноесопоставление наблюдаемыхявлений в юморе заостряетреальные контрасты, показывая их в новом свете, позволяет увидеть другую, ранее незаметную сторонуявления. Обнаружениеюмористического контекста в сложившейся ситуации, влекущего смехотносительно себяи своих предубеждений, а также стремление к изменению образа Я, говорит о развитой позитивной концепции Я. Поэтому человек с развитым чувством юмора ©является более гибким и способным получить жизненно необходимый успех. Юмор, таким образом, становится тем буфером, с помощью которого человек начинает полагаться на более адаптивные способы поведения. Он оказывается прекрасным признаком поддержки человека, а его отсутствие отличительным признаком упадка духа3, с. 50.Таким образом, можно сказать, что юмор с помощьюэмоциональной регуляции позволяет будущему учителю быть убежденным в собственной значимости,импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности, уверенным в способности к избранному виду деятельности –педагогической работе, обладать гибкостью мышления.Функцииюмора ©изменение позицииª(Н.П. Дедова) или ©отстраненного взгляда на действительностьª(А.М. Арбитайло)преодолевают препятствующий формированию диалогической установки факторввиде доминирующих дискурсов.Выделяя функцию ©изменение позицииªН.П. Дедов3, с. 54.полагает, что юмористическийответ может заставить психологию человека пробудиться и изменитьвосприятие, в котором теперь будут проявляться не только негативныеэмоции и переживания, но и позитивные.Что будет способствовать изменению убеждений, показавших свою несостоятельность и ориентацию на изменение таких убеждений. При выделении функцииотстраненного взгляда на действительностьª А.М. Арбитайло1, с. 54.отмечает, что смешно то явление, которое может одновременно обладать и высокой ценностью и быть обесцененным. ©Все мы подвержены действию определенных культурных норм, стереотипов, усвоенных ценностей, и чем более развивается наше самосознание, тем более мы будем понимать ограничения, наложенные на нас культурными и социальными нормами. И высшая форма развития юмора это способность посмеяться над собственной ограниченностью. Посмеяться и принять то, что взгляд на мир через очки одной культуры, одной социальной группы может отличаться от того, что видит другой человек через очки своей культурыª1, с. 59.Можно сказать, что эффективность воздействия юмористических произведений предполагает непосредственное изменение поведения субъекта воздействия или его эмоционального состояния, или его знаний о мире, или его отношения к тем или иным событиям и реалиям этого мира, т.е. изменение его личностного смысла 1, с. 56.Выделенные функции, дают возможность выдвинуть предположение о том, что применение средств юмора для формирования диалогической установки у будущих учителей может оказаться достаточно продуктивным.Другими словами юмор, позволитввести новыекультурныесценарии, которые ©выступают регуляторами опосредующими субъектсубъектные отношения и отношения к результатам совместной деятельности между участниками учебного процессаª4, с. 58.. И в последующемновые ©сценарии служат руководством к действиюª 4, с. 59, отвечающему признакам диалогичности.Таким образом, средства юмора, рассматриваемого как формы диалогического взаимодействия, в основе которого лежит эмоциональное принятие и понимание участниками коммуникации различного вида несоответствий, взглядов, связанных с комическим эффектом, и способствующих, благодаря наличию диалогичности, возможности занять позицию ©вненаходимостиª, то есть способности отстраниться от ситуации, и ©двигаться навстречу Другомуª, открывая новое понимание самого себя, обладают потенциалом воздействия на формирование диалогической установки у будущих учителей.

Ссылки на источники1. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха / В.Я. Пропп. –М.: Лабиринт, 2002. –132 с.2. Арбитайло, А.М. Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления: дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / А.М. Арбитайло; Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова. –М., 2008. –194 с.3. Род, М. Психология юмора / М. Род; пер. Л.В. Куликова. –СПб.: Питер, 2009. –480 с.4. Дедов, Н.П. Диагностирующая и регулирующая роль юмора в экстремальных условиях: дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Н.П. Дедов; Московский Государственный социальный университет. –М., 2000. –174 с.5. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному / З. Фрейд; пер. Р. Додельцева. –СПб.: Азбукаклассика, 2007. –288 с.6. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. Н. Лосского. –М.: Мысль, 1994. –591 с.7. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр; пер. Ю.И. Айхенвальда. –М.: Московский клуб, 1992. –115 с.8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovardalja.net/, свободный. Загл. с экрана.9. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. –М.: Просвещение, 1993. –192 с.10. Крылова, С.Г. Диалогическая установка в межличностном понимании: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / С.Г. Крылова; Уральский государственный педагогический университет. –М., 2007. –31 с.11. Елфимова, М.М. Психологический анализ культурных артефактов в ментальности студентов / М.М. Елфимова // Almamater: Вестник высшей школы. 2013. –№2. –С. 5461.