Синдром характерологической некрофилии в современном обществе: стык философских и медицинских воззрений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мисюкевич Н. Д. Синдром характерологической некрофилии в современном обществе: стык философских и медицинских воззрений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3386–3390. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85678.htm.
Аннотация. Тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти является элементарной формой ориентирования и присуща любой живой материи. Поэтому синдром характерологической некрофилии как социокультурный феномен будет проявляться во всех слоях общества. Целью нашего исследования стала демонстрация возможного влияния синдрома характерологической некрофилии на течение болезни и процесс восстановления больных различного профиля.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мисюкевич Наталья Дмитриевна,Студентка 5 курса лечебного факультета Южно –Уральского Государственного Медицинского Университета, г. Челябинскnataly_miss@mail.ru

Синдром характерологической некрофилии в современном обществе: стык философских и медицинский воззрений

Аннотация.Тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти является элементарной формой ориентирования и присуща любой живой материи. Поэтому синдром характерологической некрофилии как социокультурный феномен будет проявляться во всех слоях общества. Целью нашего исследования стала демонстрациявозможноговлияния синдрома характерологической некрофилии на течение болезни и процесс восстановления больных различного профиля.Ключевые слова:синдром характерологической некрофилии, болезнь, смерть, жизнь, синдром.

Актуальностьпроблемы.Желание жить самое сильное из всех желаний. Человек зачастую способен пренебречь всеми иными ценностями (мораль, законы, личные чувства и т.п.) в пользу собственной жизни. Равно и все человеческие страхи имеют своей изначальной основой страх смерти. Но если субъект страшится голода, боится лишиться власти или денег, то эти чувства, по меньшей мере, объяснимы. Однако страх небытия не имеет логического или смыслового пояснения, он некоторая данность, свойство, формировавшееся в процессе эволюции и закреплённое, возможно, генетически. Живой же человек переживает по поводу неизбежности факта своей смерти и процесса умирания. А мысль о насильственном и/или досрочном "переводе в небытие" неизменно вызывает ужас. И этот ужас

люди издревле пытаются использовать для укрепления социального порядка и власти. Тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти является элементарной формой ориентирования и присуща любой живой материи. Любовь, солидарность, справедливость и здравомыслие, проистекают из созидательной направленности человека, которую можно назвать«жизнеутверждающимсиндромом». Что касается садомазохизма, деструктивности, зависти и нарциссизма, то все они такжеимеют общий корень и связаны с другой принципиальной направленностью личности, имя которой «синдромненавистикжизни».Это не означает, что каждый человек является воплощением только одного либо только другого такое бывает лишь в исключительных случаях. Обычные люди являют собой смешение обоих синдромов.Преобладание одного из двух начал, их острота, напряжение и интенсивность вот что имеет решающее значение для реализации человека, его поведения и его способности к саморазвитию. Предопределил это австрийский психиатр В. Штекель, который впервые использовал термин «танатос» [1]. Термин «некрофилия» впервые высказал М. де Унамуно: «Только что я услышал бессмысленный некрофильский возглас –«Да здравствует смерть» [2]. Этим вопросом занимался и З. Фрейд: «Если мы признаем как недопускающий исключения факт, что все живое умирает, возвращается в неорганическое по причинам внутренним, то мы можем сказать, что цель всякой жизни есть смерть» [3]. Эта гипотеза впоследствии была развита Э. Фроммом в его работах «Анатомия человеческой деструктивности». Он первым вывел термин «синдром характерологической некрофилии». Итак, некрофилию в характерологическом смысле можно определить как«страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; одновременно это страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения; а также исключительный интерес ко всему чисто механическому (небиологическому)» [4]. Позднее учеными синдром характерологической некрофилии был разделен на 3 вида –технотронная некрофилия (стремление ко всему механическому, тяга к замене общения с людьми на времяпрепровождение с техникой), садистская некрофилия (болезненное стремление наблюдать за криминальными сводками, кровавыми фильмами и т.д), гуманистическая некрофилия (патологическая тяга к замене общения с людьми на другие ценности).В посвященной этой проблематике литературе подробным образом изучено явление некрофилии как с медицинской точки зрения (Работы Гислейна, Эполарда, Брауна), психологической (Труды Э. Фромма, З. Фрейда, М. Маккоби)и философской (М. де Унамуно) точек зрения.Вто же время, на фоне актуализации проблемы характерологической некрофилии в современном мире явно не достаточно комплексных научных работ, направленных на внедрениеэтого феномена в медицинской практике на новом витке развития социальных систем, на всесторонний анализ синдрома характерологической некрофилиив контекстесвязи ивлияние его на здоровье больных различного профиля. Тема исследования –влияние спектра различных заболеванийна синдром характерологической некрофилии и его изменение у различных групп пациентов. Цель нашего исследования–продемонстрировать возможное влияние синдрома характерологической некрофилии на течение болезни и процесс восстановления больных различного профиля.

Задачи,поставленные в процессе исследования:

анализ теоретических подходов к определению специфики синдрома характерологической некрофилии;

определение синдрома характерологической некрофилии в количественном отношении с помощью анкеты ФроммаМаккоби, переведенная с английского языка. [5]

выявить возможности влияния заболеваний различного профиля на изменение синдрома характерологической некрофилии

выявить специфику синдрома характерологической некрофилии у больных различного профиля и разработать предложения и рекомендации, направленные на приведение в норму этого синдрома у людей, находящихся в больничном стационаре. Материалы и методы:Исследование проводилось в категориальном поле философии медицины. Решение поставленных задач осуществлялось на основании трудов классиков психоанализа и философии, представляющих различные теоретические парадигмы. Работа проводилась в 3этапа:

1 этап: Проведение анонимного анкетирования по самостоятельно разработанной анкете у 4 групп по 25 респондентов в каждой группе (пациенты кардиологического, неврологического, хирургического и люди, находящиеся вне больничного стационара).







2этап: социологический опрос по самостоятельно разработанной анкете. В нем приняло участие 53 человека: 25 юношей, 28 девушек в возрасте 1921 года, студенты 3 курса Южно –Уральского Государственного Медицинского Университета (2012 г.)3этап основывается на исследованиях, проводимых в 20122013г. на базеЗлатоустовской городской больницы №1: анкетирование (4 группы по 24 респондента –пациенты с кардиологическими, неврологическими, травматологическими заболеваниями и люди, находящиеся вне больничного стационара, образующие контрольную группу).Для установления диагноза «некрофильская личность» недостаточно обнаружения одной или двух черт характера. Может случиться, что определенное поведение, которое напоминает симптоматику некрофилии, обусловлено не личностными чертами, а традициями или обычаями конкретной культурной среды.С другой стороны, для установления диагноза не обязательно иметь налицо все признаки некрофилии. Ибо она обусловлена очень большим количеством факторов как личностного, так и культурологического свойства. Кроме того, люди умеют очень тщательно скрывать свои пороки, и потому некоторыенекрофильские черты почти невозможно обнаружить. Поэтому для количественного анализа этого синдрома нами была использованаанкета, разработанная Э. Фроммом и М. Маккоби, применявшаяся для диагностики синдрома характерологической некрофилии в послевоенной Германии и переведенная нами с английского языка)[5], мониторинг пациентов различного профиля (наблюдение на процессами выздоровления людей с разной выраженностью синдрома характерологической некрофилии).Результаты исследования.Результаты 1 этапа исследования показали, что Все респонденты отметили, что хоть раз теряли кого –то из близких. Все пациенты кардиологического отделения отметили, что ощутили «ни с чем не сравнимую боль утраты». Все пациенты отмечали, что хоть раз думали о своей смерти, причем здесь наблюдались различия. 60% неврологических больных отмечали, что желают тихой смерти после болезни. Пациенты кардиологического отделения в 53% отметили, что не желают вообще думать о смерти. Респонденты вне больничного стационара отмечали в 78% случаев, что хотели бы «умереть внезапно, не задумываясь об этом». Респонденты вне больничного стационара отмечали, что не испытывают неприятных ощущений от просмотра сводок криминальных новостей и фильмов ужасов. Люди, находящиеся на лечении, стараются избегать «искусственных переживаний». Таким образом, главный вывод данного этапа исследования –каждый человек хоть один раз в своей жизни думал о смерти и «примерял ее на себя».Результаты 2 этапа исследования показали следующие результаты. Считали синдром характерологической некрофилии патологией большинство –64% мужчин и 69% женщин. Считали, что это особенность сложения характера –12% мужчин и 14% женщин.









Рис. 1. Синдром характерологической некрофилии –норма или патология

На вопрос «Считаете ли вы, что в современном мире происходит пропаганда смерти?» ответили «Да, считаю» 72% мужчин и 46% женщин.

Рис. 2. «Считаете ли вы, что в современном мире происходит пропаганда смерти?»

На 3 этапе исследования был проанализирован синдром характерологической некрофилии как психолого –философское явление. Синдром характерологической некрофилии технотронного характера значительно повышен у больных травматологического профиля по сравнению с контрольной группой (37,5 % по сравнению с 16,7%), синдром характерологической некрофилии садистского характера у больных кардиологическогопрофиля составил 8, 3%, у пациентов травматологического профиля–16,7%, у людей с неврологическими заболеваниями этот показатель не отличался от контрольной группы. Синдром характерологической некрофилиигуманистического повышен у больных неврологического профиля по сравнению с контрольной группой (41,6%).

Если анализировать биофильные тенденции, то яркая выраженность встречается достаточно редко. Однако у пациентов с кардиологическими заболеваниями этот показатель резко повышен(25%). В биофилии, как важнейшей черте характера человека, заключается эффективный способ преодоления экологического кризиса в современном обществе. Это возможно посредством формирования "экологического сознания, которое включает целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании экологической этики, психологии, правосознания[6]. Как и предполагалось в начале исследования, большинство респондентов контрольной группы имеют смешанные некрофильные и биофильные тенденции (62,5%), что характерно для большинства людей. У людей же, находящихся на лечении, этот показатель резко понижен, что дает право полагать о прямом влиянии изменение состояния здоровья на выраженность синдрома характерологической некрофилии.













Рис. 3. Распределение некро –биофильного профиля у различных групп пациентов

Выводыпо проведенному исследованию: 1)синдром характерологической некрофилиидействительно имеет место в современном обществе и может быть количественно проанализировано. 2) самое большое количество пациентов с синдромом характерологической некрофилии технотронного характера относится к пациентам травматологического профиля, что вполне объяснимо многими аспектами, включая тот факт, что многими исследователями была отмечена агрессивность этих больных.3) Среди больных кардиологического профилябольше всего пациентов с выраженными биофильными тенденциями, что подтверждает гипотезу многих исследователей о сильной тяге к жизни этих пациентов.4) Испытуемых со смешанными некрофильными и биофильнымитенденциями оказалось большинство среди респондентов как среди контрольно группы вне больничного стационара (62, 5%), так и среди пациентов. По гипотезе Э. Фромма, это свойственно большей части общества в целом.Подводя итоги исследования, необходимо отметить еще один аспект. Очень важно понять, что полностью некрофильские характеры все же встречаются сравнительно редко. Возможно, что у большинства людей мы можем обнаружитьсмесь из биофильских наклонностей и некрофильских тенденций, причем последние достаточно сильны, чтобы вызвать внутренний конфликт личности. Насколько результат этого конфликта определяет всю мотивационную сферу человека, зависит от очень многих переменных. Вопервых, от интенсивности самой некрофильской доминанты; вовторых, от наличия социальных условий (обстоятельств), стимулирующих ту или иную тенденцию; втретьих, от судьбы конкретного субъекта, тех жизненных событий, которые могут его направить в то или иное русло. Встречаются такие люди, которые имеют настолько сильную биофильскую установку, что любые некрофильские импульсы гаснут в зародыше или усиливают особую чувствительность, умение распознать некрофильские тенденции и бороться с ними.Почти каждый человек не является воплощением только одного либо только другого такое бывает лишь в исключительных случаях. Преобладание одного из двух начал, их острота, напряжение и интенсивность вот что имеет решающее значение для реализации человека, его поведения и его способности к саморазвитию.Синдром характерологической некрофилии свойственен почти всем людям, и это нельзя считать патологией в полном смысле этого слова, поэтому уместно будет закончить словами одного из первооткрывателей этого синдрома Э. Фромма «Рафинированный некрофил –душевнобольной, рафинированный биофил –святой».

Ссылки на источники1. C. Рязанцев. Танатология –наука о смерти // Спб:., Восточноевропейский институт психоанализа. –1994. – 383 с.2. Thomas H., 1961: The Spanish Civil War, New York, 1961 (Harper&Bros).

3. Фрейд З. Мы и смерть // Спб:., Восточноевропейский институт психоанализа. –1994. – 383 с.4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // М:., Республика. –1994. 447 с.5. M. Maccoby. EmotionalAttitudesandpoliticalchoices// PoliticalandSociety, 1972, №2, 209234 с.

6. Волкова Т.И. Философские основания глобальных проблем современного общества. Учебное пособие. Челябинск: Издво ЧелГМА, 2008. –311 с.