Составляюшие привлекательности рекреационной услуги

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова Л. Н. Составляюшие привлекательности рекреационной услуги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3471–3475. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85695.htm.
Аннотация. Основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом в долгосрочной перспективе является развитие человека. Задача восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей была и остается одной из важнейших для государства. В связи с этим развитие внутреннего туризма и рекреаций является одним из факторов, оказывающих существенное влияние на здоровье нации. В статье рассматривается комплексность рекреационной услуги, включающей в себя совокупность частных потребностей: физическую, духовную, интеллектуальную, эмоциональную, социальную потребности. Обосновывается спрос на рекреационные услуги, также отличающийся неустойчивостью и зависящий от моды, рекламы, популярности услуг, культурного уровня населения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Лариса Николаевна,кандидат социологических наук, доцент, филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеdushitskaya@mail.ru

Составляюшие привлекательности рекреационной услуги

Аннотация. Основной целью и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом в долгосрочной перспективе является развитие человека. Задача восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей была и остается одной из важнейших для государства. В этой связи развитие внутреннего туризма и рекреаций является одним из факторов, оказывающих существенное влияние на здоровье нации.В статье рассматривается комплексность рекреационной услуги, включающей в себя совокупность частных потребностей: физическую, духовную, интеллектуальную, эмоциональную, социальную потребности. Обосновывается спрос на рекреационные услуги также отличающийся неустойчивостью и зависящий от моды, рекламы, популярности услуг, культурного уровня населения.Ключевые слова: рекреационная деятельность, услуги оздоровления, санаторнокурортный продукт, цена, санаторий, санаторнокурортная услуга.

Широкое предложение услуг оздоровления, восстановления трудового потенциала, гостеприимстваи отдыха, в какойто мере сдерживаемое низким уровнем доходов населения России, обусловливает рост конкуренции в данной сфере и, соответственно, актуализирует разработку эффективных рыночных инструментов интенсивного развитиярекреационного бизнеса. Важнейшим аспектом рекреационной деятельности является региональный, поскольку рекреация возможна только на территориях, располагающих определенными природными условиями или обстановкой, в которой она может протекать. Элементы этой обстановки являются неотъемлемыми компонентами географической (природные условия) и социокультурной (культурноисторические и социальноэкономические условия) среды.По мнению автора А.Н. Белой рекреационная услуга –это овеществленная природноклиматическими и социальноэкономическими условиями услуга, способствующая воспроизводству и продлению функциональной жизнедеятельности рабочей силы, повышению производительности труда, удовлетворению всей совокупности потребностей людей, связанных с их деятельностью в свободное время.В санаторнокурортной области удовлетворенность потребителей связана не только с лечебной водой, воздухом, процедурами, но также с их удовлетворенностью от качества рекреационной услуги. Все большее значение имеет дружелюбное, внимательное и заботливое отношение персонала, время ожидания процедур (точность), создание особой атмосферы для оздоровления.Тем не менее важной составляюшей привлекательности рекреационной услуги является ее цена, от которой зависят достигнутые рекреционным учреждением коммерческие результаты. Цены на санаторнокурортный продукт являются показателем конкурентоспособности и занимаемой санаторием позиции на рынке[5].Разработка ценовой политики в санатории предусматривает проведение ряда исследований, работ и расчетов. Прежде всего определяется оптимальная величина затрат на производство и сбыт курортных путевок при том уровне цен на рынке, которые здравница может достичь для своего рекреационного продукта. Необходимо установить полезность (ценность) предлагаемых санаторнокурортных услуг для потребителя и оценить уровень конкурентоспособности. Эти подходы являются главным для выбора метода ценообразования.В санатории при определении цены на санаторнокурортную услугу, применяется в основном метод ценообразования с ориентацией на затраты. Таким образом, стоимость путевки на санаторнокурортную услугу складывается из себестоимости, которая включает в себя затраты, непосредственно связанные с производством, продвижением, продажей и величиной рентабельности к полным затратам в процентах.Исходя из распределения расходов по смете соответствующих статей экономической классификации расходов бюджетов РФ, отраженных в плане счетов бюджетного учета, производится расчет и их отнесение по статьям и подстатьям в соотношении к плановому количеству койкодней на отчетный год. Учреждение рассчитывает стоимость суточного отдыха и стоимость путевки за 21 день. Данные утверждаются и оформляются в прейскуранте цен на путевку, предназначенных для внешних пользователей, калькуляционных листах для внутреннего пользования и отчетности, по которым контролируется правильность расчетов, проводится коррекция цен. Текущая коррекция цен обусловлена постоянно меняющимися условиями хозяйственной деятельности и изменением текущих цен на рынке санаторнокурортныхуслуг[4]. Выделив соответствующие расходы, расчитанные на основании сметы, получают общую себестоимость, которую делят на плановое количество койкодней. Затем полученную сумму умножают на процент рентабельности, рассчитанный по соотношению жилой площади номеров и получают стоимость путевки на санаторнокурортную услугу за один койкодень. Для расчета на полный срок пребывания в санатории умножают на 21. Вся документация (прейскурант цен и калькуляционные листы) оформляется соответствующим образом, утверждается приказом и заверяется подписями главного врача, зам. главного врача по экономическим вопросам, главного бухгалтера.Цены на путевки растутвне зависимости от категории номера, причем рост по всем статьям расходов.Цена на путевки в здравнице устанавливается в зависимости от комфортности проживания (возможность уединиться, престижность, наличие красивого вида из окна, возможность отдыхать в соответсвии с собственным режимом) и вне зависимости от качества и количества процедур. Так, цена путевки в одноместный номер «премиум» составляет 80850руб. и превышает цену в двухместный номер «полулюкс» на 9240руб. или на 13%. Цена путевки в двухместный двухкомнатный номер класса «люкс» определена в 115500руб. и превышает цену путевки в двухместный номер на 34650руб. Как видно, при дифференциации цен на путевки в зависимости от комфортности проживания, базовой, исходной ценой является цена путевки в двухместный номер (80850руб.). Основным признаком дифференциации по комфортности является уровень оснащенности номеров.Так, например, если одноместный «премиум»представляет собой спальню, то в двухместном «люксе» помимо спальни, гостинной и санузла есть небольшая кухня, которая оснащена холодильником и газовым оборудованием, также имеются столовые приборы и посуда. Соотношения цен на путевки, дифференцируемые в зависимости от комфортности проживания сохраняются до переоснащения номеров. Далее с учетом новых условий комфортности производится новая калькуляция стоимости путевок. Дифференциация цен по сезонности в санатории отсутствует[3].В стоимость путевки санатория включаются:

проживание в номере выбранной категории;

питание (3х разовое) «менюзаказ»;

медицинские услуги (по назначению врача);

пользование бассейном, спортзалом, тренажерными снарядами;

ежедневные развлекательные программы (дискотеки, вечера отдыха).Естественно, существуют услуги, стоимость которых не входитв цену путевки.Поэтому, для определения цены путевки осуществляется анализ множества факторов:

определение спроса на санаторнокурортную путевку;

оценка издержек;

анализ цен и предложений конкурентов;

окончательное установление цены в соответствии с нормами налогового кодекса и калькуляции затрат;

применение стратегии гибких цен в работе с агентами (туристические фирмы, страховые компании). Руководитель санатория самостоятеленв решениях пореализации путевок, внесении сезонных изменений в их стоимость, в изменении численности санаторных мест. Этому способствуетгибкая система финансовой отчетности, система скидок и надбавок в зависимости от медикосоциального положения отдельных групп населения, проходящих лечениев санатории[5]. Для повышения удовлетворенности потребителей их требования определяются и выполняются посредством анализа поступивших предложений и претензий, оценки результатов внутренних проверок системы менеджмента качества и перспективного плана работы санатория. Данная система предусматривает решение следующих основных задач:

достижение и стабильное поддерживание качества услуги на уровне, обеспечивающем удовлетворение установленных требований потребителей;

обеспечение уверенности руководства санатория в том, что качество услуги, технические и организационные средства по его достижению соответствуют запланированным;

обеспечение уверенности потребителя в том, что качество услуги соответствует его потребностям, нормативной документации и контрактным условиям;

постоянное улучшение процессов, основанное на объективном измерении.Планирование создания и развития системы менеджмента качества направлено на определение и разработку процессов, требующих результативного и эффективного достижения целей в области качества и выполнение требований по качеству, соответствующих стратегии санатория[2].Для этого всанаторияхопределены три вида процессов:

процессы управленческой деятельности, которые в основном связаны с разработкой Политики в области качества, планированием качества, внутренним информированием. Они осуществляются под непосредственным руководством главного врача санатория, а также все виды оценок, включая внутренние аудиты, всевозможные корректирующие и предупреждающие действия;

основные (ключевые) процессы, непосредственным результатом которых является оказание конкретных услуг: размещение, диагностика, лечение и питание;

поддерживающие (вспомогательные) процессы направлены на создание условий, необходимых для осуществления основных процессов, и связаны в основном с использованием ресурсов. К этим процессам отнесены: маркетинг, закупки, управление документацией, управление записями, подготовка персонала, управление инфраструктурой и производственной средой[4].В соответствии с данной системой Главный врач осуществляет общее руководство деятельностью санатория и принимает на себя ответственность за эффективное функционирование и совершенствование менеджмента качества. Ответственность и полномочия по разработке, внедрению и поддержанию данной системы в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 90012001 и Руководства по качеству возлагаютсяна заместителя главного врача по медицинской части. В свою очередь, заместители главного врача осуществляют руководство закрепленными за ними направлениями деятельности, несут ответственность за их исполнение в подчиненных подразделениях и выполнение обязательств по реализации и требований по качеству. Руководители структурных подразделений обеспечивают качество проводимых работ и предоставляемых услуг в соответствии с Положением о структурных подразделениях, несут ответственность за доведение до каждого работника Политики в области качества и эффективность функционирования в структурных подразделениях системы менеджмента качества[1]. Определены следующие ресурсы (показатели), необходимые для обеспечения качества оказываемых услуг и повышение удовлетворенности потребителей и выполнения их требований: человеческие ресурсы, инфраструктура, питание, досуг, производственнаясреда.Для обеспечения качественного выполнения оказываемых услуг руководство санатория уделяет особое внимание подбору, компетентности, подготовке, навыкам и опыту работы персонала.Кроме того, использование инструментария маркетинга позволяет санаторно курортному учреждению принимать решения по стратегически важным вопросам, таким как установление минимального количества отдыхающих, необходимого для безубыточной работы в межсезонье, гибко варьировать ценой путевки в зависимости от спроса и поведения конкурентов.

Ссылки на источники1.Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие/А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева. –М.: КНОРУС, 2006. – 528 с.2.Ветитнев А.М. Маркетинг санаторнокурортных услуг: учебное пособие/А.М. Ветитнев –М.: КНОРУС, 2008.3.Воронова В.Ю. Особенности формирования цен на туристические услуги //Финансы. –2001. №2. –С. 3640.4.Попова Л.Н. Политика распределения услуг учреждений санаторнокурортной сферы //Актуальные проблемы лесного комплекса. Сборник научных трудов по итогам Международной научнотехнической конференции. Брянская государственная инженернотехнологическая академия. 2008. С. 158160.5.Экономика регионов: тенденции развития. Монография // Попова Л.Н., Адинцова Н.П., Антипова О.И., БайрамуковаН.Н., Беличенкина С.М., Буркова Р.Ф., Дорохова Е.Е., Журавлева Е.П., Зенченко С.В., Коломыц О.Н. –Воронеж, 2008. –Том 6. –277 с.