Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТМНР в общеобразовательных учреждениях в рамках ФГОС
Выпуск:
ART 85694
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеева
М.
В.,
Баулин
А.
Н. Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТМНР в общеобразовательных учреждениях в рамках ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3466–3470. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85694.htm.
Аннотация. В статье раскрываются условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках внедрения федерального государственного стандарта обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Описан практический опыт внедрения АООП для детей с ТМНР в образовательные учреждения.
Ключевые слова:
адаптированная основная общеобразовательная программа, тяжелые множественные нарушения развития, специальная индивидуальная образовательная программа, жизненные компетенции, предметные результаты
Текст статьи
Матвеева Марина Викторовна,
кандидат педагогических наук,доцент кафедры коррекционной педагогики икоррекционной психологии автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», СанктПетербург zavkab@mail.ru
Баулин Алексей Николаевич,воспитатель Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 25 Петроградского района, СанктПетербург baulinaleksei@mail.ru
Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТМНР в общеобразовательных учреждениях в рамках ФГОС
Аннотация.В статье раскрываются условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках внедрения федерального государственного стандарта обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Описан практический опыт внедрения АООП для детей с ТМНР в образовательные учреждения.Ключевые слова:адаптированная основная общеобразовательная программа, тяжелые множественные нарушения развития, специальная индивидуальная образовательная программа, жизненные компетенции, предметные результаты
Организация образовательного процесса детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития осуществляется в специальных учреждениях посредством разработкиадаптированныхосновныхобщеобразовательных программ. Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) –это системаразличных характеристик образования, включающая: пояснительную записку, объем, содержание,планируемые результаты, организационнопедагогические условия,представленные ввиде учебного плана, календарнотематическогопланирования, учебного графика, рабочих программ курсов, оценочных и дидактическихматериалов. ПриразработкеАООП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) учитываются особенности психического и (или) физическогоразвития детей, индивидуальные возможности, а также особые образовательные потребности, обеспечивающиекомплексную коррекцию, развитие,адаптациюи интеграциюучащихся в социум.
Реализация данных задач в образовательном учреждении для детей с ТМНР позволяет:Создать максимально комфортные и благоприятные условия и возможности для полноценного всестороннего развития личности учащегосяс ТМНР за счет разработки различных видов образовательных маршрутов и вариативности образовательных программ;Систематически обновлять содержание образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и т.д.Развивать преемственность, доступность, системность, научность и прозрачность всехуровней и ступеней образования;
Поддерживать инновационную деятельностьобразовательного учреждения в целом и каждого члена педагогического коллектива в частности;Подготавливатьучащихся к социальным изменениям,формировать у них устойчивые мотивы и установки на достижение успеха;Совершенствовать систему работы с детьми с ТМНР, нуждающихся вспециальных психокоррекционных, педагогических, патриотических и духовнонравственныхмероприятиях;Развивать систему дистанционного и инклюзивного обучения детей с ТМНР.
Для реализации вышеперечисленных задач в образовательном учреждении разрабатываютсяразличные варианты АООП для детей с ТМНР, учитывающие такие условия как: 1. Организация полифункциональной развивающей образовательной среды для детей с ТМНР;2. Формирование и развитие академических и жизненных компетенций в процессе обучения, воспитания, адаптации и интеграции обучающихся с ТМНР;3. Кадровое обеспечение образовательно процесса;4. Правовое обеспечение процесса образования детей с ТМНР.Первымусловиемвнедрения АООП для детей с ТМНР является организация полифункциональной развивающей образовательной среды для обучающихся.Полифункциональная развивающая образовательная среда–это социокультурное пространство, в рамках которого с различной степенью организованности осуществляется процесс обучения, воспитания, развития и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью[1].Дляорганизации полифункциональной развивающей образовательной среды обучающихся с ТМНР необходимо предусмотреть:специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс;
присмотр и уход за обучающимисяс ТМНР;обеспечениемаксимально возможнойсамостоятельности в передвижении;формирование коммуникативных навыков удетей с ТМНР;осуществлениеучебнойи внеучебнойдеятельностивсех учащихся;создание рабочего (учебного) места ребенка с ТМНР с учетом индивидуальных образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений:использованиебольшогообъема наглядного материала (графического, натуральных вещественных и знаковых моделей);включение в образовательный процесс технических средств, к которым относятся ассистивные(это индивидуальные технические средства передвижения; подъемники; приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; электронные адаптеры, переключатели и др.) и вспомогательные технологии (это специальные предметы; различные графическиеипечатные изображения; алфавитные; электронные средства)[2].Таким образом, использование различных информационных компьютерныхтехнологий обучения способствуютразвитиювсех сторон личности учащегося с ТМНР.Второе условие формированиеакадемической компетенциидетей с тяжелыми множественными нарушениями развития. На это направленоосвоение детьми с ТМНР различных учебных предметов: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Физическая культура (Адаптивная физкультура)», «Технологии», а также включение в образовательный процесс разнообразных коррекционныхзанятий по сенсорному и двигательному развитию, предметнопрактическому действию, альтернативной коммуникации. Возможнымипредметнымирезультатами изучения учебных дисциплин детьми с ТМНРмогутстать: представление о языке, как средстве общения; практика общения с окружающими людьми, использованиевербальныхи невербальных средствкоммуникации; элементарные математические знания и их использование в практике решения жизненных задач; знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми и др. [2].Компонент «жизненной компетенции» в структуре образования учащихсярассматривается как формирование представлений, овладение знаниями, умениями и навыкаминеобходимыми ребёнку с тяжелыми множественными нарушениями развития в повседневной жизни. По сравнению с «академическим» учебным компонентом, формирование «жизненной компетенции»раскрываетсяв специальной индивидуальной образовательной программе(СИОП).Обязательнымикомпонентамиспециальной индивидуальной образовательной программы являются психологопедагогическая характеристика обучающегося с ТМНР, цель и задачи коррекционноразвивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить степеньреализации содержания программы на уровне динамики психологического и (или) физического развития ребенка.При внедрении СИОП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития педагогам, родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1.Создание на уроках и во внеучебной деятельности ситуации успеха, способствующие повышению самооценки учащегося, при этом необходимо оставаться объективным в оценке конечного результата работы, выставлении оценки. 2.Комментирование и одобрение положительных поступков обучающегося, в то же время обязательно ограничивать количество замечаний, не обращая внимание на негативные поступки ребенка.3.Обучение учащихся ориентировке в учебных курсах, планирование предстоящих действий, требование от него словесного отчета о проделанной работе. Развитие навыков самоконтроля.4.Дозирование предъявляемой обучающимся помощи и внешнего контроля, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.5.Переход от одного вида деятельности к другому возможно посредством переключения внимания учащегося специальными приемами. В процессе обучения детей с ТМНР по специальным индивидуальным образовательным программам,возможно,ихкорректированиев соответствии с изменяющимися условиями полученияобразования, индивидуальноличностнымиособенностями ребенка.В результате СИОП,сконструированнаяс учетом индивидуальноличностных особенностей каждого ребенка с ТМНРобеспечивает:
достижение обучающимсяс ТМНР планируемых результатов освоения АООП в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого ребенка;
частичную или полную коррекцию, компенсациюи развитиеимеющихся у ребенка психофизических недостатков;
условия индивидуализации образовательного процессав соответствии с потребностями и возможностями ребенка с ТМНР, включающие: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план, индивидуальнуювнеурочную деятельность. Индивидуальный образовательный маршрут способствует формированию у учащихся с умственной отсталостьюнавыков планированиясвоей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.Таким образом, разработка специальных индивидуальных образовательных программ обучения детей с ТМНР основывается на материале федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью и методических рекомендаций к нему. Критериями оценки выполнения детьми с ТМНР специальной индивидуальной образовательной программы являются:
в мотивационном компоненте анализируются проявление и удержание интереса учащегося с ТМНР к изучению учебных курсов, особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности;
в операциональном компоненте –осознание обучающимся общей цели обучения, способность планирования предстоящей деятельности, уровень выполнения и осознания учебных действий;
в регуляционном компоненте –степень полноты изучения учебных курсов, сохранения цели изучения предмета до конца его усвоения, способность самоконтроля, адекватной оценки результатов обучения. Третьим, и не менее важным условием реализации АООП является кадровое обеспечение образовательного процесса, поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с интеллектуальной недостаточностьюособо выделеныобязательные квалификационные требования к педагогическому коллективу, а так же введены новые ставки тьютора и ассистента. Также учитывая сложные региональные условия, нехватку квалифицированных кадров, необходимо предусмотреть возможность повышенияквалификации кадрового состава школы, реализующего АООП для детей с ТМНР, иразработку различных направлений деятельности образовательной организации по переподготовке педагогического коллектива.
Повышение педагогической квалификации –это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.Необходимость работы по повышению квалификации и переподготовке педагогического коллектива обусловлена постоянными изменениями в содержании образования, в целях обучения и воспитания, в составе учебных предметов, в требованиях к современному уроку и внеурочной работе, в методиках преподавания,в технологиях учебновоспитательного процесса, в общих принципах обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. То есть инновационная деятельность, повышение квалификации, переподготовка педагогов являются взаимосвязанными,взаимообусловленными и взаимопроникающими процессами, обеспечивающими непрерывное совершенствование профессиональнопедагогической деятельности, направленной на совершенствование системыобучения, воспитания, развития и коррекции детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.Четвертое условие –правовое обеспечение процесса обучения детей с ТМНР регулируется на трех уровнях: на уровне государства, на уровне социальной сферы и на уровне общества. В число государственных гарантий прав граждан с отклонениями в развитии включены: создание условий для получения образования и коррекции нарушений на основе специальных педагогических подходов, использование разнообразия форм получения образования с учетом потребностей и возможностей личности ребенка с ТМНР. Ответственность за организацию образовательного процессадетей с ТМНР возложена на образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта. Нормативноправовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияразрабатывается самим образовательным учреждением, путем обсуждения и утверждения различных локальных актов, созданных на основе государственных, региональных и муниципальных документов, законов и подзаконных актов. При изменениииобновлении пакета документов, регламентирующих введение ФГОС в образовательном учреждении, особое внимание следует обратить на внесение изменений идополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта образовательного учреждения.
Таким образом, основным результатом освоения АООП учащимися с ТМНР является достижение максимальной самостоятельности (в соответствии с психическими и физическими особенностями детей) в решении повседневных жизненных задач и включение обучающихся в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ссылки на источники1.Матвеева М. В., Станпакова С. Д. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью на базе образовательного учреждения // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 54726. URL: http://ekoncept.ru/2014/54726.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.
[05.05.2015]2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1599 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
кандидат педагогических наук,доцент кафедры коррекционной педагогики икоррекционной психологии автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», СанктПетербург zavkab@mail.ru
Баулин Алексей Николаевич,воспитатель Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 25 Петроградского района, СанктПетербург baulinaleksei@mail.ru
Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТМНР в общеобразовательных учреждениях в рамках ФГОС
Аннотация.В статье раскрываются условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках внедрения федерального государственного стандарта обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Описан практический опыт внедрения АООП для детей с ТМНР в образовательные учреждения.Ключевые слова:адаптированная основная общеобразовательная программа, тяжелые множественные нарушения развития, специальная индивидуальная образовательная программа, жизненные компетенции, предметные результаты
Организация образовательного процесса детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития осуществляется в специальных учреждениях посредством разработкиадаптированныхосновныхобщеобразовательных программ. Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) –это системаразличных характеристик образования, включающая: пояснительную записку, объем, содержание,планируемые результаты, организационнопедагогические условия,представленные ввиде учебного плана, календарнотематическогопланирования, учебного графика, рабочих программ курсов, оценочных и дидактическихматериалов. ПриразработкеАООП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) учитываются особенности психического и (или) физическогоразвития детей, индивидуальные возможности, а также особые образовательные потребности, обеспечивающиекомплексную коррекцию, развитие,адаптациюи интеграциюучащихся в социум.
Реализация данных задач в образовательном учреждении для детей с ТМНР позволяет:Создать максимально комфортные и благоприятные условия и возможности для полноценного всестороннего развития личности учащегосяс ТМНР за счет разработки различных видов образовательных маршрутов и вариативности образовательных программ;Систематически обновлять содержание образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и т.д.Развивать преемственность, доступность, системность, научность и прозрачность всехуровней и ступеней образования;
Поддерживать инновационную деятельностьобразовательного учреждения в целом и каждого члена педагогического коллектива в частности;Подготавливатьучащихся к социальным изменениям,формировать у них устойчивые мотивы и установки на достижение успеха;Совершенствовать систему работы с детьми с ТМНР, нуждающихся вспециальных психокоррекционных, педагогических, патриотических и духовнонравственныхмероприятиях;Развивать систему дистанционного и инклюзивного обучения детей с ТМНР.
Для реализации вышеперечисленных задач в образовательном учреждении разрабатываютсяразличные варианты АООП для детей с ТМНР, учитывающие такие условия как: 1. Организация полифункциональной развивающей образовательной среды для детей с ТМНР;2. Формирование и развитие академических и жизненных компетенций в процессе обучения, воспитания, адаптации и интеграции обучающихся с ТМНР;3. Кадровое обеспечение образовательно процесса;4. Правовое обеспечение процесса образования детей с ТМНР.Первымусловиемвнедрения АООП для детей с ТМНР является организация полифункциональной развивающей образовательной среды для обучающихся.Полифункциональная развивающая образовательная среда–это социокультурное пространство, в рамках которого с различной степенью организованности осуществляется процесс обучения, воспитания, развития и коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью[1].Дляорганизации полифункциональной развивающей образовательной среды обучающихся с ТМНР необходимо предусмотреть:специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс;
присмотр и уход за обучающимисяс ТМНР;обеспечениемаксимально возможнойсамостоятельности в передвижении;формирование коммуникативных навыков удетей с ТМНР;осуществлениеучебнойи внеучебнойдеятельностивсех учащихся;создание рабочего (учебного) места ребенка с ТМНР с учетом индивидуальных образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений:использованиебольшогообъема наглядного материала (графического, натуральных вещественных и знаковых моделей);включение в образовательный процесс технических средств, к которым относятся ассистивные(это индивидуальные технические средства передвижения; подъемники; приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; электронные адаптеры, переключатели и др.) и вспомогательные технологии (это специальные предметы; различные графическиеипечатные изображения; алфавитные; электронные средства)[2].Таким образом, использование различных информационных компьютерныхтехнологий обучения способствуютразвитиювсех сторон личности учащегося с ТМНР.Второе условие формированиеакадемической компетенциидетей с тяжелыми множественными нарушениями развития. На это направленоосвоение детьми с ТМНР различных учебных предметов: «Язык и речевая практика», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Физическая культура (Адаптивная физкультура)», «Технологии», а также включение в образовательный процесс разнообразных коррекционныхзанятий по сенсорному и двигательному развитию, предметнопрактическому действию, альтернативной коммуникации. Возможнымипредметнымирезультатами изучения учебных дисциплин детьми с ТМНРмогутстать: представление о языке, как средстве общения; практика общения с окружающими людьми, использованиевербальныхи невербальных средствкоммуникации; элементарные математические знания и их использование в практике решения жизненных задач; знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми; знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми и др. [2].Компонент «жизненной компетенции» в структуре образования учащихсярассматривается как формирование представлений, овладение знаниями, умениями и навыкаминеобходимыми ребёнку с тяжелыми множественными нарушениями развития в повседневной жизни. По сравнению с «академическим» учебным компонентом, формирование «жизненной компетенции»раскрываетсяв специальной индивидуальной образовательной программе(СИОП).Обязательнымикомпонентамиспециальной индивидуальной образовательной программы являются психологопедагогическая характеристика обучающегося с ТМНР, цель и задачи коррекционноразвивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить степеньреализации содержания программы на уровне динамики психологического и (или) физического развития ребенка.При внедрении СИОП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития педагогам, родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций: 1.Создание на уроках и во внеучебной деятельности ситуации успеха, способствующие повышению самооценки учащегося, при этом необходимо оставаться объективным в оценке конечного результата работы, выставлении оценки. 2.Комментирование и одобрение положительных поступков обучающегося, в то же время обязательно ограничивать количество замечаний, не обращая внимание на негативные поступки ребенка.3.Обучение учащихся ориентировке в учебных курсах, планирование предстоящих действий, требование от него словесного отчета о проделанной работе. Развитие навыков самоконтроля.4.Дозирование предъявляемой обучающимся помощи и внешнего контроля, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.5.Переход от одного вида деятельности к другому возможно посредством переключения внимания учащегося специальными приемами. В процессе обучения детей с ТМНР по специальным индивидуальным образовательным программам,возможно,ихкорректированиев соответствии с изменяющимися условиями полученияобразования, индивидуальноличностнымиособенностями ребенка.В результате СИОП,сконструированнаяс учетом индивидуальноличностных особенностей каждого ребенка с ТМНРобеспечивает:
достижение обучающимсяс ТМНР планируемых результатов освоения АООП в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого ребенка;
частичную или полную коррекцию, компенсациюи развитиеимеющихся у ребенка психофизических недостатков;
условия индивидуализации образовательного процессав соответствии с потребностями и возможностями ребенка с ТМНР, включающие: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план, индивидуальнуювнеурочную деятельность. Индивидуальный образовательный маршрут способствует формированию у учащихся с умственной отсталостьюнавыков планированиясвоей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.Таким образом, разработка специальных индивидуальных образовательных программ обучения детей с ТМНР основывается на материале федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью и методических рекомендаций к нему. Критериями оценки выполнения детьми с ТМНР специальной индивидуальной образовательной программы являются:
в мотивационном компоненте анализируются проявление и удержание интереса учащегося с ТМНР к изучению учебных курсов, особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности;
в операциональном компоненте –осознание обучающимся общей цели обучения, способность планирования предстоящей деятельности, уровень выполнения и осознания учебных действий;
в регуляционном компоненте –степень полноты изучения учебных курсов, сохранения цели изучения предмета до конца его усвоения, способность самоконтроля, адекватной оценки результатов обучения. Третьим, и не менее важным условием реализации АООП является кадровое обеспечение образовательного процесса, поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с интеллектуальной недостаточностьюособо выделеныобязательные квалификационные требования к педагогическому коллективу, а так же введены новые ставки тьютора и ассистента. Также учитывая сложные региональные условия, нехватку квалифицированных кадров, необходимо предусмотреть возможность повышенияквалификации кадрового состава школы, реализующего АООП для детей с ТМНР, иразработку различных направлений деятельности образовательной организации по переподготовке педагогического коллектива.
Повышение педагогической квалификации –это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями (идеями и концепциями, способствующими эффективному осуществлению педагогического процесса) и технологиями, включающая изучение, осмысление, творческую переработку и внедрение в практику образования различных инноваций в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.Необходимость работы по повышению квалификации и переподготовке педагогического коллектива обусловлена постоянными изменениями в содержании образования, в целях обучения и воспитания, в составе учебных предметов, в требованиях к современному уроку и внеурочной работе, в методиках преподавания,в технологиях учебновоспитательного процесса, в общих принципах обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. То есть инновационная деятельность, повышение квалификации, переподготовка педагогов являются взаимосвязанными,взаимообусловленными и взаимопроникающими процессами, обеспечивающими непрерывное совершенствование профессиональнопедагогической деятельности, направленной на совершенствование системыобучения, воспитания, развития и коррекции детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.Четвертое условие –правовое обеспечение процесса обучения детей с ТМНР регулируется на трех уровнях: на уровне государства, на уровне социальной сферы и на уровне общества. В число государственных гарантий прав граждан с отклонениями в развитии включены: создание условий для получения образования и коррекции нарушений на основе специальных педагогических подходов, использование разнообразия форм получения образования с учетом потребностей и возможностей личности ребенка с ТМНР. Ответственность за организацию образовательного процессадетей с ТМНР возложена на образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта. Нормативноправовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияразрабатывается самим образовательным учреждением, путем обсуждения и утверждения различных локальных актов, созданных на основе государственных, региональных и муниципальных документов, законов и подзаконных актов. При изменениииобновлении пакета документов, регламентирующих введение ФГОС в образовательном учреждении, особое внимание следует обратить на внесение изменений идополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта образовательного учреждения.
Таким образом, основным результатом освоения АООП учащимися с ТМНР является достижение максимальной самостоятельности (в соответствии с психическими и физическими особенностями детей) в решении повседневных жизненных задач и включение обучающихся в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ссылки на источники1.Матвеева М. В., Станпакова С. Д. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью на базе образовательного учреждения // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 54726. URL: http://ekoncept.ru/2014/54726.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.
[05.05.2015]2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. № 1599 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»