Организация самостоятельной работы бакалавров в рамках курсов по выбору

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булдашева О. В. Организация самостоятельной работы бакалавров в рамках курсов по выбору // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3611–3615. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85723.htm.
Аннотация. В статье раскрывается понятие «самостоятельная работа», выявлена сущность самостоятельной работы бакалавров в высшем профессиональном образовании, рассмотрены особенности ее реализации в процессе преподавания курсов по выбору.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Булдашева Ольга Викторовна,старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринскbuldasheva.olya@yandex.ru

Организация самостоятельной работы бакалавров

в рамках курсовпо выбору

Аннотация.В статье раскрывается понятие«самостоятельная работа»,выявлена сущность самостоятельной работы бакалавровв высшем профессиональном образовании, рассмотрены особенности еереализации в процессе преподаваниякурсов по выбору. Ключевые слова:самостоятельная работа, разноуровневые задания для самостоятельной работы.

На сегодняшний день вопрос о качестве образования является актуальным. Политические, экономические, социальные изменения, происходящие во всем мире, влекут за собой измененияи в области образования. В современных условиях становятсявостребованнымиспециалисты, обладающие высоким качеством профессиональной готовности, которая бы позволила им быть более конкурентоспособными на рынке труда.От выпускника требуется способность решать разноплановые задачи профессиональной деятельности в меняющихся условиях, принимать нестандартные решения. В условиях модернизации основной задачей образования становитсяформирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности, конкурентоспособного, инициативного, творчески мыслящего, готового к постоянному профессиональному росту, к профессиональной и социальной мобильности.

Поставленные задачи требуют принципиально иного подхода к профессиональному образованию, переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, методов, средств, форм обучения, организационных основ. В новой образовательной парадигме студент вместо пассивного потребления знаний ставится в позицию необходимости действовать в различных ситуациях, характерных для профессиональной деятельности. В этом плане самостоятельная работа становится важной формой процесса обучения будущих специалистов.Кроме того, в связи с переходом на двухуровневую систему образования и введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) произошли изменения в организации учебного процесса в вузе, предполагающие значительное увеличение доли самостоятельной работы бакалавров.Это, в свою очередь, требует поновому подойтик организации самостоятельной деятельности.В этой связи, обратимся к сущности понятия «самостоятельная работа».Вопросам организации самостоятельной работы обучающихся, в том числе и студентов вуза, посвящены работы П.И. Пидкасистого, М.Г. Гарунова, В.А. Сластенина, Б.П. Есипова, Н.Г. Дайри и др.В исследовании П.И. Пидкасистого самостоятельная работа студентов понимается как разнообразие типов учебных производственных или исследовательских заданий, выполняемых студентами под руководством преподавателя (или самоучителя), с целью усвоения различных знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой деятельности и выработки системы поведения[1].Цель самостоятельной работысостоит в систематизации,углублениии расширениитеоретических знаний; в формированииизакреплениипрактических умений; в развитиисамостоятельности, познавательной активности, навыков планирования и самоконтроля,способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; в формировании самостоятельности мышления.Усиление ролисамостоятельной работы в вузе обусловлено следующими требованиями: самостоятельная работа позволяет обеспечитьличностноориентированную направленность профессионального обучения, развивает у студентов способность к самообучению, самообразованию, придает учебному процессу практикоориентированный характер[6].В учебном процессе вуза выделяют два вида самостоятельной работы:

аудиторная –это работа, которая выполняетсяво время лекционных, семинарских, лабораторных занятий по заданию педагога или под руководством;

внеаудиторная –эторабота, которая выполняетсястудентами по заданиям педагога, без его непосредственного участия. В связи с важной ролью самостоятельной работы в организации учебной работы бакалавров возникает вопрос об управлении этим видом деятельности.Т.И. Анисимова под этим процессомпонимает следующее: 1) разработка заданий, мотивирующихстудентовк самостоятельному обучению;2) распределение заданий во времени с целью развития навыковсамоорганизации студента; 3) осуществлениеподдержкипосредством консультаций; 4) четкоеформулированиетребований коцениванию заданий, позволяющихкаждому студенту самостоятельно определять качественный уровень их выполнения;5) контрользавыполнениемзаданий[7].

В вузовской практике могут применяться различные формы организации самостоятельной работы студентов:подготовка к учебным занятиям; конспектирование статей;изучение вопросов и тем, которые не рассматриваютсяна лекционныхзанятиях;подготовкасообщений; написаниеэссе напроблемные темы;аннотирование статей;выполнение различного родазаданий;написание контрольных работ;составление резюме,библиографии иреферирование по заданной теме.

Рассмотрим особенности организации самостоятельной работы бакалавров в процессе преподавания курсов по выбору на примере курса «Защитанаселения в зонах чрезвычайных ситуаций радиационного характера».В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. На сегодняшний деньв условиях роста риска техногенных катастроф; наличия опасных и вредных факторов в быту и на производстве; увеличения антропогенного воздействия на окружающую среду, приводящее к нарушению экологического равновесия, увеличения количества стихийных бедствий катастрофического характера, проблема безопасности социума приобретает особое значение. В связи с этим, важным условием достижения безопасности жизнедеятельности становится формирование безопасного типа мышления и поведения человека. Это становится возможным в процессе обучения, в том числе и в процессе изучения курса по выбору «Защита населения в зонах чрезвычайных ситуаций радиационного характера», которые преподается бакалаврам по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».Цель изучения дисциплины «Защита населения в зонах чрезвычайных ситуаций радиационного характера» состоит в теоретической и практической профессиональной подготовке бакалавров, направленной на: а) формирование системы знаний о радиоактивном излучении, его воздействии на организм человека, способах защиты от радиоактивных излучений, государственной политике обеспечения защиты населения от таких ситуаций; б) овладение навыками обеспечения защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций радиационного характера; в) формирование ответственности и сознательного отношения к вопросам личной и общей безопасности при возникновении чрезвычайных ситуацияхрадиационного характера.Задачи дисциплины:способствовать формированию знаний, навыков и умений в областидействийв чрезвычайных ситуациях радиационного характера;содействовать развитию ответственности и сознательного отношения к вопросам личной и общей безопасности в чрезвычайных ситуациях радиационного характера.В процессе освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие общекультурные (ОК1, ОК11) и специальные компетенции(СК1,СК6,СК7.В результате освоения дисциплины бакалавры должны овладеть знаниями:нормативных документов в областиподготовкии защитынаселения от чрезвычайных ситуаций радиационного характера;характеристик, причин и признаков, возможныхпоследствий, правил и способовзащиты от чрезвычайных ситуаций радиационного характера. При освоении изучаемой дисциплины студенты должны научиться: применять на практике навыки обеспечения безопасности в конкретных чрезвычайных ситуациях, связанных с радиоактивными авариями и ЧС;прогнозировать возникновение чрезвычайной ситуации радиационного характера;организовывать и поддерживать взаимодействие с ведомственными структурами по вопросам обеспечения радиационной безопасности в регионе. Кроме того, бакалавры должны овладеть способами: использования средств индивидуальной и коллективной защиты жизни и здоровья при авариях и катастрофах радиационного характера и обучать этому учащихся;ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).Несмотря на важность организации самостоятельной работы при обучении бакалавров, анализ теории и практики показывает, что самостоятельная деятельность студентов не дает ожидаемых результатов. Этообъясняетсяследующими причинами:содержание самостоятельной работы не направлено на формированиеконкретных компетенций;предлагаемые задания выполняютсяформально;

отсутствует потребность в регулярной самостоятельной работе, в самообразовании и самоактуализации;

самостоятельная работа характеризуетсянедостаточной целенаправленностью, вариативностьюи слабымконтролем[8].Данные недостатки в организации самостоятельной работы бакалавров нами были учтены. Так, контроль сформированности компетенций осуществлялся в процессе специально подобранных самостоятельных заданий, позволяющих сформировать данную компетенцию (табл. 1).



Таблица 1Контроль сформированности компетенций

Код и наименование компетенцииСтруктурные элементы компетенцииЗадания, формирующие компетенциюготов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК13)Знает требования федеральных законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных правовых актов о подготовке и защите населения от чрезвычайных ситуаций радиационного характера.Таблица «Нормативноправовые документы, регулирующие радиационную безопасность граждан»,Тестовая работа,Решение ситуационных задач (кейсстади)способен определять признаки,причины и последствия опасностей социального, техногенного и природного характера, применять методы защиты образовательного учреждения от опасных ситуаций (СК7)Умеет применять на практике навыки обеспечения безопасности в конкретных чрезвычайных ситуациях, связанных с радиактивными авариями и ЧС.Умеет прогнозировать возникновение чрезвычайной ситуации радиационного характера.Презентация «Крупнейшие радиационные аварии в России и зарубежных странах»Схема «Классификация радиационных аварий» Таблица «Источники, особенности радиоактивных загрязнений» Решение ситуационных задач (кейсстади)

Формальность выполнения самостоятельной работы преодолевалась четким формулированием требований к оцениваниюпредлагаемых заданий. Отсутствие или недостаточная потребность в самостоятельной деятельности студентов преодолевалась предъявлением профессионально ориентированных заданий для самостоятельной работы. Например, создать банк методических разработок (задачи, тестовые задания, памяткиалгоритмы и др.) для изучения темы «Действия населения при радиационных авариях»; осуществить микропреподавание (закрепление изученного материала в теме «Характеристика радиационноопасных объектов», повторение ранее изученного в теме «Естественные и искусственные источники радиации», закрепление приобретенных навыков в процессе выполнения практической работы при изучении темы «Аварии на радиационноопасных объектах» и др.).Учитывая различнуюстепень подготовленности студентов, разную скорость усвоения учебного материала, мы предлагали для самостоятельной работы разноуровневые задания. Система заданий имела три уровня сложности: репродуктивный, частичнопоисковый и творческий.Задания репродуктивного уровня сложности являются типовыми и предполагают выполнение действий по ранее изученному алгоритму. К таким заданиям можно отнести:

подготовку сообщений по различным темам («История открытия радиоактивности», «Создание ядерной бомбы в СССР», «Искусственные источники радиации» и др.);

решение типовых ситуационных задач (Например, находясь дома, вы услышали звук сирены, Ваши действия?);работа с учебным пособием, конспектом лекций (составление опорного конспекта, поиск ответов на вопросы, составление таблицы «Источники, особенности радиоактивных загрязнений» и др.);

составление алгоритмов действий по образцу.Частичнопоисковые задания предполагают использование теоретических знаний и практических умений в новых условиях. Бакалаврам предлагались следующие задания для самостоятельной работы:

оформление презентаций («Действия населения при аварии на радиационноопасном объекте», «Ликвидация последствий радиационной аварии»); написание эссе («Чернобыльская авария –была ли возможность предотвратить трагедию?», «Атомная энергетика –польза или вред?», «Радиация в нашей жизни –плюсы и минусы?»); создание портфолио «ЧС радиационного характера»; разработка буклетов по теме «Правила поведения при радиационных авариях» и др.Задания творческого уровня требовали от студентов собственного способа действия. Среди таких заданий использовались:

междисциплинарные проекты («Программа обеспечения радиационной безопасности в УРФО»); подготовка конспекта мероприятия по теме «Чрезвычайные ситуации радиационного характера»; разработка технологической карты урока по одной изпредложенных тем;анализ реальных произошедших ситуаций и поиск вариантов оптимальных решений (casestudy); составление собственных кейсов и последующее их решение; подготовка деловой игры («Авария на предприятии по переработке радиоактивныхотходов»); создание индивидуальных образовательных маршрутов с учетом интересов и предпочтений бакалавра; разработка макета учебного пособия «Защита населения в зонах чрезвычайных ситуаций радиационного характера»

и др.Итак, становление новой образовательнойпарадигмы невозможно без качественной организации самостоятельной работы бакалавров. Успешное решение этой задачи возможно при условии формулирования разноуровневых заданий, позволяющих формировать необходимые компетенции, четкой организации контроля за выполнением заданий, оказания педагогической поддержки, формирования потребности у студентов к самостоятельным занятиям.

Ссылки на источники1. Пидкасистый, П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психологодидактические основы ее классификации [Текст] / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов.Пермь, 2000.2. Гарунов, М.Г. Самостоятельная работа студентов [Текст] / М.Г. Гарунов. М.: Знание, 1998. 3. Дайри, Н.Г. О сущности самостоятельной работы [Текст] / Н.Г.Дайри // Народное образование. –1963. №5.С.3456.4. Есипов,Б.П. Самостоятельнаяработа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с. 5. Сластенин, В.А. Формирование индивидуального стиля самостоятельной деятельности студентов [Текст] / В.А. Сластенин // Совершенствование подготовки учителя в педвузе. –М., 1980.154 с.6. Петров, В.Н. Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в логике компетентностного подхода [Текст] / В.Н. Петров // Мир науки, культуры, образования. –2012. № 3. –С. 122124.7. Анисимова, Т.И. Организация самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Т.И. Анисимова // Фундаментальные исследования. –2013. –№ 11–4. –С. 747750; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002465(дата обращения: 05.05.2015).8. Богоявленская, А.Е. Педагогическое руководство самостоятельной работой и развитие познавательной самостоятельности студентов [Текст] : учеб. Пособие / А.Е. Богоявленская. Тверь, 2002.