Башкирские прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абдуллина Г. Р., Амиргалина Г. А. Башкирские прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3616–3620. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85724.htm.
Аннотация. Статья посвящена прозвищам в башкирском языке. Сделан комплексный анализ башкирских прозвищ в психологическом аспекте. Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, классифицированы как отрицательные и положительные. Тем не менее такое разделение условно, так как нет четких границ для их определения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Амиргалина Гульсясак Ахатовна,аспирант кафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамакgulsiasack@yandex.ru

Абдуллина Гульфира Рифовна,доктор филологических наук, профессор кафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак

Башкирские прозвища,

связанные с внутренними психологическими особенностями человека

Аннотация.Статьяпосвящена прозвищам в башкирском языке. Сделанкомплексный анализ башкирских прозвищ в психологическом аспекте.Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, классифицированы какотрицательные и положительные.Тем не менее, такое разделение условно, так как нет четких границ для их определения.Ключевые слова: лингвопсихология, башкирское языкознание, прозвища, психологические особенности человека.

Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, традиционно делятся на отрицательные и положительные. Подобные прозвища связаны, в первую очередь, с той или иной характерной особеностью индивида.В ходе исследования намибыли использованы следующие методы и подходы: опрос информантов, анкетирование, сплошная выборка, обработка материала. Материалом для исследования послужилипрозвища жителей южных районов Республики Башкортостан Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые в башкирском языкознании прозвища выступили объектом изучения с лингвопсихологической позиции. Практическая значимость определена тем, что результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике, в лингвопсихологии. Как известно, впсихологии характер описывают как совокупность основных черт личности, от которых зависят устойчивые формы поведения человека в социуме, поступки, которые влияют на других людей [1: 130]. Значит, когда речь идет о характере, то предполагается, что он устойчивый и специфичный для конкретного индивида. Что касается прозвищ, то и они специфичны для одного человека и входятв оборотпосле тщательного отбора коллективом, когда становятся устойчивыми.Таким образом, характер человека проявляется почти всегда и во всем, благодаря этому индивида можно узнать по его характеру и, конечно же, по прозвищу, которое дано за его же характер. В нашей картотеке есть башкирские прозвища, которые имеют одинаковое значение для всех людей с определенным характером: Әтәс `Петух`встречается почти во всех районах Республики Башкортостан в значении “хвастун, задира” и психически неуравновешенного человека; Бүре`Волк` –в основном прозывают злых людей;Ураган, Буран–означает шустрых людей. Получается, если опишут характер человека, то коллектив может ему легко придумать прозвище, даже не зная его визуально[2].Перечислим самые распространенные прозвища, связанные с внутренним миром человека: Паника, Паникерша, Паникалы–неуравновешенный человек, который легко паникует под действием какихлибо впечатлений. Зафиксированы в нашей картотеке в 9 территориальных единицах: д.д. Тляумбетово, Бикес, Максютово Кугарчинского рна; д. Арларово Ишимбайского рна; д.д. Утяково, Карагаево Гафурийского рна; с. Старосубхангулово, д. Аскарово Бурзянского рна; д.д. Казмашево, Рыскужино Абзелиловского рна.Истеричка–несдержанный, вспыльчивый. Зафиксированы в Гафурийском, Кугарчинском, Ишимбайском районах;

Бөрсә `Блоха`, Бет `Вошь`–подвижный, шустрый человек. Встречается в Хайбуллинском, Дуванском, Абзелиловском, Миякинском районах; Атаман, Атаманка, Атаманша–прозвище девушек, которые показывают свои лидерские, иногда мужские, способности. Зафиксированы в Альшеевском, Куюргазинском, Кугарчинском районах; Быҙау `Теленок`–беспечный. Встречается в Кугарчинском, Зианчуринском, Бурзянском районах; Туң `Мерзлый`–бессердечный. Встречается в Зилаирском, Баймакском районах;

Тоҙһоҙ `Без соли`–ведут бессмысленные разговоры.Встречается в Кугарчинском, Ишимбайском, Мелеузовском районах др.Характер человека всегда проявляется в социуме. Человека невозможно оценить, если за ним не могут наблюдать и оценивать определенное количество людей для объективной оценки. Прозвища с субъективной оценкой обычно функционируют в семье. Не случайно в народе существуют такие пословицы,как «Ҡарға ла үҙ балаһын аппағым тип ярата» `«И грач своего дитя называет беленьким»`, «Терпе лә үҙ балаһын йомшағым тип әйтә»`«И еж своего дитя называет мягоньким»`и т.д.Часто люди, получившие негативное прозвище за плохой характер, стараются демонстрировать обратное, чтобы получить позитивное впечатление и избавиться от дурного прозвища. К примеру, как отмечает один из информаторов, прозывемый за медлительность Мыштан, стараясь избавиться от прозвища, стал намного активнее в школьной среде. Здесь стоит отметить роль прозвища как поучительного фактора. Как известно, характер человека психологи разделяют на несколько групп по чертам личности. Так, выделяют первичные и вторичные черты. В образовании прозвищ, связанных с характером, в основном участвуют вторичные черты. Объясняется это тем, что обычно вторичные черты у человека формируются в школьном и более позднем возрасте. Прозвища также возникают и уживаются в основном в более зрелом положении.Иногда для отличия таких черт пользуются терминами «базисные черты» и «ситуативные черты». В этом разделении базисные черты выступают как составляющие основу человеческой личности и проявляются у индивида всегда и везде, а ситуативные –лишь в определенных жизненных ситуациях [3; 4]. Среди прозвищ к данной группе мы отнесем условно только базисные черты, аситуативные прозвища рассмотрим в группе прозвищ, связанных с определенной ситуацией. В обществе нормальные черты характера оцениваются как вполне положенное, обыденное типичное явление. В связи с этим прозвища с нормальными чертами характера встречаются очень редко. Для них в основном берутся прозвища с наименьшей или с наибольшей степенью черт характера. Следует отметить, что одни и те же черты характера могут выступать как отрицательные и положительные качества: Аккурат әбей `Аккуратная бабушка`, Санитар–денотаты являютя слишком аккуратнымилюдьми; Ҡалтырауыҡ`Дерганный`, Мыжыҡ`Нытик`–прозвали за чрезмерную тревожность и повышенное беспокойство и др.В психологии условно принято рассматривать характер человека в системе отношений: 1) в отношении к другим людям: Лауылдаҡ `Говорун`, Радио–общительность; Тайна–замкнутость, Правдокол–умение говорить только правду; Алдарбай `Любящий врать`–за лживость; Өркәс `Лает, как собака`–за грубость; Ыштанһыҙ `Без штанов`–за щедрость; Ҡоролай `Гостей кормил только чаем`–за жадность и др.;

2) в отношении к делу:Һалдат `Солдат`–чрезмерноответственный; Бесәй `Кошка`–ленивый; Сүп `Соринка`–слишком щепетильный, увидит каждую соринку и др.;3) в отношении к себе:Әтәс `Петух`–самолюбивый; Ҡая `Скала`–самоуверенныйи др.;4) в отношении к собственности:Һайыҫҡан `Сорока`–бережливый; Ярлыбай`Богатый бедняк`–расточительный;Һалвырағандосл.`С висящей одеждой`–неряшливый и др.Взаимоотношения с другими людьми определяют положение человека в обществе. В связи с этим, все собранные прозвища следует рассматривать в системе отношений с другими людьми. Также отрицательная или положительная оценка может быть изменена в обратную сторону, исходя из вышеперечисленных отношений. Скажем, щепетильность в отношении к другим людям может быть отрицательным, положительным –в отношении к делу, а расточительство в отношении к собственности –отрицательным, а в отношении к другим людям положительным.Таким образом, внутренние качества человека разделить на положительные и отрицательные можно только условно, так как нет четких границ для их определения. Следует отметить, что прозвища человека будут меняться со временем. В нашем опроснике есть прозвища,наглядно доказывающие данный факт: Уңғантуңған–сначалаон был лучшим в классе, позже,в старших классах,стал хуже всех; Бәрәкәтле берәҙәк–человек в данную местность приехал как бомж, вскором времени стал зажиточным. Данное положение утверждаюти психологи:с возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт: безответственности, капризности, эгоцентричности, плаксивости, разныхдетскихстрахови др. И со временем появляются положительные черты характера как терпимость, ответственность, разумность, расчетливость, мудрость [1: 134]. Прозвища с вышеперечисленными положительными чертами характера появляются уже в зрелом возрасте. Людей, которые не избавились от детских черт, прозывают,в основном,используя возрастные параметры: Бала `Ребенок`Бәпес`Ляля` и др.Башкирские прозвища, связанные с внутренним миром человека, можно разделить на следующие типы, предложенные Э. Фроммом[5]:

1) мазохистсадист. Эти люди причину неудач видят в самом себе (мазохист) или в окружающих людях (садист): Эээй Бахыр `Иии Бедненький`–денотат любит вызывать сочувствие окружающих людей; Ташҡан Бәхет `Счастье, льющееся через край`–прозываемая женщина похожа на отца; ав народе говорят, что девочка, похожая на отца, будет счастлива; всвязи с этим она любила повторять с иронией “Атайыма оҡшағанмын. Шуғалыр ҙа хатта бәхетем ташып тора инде. Уға ҡарамай шул!” `Я похожа на отца. Вот я прям такая счастливая, аж прям через край льется. От этого ничего не зависит!`; Сихырланған `На нее навели порчу`–всегда твердила, что ей порчу навели. Вот изза этого у нее ничего не получается; 2) разрушитель. Они отличаются ярко выраженной агрессивностью. Такие люди стремятся уничтожить то, что, по их мнению, представляет для них серьезную угрозу: Пит бультерьер–денотат отличался нервозностью, на всех кидался, иногда даже кулаками; Гитлер–всегда ругал детей “Һеҙҙе мейескә яғырға Гитлер юҡ, ялҡауҙар, иҫһеҙҙәр!” `Был бы Гитлер, он сжег бы вас в печи, лодыри, дураки!`. Он считал, что изза плохих учеников он не может достичь высот в педагогическом поприще. Аждаһа `Дракон`–агрессивный, всегда находит плохие стороны проделанной работы другими и критикует;

3) конформиставтомат. Приспосабливается к ситуации, обходит конфликтные ситуации и может противоречить своим принципам и взглядам ради общей выгоды: Юхайылан`Мифический змей, живущий сто лет; перен. коварный, лицемерный человек`, Хамелеон–люди с такими прозвищами могут найти общий язык с кем угодно;подхалимы; Еврей –ищет свою выгоду всегда и везде; Шулай шул `Вот именно так`–соглашается со всеми убеждениями, чтобы понравиться всем.Э.Фромм данную классификацию разработал более 50 лет тому назад. Несмотря на это она остается актуальной и на сегодняшний день. Именно благодаря этой типологии удается достаточно полно охарактеризовать некоторые башкирские прозвища. В заключение отметим, что прозвища –не только лексические единицы, но и один изпоказателей отношения в социуме. Критерииупотребления прозвищ в определенном коллективе должны регулироваться этическими нормами и соответствовать им.

Ссылки на источники1.Основы психологии. Учебник [Текст] / Под ред Е.И. Рогова. –М.: 2001. –455 с.2.АмиргалинаГ.А., Абдуллина Г.Р. К классификации башкирских прозвищ по тематическим подгруппам // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Матер. 7ой Межд. науч. конф. –Челябинск: Энциклопедия, 2014. –С.233235.3.Еникеев М.И. Юридическая психология. Сосновамиобщей исоциальной психологии: Учебник для ВУЗов

[Текст]/М.И. Еникеев.–М.: Норма, 2005. –640 с.4.Основы психологии [Текст] / Под ред. Л. Д. Столяренко.–Ростовна Дону,1997. –400 с.5.Фромм Э. Человек для самого себя. –М.: АСТ, 2010. –420 с.