Башкирские прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека
Выпуск:
ART 85724
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абдуллина
Г.
Р.,
Амиргалина
Г.
А. Башкирские прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
3616–3620. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85724.htm.
Аннотация. Статья посвящена прозвищам в башкирском языке. Сделан комплексный анализ башкирских прозвищ в психологическом аспекте. Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, классифицированы как отрицательные и положительные. Тем не менее такое разделение условно, так как нет четких границ для их определения.
Ключевые слова:
башкирское языкознание, прозвища, лингвопсихология, психологические особенности человека
Текст статьи
Амиргалина Гульсясак Ахатовна,аспирант кафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамакgulsiasack@yandex.ru
Абдуллина Гульфира Рифовна,доктор филологических наук, профессор кафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак
Башкирские прозвища,
связанные с внутренними психологическими особенностями человека
Аннотация.Статьяпосвящена прозвищам в башкирском языке. Сделанкомплексный анализ башкирских прозвищ в психологическом аспекте.Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, классифицированы какотрицательные и положительные.Тем не менее, такое разделение условно, так как нет четких границ для их определения.Ключевые слова: лингвопсихология, башкирское языкознание, прозвища, психологические особенности человека.
Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, традиционно делятся на отрицательные и положительные. Подобные прозвища связаны, в первую очередь, с той или иной характерной особеностью индивида.В ходе исследования намибыли использованы следующие методы и подходы: опрос информантов, анкетирование, сплошная выборка, обработка материала. Материалом для исследования послужилипрозвища жителей южных районов Республики Башкортостан Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые в башкирском языкознании прозвища выступили объектом изучения с лингвопсихологической позиции. Практическая значимость определена тем, что результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике, в лингвопсихологии. Как известно, впсихологии характер описывают как совокупность основных черт личности, от которых зависят устойчивые формы поведения человека в социуме, поступки, которые влияют на других людей [1: 130]. Значит, когда речь идет о характере, то предполагается, что он устойчивый и специфичный для конкретного индивида. Что касается прозвищ, то и они специфичны для одного человека и входятв оборотпосле тщательного отбора коллективом, когда становятся устойчивыми.Таким образом, характер человека проявляется почти всегда и во всем, благодаря этому индивида можно узнать по его характеру и, конечно же, по прозвищу, которое дано за его же характер. В нашей картотеке есть башкирские прозвища, которые имеют одинаковое значение для всех людей с определенным характером: Әтәс `Петух`встречается почти во всех районах Республики Башкортостан в значении “хвастун, задира” и психически неуравновешенного человека; Бүре`Волк` –в основном прозывают злых людей;Ураган, Буран–означает шустрых людей. Получается, если опишут характер человека, то коллектив может ему легко придумать прозвище, даже не зная его визуально[2].Перечислим самые распространенные прозвища, связанные с внутренним миром человека: Паника, Паникерша, Паникалы–неуравновешенный человек, который легко паникует под действием какихлибо впечатлений. Зафиксированы в нашей картотеке в 9 территориальных единицах: д.д. Тляумбетово, Бикес, Максютово Кугарчинского рна; д. Арларово Ишимбайского рна; д.д. Утяково, Карагаево Гафурийского рна; с. Старосубхангулово, д. Аскарово Бурзянского рна; д.д. Казмашево, Рыскужино Абзелиловского рна.Истеричка–несдержанный, вспыльчивый. Зафиксированы в Гафурийском, Кугарчинском, Ишимбайском районах;
Бөрсә `Блоха`, Бет `Вошь`–подвижный, шустрый человек. Встречается в Хайбуллинском, Дуванском, Абзелиловском, Миякинском районах; Атаман, Атаманка, Атаманша–прозвище девушек, которые показывают свои лидерские, иногда мужские, способности. Зафиксированы в Альшеевском, Куюргазинском, Кугарчинском районах; Быҙау `Теленок`–беспечный. Встречается в Кугарчинском, Зианчуринском, Бурзянском районах; Туң `Мерзлый`–бессердечный. Встречается в Зилаирском, Баймакском районах;
Тоҙһоҙ `Без соли`–ведут бессмысленные разговоры.Встречается в Кугарчинском, Ишимбайском, Мелеузовском районах др.Характер человека всегда проявляется в социуме. Человека невозможно оценить, если за ним не могут наблюдать и оценивать определенное количество людей для объективной оценки. Прозвища с субъективной оценкой обычно функционируют в семье. Не случайно в народе существуют такие пословицы,как «Ҡарға ла үҙ балаһын аппағым тип ярата» `«И грач своего дитя называет беленьким»`, «Терпе лә үҙ балаһын йомшағым тип әйтә»`«И еж своего дитя называет мягоньким»`и т.д.Часто люди, получившие негативное прозвище за плохой характер, стараются демонстрировать обратное, чтобы получить позитивное впечатление и избавиться от дурного прозвища. К примеру, как отмечает один из информаторов, прозывемый за медлительность Мыштан, стараясь избавиться от прозвища, стал намного активнее в школьной среде. Здесь стоит отметить роль прозвища как поучительного фактора. Как известно, характер человека психологи разделяют на несколько групп по чертам личности. Так, выделяют первичные и вторичные черты. В образовании прозвищ, связанных с характером, в основном участвуют вторичные черты. Объясняется это тем, что обычно вторичные черты у человека формируются в школьном и более позднем возрасте. Прозвища также возникают и уживаются в основном в более зрелом положении.Иногда для отличия таких черт пользуются терминами «базисные черты» и «ситуативные черты». В этом разделении базисные черты выступают как составляющие основу человеческой личности и проявляются у индивида всегда и везде, а ситуативные –лишь в определенных жизненных ситуациях [3; 4]. Среди прозвищ к данной группе мы отнесем условно только базисные черты, аситуативные прозвища рассмотрим в группе прозвищ, связанных с определенной ситуацией. В обществе нормальные черты характера оцениваются как вполне положенное, обыденное типичное явление. В связи с этим прозвища с нормальными чертами характера встречаются очень редко. Для них в основном берутся прозвища с наименьшей или с наибольшей степенью черт характера. Следует отметить, что одни и те же черты характера могут выступать как отрицательные и положительные качества: Аккурат әбей `Аккуратная бабушка`, Санитар–денотаты являютя слишком аккуратнымилюдьми; Ҡалтырауыҡ`Дерганный`, Мыжыҡ`Нытик`–прозвали за чрезмерную тревожность и повышенное беспокойство и др.В психологии условно принято рассматривать характер человека в системе отношений: 1) в отношении к другим людям: Лауылдаҡ `Говорун`, Радио–общительность; Тайна–замкнутость, Правдокол–умение говорить только правду; Алдарбай `Любящий врать`–за лживость; Өркәс `Лает, как собака`–за грубость; Ыштанһыҙ `Без штанов`–за щедрость; Ҡоролай `Гостей кормил только чаем`–за жадность и др.;
2) в отношении к делу:Һалдат `Солдат`–чрезмерноответственный; Бесәй `Кошка`–ленивый; Сүп `Соринка`–слишком щепетильный, увидит каждую соринку и др.;3) в отношении к себе:Әтәс `Петух`–самолюбивый; Ҡая `Скала`–самоуверенныйи др.;4) в отношении к собственности:Һайыҫҡан `Сорока`–бережливый; Ярлыбай`Богатый бедняк`–расточительный;Һалвырағандосл.`С висящей одеждой`–неряшливый и др.Взаимоотношения с другими людьми определяют положение человека в обществе. В связи с этим, все собранные прозвища следует рассматривать в системе отношений с другими людьми. Также отрицательная или положительная оценка может быть изменена в обратную сторону, исходя из вышеперечисленных отношений. Скажем, щепетильность в отношении к другим людям может быть отрицательным, положительным –в отношении к делу, а расточительство в отношении к собственности –отрицательным, а в отношении к другим людям положительным.Таким образом, внутренние качества человека разделить на положительные и отрицательные можно только условно, так как нет четких границ для их определения. Следует отметить, что прозвища человека будут меняться со временем. В нашем опроснике есть прозвища,наглядно доказывающие данный факт: Уңғантуңған–сначалаон был лучшим в классе, позже,в старших классах,стал хуже всех; Бәрәкәтле берәҙәк–человек в данную местность приехал как бомж, вскором времени стал зажиточным. Данное положение утверждаюти психологи:с возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт: безответственности, капризности, эгоцентричности, плаксивости, разныхдетскихстрахови др. И со временем появляются положительные черты характера как терпимость, ответственность, разумность, расчетливость, мудрость [1: 134]. Прозвища с вышеперечисленными положительными чертами характера появляются уже в зрелом возрасте. Людей, которые не избавились от детских черт, прозывают,в основном,используя возрастные параметры: Бала `Ребенок`Бәпес`Ляля` и др.Башкирские прозвища, связанные с внутренним миром человека, можно разделить на следующие типы, предложенные Э. Фроммом[5]:
1) мазохистсадист. Эти люди причину неудач видят в самом себе (мазохист) или в окружающих людях (садист): Эээй Бахыр `Иии Бедненький`–денотат любит вызывать сочувствие окружающих людей; Ташҡан Бәхет `Счастье, льющееся через край`–прозываемая женщина похожа на отца; ав народе говорят, что девочка, похожая на отца, будет счастлива; всвязи с этим она любила повторять с иронией “Атайыма оҡшағанмын. Шуғалыр ҙа хатта бәхетем ташып тора инде. Уға ҡарамай шул!” `Я похожа на отца. Вот я прям такая счастливая, аж прям через край льется. От этого ничего не зависит!`; Сихырланған `На нее навели порчу`–всегда твердила, что ей порчу навели. Вот изза этого у нее ничего не получается; 2) разрушитель. Они отличаются ярко выраженной агрессивностью. Такие люди стремятся уничтожить то, что, по их мнению, представляет для них серьезную угрозу: Пит бультерьер–денотат отличался нервозностью, на всех кидался, иногда даже кулаками; Гитлер–всегда ругал детей “Һеҙҙе мейескә яғырға Гитлер юҡ, ялҡауҙар, иҫһеҙҙәр!” `Был бы Гитлер, он сжег бы вас в печи, лодыри, дураки!`. Он считал, что изза плохих учеников он не может достичь высот в педагогическом поприще. Аждаһа `Дракон`–агрессивный, всегда находит плохие стороны проделанной работы другими и критикует;
3) конформиставтомат. Приспосабливается к ситуации, обходит конфликтные ситуации и может противоречить своим принципам и взглядам ради общей выгоды: Юхайылан`Мифический змей, живущий сто лет; перен. коварный, лицемерный человек`, Хамелеон–люди с такими прозвищами могут найти общий язык с кем угодно;подхалимы; Еврей –ищет свою выгоду всегда и везде; Шулай шул `Вот именно так`–соглашается со всеми убеждениями, чтобы понравиться всем.Э.Фромм данную классификацию разработал более 50 лет тому назад. Несмотря на это она остается актуальной и на сегодняшний день. Именно благодаря этой типологии удается достаточно полно охарактеризовать некоторые башкирские прозвища. В заключение отметим, что прозвища –не только лексические единицы, но и один изпоказателей отношения в социуме. Критерииупотребления прозвищ в определенном коллективе должны регулироваться этическими нормами и соответствовать им.
Ссылки на источники1.Основы психологии. Учебник [Текст] / Под ред Е.И. Рогова. –М.: 2001. –455 с.2.АмиргалинаГ.А., Абдуллина Г.Р. К классификации башкирских прозвищ по тематическим подгруппам // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Матер. 7ой Межд. науч. конф. –Челябинск: Энциклопедия, 2014. –С.233235.3.Еникеев М.И. Юридическая психология. Сосновамиобщей исоциальной психологии: Учебник для ВУЗов
[Текст]/М.И. Еникеев.–М.: Норма, 2005. –640 с.4.Основы психологии [Текст] / Под ред. Л. Д. Столяренко.–Ростовна Дону,1997. –400 с.5.Фромм Э. Человек для самого себя. –М.: АСТ, 2010. –420 с.
Абдуллина Гульфира Рифовна,доктор филологических наук, профессор кафедры башкирского языка, Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак
Башкирские прозвища,
связанные с внутренними психологическими особенностями человека
Аннотация.Статьяпосвящена прозвищам в башкирском языке. Сделанкомплексный анализ башкирских прозвищ в психологическом аспекте.Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, классифицированы какотрицательные и положительные.Тем не менее, такое разделение условно, так как нет четких границ для их определения.Ключевые слова: лингвопсихология, башкирское языкознание, прозвища, психологические особенности человека.
Прозвища, связанные с внутренними психологическими особенностями человека, традиционно делятся на отрицательные и положительные. Подобные прозвища связаны, в первую очередь, с той или иной характерной особеностью индивида.В ходе исследования намибыли использованы следующие методы и подходы: опрос информантов, анкетирование, сплошная выборка, обработка материала. Материалом для исследования послужилипрозвища жителей южных районов Республики Башкортостан Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые в башкирском языкознании прозвища выступили объектом изучения с лингвопсихологической позиции. Практическая значимость определена тем, что результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике, в лингвопсихологии. Как известно, впсихологии характер описывают как совокупность основных черт личности, от которых зависят устойчивые формы поведения человека в социуме, поступки, которые влияют на других людей [1: 130]. Значит, когда речь идет о характере, то предполагается, что он устойчивый и специфичный для конкретного индивида. Что касается прозвищ, то и они специфичны для одного человека и входятв оборотпосле тщательного отбора коллективом, когда становятся устойчивыми.Таким образом, характер человека проявляется почти всегда и во всем, благодаря этому индивида можно узнать по его характеру и, конечно же, по прозвищу, которое дано за его же характер. В нашей картотеке есть башкирские прозвища, которые имеют одинаковое значение для всех людей с определенным характером: Әтәс `Петух`встречается почти во всех районах Республики Башкортостан в значении “хвастун, задира” и психически неуравновешенного человека; Бүре`Волк` –в основном прозывают злых людей;Ураган, Буран–означает шустрых людей. Получается, если опишут характер человека, то коллектив может ему легко придумать прозвище, даже не зная его визуально[2].Перечислим самые распространенные прозвища, связанные с внутренним миром человека: Паника, Паникерша, Паникалы–неуравновешенный человек, который легко паникует под действием какихлибо впечатлений. Зафиксированы в нашей картотеке в 9 территориальных единицах: д.д. Тляумбетово, Бикес, Максютово Кугарчинского рна; д. Арларово Ишимбайского рна; д.д. Утяково, Карагаево Гафурийского рна; с. Старосубхангулово, д. Аскарово Бурзянского рна; д.д. Казмашево, Рыскужино Абзелиловского рна.Истеричка–несдержанный, вспыльчивый. Зафиксированы в Гафурийском, Кугарчинском, Ишимбайском районах;
Бөрсә `Блоха`, Бет `Вошь`–подвижный, шустрый человек. Встречается в Хайбуллинском, Дуванском, Абзелиловском, Миякинском районах; Атаман, Атаманка, Атаманша–прозвище девушек, которые показывают свои лидерские, иногда мужские, способности. Зафиксированы в Альшеевском, Куюргазинском, Кугарчинском районах; Быҙау `Теленок`–беспечный. Встречается в Кугарчинском, Зианчуринском, Бурзянском районах; Туң `Мерзлый`–бессердечный. Встречается в Зилаирском, Баймакском районах;
Тоҙһоҙ `Без соли`–ведут бессмысленные разговоры.Встречается в Кугарчинском, Ишимбайском, Мелеузовском районах др.Характер человека всегда проявляется в социуме. Человека невозможно оценить, если за ним не могут наблюдать и оценивать определенное количество людей для объективной оценки. Прозвища с субъективной оценкой обычно функционируют в семье. Не случайно в народе существуют такие пословицы,как «Ҡарға ла үҙ балаһын аппағым тип ярата» `«И грач своего дитя называет беленьким»`, «Терпе лә үҙ балаһын йомшағым тип әйтә»`«И еж своего дитя называет мягоньким»`и т.д.Часто люди, получившие негативное прозвище за плохой характер, стараются демонстрировать обратное, чтобы получить позитивное впечатление и избавиться от дурного прозвища. К примеру, как отмечает один из информаторов, прозывемый за медлительность Мыштан, стараясь избавиться от прозвища, стал намного активнее в школьной среде. Здесь стоит отметить роль прозвища как поучительного фактора. Как известно, характер человека психологи разделяют на несколько групп по чертам личности. Так, выделяют первичные и вторичные черты. В образовании прозвищ, связанных с характером, в основном участвуют вторичные черты. Объясняется это тем, что обычно вторичные черты у человека формируются в школьном и более позднем возрасте. Прозвища также возникают и уживаются в основном в более зрелом положении.Иногда для отличия таких черт пользуются терминами «базисные черты» и «ситуативные черты». В этом разделении базисные черты выступают как составляющие основу человеческой личности и проявляются у индивида всегда и везде, а ситуативные –лишь в определенных жизненных ситуациях [3; 4]. Среди прозвищ к данной группе мы отнесем условно только базисные черты, аситуативные прозвища рассмотрим в группе прозвищ, связанных с определенной ситуацией. В обществе нормальные черты характера оцениваются как вполне положенное, обыденное типичное явление. В связи с этим прозвища с нормальными чертами характера встречаются очень редко. Для них в основном берутся прозвища с наименьшей или с наибольшей степенью черт характера. Следует отметить, что одни и те же черты характера могут выступать как отрицательные и положительные качества: Аккурат әбей `Аккуратная бабушка`, Санитар–денотаты являютя слишком аккуратнымилюдьми; Ҡалтырауыҡ`Дерганный`, Мыжыҡ`Нытик`–прозвали за чрезмерную тревожность и повышенное беспокойство и др.В психологии условно принято рассматривать характер человека в системе отношений: 1) в отношении к другим людям: Лауылдаҡ `Говорун`, Радио–общительность; Тайна–замкнутость, Правдокол–умение говорить только правду; Алдарбай `Любящий врать`–за лживость; Өркәс `Лает, как собака`–за грубость; Ыштанһыҙ `Без штанов`–за щедрость; Ҡоролай `Гостей кормил только чаем`–за жадность и др.;
2) в отношении к делу:Һалдат `Солдат`–чрезмерноответственный; Бесәй `Кошка`–ленивый; Сүп `Соринка`–слишком щепетильный, увидит каждую соринку и др.;3) в отношении к себе:Әтәс `Петух`–самолюбивый; Ҡая `Скала`–самоуверенныйи др.;4) в отношении к собственности:Һайыҫҡан `Сорока`–бережливый; Ярлыбай`Богатый бедняк`–расточительный;Һалвырағандосл.`С висящей одеждой`–неряшливый и др.Взаимоотношения с другими людьми определяют положение человека в обществе. В связи с этим, все собранные прозвища следует рассматривать в системе отношений с другими людьми. Также отрицательная или положительная оценка может быть изменена в обратную сторону, исходя из вышеперечисленных отношений. Скажем, щепетильность в отношении к другим людям может быть отрицательным, положительным –в отношении к делу, а расточительство в отношении к собственности –отрицательным, а в отношении к другим людям положительным.Таким образом, внутренние качества человека разделить на положительные и отрицательные можно только условно, так как нет четких границ для их определения. Следует отметить, что прозвища человека будут меняться со временем. В нашем опроснике есть прозвища,наглядно доказывающие данный факт: Уңғантуңған–сначалаон был лучшим в классе, позже,в старших классах,стал хуже всех; Бәрәкәтле берәҙәк–человек в данную местность приехал как бомж, вскором времени стал зажиточным. Данное положение утверждаюти психологи:с возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт: безответственности, капризности, эгоцентричности, плаксивости, разныхдетскихстрахови др. И со временем появляются положительные черты характера как терпимость, ответственность, разумность, расчетливость, мудрость [1: 134]. Прозвища с вышеперечисленными положительными чертами характера появляются уже в зрелом возрасте. Людей, которые не избавились от детских черт, прозывают,в основном,используя возрастные параметры: Бала `Ребенок`Бәпес`Ляля` и др.Башкирские прозвища, связанные с внутренним миром человека, можно разделить на следующие типы, предложенные Э. Фроммом[5]:
1) мазохистсадист. Эти люди причину неудач видят в самом себе (мазохист) или в окружающих людях (садист): Эээй Бахыр `Иии Бедненький`–денотат любит вызывать сочувствие окружающих людей; Ташҡан Бәхет `Счастье, льющееся через край`–прозываемая женщина похожа на отца; ав народе говорят, что девочка, похожая на отца, будет счастлива; всвязи с этим она любила повторять с иронией “Атайыма оҡшағанмын. Шуғалыр ҙа хатта бәхетем ташып тора инде. Уға ҡарамай шул!” `Я похожа на отца. Вот я прям такая счастливая, аж прям через край льется. От этого ничего не зависит!`; Сихырланған `На нее навели порчу`–всегда твердила, что ей порчу навели. Вот изза этого у нее ничего не получается; 2) разрушитель. Они отличаются ярко выраженной агрессивностью. Такие люди стремятся уничтожить то, что, по их мнению, представляет для них серьезную угрозу: Пит бультерьер–денотат отличался нервозностью, на всех кидался, иногда даже кулаками; Гитлер–всегда ругал детей “Һеҙҙе мейескә яғырға Гитлер юҡ, ялҡауҙар, иҫһеҙҙәр!” `Был бы Гитлер, он сжег бы вас в печи, лодыри, дураки!`. Он считал, что изза плохих учеников он не может достичь высот в педагогическом поприще. Аждаһа `Дракон`–агрессивный, всегда находит плохие стороны проделанной работы другими и критикует;
3) конформиставтомат. Приспосабливается к ситуации, обходит конфликтные ситуации и может противоречить своим принципам и взглядам ради общей выгоды: Юхайылан`Мифический змей, живущий сто лет; перен. коварный, лицемерный человек`, Хамелеон–люди с такими прозвищами могут найти общий язык с кем угодно;подхалимы; Еврей –ищет свою выгоду всегда и везде; Шулай шул `Вот именно так`–соглашается со всеми убеждениями, чтобы понравиться всем.Э.Фромм данную классификацию разработал более 50 лет тому назад. Несмотря на это она остается актуальной и на сегодняшний день. Именно благодаря этой типологии удается достаточно полно охарактеризовать некоторые башкирские прозвища. В заключение отметим, что прозвища –не только лексические единицы, но и один изпоказателей отношения в социуме. Критерииупотребления прозвищ в определенном коллективе должны регулироваться этическими нормами и соответствовать им.
Ссылки на источники1.Основы психологии. Учебник [Текст] / Под ред Е.И. Рогова. –М.: 2001. –455 с.2.АмиргалинаГ.А., Абдуллина Г.Р. К классификации башкирских прозвищ по тематическим подгруппам // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Матер. 7ой Межд. науч. конф. –Челябинск: Энциклопедия, 2014. –С.233235.3.Еникеев М.И. Юридическая психология. Сосновамиобщей исоциальной психологии: Учебник для ВУЗов
[Текст]/М.И. Еникеев.–М.: Норма, 2005. –640 с.4.Основы психологии [Текст] / Под ред. Л. Д. Столяренко.–Ростовна Дону,1997. –400 с.5.Фромм Э. Человек для самого себя. –М.: АСТ, 2010. –420 с.