Анализ внедрения велосипедных дорожек с целью повышения безопасности дорожного движения в г. Саратове на примере зарубежных стран

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Игнатьев А. И. Анализ внедрения велосипедных дорожек с целью повышения безопасности дорожного движения в г. Саратове на примере зарубежных стран // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3696–3700. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85740.htm.
Аннотация. Рассматриваются опыт по внедрению велосипедных дорожек в транспортную инфраструктуру российских и зарубежных городов, обеспечение безопасности движения велосипедистов и других участников дорожного движения, последние изменения в законодательстве РФ, правилах дорожного движения, в частности для велосипедистов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна АнатольевнаКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок иуправления на транспорте», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.»,г. СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Игнатьев Александр ИгоревичСтудент четвертого курса направления «Технология транспортных процессов», Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.»,г. Саратовi.alexandr_93@mail.ru

Анализ внедрения велосипедных дорожек с целью повышения безопасности дорожного движения в г. Саратов на примере зарубежных стран

Аннотация.Рассматривается опыт по внедрению велосипедных дорожек в транспортную инфраструктуру российских и зарубежных городов. Обеспечение безопасности движения велосипедистов и других участников дорожного движения. Последние изменения в законодательстве РФ, правилах дорожного движения, в частности для велосипедистов.Ключевые слова:велосипедные дорожки, безопасность дорожного движения, опытгородов с развитой велосипедной инфраструктурой, изменения в законодательстве РФ.

Ограниченная пропускная способность уличнодорожной сети и бурная автомобилизация, особенно в городах с плотной застройкой, заставили власти мегаполисов искать новые возможности борьбы с пробками и высокой загазованностью, реализовывать свежие идеи по созданию комфортной городской среды, объявив приоритетом высокую мобильность населения. В этих условиях единственно верным и очевидным решением является развитие общественного транспортаи, например,таких видов транспорта, как велосипед.Сторонники развития велосипедного транспортаубеждены: пешеходное и велосипедное движение

неотъемлемая часть транспортного и городского территориального планирования,наравне с общественным транспортом и легковыми автомобилями. Удобная, безопасная, доступная пешеходная и велосипедная инфраструктура, взаимосвязанная с системой общественного транспорта, делает город более привлекательным и пригодным для жизни. В результате уменьшается количествоДТП и заторов, снижаются уровни загрязнения воздуха и городского шума. Пешее движение и езда на велосипедах улучшают физическую форму людей и, соответственно, вносят свой вкладв улучшение здоровья населения.Уже сегодня, существуют города, для которых вышесказанное давно уже не теория, а ежедневная практика. В данной статье будет рассмотрен опыт зарубежных государств по внедрению велосипедных и пешеходных дорожек в транспортную инфраструктуру городов и как этот опыт применяют в России, в т.ч. в г. Саратов.В большинстве развитых стран велосипедный транспорт развивается темпами, превосходящими темпы развития автомобильного транспорта. Например, вНидерландах доля велосипедного сообщения в целом по стране составляет 27%. В Германии создана сеть велосипедных дорожек, так называемая DNetz, которая состоит из 12 межрегиональных велосипедных дорог дальнего следования общей длиной 10200 км. Около 95% всех маршрутов проходит по выделенным региональным велосипедным дорогам дальнего следования, связанным в единуюсеть.Использование велосипедного транспорта является эффективным источником доходов в бюджеты городов. В некоторых из городов, доля доходов, связанных с туристическим бизнесом, в бюджете государства составляет порядка30%. К примеру, велосипедный туризм Германии обеспечивает годовой оборот порядка 5 миллиардов евро. Какие же шаги предпринимались властями Германиив области развития велосипедного движения!?В 2003 году правительство Берлина, в соответствие с планом развития транспорта, одобрило инициативупо поддержке велосипедноготранспорта. Уже в 2004 году была разработана стратегия поддержки велосипедного движения, в которойуказывается, что велосипед выполняет не менее важную функцию городского транспортного средства, как общественный транспорт и автомобили. Таким образом, целью транспортной политики Берлина стало развитие такого экологичного вида транспорта, как велосипед.Достижение заданных целей потребовало выполнения множества мероприятий, связанных с инфраструктурой. Это строительство новых и обновление существующих велосипедных дорожек,объявление некоторых дорог исключительно велосипедными, нанесение разметки, обустройство велосипедныхпарковок, а также меры по обеспечению безопасности и связи. На сегодняшний деньв Берлине действует 620 км велосипедных дорожек. Результатомпроведённых мероприятий стало увеличение доливелосипедистов в общем объёме городского транспортного движения с 10% (в 1998 году)до 13% в (2010 году). А к 2025 году прогнозируется доля в 16%.По статистике, в Берлине, каждаяпятая поездкасовершается на велосипеде, а общее количество поездок на велосипедах превышает один миллион в день. Заметного успеха по внедрению выделенных полос для велосипедистов добились Нидерланды. Согласно статистике, 16 млн. голландцев владеют 18 млн. велосипедов. Примерно половина населения Королевства Нидерланды ездит на велосипеде, хотя бы,раз в день. Среднее расстояние, которое человек преодолевает на велосипеде в день, в 2006 году равнялось 2,5 км. Велосипед используется в четверти всех совершаемых поездок, 35% из них меньше7,5 км. Как итог общая безопасность на дорогах Нидерландов самая лучшая в Европе. В год на дорогах страны гибнет 45 человек на миллион жителей [1].В последние годы, стала стремительно развиваться велосипедная культурав США. Сравним уровниразвития велосипедного движенияНьюЙорка и Москвы.Для начала стоит оценить количествовелосипедистов в этих двух городах.Отчёт НьюЙоркского Департаментатранспорта показывает, что в 1980м году в этом американском городе насчитывалось около 2 000 велосипедистов. Имеются в виду те люди, которые регулярно перемещаютсяна велосипеде, к примеру, от дома до места работы. [2].Московские властиоцениваютстоличное велосипедное движение на уровне 0,01% от населения города. По крайней мере, по состоянию на 2011й год,это чуть более 1 000 человек[3]. В НьюЙорке доля существенно выше, хотя, в сравнении с европейскими городами, она всё равно ничтожна ‬примерно 0,3%. При этомболее 10% поездок на работу,в НьюЙорке,совершается именно на велосипедах [2].Сейчас в НьюЙорке примерно 2022 тысячи велосипедистов ежедневно совершает поездки на Манхэттен. По данным данных NYPD, в 2012м году погибло 19 велосипедистов,3 844 человека получилитравмы в различных ДТП.Если взятьсредние данные по 19962005 годам, выяснится, что значения по погибшим в ДТП с участием велосипедистов практически не меняются. В 1996м году погибло столько же велосипедистов, сколько и в 2012м: 19 человек. Максимальное число погибших было в 1999м году ‬40 человек. Минимальное, в 2001м ‬13 человек. Среднее значение за десять лет: 23 погибших в год.Всего, по данным американского агентства транспортной безопасности NHTSA, в 2012 году 49000 велосипедистов получило травмы различной степени тяжести. Погибло 726 человек. Однако, агентство констатирует снижение смертности велосипедистов на дорогах США на 7,5%, по сравнению с 2001 годом. В 2001 году получили травмы 45000 велосипедистов, из которых погибло 732 человека[4].Что касается Москвы,тов 2011м году, было совершено 167 ДТП, в которых погибло 6 человек,и 163 было ранено. Данные за предшествующие годы показывают, что совершается от 115 до 192 ДТП в год, с участием велосипедистов. Согласно сводке ДТП ГИБДД г. Саратова, в 2013м году было совершено 10 наездов на велосипедистов. В 2014м году ‬20 ДТП, в которых получили ранения20 человек, 3 из которых ‬дети, повреждено 39 транспортных средств.Запервые4 месяца 2015 года,зафиксирован 1 случай наезда на велосипедиста. Большинство пострадавших велосипедистов госпитализированы с диагнозами закрытая черепномозговая травма, сотрясение головного мозга. Однако стоит отметить что, «велосипедный сезон» только открывается. Все зафиксированные ДТП,в Саратове,были совершены в период с апреля по середину октября.Официальная статистика ГИБДД имеет весьма приближенный характер. Большинство ДТП,с участием велосипедистов, не фиксируются. Только в случае серьезного столкновения и получения травм, участники происшествия вызывают специальные службы.

Схема 1. Основные причины травм велосипедистов

Очевидно, существуют риски, связанные с ездойна велосипеде.Погибшиевелосипедистысоставляют менее двух процентов от всех дорожнотранспортных происшествий, всегоже на поездки на велосипедеприходится лишь один процент всех поездок в Соединенных Штатах.Тем не менее, езда на велосипеде остается здоровым и безопасным видом транспорта для десятков миллионов людей каждый год.Безопасность движения велосипедистовзависит от многих факторов, таких как время суток (движениеночьюнаиболее рискованно), опыт управления, правильное расположение навелосипеде, употребление алкоголя и многих других.Пока у современного общества нет действенных мер по снижению этих рисков, но польза для здоровья от поездки на велосипеде может возместить часть этого риска[5].За последнее десятилетие, все большее число городов по всему миру приняли системы BikeSharing, которые позволяют горожанамвоспользоваться велосипедамина краткосрочный периодвремени за определенную плату. Примером данной системы являютсяCiti Bikeв НьюЙорке илиSantander Cycles вЛондоне.В целом, есть почти один миллион велосипедов по всему миру, большинство из которых 753508 находятся в Китае.Франция занимает второе место, далее следуютИспания, США и Германия[6].



Рис.1.

Парк аренды велосипедов в разных странах

BikeSharing может быть полезенпо различнымпричинам, в том числе более низкие затраты на транспортировку и безопасность (можно не опасаться, что ваш велосипед может быть украден).Тем не менее, есть и недостатки:шлемы ‬это ответственность велосипедиста (многие предпочитают не носитьс собой шлем), и некоторые могут иметь сложностипри движении в неизвестном городе.Обеэти проблемы безопасности.Тем не менее, серьезные травмы и смертислучаютсяредко.В городе Москва была принята государственная программа «Развитие транспортной системы на 20122016 гг.».Задачей данной программы являетсясоздание сети велосипедных полос для поездок в деловых целях.Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

• обеспечить среднюю скорость перемещения по городу около 15,5 км/ч при движении по обособленным участкам; • увеличить долю пользователей велосипедного транспорта до 1,2% (приблизительно 120 тыс.чел.); • увеличить длину сети велодорожек на 72.8км; • увеличить число парковочных мест для велосипедов до 17 000. • улучшить межрайонные связи; • повысить транспортную мобильность населения; • снизить негативное влияние на окружающую среду [3].

Схема2. Количество городов, в которых развивается система BikeSharing

Каково же состояние велосипедной инфраструктуры в г.Саратов?24 сентября 2013г состоялось открытие первойвелосипедной дорожки, по которой можно прокатиться от Детского парка до Городского.Однако, проблему велосипедистов, в какойто мере, попытались решить за счет пешеходов. В итоге вместо специальной дорожки для любителей езды на двух колесах, проектировщики ограничились дополнительной разметкой прямо на тротуаре, по которому продолжают ходить люди. При этом с другой стороны, на той же улице, предусмотрена специальная зона для движения людей с ограниченными возможностями. Она оборудована поручнями и креплениями для фиксации инвалидных колясок. В такой ситуации пеший горожанин оказывается,буквально,зажат между колясочниками и велосипедистами.

Рис. 2 Велосипедная дорожка в г.Саратов [7]

Также велодорожка была построена с нарушением технологии. Новый асфальт был уложен прямо на землю и местами уже успел треснуть или провалиться.Разметка была нанесена на траву и листья.



Рис. 3Велосипедная дорожка в г.Саратов [7]

Рис.4Нарушения при строительстве велосипедной дорожки в г.Саратов [7]

7 апреля 2015 года вступили в силу изменения в ПДД, введённые постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2015 года №315.«…Для организации дорожного движения вводятся следующие обозначения, знаки и технические средства:использование велосипедистами полосы для маршрутных транспортных средств……Кроме того, вводится новый знак 5.14.2 «Полоса для велосипедистов». Это связано с тем, что некорректно применяемый в настоящее время знак 4.4.1 «Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов» служит для обозначения одновременно велосипедной дорожки и полосы для велосипедистов, несмотря на то, что они имеют различный режим движения…»Принятые решения позволят улучшить организацию дорожного движения, окажут положительное влияние на безопасность дорожного движения [8].Следовательно, в Саратове велосипедистам разрешили движение по полосам для движения общественного транспорта по улицам:ул. Университетская (от ул. Вавилова до ул. Б. Горная);ул. Московская (от ул. Аткарская до Музейной площади);ул. Чернышевского (от ул. Челюскинцев до ул. Радищева);ул. Мясницкая (от ул. Б. Горная до ул. Высокая);ул. Максима Горького (от ул. Киселева до ул. Белоглинская);ул. Астраханская (ул.Станционный проезд до ул.Новоузенская).

Рис. 5Полосы для движения велосипедистов

Рассмотрим основные направления развитиявелосипедного транспорта.Автомобиль является наименее эффективным видом транспорта при использовании его в городских условиях.Площадь, которую он занимает в транспортном потоке, приводит к серьёзным заторам на дорогах.Большинство городовсталкиваются с этой проблемой.Власти Лондона даже были вынуждены вводить систему платежей за образование заторов.

Рис. 6 Количество людей в час на дороге шириной 3,5 м[9].

На рис. 6наглядно показано, насколько важно развивать общественный транспорт и такой вид транспорта, как велосипед.Первым шагом в борьбе со всеобщей автомобилизацией стала перепланировка городов Европы в 1970х годах. Перепланировка заключалась в том, что городские центры были расположены в пешеходных зонах. Данные мероприятия способствовали развитию велосипедного движения и общественного транспорта.Рассмотрим преимущества и возможные проблемы от пользования велосипедом.Положительный эффект:1.физические нагрузки улучшаютздоровье;2.экономия денежных средств;3.транспорт очень мобилен и улучшает доступв труднодоступные районы.Выгоды для всего общества:1.лучше используетсяобщественноепространство;2.уменьшениевыбросовзагрязняющих веществ;3.хорошее совмещение с общественным транспортом;4.повышение безопасности на дорогах;5.улучшение социального равенстваобщества.Возможные препятствиявнедрению велосипедного транспорта:1.погодные условия и климат региона;2.низкое качество дорог, небезопасностьдвижения в транспортном потоке;3.кражи велосипедов;4.физические ограничения людей;5.преодолевание больших расстояний в крупных городах.Осуществить внедрениевелосипедов в транспортную систему городов, необходимо путем создания новых и реконструкции имеющихся велосипедных маршрутов. Важно разработать городские велосипедные маршруты, отвечающие современным требованиям и стандартам, которые будут включать: велосипедные пункты проката, специальные парковки, станции ремонта и тех.обслуживания. Следующим шагом станет установкадорожныхзнакови указателейна велосипедных дорогах.Немаловажно обеспечить удобные подъезды к местам массового посещения людей,оборудовать стоянки по всей сети велосипедного движения,у образовательных учреждений, торговых центров,местах массового скопления граждан. Необходимо обеспечить перевозкувелосипедов в общественном транспорте.При планировании городской сети велосипедных дорожек необходимовыполнить следующиешаги:1.Разработатькарту, с указаниемосновных пунктов отправления и прибытия для велосипедных маршрутов, включающую:образовательные учреждения;рынки, торговые центры;спальные районы;места остановок общественного транспорта;заводы,предприятия, офисы;парки, места отдыха горожан;основные туристические объектыгорода;театры, кинотеатры и т.д.Необходимо изучить расстоянияи маршруты передвижениявелосипедистов в пределах города, с учетом того, что свыше половины всех поездок на велосипеде приходится на расстояния,длиной до 6 километров.

Схема 3. Распределение поездок в зависимости от расстояния.

На схеме наглядно показано, что почти четверть всех поездок на велосипеде осуществляется на расстояния 46 км, порядка 15 % от 6 до 8 км и лишь 10 % свыше 8 км.2.Указать на карте опасные участки и отсутствие велосипедного движения внекоторых районах города.3.Изучитьизначальный спрос велосипедноготранспорта;4.Оценитьвозможныйспрос при создании удобной и безопасной велосипедной инфраструктуры;Изучив опыт зарубежных государств,к результатам внедрениявелосипедных дорожекможно отнести:создание развитой сети городских велосипедных дорожек;повышение престижа города;привлечениетуристов, путем создания велосипедных туристических маршрутов;повышение уровня здоровья населения;снижение числаДТПс участием велосипедистов;уменьшение вредных выбросов, какитог,улучшение экологиигорода;популяризация экологически чистых видов транспорта;пропаганда велосипедного движения;сокращение временипоездки, в условиях городских «пробок».

Ссылки на источники1.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://www.bakfietsenmeer.nl/2008/10/16/bicycledeathstatisticsinamsterdamandthenetherlands/. ‬[Дата обращения 04.05.2015].2.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://www.nyc.gov/html/dot/downloads/pdf/commuter_cycling_indicator_and_data_2011.pdf. ‬[Дата обращения 04.05.2015].3.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://s.mos.ru/common/upload/transport_gos_programma_depr_i_df1.pdf. ‬[Дата обращения 04.05.2015].4.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://wwwnrd.nhtsa.dot.gov/Pubs/812018.pdf. ‬[Дата обращения 04.05.2015].5.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://www.pedbikeinfo.org/data/factsheet_crash.cfm. ‬[Дата обращения 04.05.2015].6.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://www.statista.com/chart/3325/bikesharingsystemsworldwide/. ‬[Дата обращения 04.05.2015].7.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://sarlynx.livejournal.com/24453.html. ‬[Дата обращения 04.05.2015].8.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://government.ru/media/files/yNwVevSAAjg.pdf. ‬[Дата обращения 04.05.2015].9.[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа: http://evpatoriainvest.ru/development_strategy/cycling/. ‬[Дата обращения 04.05.2015].