Образ ритора в промовебинаре

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кусяев А. Р. Образ ритора в промовебинаре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3711–3715. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85743.htm.
Аннотация. В статье сравниваются образы ритора в промо-вебинарах «Магия мысли» Д. Хусаинова и «Трансформация» Д. Чернакова по используемым ведущими речевым средствам, таким, как 1) ключевые слова; 2) номинативные средства; 3) дейктические средства; 4) внутритекстовая смысловая синтагматика; 5) экспрессивные средства; 6) система топосов; 7) типы аргументов; 8) речевые средства, имеющие нерегулярный характер.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кусяев Артем Рифович,Аспиранткафедры русского языка ФГБОУ ВПО«Челябинский государственный университет», г. Челябинскkusyaj@ya.ru

Образ ритора в промовебинаре

Аннотация.В статье сравниваются образы ритора в промовебинарах «Магия мысли» Д.Хусаинова и «Трансформация» Д.Чернакова по используемымведущими речевымсредствам, таким, как 1)ключевые слова; 2)номинативные средства; 3)дейктические средства; 4)внутритекстовая смысловая синтагматика; 5)экспрессивные средства; 6)систематопосов; 7)типы аргументов; 8)речевые средства, имеющие нерегулярный характер.Ключевые слова: образ ритора, компьютерноопосредованная коммуникация, промовебинар, виртуальный жанр.

Благодаря информационным технологиямвсё большее и большее количество коммуникативных практик переходит в сеть Интернет [1], что обусловилоформированиевиртуальных аналогов институциональных дискурсов.Так, например, появились электронные научные библиотеки, форумы, онлайнконсультации различныхспециалистов, Интернетмагазины, дистанционное обучение и прочее.Этим обусловлена актуальность изучения различных жанровкомпьютерноопосредованной коммуникацииили виртуальных жанров, т.е. типовых моделей речевого действия, опосредованных компьютером и специальными сетями и реализуемых с помощью устойчивого типа текста.В данной статье рассматриваются речевые средства создания образа ритора втаком виртуальном жанре, как,промовебинар, который представляет собой Интернетаналог семинара.Первая часть сложного слова («промо») указывает на функцию продвижения товара или услуги на рынке, так что промовебинар является демонстрационной версией онлайнсеминаров, где сообщаетсячасть информациив целяхвызвать у аудитории интерес и желание записаться на платные курсы, вкоторыхэта информация будет предоставлена в полной мере.Одной из первостепенных задач оратора является создание такого образа, чтобы аудитория ему доверяла [2], поскольку, как отмечаютШ.А.Надирашвили и Д.Н.Узнадзе, репрезентируемый образ говорящего задает восприятие речи в целом[3, 4].О.И. Шарафутдинова кречевым средствам, позволяющим создать (сознательно или бессознательно)образ ритора,относитследующие:1)ключевые слова; 2)номинативные средства; 3)дейктические средства; 4)внутритекстовая смысловая синтагматика (композиция); 5)экспрессивные средства; 6)система топосов; 7)типы аргументов; 8)речевые средства, имеющие нерегулярный характер [5]. Рассмотримпромовебинары«Магия мысли»Дамира Хусаинова[6]и «Трансформация» Дениса Чернакова[7, 8], которыепредлагают аудитории улучшение качества жизни сразу в нескольких областях, но различными способами.Дамир Хусаинов при помощи своей речи стремится продатьтакиетовары и услуги, как обучение диагностике и целительству, базовый курс «Рейки Иггдрасиль», браслет удачи, «создание целевого мирового течения» («то, что влияет и на коллективноебессознательное, и на эгрегоры, и на социум, и на все»)и индивидуальная консультация, при этом обещая здоровье, финансовое благополучие и все, что только можно пожелать. Речевые средства создания образа ритора в выступлении Д. Хусаинова представлены в таблице 1.Таблица 1Речевые средства создания образа ритора в выступлении Д.Хусаинова[6]Речевое средствоПример реализацииИнтерпретация1.Ключевые слова«Материализация мысли», «магия», «волшебство»Отражение иерархии ценностей ритора2.Номинативные средства:

адресант (ритор);На слайде презентации перечислены следующие номинацииведущего:1) Тренер практик «Силы стихий», «Эгрегоры», «Одушевление предметов»;2) Мастер РейкиИггдрасиль;3) Автор и ведущий тренингов «Методы диагностики и целительства», «Мышление богатого человека»;4) Консультант по оздоровительному питанию;5) Психолог;6) Музыкант;7) Активный турист.Самопрезентация ведущего.

адресат (аудитория);Замена номинативных средств дейктическими.Противопоставление ведущегои аудитории, как учителя и учеников3.Дейктические средства;1) «Я», «мой» («моя презентация», «мои теоретические выкладки», «я предлагаю волшебный способ материализации», «я обучаю диагностике, целительству», «я этим занимаюсь длительное время», «у меня врачи консультируются», «я делаю мировые течения»);2) Инклюзивные местоимения «мы», «наш»: «наши мысли»,«мы не привыкли правильно думать», «мы хотим, чтобы произошла магия мысли», «мы можем долго принимать решение»;3) «Вы»:«если моя логика вам понятна, поставьте в чат «плюс»», «вы должны построить причинноследственную цепочку», «вынаучитесь, узнаете всю медицину», «научу вас».

1) Адресант обозначает род своей деятельности;2) Объединениеадресантас аудиторией и с человечеством в целом;3)Противопоставление ведущегоиаудитории, как учителя и учеников.4.Внутритекстовая смысловая синтагматика (композиция)1) Приветствие, самопрезентация ведущего; 2) Лекция;3) По ходу изложения ведущий отвечает на возникающие у аудитории вопросы.4) Коммерческое предложение.Совпадение композиции спятишаговой моделью продаж: 1)установление контакта, 2)выявление потребностей, 3)презентация товара, 4)работа с возражениями, 5)завершение сделки, за исключением второго этапа.5.Экспрессивные средстваМетафоры: «накаркать», «сердце почувствовало»;Междометия и восклицания: «Ах, ох», «Боже мой», «бабах», «шиндырмындырзапупындыр»;Градация: «забыли, отпустили, отвлеклись», «это гораздо проще, эффективнее, мощнее и сильнее работать по фотографии»;Фразеологизмы: «к бабке не ходи», «каша в голове»,«своим горбом»;Уменьшительноласкательные суффиксы: «маленько», «ручейки», «тряпочка», Воздействиена эмоции аудитории, поддержание внимания аудитории.«кружочек», «водочка», «рюмочка»;Инверсия: «Мне докажите, как и почему это работает»;Повторы:«Есть магический подход, волшебный подход», «думаете, думаете, думаете; жуете, жуете, жуете», Анафора:«Много людей знают, что такое успех, знают, что такое успешное взаимоотношение с деньгами, знают, что такое денежный поток. Многие люди понимают и используют свою интуицию. Многие люди понимают и используют такое понятие как целительство»;Вопросноответная форма изложения: «Где у человека находится сознание? Сознание –это не чтото материальное…», «Что же там происходит, когда мы думаем? …».6.Система топосовТопосы эзотерического дискурса: «мысль материальна», «человеческое тело приспособлено, чтобы мысль могла материализоваться», «процесс материализации проходит во времени»Отождествление желаемого и действительного.7.Типы аргументовИспользуются инструменты некорректного аргументирования:

ложная дихотомия:«Можно самому обучаться, самому настраиваться, но есть уже и более короткий способ»;

ложнаяпричина: «Мы это сделали[представляли больную девочку здоровой].На следующий день ребенок очнулся»;

ложная аналогия: «Сознание для мозга как программное обеспечение для компьютера», «Если я своим сознанием могу управлять своей рукой (здесь жесткая причинноследственная цепочка), значит, чтобы это происходило в объективной реальности [вне тела], мне тоже нужна жесткая причинноследственная цепочка»;

дезинформация с апелляциейк авторитету:«На самом деле, эта магия имеет вполне научное обоснование»;

аргумент к аудитории: «Вы все это делаете. Часто неосознанно»;

non sequitur:«Когда я захотел поднять руку, я понятия не имел, какой изначально нейрон должен был возбудиться…, т.е. изначально, оказывается, мое сознание управляет случайностью»;Стремление ритора любой ценой убедить аудиторию в необходимости воспользоваться его услугами.8. Речевые средства, имеющие нерегулярный характер1) Нарушение речевых норм:орфоэпических: «звОнят», «обеспечЕние»;лексических: «Я маленько в этом контексте сам лично обучался», «некогда знать»;Неправильный порядок слов: «много очень людей на земном шаре знают…»,«для людей, которые уже хотят готовыми пользоваться продуктами»;2) Смешение стилей. Ведущий данного промовебинара использует лексику эзотерического дискурса (эгрегоры, рейки, фэншуй, целительство, магия, волшебство, тарои пр.) наравне с научной (кора головного мозга, нейроны, носитель, 1) Парадоксальная актуализация единства ритора и аудитории;2) суггестивное воздействие на аудиторию, подавление рационального восприятия.психосоматика, томограф, объективная реальность, коллективное бессознательное), чем создается эффект тождества наукииэзотерики.Данная система речевых средств указывает на то, что ведущий стремится создать образ гуру, обладающего ценными знаниями и силой, позволяющей реализовать любые желания. Очевидно, что адресант при этом рассчитывает на невысокий уровень интеллекта и полное отсутствие критического мышления уаудитории.Д. Чернаков также предлагает аудитории свои платные услуги, но при этом его обещания носят конкретный характер: «Вы приобретете ряд полезных привычек для вашей жизни и здоровья. Вы научитесь быть в гармоничном и спокойном состоянии. Вы крайне (до нескольких раз) увеличите свою эффективность. Вы избавитесь от груза прошлых ошибок и обид. Вы увеличите свою привлекательность и харизму. Вы станете целостной и глубокой личностью. Вы получите инструменты сильного улучшения климата в семье. Вы целиком и полностью примите себя, окружающих и свою жизнь. Вы будете положительным примером для близких». Речевые средства создания образа ритора в промовебинаре «Трансформация» представлены в таблице 2.Таблица 2Речевые средства создания образа ритора в выступленияхД.Чернакова[7, 8]Речевое средствоПример реализацииИнтерпретация1. Ключевые слова«тренинг»,«стратегии», «привычки», «работа».Отражение иерархии ценностей ритора2. Номинативные средства

адресант (ритор);«тренер», «ведущий этого тренинга», «человек, который ведет этот тренинг уже двенадцатый раз».Использование собственногоопытакак аргумента.

адресат (аудитория);1) «Группа», «участники»;2) «Друзья»1) Разграничение себя и аудитории2) Реализация стратегии кооперации.

диктальный компонент (представления о действительности)«Дурные привычки, разрушающие твою жизнь», «ваше стремление получать халяву меня ужасает», «многие из вас по правилам не играют»Привлечение внимания к причинам текущихжизненныхпроблем3. Дейктические средства1) «Я»: «Яобещаю», «я прошу», «меня ужасает», «я давно в этом живу, я давно это практикую»;2) «Мы»: «Мы начинаем в 20:00», «мы здесь не занимаемся позитивным мышлением, мы не занимаемся самообманом, мы смотрим честно», «мы будем работать»;3) «Вы», «ваше»:«вы приобретете», «вы научитесь», «вы избавитесь», «вы станете», «ваша жизнь», «ваша стратегия», «ваше стремление получать халяву»;4) «Ты»: «если ты свое слово не держишь», «ты осознаешь», «у тебя в жизни».1) Выражение адресатом собственной позиции, указаниенабогатый жизненный и профессиональныйопыт;2) указание на совместную работу с аудиторией;3) Обращение к аудитории как к единому целому;4) Обращение к каждому участнику вебинара как к отдельной личности. 4. Внутритекстовая смысловая синтагматика (композиция)Открытый тренинг состоит из пяти вебинаров. Композиция выступлений состоит из следующих компонентов:1) Установление контакта: приветствие, проверка связи;2) Выявление потребностей: опрос «прошу вас сообщить, для чего вы сюда пришли»;3) Презентация:лекция, упражнения;4) Работа с возражениями: ответы на вопросы аудитории;Совпадение композиции с пятишаговой моделью продаж.5) Коммерческое предложение: предоставление ссылки на вебстраницу оплаты;6) Домашнее задание к следующей встрече.5. Экспрессивные средстваМетафора: «Груз прошлых ошибок», «климат в семье», «уважать слово», «смотреть честно», «ловушки ума»;Эпитет: «Глубокая работа», «гармоничное состояние», «глубокая личность»;

Фразеологизм: «Я посыпаю себе голову пеплом», «Свешав ножки», «Играть по правилам», «Мы называем вещи своими именами», «В бой идут одни старики»;Анафора: «Если ты свое слово не держишь, если ты не выполняешь, то что я могу сделать?», «Я давно в этом живу.Я давно это практикую»; «Ваше стремление в жизни получать халяву меня ужасает. Ваше стремление намутить себе результаты в жизни меня ужасает совершенно точно.Повтор: «Само собой ничего не произойдет. Ничего не произойдет», «Это очень удобный способ манипуляции. Это очень удобный способ манипуляции», «Меня ужасает совершенно точно. Совершенно точно»;Повтор с градацией: «Вам нечего делать на тренинге. Вам абсолютно нечего делать».Выделение наиболее важных моментов в речи.6. Система топосовК общечеловеческим ценностям (нравственность, ответственность, здоровье, семейные отношения)Совпадение ценностных систем ритора и аудитории.7. Типы аргументовАргумент к опыту:«Яобещаю, как человек, который ведет этот тренинг уже 12 раз», «я давно в этом живу»;Аргумент к факту: «Люди, которые прошли «трансформацию», давно это практикуют», «Более 100 тыс. человек уже отработали, так или иначе, с нами»;Аргумент к аудитории: «Небольшая толика из того, что здесь указано, уже начала реализовываться в вашей жизни, правда?».Повышение доверия к ритору.8. Речевые средства, имеющие нерегулярный характерИспользование в речи жаргонизмови обсценной лексики: «халява», «намутить», «фигня», «хе*ня», «нехрен».Воздействие на эмоции аудитории.Анализ речевых средств данного промовебинара показывает, что ведущий создает образ человека, имеющего значительный опыт ведения тренингов и заинтересованного в том, чтобы у его слушателей улучшилось качество жизни(«Яздесь для того, чтобы у тебя в жизни случились желаемые перемены»).В отличие от Д. Хусаинова, Д. Чернаков рассчитывает на осознанность аудитории.Эффективность созданного образа ритора можно определить путем подсчета количества просмотров записи вебинара на сайте www.YouTube.ru. Так запись промовебинара «Магия мысли», опубликованная 15 декабря 2014 года к пятому мая 2015 года набрала 414 просмотров, а запись «Трансформация» от 10 ноября 2014 года

2250.Приэтомразницавдатепубликациисоставляетвсего1месяц.Такимобразом,видим,чтообразритора,созданныйнаосновеопыта,заинтересованностивулучшениикачестважизниаудиторииитакихценностей,какнравственность, ответственность, здоровье, семейные отношенияоказываетсязначительно эффективней образа, основанного на топосах эзотерического дискурса и инструментах некорректного аргументирования.Ссылки на источники1.Горошко,Е.И. Жигалина,Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное/ Е. И. Горошко, Е.А. Жигалина// Вопросы психолингвистики.–2010.№12.–

С. 105123.2.Месеняшина, Л.А., Шарафутдинова, О.И. Основы риторических знаний: учеб. пособие /Л.А.Месеняшина, О.И.Шарафутдинова. –Челябинск: Энциклопедия, 2010. –157 с.3.Надирашвили, Ш.А. Психологическая природа восприятия (с позиций теории установки) / Ш.А.Надирашвили ; АН ГССР, Инт психологии им. Д.Н.Узнадзе. –Тбилиси: Мецниереба, 1976. –256 с.4.Узнадзе, Д.Н. Теория установки /Д.Н.Узнадзе ; под ред. Ш.А.Надирашвили и В.С.Цаава. М.: Инт практ. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. –447 с.5.Шарафутдинова, О.И. Речевые средства создания образа ритора (на материале российского политического дискурса конца XX века) / О.И.Шарафутдинова //Вестник Челябинского государственного университета. –2008.№16. –С. 171176.6.Хусаинов, Д.ДамирХусаинов.Магиямысли,13декабря2014г.[Видеозапись]/ Д.Хусаинов. –URL:http://www.youtube.com/watch?v=grntwKfoUYk[Дата обращения: 05.05.2015].7.Чернаков, Д.Открытыйтренинг.Трансформация12.День1[Видеозапись]/ Д.Чернаков.–URL:http://www.youtube.com/watch?v=L1x1ajUxCYk [Дата обращения: 05.05.2015].8.Чернаков,Д.Трансформация12.День5[Видеозапись]/ Д.Чернаков.–URL:http://www.youtube.com/watch?v=dZMTBs2Vycs [Дата обращения: 05.05.2015].