Кубанское казачье движение в реализации гражданского идентификационного проекта и упрочнения патриотизма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Молодчев Д. В. Кубанское казачье движение в реализации гражданского идентификационного проекта и упрочнения патриотизма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3721–3725. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85745.htm.
Аннотация. В статье представлен обзор процесса образования и становления Кубанского казачества как социально-политического и культурного института, а также становление и развитие экономической базы казачьих обществ, включая привлечение казачьих обществ к реализации национальных проектов, государственных целевых и ведомственных программ. Целью рассмотрения является развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы российского казачества при сохранении казачьей самобытности, традиций и культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Молодчев Денис Викторович,преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в г. Тихорецке, г.Тихорецкmr.fronda@yandex.ru

Кубанское казачье движение в реализациигражданского идентификационного проекта и упрочнения патриотизма

Аннотация. В статье представлен обзор процесса образования и становления Кубанского казачества как социальнополитического и культурного института. Становление и развитие экономической базы казачьих обществ, включая привлечение казачьих обществ к реализации национальных проектов, государственных целевых и ведомственных программ. Целью рассмотрения является развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы российского казачества при сохранении казачьей самобытности, традиций и культуры.Ключевыеслова:Кубанское казачество, казачьи общества, казачья самобытность, национальный проект.

Процесс радикальной трансформации в российском обществе в постсоветский период ознаменован возрождением общественных структур утраченных в период существования советского государства, поэтому в определенной степени новых социальнополитических и культурных институтов, к числу которых можно относить казачество. Российское казачество, по праву можно считать феноменом мировой истории и культуры, в настоящее время переживает, как отмечает В.П. Водолацкий, «неоднозначный сложный период возрождения, становления и развития в современных условиях»[1]. Вопрос казачества в последние десятилетия привлекает широкое внимание политологов,социологов, органов государственной власти, а также общественности и деловых кругов дальнего зарубежья. Некогда закрытая тема у нас в стране в последнее время получила огромный всплеск и интерес. Проводятся научные конференции, издаются монографические исследования, бесчисленное множество статей и публикаций. Стали доступными труды и дореволюционных историков казачества, созданные профессиональными историками, а также работы, изданные за рубежом представителями казачьей эмиграции и работы зарубежных исследователей. И если период расцвета казачества, его роль в истории и судьбе России в XVII —XIX веках нашли наиболее полное отражение, хотя еще и здесь предстоит много поработать в плане устранения сложившегося в советский период стереотипа казака как реакционного, жестокого и сумасбродного, то древнейший период истории казачества, формирования его изучен в наименьшей степени. И в русской и в советской, и в зарубежной историографии можно выделить подходы к определению истоков в формировании казачества.Результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных казачеству, демонстрируют то, что, с одной стороны, казачество получило признание в общественном сознании населения нашей страны как значимая культурноэтническая общность, о чем свидетельствует преобладание позитивного отношения к казачьему движению. Однако, с другой стороны, те же социологические опросы показывают, что казачество попрежнему во многом представляет эклектичное общественное образование, гетеротипные части которого расколоты, не имеют объединяющей идеологии и единого координирующего центра[1].В процессе модернизации российского общества происходит формирование принципиально новых и восстановление утраченных в советский период социальнополитических и культурных институтов, к числу которых относится казачество, проходящее сложный период своего возрождения, становления и развития в современных условиях. В рамках процесса казачьего возрождения, являющегося достаточно неоднородным и разнонаправленным, особое место занимает развитие донского казачества как наиболее организованного и структурированного казачьего движения, преодолевшего в основном период культурноисторической травмы и находящегося в стадии социального самоопределения[2].В целях повышения патриотизма среди молодежи, по УказуПрезидента Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо

Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества»,Кубанское войсковое казачье общество в Краснодарском крае создало 5 казачьих кадетских корпусов.Воспитательный процесс построен на использовании культурноисторических традиций кубанского казачества и направлен на воспитание патриотизма, готовности служению Отечеству. В рамках духовнопатриотического воспитания проходят встречи с ветеранами, кадеты посещают церковь, встречаются с духовенством и решает образовательнонравственные и военнопатриотические задачи:создать культурнообразовательную среду, насыщенную заповедями и традициями кубанского казачества, символами и ритуалами русской армии и кадетских корпусов прошлого;создать систему само и соуправления, где каждый участник образовательного процесса понимает свою роль и ответственность за выполнение задач кадетского казачьего образовательного учреждения;воспитать патриота и гражданина России;сформировать у кадетов современное правосознание и государственное мышление;подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешнойадаптации в обществе;сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии кубанского казачества и Отечества;воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга, желание достигнуть поставленных целей в процессе личностного самосовершенствования;воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире.Особое место в системе кадетского воспитания занимает формирование следующих качеств:воспитать чувства совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;воспитать качества доброты, милосердия, благочестия, толерантности;воспитать способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявлениюсамоотверженной любви к Родине;привить уважительное отношение к физической культуре, формированию здорового образа жизни, желанию физически совершенствоваться;воспитать уважительное отношение к военной дисциплине, умение организовать себя в любой обстановке, привить с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям.

Целями и задачами этих учреждений являются возрождение и сохранение культурноисторических традиций казачества, формирование у кадетовобщей культуры, личностных качеств мужчины; предоставление наряду с основным общим (полным) образованием начальных профессиональных знаний и навыков для осознанного выбора профессии на гражданском и военном поприще, воспитание любви к Родине.В кадетских корпусах реализуется комплекс предметов и дисциплин казачьей направленности. Казачий компонент образования реализуется в рамках уроков учебного плана, занятий дополнительного образования во внеурочной деятельности.Принадлежность кадетовк православию находит отражение в участии кадетовв молебнах на торжественных построениях кадетского корпуса.На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано27государственных (муниципальных) образовательных учреждений, реализующих казачий компонент. По данным Министерства регионального развития России, примерная численность общественных объединений казаков составляет около 20 тыс. человек.По результатам всероссийского социологического опроса, проведенного по заказу Министерства регионального развития России, численность организованной части российского казачества, составляет примерно около 850 тысяч человек.По результатам социологического опроса 41,7% относящих себя к казакам респондентов входят в какуюлибо казачью организацию. Социальный портрет казачества по результатам всероссийского социологического опроса выглядит следующим образом: по возрасту среди считающих себя казаками на 4,3% больше людей среднего возраста (от 30 до 49 лет) и на 5,3% меньше молодежи (до 30 лет), чем среди остального населения. Средний возраст атаманов 47 лет. По уровню образованности среди казаков на 3% меньше людей с высшим и неполным высшим образованием и на 2,9% больше имеющих среднее профессиональное образование. По роду занятий казаки представлены во всех профессиональных группах, причем в большинстве групп в равной степени с остальным населением. Значительное различие наблюдается только в одной профессиональной группе. Среди казаков на 6,3% больше работников сельского хозяйства и фермеров. Среди казаков 53,6 % составляют городские жители. Женщин, определяющих себя с казачеством, в полтора раза меньше, чем мужчин.В целях повышения патриотизма и создания нормативно правовой базы Президент России Владимир Путин подписал стратегию развития российского казачества до 2020,документ, определяет основные направления развития казачества и взаимодействия с органами государственной власти, муниципалитетами.На основании стратегии будут приниматься нормативноправовые акты на федеральном, на региональномина муниципальном уровне. Итам уже будут прописаны конкретные экономические направления развития, необходимые для каждого субъекта РФ.

Государство сегодня создает все условия для развития казачества, в том числе создана большая нормативноправовая база для развития российского казачества, осуществляются необходимые мероприятия в рамках концепции, которая была утверждена в 2008 году, она себя уже исчерпала, были выполнены те необходимые направления, которые были заложены в концепции.Стратегия развития российского казачества до 2020 г.представляет собой систему мер в сфере взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее –органы государственной власти) и органов местного самоуправления с российским казачеством, направленных на реализацию долгосрочных приоритетов, целей и задач государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г. № Пр1355. Применительно к государственной политике в отношении российского казачества в Стратегии развиваются и конкретизируются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 7 ноября 2008 г. № 1662р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 и иных концептуальных и стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.Разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализующих Стратегию, определяется законодательством Российской Федерации.Целью Стратегии является развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы российского казачества при сохранении казачьей самобытности, традиций и культуры.Основными задачами Стратегии являются:а) развитие механизма государственной службы российского казачества;б) поддержка интеграционных процессов в российском казачестве;в) развитие духовнокультурных основ российского казачества.Учитывая то, что российское казачество как форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся наоснове общности интересов вцелях возрождения российского казачества, сохранения его традиционных образа жизни, форм хозяйствования исамобытной культуры, является составной частью гражданского общества Российской Федерации, целью настоящей Стратегии является содействие развитию иконсолидации российского казачества посредством усиления его роли врешении государственных имуниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов иорганов местного самоуправления, организаций иобщественных объединений сроссийским казачеством иформирования эффективных механизмов общественногосударственного партнерства.Вместе стем всвязи ссовершенствованием государственной политики Российской Федерации вотношении российского казачества, становлением иразвитием государственной службы российского казачества возникают новые задачи, которые требуют корректировки иразвития положений Концепции государственной политики Российской Федерации вотношении российского казачества. Сэтой целью утверждается настоящая Стратегия, которая является системой стратегических приоритетов, целей имер надолгосрочную перспективу вотношении российского казачества ибазируется нафундаментальной взаимосвязи сположениями указанной Концепции, Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации напериод до2020года, Концепции федеральной системы подготовки гражданРоссийской Федерации квоенной службе напериод до2020года идругих основополагающих документов, определяющими взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственныхорганов иорганов местного самоуправления сроссийским казачеством вцелях формирования эффективного общественногосударственного партнерства.При реализации настоящей Стратегии федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы иорганы местного самоуправления вовзаимодействии сроссийским казачеством используют потенциал институтов гражданского общества, Русской православной церкви идругих религиозных организаций традиционных конфессий вцелях укрепления иразвития духовнонравственных основ российского казачества, гармонизации межэтнических отношений, межрелигиозного имежконфессионального диалога[5].Вместе стем всвязи ссовершенствованием государственной политики Российской Федерации вотношении российского казачества, становлением иразвитием государственной службы российского казачества возникают новые задачи, которые требуют корректировки иразвития положений Концепции государственной политики Российской Федерации вотношении российского казачества[5].Российское казачество исторически имеет многонациональные корни. Важным фактором укрепления межнациональной стабильности вРоссийской Федерации, консолидации российского общества должно стать привлечение кгосударственной ииной службе российского казачества представителей различных национальностей, развитие взаимодействия российского казачества снациональнокультурными автономиями идругими общественными объединениями, способствующими сохранению иразвитию культуры народов Российской Федерации[5]..

Ссылки на источники 1. Водолацкий В.П. Российское казачество: пути и перспективы развития. Ростов н/Д., 2011. С. 42. Бороцов Ю.С., Коротец, И.Д. Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах // Отв. ред. Ю.С.Бороцов Ростовн/Д: Издво «Феникс», 1998. С.160.3. Официальный сайт развитие казачества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kasak.cc/praktika/programma_razvitia_3.php. [Дата обращения 13.03.2015].4. Кислицын С.А. Формирование гражданского общества в условиях российской демократической реформации: Монография. 2е изд., перераб. И доп. / Издво СКАГС. Ростов н/Д., 2005. С. 280, 45, 68,14.5. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/councils/16682. [Дата обращения 13.03.2015].