Социальная политика в стратегии экономической безопасности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Буранова Е. А., Гетманская А. Д. Социальная политика в стратегии экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3811–3815. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85763.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается экономическая безопасность России в социальной сфере, приводятся данные Минздрава России за 2011–2013 гг., где рассматриваются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости населения. Также раскрывается медицинская статистика заболеваемости осужденных туберкулезом, и проводится ее анализ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Буранова Елена Анатольевна,к.э.н., доцент, подполковник внутренней службы,заместительначальника кафедры экономики и менеджментаАкадемии ФСИН Россииг. Рязань, buranova_ea@mail.ru

Гетманская Анастасия Дмитриевна,курсант 221 учебной группы Академии ФСИН Россииг.Рязань

Социальная политика в стратегии экономической безопасности

Аннотация.В данной статье рассматривается экономическая безопасность России в социальной сфере, приводятся данные Минздрава России за 20112013гг., где рассматриваются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости населения. Также раскрывается медицинская статистика заболеваемости осужденных туберкулезом и проводится ее анализ.Ключевые слова:экономическая безопасность, социальная политика, угрозы экономической безопасности, имущественная дифференциация, безработица, хронические заболевания.

В настоящее времясоциальная сфераиграет особую роль в обеспечении национальной безопасности того илииного государства. Именно социальная политика государства обеспечивает необходимый уровень жизни населения, удовлетворение его потребностей, воплощает интересы,как отдельной личности, так и всего общества в целом.Основным направлением социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения, что подразумевает под собой: принятие эффективных мер по вопросам оплаты труда, охраны труда, социального страхования, занятости населения; поддержка и защита нетрудноспособных и малообеспеченных слоев; внедрение справедливости как меры равенства и неравенства при распределении материальных благ и услуг; проведение разумной миграционной политики; решение проблем жилищнокоммунального хозяйства, разработка транспортной политики, улучшение системы информационного обеспечения.Национальные интересы государства в социальной сфере находят свое выражение в динамике денежных доходов населения и их соотношение с прожиточным минимумом, уровне потребления продовольственных и непродовольственных товаров, степени имущественной дифференциации населения, уровне занятости, доступности для всех слоев населения высококачественных услуг здравоохранения, образования и ЖКХ[1].В Законе «О безопасности»[2] национальная безопасностьопределяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом «жизненно важные интересы» представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». Именно поэтому, социальное государство должно характеризоваться как демократическое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества.Как показывает мировой опыт, обеспечение экономическойи национальнойбезопасности –это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности личности и обществав целом.В государственной стратегии экономической безопасности РФ ключевым моментом необходимо выделить следующее: «обеспечение такого уровня развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социальноэкономической и военнополитической стабильности общества»[3].То есть сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики, прикоторомобеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.Таким образом, экономическая безопасность это не только защищённость национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социальнополитической стабильности общества.На сегодняшний день существует такой ряд факторов, который определяет,прежде всего,угрозы национальным интересам в социальной сфере. Сюда следует отнести: недостаточный рост доходов населения, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, высокая доля во всем населении людей, живущих за чертойбедности, высокий уровень безработицы, сужение сферы социальных бесплатных услуг и недоступность для большинства населения качественных платных услуг и т.д. [1]. Необходимо проводить анализ данных угроз, для того, чтобы знать заранее, что нас ожидает в будущем, и пытаться принять все необходимые меры по снижению уровня негативных последствий. К сожалению, на практике, многие угрозы экономической безопасности всееще остаются довольно острыми.К числу социальных индикаторов, которые влияют на экономическую безопасность страны, принято относить уровень бедности населения, так как данный показатель является ключевым индикатором достигнутого уровня благосостояния. Динамика показателей, отображающих закономерности в изменении уровня и профиля бедности, определяется фазой экономического развития и проводимой социальной политикой. Так, например, количество бедных в России увеличилось в 2014 г. на 600 тыс. человек и составило 16,1 млн.человек, сообщает Росстат. Уровень бедности в стране достиг в прошлом году 11,2% против 10,8% в 2013 г.[4].В целом же численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снижается по сравнению с 2011 годом на 1,8 млн. человекк 2014 году. При этомувеличивается величина прожиточного минимума, и к 2014 году данный показатель равен 8234 рублей в месяц (таблица 1).Однако положение людей, имеющие доходы ниже крайне скудного прожиточного минимума, представляет весьма серьезную угрозу экономической безопасности. Данная ситуация порождает социальную нестабильность в российском обществе.Таким образом, в блоке угроз экономической безопасности в социальной сфере, определяемых уровнем денежных доходов населения, весьма острой является угроза глубокого расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.







Таблица 1 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

ГодыЧисленность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:Величина прожиточного минимумарублей в месяцмлн. человекв процентах от общей численности населения201117,912,76369201215,410,76510201315,510,87306201416,111,28234

В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» замечено, что последствиями глубокого социального кризиса является подрыв демографической обстановки в стране. Интересы общества, как показала практика последних лет, требует постоянного анализаи оценки демографических угроз, их величины и скорости изменения[1].На современном этапе согласноданным Минздрава Россиирождаемость в Россииза период 20112013 гг. имеет положительную динамику (таблица 2). Смертностьснижаетсяи по сравнению с 2011 г., в 2013 г. данный показатель уменьшился на 0,5. При этом если рассматривать заболеваемость населения социальнозначимыми болезнями, то следует отметить, что показатель смертности за трехлетний период от онкологических заболеваний возрастает с 336,9 до 337,5, а показатель заболеваемости активным туберкулезом снижается с 73 до 63 на 100000 человек.Однако в целом по стране проявляется ухудшение качества жизни населения. Этосвязано с ростомколичествахронических заболеваний, снижениемпродолжительности жизни, ростомбеспризорности, увеличениемколичества людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией.Таблица 2Сравнительная медицинская статистика[5]

ПоказателиГоды2011 г.2012 г.2013 г.1. Показатель рождаемости на 1000 чел.12,613,313,22. Показатель смертности на 1000 чел.13,513,3133.Показатель смертности от онкологических заболеванийна 100 000 чел.336,9335,2337,54. Показатель заболеваемости активным туберкулезом на 100 000 чел.7368,1635.Численность врачей на 10 000 чел.51,249,148,9

Также нельзя обойти стороной и безработицу как социальный индикатор экономической безопасности страны. В зависимости от ее уровня, структуры и динамики можно судить как обэкономической ситуации в стране, так и о состоянии социального здоровья страны, а также о стабильности национальной экономики в мировом пространстве.Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы в России по годам в виде таблицы 3: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы [4].Таблица 3 Усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы

ГодыЭкономически активные, тыс. чел.Занятые, тыс. чел.Безработные, тыс.чел.Уровень безработицы, %201175779,070856,64922,46,5201275676,171545,44130,65,5201375528,971391,44137,45,5

Исходя из данных показателей, можно заметить, что численность экономически активного населения снизилось на 250,1 тыс. человек, при этом количество занятыхв том или ином виде деятельностиувеличилось на 534,8 тыс. человек.А уровень безработицы в январе2014 составил 5,60%, изменившись на 0,02% по сравнению с декабрем2013 (5,58%), и 0,35% по сравнению с январем2013 (5,95%).Политика защиты от безработицы является неотъемлемой частью государственной политики. Она направлена на решение важных социальноэкономических задач: сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала населения, снижение социальной напряженности. Данная политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения [1].Необходимо сделать акцент на трудовом потенциале, то есть совокупности тех свойств, способностей, знаний и навыков людей, которые они применяют в общественном производстве на данном этапе его развития. Однако трудовой потенциал представляет лишь одну из подсистем более объемной категории –человеческий потенциал, что неразрывно связано с социальной сферой жизнедеятельности человека. Именно человеческий потенциал реализуется в различных видах деятельности, связанных не только с трудом, но и с проведением досуга, с межличностными отношениями, а также в сфере потребления.Непроизвольно мы приходим к выводу, что важнейшим требованием экономической безопасности Российской Федерации является приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности,уровня медицинского обслуживания, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социальнополитической стабильности общества. Доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло, электрои водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг является одним из необходимых условий экономической безопасности России.Но в настоящее время программы социальных преобразований носят декларированной характер, недостаточно с финансовыми возможностями государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения.Данная проблема также затронулаи уголовноисполнительную систему. Если рассматриватьмедицинскую статистику, то на практике мы видим, что по состоянию на 1 апреля 2010 г. в учреждениях УИС содержалось 39347 больных активными формами туберкулеза. Из них 4800 больных туберкулезом в сочетании с ВИЧинфекцией, более 8 тысяч больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью.Следует помнить, что недооценка осужденными, больными туберкулезом, серьезности своего заболевания и необходимости лечения является негативным фактором в их последующей социальной адаптации к новым условиям.Но несмотря на это за последние годы наблюдается положительная динамика социального положения осужденного. Так, в 2014 году на 7,2% снизился показатель первичной заболеваемости лиц, содержащихся в учреждениях УИС (в 2013 году снижение на 2,6%), при этом общая заболеваемость снизилась на 0,6% (в 2013 был отмечен рост показателя на 4,6%). В 2014году количество умерших снизилось на 2,5% (с 4201 человека в 2013 году до 4097 человек в 2014 году). Показатель смертности в учреждениях УИС снизился на 1%[6].Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что необходимо проводить такие мероприятия в социальной сфере государства, которые бы позволили выявить возможные угрозы экономической безопасности и смогли выработать меры по их предотвращению.В настоящее время наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации в социальной сфере, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, является: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: увеличение смертности, связанноеснизким качеством предоставляемыхмедицинских услуг;

расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

рост безработицы, что может привести к социальнымконфликтам;

задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

Ссылки на источники1.Экономическая безопасность России: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. –3е изд., перераб. и доп. –М.: БИНОМ, 2012. –815 с.2.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390ФЗ "О безопасности" (28 декабря 2010 г.)3.Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608; Материалы межведомственной комиссии СБ РФ «Экономическая безопасность России».4.Федеральная служба государственной статистики.5. Данные Всемирной организации здравоохранения и Министерства здравоохранения (согласно расчетам Росстата РФ).6. Данные с официального сайта ФСИН России: http://фсин.рф/fsin/status/.