Использование методики развития творческой индивидуальности в процессе обучения современному танцу детей в общеобразовательной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нестерова К. В. Использование методики развития творческой индивидуальности в процессе обучения современному танцу детей в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3851–3855. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85771.htm.
Аннотация. В статье подробно рассматриваются основные направления развития детского танцевального искусства. Автор аргументированно доказывает целесообразность использования танца как воспитательного средства, опирается на мнение ведущих специалистов в области детского творчества. Практический опыт автора, подкрепленный современными научными данными, позволил разработать методику развития творческой индивидуальности детей, краткое описание которой дается в конце статьи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нестерова Ксения Валерьевна,кандидат педагогических наук,старший преподаватель кафедры менеджмента в образовании

ФГБОУ ВПО «Шадринский Государственный педагогический институт», г.ШадринскRain2879@mail.ru

Использование методики развития творческой индивидуальностив процессе обучения современному танцу детей в общеобразовательной школе

Аннотация.Встатье подробно рассматриваются основные направленияразвития детского танцевального искусства. Автор аргументировано доказывает целесообразность использования танца как воспитательного средства, опирается на мнение ведущих специалистов в области детского творчества. Практический опыт автора, подкрепленный современными научными данными, позволил разработать методику развития творческой индивидуальности детей, краткое описание которой дается в конце статьи.Ключевые слова:танец,современный танец, индивидуальность

Каждый вид искусства имеет воспитательную направленность и может быть использован в педагогической практике с целью расширения кругозора обучающихся, развития их умений и навыков, сохранения физического и психического здоровья.Особым видом искусства является танец. Его непохожесть на другие культурные феномены обуславливается тем, что только в танце средством создания художественного образа является тело человека. Одновременная работа над внешней формой и внутренним содержанием, «переживанием»,делает танец востребованным и мощным инструментом развития личности ребенка и его индивидуальности.За всю продолжительную историю существования танца его исследователями и педагогамипрактиками, накоплен обширный теоретический и методический материал. Важным является тот факт, что этот материал постоянно обновляется, с учетом самых новых достижений в медицине, психологии, педагогике, поэтому использование танца как средства развития ребенка в современной педагогической практике актуально.Посещение различных танцевальных конкурсов и фестивалей, анализ периодических изданий и интернетпубликаций о танце дает возможность утверждать, что детское танцевальное творчество является важным компонентом современной культуры, сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширным художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. В качестве основных тенденций развитиятанцевального искусства для детейможно выделить:‬все большую ориентациюна обучение детей танцу независимо от наличия у них специальных физических данных; ‬индивидуализациютворчества, обращение к личности ребенка, его внутреннему миру, стремление раскрыть его творческие способности;‬обращение к высокохудожественному музыкальному материалу, требующему в свою очередь владения танцевальной формой, скульптурнографической выразительностью движений, поз, жестов, в своей условности приближающихся к выразительным средствам музыки;‬многожанровость и синтез танцевальных форм и направлений при формировании репертуара [1, с. 23];‬терапевтическуюнаправленность. Рассмотрим каждую из указанных тенденций более подробно.Наличие особых физических данныхтаких как,выворотность, гибкость тела, состояние стоп, танцевальный шаг, прыжок ‬важный показатель успешности будущего танцора. Отбор в профессиональные хореографические училища по таким критериям оправдан. Совершенно иначе дело обстоит в массовом искусстве, где отсутствие названных природных данныхне должно становиться причиной отказа ребенку, которыйискренне хочет танцевать. Существует большое количество разнообразных методик развития того или иного навыка, позволяющих руководителю получить достойный результат: важным показателем эффективности занятий танцем является то, что у детей развиваетсячувство ритма, формируетсямышечный каркас, увеличивается жизненнаяемкость легких, выносливость, музыкальность.Даже самый неудачливый танцор сильнее, организованнее, имеет большую координацию, способен жить по законам коллектива, чем его сверстник, который ничем, кроме учебы в школе,не загружен.Индивидуализация творчества, обращение к внутреннему миру ребенка продиктованы основными принципами гуманистической педагогики. Наш опыт работы подтверждает, что раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребенка не только гуманно, но и позволяет создавать танцевальные коллективы со своим «особым лицом», чтов современном мире, где господствует копирование, актуально. Ориентацияна ребенкатворца обеспечивает в свою очередь и развитие педагога, который систематически находится в поиске новых методов, форм и способов работы.Высокохудожественный музыкальный материал развивает вкус воспитанников, приобщает их к отечественному и мировому музыкальному наследию. Вводить его нужно дозировано, постепенно, с учетом интересов детей. В этом случае важен учет педагогического принципа «связи с жизнью», поскольку детям наиболее близка та действительность, которая их окружает, поэтому темы постановок, музыкальный материал должны быть понятны исполнителю. Постепенно грамотный учитель сможет «вывести» своих воспитанников на более высокий уровень восприятия, который был назван А.А. МеликПашаевым «эстетической позицией»[2].При подборе музыки следует учитывать и тот факт, что \в танцевальной постановке важна гармония музыки и движения, что сильный музыкальный материал не должен заслонять собой слабую хореографию или неотработанные движения.Репертуар танцевального коллектива ‬его визитная карточка. Разнообразие тем не только дает возможность участия в разных мероприятиях, но прежде всего развивает фантазию как постановщика, таки исполнителей, их актерское и танцевальное мастерство. При постоянномпоиске новых стилей, обученииу разных педагогов, сохранение самобытности‬одна из центральных задач танцевальных коллективов, нацеленных на долгое и успешное существование. Стоит отметить, что синтез танцевальных форм, освоение новых движений, поиск собственных, также согласуется с принципом индивидуализации современного детского творчества, поскольку только при многообразии выбора есть шанс найти наиболее приемлемые варианты для каждого исполнителя, и этопедагогически ценно.Последняя тенденция требует, на наш взгляд, более подробного рассмотрения.Занятия любым видом танца (особенно классическим) имеют лечебный эффект. Это объясняется тем, что применяемые в обучении движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Стоит отметить, что особое внимание в настоящее время хореографы обращают на современный танец. Достаточно долго утверждалось мнение, что современный танец (contemporarydance) ‬танец для взрослых людей, которые уже имеет значительный жизненный опыти способны раскрывать на сцене глубокую жизненную философию.Однако в настоящее время все чаще современному танцу обучают и маленьких детей, и подростков, а результаты такой работы позволяют говорить об эффективности и целесообразности.Это объясняется тем, что в современном танце, как в ни каком другом направлении танцевального искусства, активно используются методы хореотерапии (танцтерапии, танцевальнодвигательного тренинга), целью которой является не столько овладение лексикой танца, сколько получение оздоравливающего эффекта, улучшения настроения, повышение самооценки, снятия чувства тревожности, развития индивидуальности, что очень важно для детей школьного возраста,особенно подростков.

Так, освобождение сопротивления и снятие внутренних и внешних напряжений обеспечивает техника релиз; осознавание своего тела, развитие понимания самого себя ‬соматик; в импровизационной деятельности (особенно в контактной импровизации) важен не только финальный креативный продукт, но и сам процесс взаимодействия и поиска новых движений. Сопровождение вербальных инструкций свободным диалогом (что не характерно для традиционного обучения танцу) обеспечивает педагогическую поддержку развития ребенка, помогает снять барьеры в общении между учителеми учеником, а также между членами коллектива. Известно, что многие танцевальные терапевты (М.С.Уайтхаус, М.Чейз, Т.Шоуп и др.) раньше преподавали современный танец.Однако стоит заметить, что использование арсенала современного танца требует вдумчивого подхода: нельзя обучать контактной импровизации маленьких детей, в силу отсутствия у них ответственности за партнера;не стоит выносить на сцену «взрослые темы», близкие постановщику, но непонятные исполнителям;нет необходимости введения в процесс обучения духовных практик, часто наспех освоенных или знакомых только по книгам. Кроме указанных выше тенденций в развитии детского танца нас особенно интересует тот факт, что вновь начинает возрождаться традиция создания танцевальных коллективов на базе общеобразовательных школ. Дополнительное образование в рамках общеобразовательного учреждения позволяет сделать процесс обучения единым, но разнонаправленным, имеет ресурсы развития личности, индивидуальности ребенка, сохранения его здоровья, а также времени на перемещение, особенно в условиях большого города.Тем не менее,существуют факторы, которые осложняют процесс работы с учащимися именно в общеобразовательной школе: а) часто администрацией, учителямипредметниками недооценивается необходимость дополнительных занятий и их развивающий потенциал; б) разный уровень подготовленности детей, отсутствие отбора (его неуместность)требует достаточного количества времени и педагогических усилий, чтобы танцевальный продукт был достойного уровня; в) ограниченное количество учебного времени; г) подмена творческого материала занятий прогоном танцевальных постановок изза необходимости быстрого публичного результата;д) часто недооценка родителями уровня преподавания дополнительных дисциплин в общеобразовательной школе, выбор в пользу специализированных школ.К этому перечню можно добавить еще одну общую и для общеобразовательной школы, и для специализированных учебных заведений, проблему. Творческая деятельность ребенка, подчеркивалБ.М.Теплов, не может мотивироваться, как деятельность учебная. Нельзя сочинять, играть, рисовать только для упражнения в данной деятельности; необходимо, чтобы какаято часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, которыйна когото должен оказать воздействие, который комуто нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности. Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения [3, с. 211].

Анализ опыта работы танцевального коллектива «Соло», в настоящее время Театра современного танца, который в течение 15 лет функционирует в общеобразовательной школе г. Шадринска, Курганской области, имеет достижения Регионального и Всероссийского уровня, подтверждает, что все эти сложности можно преодолеть. Именно обучение детей, не имеющих специальных танцевальных способностей, поиск возможностей сделать их подготовку результативной, при этом максимальный учет их индивидуальностей, позволилиразработать методику развития творческой индивидуальности средствами современного танца, которая была успешно апробирована, внедрена в процесс обучения, и может быть взята на вооружение другими руководителями.Описание сути данной методики требует выделения критериев, по которым можно будет судить об определенном уровне развития творческой индивидуальности воспитанников. Нами было выделено три таких критерия: пластика (эмоциональная и двигательная выразительность), импровизационность и креативность.

Методика развития творческой индивидуальности подростков в процессеобучения современному танцу реализовалась поэтапно: подготовительный этап, этап интенсивного включения в танцевальную деятельность, этап творческого самовыражения (самопрезентации). Разделение на данные этапы обусловлено тем, что для создания субъективно нового художественного продукта (этап самовыражения) необходим опыт импровизационной деятельности (наиболее полно импровизация осваивается на этапе интенсивного включения в танцевальную деятельность) и минимальный запас танцевальной лексики, освоение которой начинается на подготовительном этапе.

На подготовительном этапе предполагалось освоение базовых элементов танцевальных техник модерна, постмодерна, джаз‬модерна: основные и дополнительные позиции рук, ног, изоляция, различные способы перемещения в пространстве (шаги, прыжки, вращения), проводилась работа над развитием подвижности позвоночника, гибкостью, силой и устойчивостью, осознанностью движения; особое внимание уделялось развитию чувства ритма, мышечного чувства, мимической выразительности, умения слышать музыку. В это же время начиналась работа над импровизацией.

Учебный материал был представлен различными упражнениями: «Деревянные и тряпочные куклы», «Стряхивание воды с пальцев», «Мельница», «Грустные руки» (развитие мышечного чувства; мимическойвыразительности);«Воображаемый песок» (развитие воображения); «Я ‬семечко», «Кем я себя представляю?», «Игра с пространством»,«Софиты» (импровизация); непосредственным изучением базовых движений танцев модерн и постмодерн.

Основными методами обучения на данном этапе стали словесный, игровой: игра, ролевая игра, игры с предметом, метод придумывания,метод «Если бы…», метод образной картинки.Формы проведения занятий: уроктренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская».

На этапе интенсивного включения в танцевальную деятельность продолжалось освоение танцевальных техник с целью последующей творческой обработки их элементов в результате импровизационной деятельности: раскрытие содержания и формы музыкального произведения, сценарной драматургии образа, овладение методом ассоциативнообразного художественного мышления.

На данном этапе внимание уделялось развитию технических навыков, таких, как полицентрия и полиритмия, параллельные и оппозиционные движения; осваивалась техника релиз в партере; велась систематическая работа по анализу движения; в результате импровизационнойдеятельности под руководством учителя или самостоятельно составлялись «авторские» работы учащихся.

Этому способствовали задания: «Морская звезда», «Катящаяся точка», «Импульс внутри меня» (техника релиз); «Танцевальный конструктор», «Ассоциации» (импровизация); «Три яруса», «Куколка и бабочка», «Пять ритмов» (изучение различных типов движений, осей симметрии); «Неожиданный финал», «Сами себе хореографы»,«Оживающая картина» (развитие импровизационных способностей, пространственного мышления);продолжалось изучение базовых движений танцев модерн и постмодерн (элементы техник М.Грэхам, Х.Лимона, Л.Хортона) и джазмодерн танца.

В содержание обучения вводились элементы режиссуры, актерского мастерства, изучение композиции танцевального произведения. Основными методами на данном этапе стали: игра со звуком, цветом, линией, формой, эмоциональноассоциативный метод работы с произведением искусства, визуализация, вербализация музыкального произведения и «одействование», «озвучивание» картины. Формы: уроктренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская», стажировка, уроклекция с просмотром видеоматериалов.

На этапе творческого самовыражения (самопрезентации) ранее полученные знания ‬освоенные элементы танцевальных техник, приемы импровизации ‬использовались для создания субъективно нового художественного продукта: миниатюры, спектакля, перформанса. Продолжалось освоение техник танца модерн, постмодерн, джазмодерн и техник непосредственно современного танца: релиз, контактной импровизации и соматических техник; отрабатывались сложные геометрические комбинации из ранее изученных движений со сменой уровней и скорости движения; проводились танцевальные перформансы (импровизационные спектакли), готовились авторские постановки; продолжалось изучение элементов режиссуры, актерского мастерства, композиции танцевального произведения.

Этому способствовали задания: «Фотосинтез», «Комната», «Канал», «Три центра» (контактная импровизация); «Мастеркласс» (развитие творческого потенциала); «4 движения», «Хайку» (развитие творческого воображения) и другие[4].

Основными методами на данном этапе стали: методы «Книга», «Аналогия», «Уединенность», «Карнавальность», диалог с художественным текстом; метод гиперболизации, «Мозговой штурм», метод контрольных вопросов, видеоанализ.

Участники коллектива обучались авторским техникам: ведущие педагоги проводили мастерклассы, принимали участие в различных конкурсах и фестивалях. Формыпроведения занятий:уроктренировка,открытый урок,выступление, «творческая мастерская», стажировка, уроклекция с просмотром видеоматериалов, перформанс, мастеркласс,индивидуальная работа педагога с наиболее успешными учениками, постановка танцевальных спектаклей, индивидуальные постановки участников танцевального коллектива.

Вышеназванная работа на занятиях современным танцем,прежде всего,способствовала раскрытию «самости»(С.А.Гильманов)школьника, нахождению наиболееадекватных средств самовыражения и овладения ими для самопрезентации и саморазвития. Таким образом, все вышесказанное позволяет утверждать, что современные педагоги по танцу должны стремиться учитывать индивидуальность ребенка, ориентироваться на его здоровье, но при этом не понижать планку освоения именно танцевальных умений. Все это возможно только при высоком уровне квалификации педагогов, понимания ими необходимости и особенности танца как инструмента развития ребенка, владения современными методами обучения, ориентированными навыше указанные цели.

Ссылки на источники1. Андрусенко, Л.С.Детское хореографическое творчество в художественной культуре России XX‬начала XXIвв. [Текст]: автореф. дис.… канд. искусствоведения / Л.С.Андрусенко. ‬СПб., 2008. ‬30 с.2. МеликПашаевА.А. Педагогика искусства и творческие способности. ‬М.: Знание, 1981.3. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М.Теплов. ‬М.: Издво «Институт практической психологии», 1998. ‬544 с.4. Нестерова, К.В. Творческая мастерская: приемы импровизации на занятиях современным танцем : метод. пособие для педагоговхореографов / К.В.Нестерова. ‬Шадринский гос. пед. инт, Шадринск, 2011. ‬36 с.