Правовые аспекты разграничения понятий «форма одежды» и «форменная одежда» в нормативно-правовых документах государственных контролирующих органов Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ефремовцев А. Р. Правовые аспекты разграничения понятий «форма одежды» и «форменная одежда» в нормативно-правовых документах государственных контролирующих органов Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3886–3890. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85778.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «форма одежды» и «форменная одежда» контролирующих органов РФ как квалифицирующие признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ефремовцев Александр Рудольфович,Преподаватель кафедры кафедры организации охраны общественного порядка ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. Тюменьalex70rudolf.@mail.ru

Правовые аспекты разграничения понятий «формы одежды» и «форменной одежды» в нормативноправовых документах государственных контролирующих органов Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «форма одежды» и «форменная одежда» контролирующих органов РФ как квалифицирующие признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации».Ключевые слова: форма одежды, форменная одежда, государственные контролирующие органы, юридическая защита.

Современная ситуация в мире характеризуется обострением политических, экономических, военных противоречий. В этой связи стабильный политический курс в Российской Федерации (далее РФ) является гарантом положительных преобразований в обществе. Вместе с тем в России необходимо дальнейшее укрепление государственности, территориальной целостности, обеспечение правового регулирования важнейших процессов общественной жизни. Деятельность каждого государства, независимо от формы правления, обеспечивается определенными институтами государственной власти, которые в свою очередь защищены законодательством.В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [1] сформирована система федеральных органов исполнительной власти, втом числе государственных контролирующих органов Российской Федерации, которые осуществляют контроль и надзор за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.К государственным органам, осуществляющим контрольнонадзорные функции в Российской Федерации, относятся более 60 организаций перечень которых содержится в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее ‬КоАП РФ) [2]. Значение этих структур огромно. Представители государственных контролирующих органов РФ часто выполняют решающую роль в предотвращении и пресечении нарушений, требований федерального законодательства, в том числе Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса РФ, ведомственных нормативноправовых документов, а также различных регламентов и инструкций. Должностные лица указанных государственных органов наделенные соответствующими полномочиями и вправе предъявлять жесткие требования к правонарушителям. Основные цели деятельности государственных контролирующих органов РФ достигаются при условии строгого выполнения требований к служебной дисциплине, личной ответственности, прежде всего самих должностных лиц, что способствует исполнительской дисциплине, четкости принимаемых решений, субординации во взаимоотношениях, что в итоге, способствует успешному решению служебных задач и обеспечения регулирования важнейших процессов общественной жизни.Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы [1].Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.Анализ специфики нормативноправовых документов, регламентирующих деятельность различных государственных контролирующих органов РФ подтверждает это и позволяет выделить ряд общих признаков: 1. Деятельность является разновидностью государственной службы и порядок ее прохождения определен в соответствующих нормативноправовых актах. 2. Строгое соблюдение принципа единоначалия и регламентация требований к служебной дисциплине. 3. Для руководящего состава установлены специальные знаки различия и символика. 4. Обладание специальными правами и полномочиями, в том числе убеждения и принуждения; 5. Публичный характер деятельности общество внешне оценивает эффективность работы в разнообразных ситуациях, в которых приходится действовать быстро и правильно принимать решения.6. Государственные гарантии правовой и социальной защиты представителей контролирующих органов РФ.В этой связи для отдельных категорий сотрудников руководящего состава указанных государственных контролирующих органов предусмотрено право ношения формы одежды со знаками различия и символикой, что позволяет гражданам безошибочно определять их функции и объем полномочий. Право на ношение форменной одежды имеют руководство, иные должностные лица центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора РФ, федеральные государственные гражданские служащие центрального аппарата итерриториальных органов Ростехнадзора РФ, сотрудники таможенных органов РФ, работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, сотрудники Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.Особое место в правовом регулировании деятельностигосударственных контролирующих органов РФ занимают нормативноправовые документы, регламентирующие порядок ношения форменной одежды со знаками различия и символикой: приказ от 31 января 2007 г. № 23 «Об утверждении правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц Центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора территориальных органов Роспотребнадзора» [3], приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2012 г. № 663 «Об утверждении образцов форменной одежды и порядке ее ношения Федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору» [4], приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2007 г. № 1078 «Об утверждении правил ношения форменной, специальной одежды, обуви и снаряжения должностными лицами таможенных органов РФ» [5], приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18 марта 2009 г. N НЛ227фс "О форменной одежде, знаках различия и порядке ношения форменной одежды работниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющими функции по контролю и надзору" [6], Постановление Правительства РФ от 12 окт. 2013 г. № 920 «О форменной одежде, знаках различия по специальным званиям и нормах снабжения вещевым довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» [7]. Одной из форм государственной защиты интересов представителей контролирующих органов РФ является ответственность за посягательство на институты государственной власти, выражающийся в частности в статье 17.12 КоАП РФ «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов».На наш взгляд, важно обратить внимание на ключевой квалифицирующий признак данного административного правонарушения ‬предмет, которым является форменная одежда со знаками различия и символикой государственных контролирующих органов. В процессе административного производства и судебного разбирательства по делам данной направленности возникает необходимость, разграничения понятий «формы одежды» и «форменная одежда». Изучение нормативноправовых актов государственных контролирующих органов РФ, регламентирующих правила ношения формы одежды и обеспечение форменной одеждой, свидетельствует, что эти понятия используются бессистемно, подменяя друг друга, в результате чего представители указанных органов не обеспечены должной юридической защитой. Сравнивая понятия «форменная одежда» и «формы одежды», необходимо подчеркнуть, что в указе Президента РФ от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»содержится наиболее полное определение понятия формы одежды это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими [8].Официально утвержденные образцы формы одежды защищены Гражданским законодательством Российской Федерации [9].Соответственно к понятию «форменная одежда» следует отнести официально утвержденный перечень отдельных предметов формы одежды, которыми на основании соответствующих Постановлений Правительства РФ снабжаются представители контролирующих органов РФ.Однако, согласно статьи 17.12 КоАП РФ, ответственность предусмотрена именно за незаконное ношение «форменной одежды». Следовательно, для квалификации административного правонарушения достаточно незаконно носить один или несколько предметов «форменной одежды», имеющих знаки различия и символику.Вместе с тем, отдельные случаи ношения форменной одежды лицами, не имеющими данного права, приобретаютопределенный общественный резонанс с соответствующим обсуждением в средствах массовой информации России. Например, в сети Интернет предлагался вопрос в качестве темы для обсуждения: «…Могу ли я не выполнять требование об остановке, если я однозначно уверен, что внешний вид «сотрудника ГИБДД» не соответствует нормам и требованиям руководящих документов, следовательно ‬он не настоящий сотрудник. И невыполнение законного требования сотрудника полиции перестает быть таковым, так как сотрудник перестает быть сотрудником, по крайней мере внешне. А я боюсь останавливаться, когда меня тормозят ряженные в форме ГИБДД» [10]. Так возникшая ситуация получает свое дальнейшее развитие как межличностный, так и правовой конфликт.Предметами форменной одежды, на которых могут располагаться знаки различия и символика являются: китель, жакет, куртка, бушлат, плащ, рубашка. Также, например, и фуражка, являясь официально утвержденным предметом форменной одежды, имеет соответствующую символику, содержит целый ряд установленных отличительных признаков: по цвету ткани и пуговицам ‬можно определить ведомственную принадлежность; по кокарде и шнуру ‬отнести ее к категории лиц рядового и младшего, среднего и старшего, а может и высшего начальствующего состава. Но, ношение одного предмета в отдельности не дает нам представления о действительных полномочиях ее владельца как должностного лица и вызывает сомнения в законности его деятельности.Так служебная деятельность должностного лица, имеющего законное право ношения формы одежды, возможна либо при наличии всего комплекта предметов, либо без него. Именно на это направлены такие общие признаки в содержании нормативноправовые документы государственных контролирующих органов РФ как запреты, связанные с нарушением правил ношения формы одежды: ношение формы одежды, обуви и знаков различия неустановленных образцов; ношение форменной одежды лицами, которым она не положена; смешивание предметов форменной одежды летней и зимней, а также форменной и гражданской; ношение поврежденных предметов форменной одежды и обуви; смешение предметов форменной и гражданской одежды, ношение на форменной одежде нагрудных знаков, не предусмотренных Правилами.Вместе с тем, отсутствие системы в употреблении понятий «форма одежды» и «форменная одежда» можно наблюдать, например в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2012 г. № 663 «Об утверждении образцов форменной одежды и порядке ее ношения Федеральными государственными гражданскими служащими центральногоаппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору».Очевидно, что в нормативноправовых актах различных государственных контролирующих органов РФ подходы к форме одежды, к знакам различия и символике, а также к регламентации правил ее ношения и нормам обеспечения имеют единую тематическую направленность и много общего. Однако, существующие недоработки свидетельствуют о необходимости формирования единых требований со стороны государства. Складывается объективная необходимость принятия и использования единого понятия «форма одежды», что будет являться основанием для внесения изменений в диспозицию части 1 статьи 17.12 КоАП РФ «Незаконное ношение формы одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации»и в ведомственные нормативноправовые документы государственных контролирующих органов РФ, регламентирующих ношение формы одежды. Прежде всего, предлагаетсяввести единое понятие формы одежды ‬это комплект форменной одежды соответствующий официально утвержденным образцам, предназначенный для выполнения служебных задач, предусмотренных Федеральными законами, в различных условиях. К различным условиям выполнения служебных задач можно отнести зимние и летние комплекты формы одежды, а также демисезонные в органах Ростехнадзора РФ, соответственно предусматриваются официально утвержденные образцы для различных служебных задач.Комплексным решением существующих недоработок в нормативноправовых актов государственных контролирующих органов РФ будет являться их систематизация путем официальной инкорпорации ‬упорядочением правовых норм уполномоченным органом и издание сборника действующих нормативных актов, на основе тематического принципа. Это даст возможность правоприменителю однозначно трактовать и квалифицировать правонарушения, связанные с незаконным ношением формы одежды государственных контролирующих органов РФ.Совершенствование правовой деятельности государственных контролирующих органов РФ осуществляется в сложных экономических и политических условиях, которые требуют строгого соблюдения служебной дисциплины, повышения уровня ответственности должностных лиц. Четкое представление о «форме одежды» государственных контролирующих органов РФ является гарантом правовой защиты ее представителей, обеспечивает законность в их взаимоотношениях с обществом. Данные меры позволят обеспечить надежную юридическую защиту интересов всех государственных контролирующих органов РФ.

Ссылки на источники1. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27 апр. 2015 г.).2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195ФЗ (ред. от 8 марта 2015г.) // Собрание законодательства РФ. ‬2002. ‬№ 1. ‬Ст. 1.3. Об утверждении правил ношения форменной одежды для руководства, иных должностных лиц Центрального аппарата и территориальных органов Роспотребнадзора [Электронный ресурс]: приказ Роспотребнадзора от 31 янв. 2007 г. № 23. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 1 мая 2015 г.).4. Об утверждении образцов форменной одежды и порядке ее ношения Федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору [Электронный ресурс]: от приказ Ростехнадзора от 19 нояб. 2012 г. № 663. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 3 мая 2015 г.).5. Об утверждении правил ношения форменной, специальной одежды, обуви и снаряжения должностными лицами таможенных органов РФ [Электронный ресурс]: приказ Федеральной таможенной службы от 4 сент. 2007 г. № 1078. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 4 мая 2015 г.).6. О форменной одежде, знаках различия и порядке ношения форменной одежды работниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющими функции по контролю и надзору [Электронный ресурс]: приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 18 марта 2009 г. № НЛ227фс. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 5 мая 2015 г.).7. О форменной одежде, знаках различия по специальным званиям и нормахснабжения вещевым довольствием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 12 окт. 2013 № 920. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29 апреля 2015 г.).8. О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 11 марта 2010 г. № 293. Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения:31 марта 2015 г.).9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: федеральный закон от 18декабря2006г. №230ФЗ (ред. от 31 дек. 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. ‬2006. ‬№ 52. ‬Ст. 5496.10. www.policerussia.ru. (дата обращения: 31 марта 2015 г.).