Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гумерова Л. Р. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3896–3900. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85780.htm.
Аннотация. В статье рассматривается феномен синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников УИС Челябинской области, основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников УИС.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гумерова Лидия Расулевна, магистрант 1 курса факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск, психолог Ок и РЛС «ФКУ УК ГУФСИН России по Челябинской области»magasumova_l@mail.ru

Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовноисполнительной системы

Аннотация.Встатье рассматривается феномен синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников УИС Челябинской области, основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников УИС.Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», психическое здоровье, психопрофилактика, первичная, вторичная, третичная психопрофилактика, «отношение к здоровью», «количество здоровья», стрессоустойчивость, мотивация.

В условиях развития социального и правового государства большая ответственность ложиться на такой социальноправовой институт, как уголовноисполнительная система.Решение сотрудниками уголовноисполнительной системы (далее —УИС) важных общегосударственных задач: сопровождения задержанных и заключенных под стражу лиц к месту назначения в установленном порядке, обеспечивать своевременное доставление конвоируемых лиц, их надежную охрану в пути следования, предупреждать и пресекать попытки конвоируемых к побегу, членовредительству, нападение на конвой значительно усложняются в связи с продолжающимся процессом формирования правового государства, нестабильностью социальноэкономического состояния общества, что в свою очередь, создает условия постоянной повышенной психоэмоциональной напряженности в деятельности, необходимости адекватного реагирования в условиях дефицита времени, провоцирует возникновение разочарования в профессии, проявлении профессиональной деформации, невротических реакций, разного вида соматических заболеваний и т. п.Кроме того, в последнее время всё чаще у сотрудников проявляются характерные признаки «эмоционального выгорания»: чувство усталости, эмоциональное перенасыщение контактами с коллегами по работе и субъектами профессиональной деятельности, циничность, раздражительность, эмоциональная отстраненность, пренебрежительное отношения к своей работе, снижение мотивации к деятельности, обезличивании, соматические нарушения и. т.п. Под «эмоциональным выгоранием» понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью[1]. Поэтому в настоящее время существует необходимость рассмотрения здоровья личного состава, в том числе психического, как одной из важнейших составляющих служебной деятельности и есть приоритетным направлением в УИС.Под психическим здоровьем понимают состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.По определению ВОЗ, каждый психически здоровый индивид должен решать любые жизненные ситуации с минимальной конфликтностью, враждебностью и страхом. Тем более, это касается работников уголовноисполнительной системы.Важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья отводится психопрофилактике. Психопрофилактика —это комплекс мероприятий, нацеленных на сохранение, укрепление или восстановление психического здоровья человека. Этот комплекс состоит из организационных, служебных, социальноэкономических, психологических и медицинских мероприятий.Главной задачей психопрофилактики в классическом понимании является оказание помощи практически здоровым людям для предупреждения нервнопсихических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравмирующих (психогенных) реакций.Кроме того, психопрофилактические меры являются существенной частью мероприятий психологического сопровождения служебной деятельности личного состава УИС.В рамках реализации этих мероприятий все больше внимания уделяется организации работы, направленной на диагностику, изучения, предупреждения и коррекцию негативных психических состояний работников, связанных со специфическими условиями служебной деятельности.Согласно классификации ВОЗ (1990), любую профилактику, как правило, делят на первичную, вторичную и третичную.Первичная психопрофилактика —система мероприятий, направлена на изучение психических воздействий на сотрудника, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней. Она является ведущей в системе Министерства внутренних дел (далее —МВД), потому что охватывает всех объектов (кандидаты на службу в ОВД, на учёбу высшие учебные заведения МВД, сотрудники ОВД члены их семей, ветераны и пенсионеры МВД) и осуществляется всеми субъектами психопрофилактической работы (руководители всех уровней, специалисты подразделений психологического обеспечения)[2].В прикладном понимании, проблемы профилактики синдрома выгорания задания первичной профилактики, которая заключается в предупреждении возникновении выгорания.Вторичная психопрофилактика —система мероприятий, которые обеспечивают раннее выявление, и эффективное лечение, на начальных этапах формирования патологии. Третичная психопрофилактика —комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на как можно большую адаптацию работников с клиническими проявлениями психической патологии и предотвращения возникновения необходимости реализации к ним механизма инвалидизации.Проблему синдрома эмоционального выгорания в УИС исследовали отечественные ученые Г. В. Попова, Н.Є. Милорадова,Т. В. Макота, С. О. Чижевский и др., но на сегодняшний день проблема профилактики феномена «выгорания» у сотрудников уголовноисполнительной системы изучена недостаточно.Данный феномен рассматривался в основном относительно представителей таких социальных профессий: врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей, менеджеров и др. Отечественные ученые (Л. Н. Юрьева, Н. М. Булатевич, Н. В. Назарук и др.) в своих исследованиях синдрома «эмоционального выгорания» подтверждают необходимость проведения профилактической работы направленной на предупреждение и преодоление проявлений этого феномена.Так ВОЗ (1998) рекомендует следующие стратегии первичной профилактики синдрома «выгорания» у медицинских работников, некоторые подходят и для сотрудников УИС:1. Избегание предъявления слишком высоких требований к лицам, оказывающим помощь другим людям.2. Обеспечение равномерного распределения удовлетворяющих заданий между сотрудниками.3. Обучение сотрудников распределению времени и техникам релаксации.4. Модификация работ, вызывающих слишком сильный стресс.5. Поощерение формирование групп поддержки.6. Поощерение сотрудников к участию в принятии решении, влияющих на условия работы и др.[3]Среди базовых подходов к работе в направлении профилактики синдрома выгорания у сотрудников УИС нужно выделить два основных:Первый направленный, преимущественно на профилактику проявлений синдрома.Второй направленный на недопущение возникновения «выгорания».Мероприятия, направленные на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» должны охватывать личностные, организационные и социальные аспекты деятельности каждого сотрудника.К основным направлениям профилактики синдрома «эмоционального выгорания» в УИС можно отнести: качественный профотбор; просветительская работа, направленная на сознательное отношение к своему здоровью и его сохранение; повышение устойчивости к стрессам, мотивации к деятельности и позитивное отношения к ней; ранняя диагностика синдрома и коррекция выгорания; обучение сотрудников навыкам эффективной коммуникации и стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, оптимизация организации деятельности и взаимоотношений в коллективе и др.Рассмотрим некоторые из них.Качественный профотбор есть важным звеном психопрофилактики в УИС. Значение профотбора подчеркивали К. К. Платонов (1973), В. Э. Рожнов и А. А. Репин (1974), Ц. П. Короленко (1978) и др. При осуществлении отбора любое психическое свойство или черта личности, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть самые различные роли в деятельности человека. Это особенно значимо для сотрудников УИС, которые имеют высокий уровень эмоциональнострессовых нагрузок в своей деятельности.Кроме того, в психопрофилактической работе с сотрудниками необходимо акцентировать внимание на одном из элементов самосохранительного поведения как отношение к здоровью, которое относительно новое в психологической науке.Отношение к здоровью —это система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью, а также определяющими оценку индивидом своего [4]. Отношение к здоровью включает в себя осознание ипонимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности, его влияние на социальную, эмоциональную и поведенческие сферы жизни сотрудника.Ученый Н. М. Амосов говорил ещё и о «количестве здоровья», под которым подразумевал сумму «резервных мощностей» основныхсистем организма. [5] Сюда кроме основных составляющих здоровья (рациональные режим труда и отдыха, здоровый сон, искоренение вредных привычек, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, и т. п) можно отнести и стрессоустойчивость, которая есть одним из важных качеств сотрудника УИС.Стрессоустойчивость —системная динамическая характеристика, определяющая, способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества виполняемой деятельности [6].Учеными разработано очень много стратегий преодолевающего поведения как ресурса стресоустойчивости, которые приемлемы и для сотрудников УИС. Б.Г. Ананьев (1980) отмечал, что значимой для устойчивости к стрессфакторам для человека есть социальная поддержка, понимание, сочувствие окружающих. Э. Фромм выделил три основных психологических ресурса в преодолении сложных жизненных ситуаций: надежда, рациональная вера, душевная сила. Р. С. Лазарус и С Фолкман предложили свою классификацию копингресурсов —модус психологического преодоления: проблемноориентированного (усилия направляются на решение возникшей проблемы), эмоциональноориентированного (изменение собственных установок относительно ситуации). С позиции ресурсной концепции стресса помощь сотрудникам должна быть направлена на ограничение потери ресурсов и накопление тех, которые могут помочь в стрессовых ситуациях.Мотивационная сфера достаточно динамическая и легко поддается изменению. Мотивация —это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку. Несколько одобрительных слов руководителя, командира, могут резко изменить отношение конвоира к профессиональнослужебной деятельности. Руководитель, зная о мотивации своих подчиненных, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы.Знания в области психологии мотивации сотрудник УИС может использовать с целью саморегуляции собственного поведения[7]. В частности, актуализируя определенные мотивы, изменяя иерархию (место, ранг) мотивов, привлекая дополнительные мотивы, он может успешно руководить собственным поведением.Ramsey (1999) считает, что ключом к пониманию и профилактике синдрома «эмоционального выгорания», есть установка, отношение лица, к своей профессиональной деятельности. Каждое профессиональное задание имеет определенные неприятные аспекты и потенциал достижения удовлетворения и чувства профессиональной гордости. Им был предложен план «самовосстановления», который включает ряд рекомендаций: приобретение новых знаний и навыков; определение новых целей в работе и в жизни в целом; личностный рост; рациональный режим труда и отдыха; обучение малоопытных коллег; развитие лидерского потенциала; сбалансированный образ жизни. Их можно использовать и для проведения психопрофилактических мероприятий с сотрудниками УИС.Значимыми для оптимизации организации деятельности в УИС есть:стратегия деятельности подразделения, культура, кадровая политика. Профилактика «синдрома выгорания» на уровне организации деятельности коллектива должна быть направлена на: укомплектованность вакантных должностей в подразделении; равномерное распределение нагрузки среди всех членов коллектива; оптимизация информационных потоков на всех уровнях взаимодействия сотрудников, включая общение и делопроизводство в коллективе; создание возможностей продвижения по службе для всех сотрудников подразделения; структуризация функциональных обязанностей в подразделении; своевременная обратная связь и позитивная поддержка тех лиц, которые чувствительные к моральным поощрениям или отличаются неуверенностью; улучшение материальнотехнических условий труда; проведение специальных мероприятий направленных на адаптацию молодых сотрудников к особенностям деятельности организации (знакомство с сотрудниками, история подразделения, закрепление опытного наставника, психологическое сопровождение процесса наставничества, и др.); предоставление возможности для учебы, повышения профессиональной квалификации сотрудникам; делегирование полномочий и обучение планированию рабочего времени и др.Кроме того, позитивный социальнопсихологический климат вколлективе подразделения УИС его сплоченность, единство взглядов и приоритетов, высокая согласованность действий, а также авторитет руководителя и доверие ему —является значимым ресурсом в профилактике синдрома «выгорания».Разработка мероприятий профилактики синдрома «эмоционального выгорания» является важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала уголовноисполнительской системы. Риск «выгорания» может быть уменьшен путем инновационных превращений внутренней среды организации, обучения сотрудников ведения здорового образа жизни, навыкам эффективного делового общения и копингу, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях, повышению стрессоустойчивости, особенно следует заметить техники релаксации и когнитивного переструктурирования для снижения уровня психологического стресса. Мы предполагаем, что процесс «выгорания» можно предотвратить на этапе вузовской подготовки сотрудников УИС [8], но это повод для дальнейших наших изысканий в данной проблеме.

Ссылки на источники1.ЛенглеА. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / Ленгле А. // Вопросы психологи. —2008. —№ 2 ст.3–162.Слюсар И. М. Разработка общих основ психогигиены профессиональной деятельности сотрудников ОВД в контексте психопрофилактической работы в ОВД Украины / Социальнопсихологическое обеспечение правоохранительной деятельности: теоретические и прикладные аспекты: материалы II научнопрактической. конф. (Харьков, 19 февр. 2010 г.) / МВД Украины, Харьк. нац. унт внутр. дел, Учебнонауч. инт психологии, менеджмента, социальных и информационных технологий, Каф. прикладной психологии. —Х.: ХНУВД, 2010. —332 с.3.Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: Формирование, профилактика, коррекция. —К. —Сфера, 2004. —272с.4.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. —СПб.: Питер. 2006. —607с.5.Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. —3е изд., доп., перераб. —М.: Физкультура и спорт, 1987. —64с.6.Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса. —СПб.: Питер, 2009. —336с.7. Ермохина Н.Г. Педагогические направления деятельности социального работника с лицами девиантного поведения. Тексты лекций / Н.Г. Ермохина; Федер. Агентство по образованию, гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. Гос. университет». –Челябинск, 2005.

8. Долгова В.И. Психологоакмеологическое обеспечение учебной деятельности студента: в кн. Методика вузовского преподавания. –Тезисы докладов и выступлений на 3й межвузовской научнопрактической конференции. –1999. –С. 166167