Инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Декина Е. В. Инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3901–3905. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85781.htm.
Аннотация. В статье рассматривается инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения в вузе. Программа открывает принципиально новый взгляд на понимание целей, содержания, технологий, организационно-педагогических механизмов подготовки и организации работы волонтеров.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Декина Елена Викторовна,кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тулаkmppedagogika@yandex.ru

Инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения молодежи

Аннотация.В статье рассматривается инновационная программа подготовки волонтеров и развития волонтерского движения в вузе. Программа открывает принципиально новый взгляд на понимание целей, содержания, технологий, организационнопедагогических механизмов подготовки и организации работы волонтеров.Ключевые слова:доброволец, технологии добровольческой деятельности, добровольческая практика.

Развитие волонтерской деятельности связано с растущим числом социальных проблем, в решении которых на современном этапе волонтеры незаменимы. Добровольческие инициативы распространяются на разные сферы жизнедеятельности человека.На сегодняшний день участие молодых людей в общественно полезной деятельности не носит системный массовый характер. Для того, чтобы вывести молодежное движение на более высокий уровень, необходимо развивать новые привлекательные для молодежи формы и методы работы, предлагать широкий спектр возможностей для добровольческой деятельности.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008 г.), важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой является вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой деятельности. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2014 г.) подчеркивается необходимость формирования системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности, котораяопределяется как добровольная социально направленная иобщественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат).В государственной программе РФ «Развитие образования» на 20132020 годы выделена в специальный раздел подпрограмма 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику». Данная подпрограмма направлена на решение задач, направленных на вовлечение молодежи в общественную деятельность, обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежии др. Данные нормативные документы были взяты за основу при разработке содержания учебнойдисциплины «Технологии добровольческой деятельности молодежи», направленной на усвоение студентами теоретических знаний и получение практических навыков в области добровольческой деятельности. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: способен проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий; владение методами психологопедагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи; способен и готов самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью; владеет педагогическим приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей и молодежи.В содержании дисциплины большое внимание отводитсяосвоению понятийного аппарата («доброволец», «волонтер», «добровольчество», «волонтерство», «добровольческая (волонтерская) деятельность», «добровольческий центр» и т.д.), анализу нормативноправового обеспечения добровольческой деятельности. В содержание программы, наряду с темами, позволяющими сформировать понятийный аппарат, познакомить с направлениями добровольческой деятельности, зарубежным и отечественным опытом организации волонтерской деятельности, были включеныразделы, знакомящие с требованиями к личностным качествам добровольца, мотивами участия в волонтерской деятельности, современными технологиями организации добровольческой деятельности, моделями взаимодействия с государственными и общественными организациями. Организационный блок программы предполагает использование современных технологий (мастеркласс, тренинг, круглый стол, деловая игра, тематический семинар, миниконференция, экскурсия и др.). На практических занятиях большое внимание отводится социальному проектированию, предусмотрено участие студентов в конкурсных мероприятиях различного уровня. В ходе освоения дисциплины студенты приобретают опыт практической реализации социально значимых проектов. Целью технологии педагогической поддержки преподавателя является формирование у студентов культуры проектной деятельности. Важно, чтобы студенты освоили технологию проектной деятельности, научились формулировать проблему, оценивать жизнеспособность идеи, готовить рабочую проектную документацию, организовывать презентацию проекта, участвовать в конкурсах проектов и т.д. В рамках дисциплины осуществляется подготовка портфолио добровольца, в котором содержатся лучшие работы или начинания студента, анализ опыта практической работы, представленные и реализованные проекты, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, проведённых исследований, эссеи т.д.Портфолио может включать: анкеты; описание работ, которыми занимался доброволец; копии оценок качества работы добровольца; прохождение курсов обучения; количество отработанных часов и др.Портфолио показывает уровень подготовленности и активности студентаволонтера.К достоинствам данной технологии можно отнести системный подход к оцениванию, возможность увидеть работу студентаволонтера в динамике и оценить разнообразные навыки и умения, раскрыть творческий потенциал, продемонстрировать сильные стороны волонтера, наметить пути самосовершенствования.Фонд оценочных средств по дисциплине включает:

подбор нормативноправового обеспечения добровольческой деятельности,

теоретический минимум «Зарубежный опыт волонтерского движения в разных странах»,

презентация по теме «Опыт работы волонтерских организаций»,

анализ принциповволонтерской деятельности,

письменная работа «Роль добровольчества в индивидуальноличностном развитии детей и молодежи»,

рассмотреть технологии набора волонтеров,

составить вопросы дляинтервью с волонтером,

разработать проект школы волонтера,

представить технологии поощренияволонтера,

эссе на тему «Рост во всем мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества»,

глоссарий: волонтер, доброволец, добровольчество, волонтерская деятельность, социально значимая деятельность, проект, тимуровцы и др.

составить буклет «Памятка волонтера»,

разработать памятку «Как стать волонтером»,

разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально значимых проектов,

исследовать уровень осведомленности молодежио добровольческой деятельности, составить проект конференции «Развитие добровольчества в Российской Федерации ‬2020»,

выполнить творческую работу «Идеальный волонтер»,

составить матрицу актуальных молодежныхпроблем в виде таблицы (презентации),

выполнить презентацию по теме «Волонтер ‬это …»,

составить концептуальную карту по теме «Системное развитие добровольчества в России»,

составить текст выступления на круглом столе, конференции по проблемам добровольческой деятельности,

письменная работа «Один день из жизни волонтера»и др.Итоговая аттестация по дисциплине осуществляется в инновационной форме:

конкурс волонтерских проектов(студенты разрабатывают собственный волонтерский проект и представляют его на конкурс),

презентация программы «Школа волонтера»(группа студентов по подгруппам разрабатываети защищает проект «Школы волонтера» по подгруппам. Содержание школы включает теоретическую и практическуючасти),

организация и проведение игрымарафона с волонтерами(группа разрабатывает проект игрымарафона для волонтеров«Волонтер 21 века». Игра включает деление волонтеров на команды, которые участвуют в мастерклассах, ролевых и деловых играх, подготовленных студентами группы).Дисциплина включает лекционные и практические занятияпрактикумы, которыереализуются на базе психологического центра, центра поддержки и развития волонтерского движения вуза. Практикум на базе психологического центра включает разработку диагностического инструментария для организации работы с волонтером, проведениетренинговых занятий с волонтерами, проектированиепрограмм психологопедагогического сопровождения волонтерского движения, апробацию индивидуальных заданий «Развитие личности и индивидуальности подростка (старшеклассника, студента) средствами добровольческой деятельности». При работе с волонтерами активно используется деловая игра. Деловая игра представляет собой форму активного социальнопсихологического обучения, моделирования содержания деятельности волонтера.Деловая игра дает возможность оценить уровень подготовленности волонтера, степень овладения материалом и перенести его из пассивного состояния ‬знания в активное ‬умение; активизировать самообразование и саморазвитие участников игры; формировать интерес к более эффективному построению волонтерской деятельностии др.На базе центра поддержки и развития волонтерского движения осуществляется разработка,реализацияиэкспертизаволонтерских проектов.Метод проектов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач. Метод проектов предполагает владение определенной суммой знанийи позволяет практически применять полученные знания, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинноследственные связи. Примерная структура проекта: название, актуальность, цель и задачи проекта, целевая аудитория, формы и механизмы реализации проекта, календарный план, социальные партнеры,оценка эффективности проекта. Представим примерную тематику проектных заданий по дисциплине:Социально значимый проект, направленный на вовлечение молодежи в экологическую деятельность «Экология глазами молодежи», «Со мной вся планета».Социально значимый проект, направленный на актуализацию профессионального самоопределения молодежи «Мой жизненный выбор», «Один день в вузе».Социально значимый проект, направленный на организацию досуга детей и молодежи «Мы начинаем КВН», «Выходи во двор играть», «Танец ‬это жизнь», «Искусство и Я», «Игры будущего», «Взгляд через объектив».Социально значимый проект, направленный на формирование здорового образа жизни детей и молодежи «Будь здоров», «Запишись», «Эстафета олимпийского огня», «Школа спортивного волонтера».Социально значимый проект, направленный на развитие инновационной активности молодежи «От идеи к результату», «Школа творческой организации работы с молодежью».Социально значимый проект, направленный на формирование семейных ценностей «Чтоб к внукам шла связующая нить …», «Помоги ближнему».Социально значимый проект, направленный на совершенствование работы по патриотическому, духовнонравственному воспитанию «Уроки нравственности».Студенческие добровольческие практики реализуются последующим направлениям: туристскокраеведческое, поисковое, патриотическое, творческое, шефское, спортивнооздоровительное, психологопедагогическое, экологическое направлениеи др.По итогам реализации программы организуется работа инновационной площадки по направлениям добровольческой деятельности.Актуальной является подготовка волонтеровкоординаторов различных направлений добровольческой деятельности.Все это способствует выстраиванию у студента индивидуальной перспективы в волонтерстве, которая начинается с изучения теоретических основ волонтерской деятельности, продолжается через организацию и проведение различных исследований, посещение семинаров, практикумов,тренингов, деловых игр, разработку и апробацию собственных волонтерских проектов. Программа открывает принципиально новый взгляд на понимание целей, содержания, технологий, организационнопедагогических механизмов подготовки и организации работы волонтеров. Анкетирование участников программывыявило основные преимущества участия в волонтерских проектах: «возможность узнать для себя чтото новое, приобрести полезные навыки, опты работы», «возможность попробовать себя, проявить себя, реализовать себя», «возможность помогать другим, реализовать свой гражданский долг» и др. Участие молодежи в добровольческой деятельности имеет полимотивированный характер. Можно выделить следующие мотивы участия в добровольческой деятельности: реализация личностного потенциала, самовыражение, проявление своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии, приобретение социальных и практических навыков, возможность общения и взаимодействия, развитие лидерского потенциала, организация свободного времени и др. По мнению студентов, волонтеру присущи такие качества, как коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, терпимость и др.

Важно, что добровольчество позволяет решать сопутствующие учебновоспитательные задачи: профориентация молодежи, получение опыта работы по направлению подготовки, развитие навыков самоорганизации, самореализации, становление индивидуальности студентов, формирование кадрового потенциала, патриотическое и гражданское воспитание молодежи, участие студентов в научноисследовательской работе, социальных программах, проведение практик и стажировок на добровольческой основе[1].Добровольчество позволяет молодому человеку получить реальное представление о будущей профессии,

лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности. Добровольчество дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни.Добровольческая работа может стать началом профессиональной карьеры.В рамках добровольческой практики студенты имеют возможностьреализовать свой потенциал, получитьнеобходимый профессиональный опыт будущей работы ‬педагогической, психологической, социальнойи др.

В настоящее время актуальным является организация научнометодического сопровождения волонтерского движения; обеспечение информационной поддержки деятельности волонтеров; организация взаимодействия с заинтересованными структурами по вопросам развития и поддержки волонтерского движениядетей и молодежи.

Ссылки на источники1.Педагогическое сопровождение волонтерского движения в вузе (из опыта организации волонтерского движения в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого): Учеб.метод. пособие / Сост.: З.Н. Калинина, Е.В. Декина, О.И. Симонова. ‬Тула: Издво Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2012. ‬184 с.