Жанровые особенности и типология русской лирической поэмы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Одекова Ф. Р. Жанровые особенности и типология русской лирической поэмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3931–3935. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85787.htm.
Аннотация. В статье рассматривается и выделяется типология русской лирической поэмы и ее жанровое своеобразие.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Одекова Феруза Резвановна,кандидат филологических наук, доцент кафедры культуры русской речи факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института СевероКавказского федерального университета (СКФУ), г. Ставропольferuzaodekova1@rambler.ru

Жанровые особенности и типология русской лирической поэмы

Аннотация. В статье рассматривается и выделяется типология русской лирической поэмы и ее жанровое своеобразие.

Ключевые слова:лирическая поэма, обобщеннолирическая поэма, лирикопублицистическая поэма, лирикомедитативная поэма, лирикопсихологическая поэма.

В литературоведении термин ©лирическая поэмаª не является общепризнанным, но всеболее утверждается в своих правах.Начиная с поэм Н. Некрасова (©Тишинаª, ©На Волгеª, ©Рыцарь на часª), в русской поэзии становится фактом появление больших стихотворных произведений, обладающих рядом существенных признаков поэмы, но лишенных традиционнойповествовательной основы. Позднее своеобразные вариации произведений такого типа можно встретить у поэтовсимволистов. К концу XIXи к началу XXвека такая форма поэмы становится довольно распространенной. По мнению некоторых теоретиков, ©в произведениях подобного типа ведущим является лирическое начало, поэтому их нельзя относить к эпическому роду. Но в лирической поэме, несмотря на еезадушевный, исповедальный тон, внешний мир не исчезает. В отличие от лирического стихотворения поэт здесь не является единственным героемª [1]. Самый существенный еежанровый признак в том, что непосредственным предметом отображения здесь является внутренний мир субъектахудожника, в большей или меньшей степени сопряженный с объективным миром действительности. Определяющей формой воссоздания этого объективного мира становится образ мыслипереживания.Одним из первых к характеристике лирической поэмы обратился Ю. Суровцев. Пытаясь понять отличие новой поэмы от эпической, сюжетной, с действием и характерами, он писал: ©Лирическая… автобиография, ‬это, собственно, не изображение пути человека, а сжатое, концентрированное выражение его итогов. Оно подчинено, как и всякая лирика, не сюжетнособытийной логике, а логике цельного в своей эмоциональной непосредственности монологаª [2]. Суровцев приходит к выводу, что ©лирические отступленияª в такой поэме являются не отступлениями, а еекаркасом. ©На самом деле ‬они ‬опорные его пункты, тот внутренний огонь, который разлит по всей поэме…ª [2]. При этом личность автора играет ведущую роль, он стоит ©вышеª своих героев и как бы ©навязываетª читателю своемироощущение и миропонимание, свои идеи: ©Автор лирическиструктурной поэмы должен удивить нас глубиной осмысления жизни, он должен быть ©вышеª не только героев, действующих в поэме, нои ожидаемого читательского восприятияª [2]. Здесь же Суровцев указывает и на отличие лирической поэмы от большого лирического стихотворения. Одной из примет лирического стихотворения, по его мнению, является однотемность, стремление ©сконцентрироватьª, ©сжатьª ее, чтобы выиграть ©в силе эмоционального воздействияª. ©Лирической поэмемонологу явно мало одной темы, еесобственного развития, как бы важна эта тема ни была…Лирическиструктурная поэма сознательно развернута, в ней нет ©недосказанностиª стихотворения, она призвана исчерпать свои темыª [2].Эти теоретические положения Суровцева были развиты В. Гусевым, который основное внимание уделяет определению сущности лирической поэмы: ©Лирическая сущность ‬как и вообще содержание ‬здесь выражена в субъективных формах, впрочем, им присуща и та земная конкретность поэтического мышления, о которой сказано выше. Композиционноизобразительные приемы, как видим, символичны, условны, образная структура пронизана синтетизмомª [3].В лирической поэме раскрывается сложная ©диалектикаª души лирического героя, органически связанная с большим объективным миром. По содержательной структуре она представляет эмоциональнотематическую завершенность особого типа: ©сиюминутность чувства, настроения в его вариациях, оттенках перерастает в развернутую систему чувств, настроений, раздумий, основанных на такой же системе, цепи впечатлений от многих жизненных явлений, преломленных сквозь призму души поэтаª [4]. И этот ©количественныйª фактор определяет рождение нового качества, то есть произведения ©о времениª, целой эпохе, раскрываемой во всей сложности и разносторонности еедвижения.Как правило, лирическая поэма лишена событийного сюжета и объективированных характеров. Сюжетное движениев ней основывается на развитии раздумий и переживаний лирического героя. Связь ееконструктивных компонентов (отдельных событийных ситуаций, картин природы, течения мыслей и чувств и т. д.) подчинена, прежде всего, эмоциональноассоциативному началу.Лирическая поэма как тип обнаруживает и свои преимущества, и свои недостатки. С одной стороны, она предоставляет возможности широчайшего охвата жизнииоткрывает более прямые пути к философскому углублению в предмет и к сердцу, и к разуму читателя.Но, с другой стороны, ©широкий охват действительности иногда приводит к скольжению по поверхности, в результате глобальных обобщений ускользает суть явлений, утрачивается острота художественного анализа. Свобода композиции нередко оборачивается еерыхлостью, идейноэстетической неравноценностью компонентов, когда часть, взятая отдельно, впечатляет больше, чем целоеª [4]. Здесь всерешает талант поэта. В течение не очень длительной своей истории русская лирическая поэма предстала в целой системе разновидностей, сложившихся в прошлом или появляющихся сейчас, в наше время. Многое здесь обусловлено относительной молодостью данного жанрового образования. Здесь особенно активны художественные поиски поэтов. Этим же и объясняется большая пестрота разновидностей данного типа поэмы в сравнении с более установившимися формами поэмы повествовательного характера.В сформировавшемся типе лирической поэмы первых десятилетий XXв. А.Васильковский выделил четыре еежанровых разновидности: обобщеннолирическую, лирикопублицистическую, лирикомедитативную и лирикопсихологическую. Рассмотрим особенности каждого типа лирической поэмы более подробно.Выделение обобщеннолирической поэмы в особую разновидность лирического типа поэм во многом условно. В самом термине заключено обобщение жанровых черт и признаков, простирающихся за пределы одного жанра и присущих всей поэзии первых послеоктябрьских лет.Поэзия периода революций и гражданской войны раскрыла преимущественно эмоциональное восприятие совершающихся общественных процессов, вела к созданию произведений, отражающих лишь общий пафос времени, но не его исторически конкретные приметы (©Двенадцатьª А. Блока).Типологические черты обобщеннолирической поэмы отмечены в таких произведениях, как ©Главная улицаª Д. Бедного, ©Восстаниеª, ©В огнеª В.Александровского, ©Преображениеª С. Есенина и во многих других поэмах.Лирическая доминанта определяла особый тип сюжета. Непосредственным предметом отображения были поток переживаний и размышлений лирическогогероя.©Преобладание субъективного начала в сюжете обусловливало соответствующую композицию, заостренную экспрессивность тропов, выражавшуюся нередко в усложненности метафор, в причудливой деструкции поэтического языка, в субъективизме словотворчестваª [4].Лирический герой здесь олицетворен не в традиционном ©яª, а в обобщенном ©мыª. Этим поэт подчеркивал, что выражает не свои мысли и чувства, а общенародные. Если же он всетаки обращался к форме ©яª (например, С. Есенин), то вкладывал в нееподчеркнутое обобщение: это ©яª принадлежит народувеликану, который познал величие и силу, преобразует мир и дает всему свою оценку.Таким образом, в содержательной сущности лирического начала наметилась и проявилась тенденция к расширению до пределов общенародного взгляда на жизнь, до преломления в себе величайших исторических процессов и явлений, характеризующих всю эпоху, приобретая черты эпичности.Лирикопублицистическая поэмапредставленапроизведениями В. Маяковского ©Владимир Ильич Ленинª и ©Хорошо!ª. Данный тип поэмыявилсяего открытием и созданием, выражая дух времени, неповторимость авторского дарования и темперамента.Страстная публицистичность характеризует всетворчество В. Маяковского, в частности его лучшие поэмы. Речь идет об их публицистичности ‬©в смысле пламенной гражданственности, прямоты и остроты авторского отношения к предмету. Публицистичность в данном случае является особой формой выражения лирического началаª [4].Такой характер лиричности обусловлен спецификой жанрового содержания произведения, ‬то есть тех особых сторон и аспектов, которые акцентируются в отображаемой действительности.Главное в поэме данной жанровой разновидности ‬осмысление величественных исторических событий и деяний народа, осмысление одновременно авторское и общенародное, объективированное. То есть на первом плане здесь раскрытие сложного и многогранного процесса духовного прозрения трудящихся, постижение ими себя как творцов истории.Избранный аспект отображения действительности обусловил особый способ обрисовки героев (обобщенного, коллективного образа народа), событий (осмысление их исторической сущности), своеобразие сюжета, фрагментарность композиции, подчинение всей системы тропов задачам аргументации, убеждения, господство патетикоагитационной интонации.Лирикопублицистическая поэма 20х годов создавалась на историкореволюционном проблемнотематическом материале. События революции, деяния народа, как главной движущей силы революционных преобразований, непримиримый конфликт между двумя социальными мирами, страсти, мысли, чувства участников грандиозной исторической битвы ‬всеэто составило тематическое содержание историкореволюционных поэм. Осмысление всех этих событий, процессов, явлений, воспевание их сущности явилось всеобъемлющим пафосом поэм данной разновидности.Мысли и чувства лирического героя были выражением мыслей и чувств борющегося народа. Отсюда их содержание и движение составили ту важнейшую сущность, которая называется народностью. В этом слиянии поэта с народом, личного и общественного рассматривают как синтез лирики и эпоса. Но лирика по своей природе призвана выражать эмоции независимо от того, принадлежат они отдельной личности или коллективу, который как бы передает свой голос отдельной личности. И в данном случае лирическое начало не теряет своей родовой сущности.В публицистике раскрывалась душа поэта. ©Публицистичность гражданской лирики никогда не была противопоказана истинной поэзии, она как ©открытое авторское отношение к предмету изображенияª и есть одна из форм лиричностиª [4]. В публицистическом образе главное не в том, чтобы воспроизвести явление в его данной форме, а в том, чтобы проникнуть в его сущность, вскрыть, еечерез отношение поэта к явлению.В выборе и использовании граней и штрихов господствует один ракурс: подчеркнуть в персонаже его главную социальнополитическую сущность, определяющую то или иное место в борьбе двух миров. При этом преобладает публицистическая, прямая оценка его сущности, окрашенная разной долей авторской лирической теплоты или иронии, сарказма.Лирикопублицистическое начало в поэме ‬это авторское, субъективное начало: оно явилось решающей силой, которая определила характер и отбора материала, и его художественной организации.Исследователи истории русской литературы отмечают усилившееся в 20е годы взаимовлияние жанров. Внешне оно выражалось во взаимном обмене изобразительновыразительными средствами. С другой стороны, продолжалось использование богатых жанровых традиций. Так, в поэмах В. Маяковского несомненны некоторые черты романтической поэмы: выделение этапных моментов в развитии сюжета; контрастность противопоставляемых событий, ситуаций, лиц. Известные жанровые нити к поэмам В. Маяковского идут от старинной дидактической поэмы, когда основным предметом выражения является какаялибо идея, облеченная в образные формы. Мы можем увидеть в них и своеобразную жанровую ©инерциюª, рожденную в ближайшем типе русской поэмы ‬обобщеннолирической, принесшей в поэмы В. Маяковского открытый лирикопублицистический пафос и намеренную обобщенность образов.Такимобразом, поэмы В. Маяковского формировались и развивались не в изоляции от многовековых традиций этого литературного вида и от завоеваний других, современных сопутствующих жанров литературы, а в живом общении с ними. На основе творческого использования всех достижений художественной практики только и возможно было создание подлинно своеобразной, качественно новой формы поэмы ‬лирикопублицистической.Конкретножанровая специфика лирикомедитативной поэмы заключается в том, что она является поэмойразмышлением. Сюжет ее‬это ©диалектика души лирического героя, противоречивый процесс в развитии раздумий и переживаний, варьирование моментов и этапов в этом процессеª [4]. Поэтому фабульные элементы здесь минимальны или отсутствуют. Основную композиционную нагрузку несет личность поэта, пропускающего сквозь своесердце и сознание волновавшие его явления объективной действительности.Круг проблем, лежащих в основе жанрового содержания лирикомедитативных поэм самый разнообразный, но в каждом конкретном случае определяется степенью масштабности индивидуального поэтического мышления автора. И характер решения их обусловлен мерой философского проникновения в сущность предмета. К данной разновидности лирической поэмы можно отнести ©Цветыª, ©Письмо к женщинеª, ©Поэтам Грузииª С. Есенина, ©Одна ночьª П. Васильева.Важнейшая жанровая особенность лирикопсихологической поэмы заключается в том, что непосредственным предметом отображения в ней являются ©тончайшие переливы и оттенки психики лирического субъекта, в свете которых воспринимается и воссоздается объективный мирª [4].Своеобразие предмета и преобладающий аспект его раскрытия предопределяет конструктивные особенности такой поэмы. На первом плане здесь начало эмоциональнопсихологическое, требующее особых изобразительных и выразительных средств.Лирическая поэма данной разновидности возникает в тот переходный период, когда ©старые нравственные устои оказались ©развороченными бурейª революции, новые же, социалистические, только складывалисьª [4].Герой лирикопсихологической поэмы обычно представал прежде всего в самом себе, в относительной изоляции и от обстоятельств, в которых сложился его характер, и от многогранных связей с обществом. В этом смысле ‬он личность одинокая.В лирикопсихологической поэме можно говорить и о наличии элементов фантастики, переплетающейся с самой обыденной реальностью.Основные жанровые черты лирикопсихологической поэмы складывались в творчестве В. Маяковского: в поэмах ©Облако в штанахª, ©Флейтапозвоночникª, ©Человекª. Попреобладающему аспекту художественного воссоздания действительности выделяется поэма С. Есенина ©Черный человекª.Вариации лирикопсихологической поэмы 20х годов наблюдаются и у М.Цветаевой (©Поэма Горыª, ©Поэма Концаª), ещераньше ‬у Б. Пастернака (©Разрывª).©Озаª А. Вознесенского, ©Линия перемены датª Р. Бородулина продолжили эту традицию, но здесь, как отмечает А.Васильковский, ©большое имеет место внешнее подражание, чем подлинно творческое развитие жанровой традицииª [4].Таким образом, полагаем,что решение вопроса о содержании и объеме, вкладываемых в понятие ©поэмаª, должно осуществляться на двух уровнях: общевидовом и конкретножанровом, то есть с учетом тех ееспецифических признаков, которые формируются в конкретных исторических условиях. Последний из этих уровней не представляет возможности найти общую, универсальную формулу, так как реализуется на локальном, относительно частном материале. Каждый из отдельных типов или разновидностей нуждается в своем особом определении. Но поскольку в каждом из них присутствуют какието общевидовые черты и качества, которые дают основание назвать произведение поэмой, то именно они, эти черты и качества могут служить опорой для определения поэмы как вида.Итак, в самом общем типологическом выражении отличительные черты и признаки поэмы заключены в специфике ееобщевидовых содержании и формы. Так, предметом поэмы, как уже говорилось, во все времена и во всех еежанровых модификациях является нечто общезначимое, представляющее как бы отражение народного духа, нечто поднимающееся над уровнем обыденного и заурядного, связанное с высшими, прекраснейшими устремлениями человека (народа, класса). Говоря словами В. Белинского, она заключает в себе ©глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы совершенного человечестваª [5].Развитие жанра поэмы в начале XXв., сохраняя определенную независимость от авторского произвола, тем не менее значительно активизировалось индивидуальными жанровыми поисками. Поэтому в рамках типологического исследования небесполезным является изучение творчества тех поэтов, у которых жанр поэмы нашел самое широкое и разнообразное применение.

Ссылки на источники1.Гуляев Н.А. Теория литературы. ‬М., 1985. ‬С. 127.2.Суровцев Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси, 1962. ‬С.66‬67.3.Гусев В. Форма и суть // Литературная газета. ‬1965. ‬19 августа. ‬С. 25.4.Васильковский А.Г. Жанровые особенности русской советской поэмы 1917‬1941 гг. Опыт типологической характеристики. ‬Киев, 1979. ‬С. 14, 130‬136, 150, 168‬169, 178.5.Белинский В.Г. ПСС:Изд. АН СССР, т.VI, с. 415. ‬М., 1955.