«Да» или «нет» мультимодальным пассажирским перевозкам?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ларионова Г. С., Чечерина Е. А. «Да» или «нет» мультимодальным пассажирским перевозкам? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3986–3990. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85798.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития мультимодальных перевозок в Забайкальском крае, развитию взаимодействия автомобильного, воздушного и железного транспорта регионального и местного значения, повышению качества обслуживания пассажиров в пунктах пересадки и комфортной поездке в транспорте, упрощению оформления перевозки. С применением мультимодальных перевозок в Забайкальском крае появится возможность снижения времени ожидания транспортного средства в пунктах пересадки пассажиров, подобрать каждому клиенту оптимальный маршрут.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ларионова Галина Сергеевна,Аспирант Забайкальского института железнодорожного транспорта ФГБОУВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения», ЧитаGaLinKy@mail.ru

Чечерина Екатерина Андреевна,Студент, Забайкальского института железнодорожного транспорта ФГБОУВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения», Читаalexkatmix@mail.ru

Да или нет мультимодальным пассажирским перевозкам?

Аннотация.Статья посвящена вопросам развития мультимодальных перевозок в Забайкальском крае, развитию взаимодействия автомобильного, воздушногои железноготранспортарегионального и местного значения, повышению качества обслуживания пассажиров в пунктах пересадкии комфортной поездке в транспорте, упрощению оформления перевозки. С применением мультимодальных перевозок в Забайкальском крае появится возможность снижения времени ожидания транспортного средства в пунктах пересадки пассажиров,подобрать каждому клиенту оптимальный маршрут.Ключевые слова:пассажирские перевозки, мультимодальные перевозки, критерии качества пассажирских перевозок, пассажир, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт.

С давних времён считалось, что использование достижений логистики на транспорте –является залогом повышения эффективности всего транспортного комплекса. Сегодня как никогда стали актуальны задачи совершенствование пассажирскихперевозок, не только на внутренних линиях. В настоящее время сохраняется сложная ситуация по железнодорожным пассажирским перевозкам, в том числе и в Забайкальском крае, в связи с повышением цен, частыми задержками, отменами электропоездов, железнодорожный транспорт теряет свои лидирующие позиции. А больше всего от этого теряет пассажир. В связи со сложившейся конкуренцией различных видов транспорта требуется комплексный подход. Спасательным «кругом» в сложившейся ситуации, важным шагом в интеграции железнодорожного транспортав национальную транспортную систему могут стать именно мультимодальные перевозки.Мультимодалные перевозки –это перевозка грузов (пассажиров) двумя или более видами транспорта.Забайкальский край является связующим звеном между Западом и Востоком страны,обширные границы с Китаем (850 км) и Монголией (800 км)определяют экономический потенциал краяна будущее,по территории проходят основные железнодорожные магистрали –Транссибирская и БайкалоАмурская, и основные федеральные автомобильные дороги «Амур» ЧитаХабаровски ЧитаЗабайкальск. Крупный пограничный пункт пропуска Забайкальск обеспечивает основной объем грузооборота между Россией и Китаем. Перевозка пассажиров осуществляется всеми видами транспорта: водным, воздушным, железнодорожным и автомобильным.Проанализируем каждый вид транспорта в отдельности. Ведущим видом транспорта, в том числеи пассажирским, является, всетаки,железнодорожный транспорт (96,6% пассажиров выбирают жд транспорт, ежегодно по Заб жд в местном сообщении перевозиться более 3 млн 171 тыс.пассажиров–в дальнем сообщении, 1 млн 402 тыс. –в пригородном). Железнодорожный транспорт на территории Забайкальского края перевозит пассажиров более чем по 30 пригородным маршрутам, через Забайкальский край проходят основные маршруты МоскваВладивосток, НовосибирскНерюнгри, МоскваХабаровск и тд. Но в связи с возрастающим тарифами пассажирские перевозки железнодорожным транспортом теряютприоритет у населения.Автомобильныйтранспортявляется одним из важнейших элементов транспортного хозяйства Забайкальского края. Перевозки пассажиров и грузов в крае осуществляют свыше 3600 предприятий различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей. В перевозочном процессе задействовано около 13000 единиц подвижного состава. В крае действует 59 межмуниципальных маршрутов, 6 межрегиональных и 2 международных маршрута. В межсубъектных маршрутах перевозки пассажиров в основном осуществляет ООО «Читаавтотранс» совместно с ООО «Читинский автовокзал». Свыше 460000 пассажиров перевозиться автомобильным транспортом.Другой социально значимый для региона вид транспорта воздушный(авиакомпания«Ангара»осуществляет полеты из города Читы в районный центр отдаленного труднодоступного муниципального района Каларский район –село Чара). Основные компании осуществляющие воздушные перевозки: «Аэрофлот» и «Авиаэкспресс», «Чита авиа»(ежедневно производятся полеты по маршрутам ЧитаМосква, ЧитаХайлар).За 2014 год перевезено 307000 пассажиров.Водный транспорт в транспортном комплексе региона занимет небольшое, но значимое место. В Сретенском муниципальном районе связь районного центра с 15 поселениями осущетвляется по р. Шилка (других путей к данным поселениям нет).ООО «Пристань» осуществляет пассажирские перевозки в этом районе, на теплоходах «Заря». В этом именно водный транспорт является социально значимым. Согласно аналитическим исследованиям ОАО «РЖД» в Забайкальском крае с пересадками: железнодорожный –воздушный 11%, железнодорный –авто36% пассажиров.В настоящее время транспортные компании края работают обособленно и увязки между рейсами нет, это часто вызывает дискомфорт пассажиров и определенного приоритета в выборе транспорта не существует. Возможности выбора видов транспорта вусловиях современного мирадолжны быть ориентированы на клиента, именно это позволитзаинтересовать пассажира в транспортной услуге, в том числе железнодорожным транспортом. При организации мультимодальных перевозок должны учитываться критерии качества, предъявляемые к пассажирским перевозкам.Ведь именно качество в настоящее время особенно важно.Качество транспортного обслуживания пассажиров зависит от организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемых подвижного состава и транспортных путей, а также комфортного обслуживания. С целью удовлетворения интересов пассажиров существуют критерии качества транспортного обслуживания, которые учитываться всеми участниками транспортного процесса(перевозчиками, пассажирами и др.).Критерии качества приведены в таблице 1.В настоящее время качество транспортного обслуживания пассажиров находится на неудовлетворительном уровне. Доля перевозок пассажиров с полным соблюдением требований к их качеству в среднем не превышает 25%. Недостатки качества транспортного обслуживания пассажиров определяются не только нехваткой необходимых финансовых ресурсов. Они имеют системный характер, поскольку традиционные цели и критерии оценки эффективности, организация управления пассажирскими перевозками исходят из достижения лишь количественных конечных результатов.Таблица 1 Критерии качества транспортного обслуживания при организации мультимодальной перевозке.

Критерии качестваПреимуществаСтоимость поездкиНе должна превышать суммарную стоимость проезда в каждом из видов транспортаМинимальное время ожидания транспортных средств в пунктах пересадки

Сокращение общей продолжительности поездки пассажира за счет сокращения времени нахождения его в пунктах пересадки, Надежность

Для пассажиров выражается в уверенности совершить поездку в нужное время с нужной скоростью. Адресность назначаемых маршрутов следования и оказываемых услуг

Адресный график движения позволяет гибко отменять и назначить нитки пассажирских поездов дальнего следования и рейсы автомобильного транспорта в зависимости от меняющегося режима труда и отдыха выделенных сегментов по отдельным периодам времени и сезонам года. Удобное время прибытия и отправления видов транспорта по начальноконечным пунктам (станциям) участка и по станциям с большим объемом посадкивысадки пассажиров. Это актуально при пересадке пассажира на другой вид транспорта.

Соблюдение сквозного уровня качества обслуживания.

В зависимости от уровня доходов пассажиров и их потребностей для каждого сегмента пассажиропотока должен быть разработан определенный набор дополнительных услуг.

Проведя экспертную оценкуважности внедрениямультимодальныхперевозок можно убедиться в том что комплексность видов транспорта необходима (в таблице 1 приведены вопросы для экспертной оценки). В качестве экспертов были опрошены: 10 студентов, 10 работников соответствующих инфраструктур (авиа транспорт, железнодорожный транспорт, автотранспорт), 10 жителей города. Результаты оценки сведены в виде диаграммы 1.Вопросы задаваемые входе опроса экспертов представлены в таблице 2.



Диаграмма экспертной оценки критериев качества

Таблица 2

Анкета востребованности мультимодальных перевозок

№Критерий оценки1Стоимость (Увеличиться ли стоимость перевозки?)2Минимальное время ожидания транспорта в пункте пересадки (Сократиться ли время пересадки?)3Надежность (Возможно ли совершитьпоездку в нужное время?)4Соблюдение сквозного уровня качества обслуживания (Есть ли возможность выбрать вид транспорта, соответствующий уровню дохода? )5Комфорт (Возрастет ли уровень комфорта при мультимодальных перевозках?)6Сервис продажи билетов (Возрастет ли простота оформления билетов на разные виды транспорта с помощью одного ПО?)

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства.Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и работа видов транспорта во взаимодействии, продвинет транспортную инфраструктуру на новый уровень.Современная транспортная инфраструктура не может объективно существовать без логистического обеспечения. С учетом выгодного транспортногеографического положения края, значительного вклада транспортной системы края в обеспечение перевозок по региональному, международному транспортному коридору, активного освоения природных ресурсов и создания производственных мощностей по их переработке, развитию железнодорожной сети, пассажирских перевозок в транспортной системе края.При осуществлении перевозок особенно на дальние расстояния длительность пересадки пассажиров чаще всего,оказываетсябольше, чем длительность самой поездки в связи с тем, что пассажир находится в ожидании транспортного средства следующего вида транспорта(в Забайкальском крае такая проблема тоже существует). Для привлечения большего числа пассажиров(в том числе на железнодорожный транспорт), повышения качества их транспортного обслуживания и эффективности использования транспортных средств, а также снижения стоимости поездки, необходимо согласовывать графики работы различных видов транспорта.Еще одним важным фактором к мультимодальным перевозка является соседство и партнерские отношения с одной из самых развитых стран мира –КНР. Связывающим Россию с Китаем пунктом, является станция Забайкальск Забайкальской железной дороги. Ежегодно через Забайкальск, непосредственно железнодорожным транспортом, проезжает боле 1,5 млн пассажиров.В настоящее время основными задачи в транспортной отрасли:

реализация долгосрочной программы по развитию и взаимодействию различных видов транспорта;

обеспечение доступности все видов транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного) на основе поддержки социально значимых пассажирских перевозках, в том числе в отдаленные и труднодоступные участки края (Чара и др.);

развитие мультимодальных перевозок ( взаимодействия видов транспорта) в зависимости от значимого в районе транспорта;

оборудование вокалов повышенной комфортности;

разработка программного обеспечения для взаимодействия.Решение поставленных задач позволит увеличить транспортнкю доступность всех участков и отдаленных уголков края, организовать круглогодичное сообщение и надежную работу всех видов транспорта, что станет «ключом» к решению большого числа социальных и экономических проблем региона.

В современном мире время для каждого человека имеет огромное значение, каждая минута обладает ценностью. Внедрение мультимодальных перевозок именно в пассажирском движенииизменит отношение к транспорту в целом, это позволит: подобрать каждому пассажиру оптимальное сочетание видов транспорта (цены и качества), нести ответственность за невыполнение стадий мультимодальной перевозки, контролировать весь процесс перевозки и оповещать о дальнейших перемещениях.Оперативное обслуживание и индивидуальный подход не оставят ни одного пассажира безразличными, а цены, качество обслуживания будут постоянно совершенствоваться и удивлять.

Ссылки на источники1.Вакуленко, С.П. Интермодальные перевозки в пассажирском сообщении с участием железнодорожного транспорта: учеб.пособие / С.П. Вакуленко и др.; под ред. С.П. Вакуленко. –Москва: ФГБОУ «Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. –263 с.2. Сайт http://rzd.ru/.3. Сайт http://chita.gks.ru/.4. Сайт http://opzab.ru/news/1445.Светлакова Е.Н., Коунева Ю.В. статья «Перспектива развития скоростного движения на направлении Чита Пекин», Сборник докладов международной научной конференции, г.Чита, 2227 ноября 2012г. –Чита: Забайкал.гос.гумпед.унт., 2012.6.Ларионова Г.С. «Совершенстование пассажирских перевозок на маршруте Чита –Маньчжурия», Сборник Транспортная инфрастурктура Сибирского региона.2013. Т. 1. С. 119123.7.Сайт http://правительство.забайкальскийкрай.рф/blog/412.html