Изучение родной природы в творчестве И. Шишкина на уроках изобразительной деятельности как важный аспект патриотического воспитания учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горюнова К. В., Балина Т. Г. Изучение родной природы в творчестве И. Шишкина на уроках изобразительной деятельности как важный аспект патриотического воспитания учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4021–4025. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85805.htm.
Аннотация. Выявлено значение изучения родной природы на основе художественных произведений И. Шишкина на уроках изобразительной деятельности как важный аспект патриотического воспитания учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горюнова Кристина Валерьевна,студент IIIкурса филиала ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусства и культуры» в г. Камышин, художественное отделениеkristina.goryunova.96@mail.ru

руководитель Балина Татьяна Геннадьевна,

заведующая методическимкабинетом, преподаватель художественных дисциплин филиала ГОБУК ВПО «Волгоградский государственныйинститут искусстваи культуры» в г. Камышин, художественное отделениеbalina.t75@mail.ru

Изучениеродной природы в творчестве И. Шишкинана уроках изобразительной деятельности как важный аспект патриотического воспитания учащихся

Аннотация. Выявленозначение изученияродной природы на основе художественных произведенийИ. Шишкина на уроках изобразительной деятельности как важный аспект патриотического воспитания учащихся.Ключевые слова:патриотическое воспитание, изобразительнаядеятельность, родная природа.

Предмет изобразительной деятельности, способствует развитию и формированию личностныхкачествучащихся, так как процесс обучения строится на изучении лучшихобразцов культуры человечества и выполнении большого количества творческих работ.«Изобразительное искусство несет в себе большой потенциал духовного воспитания, так как искусство (в широком понимании этого значения) особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Другими словами искусство –особая сфера духовнопрактической деятельности людей» [1].Изобразительное искусствоимеет разнообразные возможности знакомства подрастающего поколения с окружающей действительностью. Работая над натюрмортной постановкой или тематической композицией, учащиеся постигают законы реалистического изображения мира. Наиболее плодотворными в этом вопросе являются пейзажные зарисовки родной природы, как в самостоятельной деятельности учащихся, так и через знакомство с художественными произведениями мастеров, воспевающих уникальность и самобытность разных уголков своей родины.На основе знакомства с произведениями,изображающихроднуюприроду,кроме эстетического воспитания идет и патриотическое.В настоящее время вопросы патриотического воспитания как нельзя актуальны. В то время, когда в стране идет возрождение национального самосознания, когда модернизация российского образования «предполагает пересмотр образовательной политики, становление новой системы образования, где важными составляющими выступает не только подготовка высококвалифицированных кадров, но и человека культурного и духовного» [2].Патриотическое воспитание в общеобразовательнойшколе направлено на:а) уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим традициям;б) формирование духовнонравственных качеств личности;в) разностороннее развитие обучающихся, формирование их творческих способностей и самореализация личности;г) формирование социальных и коммуникативных знаний школьников средствами уроков изобразительного искусства;д) воспитание бережного отношения к природе.Воспитание патриотизма в общеобразовательной школе возможно проводитьпрактически на каждом уроке изобразительного искусства. Учительговорито Родине, России, мире, защитниках Отечества и т.п. Перед рисованием дети объясняют значение этих понятий, или это делает сам учитель. Например, «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Родной край –край нашего детства. Где бы мы ни были, он всегда с нами» и т.д.Цель уроков, направленных на патриотическое воспитание: воспитывать любовь и уважение к своей стране, привитию желания и стремления знакомиться с историей своей страны, своего края, родителям, своим предкам, старшему поколению.Для реализации этих целей хорошо использовать иллюстрации картин русских художников И.И. Шишкина, К.Юона, И. Грабаря, Ф.А. Васильева.Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личностиучащегося. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. При анализе учебных программ нами выявлены темы, которые способствуют развитиюпатриотических чувств у учащихся: «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Города русской земли» и др.Огромную роль в ознакомлении учащихся с природой родного края играет художественная литература и работы художников,которые воздействует как на сознание, так и на чувства. Яркий, образный язык произведений повышает у них познавательный интерес к природе и создает определенное настроение. В этом отношении творчествовыдающегося художника И.И.Шишкинавеликолепно можно привлекать при знакомстве с колоритом родной природы.Иван Иванович Шишкин (13.01.18328.03.1898), знаменитый русский художникпейзажист. Иван Иванович –родоначальник реалистического и даже «портретного» пейзажа.Художник много путешествовал по просторамРоссии, изучая особенности ее природы. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.Откровение новой русской пейзажной живописи была картина Ивана Шишкина "Сосновый бор" (1872)–это "портрет" досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Портрет, глубоко правдивый как в общей формуле, так и в мелких частностях, портрет торжественный по своему строю, требующий известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту. При характеристике произведений Шишкина выявляется их нерасторжимая художественная целостность, в них одно качество не существует без другого. Так, в его полотнах не выглядят диссонансами ни порхающие бабочки на фоне могучего корабельного леса, ни медведи, взирающие с вожделением на дерево с ульем в сосновом бору, или полевые цветы, пестрящие золотое море ржи и написанные с благоговейным вниманием. Это единый живой мир природы во всей возможной дляизображения полноте его воплощений. Иван Шишкин стремился выявить, запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Он создавал образы, в которых природа выражала себя почти в абсолютной степени. Величественный строй его произведений, производный прежде всего от самого объекта, во многом базируется и на постоянном соотнесении малого и огромного, эфемерного и вечного[3].Каждое произведение ИванаИвановича Шишкинанаполнено любовью к родной природе, трепетным отношением к каждому кустику и цветочку, к каждой травинке и каждой веточке на могучем дубе. При знакомстве подрастающего поколения с произведениями мастера происходит проникновение в таинство родной природы, соединение с величественностью родного края и страны.Умело организованная работа по знакомству с творчеством Шишкина, его произведениями, воспевающими красоту родной природы, способна поднять работу по патриотическому воспитанию на другую ступень, более возвышенную.Таким образом, самым благодарным материалом патриотического воспитания на урокахизобразительной деятельностиявляется репродукции картин русских художниковпейзажистов. Онив состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с красотой русской природы), так и нравственных (научить учащихся патриотизму, любви к родному краю). На материалехудожниковпейзажистоввозможно учить не спеша, не подталкивая учащихся к важным выводам. Видя красоту родных просторов, детисами способны понять и принять окружающую действительностьс той необходимой ноткой восторженности, которую никакие многочасовые нравственные беседы не способны дать.При анализе работы учителей, использующих репродукции с картин И.И.Шишкина, нами были выделены следующие особенности –наиболее эффективной работа по изучениюродной природы в творчестве И. Шишкинабудет, если вначале и конце беседы уделять внимание эстетической красоте произведения художника, а в середине беседы дать более подробный анализ композиционного решения. То есть, завершить знакомство с картиной следует обязательно восторженно, еще раз акцентируя внимание на тонком отношении художника к родной природе. Также, за один раз нес стоит брать слишком много репродукций сразу, иначе процесс восприятия будет поверхностным и некачественным.Проводя анализ детских работ, посвященных родной природе, нами было замечено, что многие учащиеся берут за основу композиционное строение сходное с картинами И.И.Шишкина, как наиболее приемлемое для детского восприятия. Также при беседе с ребятами на вопрос –какие произведения изобразительного искусства о родной природе вы знаете? –учащиеся чаще всего называли произведенияИ.И.Шишкина. Таким образом,изучение родной природы на основе художественных произведенийИ. Шишкина на уроках изобразительной деятельности будет являться важным аспектом не только профессиональногопостижения основ композиционного решения пейзажных зарисовок, но и также нравственного, эстетического воспитания и патриотического воспитания учащихся.

Ссылки на источники1.Балина Т.Г.Актуальные проблемы духовного воспитания в системе художественного образования»//Концепт, 2013.

2. Балина Т.Г.Значение художественнотворческих технологий духовного воспитания в системе художественного образования // Человек в мире культуры, 2014, №2.3.http://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shishkin_ii.php