О запрете новых потенциально опасных психоактивных веществ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щукин А. М. О запрете новых потенциально опасных психоактивных веществ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4056–4060. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85812.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам применения правоохранительными органами законодательства, направленного на борьбу с новыми потенциально опасными психоактивными веществами, акцентировано внимание на его дальнейшем развитии и уточнении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щукин Александр Михайлович,кандидат юридических наук,начальник кафедры оперативноразыскной деятельности и оперативнотехнических мероприятий органов внутренних дел, ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьsh.am@bk.ru

О запрете новых потенциально опасных психоактивных веществ

Аннотация.Статья посвящена проблемам применения правоохранительными органами законодательства,направленного на борьбу с новыми потенциально опаснымипсихоактивными веществами, акцентировано внимание на его дальнейшее развитие и уточнение.Ключевые слова:новые потенциально опасные психоактивные вещества, наркотические средства,психотропные вещества,их производные и аналоги.

Напротяжениирядапоследнихлетмногиеисследователивобластиборьбыснаркопреступностьюинаркоманией(втомчислеиавторэтихстрок)обращалисерьезноевниманиеобществанаусугублениепроблемыреструктуризациинелегальногороссийскогонаркорынка.«Традиционные»наркотикиактивнозамещалисьсинтетическими,втомчисленовымипсихоактивнымивеществами,замаскированнымиподразличные«безобидные»курительныесмесиисолидляванн.Учитываяопытрегионов,намиидругимиавторамипредлагалисьнекоторыепутирешенияэтойпроблемы[см., например, 1, 2, 3].

Ксожалению,толькокатастрофическая ситуация с распространениемв стране разного рода психоактивных веществ, приведшаяосенью 2014 года к ужасным последствиям имножеству смертей, заставила законодателейуслышать общество.Не дожидаясь реакции других субъектов законодательной инициативы, Президент Российской Федерации В.В.Путин в октябре 2014 года сам внес в Государственную ДумуРоссийской Федерациизаконопроекто запретепотребления, оборота и пропаганды новых психоактивных веществ, в том числе так называемых «спайсов». И уже 15 февраля 2015 года после всех необходимых процедур так называемый «антиспайсовый» закон вступил в силу.Курительные смеси появились в России в середине 2000х годов. До конца 2009 года они продавались открыто под общим названием «Spise»(spice (с англ.) –специя, приправа). Изначально их продажа осуществлялась под видом благовоний и средств для ароматизации помещений. После признания части «курительных смесей» наркотическими, их стали распространять нелегально.По словам директораФедеральнойслужбыРоссийскойФедерациипоконтролюзаоборотомнаркотиков(далее

ФСКНРоссии)ВиктораИванова,«синтетическиесмеси–«спайсы»–этообъединительноеназваниеогромногоразнообразиясинтетическихнаркотиков.Этототконцентрат,которыйсейчаспоступаетвРоссию.Еговнаноколичествахнаносятнавполнелегальныевещества–табак,ромашкуаптечную,травяныесборы,накусочекхлеба,навсе,чтоугодно.Этинаркотикиввидутого,чтосейчасидетскоростнаягенерациявсеновыхиновыххимическихформул,заставилиадаптироватьсистемуреагированиянаэтусмертельнуюопасность.ФСКНРоссиибылвнесензаконопроект,разрешающийвременныйзапретподозрительныхвеществдоихполнойэкспертизы.Президентегоподдержалиподписалэтотзакон,которыйпозволяетнамбыстроприниматьрешениеиставитьподзапретпоявившиесяновыевредныевещества»[4].Федеральный закон [5], о котором идет речь,направлен на противодействие обороту новых потенциально опасных психоактивныхвеществ, воспроизводящих основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ и схожих с ними по физиологическому воздействию на организм человека.Под новыми потенциально опасными психоактивными веществами понимаются вещества синтетическогоили естественного происхождения, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья.Причем в отношении таких веществ не установлены санитарноэпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.Закон вводит запрет на их производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, использование, потребление, пропаганду, ввоз в страну и вывоз из нее, сбыт (продажу, дарение, обмен либо отчуждение другим лицам любыми способами). Использование новых потенциально опасных психоактивных веществ разрешен лишь в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности Следственным комитетом Российской Федерации, рядом уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также при проведении оперативнорозыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность.Предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот указанных веществ(Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 234.1)и административная –за их потребление. При назначении административного наказания суд может обязать лицо, потребляющее такие вещества, пройти медицинскую и (или) социальную реабилитацию.Законом вводится механизм приостановления оборота новых психоактивных веществ сроком до двух лет. Службе наркоконтроля законом предписывается ведение реестрановых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых запрещен, а также обязанность размещать указанный реестр на своем официальном сайте.Формирование реестрапроводится по следующей процедуре. Представитель прокуратуры, Следственного комитета РФ, ФСКН, МВД, Федеральной таможенной службы или ФСБ получает информацию о потреблении вещества. Эти сведения подтверждаются результатами медицинского освидетельствования. На основании этих данных ФСКН России принимает решение о включении выявленного вещества в реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Предполагается, что вещество будет находиться в реестре временно. В течение двух лет государство будет обязано признать его наркотическим, установить в отношении него санитарноэпидемиологические требования или иные меры контроля.18 февраля2015годаприказом ФСКН России № 69утвержден порядок формирования и содержаниереестра новых потенциально опасныхпсихоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен[6].Согласно этому документу, при получении от уполномоченных должностных лиц сведений о потреблении веществ, вызывающих у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для его жизни и здоровья, не входящих в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681, подтвержденных результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием данных веществ, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ направляют указанные сведения в Оперативноразыскной департамент ФСКН России.Оперативноразыскной департамент ФСКН России совместно с Экспертнокриминалистическим управлением Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России организует работу по установлению химической структуры нового потенциально опасного психоактивного вещества, а также устанавливает в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества отсутствие санитарноэпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.При установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества отсутствия санитарноэпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом Оперативноразыскной департамент ФСКН России подготавливает проект распоряжения о включении нового потенциально опасного психоактивного вещества в реестр. А вслучае установления уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества санитарноэпидемиологических требований или мер контроля за его оборотом Оперативноразыскной департамент ФСКН России подготавливает проект распоряжения ФСКН России об исключении нового потенциально опасного психоактивного вещества из реестра.

Приказом также определен список сведений, подлежащих внесению в реестр.Итак, закон принят, приказ утвержден, но по прошествии нескольких месяцев со дня вступления их в силу какихлибо заметных изменений на нелегальном наркорынке не наблюдается.Так, поданнымФСКНРоссии,сначала2015годаизнезаконногооборотаорганаминаркоконтроляизъятополторытонныконцентратов«спайсов»,изэтогоколичествасырьяможнобылоизготовитьоколо30тоннкурительныхсмесей[7].На наш взгляд, на практике механизм выявления новых опасных веществбудет напрямую зависеть от оперативности и слаженности работы уполномоченных ведомств, в особенности правоохранительных органов и медицинских учреждений. Ведь только обнаружение факта потребления новых психоактивных веществ, а также вовремя и профессионально проведенное медицинское освидетельствование может стать основанием для дальнейшего включения выявленного психоактивного вещества в реестр.

К сожалению, пока что уполномоченные органы демонстрируют обратное. Еще 6 марта директор ФСКН России Виктор Ивановпосле происшествия в Оренбурге, где школьница 2001 года рождения попала в больницу с отравлением «спайсом», в интервью агентству РИА «Новости» высказывал готовность впервые применить «антиспайсовый» закон и внести в реестрдва новых наркотика. Однако обещанного реестра на официальном сайте как не было, так и нет.Другими словами, задуманный законодателем подход пока что никак не реализуется, и действительная распространенность и общественная опасность психоактивных веществ изза отсутствия этого реестр пока никак не отражается.Кроме того, формулируя состав преступления, предусмотренного статьей 234.1 Уголовного кодексаРФ, законодатель обозначил предмет преступления, как «потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен». Отсутствие реестра делает данную статью уголовного кодексамертвой, поскольку правоприменителю нечем руководствоваться напрактике.Для включения в реестр нового потенциально опасного психоактивноговеществадолжны иметься сведения о фактах его потребления,подтвержденныерезультатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества. К сожалению, законодатель не определяет количество таких лиц. На наш взгляд, условием попадания вещества вреестр должны быть,как минимум,два одинаковых по симптоматике медицинских случая, поскольку на одно и тоже вещество уразных людейможет быть различная реакция.При этом, чтобы избежать необоснованного расширения реестра, по нашему мнению, законодателю следовало бы определить медицинские критерии, в соответствии с которыми могло бы приниматьсярешение об отнесении вещества к психоактивным.Новое законодательство предусматривает, что реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ может не только оперативно расширяться, но вещества могут из него периодически исключаться.На наш взгляд, требует уточнения процедураустановления в отношении этого вещества санитарноэпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом, в частности, неясно, какой именно орган и по какой процедуре будет проводить оценку опасности вещества за два годанахождения его во временном списке.С точки зрения уголовного законодательства, особенно в вопросе санкций, существеннуюроль, на наш взгляд,будет играть факт отнесения распространяемого либо употребляемого вещества к наркотикам или новым психоактивным веществам.Ведь сегодняесть «спайсы», действующие вещества которых признаны наркотическими, а есть те, которые пока к их числу не отнесены и подпадают под понятие новых потенциально опасных психоактивных веществ, ответственность за оборот которых значительно мягче.В связи с этим в новых нормах усматривается возможность ухода от более сурового наказания, поскольку наркоторговцы могут дождаться формирования списка новых потенциально опасных психоактивных веществ, а затем производить и ввозить в страну эти вещества до ихпереноса в список наркотиков с угрозой значительно более мягких санкций.При обсуждении нового «антиспайсового» законодательства специалистамипрактиками, проходящими обучение в нашем институте,была обозначенатема появившегося противоречия между понятиями «производные» наркотических средств и психотропных веществ, с одной стороны, и «новые потенциально опасные психоактивные вещества», с другой. Это противоречие связано с тем, что в законодательстве нет четкого определения «производных», что в свою очередь, может породить правовые коллизии в вопросах правоприменения нового законодательства.Некоторые из специалистов предлагают внести изменения в действующее законодательство, вообще исключив понятие «производные» наркотических средств и психотропных веществ, поскольку новый закон содержит более приемлемую процедуру отнесения веществ к той или иной категории. Несмотря на то, что новый закон требует уточнений, подробных комментариев специалистов, и даже, по мнению некоторых, может иметь неоднозначный эффект всфере борьбы с наркоторговлей, общественность, законодатель и правоохранительные органы тем не менее возлагают на него большие надежды.Общественность надеется, что ситуация со «спайсами»в нашей странеизменится, их оборот уменьшится, а люди станут меньше употреблять курительные смеси.Ведь одно дело –легально или полулегально распространять психоактивные вещества и знать, что никакого наказания за содеянное не последует, и совсем другое –быть осведомленным в том, что и за потребление, и за оборот, и даже за рекламу таких веществ последует либо административный штраф,либо уголовное наказание. Это совершенно разные вещи, и мера ответственности другая.Вывод "спайсов" из легального обращения позволит намного эффективнее бороться с распространителями, а также принудительно привлекать потребителей к лечению.К тому же теперь у силовых структур появились все основания привлекать к ответственности даже за распространение рекламы новых потенциально опасных психоактивных веществ.Хочется верить, что принятые государством законодательные меры позволят эффективно противостоять распространению быстро создаваемых опасных психоактивных веществ и, следовательно, будут способствовать сохранению жизни и здоровья многим нашимгражданам.Ссылки на источники1.Щукин А.М. Современные тенденции формирования наркорынка в России // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции ART 64349. URL: http://ekoncept.ru/teleconf/64349.html Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X. 2.Щукин А.М. К вопросу о противодействии распространению курительных смесей и солей в Тюменской области // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2013. № 1 (11). С. 7376.3.Щукин А.М. Опротиводействии распространению курительных смесей, содержащих в своем составе наркотические средства // Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2010. № 2 (19). С. 9295.4.ИнтервьюпредседателяГосударственногоантинаркотическогокомитета,директораФСКНРоссииВиктораИванова//Рос.газ.2015. 24 апреля.5.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. законот 3 февраля 2015 г. № 7ФЗ// СПС Гарант.

URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/605268/. [Дата обращения: 04.05.2015].6.Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: приказ ФСКН России от 18 февр. 2015 № 69 // СПСКонсультантПлюс.

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176109/. [Дата обращения: 04.05.2015].7.Очереднаяжертваспайса.

URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/news_all/2015/0317/205035975/detail.shtml.

[Дата обращения: 04.05.2015].