Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Выпуск:
ART 85811
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пуйлова
М.
А.,
Шевелева
Т.
Е. Сенсорная комната как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4051–4055. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85811.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы овладения способами чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением с целью успешного усвоения многих учебных предметов в школе детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с помощью предметно-развивающей среды сенсорной комнаты.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, сенсорная комната, предметно-развивающая среда.
Текст статьи
Пуйлова Марина Алексеевна,Канд. пед. наук, доцент, ТИ имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ(РИНХ), Таганрогm_puilova@list.ru
Шевелева Татьяна Евгениевна,Студентка ТИ имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ(РИНХ), Таганрог
Сенсорная комната как условие психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы овладения способами чувственного познания мира и нагляднообразным мышлением, с целью успешного усвоения многих учебных предметов в школе детьмис ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с помощью предметноразвивающей среды сенсорной комнаты. Ключевые слова:дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, сенсорная комната, психологопедагогическое сопровождение, предметноразвивающая среда.
В последнее время изменилось представлениегосударства и общества о правах и возможностях ребенкаинвалида, чтопривело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования особое внимание уделено вопросам обеспечения необходимых условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья[1].Семаго Н.характеризует детейс ограниченными возможностями здоровьякак детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания [2]. В категорию детей с ОВЗ относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.Следует отметить, что количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения,в последние годы увеличилось, но отсутствуют необходимые условия в массовой школе для реализации образовательных потребностей данной категории обучающихся. Современные родители нацелены на получение образования их детьми именно в условиях массовой школы, в которой бы ребенок с ОВЗ мог развиваться и социализироваться также, как и остальные дети. Данная проблема особенно остро встает на современном этапе. В связи с этим актуальным становится вопрос о необходимости введения инклюзивного образования. Ю.Л. Загуменовхарактеризует инклюзивное образование какспециально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступное обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении постандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей [3].
Возникла необходимость рассмотрения вопроса о создании условий, необходимых для получения детьми с ОВЗобразования в массовой школе.Требуется в процессеобучения и воспитаниясоздатьдля них специальные условия, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях массовых образовательных организаций.В исследованиях современных ученых поднимаются вопросы реализации инклюзивного образования и рассматриваются проблемы, препятствующиеэтому. Так в качестве основных барьеров указываются следующие:
архитектурная недоступность школ;
определенные категории детейпризнаются необучаемыми;
учителя не готовы к инклюзии;
родители детей инвалидов недостаточно осведомлены об инклюзивном образовании.В свою очередь, успешная реализация инклюзивного образования предполагает следующие результаты:
участие таких детей во всех мероприятиях;
адаптация менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;
возможности для обобщения и передачи навыков;
индивидуальная помощь не изолирует ученика[4].Одним из необходимых условий реализации инклюзивного образования является наличие в образовательной организации сенсорной комнаты, занятия в которой особенно важны младшим школьникам.Именно в младшем школьном возрасте идет формирование личности и каким будет познание окружающего мира в детстве, такую личность мы и получим в будущем. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенькой которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то естьот того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий его мир. Сенсорная комната –это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком. Уникальная sensory среда воздействует на все воспринимающие системы организма (обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную и др.). Это стимулирование «информационных входов» организма очень полезно для детей. Именно изза этих свойств сенсорная комната восстанавливает психическое и физическое здоровье ребенка[5]. Ценность сенсорных комнат заключается еще и в том, что имеющееся в них уникальное оборудование, оказывает оптимальное комплексное воздействие на нервную систему и все органы чувствчеловека, создает ощущение полной безопасности и радостное настроение,ребенок пребывает в обстановке, наполненной различными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста познает окружающий его мир.Кроме того, такие комнаты способствуют сенсорному развитию ребенка –развитиюего восприятия и формированиюпредставлений о внешних свойствах предметов, то есть. об их форме, цвете, величине,положении в пространстве и др.Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.В психологопедагогической литературе рассматриваются такие виды восприятия, как:–«восприятие формы –первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего, по форме;–восприятие цвета;–«восприятие величины –наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет» [6];–«восприятие пространства –формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия)»[7];–«восприятие времени –формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящий жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра)» [6];–«восприятие движений тела –складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;–восприятие особых свойств предметов и явлений –объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление олюбом предмете или явлении» [8];–«восприятие целостных предметов –главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия» [8].Сенсорные комнаты используются в образовательных учреждениях с целью: проведения коррекционных занятий с детьми с различными сенсомоторными нарушениями; педагогической коррекции детей; коррекции игровой деятельности; разрешения школьных проблем. Стоит отметить важность сенсорных воздействий и на развитие речидетей. Нормальное развитие речи и вместе с ним умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, так как именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание: все другие формы познания –запоминание, мышление, воображение –строятся на основе образов восприятия иявляются результатом их обработки. Опыт работы сенсорных комнат в образовательных организациях показал, что необходимо их оснащение определенным набором оборудования.Так, в частности, Кончакова С.В. утверждает, что для эффективного использования сенсорной комнаты в решении задач, возникающих в условиях инклюзивного образования, она должна быть снабжена следующими видами оборудования:
развивающее;
игровое;
световое (звездное небо, мерцающие занавеси, воздушнопузырьковые клоны и т.д.);
звуковое (релаксационная музыка и звуковые эффекты);
для звукои аромотерапии;
спортивное (сухой бассейн, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, тактильные панели для рук и ног, массажные мячики).
оборудование, направленноена релаксацию и реабилитацию детей: мягкие модули (пуфики, креслагруши и т.д.)[9]. Воздействие на эмоциональное и психическое состояние человека в сенсорной комнате может значительно различаться в зависимости от сочетаний используемых стимулов (музыки, света, запахов, цвета, тактильных ощущений): они могут расслаблять, тонизировать, восстанавливать, стимулировать. Именно поэтому сенсорная комната не только способствует релаксации, но и активизирует различные функции центральной нервной системы. Для обеспечения эффективности занятий в сенсорной комнате, необходимо следовать определенным рекомендациям. Так, в частности, педагогам, организующим занятия в сенсорной комнате следует соблюдать временной режим. Продолжительность занятий не должна превышать 40 45 минут. Для детей возбудимыхи склонных к различного рода психоэмоциональным перепадамсеансы занятийследует сокращать. Ребенок после посещения сенсорной комнатыдолжен ощущать отдых и покой, если занятия в сенсорной комнате были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, особенно, еслизадача, которую решал педагог,заключаласьв нормализации психоэмоционального состояния. Эмоциональный фактор, умело подключенный педагогом, сможет обеспечить наибольшую продуктивностьза минимальноеколичество времени.Форма проведения занятий должна определятьсяиндивидуальностью и творческим подходомсубъектов, как ребенка, так и педагога или психолога. Занятия могут протекать как индивидуально, так и подгруппами (по 24 ребенка). Важно учитывать и фактор численности обучающихся при проведении занятий. Количестводетей, участвующих в занятии, зависит от следующих условий: целей, стоящих перед педагогом, возраста обучающихся и размеров самой сенсорной комнаты. Если речь идет о необходимости достижения релаксационного эффекта, то занятия с детьми необходимо проводитьв индивидуальной форме.Поскольку ведущей деятельностью обучающихся начальной школы является игровая, то и занятия с детьми целесообразно проводитьв игровой форме. Их длительность определяется индивидуальными особенностями ребенка.Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Занятия в сенсорной комнате помогают решать задачи, связанные с:
психоэмоциональным состоянием обучающихся;
коррекциейнарушений в эмоциональноволевой сфере;
развитиемпознавательной деятельности детей и их интереса к исследовательской деятельности;
стимуляциейсенсорных процессов;
развитиемобщей и мелкой моторики, корректировкойдвигательных нарушений;
помощьюдетям, подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации.Основными методами работы в сенсорных комнатах являются:
игры и различного рода игровые упражнения;
дыхательные упражнения;
релаксационные упражнения(с помощью светового, звукового оборудования, специализированных мебельных модулей);
беседы и сказкотерапия;
наблюдения;
аромотерапия и музыкотерапия.Во время занятий в сенсорной комнате решаются задачи гармонизации отношений между детьми, формированияу них адекватных представлений об окружающем мире и отношений с ним. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение незрячим, слабовидящим ребенком сенсорными ориентировочными действиями и усвоение им системных сенсорных знаний.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство обр. и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010. –с. 49.2.Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –№ 16. –с. 38.3.Загуменов, Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменов // Столичное образование сегодня. –2008. № 11. –с. 1215. 4.Пуйлова М.А., Шевелева Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детейс ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. унт имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина . –Рязань, 2014. –588 с.5.Сенсорная комната. [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.dobmir.ru/sensor.html6.ЗапорожецA.B. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, форма и методы) //Дошкольноевоспитание. 2007. №8. С. 30 34.7.ЗинченкоВ.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.:МГУ, 2009.106 с.8.Габдулина Рания Робертовна_Формирование сенсорной культуры восприятия формы (величины, цвета) предметов средствами дидактической игры. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://sfedu.ru9.Кончакова С. В. Сенсорная комната в детском саду "Ласточка" [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606021/
Шевелева Татьяна Евгениевна,Студентка ТИ имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ(РИНХ), Таганрог
Сенсорная комната как условие психологопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы овладения способами чувственного познания мира и нагляднообразным мышлением, с целью успешного усвоения многих учебных предметов в школе детьмис ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с помощью предметноразвивающей среды сенсорной комнаты. Ключевые слова:дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, сенсорная комната, психологопедагогическое сопровождение, предметноразвивающая среда.
В последнее время изменилось представлениегосударства и общества о правах и возможностях ребенкаинвалида, чтопривело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Федеральном государственном образовательном стандартеначального общего образования особое внимание уделено вопросам обеспечения необходимых условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья[1].Семаго Н.характеризует детейс ограниченными возможностями здоровьякак детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания [2]. В категорию детей с ОВЗ относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.Следует отметить, что количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения,в последние годы увеличилось, но отсутствуют необходимые условия в массовой школе для реализации образовательных потребностей данной категории обучающихся. Современные родители нацелены на получение образования их детьми именно в условиях массовой школы, в которой бы ребенок с ОВЗ мог развиваться и социализироваться также, как и остальные дети. Данная проблема особенно остро встает на современном этапе. В связи с этим актуальным становится вопрос о необходимости введения инклюзивного образования. Ю.Л. Загуменовхарактеризует инклюзивное образование какспециально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступное обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении постандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей [3].
Возникла необходимость рассмотрения вопроса о создании условий, необходимых для получения детьми с ОВЗобразования в массовой школе.Требуется в процессеобучения и воспитаниясоздатьдля них специальные условия, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях массовых образовательных организаций.В исследованиях современных ученых поднимаются вопросы реализации инклюзивного образования и рассматриваются проблемы, препятствующиеэтому. Так в качестве основных барьеров указываются следующие:
архитектурная недоступность школ;
определенные категории детейпризнаются необучаемыми;
учителя не готовы к инклюзии;
родители детей инвалидов недостаточно осведомлены об инклюзивном образовании.В свою очередь, успешная реализация инклюзивного образования предполагает следующие результаты:
участие таких детей во всех мероприятиях;
адаптация менее навязчива и не содействует выработке стереотипов;
возможности для обобщения и передачи навыков;
индивидуальная помощь не изолирует ученика[4].Одним из необходимых условий реализации инклюзивного образования является наличие в образовательной организации сенсорной комнаты, занятия в которой особенно важны младшим школьникам.Именно в младшем школьном возрасте идет формирование личности и каким будет познание окружающего мира в детстве, такую личность мы и получим в будущем. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенькой которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то естьот того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий его мир. Сенсорная комната –это помещение с максимально комфортной и безопасной обстановкой, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком. Уникальная sensory среда воздействует на все воспринимающие системы организма (обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную и др.). Это стимулирование «информационных входов» организма очень полезно для детей. Именно изза этих свойств сенсорная комната восстанавливает психическое и физическое здоровье ребенка[5]. Ценность сенсорных комнат заключается еще и в том, что имеющееся в них уникальное оборудование, оказывает оптимальное комплексное воздействие на нервную систему и все органы чувствчеловека, создает ощущение полной безопасности и радостное настроение,ребенок пребывает в обстановке, наполненной различными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста познает окружающий его мир.Кроме того, такие комнаты способствуют сенсорному развитию ребенка –развитиюего восприятия и формированиюпредставлений о внешних свойствах предметов, то есть. об их форме, цвете, величине,положении в пространстве и др.Виды восприятия определяются характером воспринимаемых свойств, предметов и явлений действительности. Каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт.В психологопедагогической литературе рассматриваются такие виды восприятия, как:–«восприятие формы –первый вид восприятия, доступный ребенку в младенческом возрасте до 1 года, он учится различать предметы, прежде всего, по форме;–восприятие цвета;–«восприятие величины –наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет» [6];–«восприятие пространства –формируется на основе опыта через движение тела, конечностей, головы, глаз, к которым присоединяются зрительные образы изменяющихся при движении предметов, их пропорций, положения; формируется по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия)»[7];–«восприятие времени –формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящий жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; совокупность этих признаков закрепляется в таких понятиях: названиях времени суток, времени года, единиц измерения времени, течения времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра)» [6];–«восприятие движений тела –складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ;–восприятие особых свойств предметов и явлений –объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление олюбом предмете или явлении» [8];–«восприятие целостных предметов –главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия» [8].Сенсорные комнаты используются в образовательных учреждениях с целью: проведения коррекционных занятий с детьми с различными сенсомоторными нарушениями; педагогической коррекции детей; коррекции игровой деятельности; разрешения школьных проблем. Стоит отметить важность сенсорных воздействий и на развитие речидетей. Нормальное развитие речи и вместе с ним умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, так как именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание: все другие формы познания –запоминание, мышление, воображение –строятся на основе образов восприятия иявляются результатом их обработки. Опыт работы сенсорных комнат в образовательных организациях показал, что необходимо их оснащение определенным набором оборудования.Так, в частности, Кончакова С.В. утверждает, что для эффективного использования сенсорной комнаты в решении задач, возникающих в условиях инклюзивного образования, она должна быть снабжена следующими видами оборудования:
развивающее;
игровое;
световое (звездное небо, мерцающие занавеси, воздушнопузырьковые клоны и т.д.);
звуковое (релаксационная музыка и звуковые эффекты);
для звукои аромотерапии;
спортивное (сухой бассейн, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, тактильные панели для рук и ног, массажные мячики).
оборудование, направленноена релаксацию и реабилитацию детей: мягкие модули (пуфики, креслагруши и т.д.)[9]. Воздействие на эмоциональное и психическое состояние человека в сенсорной комнате может значительно различаться в зависимости от сочетаний используемых стимулов (музыки, света, запахов, цвета, тактильных ощущений): они могут расслаблять, тонизировать, восстанавливать, стимулировать. Именно поэтому сенсорная комната не только способствует релаксации, но и активизирует различные функции центральной нервной системы. Для обеспечения эффективности занятий в сенсорной комнате, необходимо следовать определенным рекомендациям. Так, в частности, педагогам, организующим занятия в сенсорной комнате следует соблюдать временной режим. Продолжительность занятий не должна превышать 40 45 минут. Для детей возбудимыхи склонных к различного рода психоэмоциональным перепадамсеансы занятийследует сокращать. Ребенок после посещения сенсорной комнатыдолжен ощущать отдых и покой, если занятия в сенсорной комнате были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, особенно, еслизадача, которую решал педагог,заключаласьв нормализации психоэмоционального состояния. Эмоциональный фактор, умело подключенный педагогом, сможет обеспечить наибольшую продуктивностьза минимальноеколичество времени.Форма проведения занятий должна определятьсяиндивидуальностью и творческим подходомсубъектов, как ребенка, так и педагога или психолога. Занятия могут протекать как индивидуально, так и подгруппами (по 24 ребенка). Важно учитывать и фактор численности обучающихся при проведении занятий. Количестводетей, участвующих в занятии, зависит от следующих условий: целей, стоящих перед педагогом, возраста обучающихся и размеров самой сенсорной комнаты. Если речь идет о необходимости достижения релаксационного эффекта, то занятия с детьми необходимо проводитьв индивидуальной форме.Поскольку ведущей деятельностью обучающихся начальной школы является игровая, то и занятия с детьми целесообразно проводитьв игровой форме. Их длительность определяется индивидуальными особенностями ребенка.Сенсорная комната способствует благоприятному воздействию и более эффективному усвоению информации, ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире.
Занятия в сенсорной комнате помогают решать задачи, связанные с:
психоэмоциональным состоянием обучающихся;
коррекциейнарушений в эмоциональноволевой сфере;
развитиемпознавательной деятельности детей и их интереса к исследовательской деятельности;
стимуляциейсенсорных процессов;
развитиемобщей и мелкой моторики, корректировкойдвигательных нарушений;
помощьюдетям, подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации.Основными методами работы в сенсорных комнатах являются:
игры и различного рода игровые упражнения;
дыхательные упражнения;
релаксационные упражнения(с помощью светового, звукового оборудования, специализированных мебельных модулей);
беседы и сказкотерапия;
наблюдения;
аромотерапия и музыкотерапия.Во время занятий в сенсорной комнате решаются задачи гармонизации отношений между детьми, формированияу них адекватных представлений об окружающем мире и отношений с ним. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение незрячим, слабовидящим ребенком сенсорными ориентировочными действиями и усвоение им системных сенсорных знаний.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство обр. и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010. –с. 49.2.Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –№ 16. –с. 38.3.Загуменов, Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменов // Столичное образование сегодня. –2008. № 11. –с. 1215. 4.Пуйлова М.А., Шевелева Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детейс ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. унт имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина . –Рязань, 2014. –588 с.5.Сенсорная комната. [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.dobmir.ru/sensor.html6.ЗапорожецA.B. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, форма и методы) //Дошкольноевоспитание. 2007. №8. С. 30 34.7.ЗинченкоВ.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М.:МГУ, 2009.106 с.8.Габдулина Рания Робертовна_Формирование сенсорной культуры восприятия формы (величины, цвета) предметов средствами дидактической игры. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://sfedu.ru9.Кончакова С. В. Сенсорная комната в детском саду "Ласточка" [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606021/