Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булавкин А. А. Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4066–4070. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85814.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению основных направлений оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина в обществе. Предназначена для практических работников правоприменительных структур, преподавателей, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и факультетов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Булавкин Александр Александрович,кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедрыадминистративной деятельности и организации деятельности ГИБДД ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД РФ», г. Краснодарbulavkin_aleksan@mail.ru

Основные направления деятельности полиции по обеспечению прав и свобод гражданина в современном обществе

Аннотация.Статья посвящена изучению основных направлений оперативнослужебной деятельности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина в обществе.Предназначена для практических работников правоприменительных структур, преподавателей, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов юридических вузов и факультетов.Ключевые слова:полиция, обеспечение прав и свободчеловека, общество.

Роль полиции в обеспечении прав и свобод человека и гражданина1рассматривается в различных формах и методах деятельности по осуществлению ее полномочий. Эти формы и методы избираются не произвольно, а всегда обусловлены содержанием конкретного вида деятельности.Учет объективных предпосылок, правильное определение форм и методов деятельности органов внутренних дел способствуют проявлению содержания работы, а определенные не правильно –тормозят работу. В этой связи, важное значение имеет верное определение форм и методов реализации территориальными органами внутреннихдел своих полномочий во всех областях деятельности, в том числе и в сфере обеспечения прав и свобод граждан.В научной литературе форма деятельности понимается как способ организации или существования процесса, явления. Форма в философии это еще и порядок расположения элементов, внутренняя структура целого, поэтому каждая форма в отдельности –«...это определенная часть деятельности органа, его структурных подразделений и личного состава... Вся управленческая деятельность складывается из определенных форм, каждая из которых объективно выражена и отличается от других форм»2.В настоящее время вюридической литературе выработан достаточно однозначный подход к определению форм управленческой деятельности как внешнего организационноправового выражения конкретных, однородных действий, совершаемых с целью практического осуществления поставленных задач. В силу этого содержанием каждой из форм деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан является совокупность однородных, конкретных действий сотрудников, связанных с созданием оптимальных условий для использования гражданами своих прав и свобод, устранением негативных факторов, затрудняющихреализацию последних, а также с обеспечением условий для осуществления прав граждан, наказанных за совершение правонарушений, с учетом соответствующих индивидуальных правовых ограничений. В основе действий сотрудников полиции лежит исполнение полномочий, которыми они располагают. Именно осуществление государственновластных полномочий определяет содержание форм их деятельности в рассматриваемой сфере. Каждая форма является неотъемлемой частью всей деятельности органов внутренних дел, и в этой 1Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 247ФЗ) «О полиции» // Российская газета, 2011, 8 февраля, № 25.2Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 301.связи соотношение между деятельностью этих органов по обеспечению прав и свобод граждан и отдельной ее формой проявляется как соотношение между общим и отдельным. Так как общее всегда является свойством отдельного, каждая форма служит выражением существа всего процесса деятельности полиции в данной сфере1.Необходимым условием правильного определения формы деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере является их соответствие содержанию этой деятельности. «Форма лишена всякой ценности, если она не есть содержание»2. При определении форм деятельности органов внутренних дел следует учитывать и тот факт, что каждое структурное подразделение, входящее в систему МВД, имеет свои специфические задачи и формы их решения. При сложной организации этих органов весьма затруднительно подвергнуть анализу всю совокупность форм, применяемых как в деятельности всей системы органов внутренних дел, так и ее отдельных подразделений по обеспечению прав и свобод граждан. Поэтому необходимо выделить такие формы деятельности органов внутренних дел в данной области, которые бы, вопервых, соответствовали всем формальным признакам этого понятия, а вовторых, отражали бы сущность содержания всех действий и распространялись на практику всей системы указанных органов в целом и в частности.Такими формами являются:

правоприменительная;

организационная;

воспитательная;

правоохранительная3.Правоприменительная форма отражает деятельность полиции по реализации своей компетенции и создании оптимальных условий для пользования ими. Она характеризуется изданием правоприменительных актов с целью конкретизации содержания прав и свобод человека и гражданина, установления порядка, пределов и оснований их реализации, а также индивидуализации других юридических фактов, с которыми связано дальнейшее существование прав человека и гражданина. Осуществление правоприменительной деятельности связано с правомерными и неправомерными действиями управляемых субъектов, а также является результатом самостоятельного волеизъявления полиции. И во всех случаях правоприменительная форма отражает целенаправленное воздействие этих органов на поведение субъектов в сфере обеспечения прав и свобод и направлена на создание благоприятной обстановки для реализации прав и свобод граждан.Организационная форма характеризуется:а) созданием необходимых условий для исполнения правовых актов, регламентирующих деятельность полиции в сфере правоохранительной деятельности;б) правового обеспечения прав и свобод;в) совершенствованием организационных структур;г) широким применением передового опыта других государственных органов;д) организацией взаимодействия с органами правосудия, прокуратурой и другими государственными структурами и ведомствами; 1Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.2Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2е изд. Т. 1. С. 159.3Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.е) наблюдением за исполнением должностными лицами и гражданами требований правовых документов, регулирующих вопросы обеспечения прав и свобод граждан.Организационная форма позволяет создать наиболее целесообразный порядок обеспечения прав граждан, поддерживать и совершенствовать его, приводить в соответствие с изменившимися условиями. Она предполагает организацию работы должностных лиц полиции, позволяющую эффективно использовать методы и средства с целью своевременного устранения негативных факторов, которые могут создавать препятствия реализации такихценностей, как права и свободыгражданина в обществе.Воспитательная форма определяется необходимостью повышения уровняправосознания как граждан, так и сотрудников полиции. При этом важное место в этой деятельности должно отводиться воспитаниюправовой культуры каждого гражданина в обществе, формированиюу них активной гуманистической жизненной позиции.Воспитательная работа, проводимая в органах внутренних дел, приобрела актуальность и в свете задач дальнейшего развития правового государства, признания приоритета цивилизованных норм общежития, обладающих общечеловеческими ценностями.Воспитательная форма присуща всем видам деятельности органов внутренних дел. Постоянно находясь среди населения, реализуя свои многочисленные полномочия, сотрудники территориальных органов внутренних дел, как представители исполнительной власти, систематически заняты воспитанием у граждан уважения к нормам, установленным в обществе, непримиримости к нарушениям общественных интересов, прав и свобод человека. Как автором уже отмечалось ранее, характерным для отношения россиян к институту права является то, что именно государственное управление и контроль считаются полезными в защите прав человека.1Воспитательная работа, в первую очередь, охватывает наиболее «трудные» слои населения, в определенной мере сохраняющие негативные взгляды, обычаи и традиции и склонные к совершению правонарушенийи преступлений. В центре внимания полиции находятся лица с низким культурным и общеобразовательным уровнем, на долю которых приходится значительное количество совершенных противоправных деяний, в наибольшей степени отрицательно сказывающихся на возможности реализации и осуществлении прав и свобод граждан.Основную позицию в системе форм деятельности полиции по обеспечению прав и свобод граждан занимает правоохранительная форма. Это объясняется тем, что органы внутренних дел по характеру своей работы относятся к числу специализированных правоохранительных органов, вследствие чего их деятельность с позиций функционирования всего государственного механизма может быть представлена как целиком правоохранительная, складывающаяся не только из защиты прав и свобод граждан от возможных их нарушений, но и создания наиболее благоприятных условий для их реализации.В то же время содержание данной формы охватывает не всю деятельность органов внутренних дел, а ту часть, которая выражается в действиях по пресечению поведения, запрещенного правовыми нормами, применению санкций, мер принуждения в случае совершения правонарушений. Охранительная деятельность предполагает вмешательство полиции в поведение субъектов, если оно не соответствует требованиям реализации прав и свобод граждан. 1Присваивающее правовое поведение: теоретикометодологический анализ.Булавкин А.А. г. РостовнаДону, «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки», № 6, июнь 2014 г.Правоохранительная форма является страхующим звеном в обеспечении прав и свобод граждан со стороны сотрудников полиции. Ее применение это результат недостаточности организационных и воспитательных усилий этих органов, действующих вовзаимодействии с другими государственными органами, а также общественными организациями и трудовыми коллективами, по созданию условий, необходимых для возможности беспрепятственного пользования правами, закрепленныхнормами Конституции для каждого человека и гражданинанашего общества.Вполне очевидно, что формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина тесно сочетаются между собой, взаимно проникают и обусловливают друг друга. Организационная деятельность в основном, а охранительные действия полностью не возможны без применения правового инструментария, посредством которого обеспечивается законность всех действий сотрудников полиции в отношении прав и свобод граждан.Практика показывает, что и воспитательная работа в ряде случаев нуждается в правовом регулировании. Как воспитательная, так и организационная работа, а также правоохранительные мероприятия оказывают непосредственное воздействие на деятельность полиции, осуществляемую в рамках правоприменительной формы, а также способствуют повышению ее эффективности.Как бы небыли совершенны формы, используемые в практической деятельности органов внутренних дел, важное значение имеют и методы, применяемые сотрудниками полиции при решении задач в области обеспечения прав и свобод граждан. Под методами понимается форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерности движения изучаемого объекта. Методы деятельности в обобщенной форме понимаются в основном как способы воздействия на управляемые объекты с целью практического выполнения задач, поставленных перед полицией.Метод раскрывает характер связей между участниками управления, имеющих волевой характер. Под методом государственного управления понимается характер волеизъявления одного участника в отношении другого1.В литературе правоохранительной направленности методы деятельности полиции по обеспечению прав и свобод граждан до настоящего времени не получили достаточно полного научного анализа, хотя именно этот вопрос представляет собой значительную трудность в ходепрактического управлениядеятельностью территориальных органов внутренних дел. Обеспечение прав и свобод граждан в рамках служебной деятельности сотрудников полиции осуществляется не изолированно, а в русле общего решения поставленных передними задач2. Общие методы решения задач распространяются и на их деятельность, связанную с охраной и защитой прав и свобод граждан, поскольку конкретная цель всегда достигается путем применения только соответствующих ей способов, аобеспечение прав и свобод также невозможны без применения соответствующих методов. Но так как деятельность полиции в рассматриваемой сфере не перекрывает самой основной их деятельности и соотносится с ней, как отдельное с общим, то соответственно методы, применяемые ими в связи с обеспечением прав и свобод граждан, также можно определить как частные по отношению к методам всей деятельности полиции. Вполне очевидно, что всю 1Отраслевой принцип в организации государственного управления. Манохин В.М. // Административное право и процесс, 2008, № 1.2Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета

Федеральный выпуск №5651от 7декабря 2011г.

систему методов, используемых в этом направлении деятельности органов внутренних дел,можно разделить на двегруппы:1) общие;2) частные.Для общих методов характерна их всеобщность и универсальность. Они распространяются на деятельность всех структурных подразделений системы органов внутренних дел, выступая важнейшими, необходимыми инструментами решения всех задач, поставленных перед ними. К общим методам относятся убеждение и принуждение.Для оптимального применения этих методов в деятельности органов государства принципиальное значение имеет тот факт, что соотношение убеждения и принуждения определяется объективными условиями социального развития. Изменение этих условий оказывает влияние не только на соотношение характера использования методов убеждения и принуждения, но и на содержание тех форм и средств, с помощью которых эти методы воплощаются в жизнь. Характерной чертой применения указанных методов является тот факт, что первому (метод убеждения) всегда должен отдаваться главный приоритет.Приоритет метода убеждения обусловливается самим гуманистическим характером создаваемогоправового государства, которое не может формировать отношения с гражданами на какихлибо иных основаниях, кроме убежденности в правильности своей политики. Убеждение предполагает воздействие на сознание и волю человека преимущественно средствами воспитательного характера. В результатетакого воздействия воля воспитателя становится для воспитуемого его волей, у него формируются взгляды, соответствующие взглядам убеждающего. Постепенно они приобретают форму нравственных принципов, которыми человек руководствуется во всей своей деятельности1.Полиция, опираясь на помощь общественных организаций и широких слоев населения, содействуют добровольному и сознательному исполнению всеми гражданами закрепленных в правовых нормах правил поведения, добиваются такого положения, чтобы уважение к праву,закону стало убеждением каждого человека2. При наличии у людей твердых убеждений,соблюдение установленных правил превращается в сознательную необходимость и не может выйти за пределы дозволенного,определенного правовыми предписаниями. В таких случаях правомерная реализация прав и свобод, точное исполнение обязанностей осуществляются людьми сознательно и добровольно.Метод убеждения в арсенале средств органов внутренних дел используется не только при решении правовоспитательных задач, но и как основной метод организации работы, позволяющей посредством применения воспитательных, поощрительных и иных мер убеждения стимулировать кадры на высокопроизводительный труд, творческую активность, дисциплинированность и ответственное отношение к делу.Возможность беспрепятственного использованиякаждым гражданином своихправ и свобод возможнатолько в условиях строгого соблюдения законности, безусловного исполнения всеми членами общества своих обязанностей3. По мере успешного продвижения нашего общества по пути формирования правового 1Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.2Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 247ФЗ) «О полиции» // Российская газета, 2011, 8 февраля, № 25.3Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) ст. 2, 15, 19, 24, 26, 29, 132.СЗ РФ. 2009, № 4, ст. 445 // РГ, № 7, 2009.государства деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан все более будет ориентирована на применение мер убеждения. Но пока нарушения закона продолжают иметьместо, будет сохраняться и необходимость в применении принудительных мер в отношении правонарушителей. Право невозможно без аппарата, способного принуждать к соблюдению правовых норм. В этой связи государство, заботясь об усилении воспитательной работы, придавая первостепенное значение методу убеждения, просто не может игнорировать возможность применения мер принуждения против лиц, которые совершаютпротивоправные действия. Как один из инструментов борьбы с нарушениями правовых норм метод принуждения продолжает быть необходимым в той мере, в какой он обеспечивает возможностьнаиболее эффективного перевоспитания правонарушителей, а также обеспечения законности, прав и свобод граждан.В деятельности полиции по обеспечению прав и свобод граждан принуждение используется в следующих случаях1:

для предупреждения и пресечения посягательств на личность, жизнь, здоровье, честь и достоинство человека и гражданина, их имущество;

для непосредственного принудительного осуществления прав и обязанностей граждан;

в связи с реализацией административной и уголовной ответственности.Методыубеждения и принуждения тесно взаимосвязаны, являются основными методами решения всех задач, возложенных на полицию2. В силу своей универсальности, масштабности и стабильности методы убеждения и принуждения нуждаются в детализации применительно к отдельным областям их использования. Конкретизация методов убеждения и принуждения в деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности по обеспечению прав и свобод граждан осуществляется с использованием частных методов:

поощрения;

профилактикиправонарушений;

наказания;

индивидуальной работы;

реагирования на жалобы;

письма и предложения;

оказания помощи в трудной жизненной ситуации.Объектом применения частных методов в работе территориальных органов внутренних дел выступает конкретная личность,либо характеризующаяся негативными формами поведения, либо испытывающая затруднения в пользовании конституционными благами3, либо наказанная в судебном порядке за совершение уголовных деяний, либо пострадавшая в результате неправомерных действий, повлекших за собой нарушения прав и свобод.Использование частных методов, а также их содержание обусловлены характером жизнедеятельности людей. Это позволяет дифференцировать воздействие со стороны органов внутренних дел на различные характеристики процесса реализации прав и свобод граждан с целью управления ими в соответствии с моральными и правовыми принципами российского демократического общества. 1Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 247ФЗ) «О полиции» // Российская газета,2011, 8 февраля, № 25.2Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 247ФЗ) «О полиции» // Российская газета, 2011, 8 февраля, № 253Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) ст. 2, 15, 19, 24, 26, 29, 132.СЗ РФ. 2009, № 4, ст. 445 // РГ, № 7, 2009.

Каждый метод имеет свое назначение и может быть применен только при наличии соответствующих для этого условий.Особое место в деятельности органов внутренних дел отводится методу профилактики, который выступает основным, решающимвидомдеятельности по обеспечению прав и свобод граждан.В реализации комплексавопросов, связанных с деятельностью органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод, немаловажное значение имеет работа по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Своевременное реагирование на поступающие обращения является весьма эффективным способом устранения и предотвращения нарушений прав и свобод граждан, способствует восстановлениюнарушенных прав, повышает эффективность борьбы с бюрократизмом, волокитой, злоупотреблениями, а следовательно, способствует улучшениюдеятельности всей системы органов внутренних дел1.Гуманизм в деятельности органов внутренних дел по охране и защите прав и свобод граждан обусловливает широкое использование метода оказания помощи лицу, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Использование данного метода не всегда обусловлено фактом совершения правонарушения. Обстоятельства, характеризующие такую ситуацию, могут быть самыми различными, и сотрудникиполиции всегда обязаны прийти на помощь нуждающимся в помощи гражданам,оказать им посильную моральную, материальную или физическую поддержку. В большинстве случаев оказание помощи лицу, попавшему в трудную жизненную ситуацию, является фактором, устраняющим препятствие для реализации им своих прав и свобод либо предупреждающим их нарушение.Существование метода обусловлено существованием конкретной формы деятельности. Каждый метод в отдельности это лишь возможность воздействия на объект, а чтобы данная возможность превратилась в действительность, необходимы конкретные формы ее реализации. В то же время форма деятельности является носителем содержания одного или нескольких методов и не может существовать как отдельное целое.Содержание форм и методов, используемых сотрудниками полициив служебной деятельности по обеспечению прав и свободграждан, обусловлено конкретноисторическими условиями, степенью развития данного общества. Поэтому содержание форм и методов деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина требует постоянного научного анализа с учетом имеющихся закономерностей и анализируемых тенденций развития общества. Все это,в конечном счете,будет способствовать осуществлению конституционной задачи государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в российском обществе.

Ссылки на источники1. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 247ФЗ) «О полиции» // Российская газета, 2011, 8 февраля, № 25.2. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 301.3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2е изд. Т. 1. С. 159.5. Присваивающее правовое поведение: теоретикометодологический анализ. Булавкин А.А. г. РостовнаДону, «Известия Южного федерального университета. Педагогические науки», № 6, июнь 2014 г.6. Отраслевой принцип в организации государственного управления. Манохин В.М. // Административное право и процесс, 2008, № 1. 1Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Учебник. Киричёк Е.В., Гончаров И.В., Барбин В.В. // Академия управления МВД России, 2014.7. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета

Федеральный выпуск №5651от 7 декабря 2011 г.8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправкахк Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) ст. 2, 15, 19, 24, 26, 29, 132.СЗРФ. 2009, № 4, ст. 445 // РГ, № 7, 2009.