Специфика организации работы автотранспорта на сборно-развозочных маршрутах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Красникова Д. А., Рахманкулова Р. Р. Специфика организации работы автотранспорта на сборно-развозочных маршрутах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4081–4085. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85817.htm.
Аннотация. В статье проанализированы методы решения задач организации работы автотранспорта при перевозке мелкопартионных грузов, выявлены специфические моменты данных перевозок. Рассмотрены программные продукты, применяемые для решения задач сбора и развоза грузов, и эффективность их использования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Красникова Дарья Андреевна,Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратов.dasha747@yandex.ru

Рахманкулова Руфина Раильевна,Студентка четвертого курса направления «Технологии транспортных процессов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г.Саратовlock94@yandex.ru

Специфика организации работы автотранспорта на сборноразвозочных маршрутах

Аннотация.Встатье проанализированы методы решения задач организации работы автотранспортапри перевозке мелкопартионных грузов, выявлены специфические моменты данных перевозок. Рассмотрены программные продукты, применяемые для решения задач сбора и развоза грузов и эффективность их использования.Ключевые слова: мелкопартионные перевозки, автотранспорт, маршрут, информационные технологии.

При осуществлении перевозок груза от крупных (по грузовому обороту) отправителей к более мелким получателям возникают обстоятельства, характерные для задач развозкиили задача сбора груза, которые являются наиболее важными и распространенными задачамипланирования мелкопартионных перевозок.Отличительная черта мелкопартионных перевозок состоит в том, что они реализуются, как правило, в городских условиях, вследствие чего возникают некоторые специфические моменты организации данных перевозок.В работе транспортного средства значительное место занимает время, которое затрачивается на операции, производимые при погрузкеразгрузке, и относительно немного времени уделяется непосредственно самой доставке этого груза. Интенсивность движения в городе и загруженность транспортной сети города оказывают основополагающее влияние при планировании и выполнении перевозок такого рода. В условиях города, где тесно соседствуют грузовые и пассажирские перевозки, остро возникает проблема безопасности в организации движения грузовых потоков.Автомобиль –источник загрязнения городского воздуха и возникновения шума, отчего наиболее важным является правильность регулирования перевозок, осуществляемых с помощью автомобилей.Существуетбольшой спектр задач планирования мелкопартионных перевозок. На практике эти задачи можно классифицировать на:

задачи развоза или сбора груза;

задачи сбора и развозаодновременно.Задачи развозав свою очередь разбиваются на два подкласса: задачи с одним отправителем и задачи где два и более отправителя.Задача развоза–это транспортная задача по доставке мелкопартионных грузов из центра распределения (базы, склада и пр.) большому количеству получателей, которые находятся в районе развозки. Спецификой задачи развозаявляется движение транспортных средств по радиальным и кольцевым маршрутам. Существует достаточно большое количество методов решения задачи развоза. Понятие эффективности мелкопартионных перевозок, прежде всего,связывается с сокращением общей протяженности маршрутов. Кромеминимизации общей протяженности маршрутов часто используетсякритерий максимизации использования грузовместимости занятых автомобилей или критерий минимизации числа использованных для перевозок автомобилей.Широкое разнообразие условий выполнения мелкопартионных перевозок проявляется, вопервых, в многочисленности применяемых критериев решения задач планирования и, вовторых, в реализации многокритериального процесса выработки решений на практике.Несмотря на большоеразнообразие задач планирования мелкопартионных перевозок, все они, с математической точки зрения, имеют важные общие черты, позволяющие отнести их к определенному классу задач математического программирования. Общность этих задач заключается в том, что множество допустимых решений в них конечно, а каждое допустимое решение строится из исходных элементов по определенным довольно простым правилам[1].Одним из наиболее распространенных методов итерации является метод КларкаРайта. Суть метода заключается в том, чтобы, основываясь на исходной схеме развозки, пошагово перейти к наиболее оптимальной схеме развозки с кольцевыми маршрутами. С этой целью применяют такой тезис, как километровый выигрыш. Итогом этих расчетов является матрица расстояний между даннымиобъектами. Хотя данный метод не всегда даёт необходимую точность производимых расчетов, так как он основывается на теории: длина пути между объектами пропорциональна расстоянию между объектами. Для нахождения решения задачи о развозке грузов с учетом ранее изложенных факторов применяются методы расчета расстояний на сети: метод потенциалов, метод «мельницы». Данные методы дают возможность обеспечения высокой точности расчетов. В ходе расчетов появляются две матрицы –матрица расстояний и матрица указателей. Вышеприведенные методы для расчетов используют матрицы. Здесьследует учесть, что возрастаниеколичества вершин приводит к существенному увеличению необходимого объема оперативной памяти, чтобыполучить решение, либо происходит замедлениеработу программы. Задачу о развозке грузов можно также привести к задаче коммивояжера, так как нужно произвести доставку и вернуться на базу, то есть посетить каждый пункт только один раз. Применение высокоэффективных преобразований даст возможность увеличить темп работы, а применение иных способов представления графов –сократить объем памяти. Задачу коммивояжера относят к классу NPполных задач, и точное ее решение вычисляется методом полного перебора, который для графов с большим количеством вершин занимает много времени. Использование информационных технологий в решении задачи транспортного обслуживания популярно, изза необходимости в кратчайшие сроки распределить крупные объемы перевозок между несколькими поставщиками и потребителями таким образом, чтобы минимизировать транспортные издержки. На сегодняшний день для создания маршрутов движения транспортных средств обширно используется специализированное программное обеспечение, именуемые геоинформационными системами. В настоящее время на отечественном рынке осуществляет свою деятельность довольно большое количество фирм, представляющих свои программные продукты для решения задач транспортного обслуживания производства. Максимальный успех на российском рынке имеют «Деловая карта», «TopLogistic» и «TransTrade». Целью программы «Деловая карта» является присоединение различных баз и источников данных (включая 1СПредприятие) к картам, пространственные сортировки и разметки данных по произвольным зонам, задачи оптимизации грузовых транспортных потоков. Эта система имеет ряд возможностей:

ведение базы данных клиентов. В качестве источников данных, обрабатываемых Деловой картой можно использовать базы данных Access, Excel;

уникальная технология расчетов для доставки грузов дает возможность получения мгновенного расчетамаршрутов целого парка автотранспорта. При расчетах манкируются грузоподъемность и вместимость транспорта, требования неотложности заказов и времени исполнения.

обеспечивается динамическое представление работы транспорта по доставки заказов, т.е. на любой момент времени, можно видеть на карте местонахождение транспортных средств и вид деятельности, т.е. разгрузка, погрузка, или следование в следующий пункт.

система автоматической прокладкимаршрутов автотранспорта с учетом организации дорожного движения обеспечивает реальный маршрут автомобиля для обслуживания клиентов, выбранных из базы данных по различным запросам или предпочтенным по карте с учетом весовых и количественных ограничений.

по расположению клиентов на карте можно сделать выбор для маршрутов объезда, контролируя протяженность, число клиентов, а также суммарные загрузки, например, общий вес или количество мест, соотнося эти данные с грузоподъемностью или вместимостью транспорта.

система документирования обеспечивает распечатку различных форм документов (списков, накладных, путевых листов и пр.) для клиентов, выбранных из базы данных по любым запросам или маршрутам объезда.

открытая база данных даёт возможность выполнять работу с информацией по видам деятельности с одновременной привязкой к карте. Система «TopLogistic» позволяет оптимизировать деятельность по доставке грузов в большом городе или регионе, осуществлять планирование, учет и контроль процессов, связанных с отгрузкой и доставкой, снизить издержки на доставку, улучшить качество обслуживания клиентов, обеспечить надежность работы всего логистического комплекса[2]. Программный комплекс позволяет:

автоматизировать работы по закреплению заказов заавтомобилями;

производить расчет маршрутов доставки заказов;

отображать адреса и маршрутыдоставки на электронной карте;

оптимизировать порядокобъезда точек доставки с возможностью его корректировки.

Система рассчитывает:

предполагаемый расход топлива, пробег, время работы каждого автомобиля, время прибытия на каждую точку доставки, планируемые затраты;

необходимость в автомобилях для обеспечения развозки. Система учитывает:

рабочее время каждой единицы подвижного состава;

ограничения по количеству пунктов доставки для транспортной единицы;

длительностьразгрузки заказа в точке доставки;

возможность подъезда специализированного подвижного состава к точке доставки;

зональный принцип формирования заказов. Система позволяет редактировать на карте и учитывать при прокладке маршрутов:

дорожнознаковую обстановку для различных категорий автотранспорта;

среднюю скорость движения по сегментированным участкам улиц и дорог. Информационное обеспечениетранспортного обслуживания на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест. Введениеновейших информационных технологий и переход к автоматизированной системе открыли новые возможности в организации обеспечения транспортного обслуживания производства. Появились современные технологии обработки транспортного обслуживания производства, грузового потока и его транспортировки. Последующее развитие электронной базы данных, а конкретно применение навигации и интернета дает возможность следить за состоянием грузопотока уже в динамике, и возможность планирования и рационального распределения грузового потока на местах. Программа «TransTrade» для автоматизации транспортных предприятий, а также любых отделов транспортной логистики, деятельность которых, соединена с решением транспортных задач и реализацией перевозок.«TransTrade»

многопользовательская транспортная программа с гибкой настройкой прав и полномочий, направленная на решение транспортных задач.Простой интерфейс с широким спектром функций, предоставляющий возможность исправить автоматизацию перевозок и грузоперевозок. Процесс автоматизации состоит[3]: регистрация всех необходимых сведений о каждой перевозке подбор исполнителей среди привлеченных транспортных компаний, частных водителей и субподрядчиков

оперативный контроль выполнения перевозок

создание и печать документов, просмотр отчетов. Расчет стоимости перевозок производится либо по тарифам (почасовая оплата, километраж, вес, объем), либо по фиксированным тарифам за маршрут, либо по договорным ценам, носящим индивидуальный характер. Все тарифные ставки разделяются на клиентаи на исполнителя. На основании принятых заказов мгновенно создаются и распечатываются платежные документы —либо по одному заказу, либо по сумме заказов, либо за определенный период предоставления услуг перевозок на транспорте. Кроме того, в программный продуктзаложена возможностьоперативного формирования основных транспортныхдокументов,такихкак печатная форма заявки на фирменном бланке компании, путевой лист, товарнотранспортная накладная, приказы о командировках, детализации оказания услуг для клиента и по исполнителю и многое другое. Преимущества транспортной программы:Установка полностью автоматизирована;Удобный интерфейс, для пользователя с любым уровнем владения компьютером;Одновременная систематизированная работа сотрудников;Гибкая системараспределения полномочий и прав пользователей данной программы;Внутрисистемная конфиденциальность информации;Составление протокола действий пользователей;Автоматизированность расчетов стоимости перевозок с учетомтарифам,;Разделение тарифов для клиентов и других контрагентов;Учет и анализ финансовых операций по оказанию транспортных услуг;Организациядокументооборота и хранений справочной информации;Печать заявки на основании шаблона на фирменном бланке;Формированиесчетов, счетовфактур, актов выполненных работ и других документов;Сегментации оказания транспортных услуг (отчет для клиента, отчет для исполнителя);Формированиенастраиваемых сводных отчетов (разбивка по неделям, месяцам);Многоступенчатая фильтрация заказов согласно заданным условиям отбора;Преждевременные оповещения о долгах;Возможность внесения специализированных дополнений в программу;Своевременная техподдержка пользователей по электронной почте и телефону. Таким образом, затраты на применение информационных технологий при организации и планировании мелкопартионных перевозок грузов позволяет повысить производительность, в случае когда имеется большое количество клиентов и их постоянное разнообразие. В случае наличия постоянной клиентской базы с небольшим количеством поставщиков или потребителей задачи развоза (сбора) целесообразней решать при помощи математических методов, рассмотренных выше. Применение математических методов или специализированного программного обеспечения позволяет повысить эффективность маршрутов движения по сравнению с составлением маршрутов на основе здравого смысла.

Cсылкина источники1. Кожин А.П. Математическиеметодыв планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками/ А.П.Кожин, В.Н.Мезенцев. –М., 1994. –214 с.2. http://toplogistic.ru3. http://transoft.ru