Возможности применения системы учета затрат и калькулирования «Стандарт-костинг» в ООО «Калачинское АТП-36» Омской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Якубенко М. Н., Нечай А. Е. Возможности применения системы учета затрат и калькулирования «Стандарт-костинг» в ООО «Калачинское АТП-36» Омской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4191–4195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85839.htm.
Аннотация. В статье подробно рассматривается сущность системы учета затрат «стандарт-костинг», а также проводятся расчеты затрат по системе «стандарт-костинг» на примере данных конкретного предприятия с целью обоснования авторского подхода к возможности применения системы стандарт-костинг в автотранспортном предприятии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Якубенко Марина Николаевна,Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, бухгалтерского учета и финансового контроля ФГБОУ ВПО ОмГАУ имени П.А. Столыпина, город Омскyakubenkomarina@mail.ru

Нечай Алёна Евгеньевна,Магистрант заочной формы обучения, ФГБОУ ВПО ОмГАУ имени П.А. Столыпина, город Омск.a.nechay91@gmail.com

Возможности применения системы учета затрат и калькулирования «Стандарткостинг» в ООО «Калачинское АТП36» Омской области

Аннотация.В статье подробно рассматривается сущность системы учета затрат «стандарткостинг», а также проводятся расчеты затрат по системе «стандарткостинг»на примере данных конкретного предприятия,с целью обоснования авторского подхода к возможности применения системы стандарткостингв автотранспортном предприятии.Ключевые слова:Стандарткостинг, калькулирование, затраты, норматив.

Системауправленческого учета«стандарткост» основываетсяна разработке стандартов на определенныевиды затрат (затраты труда, материалов, накладные расходы и другие) на основе прогрессивных норм, учитывающих прогресс техники и технологий. В связис этими стандартами ведется учет издержеки калькуляция себестоимости продукции с отдельным учетом отклонений от норм.Таким образом,создаются условия и возможностидля эффективногоуправления производствоми управления издержкамис целью снижения в случаях, когда они превышают установленные нормы.[4]В настоящее время в ООО «Калачинское АТП36» применяется метод исчисления затрат по полной фактической себестоимости.(см. табл.1)

Таблица 1 –Затраты по счету 20 «Основное производство»в ООО «Калачинское АТП –36» за 2013г., руб.

Название хозяйственной операции

Основание

Сумма,руб.ПроводкаДК1. Начислена заработная плата водителям автобусаПутевой лист автобуса236000,81

702. Начислены отчисления на социальное страхованиеДекларация82000,41

693. Списаны общехозяйственные расходыРасчетные документы (Счетфактура, Счет, Приходная накладная и др.)469000,45

264. Списаны ГСМКарточка учета ГСМ894000,74

1055. Списаны автошиныКарточка учета автошин54000,66

1076. Списаны запасные частиЛимитная карта163000

1047. Начислена амортизация по автобусамВедомость начисления амортизации207000,8

02Итого:

2105003,520

Однако рассматриваются возможности перехода предприятия на нормативный метод учета затрат, базирующийся на системе «стандарткост».В этом случае нормативные затраты будут рассчитываться на 1 километр пробега по необходимым статьям расходов.Рассчитаем норматив удельных затрат на 1 километр пробега для автомобиля марки ПАЗ3205, при эксплуатации на маршрутах по дорогам 2 категории в ценах на01.01.2013г. Наглядно в табл. 2 и табл. 3покажем используемые показатели, а так же расчет стоимости 1 км пробега в табл. 4.Таблица 2

Расчет заработной платы и общехозяйственных расходов на 1 км пробега перевозки пассажиров автомобильным транспортом в ООО «Калачинское АТП36» за2013г.



ПоказателиПАЗ3205(25мест)

Пояснения1. Оплата труда, руб.

236,81

базовая (миним.) тарифная ставка рабочих 1го разрядаруб.4330,00«Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 –2010 годы»(утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 07.07.2011)

разряд оплаты труда водителя, х

4

тарифный коэффициент, х

1,9

доплата за работу по графику с разделением смены на части, %

надбавка за особые условия и интенсивность труда, %

24

надбавка за классность водителям, %

25

стимулирующие виды поощерения, %

районный коэффициент, %

1,15

резерв на отпуск, %

нормативная заработанная плата водителя, руб.14096,96

нормативная заработная плата водителя в час, руб.85,39

время работы, час2,77

2.Отчисления на социальное страхование, руб.

82,41Федеральный закон №212ФЗ,тариф на обязательное соц. Страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний

норматив отчислений, %34,83. Общехозяйственные расходы, руб.469,45ФОТ прочих94% от ФОТ водителей + прочие расходы 70% от фот водителей + ЕНДВВ таблице 2, отражены такие показатели как заработная плата, отчисления на социальное страхование, общехозяйственные расходы, которые необходимы для определения затрат на 1км пробега ПАЗ3205.Таблица 3Расчет эксплутационных расходов на 1 км пробега перевозки пассажиров автомобильным транспортом в ООО «Калачинское АТП36» за2013г.

ПоказателиПАЗ3205(25мест)

Пояснения1. Расходы на топливо и смазочные материалы, руб.894,74

2. Расходы на топливо, руб.844,31

норма расхода на 100 км пробега, л34,00Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 NAM23p«О введении в действие методических рекомендаций», «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

зимняя надбавка, %5,5

надбавка на внутригаражные расходы, %10

норма расхода на 100 км пробега с учетом надбавок, л39,27

расход топлива, л39,27норма расхода/100*пробег

цена топлива, руб.21,5текущая цена3. Расходы на смазочные материалы, руб.50,43

норма моторного масла на 100 л общего расхода топлива, л2,1Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 NAM23p«О введении в действие методических рекомендаций», «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

норма трансмиссионного масла на 100 л общего расхода топлива, л0,3

норма спец. Масла и жидкости на 100 л общего расхода топлива, л0,1

норма пластичных смазок на 100 л общего расхода топлива, кг0,25

расход моторного масла, л0,82

расход трансмиссионного масла, л0,12норма смазочных материалов на 100 л общего расхода топлива/100*расход топлива

расход специального масло и жидкости, л0,04

расход пластичных смазок, кг0,1

цена моторного масла М8В, руб.43,88текущие цены ОАО «»ГазпромнефтьОМСК» по состоянию на 01.04.2011

цена трансмиссионного масла ТСП15К, руб.37,88

цена тосол А40 Стандарт, руб.53,00

цена Литол24, руб.77,783. Расходы на автомобильные шины, руб.54,66

среднестатистический пробег шины, км70000«Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД3112199108502»(утв. Минтрастом РФ 04.04.2002)

поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства К1, х1,0

поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства К2, х0,9

норма эксплуатационного пробега шины, км63000среднестатистическийпробег шины*К1*К2

количество ин, установленных на автобусе, шт.6

потребность в шинах, шт.0,009524пробег/норма эксплуатационного пробега шины*количество шин, устан. в автобусе

цена шины марки, руб.5739,00текущая цена4. Расходы на запасные части, руб.163,00

норматив затрат на рем.фонд на 1 км пробега, руб.1,63

стоимость транспортного средства, руб.1107 691,64рыночная цена

удельный вес затрат, %15,715,7% от рыночной стоимостиплановый пробег, км106611365дн*Квыпуска 0,9*9часов*36,06 км/ч5. Амортизация, руб.207,80стоимость транс. Средства*20/100/плановый пробег*100км

стоимость транспортного средства, руб.1107691,67Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N1(ред. от 10.12.2010) «О классификации основных средств,включаемых в амортизационные группы». Третья группа, срок полезного использования свыше 3 лет, до 5 лет включительно

норма амортизационных отчислений г год, %20

плановый пробег, км106611,39

В таблице 3, отражены затраты непосредственно необходимые для эксплуатации автомобиля и входящие в затраты на 1 км пробега. Данные показатели рассчитаны на основе нормативных документов, по расходу топлива, автошин и норм амортизационных отчислений.[5]Таблица 4

Расчет себестоимости1 км пробега перевозки пассажиров автомобильным транспортом в ООО «Калачинское АТП36» за 2013г.









Изучивтаблицу, можно сделать вывод, что при нормативном методе имеется больше возможностей получать сведения, нет надобности в организации дополнительного учета показателей, в частности производственных затрат, экономии материальных ресурсов, использования труда рабочих. [2]. Следовательно, перерасход по одним статьям возможен только за счет экономии по другим. Таким образом, применение этого метода приводит к рациональному использованию трудовых и материальных затрат на производстве ООО «Калачинское АТП36».Рассмотрим схему учета затрат в соответствии с системой «стандарт костинг» применительно к исследуемой организации. (см. рис. 1)Основными проводками при использовании системы учета затрат «стандарт костинг» является: Дт 40 «Выпуск продукции» Кт 20 «Основное производство» и Дт 43 «Готовая продукция» Кт 40 «Выпуск продукции».[2]

ПоказателиПАЗ3205(25мест)1. Средняя эксплутационная скорость, км/ч36,62. Пробег, км1003. Оплата труда, руб.236,814. Отчисления на социальное страхование, руб. 82,415. Эксплутационные расходы, руб1320,26. Общехозяйственные расходы, руб. 469,457. Всего расходов, руб.2108,87Себестоимость 1 км пробега, руб.21,09

Счета 10,70,69 Счет 20Счет 40Счет 43 Д и др. К Д «Основное производство» К Д «Выпуск готовой продукции» К Д «Готовая продукция» К

Д 20 К 10,70,69 и др. – 2105003,5 руб. (прямые затраты), Д 40 К 20 –2105003,5 руб.

Д 43 К 40 –2200000,0 руб.

из них 236000,81 руб. –прямая отражено оказание услуг отражена плановая себестоимостьпрямая заработная платапредприятием

оказанных услуг



Об. –2105003,5 Об. 2105003,5 Об. –2105003,5 Об. –2105003,5 Сдо = 0 Сдо = 0

Рис.1.Схема отражения на счетах учетных записей

при калькулировании себестоимости по системе ≪стандарткост≫

на примере ООО «Калачинское АТП36», руб.

В литературе, посвященной вопросам управленческого учета ,широко освещается метод стандарткостинг(standard costing), огромноевнимание уделяется также управлению по отклонениям. Как показывает статистика управленческого учета, анализ отклонений —эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления предприятием. Нормативный учет может быть примененпредприятием как целостная концепция, позволяющая проводить анализ общей ситуации и принимать решения. Но в случае если для предприятия это не актуально, оно может применять систему частично.[3]

Ссылки на источники1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник –М.: Омега –Л, 2014. –570 с. 2. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы и процедуры. –М.: Финансы и статистика, 2014. –352 с.3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»4. Аверчев С. М. Системы затрат. Управленческий учет.

М.: Управленческий учет, 2014. 360 с. 5. Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 20014г. N АМ23р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив исмазочных материалов на автомобильном транспорте».