Психофизиолог П. К. Анохин в Нижнем Новгороде: 1930–1935 гг.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стоюхина Н. Ю., Сироткина Т. В. Психофизиолог П. К. Анохин в Нижнем Новгороде: 1930–1935 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4196–4200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85840.htm.
Аннотация. Стандарт-костинг, калькулирование, затраты, норматив.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стоюхина Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г.Нижний Новгород natast0@rambler.ru

Сироткина Татьяна Васильевна,Студентка факультета социальных наук, ННГУ им. Лобачевского, г. Нижний Новгородsirotkina.t@gmail.com

Психофизиолог П.К. Анохинв Нижнем Новгороде: 19301935 гг.

Аннотация.Статьяпосвящена малоизвестному в истории психологии периоду в жизни известного советского психофизиолога П.К. Анохина –нижегородскому пятилетию(19301935 гг.). Возглавляя кафедру физиологии в Горьковском медицинском институте (ранее –в Нижегородском государственном университете), в процессе научных исследований он подошел к открытию теории функциональных систем, суть которой заключается в том, что человек не существует изолированно от окружающего мира. Постоянно испытывая воздействие определенных факторов внешней среды (обстановочная афферентация), он поразному реагирует на них: одни воздействия для него несущественны, неосознаваемы, а другие вызывают у него ответную реакцию–ориентировочную, и является стимулом для проявления активности.Ключевые слова:П.К. Анохин, функциональная система, метод активного выбора, онтогенетическое формирование функций, метод гетерогенных анастомозов, санкционирующая афферентация, сюрпризная проба, акцептор результата действия.

Высшее профессиональное образование психологапредполагает обязательное изучение того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, о чем говорят теории классиков И.М. Сеченова, И.П. Павлова. В ХХ в. были созданы более современные психофизиологические теории психофизиологов Н.А. Бернштейна, К. Халла, П.К. Анохина, объясняющих научение и поведение в целом, роли, которую психические процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, построения общих моделей регуляции поведения с участием в этом процессе физиологических и психологических явлений. В ряду отечественных психофизиологов Петр Кузьмич Анохин (18981974) занимает особое место. Предложив свое собственное понимание подкрепления, отличное от павловского, подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал о самой реакции, свидетельствующий о соответствии ожидаемому результату (акцептору действия) –он разработал теория функциональных систем, получившую широкую известность во всем мире. Его модель организации и регуляции поведенческого акта (модель функциональной системы), где есть место для всех основных психических процессов и состояний, способствовала пониманию адаптивных механизмов живого организма. Она как бы «расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений» [1,с. 50].В.Н. Дружинин отмечает, что «основные положения теории функциональной системы были сформулированы П.К. Анохиным еще в 1935 г.» [2, с.119], и мы хотели бы остановиться на этом мало известном для психологов факте, представляющем особый интерес с позиции «провинциальной» психологии [3]. Одним из методов историконаучного исследования является изучение биографий тех ученых, чей вклад в науку оказал влияние на ее развитие. Как пишет Б.З. Докторов, традиционно «биографические исследования трактуются лишь как дополнение к последним, иллюстрация к ним. Подобная практика, с одной стороны, не стимулирует расширение разработок собственно биографической направленности,с другой –обедняет взгляд на прошлое анализируемой области деятельности: по существу, из нее оказываются убранными ее создатели. Таких «безлюдных» картин прошлогонастоящего множество» [4, с. 18].История науки, показанная через биографию конкретного ученого, позволяет показать историю как непрерывно развивающиеся идеи, созданные конкретными людьми.Петр Кузьмич Анохин родился 27 января 1898 г. в г. Царицыне (ныне Волгоград) в семье железнодорожного рабочего. Отец Анохина был строгими молчаливым, а мать,Аграфена Прокофьевна, –полной противоположностью:общительная, любила веселиться и собирать гостей. Различия в характерах не мешали жить родителям в понимании и воспитывать троих детей –двух дочерей и сына. Отец П.К. Анохина несмотря на то, что был неграмотным, решил отправить своего сына в школу, мальчик быстро полюбил чтение; со временем к нему приходит страсть к более серьезной литературе[5, с. 56].Окончив в 1913 г. высшее начальное городское училище, Петр Кузьмич, чтобы помочь семье, поступаетконторщиком на железную дорогу, а затем сдает экзамены на должность почтовотелеграфного чиновника.Неудовлетворенность работой привела к тому, что он экстерном сдает экзамены за шесть классов реального училища и осенью 1915 г. поступает в Новочеркасское землемерноагрономическое училище. Юноша заинтересовывается естествознанием, но особенно увлекают его тайны человеческого мозга. Студенческие годы П.К. Анохина прошли в историческое переломное время для страны –канун Февральской революции 1917 года и Октябрьской социалистической революции. За пропаганду идей марксизма П.К. Анохин был исключен из училища.Идея «изучение мозга» созрела у Анохина под влияние работ И.П.Павлова, с которыми его познакомил ученик великого физиолога Н.А. Попов, бывший в то время профессором Новочеркасского педагогического института. Вскоре Анохину улыбается удача. В Новочеркасскв 1921 г. для агитирования народа на новую власть приехал представитель Реввоенсовета республики А.В. Луначарский1. В личной встрече с ним Петр Кузьмич рассказал о своих замыслах и высказал пожелание заняться изучением мозга, «чтобы понять материальные механизмы человеческой души», . Он так же рассказал ему, что хотел бы учиться этим наукам у передовых ученых, в частности у Бехтерева2. В тот же год по рекомендации А.В. Луначарского П.К. Анохин поступил учиться в Ленинградский государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ) [6, с. 78]и стал жить в общежитии –в здании бывшей гостиницы «Знаменской».Молодой республике нужны были специалисты, и молодой человек не стал упускать этот шанс и с первых лекций начал завоевывать внимание 1Луначарский А.В.

российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.2Бехтерев В.М.

выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.преподавателей. Он много читал дополнительной литературы, всегда готовился к занятиям и, наконец, решился обратиться к В.М. Бехтереву, который с радостью принял П.К. Анохина, –так начались их совместные исследования. В.М. Бехтерев приобщил П.К. Анохина к психиатрии, и даже дал ему вести исследования с двумя больными с разной формой меланхолии. В последствие Анохин говорил о том, что В.М. Бехтерев сделал огромное и важное для него дело –предопределил интерес будущего ученого к проблемам мозга и психики. Однако через год научные интересы П.К. Анохина определились более четко. Считая, что в психиатрии много недосказанного, больше словесного нежели экспериментального, Петр Кузьмич решил заняться более конкретной деятельностью, его интересовали факты, и это можно было сделать у И.П. Павлова, чьи лекции в Медикохирургической академиион стал посещать в 1922 г. с особым интересом. После личного знакомства с известным физиологом, который впоследствии взял Петра Кузьмича на работу в лабораторию, приступил к экспериментальной деятельности по условным рефлексам. В частности, Анохин стал изучать баланс между возбуждением и торможением. Работа у Павлова проходила в атмосфере высокого вдохновенного творческого накала и требовала не только знаний и сноровки, но и полной отдачи сил. Через несколько месяцев Павлов предложил Анохину заняться дипломом, помог ему выбрать тему по изучению «рефлекса новизны», и в 1925 г. на заседании Общества ленинградских физиологов состоялось выступление «Новизна как особый раздражитель на примере растормаживания» (в последствии, в 1932 г., этот доклад был опубликован в Нижегородском медицинском журнале). Работа у И.П. Павлова не мешает молодому ученому учиться в ГИМЗ и успешно его закончить в 1926 г.В этом же году П.К. Анохин избирается на должность старшего ассистента кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института (с 1928 г. —доцент), где преподавание предмета и научные исследования проводились учениками Н.Е. Введенского3, а именно: Ф.Е. Тура и Ю.М. Уфлянд. П.К. Анохин взял для исследования оригинальную работу на слюнной железе, результаты который был опубликованы в статье «О сосудистом и секреторном эффекте в слюнной железе под действием ацетилхолина» (1928). Продолжая работать в лаборатории И.П.Павлова, молодой ученый выполнил на кафедре института ряд исследований по изучению кровообращения головного мозга, механизмов условного рефлекса, особенностей кровоснабжения слюнной железы. Особое внимание посвятил вопросу изучения природы внешнего и внутреннего торможения.Таким образом, за сравнительно короткий промежуток времени (19211930 гг.) Петру Кузьмичу посчастливилось пройти подготовку у представителей трех ведущих отечественных физиологических школ: В.М. Бехтерева, И.П. Павлова и Н.Е. Введенского, оказавших влияние на формирование его личности и профессиональных качеств физиологаэкспериментатора[5, с. 1419].В 1930 г.на медицинском факультете Нижегородского государственного университета проводится конкурс на замещение должности заведующего кафедрой физиологии4. Именно И.П. Павлов помог П.К. Анохину получить это место, дав ему такую рекомендацию: «Свидетельствую, что знаю П.К. Анохина несколько лет как очень дельного, знающего и думающего научного работника в заведуемом мною физиологическом институте Академии наук. Он основательно вошел в новую и 3ВведенскийН.Е.

выдающийся русский физиолог, основоположник учения об общих закономерностях реагирования возбудимых систем организма.4Медицинский факультет Нижегородского государственного университета торжественно открылся 14 марта 1920 г. и просуществовал до 7 мая 1930 г., когда был преобразован в Нижегородский медицинский институт. После 7 октября 1932г., когда Нижний Новгород был переименован в город Горький, институт стал называться Горьковский медицинский институт (ГМИ).нелегкую область физиологии, изучаемых по методу условных рефлексов и сделал в ней несколько ценных исследований. На основании этого имею уверенность, что из него вырабатывается хороший специалист по физиологии, т.к. он (надо думать, с теми же качествами), работает и по другим отделам физиологии и в других физиологических лабораториях»[7].

Также содействовал работе Анохина в Нижегородском институте профессор И.П. Розенков5, писавший: «П.К. Анохина я знаю в продолжении 7 лет –2 года по совместной научной работе в лабораториях И.П. Павлова и 5 лет по его научным работам –по условным рефлексам и сосудистой системы. По своим работам Анохин всего производил и в настоящее время производит самое хорошее впечатление –четкость и ясность мысли, умение критически разбирать в литературном материале и в получаемых фактических данных, законченность в разрешении вопросов и осторожность выводов. Кроме этого Анохин несомненно обладает способностью и самостоятельностью ставить научные вопросы и их разрешать. Все это заставляет признать Анохина как вполне сформировавшегося физиолога, готового к занятию кафедры физиологии»[8].В 1930 г. 23 марта вышел приказо том, чтобы назначить на должность профессора по кафедре физиологии на медицинском факультетеНижегородского университета[9].Как пишет Е.Л. Голубева, приезд нового профессора физиологии из Ленинграда возбудил любопытство у студентов. Они ожидали увидеть почетного старца, обеленного сединами, но увидели высокого, широкоплечего, молодого человека с острым, внимательным взглядом, глубоко посажанными глазами и роскошной копной кудрявых волос. Студенты очень любили его лекции, они были настолько интересными, что скоро их стали посещать и преподаватели других дисциплин, сотрудники находившегося рядом биофака университета, врачи города [10, с. 2938].Е.М. Богомолова вспоминает о том, что в начале каждого занятия молодой профессоропрашивал студентов, для того чтобы выяснить, как была понята и усвоена его предыдущая лекция, и только потом переходил к разбору заданного по учебнику. Лекционный язык П.К. Анохина при всей его образованности был удивительно прост. Говорил молодой ученый легко и свободно, как бы размышляя вслух[11, с. 108].

Как признавался Петр Кузьмич, в собственных исследованиях его усилия был направлены на разработку детерминистической, материалистической концепции нервной деятельности; он пытался обнаружить физиологические основы форм человеческого поведения, ранее описываемых с помощью таких понятий, как «интенция», «выбор», «принятие решения» и т.п.[12, с. 203].Этот вопрос он пытался решить с помощью диалектического материализма. Анохин писал, что проблема «психики» и поведения представляет собою центральную проблему. Можно сказать, что вся философская система получала одобрение только в том случае, если какимнибудь образом эта проблема решалась; всякая научная теория и направление в исследовании высшей нервной деятельности и «психики» приводили ученых к какойлибо разновидности философской позиции. Таким образом была видна несостоятельность среди ученых точки зрения, что научное исследование чуждо философии, что должна существовать «чистая наука» и т. д. Молодой ученый настаивал на том, что проблема «психического» –проблема единства психического и проблема физического в труде, проблема локализации и ее место в формировании поведения –все эти вопросы, выдвинутые советской психоневрологией, вопросы, которые нельзя решить без правильных диалектикоматериалистических установок. Диалектический метод должен быть привлечен к 5РазенковП.И.

советский физиолог, академик АМН СССР (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1940). Ученик И.П. Павлова.решению вопросов: как и с помощью каких конкретных методик исследованиядолженполучиться нужный материал.В учении об условных рефлексах, которым занимались все физиологические лаборатории 30х годов, представлены богатые возможности анализа, дробления целого, в процессе установления качественных закономерностей его образующих, и эти аналитические достоинства еще долгое время могут быть использованы диалектической физиологией, но Анохин утверждал, что фактический материал условных рефлексов должен быть соединен с материалистической диалектикой в единое целое, а части полученные в ходе исследования, должны быть рассмотрены и поняты с точки зрения целостной динамики высшей нервной деятельности.Утверждая, чтоцелое изучать не всегда возможно,Петр Кузьмич рассуждал о принципе целостности как о маяке, который должен находиться в руках диалектикафизиолога, позволяющем ему заниматься анализом, оберегающемего от «ограниченности опыта» инеизбежно приводящемученого к механистической трактовке высшей нервной деятельности. Именно этот недостаток обозначил Анохин в учении об условных рефлексах, а именно –отсутствие предпосылок целостности мозговой динамики. Петр Кузьмич имел в виду кризис механистической интерпретации условных рефлексов, кризисе попытки применить это учение к объяснению человеческого поведения, а не о кризисе принципа условнорефлекторного изучения мозговой деятельности, поэтому оннаправил свою работу на глубокий анализ механизма высшей нервной деятельности, не теряя из сферы исследования целостности реакции животного[13, с. 4252].Для своих научных работ П.К Анохин применяетряд новых научных методов: активный секреторнодвигательный метод изучения высшей нервной деятельности (метод активного выбора), метод эмбриогенетического исследования, метод разрушения подкоркового аппарата, метод изучения химической динамики мозга, оперативный способ хронической анемии головного мозга и т.д.[14].Один из самых первых и успешных вышеперечисленных методов –метод активного выбора, применяя который, молодой ученый ставит и решаетследующие задачи: «Сохранить богатейшие возможности анализа, которые даны в методе условныхслюнных рефлексов академика И.П. Павлова; наряду с этим ввести элементы целостного поведения, поставив животное в условия активного двигательного выбора»[13, c.47]. Опыт состоял в том, что животное свободно располагалосьв станке, по обеим сторонам которого имелиськормушки. Экспериментатор произвольно связывалподкрепление из каждой кормушкис какимлибо условным раздражителем, поэтому при его включении животное оказывалосьв условиях выбора кормушки и направлялосьв сигнализируемую сторону, а после еды возвращалосьна середину станка. Такая ситуация опыта привелак организации двух систем моторного возбуждения в виде условных двигательных реакций к кормушке, которые в своей мотивационной основе являлисьпищевыми, а по пространственному расположению подкрепления–альтернативными. Использование этой методики дало возможность одновременно изучать как целостное проявление высшей нервной деятельности в виде активного выбора, так и вести анализ составляющих его компонентов. Опыты показали, что пусковой раздражитель не играет той исключительной роли при формировании поведения животного, которая отводится ему в условном рефлексе. Раздражитель будет только тогда иметь решающее значение, когда его действие объединено с обстановочной афферентацией и с пищевым возбуждением в одно органическое целое. Условныйраздражитель, как доказал эксперимент, имеет главным образом пусковое значение для выявление определенной предпусковой интеграции, сформировавшегося в данной обстановке на основе доминирующей мотивации[там же, с. 4752].Это были первые наблюдения эфферентного синтеза6,П.К.Анохин пытался понять его механизмы на основе теории условных рефлексов, взаимодействия двух дуг рефлексов на правую и левую стороны станка с точки зрения элементарных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Уже в первые годы работы в Горьковском медицинском институте (1932 г.), Петр Кузьмич приходит к выводу о том, что двухстороннее подкрепление формирует у животных два различных центральных комплекса возбуждений ивводит понятие «функциональная система». Изменение того или иного из компонентов целостности реакции не есть результат взаимодействия «отдельных рефлекторных дуг»друг на друга, а результат изменения общего комплекса возбуждения, мобилизующего на периферии тот или инойнабор эффекторных компонентов «специфичность реакций»[15, с. 126141].В 1933 г.в «Физиологическом журналеСССР им. И.М. Сеченова»П.К. Анохин пишет о возможности применения рефлекторного принципа к объяснению сложных комплексов нервной деятельностиивсе чаще размышляет о недоверии к теории рефлексов, считая, что изучение физиологии, неврологии и невропатологии давно вышли за пределы возможностей рефлекторной теории[16, с. 747].Немаловажно отметить, что как бы Анохин не критиковал рефлекторную теории, он нигде ее полностью не отрицал: «Я не хочу этим сказать, что рефлекторный принцип должен быть “сдан в архив”, наоборот, как общая схема “действия и ответа” он может вполне служить организующим моментом в исследовании, но для того чтобы претендовать на объяснение механизма нервной деятельности, он должен неизбежно изменить свое лицо, усвоив все достижения совместной неврологии»[15, с. 126141].В 1933 г. ученыйрешил заняться изучением онтогенетического формирования функций. Началась целая серия исследований в области филои онтогенеза, которые особенно хорошо развернулись в г. Горьком, первые результаты которых были опубликованы в «Нижегородском медицинском журнале»[17, с. 5960].Исходным пунктом этих исследований Анохин выбрал опыты П. Вейсса и его теория резонанса в нервной деятельности. Были проведены многочисленные серии опытов на аксолотлях с подсадкой дополнительной конечности не только в область задней ноги, как это делал Вейсс, но и в другие участки тела: область жабр, глотательной мускулатуры, в различные участки туловища, в область передних конечностей. При этом широко варьировали с возрастом и донора, и реципиента. Подсаживали не только конечности взрослого животного, но и зачатки их на ранних стадиях развития личинки.

Кроме подробных рассмотрений опытов П. Вейсса, Анохин был заинтересован работами А. Бете, а именно трудами посвященными ведущей роли периферии в различных формах деятельности организма и компенсации нарушенных функций. Эти работы заставили молодого ученого обратить внимание на роль периферии в интегративной деятельности организма. По сути,и Анохин и Бете пыталисьпри помощи метода гетерогенных анастомозов постигнуть свойства нервных центров [10, с. 3234].Опыты проводились в основном на собаках. У животных выделяли два разных нерваблуждающий (вагус) и лучевой. Перерезали каждый из них поперек на две части –центральную и периферическую, а затем сшивали центральный конец блуждающего нерва с периферическим концом лучевого(блуждающий нерв связывает головной мозг с легким и желудочнокишечным трактом, а лучевой идет к мышцам и чувствительным окончаниям кожи передней лапы). Через некоторое 6Эфферентный синтез стадия программы действия поведенческого акта. На этой стадии происходит интеграция возбуждений, идущих на эффекторы, в целостную последовательность двигательных реакции, хотя внешне действие может и не реализоваться. В результате Э. С. выстраивается детальная программа поведенческого акта.время «желудочные» и «легочные» чувствительные волокна блуждающего нерва подрастали к парализованной лапе[5, с. 28].По результатам проделанных опытов с гетерогенными анастомозами, Анохин и его сотрудники признали активное и постоянное действие афферентной нервной импульсации[15, с. 126141].Уже в 1935 г. Анохин установил, что афферентные импульсы, идущие в центр от исполнительных органов, выполняют направляющую и коррегирующую роль в эффекторных функциях, информируяцентральную нервную систему об успешной перестройке той или иной функции, Анохин назвал этот вид афферентации «санкционирующая афферентация»[18, с. 8688].В этом же году в предисловии к книге «Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности» П.К. Анохин дает первое определение функциональной системы:«функциональная система –это круг определенных физиологических проявлений, связанных с выполнением какойто определенной функции (акт дыхания, акт глотания, локомоторный акт и т.д.). Каждая такая функциональная система, представляет собой до некоторой степени замкнутую систему, протекает благодаря постепенной связи с периферическими органами и в особенности с наличием постоянной афферентации от этихорганов»[17, с.94].К.В. Судаков7в своей работе «Развитие общей теории функциональных систем в трудах П.К. Анохина» настойчиво подчеркивал, что функциональные системы представляют замкнутые организации, объединяющие центральные и периферические механизмы на основе постоянной афферентацииот периферических органов. Уже в первоначальном определении функционалах систем был заложен принцип регулирования по конечному эффекту –кибернетический принцип обратной связи[15, с.129].Петр Кузьмич настойчиво искал ответа на вопрос:по каким признакам организм определяет окончание компенсации или приспособительное значение любого поведенческого акта? Как организм исправляет ошибки поведенческой деятельности? Ответ на эти вопросы дали опыты, проводившиеся по оригинальной методике, получившей название «сюрпризная проба». Сущность этой методики состояла во внезапной подмене безусловного подкрепления у животного с устойчиво выработанным условным рефлексом. Внезапная подмена вызывала у животного бурную ориентировочную реакцию и даже временный отказ от еды. Возникшую реакцию «рассогласования» можно было объяснить только тем, что задолго до этого, как животное получит подкрепление, все «качества подкрепляющего фактора со всеми характерными его параметрами предсказаны мозгом раньше, чем появится само это подкрепление». Таким образом,была открыта важная закономерность в работе головного мозга: предсказывать основные афферентные черты будущего результата действия, т.е. подкрепления. Вначале этот аппарат получил название «заготовленное возбуждение» (1933 г.), затем –«акцептор результата действия» (1955 г.)[19, с. 911].Петр Кузьмич Анохин в период работы в Горьком делает три своих главных открытия: теория функциональных систем, «обратная афферентация», «акцептор результата действия».Но не надо думать, что «горьковский период» был абсолютно безоблачен. В самом начале работы в 1931 г. на кафедре Анохин сильно ударился плечом, боль с каждым днем только усиливалась. Рентгенографическое обследование констатировало: саркома плечевой кости[5, c. 3031].В связи с этим, Анохин просит отправить его для длительного лечения на один из курортов южного побережья 7Судаков К.В. –с 1974 по 2008 год возглавлял Научноисследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина РАМН, заведующий кафедрой нормальной физиологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, доктор медицинских наук, профессор, академик Российской Академии медицинских наук.Черного моря[20].А 6 апреля 1931г. профессора направляют для лечения в г. Ленинград[21].Студенты волновались о судьбе любимого профессора, которого должны прооперировать. Известный ленинградский ортопед профессор Ф.Р. Вреден блестяще справился с этой задачей, удалив головку плеча и заменив ее малоберцовой костью. На счастье, опухоль оказалась остеобластокластомой, что давало надежды на хороший результат. После операции П.К. Анохина радостно встречали родные и студенты, все надеялись на его долгую работу в Горьковском мединституте[22, c. 2829].После лечения Анохин сразу окунулся в работу состудентами на кафедре. Будучи учеником И.П. Павлова, Петр Кузьмич с глубоким уважением относился к своему великому учителю до последних дней своей жизни. Он подчеркивал, что предложенная им теория функциональной системы является развитием павловского учения. О направлении своих исследований П.К. Анохин докладывал И.П. Павлову и в личной беседе, и на знаменитых павловских «средах»8. С большим интересом Павловотнесся к опытам с условными секреторнодвигательными рефлексами и просил держать егов курсе полученных результатов[23, c. 5152].Осенью1935 г. Анохина освобождают от заведования кафедрой нормальной физиологии ввиду перехода на работу в Всесоюзный институт экспериментальной медицины[24].С переездом из Горького в Москву он организовал новый отдел вВИЭМ и собрал около себя большой коллектив работников[25, c. 55].Тогда же в 1935 г. Петр Кузьмич разработал концепцию о функциональной системе как основной единице нейрофизиологической интеграции, включив в эту систему идею об санкционированной афферентации, таким образом предвосхитив развитие обратной связи в кибернетике и системного подхода в психобиологии[26, c. 203204].Эти немаловажные открытия были сделаны благодаря усердной и кропотливой работе в Горьком в период с 19311935 гг. Приятно осознавать, что такой большой ученыйпреподавал и проводил исследования в Горьковском медицинском институте, именно работа в Горьком дала продуктивный толчок для дальнейших успехов в научном будущем молодому специалисту Петру Кузьмичу Анохину.

Ссылки на источники1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2008. –583с.2.Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.3.Стоюхина Н.Ю. Некоторые вопросы о ликвидации психотехники // Современные научные исследования. Концепт. Вып. 2. 2014. ART54507. URL: http://ekoncept.ru/2014/54507.htm. –Гос. рег. ЭлNo ФС7749965. –ISSN 2304120X4.Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов. –М., 2008.5.Макаренко Ю.А., Судаков К.В. Анохин П.К. М.: Медицина, 1976, 72 с.6.Анохин П.К. (18981974) / АНСССР.Библиогр. Сост. Дворнициной Н.С., Макаровым В.А. М.: Наука, 1987, 127 с.7.ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 3а. Д. 10. Л 12.8.ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 3а. Д. 10. Л 10.9.ЦАНО. Ф. 2533. Оп. 3а., Д. 10.Л 15.10.

Голубева Е.Л. Далекое прошлое / Анохин Петр Кузьмич. Воспоминания современников, публицистика. М.:Наука, 1990, 284 с.11.

Богомолова Е.М.Десять лет в школе Анохина П.К. / Анохин Петр Кузьмич. Воспоминания современников, публицистика. –М.: Наука, 1990, 284с. 12.

Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. –М.: Политиздат, 1991, 480с. 8Беседы ПавловаИ.П. с сотрудниками и прикомандированными стажерами по средам и пятницам постепенно переросли в знаменитые «павловские среды», часть которых, начиная с 1929 г., была записана в виде протоколов. Позднее фрагменты этих протоколов были изданы.13.

Анохин П.К. Изучение динамики высшей нервной деятельности // Нижегородский медицинский журнал. 1932.№7

8. С. 475214.

ЦАНО. Ф.2533. Оп. 3а. Д. 10. Л. 98 об. 15.

Судаков К.В. Развитие общей теории функциональных систем в трудах П.К. Анохина // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 3. С. 126 –14116.

Анохин П.К. Изучение динамики высшей нервной деятельности // Физиологический журнал СССР. 1933. № 5. Т. 16. С. 747 76617.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975, 488 с. 18.

Анохин П.К.Узловые вопросы теории функциональной системы.

М.: Наука, 1980, 196 с. 19.

Макаров В.А. Краткий биографический очерк / Анохин Петр Кузьмич. Воспоминая современников, публицистика. –М.: Наука, 1990, 284 с.20.

ЦАНО Ф.2533, Оп. 3а. Д. 10. Л. 36.21.

ЦАНО Ф.2533, Оп. 3а. Д. 10. Л. 42.22.

Блохин Н.Н. Ведущий физиолог страны / Анохин Петр Кузьмич. Воспоминания современников, публицистика. –М.: Наука, 1990, 284 с.23.

Шумилина А.И. Минувшее проходит передо мной / Анохин Петр Кузьмич. Воспоминания современников, публицистика. –М.: Наука, 1990, 284с.24.

ЦАНО. Ф. 2533, Оп. 3а. Д. 10. Л. 122.25.

Ухтомский А.А. О научных работах профессора Анохина Петра Кузьмича / Анохин Петр Кузьмич. Воспоминания современников, публицистика. –М.: Наука,

1990, 284 с.26.

Корсон С. Ученый на все времена / Анохин Петр Кузьмич. Воспоминания современников, публицистика. –М.: Наука, 1990, 284 с.