Король и Шут: социально-онтологическое позиционирование Трикстера во власти
Выпуск:
ART 85850
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мулляр
Л.
А. Король и Шут: социально-онтологическое позиционирование Трикстера во власти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4246–4250. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85850.htm.
Аннотация. В статье проанализированы социально-онтологические смыслы фольклорно-сказочного феномена «трикстер»; определены особенности его позиционирования как социокультурного сегмента власти.
Ключевые слова:
социокультурное пространство, власть, трикстер, социальная онтология, фольклорная сказка
Текст статьи
Мулляр Лилия Анатольевна, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и математических дисциплин ФГБОУ ВПО «СевероКавказский институтфилиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г.Пятигорск
mullyar@mail.ru
КорольиШут:
социальноонтологическое позиционированиеТрикстераво власти
Аннотация.В статьепроанализированы социальноонтологическиесмыслыфольклорносказочногофеномена «Трикстер»; определены особенности его позиционированиякаксоциокультурногосегментавласти.Ключевые слова: Трикстер, социальная онтология, власть, социокультурное пространство, фольклорная сказка.
Социум творит и манифестирует себя вфольклорныхобразахконцептах персонажей ив ихдраматических взаимодействиях. Социальноонтологический потенциал фольклора обеспечиваетнетривиальное восприятие социального бытия, снабжает социальный процесс исключительнойсмысловой энергией,столь важнойдля погружения всемантику социальногоопыта:«Онтология социальная не постулируется как это было в традиционной философии, но «выводится» из различных форм социального опыта, вырабатывается в ходе осмысления разнообразных человеческих проблем»[1]. Онтология власти может быть «выведена» из фольклорнойформы социального опыта весьма ярких и характерных образовконцептов«Царьгосударь» /Король (репрезентирует официальную социальнуювласть) и Шут / Трикстер(выражаетлатентные социальные смыслытеневых/ оппозиционныхсторон властииразоблачает этатическийфарс).Стратегии властив фольклорной сказке можно условно разделить на два сценария: консервативный(реализуется в образеконцептеЦаря / Короля), новационный (реализуется в образеконцептеШута / Трикстера).Образконцепт Царь / Корольв реализации консервативнойстратегии власти. Сказочный Царь / Король репрезентантпатриархальнойвласти является обязательным организационностабилизирующим началом в сказочном царстве: «В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь…». Для сказочного властителяхарактерны стереотипные черты: обыкновенно это немолодой (зрелый), чащевдовый мужчина;отец героини, который устраивает брачное состязание, или отец /господин героя, поручающийему «службу сослужить». «Наивный монархизм» сказки выражен трепетным отношениемцаредворцевк правителю, веройподданныхв его «чудесные» управленческие способности, идеализацией царской власти. «Царистские иллюзии» фольклорной / фольклористической сказки отражаютэмоциональномистическое патриархальноконфессиональное восприятие власти:это универсальныйсоциальныйфеноменхаризматическоготипагосподства, «пронизывающий» все сферы социальной реальности, порождающийсоциальнуюустановкуна общественное восприятие правителя как наделённого «чудодейственными» свойствами.Царь / Король непосредственно участвует в созиданиимоделисоциального бытия.Его функции формализованы в разрешение спорных ситуаций (гарантия соблюдения законности и социальной справедливости при поощрении и наказании); командование войском (гарантия поддержания социального порядка и защищённости государства); загадывание трудных задач герою (гарантия выполнения взаимныхсоциальных обязательств государства и народа). Важнейшим аспектом царской власти правомерно считать ееинерционность, заключающуюся в нежелании Царя / Короля, который «чудовищно консервативен, если не сказать инертен»[2], изменять «жизнепротекание»во вверенном ему королевстве;встремлении сохранитьстабильность социального бытия;в отсутствии новаторских устремленийи пассивном приспособлении к жизненнымситуациям;в переадресации социальной ответственности внешним инстанциям (богу, обстоятельствам, ИвануДураку). Волшебный Царь / Корольвыступает законодателем сказочной нормативности, задает илисоздает«сакральную» управленческуюситуациюинерционноконсервативнуюкак своеобразноепространствосоциальноонтологического «бездействия». Фольклорная сказка этой ситуацией не только репрезентирует, но и манифестируетпатриархальныемотивы незыблемостии святостивластив цикле управленияраспоряжения. Вместе эти мотивы дают почти все основные консервативноохранительныеэлементы властии обосновываютнезыблемостьмонархической традициивсказочном государстве.ОбразконцептШут / Трикстерв реализации новационнойстратегии власти.
Трикстер (в буквальном переводе «плут, озорник, трюкач, обманщик, хитрец, ловкач»), как пишет А. ван Генис, это «единственный способ перебраться из одной действительности в другую измениться самому, претерпеть метаморфозу… Собственно, граница это провокация, вызывающая метаморфозу…»[3]. Основные признаки этого образаконцепта: нарушение сложившихся традиций; провокация и инициатива социокультурного действия; обмен культурными ценностями между «своим» и «иным» царствами;формализация неявного в явное; синкретизм Родителяи Ребенка.Цели Трикстера: накоплениеипередача опыта следующему поколению, обучение посредствомпровокации и испытания. Трикстер медиатородновременно является олицетворениемграницы и великимее нарушителем: «работает» напределе между жесткой конфигуративностьюсоциокультурной системы и многовариантностью социального бытия. Трикстер возникает и начинает действовать тогда, когда «не срабатывают» привычные модели и стереотипы социального бытия: образ мастера перемен и разрушителя шаблонов маркируетсягиперактивной способностьювосприниматьонтологические вызовы и проявлять инициативу[4]. В свое время К.Г. Юнг обосновал идею о выходе страстей, нелегитимизированных моральными нормативамиобщества, как реализацию Трикстером функциипровокации,слома социальных устоев в социокультурныхпроцессах. В частности, во время средневекового карнавала социум «санкционировал» трюкачество чувственности, сексуальные утехи, чревоугодие, безудержное веселье. Это буйство страстей прикрывалось Маской главным атрибутом Трикстера как Трюкача: социум навремя становился ТрикстеромТрюкачом относительно самого себя, Тенью / Оппозициейсамого себя. Торжествовала онтологическая вседозволенность, посколькуТрикстерспособен изменять облик, мгновенно перевоплощаться и лукавить, демонстрировать дуалистическую животносакральнуюприроду.Отсутствие рамок и сдерживающих факторов, как считает Юнг, способствует выделению огромной «первобытной»/ детскойэнергии, которая делает носителя этого архетипа(образаконцепта)весьма актантактивным(мощный потенциал достижения результата). Как инициативныйсоциокультурный персонаж, Трикстервыполняет актуальную препозиционную функцию «запуска» в ситуации управления процессом, явлением, событием, отношениями.Распространенность архетипа/ образаконцептаТрикстерв культуреявляется следствием самой природы Трикстера, способности к бесконечному числу трансформаций, продуцированию новым смыслов, «вненаходимости»относительносемиотически различныхсостоянийсоциума.Чтобы понять, каким образом разнородные атрибуты, которые мывидим в трикстерах, не только уживаются в одном образе, но и взаимодействуют между собой столь успешно, что имеют самое широкое «хождение в культуре», необходимо учитывать антропологические, фольклористические и религиозные исследования, могущие много сказать о характере Трикстера как воплощении жизнеутверждающего духа свободы, позволяющего нарушать табу и выходить за рамки жестко обусловленного социального контекста;как воплощениистремления к«терпимомубеспорядкуна грани хаоса»[5], необходимого для того, чтобы не допустить чрезмерного повышения энтропии, всегда угрожающей системе, которая становится слишком упорядоченной, контролируемой и предсказуемой. Протестнаярадость освобождения от оков консервативного порядка дает Трикстеру желание и силыпосмеяться над существующимисоциальнымиустановлениями (например, образконцепт Шут). Пародируя существующие формы и структуры социальноорганизованнойжизни, меняя местамигосподствующие в общественном сознании роли, иерархии и ценности, Трикстерпоказывает, что в существующем социальном порядке вещей, в конечном счете, нет никакой необходимости, что известные схемынаходятся под сомнением, и все возможностиновоговыявлены.Игнорируя социальные предписания, Трикстер разрывает круг предопределённостибытияи дополняет, «приращивает» социальную реальность. Он идентифицируется с созидательными силами (социальноонтологические «взлёты»,конструирование), но, в тоже время, постоянно ведет себя самым антисоциальным (социальноонтологические «риски», деконструирование) образом.Трикстерведет себя каконтологическийРебёнок, осваивающийопыт развития «социального коллективизма» и обладающиймощным потенциалом перманентной трансформации.ПерсонажТрикстераРебенка, с одной стороны, манифестируетвечное признание своего младшего места в патерналистской среде, с другой стороны, оппонируетонтологическому Родителю. Для образноконцептуального комплекса ТрикстерРебенокхарактерен бунт против патриархальной (родительской),то есть легитимной, государственной или иной утвержденной власти и устоявшихся правил. Это типичный вариант детского / подросткового бунта в культуре. Каким образом может проявить себя Трикстер, то есть Вечный Ребенок / Подросток?ТрикстерРебеноксуществует в режиме перманентного«сверхреагирования» (неповиновения) на власть:своеобразиебунта против патриархальной (родительской)власти выражается в непринятии и осмеянии действий Родителяв социальноонтологическойоппозиции официозу. Занимая положение Трикстера, будучипостоянно вовлеченнымв дела клана, однако без реальной власти или ответственности, социальноонтологическийРебенокв качестве провокатораможетпродуцировать спонтанные, идеалистические, гротескныесоциальные инициативы. Данный формат применимк осмыслению не только отдельных поступков вымышленного «трюкача», но и к пониманиюментальной специфики определенных эпох илитрагическогожизненногопути реального исторического персонажа, как, например, в случае с русскимимператоромПавломI.Его мать Екатерина Великаяигнорировала в нём его лучшие черты.Романтизм и идеализм, свойственные ПавлуI(онтологическому Ребенку), а также стремление к обновленномупорядку, которые весьма способствовали бы систематизациигосударственной жизни при иных условиях, «закисли» в его императорском «стародевстве», были подавлены властностью матери(онтологического Родителя)и не были пролонгированыв реформаторские усилия государственного деятеля. В данном случае уместно говорить о формально значительнойофициальной власти и влиянии, несовместимыхс реальным масштабом личности, но выступающих в качествефакторов,способствующих ленности, потребительскому отношению, стремлению к эпатажностичертах, свойственныхРебёнку. Получивший власть и возможности влияния онтологический Ребенокс большой вероятностью останется Вечным Ребенком, сломленным или государственной машиной (онтологическимиРодителями, от которых Ребенокеще не освободился), или собственной актантпассивностью и инертностью,или и тем, и другим вместе.Социальная Трикстериадаособенно узнаваема в традиционных обществах (рабовладельческих и феодальнокрепостнических)прошлого. Идеология патернализма при крепостном праве в Российской империи понуждала помещика бытьонтологическим Родителемопекуном, воспитателем, судьей и полицейским для своих крестьян, в то время как принудительный труд лишь способствовал укоренению лени, хитрости, безответственностии отсутствию работоспособности у зависимых людей. При этом крестьяне,как правило, были уверены в том, что помещик(Родитель)обязан о них позаботиться в трудную минуту, равно как и в том, что украсть у барина небольшой грех.Черты Трикстера обнаруживаются и у деятелей крупных социальных процессов. Например, В.И. Ленина роднит с Трикстером уже то, что он, будучи революционером, претендовал на кардинальное переустройство социального бытияи являлся культуртрегером. При этом,новый мир творился посредством хитрости, трюка. Свидетельство этому научное наследие В.И. Ленина, особенно те сочинения, где он обосновывает правомерность и историческую неизбежность революцииименнов России. Фактически В.И. Ленин переворачивает социальную теорию классиков марксизма. ЕслиК. Маркс и Ф. Энгельсговорили о социалистической революции в неопределенном будущем после достижения достаточно высокого уровня развития капитализма, причем гделибо в центре капиталистического мира, то В.И. Ленин переносит идею социалистической революциив ближайшее и конкретноенастоящее и в Россию в наиболее слабое звено,на перифериюмировой капиталистической системы. Но делает он это не по недоумиюили случайной ошибке, а в качестве спланированного хитроумного трюка. Таким образом,типичный, наиболее известный тpикстеpный поступок переворачивание В.И. Ленин применил для другого типичного тpикстеpного поступка хитроумного обмана, трюка. Впрочем, чисто карнавальное переворачивание тоже входилов арсенал ленинских действий:достаточно вспомнить, например, егомаскугрими костюмв ситуации преследованияполициейлетом 1917,пребывание в Разливе,знаменитое высказывание о кухарках, которые должны править государством. В современномсоциальнополитическом пространствеРоссиитоже можно обнаружитьТрикстера. Например, В.В. Жириновский это ярко выраженныйТрикстерво властивесьматалантливый игрокилицедей, что признается как правыми, так и левыми политическими силами. Жириновскийполитик шут, хам и циник, превращающий в клоунаду важныеполитические ситуации и события, о которых стыдливо молчат «серьёзные» политик,зачастую заявляет и внедряет правильные идеи, но в ложных пропорциях;произноситистинные суждения, но тут же высмеивает их, подавая в виде гротескного социальнополитического шаржа. НаличиеТрикстераво властиможет приобретать разные формы, при этом, вне всякого сомненияспособно сыграть важную роль в политической реальности. В реальном политикоуправленческом процессе, будь то история или современность, мы обнаруживаем Трикстера, который давно знаком нам. Из сказки, которая, наряду с мифом, является «родным» пространством Трикстера.Одной из причин, по которой Трикстерзанимает важноеместо в фольклорнойкультуре, является его способность к метафорическому воспроизведению социальныхпрактик,в том числе и управленческих,которые являются перманентно актуальными для общества. Сказка какособая область жизненных значений и естественнаясреда обитанияТрикстераможетдать множество ключей к пониманию его социальноонтологического значения в управленческих процессах:универсальный персонаж Шут / Трикстер «всеприсутствует» в фольклорноммассивекак необходимый провокативный персонаж сказкиичрезвычайно интересный и нетривиальныйисточник социальноонтологического осмыслениявласти.Социальноонтологическаяспецифика Шута / Трикстера заключается в том, что в этом образеконцептепредлагаетсяинтерпретация альтернативноймодели социальнойвласти.ДляШута / Трикстеракатегории организованнойсоциальнойвластипросто не существуют: нет никаких ограничений, поэтомудопустимыхитрость, трюкачество, «дурачество»и царей,и людей.Привилегированное положение Царякак центра, доминанты и социокультурной нормывластине уничтожается, но уничижаетсяШутом / Трикстером: серьезность Царявыглядит потешной, его идеалы кажутся старомодными, а способности оказываются неприменимыми. Игнорирование Царя как воплощенияединстваСакрального и Рационального, удаление его«на периферию»социокультурного процессаподчеркивает характерность траектории его низведения: благодаря пересмешнику Шуту, Царь«сваливается с небес на землю»не то, чтобыРодитель становится«негоден», нов привычном виде«ни к чему». А к «чему / кому» в таком случае сам Трикстерсоциальноонтологический Ребенок? Ведь если считать, что ремесло Шута / Ребенкапрофанировать /кривляться /пародировать Царя, то к чему сводится его задача после того, как он остался без Царя / Родителякак «средства существования» и предмета пародии? Пафос Трикстера в сохранении этоса Царя(идея власти, сущностьсоциального нормирования), а неего фигурына троне(явлениесоциального нормирования). Поэтому покушение Шутана формальный статус, феноменологичностьвластнойсоставляющей социального Субъекта(Царя)не приводит к безвозвратной «смерти субъекта», но лишь корректирует его социальное позиционирование. Пародируя Царя, Шутреализует социально санкционированнуювседозволенность как специфическую социальнуюсублимацию. В придворной игре Шут/Трикстер проявляет себя в первозданном детском облике, иногда в причудливо измененном виде. Он, с очевидностью, является образноконцептуальнойструктурой глубокой социальной семантики:антиэстетизмвнешнего вида и поведения, иррациональность слов и поступков, действия внерамок общественной этики соответствуютего особойстратегиисоциального пребывания во власти, рассчитаннойна победуоппозиционного новаторстванад официальной косностьюи консервативностьюс помощью присущей емунеупорядоченности, пралогичности, интуитивизма, осмеяния и профанирования этатизма. Шут / Трикстер живет по законам динамического культурного потока, поэтому его воплощенияотражают новационныесостояниявласти. Безрассудными, на первый взгляд,выходками Шут / Трикстер в качестве антипода царской власти,в качестве локального разрушителя и антитворца традиционной системы управления,вмешивается всуществующийустоявшийсяпорядок жизни и управления и изменяет его.Правомерноособо выделить свойство, специфицирующее образконцепт Трикстер, способность к интуитивному трюку, то есть рефлективному предугадыванию действий Царя / Короля как партнера и антагониста по коммуникативному акту одновременно. Шут / Трикстерэто особая стратегия поведения «властьнеимущего», рассчитанная на победу новаторства над консервативностью с помощью нарушения границ, пренебрежения меры. В результате Шут / Трикстер служит медиатором междусемиотическимиуправленческимиполями,но одновременно создает новые социальноонтологическиесмыслы путемперманентной «игры в бисер» сразличнымисоциокультурными парадигмами. Трикстер воплощает в себе интертекстуальность властикак социальноонтологического феномена, возможность иного прочтениятех властныхобразови сюжетов, которые уже известны и даже банальны, стереотипныдлявосприятия. Трикстер подвижен, неуловим, а потому неопределим. Его можно наделить атрибутами, часто противоречащими друг другу и всегда недостаточными.Метафорические «коллизии» Шута/ Трикстера воплощены в интриге его взаимодействиякакволшебного оппонента/ новаторас волшебнымправителем / консерватором:сказка, по сути, является ареной борьбы антиномичных сил («волшебный консерватор» «волшебный новатор») за монопольное право определять стратегию власти и социального бытия либо как приоритет инерционности, консервативности и актантпассивности, либо как приоритетинициативности, новаторства и актантактивности.Эта борьба имеет прецедентное значение для социокультурного сообщества. В фольклорносказочном предъявлении онтология власти формализуется в образноконцептуальном «сценарии» для проигрыванияв реальном бытии, для
осуществлениясоциальных коллизий, одновременно отвечающих и социальным ожиданиям социокультурногосообщества относительно порядка и стратегическим целям властителя относительно стабильности. Поведенческий«сценарий» Шута / Трикстера в координатах «фольклорныхпредставлений» о власти, о действияхпоступках во власти, о переживании состояния обладания властьюсодержит «сюжетные образцы» с учетом ментальномировоззренческих опор социокультурного сообщества: что будет делать Шут / Трикстер; какую систему средств и технологий предпочтёт; на какую меру трюкачества, хитрости, плутовствасделает ставку. В сказках дурачества и хитрость Шута / Трюкача с поверхностной очевидностью воспринимаются как проявления низкого уровняразвития.Но важно понимать, что главная социальноонтологическая чертаШута / Трикстеранарушение управленческихклише и стереотиповиллюстрируетборьбус теневымисторонамивласти. Воплощая в себе хитрость и коварство, плутТрикстер играет роль Тени Явногопо отношению к той новой идеальной управленческойреальности, к которой должен стремиться социумв каждый следующий период своего развития. Когда социальнополитическаяситуация изменяется, общество склонно рассматривать свое прежнее общественное состояние, многовремени устраивавшееего, как мешающую Тень. Трикстер это образноконцептуальнаямаскаТениВласти:в образеконцепте Шутв фольклорной волшебной сказкесимволическая манифестация новаторства во власти находит соответствующие его духу особенно яркое выражение.В авторской сказке начинают звучать уже аналитическиекритические интонации. Авторысказочники(Гофман, Андерсен, Олеша, Шварц и др.)не просто подвергают сатирическому осмеянию социально неприглядное позиционирование правителя, а вводят в сказку глубокое социальнофилософское обобщение явления «власть», создавая модели властных отношений, нелепость и искусственность которых доведена до гротескаименнопри помощи Трикстера, репрезентированного, например, ткачамимошенниками («Новое платье короля» Г.Х. Андерсена)или продавцом воздушных шаров («Три толстяка» Ю. Олеши). Итак, Трикстерэто квинтэссенция социокультурной модели оппозиционности.Задача Шута / Трикстера не разрушитьвласть, а вызвать ответную реакциювласти, которая обернётся активностью, новационностью,созиданием. Пока в пространстве властиесть Шут / Трикстер,социумживёт и развивается. Как элемент динамический Трикстер может трактоваться в качестве временного образа это образ случайности, образ силы, которая неподконтрольна человеку, силы, действующей самой по себе. Именно на образеконцептеТрикстеразавязаны принципы построения активных и нетривиальных взаимодействийс миром. «Находимость»на границе игры и действительности,сама жизнь,по Трикстеру,оформлена особым игровым образом. И в современном мире Трикстерпродолжает контролировать, своеобразно разрешать различные смысложизненные индивидуальные и социальные ситуации. ФольклорныйТрикстер задаетобразцынаправленияразвития социокультурного мира и его элементов. ФольклорныйШут / Трикстерэто та самая игровая неожиданность, случайность, которая всегдадля властинекстати и которая всегда держитЦаря / Правителяв напряжении, в готовности к ответному действию.Именно в этом состоит главная ценность Шута.Каждый элемент властиусловно можно представитьзапрограммированным на ожидание своего «отрицания», своего Шута. Царь / Правительсоздает нечто, чему его антипод Шут / Трикстерпридумывает своеобъяснениеисвою модельсуществования. Но не столько для того, чтобы разрушить то, что создано, сколько длятого, чтобы усовершенствоватьимеющееся состояниеи продолжитьсозидание. В противном случае социальное развитиеокажется под угрозойпрекращения. Итак, Трикстер является символом порогового состояния и постоянногостремления к преодолению, дающимбодрость и восстанавливающим силы. Он может игнорировать истину или, лучше сказать, социальное требование о том, чтобы слова и дела были в гармонии друг с другом, точно так же он может не принимать во внимание нормативных требований экономики, семейной жизни и морали, политических и правовых предписаний, эстетических законов и даже метафизической обыденности. Этот химерный, противоречивыйперсонаж фольклора и социокультурного пространствав целомконцентрирует наше внимание на, как будто бы,страннойнеобходимости, которую испытывает общество,в шуткахи проделках, провоцирующем поведении,вызывающем внешнем виде и эпатажном поведении:поэтомуТрикстер, которыйпостоянно кривляетсяи дурачит социум, проказничаети лицедействует, востребован. Этот персонажпозволяет понять,чтоонтологический Ребенок, составляющий его глубинную латентную сущность, это перманентная перспектива развития, новаторства, творчествакаждого индивида и социокультурного сообщества.И в современномсоциальноонтологическом процессеТрикстерпредставляет собой образ актантактивной нетривиальноймодели поведения.В условияхпостмодернизмаи неомифологизма, человек и общество снова испытывают потребность приобщения к архетипичным символами образноконцептуальным структурам, но не в том виде, который доминировал в архаической традиции, где это приобщение было коллективным и повсеместнопринудительном; наличиствуетпотребность в индивидуализированномизбирательном приобщении,в том числе, к образуконцепту Трикстер, в том числе,на уровне социальнополитической/ управленческойманифестации. Такая потребность может быть квалифицирована как отклик на феноменолизацию ключевых характеристик Трикстера: 1. Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традицийвласти, он привносит элемент деконструкциив существующий управленческий порядок, способствует деидеализации, превращению властиидеальнойвовластьреальную.2.Трикстер это провокатор и инициатор социальнокультурного/ управленческогодействия и изменения артефакта / события, которое формально выглядит как порча.3. Трикстер традиционно выступает посредником между мирами и социальными группами, способствует обмену культурными ценностями между ними и переводу информации из области непознанного (Мир Иной, Навь) в область познаваемого (Белый Свет, Явь). Он делает неявное явным, первым вторгаясь в область неизведанного.4. Трикстерфантазер и демиург, мастер«на все руки», иногда он спутник Царя, его проводник или его Тень, а то и сам властитель; Шут, которыйпроверяет претензии Царяна власть. Трикстердобытчик знаний через нарушение социального или космогонического запрета, инициаторактантактивногоповедения.5. С точки зрения стандартнойэтической системы Трикстер аморален. Он стоит на грани мира Социумаи мира Дикой Природы, поэтому с точки зрения человека как общественного существа,смешон, нерассудителен или бессознателен. Зачастую обладает ярко выраженными чертами соблазнителя и обжоры.Трикстер занят перманентной «проверкой на дорогах»,онбеспристрастно испытываетвласть.6. Шут / Трикстериллюзионист, мистификатор, игрок;для него не существует пределов, тогдауправленческая/ политическаяигра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он не всегда выходит победителем из затеянной игры и может попасть впросак, став жертвой собственной хитрости, если созданная им иллюзия (например, иллюзия Силы или Правдывласти) не убедительна.7. Трикстер выступает икакиерофант(онтологический Родитель),и как неофит(онтологический Ребенок):Мудрость и Непосредственностьэто то, чтосоединяет в себе Трикстер и то, чтотак необходимо власти для эффективной самореализации.Стратегия власти, очевидно, должна быть связана сактивнымстремлениемсовершенствоватькачествожизнисоциумаи общественные отношения, искатьновые направления деятельности, подчинить социальноонтологический процесс новациям. ПозиционированиеТрикстераво властипредполагаетпроявлениестратегической инициативыкак поиск нетривиальныхсоциальноонтологическихмоделей, «продолжение» бытия, расширение и пополнение кругановационныхуправленческихдействий.Сказки полезно перечитывать, икТрикстеру, как минимум, стоит присмотреться и прислушаться.
Ссылки на источники 1.Кемеров В.Онтология социальная // Современный философский словарь. М., 2004. С. 486487.2.Эриксон Э.Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Архетип. 1995. №1. С.21.3.Генис А. Культурология. М., 2002. С. 111.4.Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.5.Лотман Ю. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.,2000. С.75.6.АбульхановаСлавскаяК.Стратегияжизни. М., 1991.С. 247.
mullyar@mail.ru
КорольиШут:
социальноонтологическое позиционированиеТрикстераво власти
Аннотация.В статьепроанализированы социальноонтологическиесмыслыфольклорносказочногофеномена «Трикстер»; определены особенности его позиционированиякаксоциокультурногосегментавласти.Ключевые слова: Трикстер, социальная онтология, власть, социокультурное пространство, фольклорная сказка.
Социум творит и манифестирует себя вфольклорныхобразахконцептах персонажей ив ихдраматических взаимодействиях. Социальноонтологический потенциал фольклора обеспечиваетнетривиальное восприятие социального бытия, снабжает социальный процесс исключительнойсмысловой энергией,столь важнойдля погружения всемантику социальногоопыта:«Онтология социальная не постулируется как это было в традиционной философии, но «выводится» из различных форм социального опыта, вырабатывается в ходе осмысления разнообразных человеческих проблем»[1]. Онтология власти может быть «выведена» из фольклорнойформы социального опыта весьма ярких и характерных образовконцептов«Царьгосударь» /Король (репрезентирует официальную социальнуювласть) и Шут / Трикстер(выражаетлатентные социальные смыслытеневых/ оппозиционныхсторон властииразоблачает этатическийфарс).Стратегии властив фольклорной сказке можно условно разделить на два сценария: консервативный(реализуется в образеконцептеЦаря / Короля), новационный (реализуется в образеконцептеШута / Трикстера).Образконцепт Царь / Корольв реализации консервативнойстратегии власти. Сказочный Царь / Король репрезентантпатриархальнойвласти является обязательным организационностабилизирующим началом в сказочном царстве: «В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь…». Для сказочного властителяхарактерны стереотипные черты: обыкновенно это немолодой (зрелый), чащевдовый мужчина;отец героини, который устраивает брачное состязание, или отец /господин героя, поручающийему «службу сослужить». «Наивный монархизм» сказки выражен трепетным отношениемцаредворцевк правителю, веройподданныхв его «чудесные» управленческие способности, идеализацией царской власти. «Царистские иллюзии» фольклорной / фольклористической сказки отражаютэмоциональномистическое патриархальноконфессиональное восприятие власти:это универсальныйсоциальныйфеноменхаризматическоготипагосподства, «пронизывающий» все сферы социальной реальности, порождающийсоциальнуюустановкуна общественное восприятие правителя как наделённого «чудодейственными» свойствами.Царь / Король непосредственно участвует в созиданиимоделисоциального бытия.Его функции формализованы в разрешение спорных ситуаций (гарантия соблюдения законности и социальной справедливости при поощрении и наказании); командование войском (гарантия поддержания социального порядка и защищённости государства); загадывание трудных задач герою (гарантия выполнения взаимныхсоциальных обязательств государства и народа). Важнейшим аспектом царской власти правомерно считать ееинерционность, заключающуюся в нежелании Царя / Короля, который «чудовищно консервативен, если не сказать инертен»[2], изменять «жизнепротекание»во вверенном ему королевстве;встремлении сохранитьстабильность социального бытия;в отсутствии новаторских устремленийи пассивном приспособлении к жизненнымситуациям;в переадресации социальной ответственности внешним инстанциям (богу, обстоятельствам, ИвануДураку). Волшебный Царь / Корольвыступает законодателем сказочной нормативности, задает илисоздает«сакральную» управленческуюситуациюинерционноконсервативнуюкак своеобразноепространствосоциальноонтологического «бездействия». Фольклорная сказка этой ситуацией не только репрезентирует, но и манифестируетпатриархальныемотивы незыблемостии святостивластив цикле управленияраспоряжения. Вместе эти мотивы дают почти все основные консервативноохранительныеэлементы властии обосновываютнезыблемостьмонархической традициивсказочном государстве.ОбразконцептШут / Трикстерв реализации новационнойстратегии власти.
Трикстер (в буквальном переводе «плут, озорник, трюкач, обманщик, хитрец, ловкач»), как пишет А. ван Генис, это «единственный способ перебраться из одной действительности в другую измениться самому, претерпеть метаморфозу… Собственно, граница это провокация, вызывающая метаморфозу…»[3]. Основные признаки этого образаконцепта: нарушение сложившихся традиций; провокация и инициатива социокультурного действия; обмен культурными ценностями между «своим» и «иным» царствами;формализация неявного в явное; синкретизм Родителяи Ребенка.Цели Трикстера: накоплениеипередача опыта следующему поколению, обучение посредствомпровокации и испытания. Трикстер медиатородновременно является олицетворениемграницы и великимее нарушителем: «работает» напределе между жесткой конфигуративностьюсоциокультурной системы и многовариантностью социального бытия. Трикстер возникает и начинает действовать тогда, когда «не срабатывают» привычные модели и стереотипы социального бытия: образ мастера перемен и разрушителя шаблонов маркируетсягиперактивной способностьювосприниматьонтологические вызовы и проявлять инициативу[4]. В свое время К.Г. Юнг обосновал идею о выходе страстей, нелегитимизированных моральными нормативамиобщества, как реализацию Трикстером функциипровокации,слома социальных устоев в социокультурныхпроцессах. В частности, во время средневекового карнавала социум «санкционировал» трюкачество чувственности, сексуальные утехи, чревоугодие, безудержное веселье. Это буйство страстей прикрывалось Маской главным атрибутом Трикстера как Трюкача: социум навремя становился ТрикстеромТрюкачом относительно самого себя, Тенью / Оппозициейсамого себя. Торжествовала онтологическая вседозволенность, посколькуТрикстерспособен изменять облик, мгновенно перевоплощаться и лукавить, демонстрировать дуалистическую животносакральнуюприроду.Отсутствие рамок и сдерживающих факторов, как считает Юнг, способствует выделению огромной «первобытной»/ детскойэнергии, которая делает носителя этого архетипа(образаконцепта)весьма актантактивным(мощный потенциал достижения результата). Как инициативныйсоциокультурный персонаж, Трикстервыполняет актуальную препозиционную функцию «запуска» в ситуации управления процессом, явлением, событием, отношениями.Распространенность архетипа/ образаконцептаТрикстерв культуреявляется следствием самой природы Трикстера, способности к бесконечному числу трансформаций, продуцированию новым смыслов, «вненаходимости»относительносемиотически различныхсостоянийсоциума.Чтобы понять, каким образом разнородные атрибуты, которые мывидим в трикстерах, не только уживаются в одном образе, но и взаимодействуют между собой столь успешно, что имеют самое широкое «хождение в культуре», необходимо учитывать антропологические, фольклористические и религиозные исследования, могущие много сказать о характере Трикстера как воплощении жизнеутверждающего духа свободы, позволяющего нарушать табу и выходить за рамки жестко обусловленного социального контекста;как воплощениистремления к«терпимомубеспорядкуна грани хаоса»[5], необходимого для того, чтобы не допустить чрезмерного повышения энтропии, всегда угрожающей системе, которая становится слишком упорядоченной, контролируемой и предсказуемой. Протестнаярадость освобождения от оков консервативного порядка дает Трикстеру желание и силыпосмеяться над существующимисоциальнымиустановлениями (например, образконцепт Шут). Пародируя существующие формы и структуры социальноорганизованнойжизни, меняя местамигосподствующие в общественном сознании роли, иерархии и ценности, Трикстерпоказывает, что в существующем социальном порядке вещей, в конечном счете, нет никакой необходимости, что известные схемынаходятся под сомнением, и все возможностиновоговыявлены.Игнорируя социальные предписания, Трикстер разрывает круг предопределённостибытияи дополняет, «приращивает» социальную реальность. Он идентифицируется с созидательными силами (социальноонтологические «взлёты»,конструирование), но, в тоже время, постоянно ведет себя самым антисоциальным (социальноонтологические «риски», деконструирование) образом.Трикстерведет себя каконтологическийРебёнок, осваивающийопыт развития «социального коллективизма» и обладающиймощным потенциалом перманентной трансформации.ПерсонажТрикстераРебенка, с одной стороны, манифестируетвечное признание своего младшего места в патерналистской среде, с другой стороны, оппонируетонтологическому Родителю. Для образноконцептуального комплекса ТрикстерРебенокхарактерен бунт против патриархальной (родительской),то есть легитимной, государственной или иной утвержденной власти и устоявшихся правил. Это типичный вариант детского / подросткового бунта в культуре. Каким образом может проявить себя Трикстер, то есть Вечный Ребенок / Подросток?ТрикстерРебеноксуществует в режиме перманентного«сверхреагирования» (неповиновения) на власть:своеобразиебунта против патриархальной (родительской)власти выражается в непринятии и осмеянии действий Родителяв социальноонтологическойоппозиции официозу. Занимая положение Трикстера, будучипостоянно вовлеченнымв дела клана, однако без реальной власти или ответственности, социальноонтологическийРебенокв качестве провокатораможетпродуцировать спонтанные, идеалистические, гротескныесоциальные инициативы. Данный формат применимк осмыслению не только отдельных поступков вымышленного «трюкача», но и к пониманиюментальной специфики определенных эпох илитрагическогожизненногопути реального исторического персонажа, как, например, в случае с русскимимператоромПавломI.Его мать Екатерина Великаяигнорировала в нём его лучшие черты.Романтизм и идеализм, свойственные ПавлуI(онтологическому Ребенку), а также стремление к обновленномупорядку, которые весьма способствовали бы систематизациигосударственной жизни при иных условиях, «закисли» в его императорском «стародевстве», были подавлены властностью матери(онтологического Родителя)и не были пролонгированыв реформаторские усилия государственного деятеля. В данном случае уместно говорить о формально значительнойофициальной власти и влиянии, несовместимыхс реальным масштабом личности, но выступающих в качествефакторов,способствующих ленности, потребительскому отношению, стремлению к эпатажностичертах, свойственныхРебёнку. Получивший власть и возможности влияния онтологический Ребенокс большой вероятностью останется Вечным Ребенком, сломленным или государственной машиной (онтологическимиРодителями, от которых Ребенокеще не освободился), или собственной актантпассивностью и инертностью,или и тем, и другим вместе.Социальная Трикстериадаособенно узнаваема в традиционных обществах (рабовладельческих и феодальнокрепостнических)прошлого. Идеология патернализма при крепостном праве в Российской империи понуждала помещика бытьонтологическим Родителемопекуном, воспитателем, судьей и полицейским для своих крестьян, в то время как принудительный труд лишь способствовал укоренению лени, хитрости, безответственностии отсутствию работоспособности у зависимых людей. При этом крестьяне,как правило, были уверены в том, что помещик(Родитель)обязан о них позаботиться в трудную минуту, равно как и в том, что украсть у барина небольшой грех.Черты Трикстера обнаруживаются и у деятелей крупных социальных процессов. Например, В.И. Ленина роднит с Трикстером уже то, что он, будучи революционером, претендовал на кардинальное переустройство социального бытияи являлся культуртрегером. При этом,новый мир творился посредством хитрости, трюка. Свидетельство этому научное наследие В.И. Ленина, особенно те сочинения, где он обосновывает правомерность и историческую неизбежность революцииименнов России. Фактически В.И. Ленин переворачивает социальную теорию классиков марксизма. ЕслиК. Маркс и Ф. Энгельсговорили о социалистической революции в неопределенном будущем после достижения достаточно высокого уровня развития капитализма, причем гделибо в центре капиталистического мира, то В.И. Ленин переносит идею социалистической революциив ближайшее и конкретноенастоящее и в Россию в наиболее слабое звено,на перифериюмировой капиталистической системы. Но делает он это не по недоумиюили случайной ошибке, а в качестве спланированного хитроумного трюка. Таким образом,типичный, наиболее известный тpикстеpный поступок переворачивание В.И. Ленин применил для другого типичного тpикстеpного поступка хитроумного обмана, трюка. Впрочем, чисто карнавальное переворачивание тоже входилов арсенал ленинских действий:достаточно вспомнить, например, егомаскугрими костюмв ситуации преследованияполициейлетом 1917,пребывание в Разливе,знаменитое высказывание о кухарках, которые должны править государством. В современномсоциальнополитическом пространствеРоссиитоже можно обнаружитьТрикстера. Например, В.В. Жириновский это ярко выраженныйТрикстерво властивесьматалантливый игрокилицедей, что признается как правыми, так и левыми политическими силами. Жириновскийполитик шут, хам и циник, превращающий в клоунаду важныеполитические ситуации и события, о которых стыдливо молчат «серьёзные» политик,зачастую заявляет и внедряет правильные идеи, но в ложных пропорциях;произноситистинные суждения, но тут же высмеивает их, подавая в виде гротескного социальнополитического шаржа. НаличиеТрикстераво властиможет приобретать разные формы, при этом, вне всякого сомненияспособно сыграть важную роль в политической реальности. В реальном политикоуправленческом процессе, будь то история или современность, мы обнаруживаем Трикстера, который давно знаком нам. Из сказки, которая, наряду с мифом, является «родным» пространством Трикстера.Одной из причин, по которой Трикстерзанимает важноеместо в фольклорнойкультуре, является его способность к метафорическому воспроизведению социальныхпрактик,в том числе и управленческих,которые являются перманентно актуальными для общества. Сказка какособая область жизненных значений и естественнаясреда обитанияТрикстераможетдать множество ключей к пониманию его социальноонтологического значения в управленческих процессах:универсальный персонаж Шут / Трикстер «всеприсутствует» в фольклорноммассивекак необходимый провокативный персонаж сказкиичрезвычайно интересный и нетривиальныйисточник социальноонтологического осмыслениявласти.Социальноонтологическаяспецифика Шута / Трикстера заключается в том, что в этом образеконцептепредлагаетсяинтерпретация альтернативноймодели социальнойвласти.ДляШута / Трикстеракатегории организованнойсоциальнойвластипросто не существуют: нет никаких ограничений, поэтомудопустимыхитрость, трюкачество, «дурачество»и царей,и людей.Привилегированное положение Царякак центра, доминанты и социокультурной нормывластине уничтожается, но уничижаетсяШутом / Трикстером: серьезность Царявыглядит потешной, его идеалы кажутся старомодными, а способности оказываются неприменимыми. Игнорирование Царя как воплощенияединстваСакрального и Рационального, удаление его«на периферию»социокультурного процессаподчеркивает характерность траектории его низведения: благодаря пересмешнику Шуту, Царь«сваливается с небес на землю»не то, чтобыРодитель становится«негоден», нов привычном виде«ни к чему». А к «чему / кому» в таком случае сам Трикстерсоциальноонтологический Ребенок? Ведь если считать, что ремесло Шута / Ребенкапрофанировать /кривляться /пародировать Царя, то к чему сводится его задача после того, как он остался без Царя / Родителякак «средства существования» и предмета пародии? Пафос Трикстера в сохранении этоса Царя(идея власти, сущностьсоциального нормирования), а неего фигурына троне(явлениесоциального нормирования). Поэтому покушение Шутана формальный статус, феноменологичностьвластнойсоставляющей социального Субъекта(Царя)не приводит к безвозвратной «смерти субъекта», но лишь корректирует его социальное позиционирование. Пародируя Царя, Шутреализует социально санкционированнуювседозволенность как специфическую социальнуюсублимацию. В придворной игре Шут/Трикстер проявляет себя в первозданном детском облике, иногда в причудливо измененном виде. Он, с очевидностью, является образноконцептуальнойструктурой глубокой социальной семантики:антиэстетизмвнешнего вида и поведения, иррациональность слов и поступков, действия внерамок общественной этики соответствуютего особойстратегиисоциального пребывания во власти, рассчитаннойна победуоппозиционного новаторстванад официальной косностьюи консервативностьюс помощью присущей емунеупорядоченности, пралогичности, интуитивизма, осмеяния и профанирования этатизма. Шут / Трикстер живет по законам динамического культурного потока, поэтому его воплощенияотражают новационныесостояниявласти. Безрассудными, на первый взгляд,выходками Шут / Трикстер в качестве антипода царской власти,в качестве локального разрушителя и антитворца традиционной системы управления,вмешивается всуществующийустоявшийсяпорядок жизни и управления и изменяет его.Правомерноособо выделить свойство, специфицирующее образконцепт Трикстер, способность к интуитивному трюку, то есть рефлективному предугадыванию действий Царя / Короля как партнера и антагониста по коммуникативному акту одновременно. Шут / Трикстерэто особая стратегия поведения «властьнеимущего», рассчитанная на победу новаторства над консервативностью с помощью нарушения границ, пренебрежения меры. В результате Шут / Трикстер служит медиатором междусемиотическимиуправленческимиполями,но одновременно создает новые социальноонтологическиесмыслы путемперманентной «игры в бисер» сразличнымисоциокультурными парадигмами. Трикстер воплощает в себе интертекстуальность властикак социальноонтологического феномена, возможность иного прочтениятех властныхобразови сюжетов, которые уже известны и даже банальны, стереотипныдлявосприятия. Трикстер подвижен, неуловим, а потому неопределим. Его можно наделить атрибутами, часто противоречащими друг другу и всегда недостаточными.Метафорические «коллизии» Шута/ Трикстера воплощены в интриге его взаимодействиякакволшебного оппонента/ новаторас волшебнымправителем / консерватором:сказка, по сути, является ареной борьбы антиномичных сил («волшебный консерватор» «волшебный новатор») за монопольное право определять стратегию власти и социального бытия либо как приоритет инерционности, консервативности и актантпассивности, либо как приоритетинициативности, новаторства и актантактивности.Эта борьба имеет прецедентное значение для социокультурного сообщества. В фольклорносказочном предъявлении онтология власти формализуется в образноконцептуальном «сценарии» для проигрыванияв реальном бытии, для
осуществлениясоциальных коллизий, одновременно отвечающих и социальным ожиданиям социокультурногосообщества относительно порядка и стратегическим целям властителя относительно стабильности. Поведенческий«сценарий» Шута / Трикстера в координатах «фольклорныхпредставлений» о власти, о действияхпоступках во власти, о переживании состояния обладания властьюсодержит «сюжетные образцы» с учетом ментальномировоззренческих опор социокультурного сообщества: что будет делать Шут / Трикстер; какую систему средств и технологий предпочтёт; на какую меру трюкачества, хитрости, плутовствасделает ставку. В сказках дурачества и хитрость Шута / Трюкача с поверхностной очевидностью воспринимаются как проявления низкого уровняразвития.Но важно понимать, что главная социальноонтологическая чертаШута / Трикстеранарушение управленческихклише и стереотиповиллюстрируетборьбус теневымисторонамивласти. Воплощая в себе хитрость и коварство, плутТрикстер играет роль Тени Явногопо отношению к той новой идеальной управленческойреальности, к которой должен стремиться социумв каждый следующий период своего развития. Когда социальнополитическаяситуация изменяется, общество склонно рассматривать свое прежнее общественное состояние, многовремени устраивавшееего, как мешающую Тень. Трикстер это образноконцептуальнаямаскаТениВласти:в образеконцепте Шутв фольклорной волшебной сказкесимволическая манифестация новаторства во власти находит соответствующие его духу особенно яркое выражение.В авторской сказке начинают звучать уже аналитическиекритические интонации. Авторысказочники(Гофман, Андерсен, Олеша, Шварц и др.)не просто подвергают сатирическому осмеянию социально неприглядное позиционирование правителя, а вводят в сказку глубокое социальнофилософское обобщение явления «власть», создавая модели властных отношений, нелепость и искусственность которых доведена до гротескаименнопри помощи Трикстера, репрезентированного, например, ткачамимошенниками («Новое платье короля» Г.Х. Андерсена)или продавцом воздушных шаров («Три толстяка» Ю. Олеши). Итак, Трикстерэто квинтэссенция социокультурной модели оппозиционности.Задача Шута / Трикстера не разрушитьвласть, а вызвать ответную реакциювласти, которая обернётся активностью, новационностью,созиданием. Пока в пространстве властиесть Шут / Трикстер,социумживёт и развивается. Как элемент динамический Трикстер может трактоваться в качестве временного образа это образ случайности, образ силы, которая неподконтрольна человеку, силы, действующей самой по себе. Именно на образеконцептеТрикстеразавязаны принципы построения активных и нетривиальных взаимодействийс миром. «Находимость»на границе игры и действительности,сама жизнь,по Трикстеру,оформлена особым игровым образом. И в современном мире Трикстерпродолжает контролировать, своеобразно разрешать различные смысложизненные индивидуальные и социальные ситуации. ФольклорныйТрикстер задаетобразцынаправленияразвития социокультурного мира и его элементов. ФольклорныйШут / Трикстерэто та самая игровая неожиданность, случайность, которая всегдадля властинекстати и которая всегда держитЦаря / Правителяв напряжении, в готовности к ответному действию.Именно в этом состоит главная ценность Шута.Каждый элемент властиусловно можно представитьзапрограммированным на ожидание своего «отрицания», своего Шута. Царь / Правительсоздает нечто, чему его антипод Шут / Трикстерпридумывает своеобъяснениеисвою модельсуществования. Но не столько для того, чтобы разрушить то, что создано, сколько длятого, чтобы усовершенствоватьимеющееся состояниеи продолжитьсозидание. В противном случае социальное развитиеокажется под угрозойпрекращения. Итак, Трикстер является символом порогового состояния и постоянногостремления к преодолению, дающимбодрость и восстанавливающим силы. Он может игнорировать истину или, лучше сказать, социальное требование о том, чтобы слова и дела были в гармонии друг с другом, точно так же он может не принимать во внимание нормативных требований экономики, семейной жизни и морали, политических и правовых предписаний, эстетических законов и даже метафизической обыденности. Этот химерный, противоречивыйперсонаж фольклора и социокультурного пространствав целомконцентрирует наше внимание на, как будто бы,страннойнеобходимости, которую испытывает общество,в шуткахи проделках, провоцирующем поведении,вызывающем внешнем виде и эпатажном поведении:поэтомуТрикстер, которыйпостоянно кривляетсяи дурачит социум, проказничаети лицедействует, востребован. Этот персонажпозволяет понять,чтоонтологический Ребенок, составляющий его глубинную латентную сущность, это перманентная перспектива развития, новаторства, творчествакаждого индивида и социокультурного сообщества.И в современномсоциальноонтологическом процессеТрикстерпредставляет собой образ актантактивной нетривиальноймодели поведения.В условияхпостмодернизмаи неомифологизма, человек и общество снова испытывают потребность приобщения к архетипичным символами образноконцептуальным структурам, но не в том виде, который доминировал в архаической традиции, где это приобщение было коллективным и повсеместнопринудительном; наличиствуетпотребность в индивидуализированномизбирательном приобщении,в том числе, к образуконцепту Трикстер, в том числе,на уровне социальнополитической/ управленческойманифестации. Такая потребность может быть квалифицирована как отклик на феноменолизацию ключевых характеристик Трикстера: 1. Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традицийвласти, он привносит элемент деконструкциив существующий управленческий порядок, способствует деидеализации, превращению властиидеальнойвовластьреальную.2.Трикстер это провокатор и инициатор социальнокультурного/ управленческогодействия и изменения артефакта / события, которое формально выглядит как порча.3. Трикстер традиционно выступает посредником между мирами и социальными группами, способствует обмену культурными ценностями между ними и переводу информации из области непознанного (Мир Иной, Навь) в область познаваемого (Белый Свет, Явь). Он делает неявное явным, первым вторгаясь в область неизведанного.4. Трикстерфантазер и демиург, мастер«на все руки», иногда он спутник Царя, его проводник или его Тень, а то и сам властитель; Шут, которыйпроверяет претензии Царяна власть. Трикстердобытчик знаний через нарушение социального или космогонического запрета, инициаторактантактивногоповедения.5. С точки зрения стандартнойэтической системы Трикстер аморален. Он стоит на грани мира Социумаи мира Дикой Природы, поэтому с точки зрения человека как общественного существа,смешон, нерассудителен или бессознателен. Зачастую обладает ярко выраженными чертами соблазнителя и обжоры.Трикстер занят перманентной «проверкой на дорогах»,онбеспристрастно испытываетвласть.6. Шут / Трикстериллюзионист, мистификатор, игрок;для него не существует пределов, тогдауправленческая/ политическаяигра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он не всегда выходит победителем из затеянной игры и может попасть впросак, став жертвой собственной хитрости, если созданная им иллюзия (например, иллюзия Силы или Правдывласти) не убедительна.7. Трикстер выступает икакиерофант(онтологический Родитель),и как неофит(онтологический Ребенок):Мудрость и Непосредственностьэто то, чтосоединяет в себе Трикстер и то, чтотак необходимо власти для эффективной самореализации.Стратегия власти, очевидно, должна быть связана сактивнымстремлениемсовершенствоватькачествожизнисоциумаи общественные отношения, искатьновые направления деятельности, подчинить социальноонтологический процесс новациям. ПозиционированиеТрикстераво властипредполагаетпроявлениестратегической инициативыкак поиск нетривиальныхсоциальноонтологическихмоделей, «продолжение» бытия, расширение и пополнение кругановационныхуправленческихдействий.Сказки полезно перечитывать, икТрикстеру, как минимум, стоит присмотреться и прислушаться.
Ссылки на источники 1.Кемеров В.Онтология социальная // Современный философский словарь. М., 2004. С. 486487.2.Эриксон Э.Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Архетип. 1995. №1. С.21.3.Генис А. Культурология. М., 2002. С. 111.4.Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.5.Лотман Ю. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.,2000. С.75.6.АбульхановаСлавскаяК.Стратегияжизни. М., 1991.С. 247.