Глаголы движения субъекта и объекта в Псалтири

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Клеутина И. Н. Глаголы движения субъекта и объекта в Псалтири // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4271–4275. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85855.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются глаголы самостоятельного движения субъекта и несамостоятельного перемещения объекта в Псалтири. Лексемы анализируются со словообразовательной точки зрения. С помощью метода компонентного анализа описывается семантическая структура глагола.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Клеутина Инна Николаевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск. kominn@yandex.ru

Глаголы движения субъектаи объектав Псалтири

Аннотация.В статье рассматриваются глаголы самостоятельного движения субъекта и несамостоятельного перемещения объекта в Псалтири. Лексемы анализируются со словообразовательной точки зрения. С помощью метода компонентного анализа описывается семантическая структура глагола.

Ключевые слова: лексикосемантическая группа глаголов движения, словообразовательная структура, метод компонентного анализа, структурносемантический анализ, семантические компоненты, лексикосемантический класс.

В церковнославянском языке лексика и, в частности, глагольная изучена недостаточно. Цель данного исследования –рассмотретьособенности лексикосемантической группы (ЛСГ) глаголов

движения субъектаи объектав Псалтири. Конкретные задачи статьи сводятсяк следующему: 1) установить особенности отбора лексики ЛСГ; 2) описать словообразовательную структуру ЛСГ глаголов

движения субъектаи объекта; 3) дать структурносемантический анализ ЛСГ. Основными методами исследования являются метод компонентного анализа и описательный. Источником фактического материала послужила Псалтирь (150псалмы). Анализируемые глаголы можно разделить на 2 группы: глаголы самостоятельного движения субъекта и несамостоятельного перемещения объекта. В первых пятидесяти псалмах нами обнаружено 40 глаголов самостоятельного движения субъекта: бhгати, внити, исходити, ити, летhти, поити, приближатис#, теmи, ходити и т.д. Например: «блаженъ мuжъ, иже не иде на совhтъ, нечести выхъ»; «окрестъ нечестивїи ход#тъ»(здесь и далее цитирование приводится по источнику) [1]. Многие лексемы встречаются по несколько раз: взыти, внити, возвратитис#, обходити, ^стuпати, прити и т.д. Глагол снити употребляется в различных формах: в форме простого будущего времени 3л. ед.ч. и 3л. мн.ч. снидетъ,снидuтъ, в форме простого прошедшего времени (аориста)3л. мн.ч. снидошас#. Глагол прити встречается в следующих формах: в форме простого будущего времени 3л. ед.ч. прїидетъ, в форме повелительного наклонения прїидите, в форме сложного прошедшего времени (перфекта) 2л. ед.ч. пришелъ еси, простого прошедшего времени (аориста) 3л. мн.ч. прїидоша. Глагол ходити –в форме настоящего времени 1 л. ед.ч. (хождu), 3 л. ед.ч. (ходитъ), 3л. мн.ч. (ход#тъ), в форме простого прошедшего времени (аориста) 1 л. ед.ч. (ходихъ) и т.д. Глаголы самостоятельного движения субъекта соотносятся в словообразовательном отношении с 18 корнями: ближ приближатис#, бра собратис#, врат возвратитис#, держ wдержаша, и ити, внити, проити, клон поклонити, лет летhти, нес/ носвознестис#, пас/ пад пасти (в значении «упасть, пасть») (здесь и далее значения глаголов указываются по Старославянскому словарю / Под ред. Р.М. Цейтлин) [2], ста предстати, стиг постигнuти(в значении «догнать, достигнуть, настигнуть»), ст@п отъст@пити (в значении «удалиться, отсупить»), сhm

посhmати (в значении «приходить»), тек/ теm

теmи, "в/ "вл"витис#, #вз#тис#(в значении «подняться»).Приведенные корни различаются словообразовательной активностью. А именно: и –служит для образования 7 глаголов, пас –5 глаголов, ход/ хожд

4 глаголов; корни лет, шата, "в/ "влпредставлены 1 лексемой.Большинство анализируемых глаголов –это глаголы приставочного образования. Из 40 глаголов –9 корневых, или непроизводных, что составляет 22,5 % от общего числа лексем и 31 глагол префиксальный, что составляет 77,5 %. Для образования префиксальных глаголов использовано 12 приставок различной словообразовательной активности. Самыми продуктивными префиксами являются: при(6 лексем) приближатис#, приникнuти, припасти, пристuпати, прити, притекати; воз/ вз –(4 лексемы) возвратитис#, взыти, вз#тис#, вознестис#; по(4 лексемы): поити, поклонитис#, постигнuти, посhmати; в/ вън –3 лексемы): внити, впасти, входити. С приставками на,w, wб, wт, пред, про

зафиксировано по 1 лексеме: wбходити, ^стuпити, предстати, проити и т.д. Например: «...wбыдu жертвенникъ твой господи», «"кw пройдu въ мhсто селенї# дивна...».В ходе анализа было установлено: большинство глаголов является моносемантами –24 лексемы, что составляет 60% отобщего числа лексем, на долю полисемантов приходится 40%. К моносемантам относятся: внити, пасти, обходити, летhти, поити, приближатис#, посhmати, прити, пристuпати и т.д.Например, глагол обходити имеет значение: «обходить, ходить вокруг, проходить»; глагол летhти: «лететь»; глагол приближатис#: «приближаться»; глагол исходити: «выходить, исходить»и т.д.Полисеманты имеют разное количество лексикосемантических вариантов (ЛСВ): от 2 ЛСВ до 4 ЛСВ. 4 ЛСВ зафиксировано у глаголов: вз#тис#, wдержати, проити; 3 ЛСВ у глаголов: возвратитис#, взыти, теmи, ходити и т.д.; 2 ЛСВ у глаголов: бhгати, вознестис#, постигнuти, снити и т.д. Например: глагол проити имеет 4 ЛСВ: «пройти сквозь, через чтол.; пройти, исходить;проникнуть,распространиться; пройти мимо». В рассмотренных псалмах полисеманты реализуют одно из своих значений. Например: глагол бhгати (имеет 2 ЛСВ) употреблен в значении «убегать, бежать»; глагол проити (4 ЛСВ) –в значении «пройти мимо»; глагол теmи (3 ЛСВ) в значении «пройти». В структуре значения глаголов можно выделить следующие семантические признаки, или компоненты(СК): СК субъекта, СК направления, СК среды и СК скорости движения. Архисемой данной группы является СК движения[3]. СК субъекта движения выражается чаще всего одушевленным существительным илиличным местоимением(человhкъ, азъи т.д.).

СК субъекта может опускаться, но из контекста понятно, кто является исполнителем действия. Например: «и внидu къ жертвенникuбожїю. СК направления получает уточнение: удаление от исходной точки (исходити), приближение (внити), движение по кругу (обходити). В некоторых случаях СК направления может нейтрализоваться: «азъ же неsлобою моею ходихъ» и т.д. СК среды в семантической структуре рассмотренных глаголовконкретизируются как движение по земле (бhгити, ити, ходити) или по воздуху (летhти, пасти и т.д.). СК скорости может уточняться следующим образом: субъект движется с большой скоростью (бhгати, летhти) и незначительной (ити, ходити)и т.д.Рассмотрим на примере некоторых глаголов. Глагол («ходити «»»»«»»»»окрестъ нечестивїи ход#тъ»»»»; «азъ же неsлобою моею ходихъ»; «оубо wбразомъ ходитъ человhкъ»; «вскuю сhтu# хождu»): субъект движения выражен одушевленными существительными (нечестивїи, человhкъ), а в двух других контекстах субъект опущен. СК направления в данных контекстах нейтрализуется. СК среды уточняется как движение по земле, а СК скорости –движение с незначительной скоростью. Глагол притекати («рабски нынh притекаю къ покровu твоемu, пренепорочна#»): СК движения проявляется через корневую морфему. Субъект не находит реального выражения, но по форме глагола 1 л. ед.ч. можем определить, кто является субъектом движения. Автор псалмов –пророк и царь Давид, и во многих псалмах он обращается к Богу от своего лица. СК направления в данном контексте нейтрализуется, здесь важнее другое –к кому прибегает, обращается субъект –к покрову Пресвятой Богородицы. СК среды и скорости движения также в данном контексте нейтрализуются. Как и в любом сакральном тексте, лексемы в Псалтири имеют двоякий смысл: прямой и переносный. Глаголы взыти («»»»»взыде богъ»), ити (иде на совhтъ нечестивыхъ), обходити (wбыдите Сионъ), приити ("вh прїидетъ), приникнuти (приниче с небесе) [4] и т.д. имеют в Псалтири духовносимволический смысл. Например, глагол ити употреблен как в прямом значении, так и в переносном: обозначает уклонение ко злу; приити ("вh прїидетъ) здесь говорится о втором пришествии Спасителя; обходити (wбыдите Сионъ) эта фраза имеет значение «достичь высоты жизни». Глаголы несамостоятельного перемещания объекта можно разделить на 2 лексикосемантических класса (ЛСК). В IЛСК входят глаголы, обозначающие одновременное перемещение субъекта и объекта. Нами обнаружено 19 глаголов, которые соотносятся со следующими корнями: вес/ вед, влек, гон// гн, двиг/ движ, нес/ нос, ста, хит, #.Самым продуктивным в данном классе является вес/ вед: служит для образования 6 лексем (ввести, возвести, извести, низвести, привести, свести).Малопродуктивными являются влек, двиг/ движ, ста, хит(представлено по одной лексеме). Для образования префиксальных глаголов использовано 8 приставок различной словообразовательной активности: с приставкой поупотребляется 4 глагола: погнати, подвигнuти, положити, понести; воз/ вос4 глагола: возвести, возложити, восхитити, вз#ти; из4 глагола: извести, изгнати, извлеmи, изъ#ти; при3 глагола: принести, приносити, привести; приставками в, на, низ, спредставлено по 1 глаголу: ввести, наставити, низвести, свести. На долю полисемантов приходится 52,6% от общего числа глаголов (10) и 47,4% на долю моносемантов (9 глаголов). Среди моносемантов можно назвать такие, как: ввести, восхитити, извлеmи, изъ#ти и т.д. Полисеманты имеют от 2 ЛСВ до 4 ЛСВ. 4 ЛСВ зафиксировано у глаголов вз#ти, подвигнuти, приносити; 3 ЛСВ –принести; 2 ЛСВ возвести, носити, положити, привести, свести и т.д. Многозначные глаголы 1 ЛСК представлены в тексте Псалтири в одном значении. В структуре значения глаголов нами выделены следующие семантические признаки: СК субъекта, СК объекта, СК образа и способа перемещения, СК характера воздействия, СК направления, СК цели. СК субъекта чаще всего выражается одушевленным существительным или личным местоимением (азъ, Господь, грhшницы, кн#зи и т.д.). В качестве объекта перемещения может выступать одушевленное или неодушевленное существительное (враги, врата, дhвы, лuкъ, мечь, м#, плодъ, тельцы и т.д.). В том случае, когда объектом является личное местоимение (азъ в различныхформах), субъектом чаще всего выступает Господь. СК характера воздействия обозначает одновременно перемещение субъекта и объекта. СК способа перемещения можно описать, как: передвижение при помощи рук (вз#ти, извлеmи, положити, понести, принести) и без транспортных средств и без помощи рук (возвести, извести, погнати, привести и т.д.). СК направления получает уточнение: удаление от исходной точки (возвести); приближение (ввести). Но чаще всего в семантической структуре глаголов этого класса наблюдаем нейтрализацию СК направления и превращение этого признака в СК цели («въ персть смерти свелъ м#», «^ нuждъ моихъ изведи м#» и т.д.). Особенностью глаголов 2 ЛСК является то, что субъект не участвует в процессе движения; воздействуя на объект, не изменяет положения в пространстве. По семантическим признакам данный класс не является однородным. В нем можно выделить более мелкие подгруппы: 1) Глаголы, обозначающие перемещение объекта при статическом положении субъекта. Нами зафиксировано 2 глагола: метати, сострhл#ти. Оба глагола –моносеманты; 2) глаголы, обозначающие перемещение объекта как результат волевых действий субъекта; 3) глаголы, обозначающие движение частей тела. Нами обнаружено 5 глаголов, обозначающих перемещение объекта как результат волевых действий субъекта (низпослати, wбратити, оудалити, подвижатис#, послати). Многозначыми являются глаголы wбратити (4 ЛСВ) и оудалити (2 ЛСВ). Также зафиксировано 6 глаголов, обозначающих движение частей тела (воздhвати, вознести, восплескати, исторгнuти, отвраmати, покивати). Глагол вознести многозначный (2 ЛСВ), остальные глаголы однозначные. Полисеманты 2 ЛСК также реализуют в Псалтири одно из своих значений. Данные подгруппы представлены малым количеством лексем, поэтому делать выводы по этому классу преждевременно.

Выводы1.В 150 псалмах нами обнаружено 40 глаголов самостоятельного движения субъекта; 19 глаголов 1 ЛСК и 13 глаголов 2 ЛСК.2.Частотность употребления глаголов движения субъекта и объекта в Псалтири значительно высока.3.Глаголы в словообразовательном отношении соотносятся с корнями и приставками, активность которых различна.4.Большинство глаголов самостоятельного движения субъекта –моносеманты (60 %), 1 ЛСК –полисеманты (52,6%), 2 ЛСК –моносеманты (76,9%). 5.Вструктуре значения глаголов самостоятельного движения субъекта выделяются следующие семантические признаки: СК субъекта, СК направления, СК среды и СК скорости.1 ЛСК: СК субъекта, СК объекта, СК образа и способа перемещения, СК характера воздействия, СК направления, СК цели. 2 ЛСК: СК субъекта, СК объекта, СК образа и способа перемещения, СК направления, СК среды перемещения, СК меры расстояния, СК координации пространства и СК характера воздействия.Архисемой является СК движения. 6.Глаголы движения в Псалтири помимо прямого значения имеют духовносимволический смысл.

Ссылки на источники1.Псалтирь.–Издание СвятоТроицкого НовГолутвина монастыря, 1994.2.Старославянский словарь (по рукописям XXIвв.) / Под ред. Р.М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой.М., 1999. 3.Клименко Л.П. Лексикосемантическая система древнерусского глагола и ее отражение в памятниках письменности XIXIVвв: Учебное пособие. Горький, 1990. 4.Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. Часть I, псалмы 150; часть II, псалмы 51100. Нижний Новгород. 2008.