Анализ экономического потенциала Республики Индия в БРИКС в рамках реализации Этеквинского и Форталезского планов действий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мальцев А. А., Гаврикова А. С. Анализ экономического потенциала Республики Индия в БРИКС в рамках реализации Этеквинского и Форталезского планов действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4301–4305. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85861.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме определения роли Индии в БРИКС, особенностей реформирования отдельных сфер народного хозяйства данной страны. Авторы анализируют основные направления деятельности структуры БРИКС в сфере экономики и то, как это соотносилось с экономическим развитием Индии. Помимо этого исследуются решения, принятые на V и VI Саммитах БРИКС, а также степень их реализации со стороны Индии. В частности, рассматривается решение о создании Нового банка развития БРИКС, первым президентом которого станет гражданин Индии. Проводится анализ перспектив функционирования такого Банка, а также пула валютных резервов для индийской экономики. Также авторы изучают иные решения, принятые на саммитах и получившие особую важность для Индии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мальцев Алексей Алексеевич,кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и региональной экономики МБОУ ВО«Самарская академия государственного и муниципального управления», г. Самараvnebesah@rambler.ru

ГавриковаАнастасия Сергеевна,студентка 3 курса факультета международных отношений, ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», г.Москваgavrikova.anastasiya@yandex.ru

Анализ экономического потенциала Республики Индия в БРИКС в рамках реализации Этеквинского и Форталезского планов действий

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения роли Индии в БРИКС, особенностей реформирования отдельных сфер народного хозяйства данной страны. Авторы анализируют основные направления деятельности структуры БРИКС в сфере экономики и то, как это соотносилось с экономическим развитием Индии. Помимо этого, исследуются решения, принятые на V и VI Саммитах БРИКС, а также степень их реализации со стороны Индии. В частности, рассматривается решение о создании Нового банка развития БРИКС, первым президентом которого станет гражданин Индии. Проводится анализ перспектив функционирования такого Банка, а также пула валютных резервов для индийской экономики. Также авторы изучают иные решения, принятые на саммитах и получившие особую важность для Индии.Ключевые слова: Индия, БРИКС, саммит, декларация, "план действий", Новый Банк Развития, пул валютных резервов.

Проблематика БРИКС в последние годыпривлекает к себе все большее внимание, как политиков, так и членов экспертного сообщества. Имеют место самые разнообразные точки зрения, концепции и подходы к анализу этого сложного феномена современной международной реальности. Развитие отношений внутриорганизации, а также принимаемые ею решения, активно влияющие на мировую политику и экономику в последние годы, заставили исследователей обратить внимание на каждую отдельную страну в БРИКС. Таким образом, изучение и анализ роли и вклада отдельных странучастниц «пятерки» позволит определить потенциал, пределы роста БРИКС и каждого ее члена, а также перспективы данной структуры.В начале XXI в. мировое сообщество испытывало ряд проблем, связанных с экономическими и политическими вызовами, возникшими в результате процессов глобализации, усиления позиции стран «большой восьмерки», расширения НАТО на восток, а также обострения международной обстановки в условиях однополярного мира. Данные обстоятельства способствовали созданию из стран «незападных цивилизаций» альтернативный полюс мировой политики, противостоящий проекту глобализации по–американски[1].

Аббревиатура БРИК, от названия четырёх стран –Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика, было предложено ещё в ноябре 2001 г. аналитиком крупнейшего инвестиционного банка ГолдманСакс Джимом О'Нилом. Однако в начале XXI в. не предполагалось, что страны БРИК образуют экономический блок или официальную торговую организацию, как ЕЭС. Первоначальные политические связи четырёх стран –Бразилии, России, Индии, Китая, в основном в ранге министров иностранных дел, возникли в сентябре 2006 г. на 61 сессии Организации Объединённых Наций в НьюЙорке. Иностранные аналитики ограничивались оценкой потенциала и возможностей стран, находящихся в составе «большой двадцатки» и подающих серьезные надежды в области увеличения темпов роста экономики и влияния на международную политику. После присоединения в 2011 г. к данной организации ЮжноАфриканской Республики и создания определенного алгоритма работы БРИКС в рамках саммитов и отдельных встреч глав государств можно проследить основные цели и задачи, поставленные руководством странучастниц объединения. Создание БРИКС в качестве неформального межгосударственного объединения во многом стало ответом на разбалансированность мировой экономики и политики в начале XXI в.Страны БРИКС, с момента создания структуры, критиковали сложившуюся практику, по поводу своей роли в МВФ, где ни одно решение не могло быть принято без одобрения США. Дело в том, что Соединенные Штаты обладают в Фонде самым большим количеством голосов –17,08%. Вместе с остальными участниками «большой семерки» они способны провести любое предложение. Поэтому страны БРИКС, совокупно обладающие долей голосов в10,5%, стали активно отстаивать свои интересы. Их доля в мировом ВВП приближается к 15%, кроме того, в БРИКС живет почти половина населения планеты. В рамках рассматриваемой нами проблемы анализа экономического потенциала Республики Индия в качестве полноценного участника БРИКС необходимо дать краткую характеристику основным направлениям экономической политики, проводимой правительством в последние годы. Необходимо выделить ряд основных факторов, способствующих усилению конкурентоспособности индийской экономики не только в рамках БРИКС, но и в мировом масштабе. Первым и наиболее важным из них является взвешенная внутриэкономическая политика правительства Индии, имеющая долгосрочный план развития. Новая промышленная политика Индии, начиная с 1991 г., отражала некоторые тенденции глобальной экономики, однако правительство страны продолжало применять плановый подход в государственной поддержке развития индустриальной инфраструктуры, видя в этом условие для обеспечения устойчивого экономического роста. Постепенно пришло понимание необходимости развития рыночных отношений для ускоренного роста экономики и поднятия уровня жизни населения. Процесс дезинтеграции устранил препятствия для развития бизнеса, способствовал либерализации экономики и международной торговли. Правительство продолжает постепенно сокращать контроль над производством, проводит приватизацию и реструктуризацию крупных государственных предприятий, одновременно увеличивая свое влияние в создании и расширении рыночной инфраструктуры.

В отличие от других стран, Индия не стала проводить приватизацию в сжатые сроки. Это позволило временно сохранить нежизнеспособные предприятия во избежание массовой безработицы и усиления социальной напряженности. Была создана «Комиссия по приватизации» для продажи государственной собственности, а вырученные средства направлялись на создание и расширение рыночной инфраструктуры, что способствовало в свою очередь и развитию малого предпринимательства[2]. Средства, полученные от приватизации государственной собственности,помогли сократить внутренний долг, образовавшийся при строительстве крупных объектов инфраструктуры народного хозяйства. Приватизация позволила повысить экономическую эффективность во всех секторах хозяйственной деятельности страны.

При этом политика приватизации проводилась в Индии осторожно, особенно в том, что касалось участия иностранного капитала. С началом интенсивных рыночных реформ в 1990х гг. в Индии средний уровень экономического роста увеличился с 34% в год до 6% и в течение последних 12 летудерживается на этом уровне[3].. Помимо этого, качественно преобразился характер индийской экономики –наряду с традиционными видами экспорта текстиля и ювелирных украшений начал стремительно развиваться экспорт программного обеспечения, фармацевтическихпрепаратов и другой продукции высоких технологий: полимеров, электронного оборудования и др. Благодаря успешному развитию социальноэкономических реформ, Индия является одной из самых быстроразвивающихся стран мира. За последние годы Индия провела существенные структурные изменения, вызванные непрерывным процессом экономических реформ. В 1995 г. Индия стала членом ВТО, показав высокий уровень жизнеспособности в условиях нарастающей глобализации рынков. Следует отметить, что еще до создания ВТО Индия была вчисле первых государств, подписавших Генеральное соглашение по тарифам и торговле(ГАТТ). Индия вошла в новое тысячелетие с сильной и твердой финансовой перспективой, что подтвердилось к 2010 г, когда показатели промышленного роста достигли 8% в год при постоянном и стабильном развитии информационных технологий и сферы услуг. В самые быстрорастущие сегменты сектора программного обеспечения входят услуги с применением информационных технологий, рост которых был отмечен на уровне 70%. Очень перспективными для Индии являются статьи экспорта, основанные на развитии человеческих ресурсов, которые используются при разработке высокотехнологичных продуктов и услуг, прежде всего это касается программного обеспечения, фармацевтической продукции, информационных и коммуникационных услуг, а также здравоохранения. В настоящее время в Индии действует около 3,6 млн. малых и средних промышленных предприятий, которые составляют 95% от числа всех промышленных предприятий страны. Данный сектор экономики обеспечивает выпуск 40% промышленной продукции поставляя 35% экспорта[4].Снижение темпов экономического роста в 20102011 гг. способствовал активизации Индии в БРИКС и Ускоренные темпы интеграции Индии в международную финансовую систему были вызваны двумя факторами. Определяющим являлся международный финансовый кризис, подтолкнувший многие страны и организации к поиску путей его преодоления. Вторым фактором является продвижение своих интересов в рамках БРИКС, после неудачных попыток договориться о поставках на европейский рынок сельскохозяйственной продукции.Снижение темпов экономического роста в рамках начала реализации реформ подтолкнули премьерминистра Индии М. Сингха заявить в рамках саммита в Дели в 2013 о том, что «мы призываем к обеспечению дальнейшего регулятивного надзора за международной финансовой системой и к его реформе, к усилению координации политики и укреплению сотрудничества в сфере финансового регулирования и надзора, а также к содействию стабильному развитию глобальных финансовых рынков и банковских систем». Для поддержания высоких темпов научнотехнического прогресса и модернизации Индия нуждалась в финансовых ресурсах, доступ к которым она смогла получить в ходе планомерной реализации идеи создания единого банка организации.

В рамках V Саммита БРИКС и принятого Этекинского плана действий в 2013 г. были достигнуты договоренности и решена техническая часть вопросов, касающихся идеи создания Банка развития БРИКС, предложенной Индией в 2012 г.. Новая структура по замыслам "пятерки" должна стать серьезной альтернативой Всемирному банку и Международному валютному фонду и, тем самым, уменьшить финансовое влияние Евросоюза и США на мировые процессы. Предполагается, что новая структура будет кредитовать проекты в развивающихся странах, приэтом финансироваться будут исключительно внешние, а не внутренние проекты.

График 1

Суть заключается в том, что для внутренних инноваций есть различные национальные фонды. В свою очередь, при выходе на зарубежные рынки участники Банка развития могут получить преференции. Банк развития и пул валютных резервов стран БРИКС заработал по официальным заявления представителей странучастниц "пятерки" с 2015 г., капитал данной структуры составил 100 млрд долларов. Пул предназначен для помощи в чрезвычайных бюджетных ситуациях одному из членов БРИКС. В рамках данного направления 27 марта 2013 г. был создан Деловой совет БРИКС[5]. Выделив торговлю и инвестиции как «опорные колонны» дальнейшего развития сотрудничества, Совет объявил задачу минимум выход к 2015 г. на взаимный товарооборот в 500 млрд. долларов. Основной целью Совета стала координация действий странучастниц в области инвестиций и капиталовложений.Созданные комфортные условия кредитования в рамках Этеквинского плана действий позволяют Индии эффективно использовать имеющийся потенциал. Таким образом, Банк БРИКС задействован в качестве инструмента развития инфраструктуры, а также как источник финансирования своих энергетических проектов. Также центральной темой Этеквинской декларации стало сотрудничество со странами Африканского континента. Страныучастники БРИКС заявили о необходимости поощрять прямые иностранные инвестиции в Африку, развивать ее инфраструктуру, а также диверсифицировать импорт из африканских стран. Необходимо отметить, что у Индии с Африкой существуют исторические связи, в Африке проживают более 1 млн индийцев, что уже само по себе способствует развитию экономического и политического сотрудничества. Еще в 2008 г. был создан Индийскоафриканский форум, что указывает на стремление правительства Индии укрепить связи с Африкой и достичь стратегических целей в регионе. Индия заинтересована, прежде всего, в африканских энергоресурсах, за доступ к которым она конкурирует с Китаем, но диверсификация способов экономического взаимодействия также будет соответствовать ее интересам. Форталезский план действий закрепил за всеми странамиучастницами права и равные возможности и участвовать в глобальной экономической, финансовой и торговой деятельности на справедливой основе, признавая при этом,что они обладают разным потенциалом и находятся на разных уровнях развития. На основе данного заявления были подписаны Меморандум овзаимопонимании исотрудничестве между экспортнокредитными агентствами стран БРИКС, Соглашение осоздании Нового банка развития БРИКС, Договор осоздании Пула условных валютных резервов стран БРИКС, а также Соглашение осотрудничестве вобласти инноваций. В официальном заявлении правительства Индии было сказано, что создание Банка БРИКС «поможет Индии увеличить существующие иприобрести дополнительные ресурсы для развития инфраструктуры, в котором она так нуждается»[6].Помимо этого, была достигнута договоренность о том, что Индия сможет назначить первого президента Банка Развития БРИКС. Сейчас Индия занимается подбором кандидатуры на эту ответственную должность. По заявлениям официальных источников, рассматриваются кандидаты с солидным опытом в области управления, а также со знанием механизмов функционирования международной финансовой системы и многосторонних институтов. Сейчас основными претендентами на пост являются Арун Шоури, который был экономистом Всемирного банка и консультантом Комиссии по планированию, а также Яшвант Синха, министр финансов в 19901991 и 19982002 гг. Именно первый президент сыграет огромную роль в формировании Нового банка развития, и поэтому можно сделать вывод, что на Индию возложена особая ответственность.Помимо создания Банка БРИКС, Индия совместно с остальными странамичленами претворяет в жизнь и другие положения Форталезской декларации. В соответствии со статьей 7 документа, страны должны «приступить к разработке совместных методологий расчета социальных показателей для их включения в совместную статистическую публикацию БРИКС»[7]. Сейчас индийские эксперты в рамках БРИКС уже участвуют в переговорах по созданию совместного рейтингового агентства, которое смогло бы составить конкуренцию западным структурам и давать собственную оценку экономической ситуации в различных регионах. Кроме того, Индия уже сейчас в собственных оценках ориентируется на страны БРИКС. Недавно президент Индии Пранаб Мукерджи заявил, что государству необходимо значительно повысить расходы на здравоохранение, так как они сильно уступают расходам России, Китая и Бразилии.Таким образом, Индия продолжает утверждаться на мировой арене в качестве одного из потенциальных экономических лидеров с высокими темпами роста ВВП. Она выступает в качестве равноправного партнёра и инвестором не только для развивающихся, но и для развитых стран. В настоящее время Республика Индия подтверждает свои лидирующие позиции в производстве и экспорте ряда товаров электронной промышленности, в том числе, программного обеспечения. Индия производит четверть всех лекарственных препаратов, поставляемых на мировой рынок. Помимо этого, Индия укрепляет свойвоеннопромышленный потенциал, активно диверсифицирует внешние связи в военнотехнической области; регулярно испытывает самые современные виды вооружений и ракетной техники. Она активно участвует в рамках РИК в освоении космического пространства, а такжеосуществляет исследовательскую деятельность в Арктике и Антарктиде. Можно сделать вывод о том. что Индия в последние годы позиционирует себя в качестве влиятельной державы в политическом, экономическом и военном отношении. Для успешного развития Индии в рамках БРИКС, важное значение имеет трехстороннее сотрудничество России, Индии и КНР. Большинство направлений трехсторонних отношений развиваются на данный момент успешно. Таким образом, к 2015 г. Индия имеет наиболее выгодную с политической и экономической точки зрения позицию в структуре БРИКС, так как она одновременно имеет возможность взаимодействовать со своими партнерами не только в формате РИК, а также в формате ИБСА, но и в конечном счете отстаивать свои стратегические интересы в обшей для всех указанных стран организации БРИКС.

Ссылкинаисточники1.Козловский Е.А., Комаров М.А., Макрушин Р.Н. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР: стратегия недропользования. М., 2013. С.4.2.Бондаренко В.А.

Малое предпринимательство в Индии // Аналитика малого предпринимательства.. Режим доступа http://www.giac.ru01.03.2015.3.Володин А.Г. Индия в БРИКС // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты. М., 2013. С. 124.4.Титаренко М.Л., Уянаев С.В. Перспективы формата БРИК: взгляд из четырех столиц // Азия и Африка сегодня. М., 2010. № 5. С. 7.5.Делийская декларация (принята по итогам IV саммита БРИКС) // Документы саммитов БРИКС//режим доступа: 11.04.2015. http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/9AF718AA83D590FAC32578720022EB1A16.04.2015.6.Statement by BRICS Leaders on the Establishment of the BRICSLed Development Bank // BRICS Information Centre //Режимдоступа: http://www.brics.utoronto.ca/docs/130327bricsbank.html24.04.2015.7.Форталезская декларация и Форталезский план действий.) // Документы саммитов БРИКС //

http://www.hse.ru/org/hse/iori/brics/summits 2.05.2015.