Исследование проблемы безработицы молодежи в Пензенской области
Выпуск:
ART 85862
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пименова
Д.
В.,
Максутова
Л.
Д. Исследование проблемы безработицы молодежи в Пензенской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4306–4310. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85862.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы безработицы молодежи Пензенской области, проанализированы причины и факторы ее возникновения. Особое внимание уделено влиянию безработицы на отдельную демографическую группу – молодежь в возрасте 20–29 лет. В заключение выявляются основные меры по устранению молодежной безработицы.
Похожие статьи
Текст статьи
Максутова Лилия Дамировна,студент гр.11ЭП1б кафедры «Прикладная экономика», ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", г.ПензаLiliMax16@yandex.ru
Пименова Дина Владимировна,к.с.н., доцент кафедры «Прикладная экономика», ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", г.Пензаaurora97@yandex.ru
Исследование проблемы безработицы молодежи в Пензенской области
Аннотация.В данной статье рассмотреныпроблемы безработицы молодежи Пензенской области, проанализированы причины и факторы ее возникновения. Особое внимание уделено влиянию безработицына отдельную демографическую группу –молодежь в возрасте 2029 лет. В заключении выявляются основные меры по устранению молодежной безработицы.Ключевые слова:Безработица молодежи, уровень безработицы, занятость населения, рынок труда.
ОднойизважнейшихпроблемсовременнойэкономикиРоссииявляетсябезработица. Она выступает как сложное макроэкономическое явление экономической жизни. Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующейся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве.Иначе определяется уровень безработицы государственными службами занятости. В соответствии сдействующим Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя»[1].В наше времябезработица становитсянеотъемлемымэлементом жизни России, оказывающим большоевлияние не только на социальноэкономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности, и тем самым является одной из актуальных проблем разного уровня власти всовременнойРоссии.Безработица не обошла стороной и Пензенскую область. По данным за 2014год, Пензенская Область находится на 20 месте по уровню безработицы, который составил 4.91%, данный показатель является ниже среднего уровняпо стране, составляющего5.46% [2].
Таблица1Усредненные статистические данные о занятости и безработице в Пензенской области по годам
ГодЭкономически активные,чел.Занятые,чел.Безработные,чел.200275500066800086000200669800065200047000201071200065800054000201470300066800035000
Данные, представленные в таблице 1ирисунке1, показываютзначительные изменения,произошедшиеза последние 12лет –уровень безработицы по Пензенской области сократился в 2,5 раза.Причинами полученных результатов являются: смертность населения, миграция населения из области, в поисках более высокооплачиваемого труда и т.д.
Рис. 1. Уровень безработицы в Пензенской области по годам
Чрезмерная безработица отрицательно отражается на всей экономике страны, иэто становится одной из главных проблем на сегодняшний день. Приеерешениинеобходимо учесть, что именно молодежь составляет «инновационные и обновленные ресурсы страны», в связи с чем,необходиморассматривать данную демографическую группу как одно из наиболее качественных направлений социальноэкономического развития государства. Подготовка высококвалифицированных кадров,наилучшим образомадаптированных к условиям рыночной экономики и обладающих навыками использования новейших технологий и знаний, является важной задачейгосударства, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособностии устойчивости. Усиление конкуренциина рынке труда способствует повышению требований к деловым и личностным качествамработников, к уровню образования и возможности дальнейшего переобучения молодых специалистов, которые претендуют на рабочее место [3].Вмести с тем,нельзя забывать и об уровне оплаты таких специалистов, одностороннее обогащение работодателей, существующее благодаря информационной асимметрии, недолжно носить столь стихийный характер и превышать все мыслимые и немыслимые пределы, демотивируя к труду молодые 02468101214162002200620102014%годыУровень безработицы(%)кадры, необремененные чрезмерными амбициями и низким уровнем моральнонравственных качеств.Молодые люди, достигаясовершеннолетнего возраста, сталкиваются сгораздо более сложной
ситуацией всфере трудоустройства, чеммолодежьпериода плановой экономики. Советский Союз конституционно гарантировалправо на труд и давалвозможностьдля его реализации, наделяя рабочимиместамив отраслях народного хозяйства,и выпускников школ, и профтехучилищ, и техникумов,и вузов. Вхождение молодежи в сферу труда строго контролировалосьгосударством, и молодые специалисты не боялись остаться безработными. С развалом Союзароссийское государство отказалось от конституционных гарантий права на труд и требований его обязательности. Осталась в прошломструктурированная система направления на работу,которая с одной стороны, ограничивалавыбор молодых людей,а с другой обеспечиваластабильность и социальную интеграцию, сразу предлагая им не только работу и гарантированную заработную плату, но и широкий доступ к социальным льготам(детские учреждения, медицинское обслуживание по месту работы, предоставление жилья). Современная молодежьобладает большимиформальнымивозможностямив предложении труда,ноей приходится решать гораздо большее количествопроблем, чемсверстникам советскогопериода. Спад производства в стране, быстрая текучестьрабочих кадров, нестабильность и строгиетребования работодателей, их стремление к снижению издержек производства, в том числе и за счет снижения уровня оплаты труда,привели к тому, что на сегодняшний день молодежь составляет наиболее многочисленную группу безработных.Не желая трудиться за мизерную заработную плату, молодые кадры предпочитают роль иждивенцев, ожидающих достойную работу, которая обеспечивала бы их все возрастающие запросы, занятость на «теневом рынке», асоциальное поведение. Стремление бизнеса к увеличению своих прибылей через создание новых потребностей людей, навязывание определенного образа жизни,по сути, формированию«общества потребителей»,приводит ксущественному искажению между запросами граждан и возможностями, продиктованными реально сложившейся ситуацией, как на рынке труда, так и в экономике страны в целом.Еще одной проблемойвчерашних выпускников школ является дороговизна обучения, приводящая к тому, что многие молодые люди долгое время находятся в статусе безработных. Студенты учатся по тем или инымспециальностям лишь потому, что обучение дешевле, или есть бюджетные места. В настоящиймоментмногие ВУЗы и СУЗыувеличивают стоимость обучения на пользующиеся спросом специальности, тем самым разрушая мечты молодежи получить именно ту профессию, на которую они хотели поступить, с другой стороны, на востребованные специальности поступают те лица, чьи способности не соответствуют ни выбранной профессии, ни их желанию учиться.По статистическим данным уровень безработных в Пензенской области среди молодежи, в возрасте от 20 до 29 лет, на 2014год составил 36,7%. Данные таблицы 2свидетельствуют о том, что уровень безработицы среди исследуемой возрастной группы остается на высоком уровне в течение последних 12 лет. Молодым людям из года в год всё тяжелее найти работу, и очень большое количество безработных составляет именно молодежь[4].
Таблица 2Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 2029 лет
годы% от общего числа безработных200428,9200634,3200822,1201038,2201236,1201436,7Основными причинами роста безработицы среди молодежи можно выделитьследующие факторы:уровень квалификациимолодых специалистов не соответствует потребностям рынка труда идальнейшим прогнозам по расширению востребованности кадров;очень низкий уровень компетентности молодых специалистовпо изучаемой ранее
профессии илиегоснижение;несоответствие требованием работодателя;низкий уровень заработной платы молодых специалистов, замедленное продвижение по должностиили отсутствие такой возможности;ошибочный выбор профессии, специальности;все возрастающее привлечение на рынок труда иностранных граждан в качестве дешевой рабочей силы;большое количество мошенников на рынке труда.Ростбезработицы
в стране –бесспорно, явление отрицательное. Ее увеличение в средемолодых специалистов ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого гражданина, а также к серьезным экономическим потерям. В настоящее времяв России не создано необходимых условий, которые в полной мере способствовали бы реализации правовых и социальных гарантий на труд для молодых граждан.
Молодежная политика на федеральном уровне не имеет стабильную, современную, гибкую нормативную базу. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетнофинансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программноцелевого подхода к молодежной политике.Данные проблемы сильно усугубляются создавшимся на сегодняшний день политическим, экономическим и социальным состоянием страны. Созданная на региональном уровне,система социальных служб постепенно вносит свои коррективы по работе с молодежью, ноэто только начальная платформа того механизма, который должен оказывать социальную поддержку молодежи.
Тем не менее,бороться с безработицей все таки возможно, но для этого нужно прилагать усилия, какгосударственным органам, так и самому населению. На наш взгляд, основными методамипо уменьшению уровня безработицы в исследуемой возрастной группеявляются: воспитание высокого моральнонравственного и патриотического уровня каждого гражданина страны, и,прежде всего,личным примером современных управленцев и избранной элиты;проведение мониторинга молодежного рынка труда, какна региональных, так и межрегиональном и федеральном уровнях;проведение комплексных исследований прогнозирующихкадровые потребности бизнеса, как в территориальном, так ипрофессиональном разрезе;усиление взаимодействия ВУЗов и предпринимательскихструктур, определения первыми потребностей предприятий в человеческомкапитале и ориентации высших учебных заведений в процессе обучения напрактическую составляющую обучения студентов, прежде всего, повышенияфинансовой грамотности;стимулирование бизнеса государством на различныхуровнях власти к более широкому применению целевых программ обучения;совершенствование информационной и правовой системмеханизма координации и взаимодействия субъектов молодежного рынка труда;развитие программ поддержки малого и среднегобизнеса как одного из главных инструментов решения проблемзанятости для низкоквалифицированных кадров[5];обучение студентов методике поиска работы;обучение типовым моделям при трудоустройстве, умение показать и представить себя;развитие системы подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики;проводить постоянную информационную работу с кадровыми службами предприятий о предстоящих выпусках молодых специалистов.Таким образом, можно сделать вывод о том, что с безработицей можно и нужно бороться. Для этого требуется не только желание молодежи трудоустроиться, а так же поддержка государственных органов, заинтересованность государства не только в краткосрочных экономических показателях, но и в долгосрочной перспективе развития собственных трудовых ресурсов. Оченьважна и заинтересованность работодателей в приеме на работу молодых сотрудников, энергичных,готовых развиваться и добиваться успехов.
Ссылки на источники1.Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36ФЗ) (с изменениями на 22 декабря 2014 года).2.http://уровеньбезработицы.рф/пензенская_область.aspx.(дата обращения: 17.04.2015)3.Волонина Н.А.Безработица молодежи //Экономика, предпринимательство и право. —2012. —№ 1 (12). —c. 914.4.Федеральная служба государственной статистики // Справочник Регионы России. Социальноэкономические показатели.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156(дата обращения: 15.03.2015)5.Гурьянов П.А. Развитие государственной молодежной политики в сфере занятости в России // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 http://human.snauka.ru/2013/05/3125(дата обращения: 26.04.2015)
Пименова Дина Владимировна,к.с.н., доцент кафедры «Прикладная экономика», ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", г.Пензаaurora97@yandex.ru
Исследование проблемы безработицы молодежи в Пензенской области
Аннотация.В данной статье рассмотреныпроблемы безработицы молодежи Пензенской области, проанализированы причины и факторы ее возникновения. Особое внимание уделено влиянию безработицына отдельную демографическую группу –молодежь в возрасте 2029 лет. В заключении выявляются основные меры по устранению молодежной безработицы.Ключевые слова:Безработица молодежи, уровень безработицы, занятость населения, рынок труда.
ОднойизважнейшихпроблемсовременнойэкономикиРоссииявляетсябезработица. Она выступает как сложное макроэкономическое явление экономической жизни. Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующейся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве.Иначе определяется уровень безработицы государственными службами занятости. В соответствии сдействующим Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: «Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя»[1].В наше времябезработица становитсянеотъемлемымэлементом жизни России, оказывающим большоевлияние не только на социальноэкономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности, и тем самым является одной из актуальных проблем разного уровня власти всовременнойРоссии.Безработица не обошла стороной и Пензенскую область. По данным за 2014год, Пензенская Область находится на 20 месте по уровню безработицы, который составил 4.91%, данный показатель является ниже среднего уровняпо стране, составляющего5.46% [2].
Таблица1Усредненные статистические данные о занятости и безработице в Пензенской области по годам
ГодЭкономически активные,чел.Занятые,чел.Безработные,чел.200275500066800086000200669800065200047000201071200065800054000201470300066800035000
Данные, представленные в таблице 1ирисунке1, показываютзначительные изменения,произошедшиеза последние 12лет –уровень безработицы по Пензенской области сократился в 2,5 раза.Причинами полученных результатов являются: смертность населения, миграция населения из области, в поисках более высокооплачиваемого труда и т.д.
Рис. 1. Уровень безработицы в Пензенской области по годам
Чрезмерная безработица отрицательно отражается на всей экономике страны, иэто становится одной из главных проблем на сегодняшний день. Приеерешениинеобходимо учесть, что именно молодежь составляет «инновационные и обновленные ресурсы страны», в связи с чем,необходиморассматривать данную демографическую группу как одно из наиболее качественных направлений социальноэкономического развития государства. Подготовка высококвалифицированных кадров,наилучшим образомадаптированных к условиям рыночной экономики и обладающих навыками использования новейших технологий и знаний, является важной задачейгосударства, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособностии устойчивости. Усиление конкуренциина рынке труда способствует повышению требований к деловым и личностным качествамработников, к уровню образования и возможности дальнейшего переобучения молодых специалистов, которые претендуют на рабочее место [3].Вмести с тем,нельзя забывать и об уровне оплаты таких специалистов, одностороннее обогащение работодателей, существующее благодаря информационной асимметрии, недолжно носить столь стихийный характер и превышать все мыслимые и немыслимые пределы, демотивируя к труду молодые 02468101214162002200620102014%годыУровень безработицы(%)кадры, необремененные чрезмерными амбициями и низким уровнем моральнонравственных качеств.Молодые люди, достигаясовершеннолетнего возраста, сталкиваются сгораздо более сложной
ситуацией всфере трудоустройства, чеммолодежьпериода плановой экономики. Советский Союз конституционно гарантировалправо на труд и давалвозможностьдля его реализации, наделяя рабочимиместамив отраслях народного хозяйства,и выпускников школ, и профтехучилищ, и техникумов,и вузов. Вхождение молодежи в сферу труда строго контролировалосьгосударством, и молодые специалисты не боялись остаться безработными. С развалом Союзароссийское государство отказалось от конституционных гарантий права на труд и требований его обязательности. Осталась в прошломструктурированная система направления на работу,которая с одной стороны, ограничивалавыбор молодых людей,а с другой обеспечиваластабильность и социальную интеграцию, сразу предлагая им не только работу и гарантированную заработную плату, но и широкий доступ к социальным льготам(детские учреждения, медицинское обслуживание по месту работы, предоставление жилья). Современная молодежьобладает большимиформальнымивозможностямив предложении труда,ноей приходится решать гораздо большее количествопроблем, чемсверстникам советскогопериода. Спад производства в стране, быстрая текучестьрабочих кадров, нестабильность и строгиетребования работодателей, их стремление к снижению издержек производства, в том числе и за счет снижения уровня оплаты труда,привели к тому, что на сегодняшний день молодежь составляет наиболее многочисленную группу безработных.Не желая трудиться за мизерную заработную плату, молодые кадры предпочитают роль иждивенцев, ожидающих достойную работу, которая обеспечивала бы их все возрастающие запросы, занятость на «теневом рынке», асоциальное поведение. Стремление бизнеса к увеличению своих прибылей через создание новых потребностей людей, навязывание определенного образа жизни,по сути, формированию«общества потребителей»,приводит ксущественному искажению между запросами граждан и возможностями, продиктованными реально сложившейся ситуацией, как на рынке труда, так и в экономике страны в целом.Еще одной проблемойвчерашних выпускников школ является дороговизна обучения, приводящая к тому, что многие молодые люди долгое время находятся в статусе безработных. Студенты учатся по тем или инымспециальностям лишь потому, что обучение дешевле, или есть бюджетные места. В настоящиймоментмногие ВУЗы и СУЗыувеличивают стоимость обучения на пользующиеся спросом специальности, тем самым разрушая мечты молодежи получить именно ту профессию, на которую они хотели поступить, с другой стороны, на востребованные специальности поступают те лица, чьи способности не соответствуют ни выбранной профессии, ни их желанию учиться.По статистическим данным уровень безработных в Пензенской области среди молодежи, в возрасте от 20 до 29 лет, на 2014год составил 36,7%. Данные таблицы 2свидетельствуют о том, что уровень безработицы среди исследуемой возрастной группы остается на высоком уровне в течение последних 12 лет. Молодым людям из года в год всё тяжелее найти работу, и очень большое количество безработных составляет именно молодежь[4].
Таблица 2Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 2029 лет
годы% от общего числа безработных200428,9200634,3200822,1201038,2201236,1201436,7Основными причинами роста безработицы среди молодежи можно выделитьследующие факторы:уровень квалификациимолодых специалистов не соответствует потребностям рынка труда идальнейшим прогнозам по расширению востребованности кадров;очень низкий уровень компетентности молодых специалистовпо изучаемой ранее
профессии илиегоснижение;несоответствие требованием работодателя;низкий уровень заработной платы молодых специалистов, замедленное продвижение по должностиили отсутствие такой возможности;ошибочный выбор профессии, специальности;все возрастающее привлечение на рынок труда иностранных граждан в качестве дешевой рабочей силы;большое количество мошенников на рынке труда.Ростбезработицы
в стране –бесспорно, явление отрицательное. Ее увеличение в средемолодых специалистов ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого гражданина, а также к серьезным экономическим потерям. В настоящее времяв России не создано необходимых условий, которые в полной мере способствовали бы реализации правовых и социальных гарантий на труд для молодых граждан.
Молодежная политика на федеральном уровне не имеет стабильную, современную, гибкую нормативную базу. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетнофинансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программноцелевого подхода к молодежной политике.Данные проблемы сильно усугубляются создавшимся на сегодняшний день политическим, экономическим и социальным состоянием страны. Созданная на региональном уровне,система социальных служб постепенно вносит свои коррективы по работе с молодежью, ноэто только начальная платформа того механизма, который должен оказывать социальную поддержку молодежи.
Тем не менее,бороться с безработицей все таки возможно, но для этого нужно прилагать усилия, какгосударственным органам, так и самому населению. На наш взгляд, основными методамипо уменьшению уровня безработицы в исследуемой возрастной группеявляются: воспитание высокого моральнонравственного и патриотического уровня каждого гражданина страны, и,прежде всего,личным примером современных управленцев и избранной элиты;проведение мониторинга молодежного рынка труда, какна региональных, так и межрегиональном и федеральном уровнях;проведение комплексных исследований прогнозирующихкадровые потребности бизнеса, как в территориальном, так ипрофессиональном разрезе;усиление взаимодействия ВУЗов и предпринимательскихструктур, определения первыми потребностей предприятий в человеческомкапитале и ориентации высших учебных заведений в процессе обучения напрактическую составляющую обучения студентов, прежде всего, повышенияфинансовой грамотности;стимулирование бизнеса государством на различныхуровнях власти к более широкому применению целевых программ обучения;совершенствование информационной и правовой системмеханизма координации и взаимодействия субъектов молодежного рынка труда;развитие программ поддержки малого и среднегобизнеса как одного из главных инструментов решения проблемзанятости для низкоквалифицированных кадров[5];обучение студентов методике поиска работы;обучение типовым моделям при трудоустройстве, умение показать и представить себя;развитие системы подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики;проводить постоянную информационную работу с кадровыми службами предприятий о предстоящих выпусках молодых специалистов.Таким образом, можно сделать вывод о том, что с безработицей можно и нужно бороться. Для этого требуется не только желание молодежи трудоустроиться, а так же поддержка государственных органов, заинтересованность государства не только в краткосрочных экономических показателях, но и в долгосрочной перспективе развития собственных трудовых ресурсов. Оченьважна и заинтересованность работодателей в приеме на работу молодых сотрудников, энергичных,готовых развиваться и добиваться успехов.
Ссылки на источники1.Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36ФЗ) (с изменениями на 22 декабря 2014 года).2.http://уровеньбезработицы.рф/пензенская_область.aspx.(дата обращения: 17.04.2015)3.Волонина Н.А.Безработица молодежи //Экономика, предпринимательство и право. —2012. —№ 1 (12). —c. 914.4.Федеральная служба государственной статистики // Справочник Регионы России. Социальноэкономические показатели.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156(дата обращения: 15.03.2015)5.Гурьянов П.А. Развитие государственной молодежной политики в сфере занятости в России // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 http://human.snauka.ru/2013/05/3125(дата обращения: 26.04.2015)