Методика формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение»
Выпуск:
ART 85867
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лыкова
Т.
Р. Методика формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
4331–4335. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85867.htm.
Аннотация. В работе рассматривается актуальный вопрос современного образования – формирование патриотической позиции у современной молодежи. Рассмотрены цели, задачи, этапы программы формирования патриотической позиции бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение».
Ключевые слова:
патриотическая позиция, этапы формирования патриотической позиции, компоненты сформированности патриотической позиции, курс «краеведение», бакалавры туризма
Текст статьи
Лыкова Татьяна Рафкатовна,Старший преподаватель, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбургlykovat@yandex.ru
Методика формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение»
Аннотация.В работерассматривается актуальный вопрос современного образования –формирование патриотической позицииу современной молодежи. Рассмотрены цели, задачи, этапы программыформирования патриотической позиции бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение».Ключевые слова:патриотическая позиция, этапы формирования патриотической позиции, компоненты сформированности патриотической позиции, курс «Краеведение», бакалавры туризма
Современное российское общество остро осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией таких целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности. В результате глобализации, унификации теряется связь людей со своими культурноисторическими традициями, забываются истоки народной, традиционной культуры, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытностиПоследнее десятилетие отмечено такими социокультурными процессами, как размывание ценностномотивационного ядра национального самосознания, вытеснение на его периферию патриотизма. Поэтому уже сейчас представляются чрезвычайно актуальными изучение ииспользование различных моделей формирования патриотической позиции студентов в конкретных образовательных учреждениях.Патриотическое воспитание молодёжи –приоритетное направление современной образовательной политики, что нашло отражение в нормативноправовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Министерством образования и науки РФ утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы»[1]. Особенно значима проблема патриотического воспитания студентов–будущихспециалистовв области туризма(направлениеподготовки100400 «Туризм», квалификация «Бакалавр»), которым предстоитучаствовать в диалоге и взаимодействии культур.Курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств. Для реализации воспитательного потенциала краеведческой деятельности необходимо, чтобы будущий специалист данного направления осознавалсебя в качестве культурноисторическогосубъектав спектре культур страны и региона, обладал способностью сопоставлять, анализировать, оценивать уровень и качество литературы, искусства и факты по истории своей страны, разбирался в современной, непростой для России ситуации, умел адекватно реагироватьна различные политические и экономические реформы, конфронтации, принимать участие в культурнодуховныхдискуссиях.Поэтому в содержаниикурса краеведения на первый план выступаетформирование у студентов патриотической позиции, что выражается в развитии критическогомышления, интересак изучению прошлого, воспитание гордостиза свершения предков, стремлениясохранить и приумножить достояние прошлого. В то же время комплексный анализ современных исследований и практики по проблеме патриотического воспитанияпозволил выявить ряд противоречиймежду:
наличием социального заказа на формирование патриотической позиции молодёжи и отсутствием термина«патриотизм» вФГОС по направлению подготовки «Туризм» (100400), квалификация «Бакалавр»; необходимостью повышения эффективности процесса формирования патриотической позиции молодёжи и неразработанностью понятий «патриотизм», «патриотическая позиция»;
востребованностью педагогического потенциала высших учебных заведений в формировании патриотической позиции студентов и недостаточной разработанностью методического обеспечения в этой области.Указанные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в разработке методики формированияпатриотической позиции убакалавров туризма на материале курса «Краеведение».На основе анализа философских и психологопедагогических исследований ЗахароваН.А., Лутовинова В.И., ПотемкинаА.В., Вырщикова А.Н.
определены показатели сформированности патриотической позиции:эмоциональномотивационный, когнитивный, поведенческий, оценочнорефлексивный.
Результаты первичного опросастудентовпозволили сделать вывод о недостаточном уровне сформированности патриотической позиции устудентов и необходимости проведения специальной работы по ее развитию. Учитывая это обстоятельство, была разработана программаформирования патриотической позиции убакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение», включающая три этапа.На первомэтапе («Эмоциональное вовлечение»)решаютсяследующие задачи: вызвать положительный эмоциональный отклик на историю краяу студентов; сформировать у студентов знания о значениикрая в культурной, общественной, экономическойжизни народа. Для этого проводятся беседы, экскурсии, просмотр фольклорных праздников, просмотр и обсуждение видеозаписей. В частности, студенты просматривают видеозаписи из цикла «Большой Урал», «Хребет России», «Все чудеса Урала», «Урал куёт победу». Кроме того, проводится интеллектуальный конкурс, в котором вопросыпосвященыистории края, фольклору и праздникам.Второй этап («Познание») направлен на теоретическое осмысление истории края, формирование знаний оразных этапах истории края, дополняяэмоциональные впечатления первого этапа.На втором этапе используютсяследующие формы работы: лекции, экскурсии(в Екатеринбургский музей изобразительного искусства, Свердловский областной краеведческий музей,музей Нижняя Синячиха), круглые столы, изучение традиций народов Урала, конференциии семинарские занятия.Музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие, приобщает студентов к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществляет патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.Экскурсии позволяют на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
На третьемэтапе(«Социальное творчество»)решаются задачи активного, творческого вовлечения студентов в культурную жизньрегиона. Студенты самостоятельно разрабатываюти проводятгородские экскурсии, принимаютучастие в вузовскихфестивалях, городских праздниках, в различных социальных проектах. Например, в рамках нашей программы студенты регулярно принимаютучастие в городских праздниках в качестве помощников режиссёра, актёров, проводятигры и соревнования. Нашистуденты подключались к организациии проведению следующих социальных проектов:«Чусовая России»,Всероссийский фестивальнеигрового туристического кино«Свидание с Россией», «Верхотурье –духовная столица Урала», в ежегодной акции «Весенняянеделя добра»[2].
В системе воспитательной деятельности активно задействованы: отдел по воспитательной работе, Дворец культуры и спорта, деканаты институтов и факультетов, студенческий досуговый центр, профсоюзная организация студентов и аспирантов УГЛТУ, студенческий спортивный клуб университета, отдел международного сотрудничества и внешних связей. Студенты нашего университета проявляют всё большую активность в мероприятиях и проектах на внешнем уровне: конкурс «Студент года Свердловской области 2014»; межвузовский Слет волонтеров Свердловской области; Всероссийский конкурс молодежных проектов; Всероссийский фестиваль художественного творчества студентов «Архиперспектива 2014» с международным участием; конкурс инновационных и социальнозначимых проектов молодежи г. Екатеринбурга; «Студенческий лидер Свердловской области». В июне 2014 годаУправлением по молодежной политикеЧелябинской области при участии Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь)был проведен Форум молодежи Уральского федерального округа «УТРО2014», где студенты и аспиранты нашего университета приняли активное участие, работая по всем направлениям Форума, делегация УГЛТУ сдала нормы ГТО с получением золотых значков. Также в 2014 году студенты нашего университета приняли участие в целом ряде различных студенческих мероприятий:
Всероссийский молодежный форум «Селигер»;
Студенческий научный БИОФОРУМ в наукограде «Пущино»;
Всероссийская школасеминар для студентовчленов стипендиальных комиссий «Стипком 2014» (г. Москва);
Всероссийский сбор руководителей молодежных организаций образовательных учреждений МЧС России и Уральского федерального округа (г. Екатеринбург);
Всероссийский экологический молодежный форум (г. ХантыМансийск);
Всероссийский Слет студенческих отрядов России, посвященный 55летию стройотрядовского движения (г. Москва);
Школа студенческого актива Уральского федерального округа «ПРОдвижение» (г. Тюмень);
Всероссийская Школа студенческих общежитий (г. Москва);
Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» (г. Москва);
Международный форум студенческих общественных объединений «Мы строим свое будущее сами!» (г. Екатеринбург);
Всероссийский Конкурс на лучшее студенческое общежитие (г. Москва);
Всероссийский студенческий форум «Время создавать будущее!» (г. Москва) Волонтерская деятельность студентов университета осуществляется по следующим направлениям: социальное волонтерство (работа с детьми, лицами с ограниченными возможностями здоровья, престарелыми гражданами), донорство крови, экологическое волонтерство, работа по организации и проведению мероприятий, трудовая вахта. Волонтеры нашего университета работали на Всемирной Универсиаде в г. Казани, на Олимпийских и Параолимпийских играх в г. Сочи, являются участниками Всероссийского проекта«За честный ЕГЭ». Студентыволонтеры принимали непосредственное участие в подготовке и проведении конференции АСМАП, а также большинства мероприятий, проводимых на базе нашего университета. В настоящее время волонтерами являются около 500 человек. Одним из важнейших направлений работы в настоящее время является гражданскопатриотическое воспитание обучающихся. В университете разработана и утверждена Программа гражданскопатриотического воспитания обучающихся «Мыроссияне», создан Совет по гражданскопатриотическому воспитанию, составлен План мероприятий университета, посвященных 70летию Победы в Великой Отечественной Войне и гражданскопатриотических мероприятий, студенты университета участвуют во всероссийских и межвузовских проектах, посвященных 70летию Великой Победы: Свеча Памяти, Бессмертный полк, Георгиевская ленточка, Солдатская каша, мультимедийном конкурсе творческих работ «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» и др. А конкурс красоты и таланта «Мисс и Мистер УГЛТУ 2015» посвящен 70летию Победы и уже на первом просмотре наши студенты и студентки рассказывали о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны. Все отметили, что эти рассказы не оставили никого равнодушными и оставили глубокие эмоции у всех присутствующих. Продолжается работа по повышению эффективности информационной работы с обучающимися: в газете «Инженер леса» выходит студенческая вкладка; у профсоюзной организации студентов и аспирантов работает свой сайт; есть странички в социальных сетях «В Контакте» (Проф. ком УГЛТУ) и INSTAGRAMM; информация о студенческой жизни постоянно обновляется на сайте университета.Созданный в результате работы смены «Лестех информационный» Школы студенческого актива УГЛТУ студенческий коллектив ЛесТех СМИ стал центром притяжения ребят, которых интересует журналистское мастерство. Кроме информационной работы в университете, они участвуют в мастерклассах и других мероприятиях, связанных с журналисткой деятельностью, а также создают видеоролики о студенческой жизни, социальной направленности, проведенных мероприятиях. Для повышения культурного уровня студенчества, расширения кругозора и изучения истории родного края студенты посещают Музей истории Екатеринбурга, Театр Оперы и Балета, а также участвуют в экскурсионных турах: Кунгурская ледяная пещера, Маршрутом Славы, Сысерть –родина П.П.Бажова, НевьянскТаволги.Свои творческие способности студенты университета могут совершенствовать на базе нашего Дворца культуры и спорта и Студенческого досугового центра. В настоящее время в них работают 20 творческихколлективов разной направленности, в которых постоянно занимаются около трехсот студентов и аспирантов. Вокальноинструментальный ансамбль «ШокоЛад»стал лауреатом 3 степени XV регионального фестиваля «Уральская студенческая весна 2014», ансамбль русской песни университета получил Специальный диплом членов жюри фестиваля "За сохранение народных песенных традиций», а также наш хор стал обладателем Диплома 3 степени в Открытом областном межвузовском фестивале патриотической песни «...России сможем послужить», посвященный 70летию Победы в Великой Отечественной войне.Женская сборная команда КВН «Аррива» заняла 2 место в финале высшего дивизиона областных игр КВН.Также наши девушки стали победителями в Открытом фестивале Лиги КВН РГППУ, а «Парни с лесоповала»заняли 2 место в этом фестивале. Студентка университета Екатерина Корх (ИАТТС) –победительница конкурса «Мисс УГЛТУ 2014» представляла наш университет в Первом всероссийском конкурсе творчества, красоты и артистического мастерства «Краса студенчества России» г.Казань. А обладательница звания «Мисс УГЛТУ 2013» Алёна Вагина (ФТиС) стала победителем и получила звание «Юная топмодель 2014» врегиональном конкурсе моделей «Юная топмодель 2014 Свердловской области» и титул Мисс «Вдохновение» Межвузовского конкурса красоты и таланта Мисс Университет «Ilovefushion». Вокалистка Тимашова Екатерина (ИЛБиДС) стала лауреатом 2 степени VIIIоткрытого областного фестиваля молодежнойпатриотической песни «Беспокойная юность моя». Надо отметить, что творческая активность наших студентов возрастает, они участвуют во многих творческих конкурсах и фестивалях, повышая свой уровень мастерства и популяризируя наш университет. По результатам реализации разработанной программы можно сделать
вывод, что курс «Краеведение», интегрирующий в себе многообразие форм учебнойи внеучебной деятельности, может рассматриваться как базовый в формированиипатриотической позиции у студентов–будущих специалистов в области туризма.
Теоретическая значимостьисследования заключается в следующем: 1. Результаты исследования обогащают теорию воспитания за счет конкретизации содержания понятия «патриотизм» применительно к профессиональной подготовке бакалавров туризма. 2. Предложенная педагогическая модель, включающая целевой, методологический, содержательный, методический, инфраструктурный, оценочный и результативный компоненты, способствует формированию патриотической позиции у будущих бакалавров туризма .3. Выявлены педагогические условия формирования патриотической позиции у будущих бакалавров туризма в процессе освоения курса «Краеведение» и обоснована возможность их реализации в реальном образовательном процессе. Практическая значимостьисследования состоит в том, что:1. его выводы и рекомендации направлены на совершенствование процесса воспитания студентов вуза;2.определены критерии сформированности патриотической позиции у будущих бакалавров туризма;3. разработаны рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на формирование у студентов патриотической позиции
Ссылки на источники1.Лыкова Т.Р. Анализпонятия «патриотизм»: педагогический аспект //Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // «Фундаментальные исследования" № 11 (часть 4) 2013.С.4556.
2.Масленникова С.Ф. Воспитание экологогуманистических ценностей у студентов вуза:автореферат дисс. … к.п.н. / С.Ф. Масленникова. –Екатеринбург, 2010. –26 с
Методика формирования патриотической позиции у бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение»
Аннотация.В работерассматривается актуальный вопрос современного образования –формирование патриотической позицииу современной молодежи. Рассмотрены цели, задачи, этапы программыформирования патриотической позиции бакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение».Ключевые слова:патриотическая позиция, этапы формирования патриотической позиции, компоненты сформированности патриотической позиции, курс «Краеведение», бакалавры туризма
Современное российское общество остро осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией таких целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности. В результате глобализации, унификации теряется связь людей со своими культурноисторическими традициями, забываются истоки народной, традиционной культуры, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального сознания и национальной самобытностиПоследнее десятилетие отмечено такими социокультурными процессами, как размывание ценностномотивационного ядра национального самосознания, вытеснение на его периферию патриотизма. Поэтому уже сейчас представляются чрезвычайно актуальными изучение ииспользование различных моделей формирования патриотической позиции студентов в конкретных образовательных учреждениях.Патриотическое воспитание молодёжи –приоритетное направление современной образовательной политики, что нашло отражение в нормативноправовых документах: Законе РФ «Об образовании», «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Министерством образования и науки РФ утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы»[1]. Особенно значима проблема патриотического воспитания студентов–будущихспециалистовв области туризма(направлениеподготовки100400 «Туризм», квалификация «Бакалавр»), которым предстоитучаствовать в диалоге и взаимодействии культур.Курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств. Для реализации воспитательного потенциала краеведческой деятельности необходимо, чтобы будущий специалист данного направления осознавалсебя в качестве культурноисторическогосубъектав спектре культур страны и региона, обладал способностью сопоставлять, анализировать, оценивать уровень и качество литературы, искусства и факты по истории своей страны, разбирался в современной, непростой для России ситуации, умел адекватно реагироватьна различные политические и экономические реформы, конфронтации, принимать участие в культурнодуховныхдискуссиях.Поэтому в содержаниикурса краеведения на первый план выступаетформирование у студентов патриотической позиции, что выражается в развитии критическогомышления, интересак изучению прошлого, воспитание гордостиза свершения предков, стремлениясохранить и приумножить достояние прошлого. В то же время комплексный анализ современных исследований и практики по проблеме патриотического воспитанияпозволил выявить ряд противоречиймежду:
наличием социального заказа на формирование патриотической позиции молодёжи и отсутствием термина«патриотизм» вФГОС по направлению подготовки «Туризм» (100400), квалификация «Бакалавр»; необходимостью повышения эффективности процесса формирования патриотической позиции молодёжи и неразработанностью понятий «патриотизм», «патриотическая позиция»;
востребованностью педагогического потенциала высших учебных заведений в формировании патриотической позиции студентов и недостаточной разработанностью методического обеспечения в этой области.Указанные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в разработке методики формированияпатриотической позиции убакалавров туризма на материале курса «Краеведение».На основе анализа философских и психологопедагогических исследований ЗахароваН.А., Лутовинова В.И., ПотемкинаА.В., Вырщикова А.Н.
определены показатели сформированности патриотической позиции:эмоциональномотивационный, когнитивный, поведенческий, оценочнорефлексивный.
Результаты первичного опросастудентовпозволили сделать вывод о недостаточном уровне сформированности патриотической позиции устудентов и необходимости проведения специальной работы по ее развитию. Учитывая это обстоятельство, была разработана программаформирования патриотической позиции убакалавров туризма в процессе изучения курса «Краеведение», включающая три этапа.На первомэтапе («Эмоциональное вовлечение»)решаютсяследующие задачи: вызвать положительный эмоциональный отклик на историю краяу студентов; сформировать у студентов знания о значениикрая в культурной, общественной, экономическойжизни народа. Для этого проводятся беседы, экскурсии, просмотр фольклорных праздников, просмотр и обсуждение видеозаписей. В частности, студенты просматривают видеозаписи из цикла «Большой Урал», «Хребет России», «Все чудеса Урала», «Урал куёт победу». Кроме того, проводится интеллектуальный конкурс, в котором вопросыпосвященыистории края, фольклору и праздникам.Второй этап («Познание») направлен на теоретическое осмысление истории края, формирование знаний оразных этапах истории края, дополняяэмоциональные впечатления первого этапа.На втором этапе используютсяследующие формы работы: лекции, экскурсии(в Екатеринбургский музей изобразительного искусства, Свердловский областной краеведческий музей,музей Нижняя Синячиха), круглые столы, изучение традиций народов Урала, конференциии семинарские занятия.Музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие, приобщает студентов к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществляет патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.Экскурсии позволяют на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
На третьемэтапе(«Социальное творчество»)решаются задачи активного, творческого вовлечения студентов в культурную жизньрегиона. Студенты самостоятельно разрабатываюти проводятгородские экскурсии, принимаютучастие в вузовскихфестивалях, городских праздниках, в различных социальных проектах. Например, в рамках нашей программы студенты регулярно принимаютучастие в городских праздниках в качестве помощников режиссёра, актёров, проводятигры и соревнования. Нашистуденты подключались к организациии проведению следующих социальных проектов:«Чусовая России»,Всероссийский фестивальнеигрового туристического кино«Свидание с Россией», «Верхотурье –духовная столица Урала», в ежегодной акции «Весенняянеделя добра»[2].
В системе воспитательной деятельности активно задействованы: отдел по воспитательной работе, Дворец культуры и спорта, деканаты институтов и факультетов, студенческий досуговый центр, профсоюзная организация студентов и аспирантов УГЛТУ, студенческий спортивный клуб университета, отдел международного сотрудничества и внешних связей. Студенты нашего университета проявляют всё большую активность в мероприятиях и проектах на внешнем уровне: конкурс «Студент года Свердловской области 2014»; межвузовский Слет волонтеров Свердловской области; Всероссийский конкурс молодежных проектов; Всероссийский фестиваль художественного творчества студентов «Архиперспектива 2014» с международным участием; конкурс инновационных и социальнозначимых проектов молодежи г. Екатеринбурга; «Студенческий лидер Свердловской области». В июне 2014 годаУправлением по молодежной политикеЧелябинской области при участии Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь)был проведен Форум молодежи Уральского федерального округа «УТРО2014», где студенты и аспиранты нашего университета приняли активное участие, работая по всем направлениям Форума, делегация УГЛТУ сдала нормы ГТО с получением золотых значков. Также в 2014 году студенты нашего университета приняли участие в целом ряде различных студенческих мероприятий:
Всероссийский молодежный форум «Селигер»;
Студенческий научный БИОФОРУМ в наукограде «Пущино»;
Всероссийская школасеминар для студентовчленов стипендиальных комиссий «Стипком 2014» (г. Москва);
Всероссийский сбор руководителей молодежных организаций образовательных учреждений МЧС России и Уральского федерального округа (г. Екатеринбург);
Всероссийский экологический молодежный форум (г. ХантыМансийск);
Всероссийский Слет студенческих отрядов России, посвященный 55летию стройотрядовского движения (г. Москва);
Школа студенческого актива Уральского федерального округа «ПРОдвижение» (г. Тюмень);
Всероссийская Школа студенческих общежитий (г. Москва);
Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» (г. Москва);
Международный форум студенческих общественных объединений «Мы строим свое будущее сами!» (г. Екатеринбург);
Всероссийский Конкурс на лучшее студенческое общежитие (г. Москва);
Всероссийский студенческий форум «Время создавать будущее!» (г. Москва) Волонтерская деятельность студентов университета осуществляется по следующим направлениям: социальное волонтерство (работа с детьми, лицами с ограниченными возможностями здоровья, престарелыми гражданами), донорство крови, экологическое волонтерство, работа по организации и проведению мероприятий, трудовая вахта. Волонтеры нашего университета работали на Всемирной Универсиаде в г. Казани, на Олимпийских и Параолимпийских играх в г. Сочи, являются участниками Всероссийского проекта«За честный ЕГЭ». Студентыволонтеры принимали непосредственное участие в подготовке и проведении конференции АСМАП, а также большинства мероприятий, проводимых на базе нашего университета. В настоящее время волонтерами являются около 500 человек. Одним из важнейших направлений работы в настоящее время является гражданскопатриотическое воспитание обучающихся. В университете разработана и утверждена Программа гражданскопатриотического воспитания обучающихся «Мыроссияне», создан Совет по гражданскопатриотическому воспитанию, составлен План мероприятий университета, посвященных 70летию Победы в Великой Отечественной Войне и гражданскопатриотических мероприятий, студенты университета участвуют во всероссийских и межвузовских проектах, посвященных 70летию Великой Победы: Свеча Памяти, Бессмертный полк, Георгиевская ленточка, Солдатская каша, мультимедийном конкурсе творческих работ «Судьба моей семьи в судьбе моей страны» и др. А конкурс красоты и таланта «Мисс и Мистер УГЛТУ 2015» посвящен 70летию Победы и уже на первом просмотре наши студенты и студентки рассказывали о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны. Все отметили, что эти рассказы не оставили никого равнодушными и оставили глубокие эмоции у всех присутствующих. Продолжается работа по повышению эффективности информационной работы с обучающимися: в газете «Инженер леса» выходит студенческая вкладка; у профсоюзной организации студентов и аспирантов работает свой сайт; есть странички в социальных сетях «В Контакте» (Проф. ком УГЛТУ) и INSTAGRAMM; информация о студенческой жизни постоянно обновляется на сайте университета.Созданный в результате работы смены «Лестех информационный» Школы студенческого актива УГЛТУ студенческий коллектив ЛесТех СМИ стал центром притяжения ребят, которых интересует журналистское мастерство. Кроме информационной работы в университете, они участвуют в мастерклассах и других мероприятиях, связанных с журналисткой деятельностью, а также создают видеоролики о студенческой жизни, социальной направленности, проведенных мероприятиях. Для повышения культурного уровня студенчества, расширения кругозора и изучения истории родного края студенты посещают Музей истории Екатеринбурга, Театр Оперы и Балета, а также участвуют в экскурсионных турах: Кунгурская ледяная пещера, Маршрутом Славы, Сысерть –родина П.П.Бажова, НевьянскТаволги.Свои творческие способности студенты университета могут совершенствовать на базе нашего Дворца культуры и спорта и Студенческого досугового центра. В настоящее время в них работают 20 творческихколлективов разной направленности, в которых постоянно занимаются около трехсот студентов и аспирантов. Вокальноинструментальный ансамбль «ШокоЛад»стал лауреатом 3 степени XV регионального фестиваля «Уральская студенческая весна 2014», ансамбль русской песни университета получил Специальный диплом членов жюри фестиваля "За сохранение народных песенных традиций», а также наш хор стал обладателем Диплома 3 степени в Открытом областном межвузовском фестивале патриотической песни «...России сможем послужить», посвященный 70летию Победы в Великой Отечественной войне.Женская сборная команда КВН «Аррива» заняла 2 место в финале высшего дивизиона областных игр КВН.Также наши девушки стали победителями в Открытом фестивале Лиги КВН РГППУ, а «Парни с лесоповала»заняли 2 место в этом фестивале. Студентка университета Екатерина Корх (ИАТТС) –победительница конкурса «Мисс УГЛТУ 2014» представляла наш университет в Первом всероссийском конкурсе творчества, красоты и артистического мастерства «Краса студенчества России» г.Казань. А обладательница звания «Мисс УГЛТУ 2013» Алёна Вагина (ФТиС) стала победителем и получила звание «Юная топмодель 2014» врегиональном конкурсе моделей «Юная топмодель 2014 Свердловской области» и титул Мисс «Вдохновение» Межвузовского конкурса красоты и таланта Мисс Университет «Ilovefushion». Вокалистка Тимашова Екатерина (ИЛБиДС) стала лауреатом 2 степени VIIIоткрытого областного фестиваля молодежнойпатриотической песни «Беспокойная юность моя». Надо отметить, что творческая активность наших студентов возрастает, они участвуют во многих творческих конкурсах и фестивалях, повышая свой уровень мастерства и популяризируя наш университет. По результатам реализации разработанной программы можно сделать
вывод, что курс «Краеведение», интегрирующий в себе многообразие форм учебнойи внеучебной деятельности, может рассматриваться как базовый в формированиипатриотической позиции у студентов–будущих специалистов в области туризма.
Теоретическая значимостьисследования заключается в следующем: 1. Результаты исследования обогащают теорию воспитания за счет конкретизации содержания понятия «патриотизм» применительно к профессиональной подготовке бакалавров туризма. 2. Предложенная педагогическая модель, включающая целевой, методологический, содержательный, методический, инфраструктурный, оценочный и результативный компоненты, способствует формированию патриотической позиции у будущих бакалавров туризма .3. Выявлены педагогические условия формирования патриотической позиции у будущих бакалавров туризма в процессе освоения курса «Краеведение» и обоснована возможность их реализации в реальном образовательном процессе. Практическая значимостьисследования состоит в том, что:1. его выводы и рекомендации направлены на совершенствование процесса воспитания студентов вуза;2.определены критерии сформированности патриотической позиции у будущих бакалавров туризма;3. разработаны рекомендации по организации образовательного процесса, направленного на формирование у студентов патриотической позиции
Ссылки на источники1.Лыкова Т.Р. Анализпонятия «патриотизм»: педагогический аспект //Анализ понятия «патриотизм»: педагогический аспект // «Фундаментальные исследования" № 11 (часть 4) 2013.С.4556.
2.Масленникова С.Ф. Воспитание экологогуманистических ценностей у студентов вуза:автореферат дисс. … к.п.н. / С.Ф. Масленникова. –Екатеринбург, 2010. –26 с